Bob Bodenhamer, Michael Hall

The User’s Manual for the Brain: The Complete Manual For Neuro-Lingvistic Programming Practitioner Certification

Michael Hall, Bob Bodenhamer

The User’s Manual for the Brain: Mastering Systemic NLP

Права на перевод получены соглашением с Crown House Publishing Ltd. (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия).

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Crown House Publishing Limited, 2005

© Bob G. Bodenhamer & L. Michael Hall, 2005

© Перевод на русский язык: С. Комаров, 2002

© Перевод на русский язык: Н. Миронов, 2003

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Том I
НЛП-практик: полный сертификационный курс

Благодарности

Книга, которую вы держите в руках, является результатом моего шестилетнего опыта преподавания курса нейролингвистического программирования в Гастонском Колледже, в Далласе, штат Северная Каролина. Несомненно, когда автор пишет книгу, он использует различные источники и информацию, полученную от многих людей. Хотелось бы отдать должное всем, кто внес вклад в эту книгу, но, наверное, я смогу назвать лишь тех, чье влияние было особенно значительным.

● Мою покойную мать, Мэй Боденхамер, которая постоянно поощряла мое обучение.

● Моего отца, Глена Боденхамера, который вдохновлял меня на тяжелый труд.

● Создателей НЛП: Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.

● Моих коллег-инструкторов: Джина Руни, Теда Джеймса и Уайатта Вудсмола.

● Моих студентов в Гастонском Колледже, чье влияние, особенно в первые годы, вдохновляло меня продолжать работу над созданием всестороннего учебника по НЛП, которым и стала эта книга.

● Доктора Джона Мерритта, заместителя декана Колледжа Гастона по учебной работе, за то, что он оказал мне честь, дав возможность преподавать на своем факультете, и за его постоянную поддержку.

● Его талантливого секретаря, Сэнди Гамильтон, которая неутомимо работает, помогая всем, кто преподает на факультете.

● Л. Майкла Холла, доктора философии, за неоценимый вклад в эту книгу и за честь работать с ним над многими проектами.

● Питера Янга, который неустанно трудился, помогая мне совершенствовать рукопись.

● Мартина Робертса, доктора философии, и сотрудников издательства «Краун Хауз Паблишинг», которые так много сделали для развития НЛП, публикуя работы различных авторов.

● Мою племянницу, Мэнди Коллетт, которая принесла жизнь и молодость в наш дом.

● Наконец, что наиболее важно, я хотел бы поблагодарить свою жену Линду, чья постоянная поддержка и вдохновение в течение 34 лет нашего брака позволяли мне стремиться к своей мечте.

Всем этим и многим другим людям я говорю «спасибо».

Боб Г. Боденхамер,

август 1999

Как пользоваться этим учебником

Чтобы вы извлекли максимальную выгоду из изучения нейролингвистического программирования и этой книги, мы советуем сделать следующее.

1. Заведите тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим упражнениям.

2. Не жульничайте, когда перейдете к упражнениям, «мысленным» экспериментам и лабораторным работам. Остановитесь. Сделайте упражнение. Привлеките к вашему обучению своих знакомых. В некоторых упражнениях должны участвовать до пяти человек, хотя большинство упражнений можно выполнить вдвоем.

3. Составьте свой собственный предметный указатель для учебника . Это укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам лучше ориентироваться в материале книги.

4. Мы заключили в рамки ключевые высказывания и определения . При желании вы можете приобрести диапозитивы для использования на лекциях. Это позволит тренеру НЛП привести занятия в соответствие с данным руководством.

Введение. История «магии» в нейролингвистике

НЛП – это позиция и методология, порождающие целый ряд методов.

Ричард Бэндлер

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину , возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, – Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Калифорнийском Университете в Санта-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал математику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той области лингвистики, которая известна как трансформационная грамматика.

Ричард Бэндлер показал незаурядные способности в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя в описании человеческой коммуникации. Ричард с большим удовольствием изучал, анализировал, моделировал коммуникативные процессы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт-терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.

Результаты такой работы впечатляли окружающих, а успех в решении сложных задач направил талант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов работы других выдающихся специалистов. При поддержке Джона Гриндера Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир – самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро идентифицировал используемые Вирджинией «семь паттернов». Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и получать такие же результаты.

Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено – выключено»), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы. К этой простой метафоре Джон добавил свои обширные знания по трансформационной грамматике. Из трансформационной грамматики они позаимствовали понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют значение/знания в человеческом мозге. Так они начали строить свою модель «программирования» людей.

Позже известный во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэндлера и Гриндера с Милтоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон разработал модель коммуникации, которая известна как «эриксонианский гипноз». В 1958 г. Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект. Многие сегодняшние методики НЛП основаны на приемах, которые использовал Эриксон.

На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы «запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д. Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.

С того времени НЛП прошло значительный путь развития. Модель расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики (коммуникации в сложных системах, как механических, так и живых), философии, когнитивной психологии, исследований «бессознательного» и неврологии. Сегодня во всем мире существуют институты НЛП, и многие авторы применяют НЛП в областях, связанных с медициной и здоровьем, психотерапией и психологическим благополучием, бизнесом, образованием, спортом, правом, христианской религией и т. д.

Изучение мастерства

НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства . В книге «Нейролингвистическое программирование» (Dilts et al., 1983) авторы назвали НЛП «изучением структуры субъективного опыта». Субъективный опыт, на котором сосредоточено внимание большинства теоретиков, популяризаторов и преподавателей НЛП, включает самые совершенные аспекты человеческого опыта – высокий уровень творчества, мастерства, одаренности и т. д. Роберт Дилтс, один из создателей НЛП, особенно глубоко изучал эту тему, написав ряд книг и большое количество журнальных статей под общим названием «Стратегии гениев».

НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства.

Преподаватели, которые хотят совершенствоваться, моделируют работу лучших специалистов. НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства . НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и «встроить» в других людей.

В такой пошаговой манере модель НЛП учит нас достижению мастерства. Вы желаете улучшить свои коммуникативные способности? НЛП дает вам модель коммуникативного мастерства. НЛП разбивает эти навыки на доступные для обучения элементы. Ваш ребенок испытывает трудности с правописанием? НЛП установило структуру совершенных навыков письма и разработало процесс тренинга, позволяющего в совершенстве овладеть правописанием. Хотите проводить успешные переговоры? НЛП предлагает высокоэффективную модель действий на переговорах по сложным вопросам.

НЛП предлагает не только реальное теоретическое основание этого, но и методику осуществления личностных изменений.

Эмпирическая природа НЛП

Когда вы будете читать и использовать этот учебник по НЛП, вы встретите выражение «эмпирическая природа НЛП». Что это значит? Это выражение указывает на то, что в НЛП большое значение имеют моделирование, эксперимент и проверка в противовес построению теорий и гипотез. Когда люди спрашивают нас во время тренингов: «А НЛП работает?» – мы убеждаем их провести проверку и, таким образом, узнать, «работает» ли конкретный паттерн в их случае. Будьте готовы к такой немедленной практической проверке модели.

Сказанное подразумевает, что наилучший способ понять НЛП – проверить его на собственном опыте. Давайте сделаем это в самом начале. Следующее упражнение («мысленный » эксперимент ) познакомит вас с НЛП. Во время чтения инструкций будьте внимательны. Это позволит вам лучше настроиться на то уникальное образование, которое представляют собой «разум и тело» и нервная система. Мы будем работать с естественными процессами нашего сознания. Делая это, вы откроете многие механизмы , посредством которых сможете научиться устанавливать контроль над этими процессами. В следующих абзацах многоточие … означает «остановитесь, обратите внимание, почувствуйте, подумайте» и т. д.

НЛП предоставляет методы и технологию того, как

Эти процессы и механизмы могут управлять нами в той степени, в которой мы не осознаем их. По мере того как вы ближе познакомитесь с этими подсознательными процессами, вы научитесь управлять ими. Делая это, вы найдете данные процессы достойными изучения. НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.

Эксперимент № 1

Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Какими бы они ни были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обнаружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это получается лучше с закрытыми глазами. Как только вы сможете представить приятное переживание, позвольте ему оставаться в вашем сознании.

Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это переживание? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, представьте себе, как «ощущается» приятное воспоминание. Или просто послушайте какие-нибудь приятные звуки – слова или музыку – наслаждайтесь внутренними приятными переживаниями.

Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте ее размеры … а затем еще раз удвойте полученную картину … обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, когда вы сделали картину больше? Увеличилась ли интенсивность ощущений?

Теперь уменьшите картину. Делайте ее все меньше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть … остановитесь на некоторое время … понизилась ли интенсивность ощущений? Поэкспериментируйте с увеличением и уменьшением картины. Снижается ли интенсивность ваших ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы увеличиваете картину? Если это так, то переживание картин (звуков, чувств) в вашем сознании действует на вас так же, как и на большинство людей. Однако у вас это может происходить по-другому. Это так? Неважно. Все мы кодируем опыт в нашем сознании уникальным и индивидуальным способом. Теперь придайте вашей картине приятного опыта тот формат, в котором она вам кажется наиболее комфортной и приятной.

Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все ближе и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями?.. Увеличьте расстояние до картины. Что происходит, когда вы отдаляете ее? Увеличивается ли интенсивность ваших ощущений при приближении картины? Снижается ли интенсивность при отдалении картины? Для функционирования сознания/нервной системы большинства людей это верно. Когда вы отдаляете картину, интенсивность ощущений, вероятно, снижается. Обратите внимание, что когда вы изменяете ментальную репрезентацию переживания в своем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким мы можем «отдалить» себя от некоторых переживаний, не так ли?

Давайте поэкспериментируем с цветом картины. Когда вы сосредоточены на определенных образах, вы видите их в цвете или черно-белыми? Если они цветные, сделайте их черно-белыми, и наоборот, если они закодированы у вас как черно-белые … Когда вы изменяете цвет, изменяются ли ваши ощущения?

Рассмотрим фокус ваших образов: они сфокусированы или нет? Видите ли вы себя на картине или вы видите сцену как бы собственными глазами? Ваша картина трехмерная или плоская? Есть ли вокруг нее рамка или вы видите ее как панораму? Поэкспериментируйте с тем, как представлено это переживание в вашем сознании. Измените расположение картины. Если она закодирована у вас справа, передвиньте ее влево.

Анализ опыта

НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием.

Случалось ли вам когда-нибудь изменять свои ощущения посредством изменения внутренней репрезентации опыта, то есть действий, которые вы только что выполнили в процессе только что проведенного эксперимента? Сила НЛП заключается в подобных психических процессах . НЛП работает преимущественно с психическими процессами , а не с их содержанием . Вы изменили свои переживания посредством изменения свойств и структуры ваших образов, а не их содержания. Таким образом, вы произвели изменения на уровне психических процессов , оставив содержание прежним.

Ответьте на следующие вопросы. Что случится с человеком, если он сделает все свои неприятные картины большими, яркими и максимально близкими? Что случится, если он сделает все свои приятные переживания маленькими, тусклыми и далекими? … Человек станет экспертом по депрессии, печали и опустошенности, не так ли?

С другой стороны, рассмотрим, что произойдет, если человек закодирует свои приятные переживания как большие, яркие и максимально близкие… разве это не приведет к более позитивному взгляду на жизнь? И что, если он сделает свои неприятные переживания маленькими, тусклыми и далекими? Негативные события будут оказывать меньшее влияние на его жизнь.

НЛП позволило нам заново оценить глубину и смысл старой истины: «Каковы мысли в душе его, таков и он…» . Следовательно, многое из того, что мы делаем в рамках НЛП, является результатом тех естественных процессов, с помощью которых мы, люди, обрабатываем информацию в нашем сознании. НЛП показывает нам, как изменить процесс посредством изменения ментального кодирования. То, что вы только что испытали, в НЛП называется субмодальным кодированием и сдвигом .

Ваше сознание выполняет шесть основных репрезентативных функций (не считая поддержания внутренних физиологических функций, таких как дыхание) для того, чтобы «наделить мир смыслом»: оно создает репрезентации картин, звуков, слов, порождает тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения. Посредством пяти чувств вы получаете, или вводите в сознание, информацию, а также сохраняете ее. Затем ваше сознание извлекает из памяти эту информацию в той же кодировке, или формате, в котором вы ее сохранили. Если вы сохранили визуальную информацию, вы извлечете ее как картину. Если вы слушали и сохранили звук, вы извлечете информацию как звук.

Посредством изменения кодирования (субмодальностей) переживаний вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние.

Мы называем это кодирование, или сохранение информации, внутренней репрезентацией (рис. 1.1). Экспериментируя с приятным переживанием, вы извлекали из памяти визуальную часть внутренней репрезентации приятного опыта. Вполне возможно, что ваше приятное переживание было озвучено. Изменяя кодирование переживаний, вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние. Когда изменяется внутреннее состояние, изменяется и поведение.

Мозг использует этот метод кодирования , чтобы управлять сообщениями нервной системе, которая затем определяет наши нервные процессы. Такое «программное обеспечение » мозга позволяет нам быстро реагировать и принимать решения. Если бы мы делали это сознательно, мы были бы перегружены информацией. Поняв приемы кодирования, практик НЛП может вызвать изменения простым изменением кодирования . Депрессия, травма, горе, вина, тревога, фобии, убеждения, ценности, все эмоции и состояния человека функционируют в соответствии со своим собственным индивидуально структурированным кодированием.

Как тренер НЛП, я (Б. Б.) регулярно использую методы НЛП для вызова структурных изменений у моих клиентов.

Формальное определение НЛП

Испытав НЛП на себе, дадим формальное определение нейролингвистическому программированию.

«Нейро- » относится к мозгу/сознанию , связанным с телом/нервной системой , и тому, как они обрабатывают информацию и кодируют ее в память. Говоря «нейро- », мы подчеркиваем, что информация вводится, обрабатывается и упорядочивается с помощью нервных механизмов и процессов.

«Лингвистическое» указывает на то, что нервные процессы кодируются, упорядочиваются и получают значение посредством языка, коммуникативных систем и различных символических систем (грамматики, математики, музыки, изображений). В НЛП мы говорим о двух основных языковых системах. Во-первых, «сознание» обрабатывает информацию в терминах изображений, звуков, тактильных и вкусовых ощущений и запахов (сенсорная информация) посредством «репрезентативных систем». Во-вторых, «сознание» обрабатывает информацию посредством вторичной языковой системы символов, слов, метафор и т. д.

Сутью НЛП является установление контроля над своим собственным сознанием.

«Программирование» относится к нашей способности организовывать эти части (изображения, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, запахи и символы или слова) в нашем «сознании-теле», что затем позволяет нам достигать желаемых результатов. Эти части образуют программы, которые выполняет наш мозг. Сутью НЛП является установление контроля над собственным сознанием.

НЛП получило известность благодаря используемым в нем методам осуществления эффективных длительных изменений. Например, в НЛП есть техника, называемая «быстрое лечение фобии», разработанная Ричардом Бэндлером. При помощи этой техники мы можем излечивать фобии за 10–15 минут. Мы используем ее для лечения фобий, связанных с водой, пчелами, лифтами, высотой, публичными выступлениями, закрытыми пространствами, самолетами и т. д. Самое привлекательное в этой технике то, что мы избавляем людей от страданий за несколько минут, а эффект длится (в некоторых случаях) годы! «Быстрое лечение фобий» представляет собой всего лишь один из многих методов осуществления изменений.

Мы используем «линию времени» для удаления травмирующих картин из сознаний людей. В дополнение к этому, мы даже научились использовать такие паттерны НЛП, как «рефрейминг», «взмах», «коллапс якорей» и т. д. в процессе разговора, то есть нам не обязательно использовать эти паттерны только в форме «психотерапии». Мы можем разговаривать в таком стиле, который будет помогать человеку думать по-новому и ощущать себя более цельным и уверенным в себе, с «обновленным сознанием». Такова сила языка!

Однако НЛП – это гораздо больше, чем просто набор методов. Ричард Бэндлер сказал: «НЛП – это позиция и методология, порождающие целый ряд техник ». В НЛП существует установка на пробуждение сильного любопытства . Она подразумевает желание знать то, что происходит «за сценой». Имея такую установку, мы хотим знать, что заставляет человеческое сознание работать.

Майкл Холл - предприниматель, живущий в Скалистых Горах в штате Колорадо (США). После многолетней частной психотерапевтической практики занимался обучением и тренингами: сначала тренингами общения (ассертивность, переговоры, взаимоотношения), затем НЛП.

В конце 80-х изучал Нейро-Лингвистическое Программирование вместе с одним из основателей, Ричардом Бэндлером, и стал Мастером-Практиком и Тренером НЛП. По поручению Бэндлера написал материалы к тренингам, которые впоследствии были изданы в виде книги «Время изменений».

Будучи плодовитым писателем, он написал и издал более двух дюжин книг, включая такие бестселлеры, как «Дух НЛП», «Укрощение Драконов», «Метасостояния», «Линии разума», «Как вычислить человека», «Структура совершенства», «Фреймовые игры» и т. д.

Книги (8)

77 лучших техник НЛП

Книга одного из основоположников и современных мастеров НЛП Майкла Холла предлагает 77 лучших техник нейро-лингвистического программирования для достижения совершенства, мастерства, гениальности во всех областях человеческого опыта.

Если вы желаете достичь революционных изменений в том, как вы мыслите, чувствуете, ведете себя и общаетесь, - вы найдете в этой книге самые разнообразные методы, позволяющие творить настоящую магию.

Игры, в которые играют акулы бизнеса. Игровые модели успешного бизнеса

В деловом мире нежелание учиться принято считать смертным грехом менеджера. А даже самое трудоемкое обучение можно превратить в интересное и плодотворное занятие, если использовать методики ролевых игр, которые уже давно применяются психологами для разгрузки сознания, разрешения конфликтных ситуаций и улучшения психологического климата в коллективе.

Деловые игры для людей, занимающихся бизнесом, сегодня стали реальной необходимостью. Они помогают обновлению взгляда на ситуацию, обучают системному видению, усиливают мотивацию, способствуют поиску неординарного разрешения проблем.

Игры, в которые играют худые люди. Стань стройным и здоровым

Чтобы стать стройным, подтянутым и энергичным, оказывается, достаточно отбросить прежние и задать новые рамки (фреймы) своему сознанию.

Автор книги, разработчик популярной на Западе области практической психологии — нейролингвистического программирования (НЛП), описывает ключевые фреймы и фрейм-игры, связанные с контролем над нашим весом. Рассматривая их, он раскрывает причины такого комплексного симптома, как «лишний вес».

Магия коммуникации

Книга посвящена самым интересным и сложным проблемам структуры и значения языка в парадигме Метамодели - ценнейшего из того, чем может гордиться практика нейролингвистического программирования.

Доктор Холл демонстрирует, как кардинально изменить и качественно улучшить нашу жизнь при сознательном использовании магии коммуникации с помощью НЛП - как научиться влиять на систему сознание-тело и использовать творческий потенциал мозга для получения позитивных жизненных результатов.

Моделирование совершенной личности. Редактирование судьбы

Доктор Холл продолжает знакомить вас с секретами тех чудес, на которые способно нейролингвистическое программирование. Вы держите в руках второе, исправленное издание книги, посвященной новому разделу НЛП - нейросемантике. Предложенное им описание доступно и понятно, оно непременно разбудит в вас желание опробовать эту усовершенствованную модель мета-состояний и применить ее в повседневной жизни.

Вы интересуетесь НЛП? Вы хотите научиться "управлять своим мозгом"? Значит, эта книга вам понравится!

НЛП-тренинг. Увеличение силы ваших способностей

Книга ведущего современного специалиста в области НЛП Майкла Холла научит вас управлять своим мышлением и эмоциями, вы получите доступ к управлению высшего порядка: управлению собственным сознанием на всех его уровнях. Это обогатит вас, позволив добиться настоящего совершенства - использовать свою личную гениальность.

Вы сможете применить открывшиеся способности в профессиональной карьере и бизнесе, во взаимоотношениях с людьми в любых обстоятельствах и ситуациях, для поддержания здоровья и оптимальной физической и психологической формы.

По моему велению, по моему хотению

Системное НЛП: психотехника успеха.

Наше сознание обладает уникальной способностью - рассуждать о самом себе, создавать высшие логические уровни и с их помощью структурировать жизненный опыт и отношение к окружающему.

Доктор Холл познакомит вас с психотехнологией составления правильных, экологичных моделей стратегии, и самое интересное в том, что приобщиться к ним может каждый, ибо в каждом человеке самой природой заложен тот персональный компьютер,- который просчитает для вас ваш особенный путь к успеху, здоровью и процветанию!

Путь НЛП

Путь НЛП. Образ действий, смысл и критерии овладения НЛП.

Это полностью пересмотренное издание "Путь НЛП" излагает саму суть блестящего тренинга Ричарда Бэндлера "Мастер НЛП". Кроме того, оно включает важные дополнения из работ других инструкторов, таких, как Эрик Робби, Уайтт Вудсмол, Тэд Джеймс, Кристина Холл и покойный Уилл МакДональд. Предлагая глубинное понимание истинного гения соразработчика нейролингвистического программирования (НЛП), книга включает также примеры мастерского владения нейрологией НЛП и развивающей работы, связанной с паттернами ловкости речи (манипулирования словами).

Методично останавливаясь на таких сферах, как программирование, лингвистика и нейрология, эта книга идеальна для всех, кто хочет углубить свое понимание НЛП и поднять его до современного уровня или нуждается в свежем и увлекательном изложении предмета.

Рассматривая тему «стремление к совершенству», мы выяснили, что это путь еще большего ухода от себя, путь в никуда. Сегодня предлагаю рассмотреть тему самоактуализации, или пути, по которому можно найти себя.

Каждый из нас не просто так появился на Земле и у каждого есть свое предназначение. И мы пришли в этот мир, чтобы реализовать свой внутренний потенциал. А какой он – ваш потенциал? Какие у вас есть способности?

«Да ни каких!» или «А я и не знаю своих способностей» - наиболее частые ответы на подобные вопросы. И при этом каждый человек в глубине души мечтает стать кем-то. Но как можно стать тем желанным «кем-то», если не догадываться о своих способностях и не видеть их? Именно поэтому в нашем мире так мало людей, которые реализуют истинные свои способности.

Кто такой самоактуализированный человек?

Тот, кто добивается полного использования своего таланта, своих способностей и своего потенциала.

Ну, хорошо, если человек не знает своих способностей, то в какой-то момент все равно ведь появляется желание узнать их. Узнать кто я и зачем я. У кого-то это желание сильное, у кого-то слабое, а кто-то даже и не задумывается об этом. И если это желание – узнать себя и найти свои способности – появилось, такой человек начинает познавать себя.

Абрахам Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Когда человек встает на этот путь – познания себя, он сразу сталкивается с двумя главными препятствиями: потребностью в безопасности и потребностью в уважении. Именно эти потребности не позволяют двигаться вперед. Человек может очень долго и умно говорить о «росте», но он все равно будет оставаться в том и с тем, что он знал и к чему привык.

Первое, что необходимо сделать, когда человек встает на путь самоактуализации, это найти чувство безопасности в себе. «У меня есть я, и сам себя я никогда не предам и не брошу». И это должно быть не просто словами, это должно стать внутренним состоянием!


«Меня все бросили!»

«А вы где? Вы тоже бросили себя?»

Пока в человеке сильна потребность в безопасности, он не способен построить что-то новое.

Безопасность – это сохранять все сорняки и попытаться среди них вырастить розу. И если закрывать глаза на сорняки, не пропалывать их, то они рано или поздно задушат эту розу. Останется только видимость движения вперед – поле сплошь и рядом усыпанное сорняками с засушенными ростками чего-то нового. Поэтому мужество признать свои «сорняки» - обязательная составляющая самоактуализации.

Второе – перестать требовать уважения от других, понять и признать, что в сущности своей вы уже совершенны. А поступки – мы ничего не делаем во вред себе. Если мы совершаем какой-то неблаговидный на первый взгляд поступок, то мы совершаем его только потому, что он приносит нам (нашей личности) удовлетворение, иначе бы мы его не совершали. Это еще одна интересная тема и подробно о ней мы поговорим в другой раз.

Процесс познания себя – это всегда готовность рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Но это не борьба со старыми привычками и ограничениями. Это поиск того, что мешает двигаться вперед и смелость сделать не так, как всегда.


Только благодаря мужеству можно открыться новым идеям, новому опыту, который может привести на вершину, а может и к провалу. Но сознание того, что каждый урок во благо, будет вести по пути роста. И это уже личный путь, не навязанный окружением – что правильно, а что не правильно.

Более того, процесс прихода к себе медленный и болезненный. Это постоянный поток, а не фиксированное достижение. Именно поэтому очень многие отказываются от него. Всегда приятно достичь чего-то и сидеть на лаврах, ничего больше не предпринимая.

Но никто не может заставить человека встать на путь самоактуализации. Это только сознательный выбор – стать тем, кем можешь быть.

Следующее действие – собранность и концентрация. Выход на эффективное восприятие реальности. А эффективное восприятие реальности – способность воспринимать мир беспристрастно, постоянно осознавать, что в реальности происходит внутри человека и вокруг него. Определиться, в какой точке находится человек, как он сам создает то, что окружает его.

Научиться видеть окружающую реальность такой, какая она есть, со всеми ее плюсами и минусами, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Самое интересное, что такое видение дает способность различать фальшь и нечестность. Надежды, ожидания, тревоги и страхи уже перестанут оказывать влияние на восприятие реальности.

Далее – изучение своей внутренней природы и действие в соответствии с ней. Научиться самим решать для себя – что нам больше нравится. Не что правильно и что не правильно, а что нравится и что не нравится, где вы получаете истинное удовольствие. Какие фильмы больше нравятся, какие мысли, идеи, вне зависимости от мнения других.

Все это приводит к тому, что человек не утрачивает ощущение радости жизни. Он легко принимает других людей и человечество в целом, не пытаясь контролировать, поучать, переделывать других, «подгонять» под себя. Человек становится свободным и окружающим предоставляет свободу выбора и свободу самовыражения. Чрезмерное чувство вины, стыда, тревоги перестают отягощать, уходит сверхкритичность к своим недостаткам и слабостям.

Следующее действие – научиться честности перед собой. Взять на себя ответственность за свои действия, поступки и мысли. И главное здесь – перестать искать оправдания и перекладывать вину на других за свои поступки, свои мысли, перестать стремиться быть хорошим для всех. Всем в этом мире не угодишь, ведь задача не стать еще более удобным для других, а найти себя.

Следующее – научиться действовать в соответствии со своими суждениями, здраво оценить свои потребности, разобраться – какие присущи вам, а какие – наведенные обществом, родителями, окружением. Все это способствует наиболее точному решению – что необходимо и что правильно конкретно для данного человека.

Благодаря этому, взаимодействие с окружающими уже строится без желания произвести эффект и поразить чем-то. «Показушность» уходит и появляется естественность, простота и непосредственность. А это уже приводит к способности легко приспосабливаться к окружающей действительности, появляется такое качество, как терпимость. Но при всем при этом, если есть необходимость быть непримиримым и, несмотря на угрозу осуждения или неприятия, свое мнение высказывается без колебания.

Дальнейшее действие – разобраться в своих потенциальных возможностях. Найти то, что приносит наибольшее удовлетворение, в чем вы чувствуете свой талант и развивать это до совершенствования. Может быть, вы хорошо готовите и, развивая свой талант, вы смогли бы стать поваром, мастерство которого восхищает.

Может вы прекрасно умеете организовывать праздники, создавать неповторимые авторские вещи… Найдите то, что вы делаете лучше всего и сделайте все, что в ваших силах, чтобы стать специалистом высокого класса, насколько позволяют ваши способности.

Но, не используя свой талант, человек будет выполнять нудную и скучную работу, только потому, что за нее хорошо платят или она дает состояние безопасности. Результат – неудовлетворенное состояние сознания.

Маслоу утверждал, что самоактулизирующиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от больших недостатков, но они все без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию. Они не были сконцентрированы на себя, а были ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. О них можно сказать, что они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

Следующее действие – разобраться в зависимых и созависимых отношениях.

Главная потребность социально «нормальных» людей – использование других людей для подчеркивания своей значимости и заполнения одиночества.

Все шаги по самоактуализации приводят к уникальной способности находиться в одиночестве, без ощущения себя одиноким, к умению наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

Появляется способность сохранять спокойствие и невозмутимость даже при личных несчастьях и неудачах. Все это благодаря собственному взгляду на ситуацию без потребности полагаться на мнения и чувства других. Почести, статус, престиж и популярность становится менее значимы, чем саморазвитие и внутренний рост.

Следующее действие – научиться наслаждаться. Наслаждаться музыкой, красотой природы, шедеврами искусства так, чтобы они приносили вдохновение. Поймать эти потрясающие состояния. Развивать чувствование природы, музыки. Замечать переживания экстаза, инсайта, моменты наибольшей увлеченности и взволнованности.

Благодаря этому появляется способность видеть и радоваться даже самым незначительным событиям в жизни, возвращается детская способность к удивлению. Счастье уже не принимается как должное, жизнь перестает быть скучной и неинтересной.

Человек становится способен чувствовать и переживать умиротворение, блаженство, гармонию, спокойствие, любовь, слияние с природой без искусственных стимуляторов. В моменты вершинного переживания происходит ощущение гармонии с миром, теряется ощущение своего «Я» или происходит выход за его пределы.

Следующее действие – различать цели и средства достижения. Научиться наслаждаться процессом и делать именно ради него. Например, не ставить целью – делать физическое упражнение ради здоровья, а получать удовольствие от самого упражнения.

И одно из самых сложных – выход за пределы своего личностного «Я».

Это достигается за счет наблюдения за своими защитными механизмами, признание существования их и распознавание как они действуют. Защитные механизмы – главные ограничения и препятствия для внутреннего роста. Это кнопочки, благодаря которым, человек становится полностью управляем и несвободен.

Но это работа, работа долгая и кропотливая и не каждый решится на нее. Сподвигнуть на такую работу может только внутреннее осознание того, что не просто так вы пришли на эту землю, что у вас есть таланты, есть свой путь, и острое желание найти его.

Результат – высвобождение энергии для собственной реализации.

Но нельзя сказать, что самоактуализирующиеся люди ангелы во плоти, что они совершенны.

Они, так же как и все подвержены неконструктивным и бесполезным привычкам. При этом могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны и подавлены. В них может присутствовать и чувство вины, тревоги, печали, сомнения в себе.

Но при этом они свободны в своих проявлениях: способны к творчеству, автономны и уверены в себе, свободны от социального и культурного влияния, честны перед собой, способны отказываться от своих иллюзий и в полной мере используют свои способности.

Разница между стремлением к совершенству и самоактуализацией – выбор «быть», а не «казаться». Награда – удовлетворенность жизнью.

И еще раз коротко:

  • Найти чувство безопасности в себе.
  • Признать свое совершенство.
  • Развить мужество, готовность к риску.
  • Выйти на объективное восприятие реальности.
  • Стать честным перед собой.
  • Найти свои потенциальные возможности, таланты и развивать их.
  • Обрести внутреннюю независимость.
  • Научиться наслаждаться.
  • Научиться различать цели и средства достижения их.
  • Изучить свои защитные механизмы и выйти за их пределы.
Вы познакомились с планом действия для самоактуализации. Возникает ли вопрос – как его реализовать? Сложно? Интересно? Пребывать в иллюзиях приятнее?

Мы все свободны в своем выборе.

В психологии под термином «Самоактуализация» подразумевается полное обнаружение и раскрытие человеком своего , реализация своих навыков и талантов во всех сферах жизнедеятельности, применение всех имеющихся склонностей, задатков.

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей. Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.
Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами , течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.
Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни.
Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь.
Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения.
Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления.
Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы. То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида. С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней.
Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей.
Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней.
Они автономны. Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции.
Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».
Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.
Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития.
К примеру, К. Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед. То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.
В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт. Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.
Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.

Здравствуйте, уважаемые гости и подписчики блога. Сегодня мы поговорим о том, что такое самоактуализация и какую роль она играет в жизни каждого из нас.

Понятие «самоактуализация»

Понятие самоактуализация имеет множество определений. Однако, если свести все трактовки к общему знаменателю, можно сказать, что оно означает стремление личности раскрыть свой потенциал и реализовываться в близкой для нее отрасли. Хочется отметить тот факт, что этот процесс не имеет ограничений.

Явление самоактуализации психология изучает длительное время. Существенный вклад в исследование сделал Абрахам Маслоу. Кроме него над этой темой также трудился представитель гуманистической психологии Карл Роджерс и многие другие.

Психологи-гуманисты выделили целый ряд разновидностей процесса самоактуализации. Далее мы подробнее рассмотрим каждую из них.

  1. Глубокая: личностный рост, развитие человека.
  2. Поверхностная - это не стремление развиваться, но желание самовыразиться без какого-либо личностного роста.
  3. Пассивная: естественный рост интеллекта и культуры личности.
  4. Активная или продуктивная. Характерна наличием намерения. То есть, человек ставит себе конкретную цель, затем занимается развитием тех качеств, которые необходимы для ее выполнения.
  5. Гармоничная.
  6. Проблемная.
  7. Осторожная.
  8. Энергичная.

Очень часто самоактуализацию принимают как основную дорогу, ведущую к вершине развития человека. Однако это совсем не так. В виду безграничных возможностей разума рассматриваемое нами явление безгранично.

Этапы

Если у вас есть стремление к развитию, следует определиться с планом действий.

Для начала нужно выделить потребности. Далее следует оценить возможности и понять способности. То есть, вам нужно уделить время для себя. Займитесь самопознанием, . Если очень сложно самостоятельно разобраться в себе, попробуйте обратиться к специалистам.

Вторым этапом станет поиск способов самореализации. Это может быть все, что угодно, независимо от направления. Уровень подготовки также не имеет значения. Здесь основным является только ваше отношение к занятию. Главное, чтобы выбранное дело приносило удовольствие. Для девушек рекомендую почитать .

Способы

Исследования А.Маслоу


Всю свою жизнь с момента зачатия организм решает множество проблем. Сначала все происходит на бессознательном уровне. Существо, до того как станет сознательной личностью, стремится к удовлетворению потребностей, прежде всего фундаментальных. С развитием организма в целом и осознанности в частности происходит рост потребностей, среди которых А. Маслоу называет 5 наиболее распространенных. Наверное вы слышали о .

Так вот, он составил иерархию: от самых простых до потребностей наивысшего уровня:

  • базовые (физиологические или фундаментальные): вода, еда, сон и т.д.;
  • безопасность (срабатывает инстинкт самосохранения): режим дня, жилье, одежда;
  • любовь, принадлежность: общество родных, друзей;
  • уважение или участие в общественной жизни;
  • самоактуализация.

Для того чтобы мы смогли удовлетворить самую высшую и одновременно сложную потребность, необходимо знать, как это сделать. Существует масса методик, как запустить механизм осознанно.

Наиболее распространенные методы самоактуализации


1. Полное погружение . Соберитесь с мыслями и позвольте чему-либо поглотить вас. Забудьте про защиту, застенчивость. В этот миг вас наполнит что-то очень невинное, что-то свежее, возродится детское простодушие. Пропадет ваш привычный цинизм, а стойкость и желание казаться мудрым не по годам просто улетучатся. Чтобы достичь такого состояния, следует быть бескорыстным. Ведь очень часто мы страдаем от того, что слишком застенчивы. А действительно бескорыстные дела совершаем очень редко.

2. Представьте себе, что жизнь - это процесс непрерывного выбора . Его вы делаете каждый миг: двигаетесь вперед или делаете шаг назад. Вы стремитесь защитить себя, ищете безопасное укрытие, потому что боитесь покидать зону комфорта. Или наоборот - вы готовы к свершениям, открывать нечто новое, расти и развиваться. Если каждый день делаете выбор в пользу развития и роста, значит вы уже стоите на пути к самоактуализаци, которая и подразумевает под собой этот выбор. То есть, вы отбрасываете все то, что мешает вашему личностному росту.

4. В период сомнений будьте честны . Сомнения нередко сопровождаются ложью. Требуйте от себя четкий ответ, не бойтесь стать ответственным за свой выбор, свое решение. Только когда вы полностью в ответе за то, что у вас происходит и чего у вас нет, вы самоактуализируетесь.

5. Развивайте интеллект и свои возможности . Старайтесь максимально реализовать потенциал, который находится внутри вас. Для самоактуализации необходимо много работать, чтобы превратить желаемое в реальность. Задумайтесь, ведь каждый из нас стремится стать лучшим в той сфере, в которой он действительно хорош.


6. Очень важными моментами самоактуализации являются высшие переживания . То есть, это те самые вспышки экстаза, чувство полного удовлетворения, которые невозможно получить извне. Отбросьте все иллюзии, примите, что существует нечто, что не является вашим, к чему вы просто не способны. Таким образом вы будете постепенно раскрывать свой потенциал, свое истинное Я.

7. Сущность. Чтобы разобраться в себе, открыть свою истинную сущность, осознать, что для вас хорошо, а что плохо, и, в конце концов, чтобы найти свою цель жизни, следует хорошенько покопаться и разобраться в собственной психопатологии. Чтобы дать ответы на все эти вопросы, требуется осознать свои и преодолеть их. Это сложный процесс и очень болезненный, потому что защита ограждает от того, что является неприятным. Однако вы будете довольны полученным результатом, если сумеете преодолеть этот барьер.

Сферы процесса самоактуализации

  • общественно-политическая активность;
  • увлечения и хобби;
  • семья;
  • профессиональный труд.

Психолог Отто Ранк к способам самоактуализации причисляет религию. Это объясняется тем, что через призму веры человек ищет понимание того, что делает его особенным.
Еще один из важных способов самоактуализации в современном обществе - это приобщение к киберкультуре. Ведь наш мир - это мир высокоразвитых цифровых технологий. По этой причине хорошим способом адаптации в обществе являются знания электроники и технологий.

Отдельным способом самореализации можно назвать креативность. Его применяют люди, которые уже реализовали какие-то сугубо личные стремления.

Преграды

На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного, чтобы приступить к самоактуализации. И вот вы уже готовы встать на свой путь, чтобы постепенно совершенствоваться. Однако все не настолько легко, как хотелось бы. В жизни каждого из нас хватает причин, чтобы не начинать выполнять задуманное.

Полностью раскрыть свои возможности могут помешать следующие факторы:


  • Мотивация. Точнее, ее отсутствие. Если нет причин чем-то заниматься, вы не станете стремиться к цели, какой бы важной она не казалась. Результатом такой работы станут потраченные впустую усилия и отсутствие морального удовлетворения.
  • Лень. Чтобы чего-то добиться, нужно действовать, прикладывать усилия. Просто так ничего не дается.
  • Давление общества. Прежде всего, это касается тех государств, где в приоритете нужды коллектива, а проявление индивидуальности всячески не приветствуется, вплоть до жестких наказаний. Еще один пример: сложность реализации себя как личности, когда твои таланты не востребованы.
  • Страх, закомплексованность, отсутствие уверенности в себе. Человек может спокойно жить размеренной жизнью, сознательно избегая сложностей. Но будет ли при этом он счастлив или успешен?!
  • Заниженная самооценка и ложные представления о своих способностях. К примеру, человека начинают посещать такие мысли, как «мне этого никогда не добиться», «я не смогу», «это слишком сложно для меня» и др.

Большинство факторов, которые могут помешать реализоваться, находятся в голове, то есть, в сознании. Стоит лишь от них избавиться - и вы уведите, как ваши дела пойдут вверх и вы начнете получать желаемое.

Как определить самоактуализирующуюся личность?


Давайте с вами разберемся, как в окружающем нас социуме определить личность, которая уже находится в потоке самоактуализации. Итак, человек в процессе самосовершенствования имеет следующие признаки:

  • Эмоциональная открытость: быстро и легко прощает резкие срывы несдержанных или слишком чувствительных людей.
  • Полный контроль над своей жизнью: на таких людей невозможно повлиять или как-либо надавить, они самостоятельно принимают решения, не зависят от чужого мнения.
  • Непрерывное стремление к развитию и совершенству - новую информацию предпочитает получать из литературы.
  • Чаще всего это творческая личность с позитивным мышлением.

Если в вашем окружении есть люди, которые занимаются любимым делом, они однозначно принадлежат к числу тех, кто находится в процессе самоактуализации.

Заключение

Одним из важнейших постулатов самоактуализации является гармония. В равновесии должны находиться ваши истинные внутренние стремления, материальное и социальное положения.

Самоактуализация - непрерывный труд. Как говорит народная мудрость, если вы трудолюбивый, хоть и не обладаете большим талантом, вы способны достичь большего, чем талантливый, но ленивый человек.

Благодарю за внимание! Надеюсь, вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на блог, читайте новые материалы, а также делитесь с друзьями в социальных сетях.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.