Иногда нам в голову приходят вопросы, ответы на которые логичны с точки зрения экспертов, но неочевидны. Почему небо голубое, а трава зеленая? Почему ночью становится темно? И откуда в швейцарском сыре такие большие дырки? О том, как сыр получил свою отличительную особенность, за которую (по крайней мере отчасти) его любят во всем мире - рассказываем ниже.

Дырки в сыре как часть производства

Классическая версия гласит, что дырки в сыре появляются из-за содержания в нем определенных бактерий. По словам историка сыра Пол Киндштедта (Paul Kindstedt), все начинается с того, что швейцарский сыр происходит из Альп. И хотя альпийские пейзажи выглядят живописными на упаковке, важно понимать, что это все-таки горы, которые долгое время оставляли работу сыроделов в известном смысле средневековой. Сыру приходилось проделывать долгий путь, а для этого необходимо было, чтобы головка сыра оставалась максимально сухой в процессе доставки.

В попытках оптимизировать процесс на сыроварнях разработали новые инструменты, позволяющие поддерживать более высокие температуры, со специальными прессами для удаления из сыра лишней влаги. Результатом оказался продукт с правильной эластичностью и достаточно низким содержанием кислот и солей, чего удалось добиться путем увеличения количества батерий Propionibacterium freudenreichii. Именно побочные продукты метаболизма этих бактерий придают швейцарскому сыру ореховый вкус, а еще - делают в нем дырки.

Несмотря на то, что дырки были неизбежны при производстве качественного сыра, со временем они приобрели особую ценность. Как замечает химик и автор книги «Наука о сыре» Майк Туник (Mike Tunick), дырки стали тем, чего ждали люди. Представьте, как бы мы расстроились, если бы сыр вдруг стал менее «дырявым». Ничего страшного с точки зрения полезности, но продукт определенно выглядел бы мене аппетитно, так как время заставило нас полюбить его внешний вид.

Но - о, ужас - это действительно происходит. Уолтер Бисиг (Walter Bisig), сотрудник исследовательского центра швейцарского правительства Agroscope, отмечает в интервью The New Yorker, что за последние 10-15 лет швейцарский сыр стал менее глазастым. Естественно, Бисиг и его коллеги из группы технологий обработки пищевых продуктов проявили к происходящему интерес.

Дырки в сыре образуются из-за сена

Основная проблема заключалась в том, что было слишком много вещей, которые могли повлиять на текстуру сыра. Как сообщают специалисты Университета штата Айова (University of Iowa), сыр порой страдает от переизбытка мелких дырок, нерегулярных дырок или эффекта «слепоты», когда дырки в сыре есть, но на срезе они перекрыты тонким слоем сырной массы. Каждый из этих недостатков имеет ряд возможных источников, включая творог, который может быть слишком кислым или устойчивым к температуре хранения, что вызовет нарушения в производительности бактерий.

Другая проблема, помимо непостоянства самого сыра, состояла в том, что никто до сих пор не знал, как дырки решают, где им появиться. Одна из теорий, например, утверждала, что углекислый газ накапливается в «более слабых местах в матрице сыра». Другие эксперты были уверены, что «глаза» образовались вокруг каких-то ядер, подобно тому, как капли дождя прилипают к пятнышкам пыли.

В конечном итоге удалось установить, что величина и количество дырок зависит от времени появления сыра. Так, более «слепые» сыры рождаются летом, а более «глазастые», напротив, зимой. Это позволило увидеть связь с тем, что летом коровы в основном питаются свежей травой, а зимой - сеном.

Этим путем исследователи пришли к «теории сена», которая гласит, что именно микроскопические частицы сена в молоке и становятся теми ядрами, вокруг которых образуются дырки. Эксперименты с производством сыра на чистом, отфильтрованном от любых примесей молоке подтвердили ее - дырок на сыре почти не было. Швейцарские ученые из Agroscope предполагают, что сено влияет не только на наличие или отсутствие дырок, но и на их характеристики: чем меньше сена в молоке, тем крупнее они в итоге получатся.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во всем хорошо известным продуктом питания - сыром. Сыр является древнейшим натуральным продуктом, который ценили во все времена и как обыденную еду в любое время дня, и как изысканную принадлежность праздничной трапезы.

Благотворные качества этого продукта во многом обусловлены его пищевой ценностью. Сыр состоит из жизненно важных и ценных для человека белков, молочных жиров, минералов, экстрактивных веществ и витаминов. Их концентрация практически в раз 10 выше, чем в самом молоке, из которого, собственно, и делают сыр. Белок, которым богат сыр, усваивается гораздо лучше, чем белок свежего молока.

Экстрактивные вещества сыра положительно воздействуют на пищеварительные железы и усиливают аппетит. Белок, которым богат этот продукт, является неотъемлемым компонентом жизненно важных биологических жидкостей человеческого организма (лимфы и крови), а также ключевой частью гормонов и иммунных тел.

Примерно 3% в сыре составляют минералы, львиная доля которых приходится на фосфор и кальций. Наряду с ними в разных сортах сыра также присутствуют йод, железо, цинк, селен, калий и медь. Не менее насыщен и витаминный ряд: здесь имеются витамины группы В, Е, С, А и D. Известно, что витамин В12 отлично влияет на кроветворение, а В2 является катализатором в процессе тканевого дыхания и способствует продуцированию энергии.

Регулярное употребление этого продукта улучшает состояние кожи, ногтей и волос (за счет витамина Е) и способствует более острому зрению (благодаря витамину А).

Существует много легенд, небылиц, историй о возникновения сыра. В одной легенде говорится о том, что сыр был придуман пастухами, которые брали с собой молоко, когда шли пасти отары овец. Однажды один пастух оставил молоко на солнце, по прошествии времени он заметил, что молоко начало густеть. Через несколько дней он слил образовавшуюся жидкость, а густой комочек, который образовался - решил попробовать. Попробовал, и надо сказать, что вкус этот ему очень пришелся по вкусу. Вот так и появился на свет сыр.

В нашей стране о сыре знали уже очень давно. Славяне издавна готовили сыр, полученный в результате естественного свертывания молока, т.е. без тепловой обработки, так называемым «сырым» способом, отсюда и название сыр. Такой сыр больше походил на творог и отличался от европейских твердых сыров. К тому же, он не пользовался у славян особой популярностью и не являлся для них продуктом номер один. Естественно, что такое положение вещей не способствовало развитию массового сыроварения, поэтому с уверенностью можно сказать, что история сыроварения в России началась при Петре I.

Учёные и историки утверждают тот факт, что славяне даже дань выплачивали сыром.

Но традиции сыроварения в России появились лишь при Петре I. «Что же вы мне даете сыр, мышами поеденный?» — разгневавшись, воскликнул царь Петр I, когда в Голландии его впервые угостили голландским твердым сыром. Но, разобравшись, что к чему и оценив вкус этого диковинного продукта, Петр пригласил в Россию голландских сыроваров, чтобы русский человек тоже приобщался к европейской кухне.

Настоящим началом промышленного производства нами любимого лакомства в России принято считать 1886 год, когда была основана сыроварня в деревне Отроковичи Тверской губернии, под предводительством графа Верещагина.

А к 1913 году в России производилось уже более ста сортов сыра, которые успешно экспортировались и продавались в других странах.

Всю эту важную и интересную информацию легко получить из книг по биологии, кулинарии, из Интернет источников. В Интернете меня заинтересовал следующий факт: « В одном из фильмов немого кино с участием Чарли Чаплина есть забавный эпизод. Великий актёр, исполняя роль официанта, перед тем, как подать на стол тарелку с сыром, просверливал в нём дырочки... коловоротом. Так он хотел выдать не очень качественный сыр за первоклассный — швейцарский». Шутки шутками, а вот вопрос, почему в некоторых сортах сыра, в том числе и в швейцарском, есть «дырочки», в самом деле любопытен.

Цель работы: выяснить какие процессы: биологические, физические или химические, определяют появление в сыре дырок.

Объект исследования: «дырки» в сыре.

Предмет исследования: процессы, приводящие к образованию «дырок» в сыре.

Задачи работы:

1) Познакомиться с историей появления сыра и процессами его изготовления.

2) Выяснить природу появления «дырок» в сыре.

3) Сделать вывод по работе.

1.ПРОЦЕССЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЫРА

1.1.ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СЫРА

Сыр — пищевой продукт, получаемый из сыропригодного молока с использованием свёртывающих молоко ферментов и молочнокислых бактерий или путём плавления различных молочных продуктов и сырья немолочного происхождения с применением солей-плавителей.

Процесс приготовления сыра включает следующие этапы.

1. Пастеризация молока

2. Образование сгустка.

3. Нарезка сгустка

4. Получение сырной массы. В результате процессов, производимых с сыром, получается сырная масса.

5. Прессование сыра. На этапе прессования сыр выкладывается в специальные формы и подвергается прессованию.

6. Созревание сыра. На данном этапе сыр следует перенести в погреб, или какое-либо другое специальное помещение для созревания.

Технология производства сыра состоит из ряда последовательно выполняемых операций, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Схема технологии производства сыра

Какие же процессы: биологические, физические или химические, происходят при производстве сыра и определяют появление в нем дырок?

1.2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫВ ПРИГОТОВЛЕНИИ СЫРА

К биологическим процессам можно отнести уничтожение технологически вредной для сыроделия патогенной микрофлоры, вирусов и бактериофагов. Достигается это пастеризацией молока.

Молоко пастеризуют непосредственно перед переработкой на сыр. Оптимальным режимом пастеризации молока в сыроделии является нагревание до температуры 70-72°С с выдержкой 20-25 с. В случае повышенной бактериальной обсемененности молока допускается повышение температуры пастеризации до 76°С с той же выдержкой.

Биологические процессы, протекающие в сыре, происходят на стадии созревания и обусловлены жизнедеятельностью бактерий. При производстве сыров в качестве закваски используется чистая бактериальная культура, в составе которой молочнокислые стрепто-кокки и молочнокислые палочки.

Созревание - это биохимический процесс, в результате которого сыр приобретает свои вкусовые качества. Большую роль в этом процессе играют бактерии, в частности пропионовокислые. В результате их жизнедеятельности образуются кислоты, которые придают сыру специфический острый вкус и углекислый газ, пузырьки которого мы видим в виде дырочек при разрезании сыра. Данная теория была высказана в 1917 году американским учёным Уильямом Кларком. Он заявил, что причиной возникновения дырок, например, в швейцарском сыре являются бактерии, которые в течение своего жизненного цикла производят углекислый газ, из-за которого и возникают полости внутри сыра. Эта теория быстро обрела популярность и до сегодняшнего дня воспринималась как наиболее вероятная.

Теорию американского исследователя подвергли сомнениям в тот момент, когда при изучении швейцарского сыра, произведённого в течение последних 15 лет, учёные из Швейцарского государственного центра сельскохозяйственных исследований заметили, что количество дырок в нём стремительно падает, а их размер уменьшается.

В чём бы вы думали, могла быть причина этого изменения канонического облика любимого многими сыра?

Ответ оказался совершенно неожиданным. Во время традиционного доения коров в ведро попадают микроскопические частицы соломы, являющиеся, по-видимому, необходимым компонентом жизнедеятельности бактерий, которые впоследствии и приводят к образованию огромных полостей внутри сырного цилиндра (чем больше частицы, тем больше глазки). В наши дни производители сыров всё чаще отходят от многовековых традиций, переходя на автоматизированные системы производства. Благодаря этому молоко оказывается лишено инородных примесей, в результате чего сыр лишается традиционных дырок.

Биологические процессы тесно связаны с химическими процессами, протекающими в живых организмах.

1.3.ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫВ ПРИГОТОВЛЕНИИ СЫРА

Химические процессы - это процессы, при которых из одних веществ образуются другие, новые вещества с определенными свойствами. Признаками химических реакций являются:

1.Выделение газа. 2.Изменение запаха и вкуса.

3.Выпадение или растворение осадка. 4.Изменение цвета.

5.Выделение или поглощение тепла.

Проанализировав информацию об основных этапах получения сыра, можно выделить следующие химические процессы, протекающие в сыре:

Химический процесс

Признак реакции

Ферменты сычуга и молочнокислых бактерий осуществляют гид-ролитическое расщепление белков. В частности, химозин катализиру-ет реакции гидролитического расщепления пептидных связей в казеи-не с образованием пептидов, которые под действием ферментов молочнокислых бактерий расщепляются до аминокислот. При этом часть аминокислот подвергаются декарбоксилированию и дезаминированию ферментами бактерий. В результате в сырной массе может накапливаться СО 2 и NН 3 , а также карбоновые, кето- и оксикислоты, амины, придающие определенный вкус и аромат сыру (изменение запаха и вкуса).

Созревание сыра

Выделение газа

Молочнокислые бактерии сбраживают молочный сахар (лактозу) в молочную кислоту, при этом изменяется запах.

Ферменты микрофлоры способны гидролизовать липиды. При этом во всех сырах обнаруживаются свободные жирные кислоты (масляная, валериановая, капроновая, каприловая и др.), содержание которых придают соответствующий вкус и запах сыру.

Созревание молока

Созревание сыра

Изменение запаха и вкуса

Частичная денатурация казеина, а также частичная потеря солей кальция (из растворимых солей переходят в нерастворимую в воде форму).

Пастеризация

Выпадение осадка

После внесения в молоко раствора свертывающего фермента (химозина) вначале образуются хлопья белка, а затем сплошной сгусток. Под действием сычужного фермента молоко свертывается в две стадии: на первой стадии казеин (белок молока) превращается в параказеин (ферментативный процесс), на второй происходит коагуляция параказеина под влиянием ионов кальция (коллоидно-химический процесс). При производстве сыров можно использовать и пепсин — фер-мент, выделенный из четвертого отдела желудка взрослых жвачных животных. Однако пепсин обладает меньшей избирательной активностью по отношению к казеинам, чем химозин.

Сычужное свертывание

Для приготовления сыра (формирования молочного сгустка) в молоко добавляется от 10 до 40 г безвод-ного СаСl 2 на 100кг молока. При этом фосфорилированные остатками казеина и кальция, при участии сычужных ферментов вступают в химическое взаимодействие.

Созревание молока

Молочная кислота подвергается дальнейшим химическим превращениям, в результате которых образуются лактаты кальция и монокальциевые соль параказеина, которые легко набухают, что способствует формированию эластичной консистенции сыра. Молочная кислота переводит в водорастворимое состояние минеральные соли сыра и фосфор неорганических солей.

Созревание молока

Созревание сыра

Растворение осадков

Все выше перечисленные химические процессы (кроме этапа пастеризации) экзотермические.

Созревание молока

Созревание сыра

Выделение тепла

Изменение цвета. Цвет сыра зависит от природы молока, а не от химических реакций, происходящих в нем. Например, молоко овец, азиатского буйвола и некоторых пород коз не содержит желтого пигмента b-каротина или же содержит его очень мало; соответственно сыры, получаемые из такого молока, как правило, имеют белый цвет. В состав коровьего молока входит b-каротин; его количество зависит от времени года, породы коровы и ее рациона, и естественный цвет сыра, получаемого из коровьего молока, варьирует от соломенного до желтого.

1.4.ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫВ ПРИГОТОВЛЕНИИ СЫРА

Физические процессы - это процессы, не сопровождающие образованием новых веществ, при этом могут изменять форму, объем, агрегатное состояние вещества.

Замечали ли вы, что в большинстве сортов сыра «дырки» - «глазки» имеют сферическую форму? Оказывается, объясняется это физическим процессом, в основе которого лежит закон Паскаля:

давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.

Сначала готовят «тесто» для сыра. Потом полученную массу уплотняют под большим давлением и заполняют ею специальные формы. Образовавшиеся в формах головки сыра вынимают и помещают в теплые камеры для созревания. В этот период сыр «бродит». Внутри спрессованного, но ещё мягкого «теста» образуется углекислый газ, который, накапливаясь, выделяется в виде пузырьков. Чем больше углекислого газа, тем сильнее раздуваются пузырьки. Потом сыр затвердевает, и внутри него запечатлевается картина внутреннего «дыхания» бродящего сыра в виде вкраплений пузырьков углекислого газа.

Что касается формы образовавшихся полостей, то, во-первых, согласно закону Паскаля, давление в пузырьках одинаково передается во все стороны, а во-вторых, «тесто» в этот момент подобно жидкости по своим упругим свойствам. Поэтому пузырьки раздуваются строго сферической формы. Отступление от этого правила будет означать, что в каком-то месте внутри имеются уплотнения или, наоборот пустоты в «тесте».Чем тверже сыр, тем меньше раздувается внутренний пузырек, тем меньше размер дырки.

К дополнительным физическим изменениям, протекающим в пищевых продуктах, в том числе в сырах, относят увлажнение и высыхание. Эти процессы изменяют состояние и свойства продуктов, а также влияют на активность химических и биохимических процессов. Усыхание и увлажнение приводят к потемнению массы продукта. Замедлить эти изменения можно соблюдением соответствующих температурных режимов.

По физико-химическим процессам сыры делятся на плавленые и рассольные.

Плавленые сыры — это продукт, получаемый из зрелых высокока-чественных сычужных сыров, путем их плавления при высокой темпе-ратуре, в химическом составе которых отмечается высокое содержа-ние белков, липидов, органических кислот и других соединений, по сравнению с сычужными сырами.

В основе производства плавленых сыров используется свойство сы-чужных сыров при температуре 45-50°С плавиться, а при более высокой температуре разжижаться, при этом завершающим этапом производства является получение высококалорийного пищевого продукта.

Перед плавлением сыр измельчают, малые размеры частиц сырной массы позволяют при плавлении сыра сформировать более однород-ную массу продукта. Обычно сыр плавят при 80-85 "С в течение 15-20 мин.

Во время плавления может часть влаги испариться, поэтому для размягчения в расплавленную массу добавляют сливочное масло, мо-локо, пахту и др. В качестве наполнителей вносят сахар, соль, ветчину, орехи и др. При составлении смеси необходимо руководствоваться вкусовыми качествами продукта и его консистенцией. При плавлении сырной массы изменяются физико-химические свойства белков. При этом плохо растворимый параказеинат кальция переходит в хорошо рас-творимый параказеинат натрия.

При плавлении сыров к расплавленной сырной массе добавляют соли фосфорной (Са 2 НРO 4 , NаН 2 PO 4 , H 3 PO 4) и лимонной (цитрат натрия) кислот, которые могут связываться с казеином и параказеином, увеличивая агрегатную устойчивость белков. Использование кислых солей может понизить рН сыра, что сказы-вается на консистенции продукта.

Рассольный сыр-тип сыра, который созревает и хранится в рассоле, поэтому не имеет корки. Рассольные сыры содержат до 7% соли. К рассольным сырам относятся брынза, сулугуни, адыгейский сыр и другие.

Брынза. Сыр брынзу вырабатывают из коровьего и овечьего моло-ка или из смеси коровьего, овечьего и козьего молока.

Для производства брынзы кислотность коровьего молока должна быть 22 °С, овечьего — 21-28 °С. Пастеризация молока производится при 72-74°С (моментальная пастеризация) или в течение 10 мин при 68-70°С.

В пастеризованное молоко добавляют хлорид кальция. После перемешивания смесь охлаж-дают до 27-30°С, а затем вносят 0,5-0,7% бактериальной закваски для сыров от общего объема. Образование молочного сгустка проис-ходит в течение 75-90 мин. При раскладывании молочного сгустка его края должны быть ровными, а выделяющаяся при этом сыворотка прозрачной и слегка зеленоватой.

Верхний слой сгустка толщиной 2-3 см снимают и откладывают в сторону. Остальной сгусток разрезают ножом на квадратики, а затем переносят кусочки на плотную ткань, производят прессование сгуст-ка. Для этого на сгусток кладут груз, равный его весу, на 2 ч, а затем увеличивают вес груза в 1,5-2 раза. Общая продолжительность прессования зависит от кислотности и консистенции сгустка и может про-должаться в течение 2-4 ч. Прессование заканчивается только тогда, когда прекращается выделяться из сгустка сыворотка. Отпрес-сованный пласт разрезают на квадратики размером 10-15 см, которые помещают в 18 % раствор хлорида натрия и выдерживают в этом рас-творе от 8 до 16 ч при 10 °С, переворачивая. Затем кусочки брынзы ук-ладывают в бочки, заливая 15 % раствором хлорида натрия. Созрева-ние брынзы проводят в течение одного месяца при 12-15°С. Хранится готовая к употреблению брынза при 4-6 °С.

Брынза вырабатывается с содержанием 40-50% липидов в сухом веществе сыра, при 49-52 % влажности и 4-8 % соли.

Технические показатели продукта. Внешний вид. Сыр брынза имеет чистую поверхность без корки. Допускается незначительное ослизнение поверхности, небольшая деформация, незначительные трещины (не более

3-4 мм по ширине).

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной мной работы я познакомилась с историей появления сыра и процессами его изготовления.

Выяснила, что в результате сложных микробиологических, биохими-ческих и физико-химических процессов в сыре образуются продукты, обуславливающие его органолептические показатели. Сыр приобретает наряду с общим сырным вкусом и запахом специфические для каждого вида сыра привкусы и аромат, соответ-ствующий рисунок (глазки) или его отсутствие.

«Дырки» - «глазки» в сыре - это пузырьки, образованные из-за выделения углекислого газа, аммиака, частично других газов, например, водорода в процессе брожения. Среди них на долю углекислого газа приходится 90 %. Сначала газы легко растворяются в сыворотке сыра, а при получении перенасыщенных растворов начинают скапливаться в промежутках между сырными зернами. Они раздвигают сырную массу, в результате образуются полости - глазки, происходит уплотнение белковой массы и выделение влаги, которая скапливается в глазках, образуя «слезу».

Количество и характер глазков формируют рисунок сыра. При быстром образовании газа глазки будут мелкими - диаметром 0,3-0,5 см (мелкие твердые сыры), а при медленном крупными - диаметром 1-2 см (крупные твердые сыры). В крупных сырах (типа швейцарского) глазки образуются через 20-25 дней после изготовления, а иногда и позже. Они имеют правильную круглую форму, заполняются в основном углекислым газом и незначительным количеством азота и кислорода. Углекислый газ образуется главным образом под влиянием пропионовокислого брожения. В мелких сырах глазки мелкие, частые, круглой формы. Если процесс брожения проходит нормально, рисунок имеет глазки округлой формы, равномерно расположенные. При нарушении нормального процесса брожения формируется рисунок, нехарактерный для того или иного вида сыра.

Наличие глазков зависит от закваски используемой для приготовления сыра, тепловой обработки и технологии изготовления. Выяснила, что появление в сыре «дырок» обусловлено комплексом биологических, физических и химических процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Интернет ресурсы:

1) http://www.topauthor.ru/otkuda_v_sire_dirki_b244.html

2) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/02/07/proekt-otkuda-v-syre-dyrki

3) http://pandia.ru/text/79/077/23490.php

4) http://doseng.org/interesnoe/97706-otkuda-v-syre-berutsya-dyrki.html

5) http://www.bestreferat.ru/referat-272013.html

6) http://works.doklad.ru/view/JY4nEj9HpU4.html

Кто согреет солнышко?

Всем зимою холодно,
В дом бегут скорее.
Остаётся солнышко.
Кто его согреет?

Раньше согревало,
Были солнцу рады.
А теперь любуются
Танцем снегопада.

Нарисую солнышко
У себя в альбоме,
И как будто станет
Посветлее в доме.

Напишу записку, —
Я уже умею:
Не печалься, солнышко!
Я тебя согрею.

Улицей гуляет Дедушка Мороз

…Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Иль на окнах дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят…

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Всюду снег

Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

Гололедица

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.

Зимушка-зима

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.

Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок —
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Первый снег

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
— Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома …–
И подписано:
«Зима»

Пришла зима

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Съезжают санки сами вниз,
Но есть у них один каприз.
Чтоб с горки мчались сани,
Мы вверх их тащим сами.

Как на горке, на горе

Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

Снежная семья

Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Тpое на заснеженной полянке

Тpое на заснеженной полянке
Я, Зима и санки.
Только землю снег покpоет —
Собиpаемся мы тpое.
Веселимся на полянке —
Я, Зима и санки.

Снег кружится, летает, летает…

Вот и пришла долгожданная зима. Время праздника, забав на холоде и прочих развлечений. Либо до нее еще очень долго, но хочется снова окунуться в атмосферу морозной зимы, соответствующего ей досуга и почитать с детьми душевные произведения на эту тему. Вы попали в нужный раздел! В нем представлены зимние детские стихотворения.

Даже в тех местностях, где зимой снега мало, его представляют себе в воображении. И вдвойне активнее используют как в украшении дома в зимний период, так и подключают песенный и стихотворный материал обо всех зимних символах. Среди них изображение снега занимает особое место.

Создать зимний антураж не только в интерьере, но и в досуге помогут замечательные стихи про зиму, которые вы найдете ниже. Такие произведения отлично прозвучат на любом новогоднем празднике или в кругу семьи на домашнем торжестве, уютном вечере с книгами.

Среди представленных здесь стихов есть многочисленные загадки, песенки, авторские стихотворения – как объемные, так и совсем короткие. Вы сможете подобрать оптимальное содержание и длину на возраст ваших детей. В общем понимании посвященные снегу стихи – произведения о природе и красоте, гармонии природных явлений. Все это в целом благотворно влияет на психологическое состояние ребенка. Также такой поэтический материал развивает кругозор ребят.

Взрослым в помощь

Данная поэтическая коллекция окажет помощь не только родителю в поиске каких-либо зимних стихов своим детям. Она пригодится и педагогам, воспитателям для обогащения материала сценариев к праздникам, подготовке уроков чтения и литературного развития детей. Стихи про зиму за счет образных сравнений, ассоциаций хорошо развивают воображение. Они обогащают словарный запас детей многообразием эпитетов для снега. Поэты не скупятся на самые замысловатые рифмованные описания льдинок, снежинок, мороза. Соответственно, разбор фольклорных и авторских загадок, стихотворений послужит на уроках литературы.

На основе стихов про снежинки можно логически продолжить творчество в другом виде деятельности – перейти к изобразительной деятельности, декорированию дома новогодними украшениями или просто прогулке на свежем воздухе, включая наблюдения за снежным покровом, рассматривание формы и размера снежинок.

Приятного вам чтения детской поэзии в нашей подборке!

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе по программе « Школа России »

Тема: А. Прокофьев «Как на горке, на горе»

Цель: способствовать у учащихся творчески воссоздающего воображения, прививать любовь и интерес к образному слову.

Задачи:

    Познавательный аспект:

    Развивающий аспект:

    Воспитательный (мировоззренческий аспект):

    развитие увлеченности к изучаемому предмету;

    воспитание внимательного отношения к слову;

    развитие познавательной инициативы учащихся;

    развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребенка со взрослым.

Оборудование к уроку:

    Листы с кроссвордами.

    Снежинки творчества.

    Мультимедийный проектор.

План урока

    Организационный момент.

    Постановка учебной задачи.

    Речевая разминка.

    Введение в тему.

    Работа со скороговоркой.

    Физкультминутка.

    Динамическая пауза.

    Создание акротекстов.

    Домашнее задание.

Хо д урока :

    Организационный момент.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь. ( С лайд № 2 )

    Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке нас ждет уже известный нам вид работы, а именно работа над стихотворением. Мы также превратимся в сочинителей, в соавторов небольших миниатюр. Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года.

    Речевая разминка.

- Начнем урок с речевой разминки.

А) - Повторяем за мной.

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю. (Слайд № 3)

Б) - Прочитайте молча слоги на экране

кра кры кри кру кре кро

Прочитаем хором очень тихо.

Почитаем хором в средней тональности.

Прочитаем громко.

Прочитаем как медвежонок говорит.

Прочитаем как зайчик пищит. (Слайд № 4)

Молодцы!

    Введение в тему.

Я предлагаю вам из букв собрать литературное слово. (Слайд № 5-6 )

П Э И О З Я

Верно, это слово поэзия.

Знаете ли вы, что обозначает слово поэзия?

( выслушиваются предположения детей:

Поэзия – это искусство.

Поэзия звучит как музыка.

Поэзия – когда видишь прекрасное.

Поэзия это рисование словами.

( С лайд № 7 ) – зачитывается текст

Поэзия от греческого- означает творчество, сотворение.

Поэзия - это язык души. Поэзия – это искусство, в котором каждое слово волнует. Поэзия – это музыка из слов. Поэзия – это речь, которую надо уметь слушать и видеть.

А кто создает поэзию? (поэты)

Каких поэтов вы знаете?

Все перечисленные вами гениальные поэты обладали талантом так построить нашу речь, чтобы она звучала как музыка, это те люди, которые умели выразить словами то, что словами не выражается.

5. Физкультминутка « Зайц ы»

(Слайд № 8)

6. Работа со скороговоркой.

Прочитайте первую часть скороговорки. ( С лайд № 9-10 )

Кто догадался какой будет вторая часть?

В зимний холод всякий молод.

Какой звук повторяется в скороговорке?

Как вы понимаете смысл скороговорки?

Зимой мороз бодрит, наше лицо как у молодых, так и у пожилых покрывает румянец. Чтобы не замерзнуть бегут все: и взрослые, и дети. Зимой огромное количество зимних игр, в них любят играть все, настроение у всех поднимается.

Поиграем в игру «Снежки». По скороговорке я задам вопрос – отвечают девочки, дальше мальчики.

В зимний холод всякий молод ?

В зимний холод всякий молод?

В зимний холод всякий молод?

В зимний холод всякий молод?

7. Работа над поэтическим произведением А. Прокофьева.

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся со стихотворением о зиме А. Прокофьева

- Александр Андреевич Прокофьев – поэт, живший в другое время, в другом веке, более близком нам. Он вырос в семье рыбака. Окончил три класса, служил в армии, как и все работал и писал стихи о деревне, детях. (Слайд № 11-12)

Для того, чтобы стихотворение легче читалось, давайте разберем эти две строчки. (С лайд № 13 )

С горки – ух!

На горку –ух!

Как вы понимаете эти строки?

Почему употребляется одно и тоже слово?

Одно и то же слово ух, а состояния у человека разные. Какие чувства испытываешь при первом ух, при втором? (радость при спуске и немного тяжело при подъеме)

О чем это стихотворение?(о зимних развлечениях, а точнее о катании детей с горы)

Прочитайте стихотворение про себя и определите характер произведения, какое оно? (стихотворение доброе, веселое)

- Прочитаем вслух стихотворение, передавая чтением настроение произведения?

Почитаем стихотворение по ролям (2 - 3 раза) по смысловым отрывкам .

    Динамическая пауза «Морозная Зима»

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом белоснежным серебром.

(Руки вверх – вниз)

(Руки на пояс – наклоны в стороны)

(Поворот вокруг себя)

(Дотрагиваемся до носа)

(Прыжки на месте)

(Руки в стороны – замереть на месте)

(Дети кружатся)

(Руки вверх и постепенно опускаться на корточки)

9. Создание акротекстов.

Что такое акротекст? (небольшой рассказ на определенную тему)

Садитесь по группам. Я предлагаю каждой группе кроссворд, где нужно разгадать его и узнать ключевое слово из прочитанных стихов и по нему составить акротекст про зиму, зимние развлечения. Свои произведения запишите на снежинках творчества. Можете составить несколько акротекстов.

Дети работают каждый в своей группе, учитель помогает по мере необходимости. (Слайды о зиме № 14-16 )

Прочитаем ваши акростихи. (Оценивание обучающихся).

10. Домашнее задание.

- Спасибо за вашу работу на уроке. Домашним заданием будет выучить стихотворение изученное сегодня или выбрать стихотворение другого автора о зиме и выучить также наизусть . (Слайд № 17)

    Итог урока.

    Давайте встретим зиму песенкой.

(Звучит песенка «Кабы не было зимы», из мультфильма «Простоквашино) . (Слайд № 18).

Почему его нет рядом, когда он так нужен? Где он, квадрокоптер с камерой, который следует по пятам и снимает каждый шаг с самого удачного ракурса?
Представьте себе картину: мама и двое детей катаются с горки. Не с этого чуда фанерного зодчества, что строят в городе, а с высокой земляной насыпи, ограждающей деревню от весенних паводков - дамбы. Годовалый малыш в чёрно-сером комбинезоне на вырост покорно стоит, где поставили, сидит, куда посадили, несётся под мышкой вверх по склону и вниз, сидя у мамы на коленях. Трёхлетний мужчина в яркой куртке с крупным геометрическим рисунком из фиолетовых, синих, жёлтых пятен не может влезть на крутую гору сам, но очень старается:"Я ползу, ползу, я смогу, смогу!" - поскальзывается и снова поднимается, пока мама не спустится за ним и не вытянет за руку.
Всё вокруг покрыто толстым слоем пушистого снега, и, когда они все вместе съезжают на длинной ледянке, снег, поднимаемый сапогами и валенками, летит в лицо. Старший кричит: "Снег попал на шапочку! На шапочку!" Он - водитель, сидит впереди, и ему достаётся больше всего. Младший сидит между мамой и братом. Тихо, молча. Мама закрывает глаза и радостно кричит, она замыкающая. За её спиной развевается широкий фиолетовый шарф в треугольник, хвост весь в снегу, несколько оборотов на шее.
После каждого спуска мама подталкивает старшего, помогая встать, ставит на ножки младшего, встаёт сама, поднимает на дамбу каталку и младшего, оставляет наверху. Подбадривает старшего, чтобы поднялся сам. Всё равно спускается к нему на помощь.
Мама устаёт, последний раз они скатываются с другой стороны дамбы в сторону тропинки. Старший усаживается в санки с ручкой. Ледянку закрепляют у него за спиной. Мама разматывает шарф на шее. Странно, под объёмными складками ещё один шарф, тоже фиолетовый, но более насыщенного цвета, с облачками.
Размотанный шарф она накидывает на плечи младшего, и вместе с шарфом закидывает себе на спину, приматывает и завязывает. Подбирает перчатки, которые мешали завязывать шарф, хватается за ручку санок - и вперёд, через поле, через заснеженные окраины, мимо покосившихся деревянных заборов, догнивающих советских автомобилей, чёрно-бурых двухметровых сорняков. Мимо тракторов и самосвалов. Мимо трёхэтажных коттеджей. Умирающая пригородная деревня, на останках её прорастает новый посёлок.
Она идёт, они едут. Домой, в тепло, к ужину и ванне.

PS1: квадрокоптера нет, а муж с фотоаппаратом в окне есть.
PS2: слингогерои: Мокошь Тринити Калликарпа 3 - мягкое облако, и шейный шарф Оша Страто Розалин с мохером - тёплая, чуть колкая вкуснятина.

Ну и, чтоб было о чём потрындеть - как вы это носите? Тройка на шее ощущалась как корсет для шеи) А с каких горок вы катаетесь, на чём? Я тут купила на днях ледянку из чего-то мягкого и пухлого, с двумя ручками по бокам, из тканей, как ватрушка-тюбинг, но плоская, вытянутый овал. Прямо супер удобно, жаль, в моём детстве такого не было! Мы тогда катались на куске линолеума))) или полиэтилена, но он рвался быстро. И жёстко на всём этом, и холодно. А эта мягкая штука еще и не промерзает, моя пятая точка в джинсах (где мои мозги?!) благодарна за это 😊