У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.

Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию - выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.

У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.

Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание (Приложение №2).

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.

На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.

Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"

Кафедра социальной педагогики и психологии

по дисциплине: Психология дошкольного возраста

на тему: Речевое развитие младших школьников

Владимир, 2014

Введение

2. Виды речи

3.Функции речи

Заключение

Список литературы

Введение

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. С помощью речи дети изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга. Чем активнее учащиеся совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарный запас, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Развитие речи включает в себя усвоение литературной языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма, совершенствование культуры речи. Помимо этого, в развитие речи включается произносительная работа -- дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов. В развитии речи выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Особую роль в развитии речи играет синтаксис.

Он позволяет с функциональной точки зрения оценить все средства языка и речи, изученные в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и морфологии.

Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить словосочетание и предложение, обогащает синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки.

Для достижения результатов необходима систематическая работа учителя и учащихся.

Систематичность в развитии речи обеспечивается наличием четырех условий: последовательность упражнений, их перспективность, разнообразие упражнений и умение подчинить разнообразные виды упражнений общей цели.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи.

Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно -- в процессе своей речевой практики.

Речь -- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе.

Речь -- способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой -- хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

младенческий возраст -- до 1 года -- гуление, лепет;

ранний возраст -- от 1 года до 3 лет -- овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

дошкольный возраст -- от 3 до 6 лет -- появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст -- от 6 до 10 лет -- осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст -- от 10 до 15 лет -- овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст -- от 15 до 17 лет -- совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

2. Виды речи

речевой школьник устный письменный

Руководство развитием речи не может не учитывать особенностей речи, ее видов.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы.

Речь в первую очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь -- это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим.

Внутренняя речь -- это не произнесенная и не написанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе.

В зависимости от формы обмена информацией - с помощью звуков или с помощью письменных знаков выделяют устную и письменную речь.

Устная речь -- звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи -- ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации.

У говорящего легче устанавливается контакт с аудиторией (или с собеседником), так как он видит ее реакцию и может вовремя перестроиться. Следовательно, устная речь, по сравнению с письменной, обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. В этом ее достоинства.

Недостатки устной речи определяются ее неподготовленностью. Как правило, говорящий устно не имеет времени для обдумывания композиции, плана своего высказывания, для отбора слов. Здесь нужна высокая готовность речи, значительный объем оперативной памяти и развитая способность упреждающего синтеза.

Поэтому в устной речи синтаксис проще, предложения короче, выше повторяемость слов, нередки ошибки: незаконченность начатых предложений, неправильное их построение, неточный выбор слова, неправильное образование морфологических форм и т. п.

Письменная речь всегда полнее и сложнее устной (особенно монолог): крупнее предложения, больше сложных предложений, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.

Как показали исследования, даже размер целого рассказа (сочинения) в письменном варианте в среднем больше по объему, чем в устном варианте. Все это объясняется возможностью подготовить, обдумать письменное высказывание, причем эта подготовка проходит не только в форме внутренней речи, но и устно.

Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного сочинения. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания сочинения.

В письменной речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной речи. Этот недостаток письменной речи компенсируется отчасти знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и некоторыми другими средствами.

Огромную роль в письменной речи играют орфография и пунктуация (аналогичную роль в устной речи играет орфоэпия).

По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога или диалога.

Монолог - развернутое высказывание одного лица.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.

По наличию содержательно - смысловых и коммуникативно - структурных признаков текста выделяют функционально - смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение.

По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили.

На процесс речи влияют психологические и социально - ролевые характеристики.

К психологическим структурным компонентам относятся намерение и цель высказывания. К социально - ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации относятся статусные и ситуативные роли участников общения и стилевые приемы.

3.Функции речи

Функции речи связаны с ее сущностью и взаимосвязаны между собой.

1. Одна из основных функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении.

2. Коммуникативная функция заключается в том, что речь служит средством человеческого общения (человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение или сообщить что - либо, поэтому речь определяют как использование языка в коммуникативных целях).

3. Эмоциональная, проявляющая в способности выражать чувства и эмоции говорящих.

4. Волюнтативная (функция воздействия) - при помощи языка человек может воздействовать на кого - либо.

Как мы видим, речь - это один из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.

Основными функциями речи являются функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия.

Развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе.

4.Особенности речевого развития младших школьников

Одним из основных аспектов работы на уроках русского языка уже в начальных классах является развитие речи, включающее обучение нормам литературного языка, работу по обогащению словаря и грамматического строя речи, развитие связной (монологической) речи.

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Первое требование -- это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (например, опыт В.А.Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность) .

В тех случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждения могут лишь воспитать неискренность учащихся.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства -- такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому .

Отсюда вытекает четвертое требование -- богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование -- ясность речи, то есть ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом.

Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи.

Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), то есть ярка, красива, убедительна.

Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная -- общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) -- ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной -- произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания .

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов.

Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи, обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Выделив основные особенности развития речи младших школьников, остановимся на объекте нашего исследования: синтаксическом уровне развития речи, рассмотрим специфику работы учащихся начальной школы со словосочетаниями и предложениями.

Заключение

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств .

Речь развивается поэтапно в процессе онтогенеза. Сензитивным периодом устной речи является дошкольный возраст, а в младшем школьном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас и начинает освоение письменной речи и чтения, как разновидности письменной речи.

От успешности освоения письменной речью и чтением зависит успешность учебной деятельности ребенка в целом. Поэтому учитель начальных классов должен уделять развитию речи ребенка огромное внимание, использовать различные методы и приемы диагностики развития и коррекции речевой сферы.

Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с родителями, психологом, логопедом, как в урочное, так и во внеурочное время. Учитель должен использовать развивающий потенциал на каждом уроке .

Список литературы

Алферов, А.Д. Психология развития школьников / А.Д Алферов. - Ростоа -на - Дону: Академия, 2000. - 215 с.

Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация / В.В Бабайцева. - М.: Педагогика, 2010. - 214 с.

Блинов, Г.И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка / Г.И Блинов. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А Бондаренко. - М.: Феникс, 1990. - 176 с.

Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слово / В.В Виноградов. - М.: Академия, 1986. - 304 с.

Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С Выготский. - М.: Просвещение, 1956. - 274 c.

Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И Жинкин. - М.: Академия, 1982. - 196 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема активизации речевой деятельности младших школьников в системе развивающегося обучения. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка. Трудности речевого развития и способы их преодоления, методика исправления ошибок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие, основные функции и виды речи. Физиологические основы речевой деятельности человека. Развитие речи детей в онтогенезе. Особенности и приёмы развития устной и письменной речи младших школьников. Методы исследования уровня речевого развития детей.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Речевой этикет и культура речи младших школьников. Ошибки, связанные с нарушением норм речевого этикета. Нормы речевого этикета для учащихся начальных классов. Система упражнений, направленных на совершенствование речевого этикета младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2017

    Речевое развитие детей младшего школьного возраста. Психофизиологические основы развития речи. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников. Анализ учебников "Русский язык" Рамзаевой Т., система "Классическая начальная школа".

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Развитие речи, как одна из основных задач обучения. Дидактические игры, которые способствуют развитию речи младших школьников. Планирование работы по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2014

    Текст как основное средство обучения на уроках русского языка. Изложение – средство развития связной речи школьников. Особенности сжатого изложения, основные приемы компрессии. Упражнения, направленные на обучение младших школьников приемам сжатия текста.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Речевое развитие младших школьников как педагогическая проблема, значение и роль фразеологизмов в развитии их речи. Дидактические условия работы над фразеологизмами в системе речевого развития в начальной школе. Цели и задачи экспериментальной работы.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2015

    Формирование письменной речи в процессе онтогенеза. Особенности речевого развития детей-сирот. Выявление дисграфии и дислексии у младших школьников. Сравнительный анализ речевых нарушений у воспитанников детских домов и учеников общеобразовательных школ.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2011

    Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников. Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2012

    Анализ данных обследования устной и письменной речи, уровня развития психологической базы речи младших школьников с нарушением интеллекта. Разработка программы коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма у умственно отсталых детей.

Речь является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.

У первоклассника высказывания, как правило, непосредственны. Часто его речь - это речь-повторение, речь- называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать относительно большой по объему материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строятся как монолог.

Овладение речью идет по разным линиям: развитие звукоритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все большее осознание учащимися собственной речевой деятельности.

За счет специальной организации учебной деятельности учитель управляет речевым развитием учащихся. Одной из главных проблем совершенствования системы развития речи является постановка темы урока, заинтересованность ею и живое обсуждение учащихся. Общими задачами учителя в развитии речи школьников являются:

  • 1. Обеспечение для учащихся хорошей речевой (языковой) среды (восприятие речи взрослых, чтение книг и т. д.).
  • 2. Создание па уроке ситуаций общения, речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи детей, развитие их интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи.
  • 3. Обеспечение правильного усвоения учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизированные употребления слов, образования форм, построения речевых конструкций.
  • 4. Проведение специальной работы по развитию речи па различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, па уровне связной речи.
  • 5. Способствование развитию желания и стремления у учеников говорить правильно, литературным языком.
  • 6. Развитие не только речеговорения, но и аудирования.

Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику.

Развитие речи требует долгой, кропотливой, систематической работы младших школьников и учителя. А дома - при участии родителей.

К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью.

СИТУАЦИЯ № 52. Дислексия, как неспособность к учению, связанная с небольшими трудностями в овладении чтением, заключается в том, что младшие школьники путают буквы «Э» и «3». Им трудно не только называть буквы или слова, но также предметы и цвета. Извлекая из памяти слова: «стол», «синий», они тратят больше времени, чем сверстники. Таким детям трудно па слух определить два отдельных слога в двухсложном слове или установить, с какого звука начинается слово и каким заканчивается.

С чем может быть связано явление дислексии?

Как помочь таким учащимся?

Решение. Предполагается, что это связано с «дисфункцией мозга».

Большинство детей начальную стадию овладения чтением проходят быстро, а эти дети задерживаются на ранних стадиях чтения. К тому же они позднее начинают говорить, и их речь менее развита, чем у сверстников. Есть много фактов, подтверждающих роль наследственности в этом расстройстве.

Обычно этим расстройством страдали и родители, братья, сестры.

Коррекционная работа с дислектиками должна проводиться по разработанной специалистом программе, которая предусматривает:

  • обращение внимания на занимательность материала;
  • возможность быстрого достижения успеха;
  • создание у ребенка чувства уверенности в своих силах.

Дети-дислектики, сумевшие быстро преодолеть свой недостаток, могут стать преуспевающими взрослыми, как Т. Эдисон, X. Андерсен и др. Они в детстве страдали дислексией.

СИТУАЦИЯ № 53. У ребенка с нормальным зрением затруднено чтение мелкого шрифта в отличие от доступных ему текстов, написанных крупными буквами.

Какие могут быть причины?

Решение. Одной из причин может быть то, что, уже владея прочтением слов и фраз, ученик еще не освоил необходимую для полноценного чтения операцию «конструирования» текста.

Сформированное чтение включает в себя возможности организации пространственного поля текста, что при плотной печати и мелком шрифте более затруднено, чем при восприятии текста, напечатанного крупно, с отчетливо заданными интервалами, окончаниями фраз, заметно выделенными абзацами.

СИТУАЦИЯ № 54. Иногда у детей в начальной школе возникает явление, называемое дисграфией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств язык.

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы - это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений.

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения. Работа над любым связным текстом начинается с вопроса "о чём?". Подготовка к пониманию темы проводится при пересказе, в изложении, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении. Готовясь к рассказу или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

2. Умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли.

3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. Сбор материала иногда продолжается длительное время, требует систематических наблюдений, а иногда и записей.

4. Следующее умение - это систематизация материала, расположение его в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Дети сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем - после, как будет закончен рассказ.

5. Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т.е. умение правильно выражать свои мысли. Для того, чтобы успешно работать над связным высказыванием, нужна подготовленная языковая база: необходимо иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (т.е. языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста, сочинения, изложения и т.п.

6. Умение писать сочинение, составлять устный или письменный текст, т.е. подводить итог всей подготовительной работы. Умение начать, не упустить важного, использовать материал, подготовленный к сочинению, подобранные слова, все записать с соблюдением полей, красной строки, каллиграфически правильно, без грамматических ошибок.Умение завершить, закончить сочинение. Очень важно научить детей работать над текстом достаточно быстро, выработать умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение.

7. Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст (в элементарных формах) также доступно младшим школьникам и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству. Учащихся необходимо постепенно приучать замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе слов, в построении словосочетаний и предложений. Опыт показывает, что учащиеся третьего класса при соответствующей подготовке или в результате специального обучения делают по 3-4 исправления, улучшающих написанный текст.

Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использование всех этих умений в той или иной степени. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где составляется учащимися какой-то текст, будь то изложение или сочинение, рассказ или пересказ, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена главная учебная задача.

Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливая связи между ними. Осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление школьников. Успех дела будет обеспечен тогда, когда каждое упражнение, каждое новое умение, которым овладеют учащиеся, будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе. Необходимо предусмотреть постепенное расширение, обогащение всех тех умений, о которых было сказано выше.

Поэтому планировать развитие связной речи учащихся необходимо на длительный срок, например на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы, формирование различных умений. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений. Это позволит разносторонне развивать связную речь учащихся.

Очень важно определить примерное соотношение упражнений. Так, устные упражнения проводятся чаще, чем письменные. Это преобладание достигается за счет пересказов прочитанного и (что очень важно!) рассказов по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т.д.

Такие письменные упражнения, как сочинения и изложения продолжительностью в один урок, проводятся сравнительно редко, 2 раза в месяц, но письменные речевые упражнения малых форм проводятся почти на каждом уроке, 3-5 раз в неделю.

Особенности речевого развития младших школьников. Место изложения в системе развития речи младших школьников и условия, повышающие эффективность письменных изложений.

Обучение в начальной школе становится наиболее важным, как бы переломным моментом во всём речевом развитии ребёнка.

Если для дошкольника характерно практическое овладение речью в процессе его общения с окружающими, то у младшего школьника, наряду с этим способом речевого развития, появляется и совершенно новый способ – специальное, систематическое изучение родного языка.

Важнейшая особенность усвоения родного языка в школе состоит в том, что ребёнок приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка и достаточным для повседневного общения, запасом слов. Родной язык в школе становится предметом специального обучения.

Речь школьника, в отличие от речи дошкольника, становится управляемой и произвольной. Этот переход к осознанию и произвольному оперированию речевыми умениями, осуществляется на основе грамматики и письменной речи. Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковыми (фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, причём протекание этого процесса возможно только в ходе «жизненно мотивированной деятельности общения».

Недооценка учителем особенностей развития детей (их восприятия, речи, мышления), абстрактность преподавания, изложение материала без связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов – наглядности, сознательности и активности – ведут к формализму. Предупреждение и преодоление формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности. Особое значение имеют такие дидактические приёмы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.

Проведение наблюдений, опытов и практических работ в классе, экскурсии обогащают чувственно-практический опыт учащихся, наполняют конкретным содержанием усвоенные ими знания.

Речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. На уроках русского языка речь становится предметом изучения. Занятия по развитию речи – это многосторонняя работа, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением правильно произносить слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.

В современном понимании под развитием речи учащихся имеется в виду усвоение ими различных сторон языка: грамматики и правописания, произношения, словаря, синтаксического строя, устной и письменной связной речи.

Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Но речь не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их. Вместе с развитием речи идёт и развитие мышления детей. На уроках русского языка развитие речи является центральной задачей.

Работа над речью учащихся предполагает развитие у них умения в связной форме устно и письменно изложить свои мысли, а также передать своими словами мысли других. Это умение достигается, во-первых, путём усвоения детьми готовых образцов связной речи, а во-вторых, путём самостоятельных систематических упражнений учащихся в изложении своих мыслей и передаче чужих.

Связное изложение мыслей невозможно, во-первых, без умения выражать отдельные мысли в предложениях, и, во-вторых, без умения логически последовательно излагать мысли. И то, и другое умение укрепляется и совершенствуется в практике развития связной речи учащихся.

Место изложения в системе развития речи младших школьников.

Изложение – это обобщённое название одного из видов связной речи. Оно широко используется в речевой практике.

Изложение – это письменный пересказ своими словами готового текста, в котором сохранено основное содержание.

М.Р.Львов даёт следующее определение изложению: изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.

Изложение – это письменная речь, т.е. сложная речевая деятельность, осуществляющая изложение связного высказывания, какой-либо законченной мысли в письменной форме. В глобальном смысле письменная речь представляет собой «особую систему символов и знаков, владение которой означает критический поворотный момент во всём культурном развитии ребёнка». Как утверждал Д.Б.Эльконин, письменная речь является особым видом деятельности, в котором сочетаются письмо и чтение как операциональные компоненты.

Письменная речь должна делать ясной излагаемую мысль через восприятие написанных слов. Изложения вырабатывают у детей навыки излагать свои мысли последовательно, логично, грамматически и орфографически правильно.

Термин «изложение» рассматривается и в более узком значении: это один из приёмов развития связной письменной речи учащихся. Определённая последовательность в проведении изложений даёт возможность формировать умение правильно передавать чужую мысль, понимать своеобразие авторской речи, развивать навыки слушания и запоминания.

Изложения учат выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложения содействуют решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их этические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Работая над изложением, школьники учатся составлять план и передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом. Изложения позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования и рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи.

В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности. Изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над изложением вырабатывает у детей навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения.

Изложения как вид учебной деятельности занимают особое место в развитии связной речи учащихся.

При изложении прочитанного ученик имеет и тему, и содержание, и план, и словарь, и готовое построение речи. Задача ученика состоит лишь в том, чтобы своими словами, но точно, без искажения мысли, передать содержание прочитанного, соблюдая последовательность в развитии мысли, используя некоторые характерные слова и выражения данного текста. При изложении чужих мыслей (прочитанного) ученик должен сохранить основное содержание оригинала, не допуская какого-либо произвольного изменения его смысла, а тем более искажения. Изложение прочитанного дисциплинирует мышление и речь ребёнка.

Обучение письменному изложению прочитанного текста теснейшим образом связано с обучением детей сознательному чтению. Методические приёмы, применяемые на уроках чтения при разборе прочитанного, необходимы и при обучении письменному изложению.

Основные методические приёмы, обеспечивающие понимание детьми читаемых рассказов или статей, таковы:

1) чтение учениками (или учителем) всего текста вслух или про себя;

2) чтение текста по законченным частям с объяснением слов и выражений и разбор содержания каждой части по вопросам учителя;

3) установление логической последовательности мыслей (план прочитанного), выделение главной мысли;

4) пересказ почитанного (устно) в целом и по отдельным частям, кратко или подробно.

Последовательность и логическая связь мыслей (план) являются важнейшим качеством изложений. Понятие о последовательности и связи мыслей у детей развивается постепенно. Учитель должен ясно представлять себе приёмы работы над планом, начиная от готового или составленного детьми при помощи учителя и кончая самостоятельным составлением плана в четвёртом классе.

Таким образом, мы дали определение, что такое изложение и определили, каково его значение для развития речи детей. Далее мы рассмотрим программное содержание изложений по классам.

1 класс. В первом классе начинается работа над изложением. В основном предлагаются небольшие по объёму изложения по вопросам или по данному учителем плану. Перед учителем стоит задача научить первоклассников пользоваться готовым планом при изложении. Учащиеся должны правильно читать вопросы и понимать их содержание; отвечать точно на вопрос плана, располагать свои ответы последовательно, в соответствии с порядком вопросов в плане. У детей формируется навык строить простое предложение. Особое внимание должно обращаться учителем на составление предложений и на последовательность изложения.

2 класс. В программе появляется новый раздел – связная речь: дети во втором классе должны иметь элементарное представление о тексте; определять тему и основную мысль несложных текстов; выделять части текста и озаглавливать их с помощью учителя. Дети должны уметь писать письменное изложение текста в 20-30 слов по данному учителем плану. Проводятся следующие виды изложений: подробное, изложение по вопросам, проводится работа с деформированным текстом.

3 класс. Дети должны различать деловую и художественную речь; определять основную мысль текста; писать изложение текста в 40-60 слов по коллективно составленному плану, состоящему из 3-5 пунктов. Появляются новые виды изложений: творческое и выборочное.

4класс. В четвёртом классе дети должны отличать деловую речь от художественной; определять части предложенного текста; выполнять выборочный письменный пересказ учебного текста (с помощью учителя); писать подробное письменное изложение текста в 70-80 слов по самостоятельно составленному плану. Появляется новый вид изложения – сжатый. Подробное изложение выполняет функцию развития и совершенствования детской речи.

тексты должны расширять познавательный опыт учеников;

    тексты должны быть доступны и интересны ученикам;

    по композиции должны быть простыми и чёткими с небольшим количеством действующих лиц;

    должны учитывать грамматические умения учащихся;

    тексты должны усложняться из класса в класс.

К изложениям младших школьников также предъявляются требования:

1) ученики должны правильно, без искажения фактов передать содержание текста, соблюдая последовательность событий;

2) последовательность изложения событий должна соответствовать плану;

3) изложение должно быть написано грамотно.

Условия, повышающие эффективность письменных изложений.

1. Первым условием является наличие практики письма, чтобы графический навык сформировался быстрее.

2. Необходимо чередование видов работы на уроке.

3. Важен учёт индивидуальных и психофизических особенностей учеников на момент написания письменного изложения.

4. У ребёнка обязательна должна быть потребность в общении. Следовательно, учителю необходимо создавать мотивацию для общения. Создание речевых мотивов у младших школьников возможно при определённых условиях. Одним, из которых является развитие у детей эмоций, связанных с яркими впечатлениями, которые создаются в процессе наблюдений на предметных уроках и экскурсиях.

5. Создание ситуаций, направленных на развитие потребности детского чтения. Необходимо формировать самостоятельную читательскую деятельность. Её формирование происходит на уроках внеклассного чтения, во внеурочной работе, связанной с детским чтением (это посещение детских библиотек, различных книжных выставок и т.д.), что обогащает представления детей и повышает их интерес к чтению.

6. Развитие мышления учащихся. Очень важно учить младших школьников с наблюдениям над природными явлениями, над жизнью и трудом людей, учить устанавливать между предметами, явлениями связи, систематизировать наблюдения, обобщать и делать посильные выводы, а также необходимо упражнять детей в решении логических задач.

7. Развитие наблюдательности служит важным условием самостоятельного познания действительности, в процессе которого осуществляется детальный анализ наблюдаемого объекта, конкретизируются представления, уточняется предметная отнесённость слова и его значение, создаются речевые мотивы.

8. Работа над культурой детской речи. Формирование речи должно вестись не только на уроках русского языка, но и на занятиях по другим учебным предметам. Всякое высказывание ученика, на каком бы уроке оно ни происходило, обязывает учителя внимательно отнестись к нему: исправлять неправильное выражение, заменить неточно употреблённое слово более удачным, помочь последовательно и связно передать мысли.

9. Очень важную роль играют межпредметные связи: предметные уроки по разным дисциплинам, развивая логическое мышление, развивают и речь учащихся. Пересказ прочитанного развивает навык связного изложения, учит правильному построению предложений, активизирует словарь детей.

На уроках чтения речь детей обогащают образцы художественного слова. Деловая статья учит формулировать мысли и последовательно излагать их.

10. Неотъемлемым условием является хорошая речевая среда, в которой находится ребёнок. И здесь немаловажное значение играет речь учителя, которая является образцом для подражания; со свойственной им восприимчивостью дети перенимают все особенности речи своего учителя. Это налагает на учителя большую ответственность и требует от него постоянного внимания по отношению ко всем своим высказываниям.

11. Обогащение предметных представлений детей, следует постоянно выяснять и пополнять их знания и представления с помощью дополнительных средств наглядности.

12.Необходимо также проведение систематических упражнений учащихся в изложении своих мыслей и передаче других. Умение передавать в связной форме чужие мысли достигается, прежде всего, на основе упражнений в устных и письменных пересказах, а умение связно изложить собственные мысли – на основе, главным образом, устных и письменных сочинений разного рода.

13. Центральным условием является усиление подготовительной работы к написанию изложения. Использование таких видов подготовительной работы, как: рассказ учителя, беседа, чтение литературных произведений, уточняет и обогащает представления учащихся и тем самым психологически готовит их к восприятию нового текста.

В подготовительной работе необходимо использование различных приёмов обучения:

Анализ (выделение частей из целого);

Синтез (объединение частей в целое);

Сравнение (выделение сходных и различных признаков);

Аналогия (перенос знаний в новую ситуацию);

Классификация (объединение предметов по сходным признакам);

Систематизация (расположение признаков по порядку);

Проблемная ситуация (постановка проблемного вопроса);

Конструирование предложений с правильным грамматическим строем;

Систематическая словарная работа, направленная на уточнение, расширение, обогащение активного словаря детей).

Выполнение перечисленных условий, как мы предполагаем, будет способствовать повышению эффективности письменных изложений младших школьников.