(Документ)

  • Обществознание. Краткий конспект (Документ)
  • Михеев М.А., Михеева И.М. Краткий курс теплопередачи (Документ)
  • Беломытцев А.С. Краткий курс теоретической механики. Статика и кинематика (Документ)
  • Горшков А.В. Социология труда: Краткий курс (Документ)
  • Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • Черноуцан А.И. Краткий курс физики (Документ)
  • Презентация - Геометрия 7 класс краткий курс (Реферат)
  • Скляров Ю.С. Эконометрика (краткий курс) (Документ)
  • Натансон И.П. Краткий курс высшей математики (Документ)
  • n1.doc

    1.5 . Социальные институты

    Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.

    Слово институт здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, в которое закладывается то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.

    Социальные институты - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.

    Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступе к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

    К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности, защиты выступает армия.

    Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.

    Появление социального института обусловлено:


    • потребностью общества;

    • наличием средств удовлетворения этой потребности;

    • наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;

    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»

    Скрытые функции, те которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда одно заявляется на словах, а другое делается на самом деле, ученые говорят о нестабильности развития общества.

    Процесс развития общества сопровождается институционализацией - то есть формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г.Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию новых институтов: Это потребности:


    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    • в производстве продуктов и услуг;

    • в распределении благ;

    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
    Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, с другой, определенные институты, к примеру семья, могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т.д.
    1.6 . Многовариантность общественного развития.

    Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

    В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

    Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

    Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

    Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

    Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

    Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

    Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

    Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

    Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 - 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

    Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 100. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

    2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства это 1) девальвация 2) ревальвация 3) деноминация 4) дефляция 1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса? 1) корпоративные и моральные 2) моральные и правовые 3) правовые и корпоративные 4) моральные и политические 1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного 1) ограничение прав и свобод граждан 2) отсутствие ответственности власти перед обществом 3) применение репрессий к противникам режима 4) контроль государства за всеми сферами общественной жизни По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 3 балла. 2

    3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности. 1) Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва. 2) Бухгалтер В. ушёл на пенсию. 3) Майору T. присвоено звание подполковника. 4) Продавец H. назначена директором магазина. 5) Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический. 6) Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов? 1) Государственная Дума 2) Совет Федерации 3) Председатель Правительства РФ 4) Президент РФ 5) Генеральный Прокурор РФ 6) законодательные органы субъектов Российской Федерации 7) органы местного самоуправления 2.3. К направлениям философии относятся 1) идеализм 2) кубизм 3) позитивизм 4) марксизм 5) абстракционизм 6) классицизм 2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае 1) возражений одного из супругов против расторжения брака 2) наличия у супругов общих несовершеннолетних детей 3) признания одного из супругов недееспособным 4) несовершеннолетия одного из супругов 5) осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет По 2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 8 баллов. 3

    4 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ Вексель, акция, облигация, чек. Ценные бумаги Обычай, традиция, табу, мораль. Виды социальных норм. По 2 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент федеральный округ Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал факторы производства, лишний элемент налоги. По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Максимум за задание 6 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу Все мировые религии возникли в Древнем мире Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики Большинство государств мира являются унитарными «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США. 4

    5 5.5. Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над тёмной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальётся сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрёк, И всё тошнит, и голова кружится. (А.С. Пушкин) В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль Нет Да Да Да Нет По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 5 баллов. 6. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б 5

    6 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. В Г Д Е 1 балл за обобщающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня. Максимум за задание 10 баллов. 6

    7 7. Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении». Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого... И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность. По 1 баллу за каждое названное право. Всего 3 балла Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.» 3 балла за верно названную теорию. 3 балла за обоснование. Всего 6 баллов. 7

    8 7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия). Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. 2 балла за каждое названное последствие. Всего 6 баллов. Максимум за задание 15 баллов. 8. Решите задачу 15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию? Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ. 1 балл за ответ на первый вопрос. 3 балла за приведённое обоснование. 2 балла за верное указание нормативно-правового акта. Максимум за задание 6 баллов. 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем (А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является (Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и (В). 8

    9 Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного (Г) общества, когда накопившиеся (Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит (Е). Она предполагает (Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного (З), определял их как локомотивы (И). В то же время многие подчёркивали их (К), разрушительное воздействие на общество. Список терминов 1) противоречие 2) эволюция 3) прогресс 4) закон 5) стабильность 6) революция 7) конструктивный 8) качественный 9) кризис 10) коммунизм 11) реформа 12) разрушение 13) различие 14) деструктивный 15) реакция 16) количественный 17) анархизм 18) история 19) цивилизация 20) динамизм А Б В Г Д Е Ж З И К По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. 9

    10 10. Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.) Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация. По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 9 баллов. 10

    11 11. Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы. Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись: А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь? Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом Жеглов положил руку мне на плечо и сказал: У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности... И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко: А почему же вам «языки» без надобности? Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами: Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше. Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, убеждённо сказал я. Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима: На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают? Как что? удивился я. Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени. Вот именно, согласился Жеглов. А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств... А бандит без оружия, что ли? упирался я. На встречу вполне может прийти без оружия. И что? 11

    12 А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать! Вопросы Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»? В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка? Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ. Элементы ответа Баллы Должны быть названы: По 2 балла за каждую уголовно-процессуальное право, верно указанную международное гуманитарное право позицию. Максимум 4 балла Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип Могут быть названы следующие положения. По 3 балла за каждое Каждый обвиняемый в совершении верно приведённое преступления считается невиновным, пока его положение. виновность не будет доказана в Максимум 9 баллов предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Максимум за задание 16 баллов 12

    13 12. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Ответ Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет армия кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для демократия авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) деньги *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) собственность Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Могут быть названа слова-синонимы, точно отражающие смысл мысли автора. По 2 балла за каждое верное слово. Максимум за задание 8 баллов. Максимум за работу 100 баллов. 13


    Время выполнения заданий: 90 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 40) Часть

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ОКРУЖНОЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 35 В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Основное предназначение

    Тестовые задания к зачету по дисциплине «Основы права» 1. Поведение людей регулируется: а) обычаем, б) моралью, в) правом, г) совокупностью права, обычаев, морали. 2. Возникновение права связано с появлением:

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ 1 Критерии оценивания В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Какое из перечисленных прав человека в

    Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

    Образец задания отборочного тура Задание выполняется в течение 1 часа. Ответы вносятся в соответствующие графы задания. Ответ на каждый вопрос оценивается от 0 до 5 баллов в зависимости от его правильности,

    Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс задания Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

    Олимпиада по праву 10-11 классы Школьный этап Шифр 1 ЧАСТЬ (Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, max=24) Выберите один правильный ответ 1.1. Верны ли следующие суждения об изменениях Конституции

    Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

    Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 9 класс Работа состоит

    Проведение тестирования в течение учебного года. Тесты: 1. Государство это особая организация политической власти: а) которая обладает суверенитетом, распространяет свою власть на все население в пределах

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

    Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Право, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения 1 час 30 минут Тестовые задания I. Отметьте один

    ПРОЦЕСС АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СПОРЫ Компанию привлекли к административной ответственности. Что поможет доказать невиновность Как избежать необоснованного привлечения к ответственности Какими доказательствами

    ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Видом монархии

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009 год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ) Ответы и критерии оценки. Время работы 10 минут. Общее количество баллов за работу 0 баллов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

    ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Соблюдение

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ заданий школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год 0 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один или несколько). К юридическим

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 40 Выберите правильный ответ. 1 Кодексы Российской Федерации

    Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 10 класс 1 вариант

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Задача 1 Демонстрационный вариант отборочного этапа Право 9 класс Функцией права является: 1 упорядочение общественных отношений 2 разрушение общественных отношений 3 хаотизация общественных отношений

    Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

    ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 2013/2014 учебный год 6 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответ Баллы Выберите правильный ответ 1.Конституция Российской Федерации: А. Документ, рассчитанный

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

    Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского Седьмая Брянская корпоративная региональная олимпиада учащейся молодежи ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Заочный тур 2015 г. 11 класс Часть 1 1.Переход

    КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ ЮНЛАНДИЯ Конституция представляет собой основной закон, регулирующий экономическую жизнь и экономические отношения в стране. По предложению граждан страны и её Правительства в Конституцию

    Предмет: Обществознание Задания 2008-2009 уч. года Этап: олимпиада проводилась в один этап (очный) Тур: I 9-11 классы Задание 1. О чем (о ком) идет речь? ГОСУДАРСТВО 1. Именно эту форму правления острый

    Право, Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2014-2015 гг., 2 этап Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Активный тренинг по теме: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Автор-составитель:

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2015 2016 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий Тестовые задания Ответ 1 Сколько голосов депутатов Государственной

    КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 2012/2013 учебный год 10 КЛАСС ФИО ученика Дата рождения класс школа ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один

    ШИФР ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ РАЙОННЫЙ ЭТАП. ЗАДАНИЯ 7-8 КЛАССЫ (100 баллов) Мы рады приветствовать Вас на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников

    Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

    Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для обучающихся 9 класса. Демонстрационный вариант КИМ состоит из трех частей, включающих 25 заданий. На его выполнение

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год КЛАСС ЗАДАНИЯ Выберите правильный ответ(один или несколько) Ответы Критерии оценивания.

    Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 26 заданий. К каждому из первых 20 заданий приводится

    1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС В заданиях 1 5 выберите два правильных ответа. 1 2 3 Основным результатом разделения государственной власти

    Заданий Всероссийской олимпиады школьников по праву муниципальный этап 2012-2013 год 8 КЛАСС Регистрационный участника Округ ФИО учителя ЗАДАНИЯ Ответы Балл Выберите правильный ответ 1. Что является государственными

    1 Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (обществознание) Олимпиадные задания на отборочный этап и критерии их оценивания 21 ноября-15 декабря 2012 года Работа

    Многовариантность общественного развития. Типология обществ

    Основные пути общественного развития

    Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер


    Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

    Революция

    Коренное качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества, познания. Носит скачкообразный характер перехода к новому качественному состоянию

    В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация»


    Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях



    Общественное развитие связано с процессом модернизации


    кратковременные

    Февральская революция 1917 года в России

    долговременные

    Неолитическая революция – свыше трех тысяч лет, промышленная революция – 18 – 19 века


    Модернизация - процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Также это процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» формами


    прогрессивные

    регрессивные (реакционные)


    Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Реформы связаны с эволюционными изменениями общества. Социальная революция отличается от них тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Сегодня она не провозглашается обязательной закономерностью решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. В современных условиях существует практика перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе . Модернизация - усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация - это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития. Классические теории модернизации описывают «первичную» модернизацию, исторически совпадавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно-европейской либеральной модели. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

    а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

    б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

    в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

    Типология обществ – классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности – дописьменные и письменные, по уровню социальной дифференциации – простые и сложные, по формационному признаку – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, по уровню развития – развитые, развивающиеся, отсталые, по технико-технологическому фактору – традиционное, индустриальное и постиндустриальное

    Вопросы сравнения

    Традиционное аграрное общество

    Индустриальное общество

    Постиндустриальное информационное общество

    Взаимодействие с природой

    Приспособление и подчинение общества природным условиям.

    Использование природных богатств, нарушение экологического баланса, «победа» над природой.

    Замена природных материалов искусственными, решение экологических проблем, стремление к коэволюции

    Воздействие на природу

    Локальное, неконтролируемое

    Глобальное, неконтролируемое

    Глобальное, контролируемое

    Основа экономики.

    Натуральное сельское хозяйство.

    Промышленность, крупное машинное производство.

    Преобладание сферы услуг, информационные технологии.

    Черты производства

    Ручной труд

    Широкое применение механизмов и технологий

    Автоматизация производства, компьютеризация общества

    Основной продукт

    Промышленные изделия

    Характер труда

    Индивидуальный

    Преимущественно стандартная деятельность

    Резкое повышение творческого начала в труде

    Занятость населения

    Сельское хозяйство – около 75%

    Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – около 85%

    Сельское хозяйство до 3%, промышленность – около 35%, услуги – около 66%

    Главная ценность.

    Сила, земля, власть.

    Знания, личные таланты, информация.

    Основа экспорта

    Продукты производства

    Взаимодействие со странами

    Несущественное

    Тесная взаимосвязь

    Открытость общества

    Властные отношения.

    Народ лишен власти. Власть у государства, армии, церкви.

    Народ имеет доступ к власти через демократические институты. Власть у корпораций, бизнесменов.

    Широкое развитие демократии, усиление роли «профессиональных политиков» из-за роста аполитичности.

    Социальная структура.

    Большинство населения – сельское. Жесткая сословная иерархия.

    Рост городского населения, увеличение средних слоев и социальной мобильности.

    Преобладание городского населения, стирание классовых различий, большинство общества – средние слои.

    Социальные нормы.

    Коллективизм, общинные принципы, нарушение прав личности.

    Индивидуализм, защита прав личности через господство права и закона.

    Осознанное добровольное ограничение индивидуализма; в системе права защита интересов личности приоритетна.

    Духовная сфера

    Господство религии, образование доступно лишь избранным, изменения происходят медленно.

    Ограничение роли религии, появление атеизма. Массовая грамотность и образование. Развитие науки и техники.

    Огромная роль науки и технического прогресса. Образование разноуровневое, непрерывное. Глобализация культурных процессов.

    Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации. При этом общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общиной собственности и влияние родо-племенных связей.

    Самостоятельная работа

    Задание 1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального.

    Задание 2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А) В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б) Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

    Задание 3. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества? 1) Предприниматель действует инициативно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности. 2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку. 3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок. 4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

    Задание 4. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества 1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

    Задание 5 . Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества...» И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей - прежде всего ремесленников, женщин и детей - превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация

    Задание 6. Переход к индустриальному обществу связан с 1) осознанием необходимости бережно относится к природным ресурсам 2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота 3) созданием единого информационного пространства 4) компьютеризацией производства

    Задание 7. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности 3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

    Задание 8. Революция как форма социальных изменений 1) всегда связана с изменением территориально-государственного устройства 2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества 3) как правило, осуществляется по инициативе власти 4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

    Задание 9. Верны ли следующие суждения о путях развития общества? А) Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствует об эволюционном пути развития общества. Б) Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

    Задание 10. Какая из ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? 1) Жители поселка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров 2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня 3) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 4) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела

    Задание 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? 1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания 3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом 4) замедленный темп общественного развития

    Задание 12. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z? 1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) аграрному

    Задание 13. В ходе дискуссии один из участников сделал вывод о некомпетентности оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику? 1) сословная структура общества 2) рост количества крупных промышленных центров 3) преобладание семей нуклеарного типа 4) высокий уровень социальной мобильности.

    Задание 14. П.Я Чаадаев писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной». Бремя такого доказательства взяли на себя 1) западники 2) славянофилы 3) натурфилософы 4) идеалисты

    Задание 15. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина выпадающие из общего ряда 1) наука 2) промышленная революция 3) информация 4) глобализация 5) традиционализм 6) Интернет

    Задание 16. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют индустриальное общество. Найдите эти два термина 1) массовая культура 2) переход от ручного труда к машинному 3) цеховая организация промышленного производства 4) частная собственность 5) касты 6) классы 7) экологический кризис 8) права и свободы человека

    Задание 17. Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите характеристики данного типа цивилизации 1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля и ирригационные сооружения 2) высокий уровень социальной мобильности 3) кастовая стратификационная система 4) высокий уровень развития промышленного производства 5) господство религиозного мировоззрения 6) развитой институт прав и свобод человека

    Задание 18. Установите соответствие между путями развития общества и их примерами

    ПРИМЕРЫ ПУТИ РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА

      отмена крепостного права в 1861 году

      события октября 1917 года в России А) революционный

      период перестройки

      реформы П.А.Столыпина Б) эволюционный

      период индустриализации

      якобинская диктатура во Франции

    Задание 19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

    «Первый тип цивилизаций - _____ (А) общества. Он представлен многими государствами Африки и Азии. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ____ Б) к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на _____ В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ____ Г), а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____ Д), в собственности которой находилась земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит ____ Е) характер».

    Список слов: 1) постиндустриальные 2) община 3) традиционные 4) религия 5) приспособление 6) индустриальные 7) интенсивный 8) самосозерцание 9) экстенсивный

    Задание 20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски.

    «По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ____А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ____Б). Человечество по-новому начинает воспринимать _____ В) – как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человечества появляется ___ Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___Д) – рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ____ Е). В экономической сфере господствует ____ Ж)». Список понятий : 1) индустриальный 2) частная собственность 3) промышленная революция 4) аграрная революция 5) урбанизация 6) время 7) право выбора 8) индустриализация 9) права человека 10) государственная собственность.

    Задание 21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски. 1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

    «Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _____ А): эволюция и революция. Учёные называют _____ Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе _____ В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о _______ Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ____ Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального _____ Е) и духовного развития».

    Задание 21. Назовите три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

    Задание 22. «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать» - писал Ф. Энгельс. Что он, по-вашему, имел в виду? «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)*

    Задание 23. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера» . Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

    Задание 24. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли) «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас). Раскройте смысл высказываний.

    Задание 25. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый?

    Задание 26. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)*

    Задание 27. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

    Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

    В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

    За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

    Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

    (Ю.А. Красин)

    С1. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

    С3 Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

    С4. Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным, иначе ответ не будет засчитан)

    Лист ответов

    1 – 2 2 – 1 3 – 3 4 – 2 5 – 4 6 – 2 7 – 3 8 – 4 9 – 3 10 – 1 11 – 4 12 -2

    13 – 1 14 – 2 15 – 2,5 16 – 3,5 17 – 1,3,5 18 – 1Б 2А 3Б 4Б 5Б 6А 19 – А3 Б5 В8 Г4 Д2 Е9

    20 – А3 Б1 В6 Г7 Д5 Е9 Ж2

    25. Социолог подчеркивал усиление и значение человеческого фактора в производстве

    • 1. Социальные изменения как социологическая дефиниция.
    • 2. Социальный процесс и его виды.
    • 3. Социальный прогресс общества и его модернизация.

    Социальные изменения как социологическая дефиниция.

    Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Вес течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы.

    Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные - изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные - изменения в культуре общества.

    Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д.

    Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения».

    В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организацип, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, н тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а М017Т отдавать «приоритет» какому- либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.

    «Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур-так называемые «изменения равновесия».

    Каков же механизм социальных изменений, каким образом они протекают? В основе социальных изменений всегда находится предложенный обществу результат авторских или анонимных, случайных или стихийных изобретений и открытий - так называемая инновация. В нашем случае - социальная инновация. Социальную составляющую могут иметь и материальные инновации.

    Инновация, проникая в общество, вызывает социальное (ые) изменение (я). Однако не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Другие могут приниматься немедленно или спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие в обществе субъективных установок, которые могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, используя свою власть, руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования инновационного закона и таким образом блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолеть сопротивление субъективных установок по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения.

    Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность, и наоборот. Специфика социальных инноваций в том, что сложно продемонстрировать обществу их позитивный эффект сразу. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия, сопротивления и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, инновации представляются уже привычными и необходимыми.

    В принятии инноваций важную роль играет их совместимость с той или иной культурой. Зачастую они вступают в определенное противоречие с существующими культурными образцами. Когда это происходит, то инновация просто отвергается обществом или принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым. Инновации тогда успешно конвергируются, т.е. сливаются с устоявшимися элементами культуры, когда они имеют позитивный для общества социальный эффект. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

    В основе понятия прогресс - латинское слово progressus - «движение вперед ». В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

    Иногда за движением вперед следует откат - попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был названрегрессом . Регресс противоположен прогрессу.

    Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация » или «застой ».

    Многовариантность общественного развития (типы обществ)

    Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией . Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

    Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции .

    Типы обществ

    Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального) ,индустриального , постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным) . В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

    § Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.



    § Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

    § Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960 - 1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

    Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

    Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит порой дальнейшее выживание человечества.

    § Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

    § Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

    § Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды: голод, нищету, безграмотность, безработицу. Эти беды все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

    § В числе важнейших угроз современности - войны и терроризм .

    Глобальные проблемы человечества

    Глобальные проблемы человечества касаются всех землян, невзирая на их государственную принадлежность. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ.

    § Классификация глобальных проблем . Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных.

    § К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие.

    § Социальные проблемы - это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы.

    § К политическим проблемам относятся в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

    § Экономические проблемы - это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

    Межнациональная рознь . В ряде регионов мира не до конца преодолены межэтнические противоречия; многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться, и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально.

    Локальные конфликты . Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны.

    Угроза ядерной войны . Существует серьезная опасность, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций.

    Продовольственная проблема - это неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население.

    Полюса развития - это поляризация мира по принципу развитости экономики.

    Истощение ресурсов . Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся.

    Духовные проблемы .

    Угроза международного терроризма

    Терроризм - насильственное воздействие на людей с целью запугать их и добиться реализации своих планов.

    Террористические действия всегда носят публичный характер и производятся с целью воздействия на общество или на власть.