Коррекция звукопроизношения у дизартриков.

Дизартрия наблюдается очень часто без выраженного нарушения звукопроизношения. Ребенок изолировано произносит звуки, а в спонтанной речи произношение смазанное (каша во рту). Часто обращаются дети 12-16 лет – говорили раньше хорошо, а сейчас ни чего не поймешь. Это происходит из-за мутационных нарушений голоса, которые усиливают недостатки звукопроизношения. С возрастом бывает расхождение внутренней речи с ее внешним оформлением, следовательно, имеется нарушение иннервации органов артикуляции. Это обуславливает нарушение артикуляционного праксиса в виде замедленности артикуляционных движений, нарушается переключаемость и точность, особенно когда движение выполняется в быстром темпе.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

  1. Требуется обязательный медикаментозный фон для обеспечения питания ЦНС. В противном случае удлиняются сроки коррекции, которая,

В свою очередь, требует больших усилий от логопеда и ученика. ММД (минимальная мозговая дисфункция) выражается в нарушении деятельности мозга: снижении работоспособности, памяти, устойчивости внимания и т.п.

Автоматизация – выработка условно-рефлекторных связей.

Родители не понимают необходимости обращения к неврологу. А ведь отрицательное отношение ребенка к логопедическим воздействиям снимается медикаментозным лечением.

При кесаревом сечении лопаются мелкие сосуды головного мозга ребенка в результате резкого перепада давления. В результате происходит нарушение деятельности черепно-мозговых нервов и нарушается мозговое кровообращение.

  1. Необходима квалифицированная помощь невролога (немногие специалисты работают по мелкой симптоматике)
  2. Можно использовать биологические активные добавки (БАДы) в качестве альтернативы к пункту 1, но лучше в комплексе с п.1.Снижаются сроки коррекционного воздействия в 3-4 раза. Например, препарат ТРОФОСАН -6 (упаковка на 2-3 месяца)
  3. Связь в развитии речи и развитии общей моторики

Для этого подключаются родители к целенаправленному развитию общей моторики и координации в форме систематической гимнастики.

  1. Развитие ручного праксиса.

Осуществляется систематически и постоянно, вплоть до автоматизации последнего звука!

6) . Необходимо развитие речевого дыхания, а точнее выдоха (особенно в спонтанной речи)

В начале идет работа по развитию физиологического дыхания:

  • постановка диафрагмального дыхания;
  • постановка физиологического дыхания.

Диафрагмальное дыхание отрабатывается в положении лёжа: ребёнок держит руку на своей диафрагме и на диафрагме логопеда, затем рука переходит на грудь ребенка, для контроля за тем, чтобы грудь не поднималась. Логопед может своей рукой контролировать вдох без поднятия грудной клетки.

У детей не развиты верхние доли лёгких:

Затем автоматизируется навык с помощью игрушек (на груди и животе катаем белочку). При этом следим, чтобы это не сводилось к движению брюшных мышц. После этого отрабатываем навык, в положении сидя, стоя и в движении!

Физиологическое дыхание - его развитие заключается в увеличении объёма лёгких. У детей объём на 1\3 меньше нормы.

Выполняются движения рук и вдох или приседания и вдох. Необходимо согласование в работе специалистов по пению и физкультуре.

Совершенствование речевого дыхания.

Физиологическое: вдох, выдох, пауза

Речевое: вдох, пауза, выдох.

  • гласные поём, отрабатываем плавность и экономность выдоха.

У ринолаликов со звука «У»;

У дизартриков со звука «А», затем «Э», «Ы», «И», «О», «У».

  • целенаправленная интенсивно выдыхаемая воздушная струя:
  1. на кончик языка;
  2. на корень языка;
  3. в нос (соноры).

А) Сначала учим выдыхать на кончик языка. (Язык лежит на нижней губе, на его кончик «клеим» квадратик бумаги – улыбнуться и сдуть «снежинку»).

Затем сдуваем лёгкие предметы с ладони (если не получается со «снежинкой»). При этом следить, чтобы щёки не надувались (руки на щёки – сдавливаем).

Постепенно отодвигаем ладонь с предметом до расстояния вытянутой руки.

Затем возвращаемся к «снежинке»

Б) Когда ребёнок научится сдувать «снежинку» с кончика языка, то учим его, опускать язык ниже (для свистящих звуков).

В) Язык поднимаем в форме чашечки вверх (для шипящих) .

Г) Переходим к упражнению « снежинка на носу» (для соноров ).

Для данного упражнения можно использовать механическую помощь (зонды):

Придавливание зондом языка вниз к подбородку (можно использовать палочку, спичку или бинтик – движение, поглаживающее от нижней части языка к его кончику):

Самая интенсивная выдыхаемая струя воздуха требуется для произношения свистящих звуков (затем для звука «Р» ,а потом для шипящих звуков)!

Эта работа идёт параллельно с автоматизацией звуков и влияет на её качество.

8) Развитие артикуляционного праксиса, в отношении точности артикуляционного движения, его темпа и переключаемости.

Эта работа ведётся в следующей последовательности:

  • грубые движения для нормализации тонуса;
  • упражнения для нормализации нарушенных движений;

индивидуальный комплекс артикуляционных движений.

Сначала отрабатываются серии одного и того же движения. Начинаются с минимального количества повторов (5-7 раз) и доводится до 30-35 повторов каждого упражнения. Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику маленькими порциями 3-5 минут (для старших 5-7 минут) не менее 5-7 раз в день. АГ проводится в начале в медленном темпе, но при этом необходимо добиваться точности движений. Постепенно темп артикуляционных движений увеличивается, но при этом не должно страдать качество выполнения упражнений. Большое внимание следует уделять выработке кинестетических ощущений от движения и тонуса артикуляционной мускулатуры. Эти ощущения усиливаются при выполнении упражнений с закрытыми глазами.

Кинестетические – ощущения от движений, кинетические – точность движений, переключаемость и темп. У ребенка можно спросить после выполнения упражнения: «Где у тебя язычок?». БЕЗ ЗЕРКАЛА! С опорой на тактильное (можно предложить ребенку потрогать язык – лопатку и сравнить мягкая ли она) и кинестетическое ощущение. Зеркало только для восприятия.

Примечание: При дизартрии язык отклоняется в сильную (но не обязательно здоровую сторону). Поэтому упражнение «Часики» выполняем при девиации языка: 1 раз в сильную сторону и 2 раза в слабую. Другим детям это упражнение не нужно.

Отработка серий артикуляционных движений:

Язычок вниз – вверх – отводим назад – прикосновение к альвеолам – на середину нёба – кзади.

Все отработанные упражнения включаются в серии. Для мышц языка + губ + нижней челюсти. Это необходимо, так как часто у таких детей наблюдается дисплазия мышц нижней челюсти – они как бы говорят при закрытом рте.

Количество упражнений:

Не целесообразно давать более 3-х упражнений на 1 группу мышц! Например:

для щек – 3 упражнения,

для круговой мышцы рта – 3 упражнения,

для языка – 3 упражнения.

В сложных случаях не более 1 упражнения и постепенно добавлять!

Тренируемые движения должны выполняться без помощи челюсти или губы, чтобы этого не происходило необходимо механически их удерживать (для губы используется бельевая резинка в виде кольца, одевается на голову для фиксации одной или двух губ одновременно).

Необходимо добиваться выполнения движения на широкой плоскости языка!

С постановкой звуков торопиться не следует! От нескольких месяцев до 1 года необходимо заниматься артикуляционным праксисом и развитием дыхания (эта работа продолжается до последнего дня работы).

Необходимо обращать внимание на качество отрабатываемых движений!

Артикуляционная гимнастика может сочетаться с массажем и термоаппликациями.

При повышенном тонусе – используется расслабляющий массаж от конца мышцы к её началу – т.е. язык от корня к кончику.

При пониженном тонусе – используется тонизирующий массаж (наоборот, от кончика языка к его корню).

Выполнять туда и обратно не целесообразно!

Важно развивать у ребёнка кинестетические движения (ощущения от правильного движения)!!!

Термоаппликации (холод и тепло).

На спастику – тепло – расслабляющее, на шейно воротниковую зону (для корня языка) и расслабляющий массаж.

А) 4-х слойная марля, из неё делается воротничок, температура горячая. Быстро накладывается на область, затем целлофан и махровое полотенце – от 2 до 5 минут.

Б) Аппликация на лицо выполняется аналогично. Не забыть сделать дырочку для носа !

Если тонус мозаичный , то накладывать только на спастичные области. Можно использовать нагретые предметы (например, медные). Тот предмет, который накладываем, должен быть на 0,5 см меньше зоны воздействия. Можно использовать мешочки с песком или с солью.

В рот – можно использовать горячий чай, напиток или отвар травки – подержать и проглотить.

Аппликация холодом используется при повышенном тонусе 1-2 минуты. Это может быть холодная вода, кусочки льда или мороженое.

Если в воздействии нуждается весь язык – холод на середину языка, если только сзади – лёд сзади и наоборот.

Если паретичный кончик языка, то полезно слизывать мороженое кончиком языка (перед занятием).

Массаж и аппликации выполняются перед занятием (электрофорез тоже за 10-15 минут до занятия)

На 1 этапе используется механическая помощь при артикуляционных упражнениях. Но при постановке звуков не рекомендуется!

Зеркало используется избирательно! Лучше опираться на кинестетические ощущения.

Работа над развитием артикуляционной моторики состоим из 4 этапов:

1 этап. Назначаются мероприятия, которые нормализуют тонус артикуляционной мускулатуры:

Медикаментозное лечение;

Физиотерапевтические процедуры;

Массаж (кроме детей с гиперкинезами);

Термоаппликации;

Упражнения артикуляционной гимнастики.

2 этап. Назначение артикуляционных упражнений, которые способствуют развитию необходимых движений (за движения отвечают скелетные мышцы).

3 этап. Развитие формы артикуляционного органа (за форму языка отвечают внутренние мышцы).

4 этап. Упражнения, которые формируют артикуляционный уклад (смотри методичку Будённой – упражнения при дислалии)

Учитель- логопед не имеет право делать записи в медицинской карте! Только логопед поликлиники. (Приказ Минздрава РФ № 241)

9) Работа над гласными звуками. Данная работа позволяет улучшить качество звучания в целом (оно зависит от артикуляции гласных звуков). Начинаем с изолированного произнесения гласных, с чёткой артикуляцией, добиваемся максимального открытия рта. Потом отрабатываются серии звуков от 2-х до 7 гласных в различных комбинациях.

10) Работа над согласными звуками.

Уточняется и совершенствуется произнесение изолированного звука. Потом создаются серии согласных звуков в различных комбинациях (СРТ, ШМК, и т.д.) при этом добиваемся четкой артикуляции, каждого звука. Улучшается качество, темп и переключаемость, которые будут необходимы в спонтанной речи.

11) Работа над слогами.

Упражнения в произношении отдельных слогов, серий (они должны быть далеки от какого-то понятийного смысла, сосредотачиваем внимание только на артикуляции) САУТМКА

Можно использовать чтение или карточки-символы. ПРИ ЭТОМ НЕ ДАЕМ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ! Прочел ребенок, а затем повторяет.

12) Работа над словами.

Как отдельные слова, так и серии, которые не связаны одним общим звуком, могут объединяться по смыслу или являться свободным набором.

13) Работа над предложением, текстом. По обычной методике.

14 ) Развитие фонематического слуха.

1 направление – совершенствование восприятия звуков, те которые ребёнок хорошо воспринимает. Это необходимо для профилактики нарушений письменной речи.

При грубых нарушениях, начинаем со звука «У».

Если ребёнок не дифференцирует соноры – у него грубое нарушение слуха! (С 1,5 лет ребёнок в норме уже дифференцирует сонорные звуки).

Логопед использует экран для исключения зрительного восприятия!

Одновременно можно использовать символ буквы и звуковой символ для профилактики дисграфии (змея – буква З).

15) Постановка звуков.

При дислалии - как в онтогенезе.

При дизартрии – принимать во внимание возможности ребенка

Исключение составляют свистящие межзубные! Они корригируются в последнюю очередь и при дислалии и при дизартрии!

Можно также работать в течение всего коррекционного периода по чуть-чуть в конце каждого занятия.

Следует вырабатывать артикуляционный уклад и делать постановку по подражанию с минимальной механической помощью.

НЕЛЬЗЯ долго задерживаться на исходном звуке (на «Т» при постановке «Ц»)!

При ринолалии постановка звуков ведется в зависимости от высоты мягкого нёба!

Смягчённость речи.

  • Нужно снизить повышенный тонус, используя массаж (для спинки языка используем зонды, а также капаем по корень языка горячим чаем).
  • Для управления тонусом используем чередование упражнений: «Лопаточка» – «Иголочка» или « Киска сердится» - «Киска спит».
  • Упражнение на дифференциацию всех парных звуков – Б – Бь, М – Мь и т.д.

Постановка мягкого звука Ль

Используем упражнение «Парус», затем «ля-ля» по подражанию при этом можно придерживать кончик языка шпателем.

Постановка твёрдого звука Л

  1. Дифференцировка на слух.
  2. Разрабатываем подъём корня языка от звука «К» (надавливаем при произношении звука «К» на подъязычную косточку под челюстью).
  3. Удержание языка в нужном положении:

«Пароход гудит» - кончик языка смотрит вниз, а корень языка должен подниматься. Можно удерживать кончик с механической помощью.

4. Произношение «Л» при удерживании подъязычной косточки.
а) Пароход гудит, затем плывёт, затем в шлюз, и продолжает гудеть (при удержании подъязычной косточки), затем он уже устал гудеть, и шлюз открывается.

Схема положения языка:

Б) произносим « Л» от звука «А» на твёрдой атаке (Аа – лла)

В) произносим Ы-Л-Ы

Г) произносим звук Ы про себя, а вслух ЛЫ

Д) произносим только звук Л

Автоматизация идёт в слогах ЛА, ЛЫ, затем в словах и предложениях и только потом в слогах ЛО, ЛУ.

При губном звуке Л – используются резиновые обручи для удерживания губ.

При произношении ребёнком ПЬЯ вместо ПЯ:

Дифференцируем твёрдые и мягкие парные согласные, можно также использовать следующий приём:

Логопед просит ребёнка произносить ПИ-ПИ-ПИ-ПЯ (т.е. неожиданно произносится слог ПЯ – ребёнок должен произнести автоматически этот слог)

Выраженный рвотный рефлекс убирается сосанием ментоловой конфеты перед занятием, можно использовать лидокаин, можно использовать массаж шейно – воротниковой зоны или электрофорез со спазмалитиками, кроме того, можно использовать зонд:

Можно использовать гимнастику мышц шеи и глотки.

Свистящие боковые звуки

1).При одностороннем – используется упражнение «Часики» для уравновешивания тонуса и «Забей гол».

2) Артикуляционные упражнения :

  • упражнение для пластики кончика языка – «Качели»
  • упражнение для боковых краёв языка – «Лепим пирожок»
  • упражнение для удерживания боковых краёв языка – «Лодочка»
  • «Катушка»!
  • Работа со «снежинкой» на выдувание

3) Постановка:

«Катушка», закатить её, закрыть «заборчик», и подуть как на «снежинку». При этом не давать образец звука!

Для выработки направленной воздушной струи можно использовать тонкую полоску бумаги: клеим полоску одним концом на лоб, а затем дуем на неё, не надувая щёк, так, чтобы полоска откланялась вперёд. (Полоска используется для зрительного контроля).

4) Устойчиво закрепляем звук.

а) Автоматизация звука «С» с паузой:

С-С-С пауза А.

б) постепенно уменьшаем паузу.

в) затем автоматизация звука в словах со стечением согласных: стакан.

г) автоматизация в слогах СО и СУ.

д) автоматизация в обратных слогах.

ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.

Предрасполагающие факторы :

  • гипоксии плода;
  • интоксикации матери в период беременности (алкоголь, болезни, наркотики);
  • проблемы у матери с почками приводят к интоксикации плода, при чем наиболее уязвима ЦНС;
  • течение родов для плода: быстрые, стремительные роды приводят к разрушению мелких сосудов мозга, кровоизлияниям и изменением в головном мозге. Длительные роды - приводят к кислородному голоданию. При родовспоможении – происходят застревания плода, а малейшие смещения могут приводить к сдавливанию сонной артерии, смещению позвонков и травмам ЦНС. Пренатальные энцефалопатии – приводят к нарушениям в пирамидной системе организма (дизартрия – синдром пирамидной недостаточности). Кесарево сечение – приводит также к кровоизлияниям и разрушениям мелких сосудов мозга.

Сглаженная симптоматика:

1 симптом – узнаем, как ребенок сосал. Нарушения питания, поперхивания, быстрое засыпание во время кормления, плохое прибавление веса.

2 симптом – как долго ребенок сосал соску, если не сосал, то почему? Проверить состояние уздечки. В норме ребенок может сосать соску до 1 года, затем соска задерживает нормальное развитие речи, так как не угасает сосательный рефлекс. Если ребенку больше года, но он продолжает сосать соску или сосательный рефлекс не угас – можно предполагать дизартрию.

3 симптом – как ребенок переходил к грубой пище? Что любит кушать. Если мясо долго жует и держит за щекой – возможна дизартрия.

4 симптом – речь: когда начал лепетать, какие звука произносил? Если лепет однообразный без шипящих и соноров – ма-ма. па-па, ка-ка, ха-ха – возможна дизартрия.

5 симптом – была ли остановка в речевом развитии? У большинства дизартриков между лепетом и речью есть промежуток немоты.

Дизартрические пробы :

1. Показать язык и следить глазами за колпачком ручки, которая передвигается вправо-влево, при этом устанавливаются скрытые нарушения тонуса – содружественные движения, язык уходит в сторону более высокого тонуса.

2. Предлагаем вывести язычок кпереди, рукой контролируем мышцы на задней стороне шеи: при скрытых нарушениях задней части языка и в области подъязычной косточки – ощущается напряжение мышц шеи.


Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

Раздел 3. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Технология формирования речевого дыхания при заикании

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по фор­мированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

(постановка диафрагмально-рёберног о дыхания и формиро вание длитель­ного выдоха через рот)

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Мож­но положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и об­ратить внимание на движения передней стенки живота при естествен­ном вдохе и выдохе.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используютразличные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие мето­дические указания:

Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ре­бёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхатель­ная гимнастика А.Н. Стрельниковой, рассматриваемая нами ниже).

Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное напол­нение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнени­ем двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «впе­ред» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет лого­педу на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движе­ние, что и в положении лёжа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клет­ки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхатель­ными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во вре­мя вдоха плечи не должны подниматься.

В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направ­ленных на формирование диафрагмального выдоха.

Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1-3,выдох: 4 -8 до 15).

Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя дли­тельность выдоха секундомером.

«Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.


Второй этап

Формирование длительного фонационного выдоха

Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуля­цией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длитель­ного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесе­ние одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочета­ние из двух гласных на одном выдохе: А О. ­

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон глас­ных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап ра- ббтыможёт проводиться уже в период молчания или охранительного ре­чевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребёнок может контролировать ладонью, положенной на об­ласть диафрагмы. Помимо слухового контроля, длительность фонацион­ного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Как у детей, так и у взрослых фонационное дыхание успешнее развивает­ся при использовании компьютерных программ «Видимая речь», которые мы рассмотрим в разделе «Компьютерные технологии в коррекции речи».

Третий этап

Формирование речевого выдоха

Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха проис­ходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания.

Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливает­ся координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых уп­ражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъяв­лении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и мно­гократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, ви­зуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заи­кании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речево­го аппарата и развивает координ аторные взаимоотношения между дыха­нием, голосом и артикуляцией.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

В данной гимнастике основное внимание уделяется вдоху. А.Н. Стрель­никова говорила: «Дыхание начинается со вдоха. Вдох первичен, выдох вто­ричен. Вдох - причина, выдох - результат. Поэтому, как мне кажется, ре­гуляцию дыхания следует начинать именно со вдоха». Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, «спрятать» его, о выдо­хе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Нельзя допус­кать чрезмерного вдоха и задержки выдоха. Во время гимнастики рот дол­жен быть приоткрыт, темп - 60 - 72 вдоха в мин. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000 - 1200 вдохов, до 2000. Пауза между дозами вдохов 1 - 3 сек. Подряд делается столько вдохов, сколько в данный момент сделать легко. Плечи должны быть опущены. Все упражнения выполняются в рит­ме строевого шага. А.Н. Стрельникова рекомендует постепенное освоение упражнений. Занятия длятся не более 30 минут.

Весь комплекс содержит 8 упражнений.

В начале - разминка:

а) стоять прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч, делать короткие, мгновенные вдохи;

б) делается шаг на месте и одновременно - вдох: правой (вдох) - левой (вдох), правой (вдох) - левой (вдох), а не «вдох - выдох», как в обычной гимнастике. Это можно делать, стоя на месте, при ходьбе по комнате, пе­реминаясь с ноги на ногу вперёд - назад, слегка приседая то на одной, то на другой ноге.

Следить, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешать и не помогать выдохам после каждого вдоха.

Движения головы:

Повороты.

Поворачивать голову вправо - влево, резко, в темпе шагов. Одновре­менно с каждым поворотом делать вдох носом (96 вдохов).

Покачивания головой, как будто стыдите кого-то. Тело не должно повора­чиваться, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник».

Кивать головой вперёд - назад, вдох - вдох.

Главные движения.

Имитировать движения кошки, подкрадывающейся к воробью, и шум­но нюхать воздух в темпе шагов.

«Насос».

Имитация накачивания шины. Повторять вдохи одновременно с накло­нами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.

«Обними плечи».


Левая рука обнимает правое плечо, правая - левую подмышку. Одно­временно шагать и делать короткие шумные вдохи.

«Большой маятник».

Это слитное движение: «Насос» - «Обними плечи».

«Полуприседы».

Вес тела на ноге, находящейся чуть впереди. Одновременно с каждым полуприседом повторять вдох, затем добавить одновременные встреч­ные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произ­несением различных звуков на вдохе: гласных звуков или звукосочетаний (три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру и т.д.). На следующих тренировках до­бавляются сочетания: рир, рур, рер, рар; мим, мум, мем, мам; вив, вув, вев, вав; шиш, шуш, шеш, шаш и т.д.

Далее следует тренировка «затаённого» дыхания: короткий вдох с на­клоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно увеличивая количество произнесённых на одном выдохе «восьмёрок».

С третьей или четвёртой тренировки произнесение «восьмёрок» соче­тается не только с наклонами, но и с «полуприседами».

Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное коли­чество восьмёрок на крепко задержанном дыхании.

«Восьмёркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс пе­речисленных выше упражнений.

Результатами применения данной гимнастики являются:

насыщение кислородом всех клеток организма;

усиление внутреннего тканевого дыхания;

увеличение жизненной ёмкости лёгких;

снятие усталости;

улучшение настроения;

улучшение памяти;

нормализация нервной системы в целом.

Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного - клю­чичного на глубокое - диафрагмальное.

Технология коррекции дыхания при дизартрии

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова выделяют следующие этапы рабо­ты над дыханием при дизартрии.

Первый этап: общие дыхательные упражнения

Цель: увеличить объем дыхания и нормали зовать его ритм.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в ко­ленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впа­дины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счет: «раз» - сгибание ног, «два» - надавливание ими на подмышечные впадины, «три» - возвращение ног в исходное положение. Это упражне­ние способствует нормализации движений диафрагмы.

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук мет­ронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воз­духа». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики очень важно научить детей правильно сморкаться. Овладение этим умением спо­собствует формированию удлиненного произвольного выдоха. Для закреп­ления этой функции необходимо максимально опираться на ощущения.

Основные правила дыхательной гимнастики:

Нельзя переутомлять ребенка.

2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. .

Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движе­ний диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.

Все дыхательные движения ребенок должен производить пла вно, под счет или под музыку.

Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо про­ветренном помещении.

Второй этап: речевая дыхательная гимнастика

Упражнение 1. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдель­ные гласные звуки или слоги.

Упражнение 2. Ребенка просят вдыхать через рог. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 - 2 сек. Это спо­собствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

Упражнение 3. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, до­биваясь более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медлен­ным и продолжительным выдохом.

Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5 - 10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему, стимулирует к произнесению щелевых согласных изолированно и в соче­тании с гласными, взрывных согласных и других звуков.

Таким образом, ребёнка учат дышать через рот, вдыхать и выдыхать че­рез нос, вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот.

Выработка речевого дыхания производится в разных положениях ребён­ка: лёжа на спине, сидя, стоя. При тяжёлом двигательном поражении ды­хательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют спе­циальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание све­чей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гар­мошке, различных дудочках, дутьё в специальные бумажные трубочки. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и ха­рактера нарушения дыхания.

Работа над, дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логорит- мйч"еские упражнения и игры.

На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение. Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных дви­жений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд дви­жений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть им выполнены под музыкальное сопровождение.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизарт­рии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого ап­парата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает коорди- наторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

Г.В. Дедюхина предлагает использовать в коррекции нарушений дыха­ния при дизартрии аппарат В.Ф. Фролова.

Аппарат В.Ф. Фролова представляет собой портативное устройство, предназначенное для тренировок произвольной регуляции воздуха и дыха­тельной мускулатуры (рис. 1). Создавая сопротивление (положительное давление) в фазу вдоха и выдоха с помощью этого прибора, можно воз­действовать на диафрагму и дыхательные мышцы, предотвращая эффект экспираторного закрытия дыхательных путей.

Рис. 1. Сборка тренажера и подготовка его к работе:

В стакан 5 наливаются 2 столовые ложки воды (20мл).

Внутренняя камера 3 с одеваемой на нее донной сетчатой насадкой За вставля­ется в стакан 5.

Стакан 5 закрывается крышкой 4.

Трубка I вставляется в отверстие крышки 2 и надевается на горловину внут­ренней камеры 3.

Работа с использованием данного аппарата включает два основных этапа.

Первый этап - пропедевтический

При взаимодействии ЛФК и логопедической службы выполняется ком­плекс мероприятий, направленных на подготовку мышечного аппарата лица, шеи и верхнеплечевого пояса к активной дыхательной и голосовой гимнастике, т.е. стабилизацию мышечного тонуса, снятие дискинезов и синкинезий, обучение диафрагмальному типу дыхания.

Для этого используется сегментарный массаж шейно-плечевого отдела с элементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальной терапии, упражнения, направленные на формирование диафрагмального типа дыхания - на занятиях ЛФК; пассивно-активная гимнастка мимической мус­кулатуры, мышц шеи, массаж мягкого неба - на логопедических занятиях.


Второй этап - формирование дыхательных кинестезий и увеличение объема дыхания

Использование аппарата Фролова позволяет:

активизировать дыхательные ощущения, используя слуховые опоры;

формировать устойчивый и более длительный физиологический выдох;

вырабатывать периодичность выдоха, стремясь к уменьшению коли­чества выдохов в единицу времени;

развивать силу физиологического выдоха.

Для реализации этих задач Г.В. Дедюхиной разработан комплекс дыха­тельных упражнений.

Упражнение № 1 направлено на создание положительного эмоционально­го настроя на работу с аппаратом и активизацию дыхательных кинестезий.

Логопед знакомит ребенка с аппаратом В.Ф. Фролова (дует - баночка булькает), затем предлагает малышу подышать в трубочку. На первых по­рах результативным будет считаться любое движение (вдох или выдох), про­изводящее шум. Если малышу удается вызвать булькающие звуки (в соот­ветствии с принципом работы аппарата, булькающие звуки производятся толь­ко на выдохе), необходимо закрепить их поощрением, речевым сопровожде­нием. Продолжительность упражнения не должна превышать 1 - 3 мин. Уси­ление дискинезов мышц языка, глотки, гортани на начальном этапе рабо­ты затрудняет фиксацию дыхательных ощущений. Поэтому количество за­нятий варьируется от 3 до 6 (8) в зависимости от возраста и типа дискине­зов. На втором занятии логопед закрывает турундами носовые ходы, ис­ключая носовую эмиссию воздуха.

Упражнение № 2 направлено на активизацию физиологического выдо­ха, формирование лабиальной позы губ.

Логопед побуждает ребенка к дыхательным движениям заданной час­тоты (частота физиологического дыхания ребёнка устанавливается путём подсчёта количества выдохов в минуту), используя пассивные движения губ. В соответствии с дыхательным ритмом малыша он фиксирует указа­тельный и большой пальцы в углах губ, вытягивает их, побуждая плотнее зажать ротодержатель. Таким образом, формируется синхронизация вы­доха с артикуляцией. Одним из условий успешного выполнения этого уп­ражнения является исключение ротовой эмиссии воздуха (носовые ходы должны быть закрыты турундами). Это условие сохраняется при выпол­нении упражнений № 3, № 4. Продолжительность упражнения 2-4 мин. Количество занятий варьируется от 6 до 12.

Необходимым условием его выполнения является увеличение количе­ства устойчивых дыхательных движений (без дискинезов) и контрольные стимулы в виде их пересчета логопедом. Если ребенок уверенно удержи­вает ротодержатель губами, надо обращать его внимание на движения щек

при дутье (щеки надуваются), т.е. побуждать дуть сильнее, чтобы воздух заполнял всю резонаторную полость рта. На последующих этапах при ду­тье ребенок не надувает щеки (это является одним из основных условий формирования целенаправленной воздушной струи). Продолжительность упражнения 3-5 мин. Количество занятий от 8 (10) до 16 (18).

Упражнение № 4 направлено на развитие силы физиологического вы­доха. Это достигается за счет увеличения объема воды в цилиндре аппара­та (от 20 до 25 - 30 мл), замены воды на жидкие кисели (крахмал + вода).

Основные задачи - расширение объема выдыхаемого воздуха и увеличе­ние продолжительности выдоха. Успешная их реализация способствует ак­тивизации ротового вдоха за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха. Продолжительность упражнения 2-5 мин. Количество занятий от 10 до 20.

Степень сформированное™ ротового дыхания на каждом из четырех эта­пов работы можно оценить, используя игровой прием «Рыбка» («Беге­мот»): ребенок дышит широко открытым ртом, язык находится в полости рта. Логопед фиксирует количество дыхательных движений (без дискине- зов, придыхания, стридора).

На последующих этапах работы используется разнообразный инстру­ментарий, обеспечивающий выработку дыхательных кинестезий с помо­щью зрительных опор (трубочек для коктейля, вертушек, шарика для пинг- понга, султанчиков, ватных шариков и др.).

Результатами коррекционной работы с использованием аппарата В.Ф. Фролова являются:

формирование произвольности дыхательных движений;

снижение их частоты от 55,7 до 15 (средние показатели);

увеличение продолжительности выдоха в среднем от 0,5 сек до 4 сек (средние показатели);

удлинение времени фонации, позволяющее регулировать её громкость;

активизация небно-глоточного смыкания, способствующего уменьше­нию носовой эмиссии воздуха;

формирование лабиальной позы губ, необходимой для формирова­ния целенаправленной воздушной струи;

увеличение количества свободных дыхательных движений (ротовое ды­хание без придыхания, дискинезов) от1-2до4-5;

координация дыхания, фонации и артикуляции;

улучшение общей разборчивости речи.

Технология коррекции дыхания при ринолалии

Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей рабо­ты с ребенком, имеющим ринолалию. А.Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи. В основе предлагаемой А.Г. Ипполи­товой системы работы лежит использование

физиологического дыхания, об­разование физиологически естественных, ненапряженных дифференциро- вок речевых движений. Наиболее продуктивным для формирования правиль­ной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

Логопедическая работа до операции

А.Г. Ипполитова выделяет 2 периода в работе по коррекции произноситель­ной стороны речи в целом и формированию речевого дыхания в частности:

Подготовительный период.

Основной период.

Подготовительный период

Основная цель занятий: формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на два этапа.

Формирование речевого дыхания

Работа ведётся по следующим направлениям.

Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.

В начале обучения необходашб""определить вид физиологического ды­хания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать ниж­нереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключа­ется на нижнереберное дыхание.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Вдох (рисунки) Выдох (рисунки)
Нос Нос
Рот Нос
Нос Рот.
Рот Рот

С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и их сочетания. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыха­тельные упражнения, последовательность выполнения которых А.Г. Ипполи­това предлагает фиксировать рисунками в таблице и в тетради ребёнка:

Цель этих упражнений:

закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох;

сформировать основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.


Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осу­ществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта па­уза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к сло­говым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.

Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощуще­нию проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется дви­жением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони, под­несенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее дви­жения и корригировать это направление в соответствии с указаниями лого­педа. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

А.Г. Ипполитова не считает нужным проводить каких-либо специаль­ных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т.п.), часто применяемых в логопедической практи­ке, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, кото­рое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышеч­ный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Формирование длительного ротового выдоха при реализации арти- кулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих со­гласных звуков

Особенность работы состоит в том, что развитие речевого дыхания про­водится одновременно с развитием артикуляционного праксиса. Все уп­ражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обу­чением ротовому выдоху, т.е. служат приёмом воспитания речевого дыха­ния и гимнастикой для речевого аппарата.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у ниж­них резцов при подготовке артикул ем всех гласных звуков. Этот прием по­зволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить воз- можностйГдля прохождения воздушной струи через рот.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кон­чик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать, как при по­зевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвиже­ние кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью сни­мает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

II. Основной период

Цель занятий этого периода та же, что и в подготовительном: формиро­вание правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на этапы.

Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирова­ния глухих взрывных звуков, т.к. все изученные артикул ем ы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.

Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного. Нужно проследить раз­ницу в движении гортани при произнесении глухого звука (ф) и звонкого (в) с помощью тактильно-вибрационного контроля.

Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывис­тость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при фор­мировании звуков [и, б, т, д, к, г]. Подготовительным упражнением к ко­роткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме «й»

Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдо­ха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат

Необходимо следить, чтобы выдох осуществлялся через рот. Например, при отработке звука [л] направление воздушной струи следует проверять по обеим сторонам ротовой полости, т.к. этот звук смычно-проходной. Ко­роткий активный выдох во время произнесения звука [ц] ребёнок может ощутить своей рукой, приложив пальцы к углам рта логопеда, а затем к своим. Ротовой выдох отсутствует при произнесении носовых звуков [м], [н], поэтому рекомендуется изучать их позже, чтобы не препятствовать ус­тановлению правильного ротового выдоха.

Особенности логопедической работы после операции

В послеоперационном периоде работа по формированию речевого дыха­ния продолжается: закрепляются и совершенствуются усвоенные навыки, вы­рабатываются необходимые новые. Дозировка занятий и их длительность ва­рьируются, хотя принципы и методика проведения остаются одинаковыми.

Учитываются такие факторы:

результаты операции;

время поступления на логопедические занятия после уранопластики;

методики, по которым проводилась логопедическая работа в доопе- рационном периоде.

результаты логопедической работы до операции.

Если до операции логопедическая работа велась, но чистоты речи добить­ся не удалось, а после операции носовое звучание не исчезло, или же коррек­ция речи началась только после операции, то и работа над дыханием начнётся по описанной выше системе дооперационной логопедической работы.

проводятся косметические операции;

(Н.В. Червякова, начинает работу по коррекции дыхания с обучения на­прядённому дутью, так как у детей с расщелинами, воздух при выдохе уте­кает в нос. Дети запоминают ощущение направленного воздушного пото­ка через рот и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхатель­ной гимнастики. Обучение направленному дутью начинают с «поплёвы­вания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, придер­живая губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом подвинут вперед, а кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напря­гать губы и создаёт более тонкие движения. Чтобы облегчить усвоение уп­ражнений, на первых занятиях можно пальцами зажать крылья носа. Уп­ражнения повторяют 6 - 8 раз подряд 3-4 раза в день. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое дав­ление воздуха для образования согласных звуков.

Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки. Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требую­щие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдувае­мой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломину. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, уско­ряют выдох. Главная цель в этот период - получение пусть слабой, но со­знательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.

Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки ваты, полоски бумаги, пух и т. д.

Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непос­редственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» («надуть мяч») воздуха и плавно выдыхать его через рот холодной струёй («мяч сдулся»). Точность выполне­ния упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая - на животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.

После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениями.

После операции логотерапия начинается на 15 - 16 день.

Используется принцип индивидуального подхода. Спо­соб постановки и коррекции звука выбирается индивиду­ально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, мо­торные координации которых наиболее просты. Или выби­рается звук, который отраженно произносится правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добивать­ся их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизируют в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слу­хового восприятия. Ребенок должен научиться слушать са­мого себя, улавливать разницу между своим произношени­ем и нормализованным звуком.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенным является метод так называемой фонетической локализации, когда логопед язы­ку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для произнесения того или иного звука. Используются зон­ды, плоские пластинки для языка и целый ряд других при­способлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений артикуляционных органов. Затем он выполня­ет движения самостоятельно при некоторой помощи лого­педа и без нее.

При работе над звукопроизношением опираются на зна­ние артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка (кинетический анализ) и на специфические, приемы по­становки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-ки-нестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процес­се логопедической работы устанавливаются межанализатор­ные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигатель­ным ощущением при его произнесении. Все методы коррек-ционной работы основаны на закономерностях развития фо-нетико-фонематической системы языка в норме.

При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциа­ции звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в сло­вах и предложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писа­ние и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием.

Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукива­нием ногой.

Затем новый звук закрепляется в различных слогах. Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.

При работе над звукопроизношением важно выявить со­хранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звуко­сочетания и слова, в которых дефектные звуки произно­сятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохран­ные звенья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи соче­тается с работой над ее выразительностью. Работа проводит­ся путем подражания. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, рав­номерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или груп­пы слов.

Содержание и методы работы видоизменяются в зависи­мости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании дизартрии с речевым не­доразвитием осуществляется комплексная программа лого­педических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грам­матическим строем, а также специальные мероприятия, на­правленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.

Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой ком-_ муникации, а не только формирование правильного произ­несения звуков. Используются приемы игровой терапии в со­четании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. Наиболее часто встре­чается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное зна­чение имеет применение дифференцированного массажа (рас­слабляющего и укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата, а также артикуляционной гимнастики. Логопедическая работа, включает развитие речевого дыхания, интонационно-методи­ческой стороны речи, фонематического восприятия.

Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного ап­парата (последствиями полиомиелита и церебральным па­раличом), в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии ра­бота проводится в поликлиниках, на логопедических пунк­тах общеобразовательных школ.

При дизартрии требуется ранняя, длительная и система­тическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях - ловопеда и мас­сажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жиз­ни. В нашей стране разработана система комплексных ме­роприятий по предупреждению дизартрии у детей с пери­натальным поражением мозга. Эта система включает комплексную медико-педагогическую работу с детьми на­чиная с первых месяцев их жизни. Работа проводится в спе­циальных неврологических стационарах для детей с пери­натальной патологией.

Для профилактики дизартрии имеют значение профилак­тические осмотры детей первых лет жизни с перинатальной патологией, а также детей группы риска, т.е. не имеющих признаков поражения мозга, но у которых отмечалась пато­логия со стороны нервной системы в первые месяцы жизни или которые родились в асфиксии, от патологически проте­кавшей беременности и т.д. Врач и логопед дают обоснован­ные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспи­танию детей, по развитию артикуляционной моторики.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В Юсуповской больнице применяется мультидисциплинарный подход к восстановлению речи у пациентов, страдающих различными видами дизартрии. В процессе реабилитации принимают участие неврологи, психологи, логопеды, реабилитологи. Каждому пациенту составляется индивидуальная программа коррекции дизартрии.


Выделяют следующие основные принципы коррекционной работы при дизартрии:

  • Комплексный подход;
  • Систематичность и регулярность;
  • Раннее начало восстановительной и коррекционной работы;
  • Развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания);
  • Развитие и формирование всей психической деятельности пациента;
  • Индивидуальный подход и формирование мотивации к занятиям.

Важным принципом коррекционной работы при дизартрии является раннее начало восстановительной и коррекционной работы. Это особенно важно при дизартриях, которые развились у пациентов с инсультом, после черепно-мозговой травмы, врождённых дизартриях и нарушениях речевой функции у пациентов, страдающих детским церебральным параличом. Работа по преодолению дизартрических нарушений всегда систематическая, длительная, кропотливая, регулярная. Логопедическая работа специалистов Юсуповской больницы направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие и формирование всей психической деятельности пациента и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания).

Курс логопедической работы длительный, он занимает несколько лет. Специалисты Юсуповской больницы выстраивают целую систему взаимоотношений с пациентом и его семьёй, используют методы стимуляции. При работе с пациентами используются различные игровые приёмы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии следующие:

  • Развитие фонематического внимания и восприятия;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Преодоление нарушений голоса;
  • Работа над просодической стороной речи (ритмом, темпом, интонацией);
  • Развитие и формирование мимической и артикуляционной моторики;
  • Постановка звуков;
  • Формирование и развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя логопед параллельно ведёт работа по этим направлениям.

Этапы коррекции дизартрии

Первый этап коррекция стёртой дизартрии – подготовительный. Работа по преодолению расстройств речи начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению:

  • Обильного слюнотечения;
  • Пассивности мышц;
  • Недостатков фонематического внимания и восприятия;
  • Подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

На втором этапе работа логопеда направлена на преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи. Она заключается в постановке звуков. Третий этап – включение пациента в активное общение.

Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, уделяют внимание с раннего возраста. Пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, страдающего дегеративными заболеваниями нервной системы или детским церебральным параличом, обучают приёмам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, учат попеременно жевать правой и левой стороной рта.

Если у старших детей наблюдаются ранние рефлексы (сосательный), проводят работу, направленную на затормаживание задержанных рефлексов. Логопеды используют приём механического препятствия для ненужного движения. Мышцы рта логопед фиксирует руками, непроизвольные движения языка фиксирует с помощью шпателя или прикусывания языка зубами. Для снятия содружественных движений подбородок фиксируется рукой логопеда. Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен при проведении артикуляционной гимнастики путём фиксирования рук ребёнка рукой логопеда.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед пациентом ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль и поощряют малейшие успехи. Сложно затормозить рефлексы в оральной области, так это зона жизненно важна и чувствительна. В ней весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: тактильная, вкусовая, температурная.

Для преодоления слюнотечения обучают пациента проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывают глотательные движения, запрокидывают голову назад и предлагают проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений можно дать пациенту печенье или булку и учить жевать перед зеркалом, чередую жевание с глотанием.

Пациента учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Он помещает свою руку под нижнюю челюсть, под подбородок, другую кладёт на голову пациента и смыкает челюсти путём лёгкого надавливания. Затем приучают пациента выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Пациента обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации. Учат произвольно расслаблять мышцы верхних и нижних конечностей, затем шеи и головы. Развивают способность различать напряжение и расслабление и регулировать по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Для расслабления применяют поглаживание, вибрацию и другие приёмы расслабляющего массажа. С этой же целью используют точечный массаж. Эту работу массажисты Юсуповской больницы проводят после консультации невролога и реабилитолога.

Логопедический массаж при коррекции дизартрии по Приходько

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия при дизартрии. Его применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц, изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата. Он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж по Приходько проводится на всех этапах коррекционного воздействия. Его используют на начальных этапах реабилитации, когда у пациента ещё отсутствует принципиальная возможность выполнить определенные артикуляционные движения. Дифференцированный логопедический массаж в Юсуповской больнице осуществляет старший инструктор ЛФК, который имеет знания по анатомии и физиологии мышц, речевого аппарата, прошёл специальную подготовку, в совершенстве владеет техникой массажа.

Реабилитологи обучают лиц, осуществляющих уход за пациентом с дизартрией, элементарным приёмам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Дифференцированный логопедический массаж необходим для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а в более тяжёлых случаях – для уменьшения степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:

  • Гиперкинезов (избыточных насильственных двигательных актов, возникающих помимо воли пациента);
  • Спастического пареза,
  • Атаксии (нарушения координации движений, не связанного с мышечной слабостью);
  • Синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

С его помощью активизируют те группы мышц периферического речевого аппарата, которые не могут полноценно сокращаться, или активируют новые мышечные группы, до этого бездействующие, стимулируют проприоцептивные ощущения, уменьшают выделение слюны. Логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс, подготавливает условия к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Сущность логопедического массажа состоит в нанесении механических раздражений:

  • Поглаживания;
  • Пощипывания;
  • Разминания;
  • Растирания;
  • Вибрации;
  • Поколачивания.

Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет реабилитологам Юсуповской больницы понизить мышечный тонус при спастичности мышц или повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. В дальнейшем у пациента формируются и осуществляются произвольные (активные), координированные движения органов артикуляции. Логопедический массаж выполняют в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяют мышцам периферического речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и щёк), поскольку они обеспечивают производство речи.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Коррекция произносительной стороны речи при дизартрии

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику (интонацию, мелодику, паузу, ударение, темп, ритм и тембр). Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Произношение звуков – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.

Коррекционная работа строится с учётом следующих принципов:

  1. Связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществляется не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность пациента в целом;
  2. Системного подхода. Произносительная сторона рассматривается в качестве системы, которая включает ряд компонентов. На их развитие направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, просодики);
  3. Принцип развития – предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у пациентов с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, которые могут быть выражены в разной степени. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Коррекционную работу направляют не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие упражнения, игры и моделирование. К наглядным – наблюдение, рассматривание профилей, схем, показ образца задания и способа действия. Основными словесными методами являются беседа, чтение, рассказ.

Коррекция интонации и фонетической стороны речи

Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:

  • Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
  • Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Дифференциация различных видов интонации.

Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.

Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме. Реализуя это направление, развивается стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графических навыков, конструктивного праксиса, мышления, памяти.

Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:

  1. На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
  2. Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
  3. Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
  4. Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1982. - С.307-308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва - Пермь. - 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. - С.608.

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Коррекция звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии . Наиболее распространенным является метод, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без нее.

При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка и на специфические приемы постановки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической системы языка в норме. При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Затем новый звук закрепляется в различных слогах. При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.

Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.

Основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков. Используются приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное значение имеет применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата, а также артикуляционной гимнастики. Логопедическая работа включает развитие речевого дыхания, интонационно-методической стороны речи, фонематического восприятия.

Работа проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ.

####################################################