Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте, Германия. «Общая история была в том что его мать и отец разошлись до его рождения, он был ребенком своей матери от внебрачного союза. Он никогда не видел своего родного отца или первого мужа своей матери,» сообщил некролог Эриксона, который появился в Нью-Йорк Таймс в 1994.

Его молодая еврейская мать воспитала Эрика одна, какое-то время прежде, чем жениться на враче, докторе Теодоре Хомбергере. Факт, что Хомбергер не был фактически биологическим отцом, много лет скрывался от Эрика. Когда он, наконец, узнал правду, он остался с чувством заблуждения о том, кто он был на самом деле. Этот ранний опыт помог зажечь его интерес в формировании личности.

Его интерес в идентичности был далее развит основанный на его собственных событиях в школе. В его школе-храме другие дети дразнили «скандинавом», потому что он был высоким, белокурым, и голубоглазым. В средней школе он был отклонен из-за его еврейского происхождения. Эти ранние события помогли подогреть его интерес в формировании идентичности и продолжили влиять на его работу в течение его жизни.

Когда он закончил среднюю школу, Эриксон баловался искусством и потратил некоторое время на путешествие по Европе. По предложению друга Эриксон изучил психоанализ и получил свидетельство из Вены Психоаналитическое Общество.

Он также стал учить в школе, созданной Дороти Берлингем, другом Анны Фрейд. Он продолжил работать с Берлингемом и Фрейдом в школе в течение нескольких лет, встретил Зигмунда Фрейда на вечеринке, и даже стал пациентом Анны Фрейд. «Психоанализ не был так формален тогда,» он вспомнил. «Я заплатил мисс Фрейд 7$ в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ, который дал мне самосознание, принудил меня не бояться быть мной. Мы не использовали все те псевдонаучные термины тогда — защитный механизм и т.п. — таким образом, процесс самосознания, болезненного время от времени, появился в атмосфере освобождения.»

Он встретил канадского преподавателя танца по имени Джоан Серсон, которая также преподавала в школе, где он работал. Пара женилась в 1930 и родили трех детей.

Эриксон переехал в Соединенные Штаты в 1933 и предлагался обучающее положение в Медицинской школе Гарварда. Он также поменял свое имя от Эрика Хомбергера Эрику Х. Эриксону, возможно поскольку способом подделать является собственная идентичность. В дополнение к его положению в Гарварде у него также была частная практика в детском психоанализе. Позже, он начал учить в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, Сан-Франциско Психоаналитический Институт, Центр Остина Риггса и Центр Специальных исследований Бихевиоризма.

Он опубликовал несколько книг о своих теорий и исследований, в том числе Детство и Общество и Жизненный Цикл Завершен . Его книга Ганди Истины был удостоен Пулитцеровской Премии и национальной книжной Премии.

Вклады в психологию:

Эрик Эриксон провел время, изучая культурную жизнь Sioux Южной Дакоты и Yurok северной Калифорнии. Он использовал знание, которое он получил культурных, экологических, и социальных влияний, чтобы далее развить его психоаналитическую теорию.

Последнее обновление: 13/05/2015

«Надежда - самая первая и наиболее базисная добродетель, присущая всему живому. Если жизнь продолжается, надежда должна оставаться - даже тогда, когда пошатнулась уверенность в себе, когда разрушено доверие».

Эрик Эриксон

Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности. Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли - внимание с тех пор было обращено на личность человека. Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни - в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

Биография Э. Эриксона

Ранние годы

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной. Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», - сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача - доктора Теодора Хомбергер. То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы - нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

Карьера и дальнейшая жизнь

Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой . Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», - вспоминает он. - «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины - защитный механизм и т.д. - так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон - известный американский социолог.

В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя - из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, - возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность. В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.
Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

Восемь этапов психосоциального развития

Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые. Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов. На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён - только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь - от рождения и до самой смерти.

Эрик Эриксон и кризис идентичности

Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ - «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности. Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития. По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

Вклад в развитие психологии

Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», - процитировали его в некрологе. - «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно. Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года. Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins). Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал. Позже Эриксон признавался, что именно это - несколько запутанное происхождение - способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда». Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей). На протяжении Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер взял себе фамилию Эриксон.

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде. Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938). На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире. Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов. В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования. В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом. Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни. И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе. 12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори» (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом. Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср. Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо большую популярность.

ЭРИКСОН ЭРИК.

Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. Его родители по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения, маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца. Окончив классическую гимназию, Эриксон больше не получил формального образования.

Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлинг-хэм и Анной Фрейд, которой в то время руководил Блос. В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на будущее.

Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927-1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд. Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости.

В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией отчима - еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в Гарвардский университет. В 1939 г он принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.

До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота. Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие этого заказала Эриксону это исследование. Основательно изучив жизнь индейцев сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло. В подобных условиях единственным приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как придерживаться идентификационных ориентиров.

В 1950 г выходит, возможно, самая известная книга Эриксона - «Детство и общество», в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, «жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия. Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.

В книге «Молодой Лютер», опубликованной в 1958 г., Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. Здесь формулируется концепция «моратория» - периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, каким он преодолевает внутренние конфликты. Книга «Молодой Лютер», помимо своей психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически став образцом-нового жанра психобиографии.

В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа «Идентичность-юность и кризис», которую он полностью посвятил раскрытию понятия «идентичность». Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимым условием существования идентичности Эриксоном называется «способ жизни», то есть общее мировоззрение, внутренняя логика.

В 1969 г. была издана еще одна психобиография - под названием «Истина Ганди», которая принесла автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию.

Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Он свел эти стадии в одну таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды (1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все учебники по возрастной психологии

Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.

Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.

Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.

Третья стадия: инициатива против вины. Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности.

Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации. Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).

Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности. Подростковый период, от 12 до 18 лет - становление эгоидентич-ности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженность определенным подростковым «идеалам», подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.

Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.

Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии главное - забота о детях и творческой продуктивности.

Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго» личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.

В работе «Образцы сновидений в психоанализе» (1954) Эриксон предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же проанализировано).

Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса.

Для Эриксона же «это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу». С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение. Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом.

Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г. Его вклад в науку, взгляды на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой мировой общественности второй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы. Ему удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как «идентичность» (identity), «кризис идентичности», «жизненный цикл» (life cycle) и другие.

Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЕРН ЭРИК. Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора

Из книги Четыре времени года автора Тарасова Татьяна Анатольевна

Эрик Целлер Эрик Целлер - ведущий тренер у себя в стране, как, например, Мюллер в ГДР. Я на соревнованиях встречала его ровно столько, сколько езжу сама. В Будапеште в январе 1984 года он мне сказал, что это его 43-й чемпионат Европы. Надо проверить, правильно я его поняла? И если

Из книги Людовик XIV автора Дешодт Эрик

Эрик Дешодт Людовик XIV

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

1. Милтон Г. Эриксон: краткая биография (1967) Милтон Г. Эриксон, доктор медицины, известен во всем мире как ведущий практик медицинского гипноза. Его ориги­нальные разработки техники наведения транса, исследования возможностей и ограничений гипнотического опыта, равно как

Из книги Автобиография фальсификатора автора Хэбборн Эрик

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Эрик Кантона Август 2009 года1992 год. Эрик Кантона впервые стал чемпионом английской лиги в составе «Лидс Юнайтед». Репортер британского телевидения Элтон Уэлсби, отчаянно пытаясь взять у него интервью, решил обратиться к игроку по-французски: «Magnifique, Эрик!» - «О, вы

Из книги Сериал «Теория Большого взрыва» от А до Я автора Рикман Эми

Джойнер Эрик и другие художники Съемочную площадку «Теории Большого взрыва» украшают рисунки известных художников в научно-фантастическом стиле. Один из таких художников – Эрик Джойнер из Сан-Франциско – прославился причудливыми изображениями роботов, которые

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Э. Эриксон (1902–1994) В 1970 году один из номеров популярного американского журнала «Ньюсуик» вы шел с броским заголовком на обложке «Эрик Эриксон: в поисках идентичности». Главный материал номера был посвящен эпигенетической концепции Э. Эриксона. В этом проявился живой

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

Глава 4. Эрик Хан-Пира Эрик Иосифович Хан-Пира (1927–2011 гг.), лингвист, автор научных, научно-популярных и полемических статей, посвященных вопросам языка, истории и литературы, доцент МПГУ. Окончил литфак МГПИ в 1950 г.На его лекциях на факультете начальных классов всегда был

Из книги Война, блокада, я и другие… [Мемуары ребенка войны] автора Пожедаева Людмила Васильевна

Эрик…! Эрька…! Эричка…! Борька-дыня, у которого голова с белобрысой челкой была вытянута вверх и была похожа на дыню. Борька-моряк, который всегда ходил в матросках разного цвета - синей, голубой и белой, и мне это очень нравилось. У меня тоже была синяя матроска, и тогда я

Из книги Хилтоны [Прошлое и настоящее знаменитой американской династии] автора Тараборелли Рэнди

Глава 4 Эрик: выход из тени Было 14 августа 1958-го, окончание недельных торжеств по случаю последнего приобретения Конрада Хилтона, отеля «Беверли-Хилтон» в Лос-Анджелесе, который только что был открыт для посетителей. Вестибюль был полон людей – кто-то уже снимал номер,

Из книги автора

Глава 4 Баррон, Эрик и Франческа – Разумеется, для меня гостиничный бизнес очень важен, – говорил Баррон Хилтон репортеру, давая интервью для Ассошиэйтед Пресс в своем солидном доме в Холмби-Хиллз. – Но больше всего – семья.Можно было бы заметить, что его отец не всегда

Из книги автора

Глава 5 Эрик и Пэт разводятся В 1985 году прошло уже шесть лет со смерти Конрада. За это время его сын Эрик развелся с Пэт, с которой прожил двадцать девять лет и имел четырех детей; развод был официально расторгнут в 1983 году. «Мы отдалились друг от друга, – сказала Патрисия

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.