Понятие экологического контроля. Экологический контроль (ЭК) в
целом - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, г.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.
Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.
В настоящее время сложились две формы ЭК - предупредительная и карательная.
Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).
Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).
Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.
В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; государственный экологический контроль; производственный экологический контроль; общественный экологический контроль.
Виды экологического контроля. Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга (который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации) ГЭК решает иную задачу: обеспечение всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.
Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Сложения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.
Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. К ним относится право: посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов; устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу; требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.
Общий экологический контроль относится к компетенции высших шсньев государственной системы управления. На федеральном уровне - эго контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Что касается специализированного ЭК, законом установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОПС и предоставлены им соответствующие полномочия осуществлять экологический контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения.
Несмотря на имеющиеся различия, общим правом, для всех государственных органов экологического контроля является его надведом- ственный характер, позволяющий конрюлировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внут- рислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.
К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.
Экологическое аудирование (аудит) является эффективной мерой экологического контроля предприятия, организации, проекта. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию. Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудирования является то, что оно проводится не для наказания, его главной задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться предприятию не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.
Именно поэтому опытные руководители предприятий сами по мере необходимости обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но, в конечном итоге, снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее является весьма выгодной для последнего.
Если государственная экологическая экспертиза установила, что объект соответствует нормативным требованиям экологической безопасности, ему выдается лицензия (разрешение) на эксплуатацию. Следовательно, лицензирование является составной частью процесса экологической экспертизы, его логическим завершением.
Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры РФ (так называемой «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в т.ч. государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 16513 фактов нарушения экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности - 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд, рублей (в ценах того времени).
Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения. Примером этого является неприятие значительной частью населения и общественных организаций юга России строительства Ростовской АЭС на берегу Цимлянского водохранилища.
Согласно гл. 11 «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)» ФЗ «Об охране окружающей среды», контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в т. ч. нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Экологический контроль (ЭК) можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как функцию управления охраной ОС. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, в содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача компетентным органам для принятия управленческих решений. Во-вторых, в качестве гарантии выполнения экологических мероприятий и реализации регулирующих их правовых норм, способа обеспечения законности в экологическом управлении.
Система экологического контроля, сложившаяся в России, включает: государственную службу наблюдения за состоянием окружающей природной среды (более часто употребляется термин «мониторинг окружающей природной среды»), государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль.
В настоящее время сложилась следующая система органов государственного экологического контроля (М. Ю. Мастушкин, 2004 г.): Органы общей компетенции (Конституционный суд РФ, конституционные суды республик в составе РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские и другие суды; Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов и др.; органы прокуратуры; органы Министерства внутренних дел). До недавнего времени существовавший институт региональных и межрегиональных природоохранных прокуратур упразднен, обязанности природоохранных прокуроров были перераспределены внутри прокуратур. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, реализующие контрольные и надзорные функции в области охраны ОС (межведомственная компетенция)-. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Ведомственный экологический контроль осуществляется отдельными федеральными органами исполнительной власти по экологическим параметрам на подчиненных предприятиях, учреждениях и организациях.
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, имеющий задачу удерживать негативные воздействия предприятий на ОС в пределам установленных нормативов и, благодаря этому, позволяющий избегать претензий (и последующих санкций) со стороны государственных органов.
Общественный экологический контроль осуществляется силами общественных организаций, объединений и движений, профсоюзами и трудовыми коллективами за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, предприятиями, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения.
Выделяются следующие формы государственного экологического контроля (ГЭК): Информационная форма ГЭК заключается в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия решений государственными органами. Она осуществляется через систему экологического мониторинга, государственного статистического учета и экологического учета.
Исходя из необходимости усиления информационного обеспечения экологического контроля, гласности в этой сфере, Минприроды России создало информационно-аналитическую систему государственного контроля в области природопользования и охраны ОС и персонифицированного учета природопользовате- лей, а также объектов их хозяйственной и иной деятельности. Предупредительная форма ГЭК заключается в предупреждении экологических правонарушений; она включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОС и рационального природопользования, выдачу разрешений или лицензий на различные виды природопользования, установление лимитов на сбросы (выбросы) загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.). Осуществляется этот вид контроля инспекционными, экспертными, надзорными подразделениями государственных правоохранительных органов, экологическими службами предприятий и общественными экологическими организациями (объединениями). Карательная форма ГЭК применяется в тех случаях, когда последствия экологического правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Заключается в применении мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам, нарушающим законодательство в сфере природопользования, охраны ОС и экологической безопасности; выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной). В качестве карательной формы может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или даже прекращение соответствующего производства. Указанная форма ГЭК осуществляется природоохранными органами, государственными надзорными и правоохранительными органами.
Несмотря на имеющиеся различия, общим для всех государственных органов экологического контроля является его надве- домственный характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Экологический контроль - проверка соблюдения предпри­ятиями и гражданами экологических требований по охране ок­ружающей природной среды и обеспечению экологической бе­зопасности. Контроль осуществляют законодательные и испол­нительные органы, а также специально уполномоченные орга­ны.

Цель экологического контроля - охрана окружающей при­родной среды путем предупреждения и устранения экологичес­ких правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: инфор­мационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государствен­ного принуждения к эконарушителям). Его объектами являют­ся состояние окружающей природной среды, выполнение обя­зательных мер по охране и соблюдение экологического законо­дательства юридическими и физическими лицами.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полно­мочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (ст. 66),они имеют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического за­конодательства;

Привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодатель­ства.

Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выпол­нение планов и мероприятий по выполнению требований при­родоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда кон­троль за выполнением природоохранных требований осуществ­ляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Правовой механизм управления природопользованием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза . Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) по­нимают предварительную проверку представленных материа­лов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача - оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государствен­ной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.


В соответствии с Законом РФ «Об экологической эксперти­зе» (1995 г.) она должна осуществляться на принципах обяза­тельности ее проведения, научной обоснованности и законнос­ти выводов, независимости, вневедомственности в организа­ции и проведении, широкой гласности и участия общественно­сти.

Государственная экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опаснос­ти любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Она одновременно выполняет функции предупредительного контроля проектной документации и функции надзора за эко­логическим соответствием результатов работы. Финансирова­ние работ по всем проектам и программам открывается только при наличии ее положительного заключения.

Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз - общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды» (2002) предусматривает право граждан на создание обще­ственных экологических объединений, которые наделяются бо­лее широкими правами, чем отдельные граждане. В настоящее время в России действует более 100 эколого-культурных объе­динений (Российский экологический союз, Всероссийское обще­ство охраны природы, Российское движение «зеленых» (РДЗ) и др.), общественное научное объединение - Российская экологи­ческая академия (РЭА) с сетью региональных отделений.

В сравнении с государственным экологическим контролем общественные экологические объединения обладают меньши­ми возможностями, тем не менее их роль может быть весьма значительной. Так, например, в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об охране окружающей среды», они име­ют, в частности, право:

Разрабатывать, утверждать и обнародовать свои програм­мы;

Требовать своевременной и полной информации о состо­янии окружающей среды;

Требовать назначения государственной экологической эк­спертизы и рекомендовать своих представителей для уча­стия в ней;

Настаивать на ограничении или прекращении деятельно­сти экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного само­управления и суды соответствующих обращений.

За последние годы по требованию общественных экологи­ческих организаций в России приостановлена деятельность свы­ше тысячи предприятий.

Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некото­рых преувеличений со стороны «зеленых», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения насе­ления. Оптимальный вывод просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности с подключением беспри­страстной научной экспертизы, если потребуется, также и меж­дународной.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Еще более глубоким и объемным вариантом экологического сопровожде­ния хозяйственной деятельности в последние годы служит оцен­ка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной и проектной доку­ментации. Процедура ОВОС предшествует проведению госу­дарственной экологической экспертизы и выполняется для пред­варительной оценки прямого или косвенного воздействия, ко­торое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду. Организует и обеспечивает ОВОС заказ­чик проекта, привлекая для этих целей компетентные органи­зации и специалистов.

Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказ­чик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС слу­жит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду». После прохождения процедуры ОВОС, его материалы вместе с заявлением о воздействиях на окружающую среду на­правляются на государственную экологическую экспертизу.

4.Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сер­тификации

Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Система эко­логического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих эколо­гическую политику в системе управления качеством охраны среды.

Экологический аудит (экоаудит) - это независимая, ком­плексная проверка (ревизия) соответствия деятельности пред­приятия природоохранным нормам и правилам и оценка эф­фективности существующей системы управления охраной ок­ружающей природной среды с подготовкой рекомендаций.

Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные мате­риалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по иници­ативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представ­ляет собой специфическую форму производственного экологи­ческого контроля. В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологи­ческих рисков и ущербов, инструментальные измерения раз­личных экологических параметров аудируемого объекта и ок­ружающей среды, разработка рекомендаций и др.

Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области эколо­гии регламентированы ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 14012-98. Дальнейшее внедрение экоаудита в практику экологического управления будет способ­ствовать продвижению к более эффективной и экологически безопасной экономике.

Неотъемлемым элементом механизма управления являет­ся экологическая сертификация , т.е. деятельность по подтвер­ждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обя­зательной и добровольной. Объектами обязательной экологи­ческой сертификации являются предприятия и организации, в том числе и оборонной промышленности, отходы производ­ства и потребления, различные строительные материалы и из­делия и т.п.

Система экологического контроля в России

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Цель экологического контроля состоит в предупреждении и установлении правонарушений в сфере природопользования. В России сложились две формы экологического контроля˸ предупредительная и карательная.

Предупредительная форма экологического контроля включает разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий на различные виды природопользования, установление лимитов выбросов загрязняющих веществ и др.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности˸ материальной, дисциплинарной, административной, уголовной. В качестве карательной меры должна быть приостановлена или ограничена работа какого-либо предприятия. Например, только в 1993 г. в нашей стране была приостановлена работа 650 экологически вредных предприятий и 148 предприятий были закрыты.

Система экологического контроля включает˸

1) государственную службу наблюдения за состоянием ОПС (экологический мониторинг); 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК) ставит задачу˸ добиться соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

Правовой базой ГЭК являются закон РФ ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ и другие соответствующие документы (ʼʼПравила осуществления ГЭК за должностными лицами Минприроды и ᴇᴦο территориальных органовʼʼ и др.).

Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государственной власти. Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне ᴇᴦο осуществляет контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Специально уполномоченные государственные органы осуществляют экологический контроль за использованием и охраной недр, земель, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, животного мира, а также обеспечивают работу государственной службы наблюдения за состоянием ОПС. По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований во всех сферах природопользования. Важную роль в надзоре за выполнением экологических требований играют органы прокуратуры РФ, так называемая ʼʼэкологическая прокуратураʼʼ. На них возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля и их должностными лицами. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность деятельности экологической прокуратуры довольно высокая˸ так, за 2006 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 205 548 нарушений экологического законодательства. По Тверской области в 2003 г. выявлены 4904 нарушения природоохранного законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено 259 должностных лиц, возбуждено 67 уголовных дел.

2.2 Система экологического контроля в России

Экологический контроль (ЭК) - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.

В настоящее время сложились две формы ЭК - предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК), в отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. Они имеют право:

Посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

Проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

Устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ;

Назначать государственную экологическую экспертизу;

требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне - это контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Что касается специализированного ЭК, законом установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОПС и предоставлены им соответствующие полномочия осуществлять экологический контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты, и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения.

Несмотря на имеющиеся различия, общим для всех государственных органов экологического контроля является над ведомственный характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.

К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.

Экологическое аудирование (аудит), является, одним из новых инструментов в области охраны ОПС, которое представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.

Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):

Служить инструментом анализа и описания существующего состояния ОПС;

Определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;

Определять приоритетность и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;

Развить природоохранную стратегию.

В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ISO 14000.

Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с Санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 16513 фактов нарушения экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности - 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд рублей (в ценах того времени).

Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения.