Постановление Губернатора МО от 24.04.1997 N 84-ПГ

Документ утратил силу

В целях совершенствования экономического механизма природопользования и предотвращения вредного воздействия сброса сточных вод и загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов на окружающую природную среду и в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок взимания платы с предприятий и организаций за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов и загрязнение окружающей природной среды на территории Московской области и ввести его в действие с 1 мая 1997 года.

2. Признать утратившим силу с 1 мая 1997 года решение исполкома Мособлсовета от 10.01.91 N 25/2 "О введении Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов Московской области".

3. Установить для предприятий, эксплуатирующих системы канализации, статус специализированных предприятий, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую среду через канализационные системы. Основные фонды этих предприятий, являющиеся системами канализации, отнести к природоохранительным.

4. Полученные с предприятий и организаций, осуществляющих сброс сточных вод в системе канализации, суммы платежей за превышение установленных объемов сточных вод и нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации, относятся на увеличение прибыли предприятий, эксплуатирующих системы канализации, и после уплаты установленных налогов и сборов направляются на финансирование мероприятий по развитию и эксплуатации систем канализации.

5. Принимая во внимание, что предприятия водопроводно - канализационного хозяйства (ВКХ) являются важнейшей частью социальной сферы, основная производственная деятельность которых состоит в снижении сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду, рекомендовать главам районов и городов при применении льгот оказывать предпочтение предприятиям ВКХ. При этом устанавливать для предприятий водопроводно - канализационного хозяйства максимальный размер платы за сброс загрязняющих веществ в водоемы сверх предельно допустимых нормативов и размещение осадка сточных вод не более семи процентов от прибыли от основной деятельности за услуги по канализации, остающейся в распоряжении предприятий ВКХ.

7. Мособлкомприроды (Р.Ф. Чиж) внести в свои ведомственные нормативные документы изменения, вытекающие из настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы - министра коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Московской области А.С. Савинова и заместителя Главы - министра по землепользованию и экологии Администрации Московской области Н.В. Гаранькина.


Губернатор Московской области А.С. Тяжлов


ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ С ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящий порядок распространяется на предприятия, эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов*, и любые юридические лица, сбрасывающие сточные воды в системы канализации населенных пунктов (далее абоненты) на территории Московской области, и регулирует взимание платы за:

Сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в пределах установленных нормативов сброса;

Сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в пределах временно согласованных нормативов;

Превышение установленных допустимых и временно согласованных нормативов сброса сточных вод в системы канализации населенных пунктов;

Загрязнение окружающей природной среды сточными водами канализации.

2. При сбросе сточных вод в системы канализации населенных пунктов нормированию подлежат общее количество сточных вод, принимаемое в систему канализации населенного пункта, и количество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ (ДС) рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию (ДК) данного вещества в сточных водах.

В договоре на оказание услуг по водоснабжению и канализации, заключаемом в обязательном порядке между предприятием водопроводно - канализационного хозяйства (ВКХ) и абонентом, должны быть указаны нормативы сброса сточных вод в систему канализации населенного пункта (установленный объем сброса, ДК и ДС).

ДК и ДС загрязняющих веществ определяются предприятиями ВКХ в установленном порядке на основании рассчитанных ими и утвержденных в Мособлкомприроде предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях предприятий ВКХ (при отсутствии последних необходимо использовать величины эффективности удаления, определенные экспериментально, или литературные данные) и правил приема сточных вод в систему канализации населенного пункта, согласованных с Мособлкомприроды и утвержденных местными органами исполнительной власти.

3. Предприятия ВКХ имеют право устанавливать для абонентов, которые представили предприятию ВКХ план природоохранных мероприятий, временно установленные концентрации (ВУК) и временно установленные сбросы (ВУС) загрязняющих веществ.

4. Плата с абонента за сброс сточных вод в систему канализации населенных пунктов взимается за объем сбрасываемых сточных вод и за загрязняющие вещества, содержащиеся в сбрасываемых сточных водах.

4.1. Плата за объем сбрасываемых сточных вод в пределах установленного объема сброса взимается по договорным тарифам.

4.1.1. Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.

4.1.2. Объем сбрасываемых сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за установленный срок взаимных расчетов в соответствии с Правилами предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации.

4.2. Плата за загрязняющие вещества, сбрасываемые в пределах ДК и ДС, взимается в размере норматива платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и в атмосферу в пределах нормативов сброса (выброса), определенных в соответствии с постановлениями Главы Администрации Московской области от 12.07.93 N 119 и от 14.04.94 N 89, умноженных на коэффициенты экологической ситуации в Московской области (водные объекты - 1,24, атмосфера - 2,28, почва - 1,6), индексации, установленной соответствующим постановлением Главы Администрации Московской области, и на повышающий коэффициент, равный 1,2, учитывающий эксплуатационные затраты в системе канализации, и включается в себестоимость при расчете тарифа.

4.2.1. Плата за загрязняющие вещества, сбрасываемые в пределах ВУК и ВУС, взимается в размере норматива платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в атмосферу и размещение твердых бытовых отходов в пределах установленных лимитов сброса (выброса), соответственно определенных в соответствии с постановлениями Главы Администрации области от 12.07.93 N 119 и от 14.04.94 N 89, умноженных на коэффициенты экологической ситуации в Московской области - 1,24, индексации и на повышающий коэффициент, равный 1,5, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системе канализации.

4.2.2. За сброс загрязняющих веществ в количествах, превышающих ВУС, плата взимается в пятикратном размере норматива платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в атмосферу и размещение твердых отходов в пределах установленных лимитов сброса и размещения, определенных в соответствии с постановлениями Главы Администрации области от 12.07.93 N 119 и от 14.04.94 N 89, умноженных на коэффициенты экологической ситуации в Московской области - 1,24, индексации и на повышающий коэффициент равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системе канализации.

По этому же тарифу взимается плата за вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации населенных пунктов, за сброс агрессивных стоков с РН менее 2 и более 12, а также за всю массу загрязняющих веществ в случае отсутствия у абонента оформленного в установленном порядке разрешения на сброс сточных вод и договора с предприятием ВКХ на прием сточных вод.

4.2.3. Количество загрязняющих веществ определяется за период со дня предыдущего контроля состава сточных вод до устранения загрязнения.

5. Размер платы абонента за сброс сточных вод в систему канализации определяется путем суммирования платы за объем сбрасываемых сточных вод и платы за сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в систему канализации.

5.1. Размер платы абонента за объем сбрасываемых сточных вод определяется путем суммирования платы за объем сбрасываемых сточных вод в пределах установленных объемов сброса и платы за объем сбрасываемых сточных вод, превышающий установленный объем сброса.

5.1.1. Размер платы абонента за объем сбрасываемых сточных вод в пределах установленных объемов сброса определяется как произведение фактического объема сброса, но меньшего или равного установленному объему сброса, на соответствующий тариф (п. 4.1).

5.1.2. Размер платы абонента за объем сбрасываемых сточных вод, превышающий установленный объем сброса, определяется как произведение трехкратного действующего тарифа (п. 4.1.1) на разницу между фактическим и установленным объемами сброса.

5.2. Размер платы абонента за сброс загрязняющих веществ определяется путем суммирования оплат за сброс каждого загрязняющего вещества. В свою очередь плата за сброс каждого загрязняющего вещества определяется путем суммирования оплат за сброс загрязняющего вещества в пределах ДС, ВУС и за сброс, превышающий ВУС.

5.2.1. Размер платы абонента за сброс загрязняющих веществ в пределах ДС определяется как произведение массы загрязняющего вещества меньше или равной ДС на соответствующий тариф п. 4.2.

5.2.2. Размер платы абонента за сброс загрязняющих веществ в пределах ВУС определяется как произведение соответствующего тарифа (п. 4.2.1) на разницу между фактической массой загрязняющего вещества и ДС этого вещества.

При невыполнении абонентом плана природоохранных мероприятий или плана мероприятий, направленных на улучшение работы предприятия ВКХ, размер платы за сброс загрязняющих веществ в пределах ВУС определяется как за сброс загрязняющих веществ, превышающий ВУС за весь период действия ВУС.

5.2.3. Размер платы абонента за сброс загрязняющих веществ, превышающих ВУС или запрещенных к сбросу, определяется как произведение соответствующего тарифа (п. 4.2.2) на разницу между фактической массой загрязняющего вещества и ВУС (ДС) этого вещества.

6. Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации не освобождает абонента от возмещения в полном объеме прямого ущерба предприятию ВКХ.

7. Средства, взимаемые с абонента за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, перечисляются абонентами в бесспорном порядке в сроки, установленные в договоре на оказание услуг по канализации.

При несвоевременном внесении оплаты с абонента взимаются пени из расчета 0,5% от суммы платежа за каждый день просрочки платежа.

По истечении указанного в договоре срока суммы платежей переводятся со счета абонента на счет предприятия ВКХ в безакцептном порядке.

8. При передаче сточных вод, отводимых от абонентов системой канализации населенного пункта, на очистные сооружения других предприятий ВКХ предприятия ВКХ, осуществляющие прием сточных вод, перечисляют предприятию ВКХ, в чьем ведении находятся очистные сооружения, 50% средств, полученных за сброс загрязняющих веществ.

9. Плата за загрязнение окружающей природной среды с предприятий ВКХ осуществляется в соответствии с постановлениями Главы Администрации области от 12.07.93 N 119 и от 14.04.94 N 89.

Размер платежей за загрязнение окружающей природной среды предприятием ВКХ уменьшается на сумму льгот, устанавливаемых органами исполнительной власти Московской области и местными органами исполнительной власти отдельным категориям абонентов по согласованию с Мособлкомприроды.

Владельцы (арендаторы) систем канализации населенных пунктов освобождаются от оплаты за сброс загрязнений хозяйственно - бытового происхождения от населения и объектов социальной сферы при условии соблюдения ими установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ.

При размещении осадков городских сточных вод на специально построенных иловых площадках плата за загрязнение окружающей природной среды не взимается.

10. Сведения о сбросе загрязняющих веществ в систему канализации населенного пункта предприятиям ВКХ представляют абоненты.

Контроль за сбросом загрязняющих веществ в систему канализации населенного пункта осуществляют предприятия ВКХ в соответствии с Правилами приема сточных вод в систему канализации данного населенного пункта, согласованными Мособлкомприроды и утвержденными местными органами исполнительной власти.

11. Мособлкомприроды и его местные органы охраны окружающей среды и природных ресурсов в первоочередном порядке рассматривают представляемые предприятиями ВКХ материалы по установлению нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Московской области.


  • Постановление главы Ступинского района МО от 18.02.2003 N 409-п Об утверждении Правил приема сточных вод в систему канализации МУП "ПТО ЖКХ СР", порядка взимания платы с предприятий и организаций за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации МУП "ПТО ЖКХ СР" и требований к сточным водам, принимаемым в муниципальную канализацию на территории Ступинского района
  • Постановление главы Луховицкого района МО от 18.07.2005 N 693 Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Луховицы и населенных пунктов района
  • Положение о порядке назначения и выплаты компенсаций за 2005 год за счет средств бюджета городского округа… Положение о порядке назначения и выплаты компенсаций за 2005 год за счет средств бюджета городского округа Балашиха гражданам, зарегистрированным по состоянию на 21.06.2003 по месту жительства на территории сельских населенных пунктов Балашихинского района, объединенных с городом Балашихой, в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 10.06.2003 N 128-ПГ "Об объединении некоторых поселений Балашихинского района с городом Балашихой Московской области", а также гражданам, зарегистрированным по состоянию на 08.09.2004 по месту жительства на территории сельских населенных пунктов, объединенных с городом Балашихой, в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 27.08.2004 N 180-ПГ Об объединении некоторых населенных пунктов Балашихинского района Моск... Постановление Правительства Москвы от 29.09.1998 N 745 Об утверждении Положения о порядке взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения и за загрязнение окружающей природной среды через эти системы
  • Правила приема поверхностных сточных вод с территорий промышленных предприятий в городскую сеть дождевой… Правила приема поверхностных сточных вод с территорий промышленных предприятий в городскую сеть дождевой канализации (временные)

Количество i- го загрязняющего вещества М i , сбрасываемого со сточными водами в водоём, т/год, определяется по формуле

где С i – фактическая концентрация i -го загрязняющего вещества, мг/дм 3 или г/м 3 ;

q – расход сточных вод, м 3 /год.

Аналогично определяются годовые предельно допустимые сбросы вредных веществ М i ПДС – см. формулу (4.1). При этом величина концентрации С i доп подставляется в мг/дм 3 , что численно равно концентрации в г/м 3 . Пересчёт в тонны на год делается с помощью сомножителя 10 -6 .

Если фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами М i год, меньше предельно допустимых сбросов М i ПДС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.1).

Когда фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами M i год , больше, чем предельно допустимые сбросы M i ПДС, но в пределах лимитированных значений M i ВСС, то плата рассчитывается по формуле (1.2). если же фактические сбросы загрязняющих веществ со сточными водами выше лимитированных значений M i ВСС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.3).

Следует обратить внимание на то, что коэффициент экологической ситуации К э определяется для водных объектов по бассейнам основных рек по табл. 1.6, а норматив платы Ц i за сброс 1 т загрязняющих веществ – по табл. 1.2.

Если на сбросы загрязнений в водоём нет разрешений соответствующих экологических органов, то расчёт платы ведётся по формуле (1.5).

Пример 4.1

Предприятие сбрасывает сточные воды в реку с концентрацией взвешенных веществ С в.в. = 1000 мг/дм 3 и нефтепродуктов С н = 50 мг/дм 3 в количестве q = 20000 м 3 /год. Расчётная кратность разбавления n = 100 раз. Содержание взвешенных веществ в реке С в.в. 0 = 9,8 мг/дм 3 , а нефтепродуктов С н 0 = 0,05 мг/дм 3 . Рассчитать плату за сброс загрязняющих веществ в бассейн р. Дон (Ростовская область) в 2005 г.

Расчёт

1 Определяем допустимую концентрацию взвешенных веществ в сточной воде по формуле (4.3), полагая, что река первой категории:

, мг/дм 3 .

Для реки С у = 0,25 мг/дм 3 ; С 0 = 9,8 мг/дм 3 , тогда

2 Определяем допустимую концентрацию нефтепродуктов в сточных водах по формуле (4.4):

Из табл. 4.1 следует, что ПДК в нефтепродуктов в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения равна 0,1 мг/дм 3 , а С н 0 = 0,05 мг/дм 3 , тогда

3 Рассчитаем фактические годовые сбросы взвешенных веществ:

, т/год;

М в.в. год = 1000 · 20000 · 10 -6 = 20 т/год.

4 Рассчитаем фактические годовые сбросы нефтепродуктов:

, т/год;

М н год = 10 -6 · 50 · 20000 = 1 т/год.

5 Определяем предельно допустимые сбросы взвешенных веществ:

т/год;


М в.в. ПДС = 34,8 · 20000 · 10 -6 = 0,696 т/год.

6 Определяем предельно допустимые сбросы нефтепродуктов:

т/год;

М н ПДС = 5,05 · 20000 · 10 -6 = 0,1 т/год.

7 Сравниваем фактические и предельно допустимые значения сбрасываемых веществ. Так как фактические сбросы взвешенных веществ и нефтепродуктов превышают предельно допустимые значения, то плата за них определяется по формуле (1.2).

Таблица 4.1

Предельно допустимые концентрации вредных веществ

в водных объектах, мг/л

Постановление Правительства Московской области
от 14.02.2005 г. № 93/5

Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 “Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации”, в целях приведения в соответствие с законодательством порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области (прилагается).

2. Установить для организаций водопроводно-канализационного хозяйства и владельцев систем коммунального водоотведения статус специализированных организаций, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду через системы коммунального водоотведения.

3. Установить, что для систем коммунального водоотведения, расположенных на территории двух и более муниципальных образований Московской области, а также для имеющих более двух владельцев, исчисление и взимание платы за сброс загрязняющих веществ осуществляют владельцы систем, в состав инженерных сооружений которых входят сооружения очистки сточных вод с последующим отведением их в водные объекты.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Горностаева А.В.


Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 14.02.2005 № 93/5

Порядок
взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов
на территории Московской области

1.Общие положения

1.1. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области (далее - Порядок):

регулирует вопросы взимания платы с организаций, непосредственно присоединенных и пользующихся услугами систем коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов;

определяет взаимоотношения между организациями, сбрасывающими сточные воды и загрязняющие вещества в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, и владельцами этих систем.

1.2. Термины, применяемые в Порядке:

сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций);

система коммунального водоотведения - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты;

владельцы систем коммунального водоотведения - организации водопроводно-канализационного хозяйства и иные организации, эксплуатирующие системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области;

абоненты – юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, в пользовании или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;

контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунального водоотведения.

2. Порядок установления нормативов сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения

2.1. При сбросе сточных вод в системы коммунального водоотведения нормированию подлежат: объем сточных вод, принимаемый в систему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию данного вещества в сточных водах. В договорах на прием сточных вод в системы водоотведения, заключаемых между владельцами систем коммунального водоотведения и абонентами (далее - Договор), указываются: объем (лимит) сброса сточных вод, перечень и нормативы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

2.2. Лимит водоотведения, для абонентов владельцами систем коммунального водоотведения устанавливается в Договорах, исходя из:

Отраслевой специфики абонента;

Проектных параметров систем коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области;

Правил приема сточных вод в систему канализации населенных пунктов, согласованных территориальным органом МПР России по Московской области и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

Утвержденных лимитов сброса сточных вод в поверхностные водные объекты.

2.3. Нормативы сброса загрязняющих веществ для абонентов определяются владельцами систем коммунального водоотведения на основании рассчитанных ими и утвержденных в установленном порядке предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях и правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

2.4. Для расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области применяются нормативы платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления” с учетом повышающего коэффициента индексации платы.

3. Порядок осуществления контроля

3.1. Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов и условий сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения осуществляется владельцами систем коммунального водоотведения путем проведения контрольных анализов и инспекционных проверок.

3.2. После получения результатов проведенных анализов сточных вод в 20-дневный срок абоненты заключают Договоры или в существующие Договоры вносят изменения и дополнения по фактическому сбросу загрязняющих веществ. В случае непредставления абонентом оформленного Договора или изменения (дополнения) к нему в указанные сроки владельцы систем коммунального водоотведения вправе ограничить или прекратить прием сточных вод.

3.3. В соответствии с заключенными Договорами абоненты обязаны соблюдать установленные нормативы и условия сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения.

3.4. Сведения о фактическом сбросе сточных вод и загрязняющих веществ представляются абонентами владельцам систем коммунального водоотведения.

3.5. Отбор проб для проведения контрольных анализов сточных вод, поступающих от абонентов, осуществляется в контрольном канализационном колодце абонентов на каждом выпуске в систему коммунальной канализации или открытые водотоки. При наличии автоматического пробоотборника на время отбора контрольной пробы абонентом обеспечивается пломбировка пробоотборника. В случае отсутствия автоматического пробоотборника производится отбор разовой пробы с ее обязательной пломбировкой.

4. Порядок расчета и взимания платежей за объем сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области

4.1. Плата за сброс сточных вод в пределах установленного объема сброса взимается по установленным тарифам за услуги водоотведения.

4.2. Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.

4.3 Объем сбрасываемых абонентами сточных вод определяется по фактически зарегистрированному приборами учета объему, а при отсутствии приборов учета – расчетным путем.

4.4. Платежи абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в

системы коммунального водоотведения рассчитываются абонентом самостоятельно в порядке, определяемом абзацем вторым настоящего пункта.

Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов сбросов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножением этих сумм на двадцатипятикратный повышающий коэффициент.

4.5. Контроль за правильностью расчетов абонентов осуществляют владельцы систем коммунального водоотведения, которые вправе самостоятельно произвести расчеты по отобранной пробе и взыскать со своих абонентов сумму платежей. Владельцы систем коммунального водоотведения и(или) абоненты могут привлекать специализированные организации для осуществления контроля правильности расчетов платежей за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения.

4.6. Абоненты, заявившие в течение суток о возникновении аварии, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, освобождаются от повышенных платежей на время работ по устранению причин превышения сброса, указанного в графике проведения аварийно-восстановительных работ, согласованном с соответствующим владельцем системы коммунального водоотведения. В случае неустранения аварии в сроки, определенные согласованным графиком проведения аварийно-восстановительных работ, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, повышенная плата взимается за весь период с момента превышения срока устранения аварии в соответствии с абзацем вторым пункта 4.4 Порядка.

4.7. Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации не освобождает абонента от возмещения в полном объеме реального ущерба владельцу системы коммунального водоотведения.

4.8. Средства, взимаемые с абонента за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, перечисляются абонентами в порядке и в сроки, установленные в Договоре. При несвоевременном внесении оплаты с абонента могут взиматься пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы платы за каждый день просрочки платежа.

4.9. Полученные от абонентов системы коммунального водоотведения суммы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих сверх установленных норм поступают в доход организаций, эксплуатирующих эти системы, и направляются на мероприятия по развитию и улучшению эксплуатации систем водоотведения.

4.10. От уплаты за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города освобождаются граждане, проживающие в домах жилищного фонда независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, садоводческие и огороднические товарищества, а также организации по содержанию жилищного фонда. Настоящий пункт не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица, которые осуществляют производственную деятельность и сброс загрязняющих веществ сверх установленных норм в составе сточных вод в систему коммунального водоотведения в жилищном фонде.

4.11. В случае уклонения абонента от заключения и (или) изменения (дополнения) Договора весь сброс загрязняющих веществ в систему коммунального водоотведения считается сверхнормативным, и плата взимается владельцами систем коммунального водоотведения по фактически отобранной пробе в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 4.4 Порядка, до момента заключения Договора.

Правительства Российской Федерации N 167 от 12 февраля 1999 г. "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", в целях приведения в соответствие с действующим законодательством существующего порядка взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы:

2. Установить для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства статус специализированных организаций, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду через системы коммунального водоотведения.

3. Полученные от абонентов системы коммунального водоотведения суммы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ поступают в доход предприятий, эксплуатирующих эти системы.

4. Освободить от платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города население, проживающее в домах жилищного фонда, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, домах жилищных, жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, садоводческие и огороднические товарищества, граждан - в домах и квартирах, принадлежащих им на праве частной собственности, общежитиях предприятий и учебных заведений, домах престарелых и инвалидов, а также учреждения и организации по содержанию жилищного фонда независимо от форм собственности. Настоящий пункт не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица, которые осуществляют производственную деятельность и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему коммунального водоотведения в жилом фонде.

6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 сентября 1998 г. N 745 "Об утверждении Положения о порядке взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения и за загрязнение окружающей природной среды через эти системы" и пункт 6 распоряжения Мэра Москвы от 22 июня 1993 г. N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы".

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Устанавливают порядок исчисления и взимания платы с предприятий и организаций, непосредственно присоединенных и пользующихся услугами системы коммунального водоотведения города Москвы, за сброс загрязняющих веществ со сточными водами;

Определяют взаимоотношения между предприятиями и организациями, сбрасывающими загрязняющие вещества со сточными водами в системы коммунального водоотведения города, и владельцами этих систем.

- "сточные воды" - загрязненные воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), а также поверхностные сточные воды, поступающие с территории абонентов;

- "система коммунального водоотведения" - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты;

- "владельцы систем коммунального водоотведения" - предприятия водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы - Московское государственное унитарное предприятие "Мосводоканал" и Государственное унитарное предприятие "Мосводосток";

- "абоненты" - юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоотведения города Москвы;

- "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунального водоотведения.

2.1. При сбросе сточных вод в системы коммунального водоотведения нормированию подлежат: объем сточных вод, принимаемый в систему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию данного вещества в сточных водах. В договорах на прием сточных вод в системы водоотведения, заключаемых между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами (далее Договор), указываются: объем (лимит) сброса сточных вод, перечень и нормативы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

2.2. Лимит сброса сточных вод, перечень и нормативы сбросов (предельно допустимые и/или временно согласованные) загрязняющих веществ в составе сточных вод для абонентов устанавливаются и вносятся в Договоры, исходя из:

Лимитов объемов, временно согласованных нормативов выбросов, сбросов в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов, установленных специально уполномоченным государственным органом природопользования и охраны окружающей среды для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы;

2.3. Нормативы сбросов загрязняющих веществ для абонентов определяются предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства на основании рассчитанных ими и утвержденных в установленном порядке предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях и правил пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве.

2.4. Ставки платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города абонентам устанавливаются владельцами систем коммунального водоотведения. При этом владельцы систем коммунального водоотведения применяют ставки платы, утвержденные распоряжением Мэра Москвы от 22 июня 1993 г. N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы", с учетом повышающего коэффициента индексации платы, коэффициента деноминации, коэффициента экологической ситуации и экологической значимости, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством.

3.1. Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов и условий сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения осуществляется владельцами систем коммунального водоотведения путем проведения контрольных анализов и инспекционных проверок.

3.2. После получения результатов проведенных анализов сточных вод в 20-дневный срок абоненты заключают Договоры или в существующие Договоры вносят изменения и дополнения по фактическому сбросу загрязняющих веществ. В случае непредставления абонентом оформленного Договора или изменения (дополнения) к нему в указанные сроки владельцы систем коммунального водоотведения вправе ограничить или прекратить прием сточных вод.

3.3. В соответствии с заключенными Договорами абоненты обязаны соблюдать установленные нормативы и условия сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения.

3.4. Сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ со сточными водами представляются абонентами владельцам системы коммунального водоотведения.

3.5. Отбор проб для проведения контрольных анализов сточных вод, поступающих от абонентов, осуществляется в контрольном колодце абонентов на каждом выпуске в систему коммунальной канализации или открытые водотоки. При наличии автоматического пробоотборника на время отбора контрольной пробы абонентом обеспечивается пломбировка пробоотборника. В случае отсутствия автоматического пробоотборника производится отбор разовой пробы с ее обязательной пломбировкой.

4. Порядок расчета и взимания платежей за объем сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города

4.1.1. Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.

4.1.2. Объем сбрасываемых абонентами сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему приборами учета, а при отсутствии приборов учета - расчетным путем в соответствии с предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации, Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве и Договором.

4.2. Платежи абонентов за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения рассчитываются абонентом самостоятельно и вносятся на основании Договора и настоящего раздела в порядке, определяемом подпунктами 4.2.1-4.2.3 настоящих Рекомендаций, на расчетный счет владельцев систем коммунального водоотведения.

4.2.1. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в размерах, не превышающих установленные абоненту предельно допустимые нормативы сбросов загрязняющих веществ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения, на повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

4.2.2. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в пределах временно согласованных абоненту нормативов сбросов загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между временно согласованными и предельно допустимыми нормативами сбросов загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения, на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирования полученных произведений по видам загрязнений. Повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

4.4. Владельцы систем коммунального водоотведения вправе уменьшить своим абонентам плату за превышение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения на объем денежных средств, необходимый для выполнения согласованных с ними мероприятий, направленных на уменьшение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы.

4.5. За сброс абонентом агрессивных стоков с РН менее 2 и более 12, загрязняющих веществ, запрещенных и не согласованных к приему в системы коммунального водоотведения, а также за установленный факт залпового сброса всех видов загрязнений весь сброс считается сверхнормативным и подлежит оплате абонентом в повышенном размере по ставкам платы для временно согласованных нормативов с применением к ним двадцатипятикратного повышающего коэффициента. Повышенная плата взимается за период с момента обнаружения вышеуказанных действий абонента до даты проведения предыдущего анализа сточных вод, выполненного аккредитованной лабораторией, но не более, чем за один год.

В данной статье собраны вопросы, часто возникающие у природопользователей по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическим платежам и экологической отчетности.

Что такое объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду?

По определению объект негативного воздействия - это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной территории - адреса) или объект размещения отходов.

Различаются четыре вида источников негативного воздействия на окружающую среду:

  1. К стационарным источникам выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух относятся здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества. Примеры стационарных источников выбросов: труба, выбрасывающая в воздух загрязняющие вещества, котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очистные сооружения сточных вод и прочее.
  2. Передвижными источниками выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух являются транспортные средства предприятия, в том числе, автомобильные транспортные средства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
  3. Источниками сбросов загрязняющих (вредных) веществ в поверхностные и подземные водные объекты являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в окружающую среду. Например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений (выпуск, сбрасывающий в водный объект загрязняющие вещества) дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки машин и прочее. Замечание: сточные воды, поступающие на очистку в городскую систему канализации, не являются источником негативного воздействия предприятия.
  4. Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности предприятия, в результате которых образуются отходы. Это может быть хозяйственно-бытовая (мусор от сотрудников) или производственная деятельность (отходы сырья, материалов, полуфабрикатов, брак и прочее) предприятия, в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица. Например, промышленные площадки предприятия, цеха, административные здания, столовые, общежития, магазины, офисы, школы, больницы и прочее.

Должны ли "офисные предприятия" платить за НВОС?

Казалось бы, деятельность именно вашей компании никоим образом не сказывается на загрязнении окружающей среды. А значит, платить «за экологию» не нужно. На самом же деле Росприроднадзор ждет таких платежей абсолютно от всех организаций и предпринимателей . Это касается и предприятий, так называемого, офисного бизнеса, которые также должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются как минимум отходы потребления. Это могут быть отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности, использованные картриджи для оргтехники, отходы бумаги и прочее.

С другой стороны нужно учитывать, что платежи за отходы возлагаются на собственника отходов. Если у вас заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора и согласно условиям договора отходы переходят в собственность организации, вывозящей мусор, то обязанность рассчитывать и вносить плату за размещение отходов переходит к таким организациям. В этом случае бывший владелец отходов плательщиком за размещение отходов не является.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтеру приходится заниматься расчетом платы и сдачей соответствующей отчетности. Помочь ему в этом могут специализированные программы для расчета платы и сдачи экологической отчетности.

Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС?

Арендаторы могут не платить плату за НВОС только в том случае, если в договоре аренды указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за них вносит арендодатель. Однако арендодатель не всегда платит за все виды негативного воздействия, оказываемые арендатором, например, не платит за выбросы от передвижных источников, которые есть на балансе арендатора.

Вообще в нормативных актах нет такого понятия, как арендодатель и арендатор, есть понятие природопользователь. И каждый природопользователь должен платить сам за себя. Но если в договоре аренды, указано, что право собственности на отходы переходит к арендодателю, то и вносить плату за отходы должен именно он.

Какие экологические платежи нужно вносить за автотранспорт?

Автотранспорт является передвижным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За него нужно в обязательном порядке вносить экологические платежи, которые рассчитываются исходя из фактического количества израсходованного топлива. Но кроме этого, автотранспорт это еще и источник образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта. Предприятие сможет не платить за отходы от автотранспорта, при наличии у него договора с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машин, в котором указано, что все отходы, образующиеся от обслуживания и ремонта, остаются в собственности автосервиса, что также должно быть отражено в актах выполненных работ.

Должны ли бюджетные организации вносить экологические платежи?

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009 года все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 года осуществлять данные платежи.

Нужно ли сдавать расчет платы за НВОС, если в течение отчетного периода предприятие не работало?

Такое предприятие обязано сдавать, так называемый, нулевой расчет, то есть сумма платы будет равна нулю. В расчете нужно указать, что сбросы и выбросы в отчетный период предприятие не осуществляла, на полигоны отходы не вывозила. Но если инспекторы Росприроднадзора узнают, что все же деятельность была, то будет начислен штраф. Ответственность предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 3 тыс. до 6 тыс. руб., компании - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Как правило, штрафуют и тех и других одновременно. Оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей.

Как правильно рассчитать платежи за загрязнение воздуха автомобилями?

Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняет организациями, имеющие на балансе, а также получившие в аренду или лизинг, передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду.

Для транспортных средств предельно допустимые уровни выбросов в атмосферу не устанавливаются. Вместо них устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверка транспортных средств на соответствие техническим нормативам проводится в рамках техосмотра. Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы выбросов, к эксплуатации и производству запрещается. До устранения неисправностей эксплуатировать транспорт с выявленными нарушениями нельзя.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух транспортными средствами зависят не от массы выброса загрязняющих веществ, а от вида и массы используемого топлива (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Таким образом, для расчета платы за загрязнение окружающей среды при эксплуатации автотранспорта нужно умножить установленный норматив платы на количество топлива, фактически израсходованное за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета. В путевых листах учет израсходованного топлива ведется в объемных единицах. Однако базовые нормативы платы установлены за тонну топлива. Поэтому, чтобы рассчитать плату нужно переводить литры в тонны. Для этого объем топлива в литрах нужно умножить на плотность топлива.

Для определения плотности топлива можно использовать средние показатели плотности, если значение плотности не определено и документально не зафиксировано в момент получения нефтепродуктов.

Правомерность применения указанных показателей подтверждена Ростехнадзором (п. 26 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626).

Как платить за отходы малому и среднему предпринимательству?

Приказом МПР РФ от 25.02.2010 г. N 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленных на размещение, в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (порядок отчетности утвержден приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. №30). Отчетность представляется в территориальные органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, при наличии отчета субъекты малого и среднего предпринимательства платят за размещенные отходы в пределах установленных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 (в ред. ПП ФФ от 01.07.2005 г. №410) нормативов платы. Но нужно иметь в виду, что отчетность должна подтверждаться договорами на передачу отходов, приемосдаточными актами и наличием соответствующих лицензий у сторонних организаций, которым были переданы отходы, в противном случае отчетность не имеет силу. При отсутствии отчетности или сопутствующих ей документов весь объем размещенных отходов признается сверхлимитным и всю сумму платы за размещение отходов нужно рассчитывать с применением повышающего коэффициента 5,0.

Какие сопутствующие документы нужно прилагать к расчету платы за НВОС?

Нормативно-правовыми актами не предусмотрены никакие дополнительные сопутствующие документы, которые нужно прилагать к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако территориальные органы Росприроднадзора в целях проверки правильности расчета платы часто требуют прикладывать к расчету следующие документы (копии документов) : договор аренды или свидетельство о собственности площадей (помещений, зданий, земельных участков), нормативные документы (заключения, разрешения ПДВ, ПДС и лимиты на размещение отходов), договора на передачу отходов, приемосдаточные акты, документы, подтверждающие фактическое использование отходов. Особенно это касается крупных плательщиков. Иногда территориальные органы Росприроднадзора ограничиваются справкой о производственной деятельности предприятия. В каждом территориальном органе по-разному, поэтому какие документы прикладывать к расчету платы, нужно уточнить в отделе администрирования платы за НВОС территориального отдела по месту регистрации объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Что делать, если на предприятии не перечислялись экологические платежи?

Если обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду имела место, то, прежде всего, нужно проверить, когда ожидается плановая проверка вашей организации органами государственного экологического контроля. Эту информацию можно получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу www.genproc.gov.ru. До начала проверки необходимо внести платежи, за неуплату которых не истек годовой срок давности привлечения к административной ответственности. Более ранние платежи могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока исковой давности, без начисления пеней и штрафов. Соответственно, необходимо будет представить расчеты платы и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за прошедшие три года.

Нужно ли вести учет отходов на предприятии?

Согласно Приказу Минприроды от 1 сентября 2011 г. № 721 предприятия (индивидуальные предприниматели и юридические лица), в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести документальный учет в области обращения с отходами. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Под такое определение попадают практически все предприятия, так как отходы образуются даже у офисных предприятий (отходы потребления). Этим же Приказом определяется форма ведения учета отходов – журнал учета обращения с отходами. Кстати учет может вестись в письменном и/или электронном виде по приложенным к Приказу образцам. Для ведения учета в электронном виде лучше использовать специальные программы , которые позволят автоматизировать процесс учета отходов.

Не нужно забывать, что данные учета отходов должны удостоверяться договорами с профильными организациями и актами выполненных работ. Фактический объем вывоза отходов подтверждается справками специализированных организаций. Таблицы данных учета и учетные документы должны храниться в течение пяти лет. Приказом по предприятию должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета отходов.

Предупреждение руководителям

Необходимо иметь паспорта на все образующиеся в организации отходы I-IV классов опасности, это в том числе, и несортированный мусор от бытовых помещений. В противном случае органы контроля могут оштрафовать организацию за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий или за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами. Размер штрафа на организацию в этом случае составляет до 100 тыс. руб.

Если у вашей компании есть помещение или автотранспорт, но она не вносит плату за загрязнение окружающей среды, органы контроля могут запросить у вас соответствующую информацию об образовании отходов или потреблении транспортом топлива. Если не реагировать на такой запрос, руководителю грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300-500 руб. (организации - 5000 руб.). Однако установить обязанность внесения платы орган контроля может только путем назначения выездной проверки с затребованием документов на месте.

Что нужно знать бухгалтеру

Для расчета налога на прибыль экологические платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах выданных нормативов.

Другими словами экологические платежи – это неналоговые сборы, которые отражаются в учете. Они включаются в расчет налогов , только если они уплачены за предельно допустимые выбросы, сбросы и лимиты на размещение отходов. Все остальное, включая штрафные санкции за неперечисление или неуплату в срок экологических платежей, является прочими расходами, не учитываемыми для целей налогообложения.