В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

  • это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
  • способность рассчитывать только на свои силы;
  • независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
  • умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
  • умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень - когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идет о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов» .

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных занятиях необходимо ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
  • предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:

  1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
  5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
  7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
  8. поощрять различные творческие начинания ребенка.


МАДОУ "Детский сад № 148" г. Рязани

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Подготовила учитель - логопед Шитова Н.П.

Тема: «Знакомство со звуком [э]. Буквой Э».

Цель : Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательная задача. Знакомство со звуком [э], буквой Ээ. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Э. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.

Оборудование: Магнитная доска, наборное полотно «Алфавит», интерактивная доска, веры гласных букв, предметные картинки, карандаши и тетради по числу детей.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Это легкая забава…».

Ход занятия:

  1. 1. Организационный момент. Дети стоят около стульчиков.

Логопед. Ребята, посмотрите на доске у нас уже первое задание. Это два желтых кружка, что они обозначают?

Дети. Нужно вспомнить и назвать слово, состоящее из двух слогов.

Логопед. Правильно.

Дети называют по очереди слова и садятся на свои места.

  1. 2. Основная часть.

Логопед. Ребята посмотрите на экран. У нас сегодня гость, но кто же он?

Дети. Это эльф.

Логопед. Совершенно верно, а зовут его Эм. Он хочет с вами поиграть и поэтому приготовил для вас много интересных заданий. Сначала послушайте стихотворение:

Это Элля, Эмма, Эдик

Едут на велосипеде.

На экране появляется картинка с изображением детей на велосипеде.

Логопед. Ребята какой чаще всего звук повторяется в этом стихотворении?

Дети. Звук [э].

Логопед. Правильно. Назовите слова в которых вы его услышали, но называйте их выделяя этот звук.

Дети перечисляют слова.

Логопед. Давайте произнесем этот звук вместе. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [э] - гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Логопед. Верно. Его можно петь. Давайте сейчас попробуем его пропеть.

Пропевают.

Логопед. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед на доску помещает карточку с буквой Э, а под неё ставит красный кружок.

Упражнение «Светофор»

Логопед. Сейчас давайте поиграем. Я буду произносить разные звуки, потом слоги и слова, когда вы услышите звук [э], нужно поднять светофорчик.

Для упражнения используется следующий материал: э, п, с, э,а,э; эм, ас, эс, он; эхо, Эдик, Анна, Эмма.

Логопед. Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед. Эльф Эм приготовил нам следующее задание. Посмотрите на экран и найдите лишнюю картинку.

На слайде изображены: эскимо, арбуз, электричка, экскаватор. Дети вместе проговаривают название предметов и выбирают лишний.

Логопед. Правильно, лишний арбуз, потому что в нем нет звука [э].

Упражнение «Цепочка»

Дети читают слоги, слова по цепочке.

Логопед. Молодцы. Сейчас давайте немного разомнемся.

Физкультминутка:

«Это лёгкая забава»
Это лёгкая забава — Повороты туловища вправо и влево.
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. Показывают рукой стену и окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. Приседания.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. Ходьба на месте.

Упражнение «Выложи букву»

Логопед. Ребята посмотрите на букву Э. Из каких элементов она состоит?

Дети. Из полукруга и горизонтальной палочки в середине.

Логопед. Верно. Посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала пишем полукруг, открытый влево, потом горизонтальную палочку в его середине. Сейчас пробуем выложить букву на бархатной бумаге.

Дети выполняют задание. На листе бархатной бумаги из ниток выкладывают букву Э.

Логопед. Все запомнили, как пишется буква? Сейчас берем в руки карандаши и делаем упражнения для пальцев рук. Раскатываем карандаш между двух ладоней -10 раз. Раскатываем карандаш между кончиками пальцев - 10 раз. Держим карандаш в правой руке большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и обратно. Молодцы, а теперь приступаем к работе в тетрадях, пишем с вами букву Э .

После дети пишут букву в тетради.

Логопед. Давайте выполним с вами следующее задание.

Упражнение «Расшифруй слово»

Логопед. Посмотрите на экран. Эльф Эм зашифровал слово, его можно отгадать по первым звукам, каждого слова (слайд на экране с картинками: э кскаватор, с тол, к ит, и голка, м олоток, о бруч )

Дети. Здесь зашифровано слово эскимо.

Логопед. Верно. Давайте запишем это слово и сделаем к нему схему.

Дети. В слове эскимо: первый звук [э] - гласный, обозначаем красным кружком, звук [с] - согласный твердый, обозначаем синим кружком, звук [к’] - согласный мягкий, обозначаем зеленым, [и] - гласный, обозначаем красным кружком, звук [м] - согласный твердый, обозначаем синим кружком, [о] - гласный, обозначаем красным кружком.

Логопед. Молодцы. Справились и с этим заданием. Эльф Эм приготовил вам еще одно задание. У каждого на столе лежат картинки, нужно определить на какой звук начинается название предмета и положить эту картинку к нужной букве.

Дети подходят к столу, на котором разложены буквы. Логопед спрашивает каждого ребенка, чтобы он назвал, что нарисовано у него на картинке, выделив первый звук в названии и положил ее к нужной букве.

3.Заключительная часть .

Логопед. Молодцы, вы все справились с заданиями, который приготовил вам эльф. Ему пора лететь в свою волшебную страну.

Дети прощаются с эльфом.

Логопед. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались (дети перечисляют ). Вы сегодня все хорошо и активно работали на занятии.

Вспомнить картинки, в названии которых есть звуки Г, К.

2. Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. «Рыбка».

  1. Развитие общей моторики.
  1. Развитие мелкой моторики. «Акула».
  1. Массаж лица.

По общим правилам.

  1. Развитие мимических мышц:

Нахмурить брови;

Подмигнуть;

Втянуть щеки в рот.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

Для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз:

Рассердился язычок,

Крепко стиснул кулачок.

Разбежался сильно он,

Дверь открыл и вышел вон!

Для губ: губы – «художники» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у – ы).

Для языка: « язык лопаткой», «иголкой», «горбиком», «чашечкой»; выполнение действий по тексту

Посмотри направо,

Посмотри налево,

Посмотри вниз на дорожку – нет ли луж.

Ничего не нашел, домой пришел.

- «Ныряльщики». Дети «превращаются» в «ныряльщиков». Логопед «Сейчас мы спустимся под воду. Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») – 2 раза.

8. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э.

2. Акустико – артикуляционный образ звука.

Изолированное произношение звука Э – хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно – вибрационного и акустического контроля.

Характеристика звука.

Звук Э – гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды), обозначается красным цветом.

3. Развитие фонематического слуха.

Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.

4. Связь звука и буквы.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.

  1. Автоматизация звука в слогах.

Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК, КЭ.

Составление их из букв разрезной азбуки, печатание в тетрадях.

  1. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

А) - Подберите имена детей, которые начинаются со звука Э.

(Эдик, Эмма, Эля.)

Б) Назовите картинки, которые выставлены на доске. Деление на слоги слов сложной слоговой структуры (Эскалатор, эскадрилья, экскаватор, эскадрон, электричество). Запись графической схемы.

В) Звуковой анализ слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной азбуки.

Г) Составление предложения со словом Эдик по предложенной схеме:

__________ __________ _________ .

Эдик видит эскимо.

Д) Составление этого предложения из букв разрезной азбуки.

Выделение слов со звуком Э из стихотворения.

Электричество в домах,

Свет горит на этажах,

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

  1. Физкультминутка. Игра « Запретное движение».
  2. Упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи.

Рассматривание картины с изображением рыбы. Название частей тела рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Логопед говорит детям, что тело большинства рыб покрыто чешуей и что рыбы живут в воде.

Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище» (образование притяжательных прилагательных).

У щуки: У акулы:

Голова – щучья голова – акулья

Хвост – щучий хвост - акулий

Туловище –щучье плавник - акулий

Плавник – щучий туловище – акулье

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку. Где живут рыбы?

Чем покрыто их тело?


Ольга Чепайкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия

«Звук и буква Э »

(Подготовка к обучению грамоте )

Цели : Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.

Образовательные задачи :

Дать детям понятие о механизме образования звука Э ;

Учить выделять звук Э из состава слогов , слов, предложений;

Познакомить детей с жителями с крайнего Север эскимосами, ввести в активный словарь новые слова : эскимосы, эскимо.

Обучать постижению смысла новых слов, упражнять в узнавании родственных слов.

Коррекционные задачи :

Автоматизировать звук Э в слогах , словах, предложениях и тексте;

Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков .

Корректировать психофизические функции : фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии , самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Пантомима «Прогулка с лес» . Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.

Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!

Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.

Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз

Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой.

Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э , познакомимся с буквой Э .

3. Акустико-артикуляционный образ звука .

Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).

Характеристика звука Э . Звук гласный , обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды.

Логопед произносит сначала изолированные звуки , затем слоги, слова и предложения. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Э .

5. Произношение звука в словах .

Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?

Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.

Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)

Образование относительных прилагательных.

Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) – Дополняйте предложения : В доме много… (этажей) . Мы поднялись на пятый (этаж) . Спустились с пятого (этажа) .

Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор) . Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички) . Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством) . Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус) .Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)

6. Выделение звука из стихотворения

Электричество в домах.

Свет горит на этажах.

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

Назовите слова со звуком Э . Как вы понимаете слово экономить?

Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки, дети называют : (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?

Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист) . Есть ли звук Э в слове машинист ? Имя его начинается со звука Э – Эдуард . Он спрашивает, куда мы поехали.

(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор) . Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик) .

7. Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки . Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное) . На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).

8. Физкультминутка.

На чем мы летели? Повторите. Есть ли в нем звук Э ? Где он стоит? А в слове электричка где стоит звук Э ? Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком Э (Аэробус, аэропорт, аэродром) . Какая часть у них общая? «Аэро» - значит воздух.

9. Эскимосы съели эскимо. Они за хотели узнать название самой большой птицы – ЭМУ. Давайте напишем это слово, используя звуковую схему . Эти птицы живут в Австралии. Могли бы они жить на севере? Почему?

10. Работа над предложением

Составьте предложение со словом Эму.

11. Знакомство с буквой Э .

2. Итог. Что нового узнали на занятии ? Вспомним новые слова со звуком Э .

Литература :

Пожиленко Е. А. волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 224 с. 1999г.

Подготовка к школе детей с ЗПР . Под ред. С. Г. Шевченко

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» . С-Петербург : 2005

Г. Ванюхина «Речецветик» . Екатеринбург 1993.

Волина В. В. «Учимся играя» . М : 1994.

Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» . «Говорим правильно» . М : 2007.

Публикации по теме:

Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Библиотека изображений:

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [э], буквы Э, э.

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательные: П родолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать навыки звукового анализа. Развивать зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Материал: презентация-5 мин.

Словарная работа: страус эму.

Индивидуальная работа с Алиханом - учить давать полные ответы.

Ход НОД

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

3. Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем )

Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным)

Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Вспомните стишок про гласные звуки.

Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.

Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)

Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Вспомните стишок про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь

4. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля (слайд № 1)
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки»
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ

ЭП-ОП -АП УП-ЭП-ОП ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП ЭП-АП-ЭП ОП-УП-ЭП
6. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Э].

А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице и видит едет...(экскаватор) (слайд № 2) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?

7.Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).
8. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля? (слайд №3)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
9. Физминутка
10 . Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. (слайд №4) - Каких животных вы видите в зоопарке? (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить. (слайд № 5) Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 6)
-Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова. Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?

11 . Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. (слайд № 7). Что в нем продают? (электроприборы)

- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине... Что она купила? (слайд №8)
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
12. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э]. (слайд № 9)
- На что она похожа? (слайд №10)
Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун - буква Э!
Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.

13.Пальчиковая гимнастика
14. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)

15. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. (слайд № 12)
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?

16. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.