Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

  • комплексное природопользование;
  • специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон "О комплексном природопользовании в городе Москве".

Комплексное природопользование - это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера - как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Основания возникновения и прекращения права специального природопользования

Для получения права специального природополь­зования необходимо получение разрешения соответствую­щего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природно­го ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодатель­ством договора.

Решение органа государственной власти, за­ключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Общие основания возникновения права природопользования:

  1. Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.
  2. Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.
  3. Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения права природопользования:

  1. отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
  2. истечение срока природопользования;
  3. смерть

Лекция 6

Традиционное природопользование во многом было комплексным. Племя собирателœей, к примеру, осваивало всœе природные ресурсы, пригодные для потребления. В дальнейшем наряду с комплексностью развивалась специализация, которая во многих случаях приобрела крайне уродливые формы.

В США с этой тенденцией начали борьбу в 20-х гᴦ. текущего столетия, пытаясь организовать многостороннее, интегрированное использование биологических ресурсов национальных лесов. Возникла практика «мултиплайюз», многостороннего, интегрированного природопользования. Она была узаконена в федеральных масштабах принятием в 1960 ᴦ. Государственного закона 86-517, который предписывал лесной службе эксплуатацию национальных лесов «для отдыха и спорта на свежем воздухе, в качестве пастбищ, источников деловой древесины, естественных убежищ для млекопитающих, птиц и рыбы».

С течением времени был сформулирован основной принцип интегрированного природопользования, который предусматривал достижения суммарного выхода биологической продукции с единицы эксплуатационной площади без ущерба для состояния и воспроизводства любых природных ресурсов и всœей лесной экосистемы. При этом допускалось уменьшение производства отдельных видов биологической продукции по сравнению с мо­нопользованием.

Этому примеру последовали многие страны. Так, в Финляндии управление лесов исходит из крайне важности многоцелœевого использования лесов. Выделяются лесные земли целœевого и комплексного назначения. Потребности населœения в отдыхе предусматриваются при лесоводственных работах. Охотничьи и рыболовные угодья обихаживаются по определœенным программам. Учитываются потребности дичи, оставляются нетронутыми лесные участки. В лесные водоемы ежегодно выпускаются 3-4 млн. мальков сига, хариуса, тайменя. В участках, предназначенных для отдыха, построены избушки, отведены места для костров, проложены прогулочные маршруты, в т.ч. зимние, для мотосаней. Определœены условия сбора грибов и ягод.

В СССР пытались организовать комплексное лесотаежное хозяйство “Кедроград” на восточном берегу Телœецкого озера. Группа выпускников Ленинградской лесной академии приехала сюда по путевкам ЦК ВЛКСМ для воплощения в жизнь мечты русских лесоводов о вечном неистощительном лесопользовании.

Молодые специалисты считали преступными сплошные рубки «хлебного дерева тайги» сибирского кедра, намереваясь наладить прижизненное использование ресурсов кедровой тайги. Планировались умеренные рубки переспелых кедров, сбор кедрового ореха, заготовки ягод, грибов, отлов рыбы, добыча пушных и копытных зверей, боровой дичи, развитие подсобных перерабатывающих отраслей. Экономические расчеты предсказывали успех предприятию, однако молодые энтузиасты встретились с яростным непреодолимым сопротивлением общественно-политической системы, с негибкостью догматического планирования, ведомственной экономикой, консерватизмом работников лесной промышленности. Не помогла широкая общественная поддержка, публикации центральной прессы. Перспективный опыт был угроблен.

Известна еще одна попытка организовать комплексное использование лесных ресурсов в Карпатах, на Украинœе. Рамки опыта были уже, задачи сводились в основном к глубокой и полной переработке лесной продукции. Опыт признавался специалистами удачным.

Широкой аудитории менее известны результаты комплексной деятельности, полученные в рамках охотничье-промыслового хозяйства. В 50-80-е гᴦ. в стране имелось 115 коопзверопромхозов и 98 госпромхозов, за которыми было закреплено около 540 млн. га таежных и тундровых охотничьих угодий.

Οʜᴎ производили широчайший ассортимент продукции промысловую и звероводческую пушнину, мясо дичи, рыбу, кедровый орех, грибы, дикорастущие ягоды, лекарственно-техническое сырье, древесину и некоторые изделия из нее, сельхозпро­дукцию, мед, вино из диких ягод, сувениры, консервировали и расфасовывали грибы и ягоды и т.д. Многие из хозяйств были рентабельными, несмотря на очень низкие закупочные и реализационные цены, на нищенскую материально-техническую базу. Большинству охотничьих промхозов не доставало “стержневой” отрасли, каковой могла бы быть лесозаготовительная. Но лесо­промышленники, сами не сумевшие создать комплексные хозяйства, цепко держались за свою монополию на лес, предоставляя охотничьим хозяйствам лишь мелкие недорубы.

Большие возможности для комплексирования имеет сельское хозяйство. Служба охраны почв США, созданная после катастрофических пыльных бурь середины 30-х гᴦ., осуществляла работы по мелиорации земель на комплексной основе. В период с 1936 по 1960 гᴦ. в рамках соответствующих программ в стране было сооружено 1665000 различных водохранилищ, 3034000 противоэрозионных плотин, дамб, систем перепадов, 1564000 водных резервуаров для скота͵ контурные посœевы высеяны на площади 5794000 акров, защитный растительный покров создан на площади 74496000 акров, деревья высажены на площади 2991000 акров. Конечно, столь масштабные мероприятия не только способствовали укреплению почв и ведению сельского хозяйства, но и значительно улучшили условия для комплексного использования сельской местности, ведения любительского рыболовства, охоты, рекреации.

В Африке сделана успешная попытка раскрыть неиспользовавшиеся “лепестки веера” (выражение известного эколога Дарлингтона) вовлечь в эксплуатацию многообразие видов диких копытных животных. На специальных ранчо, открытых или огороженных, их разводят вместе с домашними животными, получая хороший совокупный урожай.

В России первые попытки создать условия для комплексной мелиорации сельхозугодий принадлежат В. В. Докучаеву, создавшему в конце прошлого века опытную станцию в Воронежской губернии «Каменная степь». Ее опыт послужил основой для развития в стране защитного лесоразведения, но почти не использовался для комплексирования хозяйственной деятельности.

Элементы комплексного подхода к ведению сельского хозяйства имелись в программе по развитию Нечерноземья. При этом, к сожалению, она замыкалась рамками собственно сельскохозяйственного производства. Вместе с тем, предусматривались такие недостаточно экологически обоснованные мероприятия, как укрупнение контура пашни, «создание компактных, правильных по конфигурации и размерам полей севооборотов, осушение торфяников и т.д.». Реализация программы не дала ожидаемых результатов.

Огромной по масштабам и значению является проблема комплексного использования сырья в горнодобывающей промышленности и в различных отраслях промышленного производства. Газеты и журналы 80-х годов пестрели броскими заголовками: «У природы нет пустой породы», «Нельзя же закапывать золото» и т.п. Отвалы, содержащие ценное сырье, составляли миллионы тонн, хвостохранилища занимали большие площади плодородных земель, засоряли и отравляли водоемы. Ликвидация этого расточительства требует более глубокого комплексирования добычи и переработки сырья во всœех отраслях промышленного производства.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 23 декабря 1993 г. N 273 (Д) В целях реализации статьи 18 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование. 2. Республиканским, краевым, областным, окружным, городов Москвы и Санкт-Петербурга комитетам по экологии и природным ресурсам во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами государственной власти провести работу по введению в практику порядка выдачи лицензий на комплексное природопользование на территории Российской Федерации. 3. Заместителям Министра А.М. Амирханову и А.А. Аверченкову в месячный срок подготовить предложения по организации выдачи лицензий на комплексное природопользование для природных ресурсов и объектов федерального значения. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян Приложение к приказу Минприроды России от 23 декабря 1993 года N 273 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование I. Общие положения 1.1. Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование разработано на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" и от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". 1.2. На основе данного Временного положения исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнительным органам местного самоуправления (администрации) рекомендуется утверждать порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование соответствующих регионов, территорий. 1.3. Настоящее Временное положение предназначено для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также для специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. II. Термины и определения 2.1. Лицензия на комплексное природопользование - документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. 2.2. Под предприятием в настоящем Положении понимается субъект хозяйственной деятельности, любое юридическое лицо, осуществляющее природопользование, включая частных предпринимателей, учреждения, организации, независимо от принадлежности, формы собственности и места регистрации. 2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. 2.4. Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности. III. Содержание и порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование 3.1. Перечень предприятий, обязанных получить лицензию на комплексное природопользование, устанавливается исполнительными органами власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. Критериями отнесения предприятий к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия предприятия на окружающую среду, использование предприятием нескольких видов природных ресурсов и степень экологической безопасности вида деятельности. 3.2. Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды России. Для природопользователей, использующих природные ресурсы и объекты, не относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации, лицензия на комплексное природопользование выдается государственными органами в области охраны окружающей природной среды (далее - природоохранные органы), специально уполномоченными на то решениями субъектов Российской Федерации. 3.3. Лицензия на комплексное природопользование служит основанием для заключения договора на комплексное природопользование (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятием и государственным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации. 3.4. Для предприятий, получивших лицензию на комплексное природопользование, в рамках лимитов, условий, требований и других ограничений, указанных в данной лицензии, сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природных ресурсов и на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, установленные законодательством Российской Федерации, решениями органов власти субъектов федерации. 3.5. В лицензии на комплексное природопользование (приложение) указываются: данные о предприятии, получившем лицензию; данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов природной среды; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований и условий, содержащихся в данной лицензии, в порядке, установленном законодательством. 3.6. Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на основании письменного заявления предприятия, подаваемого не позднее 1 месяца до истечения срока. Решение об отказе в выдаче лицензии (или продлении срока ее действия) должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа. 3.7. Бланки лицензий на комплексное природопользование являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер. Лицензия на комплексное природопользование скрепляется подписью и печатью и хранится на предприятии. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование. IV. Порядок выдачи лицензий для действующих предприятий 4.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой, а также прилагаемыми к ней лицензиями на право пользования природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и на размещение отходов и экологическим паспортом предприятия. 4.2. Природоохранный орган в двухнедельный срок организует рассмотренные заявки и принимает решение: о выдаче лицензии на комплексное природопользование; об отказе в выдаче названной лицензии; о проведении экологической экспертизы фактических показателей деятельности предприятия, по результатам которой выдаются "Требования для уточнения и согласования условий природопользования", включая набор показателей и перечень необходимых органов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды; на основе согласованных условий природопользования природоохранный орган выдает предприятию лицензию на комплексное природопользование. 4.3. Выдача лицензий на комплексное природопользование для действующих предприятий осуществляется не позднее чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки. V. Порядок выдачи лицензий для строящихся, расширяемых, реконструируемых, технически-перевооружаемых и подлежащих ликвидации предприятий 5.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое место расположения объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах, возможное воздействие на окружающую среду. 5.2. Согласование условий природопользования с соответствующими органами управления и контроля для определения лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды предусмотрено порядком проведения государственной экологической экспертизы. 5.3. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы природоохранный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование. 5.4. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных предприятий, указываются отдельно для периода строительства и периода эксплуатации объекта. При вводе объекта в эксплуатацию указанная лицензия является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке объекта в эксплуатацию. VI. Пересмотр и аннулирование лицензий 6.1. Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях: ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от предприятия; изменения режима природопользования, профиля деятельности предприятия, смены технологии; изменения действующих нормативов природопользования; истечения срока действия лицензии. 6.2. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование производится природоохранным органом в случаях: решения предприятия прекратить дальнейшее природопользование; ликвидации предприятия; грубых нарушений условий природопользования, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей среды по вине предприятия. 6.3. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование, либо пересмотру иных документов, дающих право на пользование природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду. 6.4. Минприроды России, природоохранные органы субъектов Федерации, осуществляют контроль за выполнением субъектами хозяйственной деятельности условий и требований, установленных в лицензиях на комплексное природопользование. К предприятию, обязанному получить лицензию на комплексное природопользование, но осуществляющему природопользование без лицензии, органы госконтроля вправе применять предусмотренные действующим законодательством санкции. Начальник Главного управления экономики природопользования А.В. Шевчук Приложение к Временному положению о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование ________________________________ (наименование органа, ________________________________ выдавшего лицензию) Лицензия (серия, номер) на комплексное природопользование Выдана __________________________________________________________ (наименование юридического лица с указанием реквизитов) Основной вид деятельности природопользователя ___________________ ______________________________________________________________________ Местоположение объекта __________________________________________ (местонахождение, площадь представляемого ______________________________________________________________________ земельного участка с приложением карты (схемы) с указанием ______________________________________________________________________ источников загрязнения, границ пользования (по видам), особо ______________________________________________________________________ охраняемых зон и объектов) Особые условия __________________________________________________ (периодичность и форма отчетности, наименование ______________________________________________________________________ контролирующей организации) Меры ответственности природопользователя при несоблюдении требований и условий, содержащихся в лицензии ________________________ Основание для выдачи настоящей лицензии _________________________ Приложение к лицензии ___________________________________________ ______________________________________________________________________ Срок действия с "___" ________ 19__ г. по "___" _________ 19__ г. Дата выдачи "___" _________ 19__ г. Лицензию выдал МП _______________________________________ (подпись должностного лица, выдавшего разрешение) Лицензию получил _______________________________________ (подпись должностного лица, получившего лицензию) Срок действия лицензии продлен до "___" __________ 19__ г. Дата продления "___" __________ 19__ г. Лицензию продлил МП _______________________________________ (подпись должностного лица) Приложение к лицензии (разрешению) на комплексное природопользование (серия, номер, дата выдачи) Примерный перечень показателей, характеризующих условия природопользования (указываются отдельно для периода строительства и для периода эксплуатации) 1. Использование земель: а) площадь земель, изымаемых (изъятых) в постоянное и временное пользование (всего и по категориям земель - пашня, пастбища, сенокосы, леса, болота, солончаки и прочие несельскохозяйственные земли) (га); б) ограничения по использованию земельных ресурсов (особо охраняемых земель, водоохранной зоны, СЗЗ, земель заповедного, рекреационного и историко-культурного назначения) (га); в) объем земляных работ (выемки, карьеры, отвалы) (куб. м); г) нарушения почвенного покрова (виды нарушений и площадь нарушенных земель) (га); д) фоновые концентрации загрязняющих веществ в почвогрунтах до начала хозяйственной деятельности и уровни предельного загрязнения почвогрунтов (по компонентам, с указанием класса токсичности) (мг/кг); е) условия снятия и сохранения плодородного слоя (площадь (га) и мощность (м) снимаемого слоя, условия складирования); ж) мероприятия по сохранению (восстановлению) почвенного плодородия и ликвидации последствий загрязнения (вид мероприятий и площадь) (га); з) рекультивация земель (техническая и биологическая рекультивация, инженерная защита территории от загрязнения, подтопления, затопления по типам нарушений) (га). 2. Использование атмосферы: а) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, г/сек); б) лимиты выбросов загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, т/сек); в) фоновые концентрации (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельных концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; г) мероприятия по охране воздушного бассейна (в т.ч. по достижению ПДВ (ВСВ). 3. Использование водных ресурсов: а) лимит использования водных ресурсов (забор свежей воды из поверхностных водоемов, забор подземных вод (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.; куб. м/с); б) сезонное водопотребление и водоотведение (тыс. куб. м); в) возможное ограничение водопотребления в маловодные годы; г) объемы и категория воды, отводимой в оросительные системы (с учетом использования сточных вод), в накопители и т.д. (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.); д) предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ со сточными водами в водный объект (по компонентам) (г/час, т/год); е) лимит сброса загрязняющих веществ - количество сбрасываемых сточных вод в водный объект по каждому выпуску (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.) и их характеристика (фактическая концентрация, мг/л); ж) фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельного загрязнения водных объектов (по компонентам) (мг/л); з) режим эксплуатации водохранилищ, включая объем природоохранного попуска; и) водоохранные мероприятия, в т.ч. первоочередные; к) прочие условия водопользования, вкл. условия сплава древесины. 4. Размещение отходов: а) перечень отходов разрешенных к размещению (наименование и класс опасности); б) объемы (лимиты) размещаемых отходов (по годам на срок выдачи разрешения) (т/сут., т/год); в) условия и место захоронения (обезвреживание, способ складирования и хранения, мероприятия по защите грунтовых вод от загрязнения). 5. Использование растительности: а) лимиты пользования (площадь угодий, подвергающихся полному уничтожению, вырубкам, уничтожению отдельных групп растений, редких, эндемичных видов) (га); б) ограничения по использованию лесных насаждений (особо ценных насаждений, молодняка, подроста, сеянцев, спелых древостоев); в) ограничения по использованию растительных ресурсов (недревесных растений - мхов, лишайников, трав, ягодников, кустарников); г) условия пользования растительностью в санитарно-защитной зоне (запрет на сенокошение, выпас скота, выращивание различных групп сельскохозяйственных культур); д) мероприятия по восстановлению и сохранению растительности (площади лесовосстановительных и других лесо- и луговомелиоративных работ) (га). 6. Условия сохранения животного мира: а) лимиты по использованию фауны (по видам); б) ограничения по использованию биотопов (перечень мест обитания и путей миграции промысловых, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов животных, наличие охранных территорий, для рыб - зимовальных ям, мест нереста и нагула); в) мероприятия по сохранению и восстановлению численности отдельных видов животных; г) мероприятия по сохранению мест обитания животных и их кормовой базы; д) рыбозащитные мероприятия. 7. Особые экологические требования (специфичные для объекта, местности, иное).

Договор и лицензия на комплексное природопользование

Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

· Раздел I. Общие положения

· Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду

· Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

· Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды

· Раздел V. Государственная экологическая экспертиза

· Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

· Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности

· Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации

· Раздел IХ. Особо охраняемые природные территории и объекты

· Раздел Х. Экологический контроль

· Раздел ХI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования

· Раздел ХII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды

· Раздел ХIII. Ответственность за экологические правонарушения

· Раздел ХIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

· Раздел ХV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает следующие элементы.

1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения.

3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование.

Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Он предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, а также ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям-природопользователям по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональн. экологических программ.

5. Платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%).

6. Отчисления от увеличения налогов на прибыль предприятий, выпускающих и применяющих оборудование с повышенными удельными расходами топлива и энергии.

В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия (ЭЛ) на выбросы - ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на конкретный промежуток времени. Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная). Использование ЭЛ вместо налогов позволяет систему государственного регулирования перевести в систему рыночного управления. Рынок ЭЛ, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции.

Торговля квотами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды. Предприятие - источник вредных выбросов - имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Оно может проводить такую политику, чтобы уменьшить платежи за необеспеченные разрешениями выбросы, чтобы создать запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен, чтобы обеспечить свое предполагаемое развитие.

Дополнением к экологической лицензии является страхование экологической неопределенности. Денежная сумма страхователя условно депонируется на счете страховой фирмы. Если компания в течение оговоренного срока не причинила ущерба окружающей среде, то ее платежи возвращаются с выплатой процента. В противном случае ликвидация последствий ущерба происходит за счет страховой фирмы. У фирмы в этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов.

Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании постановления Федеральный закон от 8 августа 2001 года, N 128-ФЗО ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
производство табачных изделий; осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений; деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;



Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды РФ.

Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат:

Дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

Затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

Дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

Затраты на снижение загрязнений;

Затраты на восстановление окружающей среды;

Рыночная цена;

Дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

Затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

Затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:

Население;

Объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;

Сельскохозяйственные угодья;

Водные ресурсы;

Лесные ресурсы.

Устанавливаются три норматива платы за выбросы:

В пределах допустимых объемов выбросов;

В пределах установленных лимитов выбросов;

Сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего - в 5 раз выше второго.

Например, на 1993 г. Норматив платы за выброс в атмосферу 1 т оксида азота составлял 275 руб, за сброс в водный объект азота аммонийного - 5545 руб.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий.

Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ.

Не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся заражению.

Например, в США с 1972 по 1987 г. Выделялось ежегодно 24,3 млрд. долл. На очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма средств, выделенных на охрану окружающей среды за этот период, составила приблизительно 1 трлн. Долл.