Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924) - последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX - XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания , опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем. Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX - начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства - Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории . Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат - неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция - один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, - писал Ленин, - подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем - социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам: Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом; В области диалектики - упор на антитезис в ущерб синтезу.

Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер; В области философии истории - учение о примате политики над экономикой, по крайней мере - в революционные эпохи (согласно классическому марксизму - политика есть лишь активизированное выражение экономики); Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу. Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место.

Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению.

Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика - дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.

Для Ленина теория вообще - прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности.Философия, предоставленная самой себе, конституирующая себя в качестве свободного поиска истины, представляла в глазах Ленина небольшую ценность.

Академическая, профессорская философия - предмет откровенной насмешки. Вполне понятно, что сама возможность какого-либо академического философского творчества в жесткой и иерархически выстроенной системе марксизма, всецело подчиненной достижению определенных целей, проблематична в высшей степени.Для Ленина все вопросы, возникающие не по собственной воле, а по логике революционного дела, были «текущими». Тем не менее Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизму Релятивизм - философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания в связи с тем, что мир постоянно меняется.

Таким образом невозможно познать то, что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже утеряна, как и он сам. и скептицизму Скептицизм - древнегреческое учение, утверждавшее о неистинности знания, полученного нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими «чувственными» способами но ненавидит их (по словам Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин- абсолютист, он верит в абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания, опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.

Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще.Например "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность.

Т.о. материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на "самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективноо мира, на мощь народных масс - творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.

Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы революционности и революции в России.Если ортодоксальные марксисты, в духе последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с его эксплуатацией рабочих в России - за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном будущем, стать на сторону рабочих и повернуть фронт против капитализма.

Ленин, напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию в России, в надежде, что она будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом - немецким). Отличает Ленина и вера в то, что Россия может миновать буржуазно-демократическую стадию развития, или предельно сократить ее, стремление к совершению именно к пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было ортодоксальным марксизмом, а своеобразным неомарксизмом, или даже русским марксизмом.

Общечеловеческой морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует.Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрывания благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации трудящихся". Ленин признавал человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. однако поиск человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.

Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.

Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные дополнения там, где это было необходимо для полкрепления революционной теории.Ленинский этап в истории марксистской философии органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего - леворадикальной традиции.

Историософский анализ современного ему капитализма

Коммунизм, социализм и диктатура пролетариата

До построения коммунизма необходим промежуточный этап - диктатура пролетариата. Коммунизм делится на два периода: социализм и собственно коммунизм. При социализме нет эксплуатации, но ещё нет изобилия материальных благ, позволяющего удовлетворить любые потребности всех членов общества.

В 1920 году в своей речи «Задачи союзов молодёжи», Ленин утверждал, что коммунизм будет построен в 1930-1950 годах.

Отношение к империалистической войне и революционное пораженчество

По мнению Ленина Первая мировая война носила империалистический характер, была несправедливой для всех участвующих сторон, чуждой интересам трудящихся. Ленин выдвинул тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и необходимости использования рабочими войны для свержения «своих» правительств. При этом, указывая на необходимость социал-демократов участвовать в антивоенном движении, которое выступало с пацифистскими лозунгами мира, Ленин считал такие лозунги «обманом народа» и подчеркивал необходимость гражданской войны.

Ленин выдвинул лозунг революционного пораженчества, сущность которого заключалась в голосовании в парламенте против военных кредитов правительству, в создании и укреплении революционных организаций среди рабочих и солдат, борьбе с правительственной патриотической пропагандой, поддержке братания солдат на фронте. Вместе с тем Ленин считал свою позицию патриотичной - национальная гордость, по его мнению была основой ненависти по отношению к «рабскому прошлому» и «рабскому настоящему».

Возможность первоначальной победы революции в одной стране

В статье «О лозунге Соединённых Штатов Европы» в 1915 году Ленин писал, что революция не обязательно произойдёт одновременно во всём мире, как полагал Маркс. Она может вначале произойти и в одной, отдельно взятой стране. Эта страна затем поможет революции и в других странах.

О классовой морали

Не существует общечеловеческой морали, а есть только классовая мораль. Каждый класс проводит в жизнь свою мораль, свои нравственные ценности. Мораль пролетариата - нравственно то, что отвечает интересам пролетариата («Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата»).

Как отмечает политолог Александр Тарасов, Ленин вывел этику из области религиозных догматов в область проверяемости: этичность необходимо проверять и доказывать, служит ли то или иное действие делу революции, полезно ли оно делу рабочего класса.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) - последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX - XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.

Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX - начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства - Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат - неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция - один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, - писал Ленин, - подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем - социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.


Введение

Юность и молодость

В.И. Ленин как политический деятель

2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма

Заключение

Список литературы


Введение


Фигуры множества политических, военных и религиозных деятелей человечества всегда крайне противоречивы. Не является исключением и фигура Владимира Ильича Ленина. Для большинства людей старшего поколения - это великий вождь, указавший путь, по которому страна продвигалась долгие семьдесят лет к светлому будущему. Для среднего поколения - это крайне не однозначная личность, принёсшая народу больше горя и страдания, чем процветания. Для молодёжи - это лишь один из политических деятелей прошлого.

С малых лет мне запомнились книги, портреты и знамёна с лицом Ленина. Ленин был везде. Хорошо помню слова в букваре - «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». С началом 90-ых и развалом СССР отношения к Ленину кардинально изменилось. Появилось множество информации о политической и личной жизни Ленина, порой крайне не объективной, порой просто мерзкой. Преобладающим стало негативное мнение о личности этого человека. Сейчас о В.И. Ленине напоминают лишь обветшалые памятники, и мавзолей на главной площади страны, неловко прикрываемый ширмой, при проведении государственных праздничных мероприятий.

Тем не менее, личность Ленина оставила в истории нашей страны глубокий след. След гораздо более глубокий, чем многие правители до него и после него. В данной работе мы постараемся разобраться, какую же всё-таки роль сыграл Ленин, как политик в развитии нашего государства.


1. Юность и молодость


Владимир Ульянов родился в 1870 году в городе Симбирск (нынешний Ульяновск). Здесь прошло его детство и юность. В 1887 году Ульянов заканчивает местную гимназию с золотой медалью. В том же году для семьи Ульяновых стал страшным ударом арест и казнь старшего сына Александра в связи с участием в покушении на царя Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям Владимир не был в особенно близких отношениях со своим старшим братом. До поступления в Петербургский университет у самого Александра, по всей видимости, не было радикальных идей, он считался весьма талантливым биологом. 8 мая 1887, в день казни Александра, Владимир сдавал экзамен по географии, и его знаменитая фраза: «Мы пойдем другим путем», якобы произнесенная в этот день, стала неотъемлемой частью советской мифологии. Этот факт не нашел своего документального подтверждения (1).

В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан в имение матери за участие в студенческой сходке. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (2).

В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (3).


2. В.И. Ленин как политический деятель


1 Формирование и развитие революционных взглядов


С 1894 года Владимир Ленин уже чётко сформулировал свои политические взгляды, и выражал их в письменных работах. Марксизм в них признавался единственным верным путём развития, и рассматривались пути его распространения в российских условиях. Первоочередной задачей социал-демократов Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма. В этом же 1894 году Ленин знакомится со своей будущей женой Н.К. Крупской.

В 1898 году в Петербурге состоялся первый съезд который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию. Все участники, в количестве 9 человек, были тут же арестованы и отправлены в ссылку.

Возвратясь из ссылки и желая развития своих идей и не находя возможности для этого в России, в 1900 году Ленин выезжает за границу, где создаёт первую общерусскую нелегальную газету «Искра». Лично готовит номера газеты и статьи, где всячески изобличает царизм и капиталистов. В 1901 году Владимир Ульянов впервые использует псевдоним Ленин, который закрепится за ним до конца его жизни и получит широчайшую известность после его кончины. По инициативе Ленина и под его руководством в России и за рубежом возникают группы содействия "Искре" и сеть ее агентов (4).

Ленин страстно желает революции и всячески готовит её. В 1903 году в Лондоне проходит 2 съезд РДСП, где Ленин формирует жёсткую позицию на свержение царизма и установление диктатуры пролетариата. В партии происходит раскол на меньшевиков, не поддерживающих предлагаемые Лениным методы борьбы, и большевиков, разделяющих его идеи.


2.2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

ленин революционный гражданский коммунизм

Начало революции 1905 года застало Ленина за границей. Он тут же понял, что развитие событий надо попытаться взять под контроль. Стачки и демонстрации он не считал действенным методом, поэтому готовил план вооружённого восстания.

Осенью 1905 года он тайно возвращается в Россию, где проводит кипучую подготовительную деятельность. Апогеем революции становится московское вооружённое восстание в декабре 1905 года, закончившееся полным поражением восставших. Тем не менее волнения, стачки и революционные выступления не заканчивались ещё в течение двух лет.

После поражения вооружённого восстания Ленин выезжает сначала в Финляндию, затем далее за границу, где в течение нескольких лет, в условиях жёсткой конспирации, работает над укреплением и развитием партии. Партия постепенно растёт и крепнет, она становится влиятельность силой в среде пролетариата. Поражением первой русской революции не только не сломило его уверенности, но и заставило вдвойне усерднее готовиться ко второй попытке захвата власти. К 1912 году Ленин решительно рвёт отношения с меньшевиками, как идеологическими соперниками его монополии на власть в партии (5).

Удивительно, но в 1912 году большевикам удаётся создать и начать выпускать легальную газету «Правда». Ленин активно использует этот орган для популяризации своих идей в массах. Ленин решительно не хочет идти не на какие компромиссы, и всячески доказывает безальтернативность пролетарской революции (3).

Первую мировую войну (1914-1917) Ленин рассматривает как империалистическую, чуждую рабочему классу. Активно высказывает идею превращения империалистической войны в гражданскую, что по всем разумным заключениям можно приравнять к государственной измене.

При помощи немецкой агентуры Ленину и группе его соратников удаётся вернуться в Россию в апреле 1917 года. К этому времени в России уже произошла буржуазная революция, утвердившая у власти временное правительство. В своём первом выступлении перед партийцами Ленин чётко формирует основные тезисы по захвату власти. Из-за активной антиправительственной позиции и выступлений большевиков Ленину снова пришлось уйти в подполье и скрыться в Финляндии.


В конце октября 1917 года Ленин тайно возвращается в Петроград, а 6 ноября приступает к руководству вооружённым восстанием, подготовленным его соратником Троцким. Ленин предлагает действовать решительно и немедленно арестовать членов временного правительства. Арест произошёл 7 ноября 1917 года. Арест прошёл без серьёзного сопротивления, не смотря на разрекламированное в дальнейшем кровавое сражение солдат и матросов большевиков с юнкерами временного правительства, которого по факту не было. Тут же был выпущен манифест о низложении временного правительства, а вся полнота власти перешла к совету народных комиссаров во главе с Лениным. Свершилось то, к чему он готовился долгие годы, он получил власть. Теперь оставалось самое сложное - удержать её (6).

В январе 1918 года открылось учредительное собрание большинство в котором досталось партии эсеров, представляющих интересы самого многочисленного класса России того времени - крестьянства. Такое развитие событий ставило под удар большевистскую монополию на власть и на власть Ленина в том числе. Учредительное собрание было распущено.

В марте 1918 года большевистское правительство во главе с Лениным переезжает в Москву, Петроград перестает по факту быть столицей государства (3).

2.4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма


Угроза голода заставила правительство с конца 1917 года направлять в деревню для заготовки хлеба продотряды, а с мая 1918 ввести продовольственную диктатуру. Ленин был сторонником жёстких, принудительных мер против "саботажников", "спекулянтов" и "кулаков", основных, по его мнению, держателей хлеба и виновников голода. Борьба за хлеб ускорила летом 1918 перегруппировку классовых сил в деревне. Суть её состояла в том, что власть в деревне была передана от общекрестьянских советов комитетам бедноты. Это внесло острый раскол в деревню (5).

Жестокая диктатура пролетариата, позорный Брестский мир с Германией и продовольственная диктатура в деревне привела к расколу в правительстве и народных массах. Левые эсеры, бывшие сторонниками Ленина подняли в начале лета 1918 года вооруженное восстание в Москве, затем в других городах. В дальнейшем эсеры переходят к покушениям на лидеров большевиков, в том числе и Ленина 30 августа 1918 года. Начинается гражданская война. Красный террор по устранению наиболее опасных оппонентов, действовавший до этого момента избирательно становиться государственной политикой. Все кто против нас должны быть уничтожены - вот его проста суть. Ленин видит в терроре неизбежную и необходимую роль защиты революции. Наиболее массово террор проявился в период 1919-1920 годов (6).

С осени 1918 года Ленин мобилизует все силы на борьбу с внутренними врагами. В это время он проявляет себя как талантливый организатор способный координировать хозяйственные, социальные и военные ресурсы государства и направить их в единое русло для достижения цели, а именно победы в гражданской войне. Этот период принято называть периодом военного коммунизма. Ленин живёт идеей построения социализма даже в это тяжелейшее время. Военный коммунизм он рассматривает как огромный шаг на пути построения социализма в России. Тем не менее, победа в гражданской войне, завоеванная ценой жесточайших людских и материальных жертв обернулась политическим и экономическим кризисом. Население, измученное политикой «военного коммунизма» и беспощадной продразвёрсткой уже в массе своей не хотело никакого социализма, а желало лишь немедленных перемен к лучшему.


5 Новая экономическая политика


Ленин ясно понимал, что к исходу гражданской войны, страна и народ крайне истощены, и двигаться к построению социализма жёстким путём больше не возможно. В 1921 году принимается решение о новой экономической политике. Новая экономическая политика предусматривала постепенный переход к социализму на основе смешанной экономики (включавшей социалистический, госкапиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный, патриархальный уклады), широкого использования товарно-денежных отношений. Несмотря на тяжелейшие последствия голода 1921, начался процесс быстрого восстановления экономики страны (3).

Ленин настаивал на развитии предприятий государственного типа, на электрификации (план ГОЭЛРО ), на развитии кооперации . Ленин считал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Всё это могло бы, по его мнению, способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами. В 1922 году на карте мира появляется новое государство СССР, тоже заслуга Ленина.

Не смотря на существенные послабления в экономике с принятием НЭПа, в политике Ленин всё также оставался монополистом. Утвердившаяся в стране монополия на власть одной партии не могла и не подвергалась сомнениям. В 1921-1922 Ленин активно боролся и против интеллигенции и против православной церкви. Вообще последние годы жизни, а скончался Ленин в 1924 году характеризуются его беспощадной борьбой со всякими оппонентами и с теми, кто таковым может стать.


6 Внешняя политика В.И. Ленина


Первым шагом во внешней политике Ленина стало проведение переговоров с Германией с целью заключения сепаратного мира. 3 марта 1918 года, не смотря на острейшее сопротивление со стороны многих его сторонников, Ленин добивается заключения Брестского мира с Германией. Условия мирного договора были крайне не выгодны нашей стране, но Советская республика получила передышку.

Понимая шаткость положения Советской республики, окружённой капиталистическими государствами, Ленин проводил крайне миролюбивую внешнюю политику. Сразу после захвата власти Ленин отказался от амбиций по захвату Константинополя и получения контроля над Черноморскими проливами. Эта мечта нескольких поколений Русских царей и полководцев была им навсегда отвергнута. Отказался он и от распространения влияния Советского государства на ближнем Востоке. Сразу после революции была признана независимость Финляндии, до этого являющейся частью Российской империи.

Гражданская война показала враждебные планы стран Антанты, бывших вчерашних союзников, против Советской России. Благодаря их военной и экономической поддержке внутри страны крепло белое движение. В обмен на выплату царских долгов удалось достигнуть соглашения со странами Антанты о прекращении помощи белогвардейцам (5).

К 1920 году у Ленина полностью сформировалась уверенность, что Мировой революции придётся ждать долгие годы, поэтому необходимо защитить достижения социализма в России, а для этого отвлекать империалистические страны от желания расправиться с первым в мире социалистическим государством, всячески стравливая их друг с другом. Поскольку расширение революции на страны запада не произошло, Ленин предложил полагаться на народы востока. Спустя 80 лет мы видим, что на востоке идеи Ленина прижились и имели широчайшее развитие. Так в настоящее время на карте мира в Азии существует несколько коммунистических государств: КНР, КНДР, Вьетнам.

После окончания Гражданской войны Советской России удалось прорвать экономическую блокаду благодаря установлению дипотношений с Германией и подписанию Рапалльского договора (1922) . Были заключены мирные договоры и установлены дипломатические отношения с рядом пограничных государств: Финляндией (1920), Эстонией (1920), Польшей (1921), Турцией (1921), Ираном (1921), Монголией (1921). Наиболее активно шла поддержка Турции, Афганистана и Ирана, сопротивлявшихся европейскому колониализму (3).


Заключение


В.И. Ленин, бесспорно, одна из выдающихся политических фигур мира. Этому человеку не просто удалось добраться до верхушки власти самой большой страны на планете, но и создать первое в мире социалистическое государство. Государство построенное на, как считалось, утопических идеях всеобщего равенства и братства. Идеи Ленина оказались жизнеспособны и в современных условиях глобализации. Китайское экономическое чудо очень сильно похоже на новую экономическую политику, а КНДР до сих пор живёт по принципу натурального обмена между городом и деревней. Благодаря вектору развития, заданному Лениным в самом начале, СССР вступил во вторую мировую войну индустриально развитой, современной страной, и, не смотря, на огромные потери выстоял и принёс всему человечеству победу над фашизмом. Старшие поколения с ностальгией вспоминают времена СССР. Эти времена характеризуются всеобщей занятостью, предсказуемостью жизни, равными возможностями для всех и каждого. Но коммунизм принёс нашему народу также много бед и страданий. Для достижения социальных идеалов коммунисты и лично Ленин, не сомневаясь, жертвовали тысячами жизней. За время существование Ленинской политической модели многие десятки и сотни тысяч наших соотечественников лишились жизни, были расстреляны, как семья последнего русского царя, погибли от голода, замученные продразвёрсткой, умерли от холода и непосильного труда в лагерях.

Ленин не был гуманистом. Все жертвы в его глазах были необходимы для развития революции, те, кто гибли на пути к социализму, были лишь структурным препятствием этому, и их нужно было устранить. Построения равноправного социалистического государства, государства рабочих и крестьян было главной целью Ленина, о жертвах на этом пути он не сильно задумывался.

Список литературы


1. Елизарова-Ульянова А.И. Ленин Владимир Ильич. // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 498.

Логинов. В.Л. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. - М.: Республика, 2005. - С. 36-37.

Ленин, Владимир Ильич «Электронный ресурс Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин,_Владимир_Ильич

4. Волкогонов В. Ленин. Политический портрет. - М.: Новости, 1995. - С. 78

Карр Э. История Советской России. - М.: Прогресс, 1990. - С.23-28

Большевики приходят к власти «Электронный ресурс Ленин: революционер, мыслитель, человек» http://leninism.su/books/4055-bolsheviki-prixodyat-k-vlasti.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Владимир Ильич Ленин (1870--1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как “Что делать?” (1902), “Империализм как высшая стадия капитализма” (1916), “Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции” (1917), “Пролетарская революция и ренегат Каутский” (1918), “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы “Государства и революции” -- по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость -- врожденная, неотъемлемая и всеоп- ределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них -- воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий”. Вторая половина этого тезиса (“ проявление непримиримости классовых противоречий”) в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением,-- комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса),-- осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Кроме классов и межклассовых отношений для Ленина как бы нет иных факторов, детерминирующих природу государства. Острую его неприязнь вызывают рассуждения о зависимости сущностных свойств государства от процессов общественного разделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно управленческих структур и процедур и т. п. Ясно, почему все эти рассуждения чужды Ленину. В них нет момента абсолютизации классового начала; ему в них не придается универсального значения.

Они так или иначе размывают образ государства как политической организации класса собственников основных средств производства, используемой для обеспечения и защиты их общих классовых интересов. А вне такого образа невозможна марксистская идея государства как представляющей интересы упомянутого класса собственников политической организации “насилия для подавления какого-либо класса”, т. е. как орудия диктатуры экономически господствующего класса.

Конкретное содержание феномена “диктатура класса” Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая “раскрепощенность”, совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: “Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами”. “Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть”. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться ан- типравовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Показательно, что к вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой только посредством институтов демократии и права, Ленин на протяжении всей своей революционной деятельности оставался в целом равнодушным. Он вообще был антилибералом. Презирал либерализм, отторгал его. Во всем этом сказывалась, вероятно, слабость российских демократических традиций; давал себя знать инструменталистский, служебно-классовый подход к демократии; влияло, наверное, и понимание демократии на руссоистско-якобинский лад -- как верховенства, суверенитета народа, а не как политико-юридического пространства, необходимого для осуществления прав и свобод личности, каждого отдельного индивида.

Анализируя проблему “государство и революция”, Ленин писал: “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия”. Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен Отнестись к буржуазному государству -- олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна -- пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая -- пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: “...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве”.

Ленин мыслит акцию разрушения буржуазной государственности очень конкретно. В первую очередь как слом бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидацию репрессивного аппарата, как замену на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее революции представителями рабочего класса. Но дело этим не ограничивается. Разрушение старого, ранее существовавшего государства должно заключаться, по Ленину, кроме того, в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.

Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Ему оно нужно для насильственного подавления своих противников. Ленин в восторге от энгель- совской идеи о несовместимости всякой, любой государственности со свободой: “Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает существовать”. Круг противников пролетариата, в первую очередь подлежащих насильственному подавлению, изъятию из свободы, Ленин очерчивает преднамеренно неконкретно. В противники пролетариата записываются не только фабриканты и купцы, помещики и кулаки, царские чиновники, буржуазная интеллигенция, но и те, кто их так или иначе обслуживал. Сверх того, в противники пролетариата зачисляются также хулиганы, жулики, спекулянты, волокитчики, бюрократы, лодыри, все подпадающие под буржуазное влияние люди (будь они по происхождению хоть потомственными пролетариями).

Конечно, Ленин понимает, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве, централизованной организации насилия, не единственно лишь ради проведения политики террора по отношению ко всем неугодным новой власти лицам и группам. Эта власть нуждается в собственном государстве для решения еще одной задачи: “руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле “налаживания” социалистического хозяйства”. Выполнять такую задачу более с руки государственности, изображающей себя демократической. Потому Ленин и старается убедить в том, что диктатура пролетариата в политической области, порывая с буржуазным демократизмом, обеспечивает “максимум демократизма для рабочих и крестьян”). Максимум этот достигается энергичным отстранением эксплуататоров, всех противников пролетариата от участия в политической жизни.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы -- учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него -- насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг “Советы -- без коммунистов!” представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать “невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся”.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: “Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков”. В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Они-то, эти “олигархи”, верховодят в Центральном Комитете. А вот и главное: “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии”. На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: “Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем”.

В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (как и в ленинской практике осуществления данной концепции) партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на уровне кадровом, своим персональным составом (прежде всего руководящим, командным) эти структуры переплетаются, сращиваются. Большевики в качестве партийных функционеров выносят управленческие решения, а в качестве руководящих работников госаппарата -- они же проводят их в жизнь. По сути дела, большевики (“непосредственно правящий авангард пролетариата”), нелигитимным путем установившие господство над страной, концентрируют в своих руках прерогативы законодательной, исполнительной и судебной властей. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо -- по серьезному счету-- нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть декоративные, государствоподобные образования, легко становящиеся козлами отпущения за всяческие провалы и вместе с тем поддерживающие миф о непогрешимости, всепобеждающей силе большевистской партии. Узурпируя полномочия государства, она не терпит никакого контроля общества над собой, не несет перед ним никакой реальной ответственности. Чего стоят в свете этого фразы о величии и достоинстве “пролетарской”, “советской”, “новой” демократии, “социалистической законности” и проч.!

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на “технологию” осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.