С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Символика цвета в поэзии С.Есенина

Мария Панарина, ученица 10-го класса
лицей станицы Азовская Краснодарского края

руководитель – Наталья Георгиевна Прохорова, учитель литературы

План работы

Введение.

. Символика цвета

1.1. Психология и символика цвета в психологии

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете

. Практическая работа 2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Заключение

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка» красок, что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. По тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, темперамент, особенности характера, настроение и др.

С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Г.Р.Державин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет». С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Эти слова А. Н. Толстогоо Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегосярусского поэта

XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова» [«Мой путь»]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, всвою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года.

Объект исследования –поэтический мир С.Есенина.

Предмет исследования –цветовая символика в поэзии С.Есенина.

Проблема: какова символика цвета в поэзии С.Есенина и как она меняется в разные периоды его творчества?

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Гипотеза состоит в предположении, что цветовая гамма поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения различных исторических событий, происходящих в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

    1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;
    2. провести текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;
    3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
    4. проанализировать изменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
    5. определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;
    6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых ассоциации, частотный анализ, математическая обработка полученных данных.

Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта и в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

I . Символика цвета
    1. Психология и символика цвета в психологии

Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных культурах существуют разные и общие точки зрения на символику цвета. Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Жёлтый и золотой, по мнению ряда психологов, естьсимвол духа, святости, с древности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев. М.Люшер считал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Нередко жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.

По мнению Э.Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость». Негативная символика жёлтого и золотого – грех, предательство, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как жёлтая пресса, жёлтые профсоюзы, жёлтый дом; «Йеллоу Джек» – флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Во Франции жёлтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений жёлтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. У славянских народов жёлтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «жёлтый глаз». Жёлтая карточка – недоверие, предупреждение; «жёлтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин. « В Англии ХIХ века – жёлтые шляпы несостоятельных должников, жёлтые кольца на плащах евреев из гетто».

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. По Э.Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие». Г.Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности». «В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» – прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке)». 2 В Англии, России ордена и награды подвешивали на синих лентах – «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения – «голубая кровь».

Кроме того, синий цвет близок к чёрному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый. По И.В.Гете, «он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое».

Белый – духовный хранитель. Основное качество белого цвета – равенство. В нём заключена вера, но вера не слепая. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э.Клессманн считал, что «белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром». Он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. В христианстве белое обозначает родство с божеством. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. «Белые воротнички» – знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, интерьеры – знак принадлежности к обеспеченному классу.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый – цвет траура. В старину белый траур использовался и у славян.

«В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир».

Красный цвет –цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный олицетворяет страсть и вдохновение, но также может вызывать агрессию и ненависть». Красный символизирует могущество, огонь и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство. Люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный» . В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный – основной геральдический цвет. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу. С точки зрения Андрея Белого, «красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса». Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки.

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении лицо и руки у жрецов были окрашены в чёрный цвет. Чёрные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. В русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, грязное, лишённое блеска: чёрная старуха, чёрный ход, чёрный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: чёрный юмор, «пить по-чёрному»…

Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Э.Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.

С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие». Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали И. Гете, швейцарский психолог М. Люшер и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

В этой главе мы представили негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

.2. Поэзия в цвете.

Использование цвета в поэзии есть средство выражения чувств. По палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в статье «Краски и слова» (1905), что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил И.Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала». Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, иконописи, устной народной поэзии. Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами. Образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Наиболее употребимые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой . В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива» [«В то краю, где жёлтая крапива»], «жёлтые долы» [«За горами, за жёлтями долами»], «золотистые ветки» [«Буря»]. Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога» [«Устал я жить в родном краю»]. «Жёлтая дорога» – дорога в никуда. В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть» [«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»], «жёлтый тлен» [«Мне грустно на тебя смотреть»], «жёлтый скелет» [«Ты прохладой меня не мучай»].

До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «златая Русь» [«О верю, верю, счастье есть»], «златая тучка» [«Нощь и поле, и крик петухов»], «золотые звёзды» [«Песнь о собаке»], «золотые далёкие дали» [«Мне осталась одна забава»], «роща золотая» [«Отговорила роща золотая»], «золотые иконы» [«Ус»], «златая земля» [«Иорданская голубица»], «золотые шапки гор» [«Инония»], «луч золотой» [«И.Д.Рудинскому»]… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

«Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России» («только синь сосет глаза», «сини горы» [«Нивы сжаты, рощи голы»], «синие затоны» [«Инония»], «голубая Русь» [«Я покинул родимый дом»], «голубая ласковая страна» [«Золото холодное луны»], «голубой пруд» [«Отговорила роща золотая»], «голубая струя» [«День ушёл, убавилась черта»], «голубая пыль» [«Месяц рогом облако бодает»], «небеса уж голубые» [«Восход солнца»], «в прозрачном холоде заголубели долы» [«Голубень»] и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон» [«Ус»], «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим» [«Вечером синим, вечером лунным»], «синий плат небес» [«Топи да болота»], «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» [«Голубень»] и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа ( «голубые рты» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «голубой огонь» [«Никогда я не был на Босфоре»], «душа голубая» [«То не тучи бродят за овином»]).

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию связывал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью». 12

До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. Увеличение частотности использования цвета, на наш взгляд, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии, ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение  – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон» [«Троицыно утро, утренний канон»], «белый храм» [«Мечта»], «белый ангел» [«Отвори мне, страж заоблачный»], «одежда празднично белая» [«Хорошо под осеннюю свежесть»]. Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». 12 Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле» [«Опять раскинулся узорно»], «дорога белая» [«О красном вечере задумалась дорога»], «белых яблонь дым» [«Не жалею, не зову, не плачу»], «белый путь» [«Заметает вьюга»], «роза белая» [«Мне осталась одна забава»], «метель белая» [«Клён ты мой опавший»], «белая хата» [«Гаснут красные крылья заката»]. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. До революции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мы видим небольшое увеличение частотности употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер» [«О красном вечере задумалась дорога»], «зорька красная» [«Восход солнца»], «красные крылья заката» [«Гаснут красные крылья заката»], «красный костёр» [«Чёрная, потом пропахшая выть!»], «красные врата» [«Преображение»], «зарево красных зарниц» [«Кантата»], «капли красные сжигают города» [«Польша»], «вечера красный подол» [«Снег, словно мёд ноздреватый...»]. До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Мы считаем, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.В стихах 1910–1916 гг.чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные» [«Подражанье песне»], «чёрные косы» [«Зашумели над затоном тростники»], «чёрная глухарка» [«Дымом половодье»], «чёрное покрывало» [«Мечта»]. В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть» [«Хулиган»], «чёрная гибель» [«Мир таинственный, мир мой древний»], «чёрная судьба» [«Пушисты звон и руга»], «чёрный человек» [«Чёрный человек»].

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «приволь зелёных лех» [«Гой ты, Русь, моя родная»], «в траве зелёная вода» [«Ещё не высох дождь вчерашний»], «зелёные пригорки» [«По селу тропинкой кривенькой»], «полог зелёный» [«За тёмной прядью перелесиц»], «трава зелёная» [«Каждый труд благослови, удача!»], «зелёные ели» [«Мечта»], «зелёная верхушка» [«Исповедь хулигана»], «зелёный лес» [«Село»], «горы зелёные» [«Я – пастух; мои палаты»].До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

«Есенин доказал, что цветовой образ <…> может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души». 12 Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

Таблица 1

 

Количество употреблений

 

до революции 1917 года

после революции 1917 года

Общее количество

Жёлтый+золотой

Синий+голубой

Условно (в связи с целью исследования) разделим творчество поэта на два периода: первый дореволюционный (1910 1916гг.),

второй послереволюционный период (1917–1925гг.) .

Однако, на наш взгляд, этот количественный анализ не может дать полной картины, так как нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи

Сочетание количественного анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может, видимо, дать новые характеристики особенностей стиля поэта.

В дореволюционный период наряду с белым, жёлтым и зелёным цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный . Этот цвет позитивный, привлекающий. Оптимистически-радостные красные и румяные тона – неотъемлемая часть пейзажных зарисовок.

К концу дореволюционного периода мы видим значительное нарастание использования синего и голубого цветов, символизирующих чистоту, непорочность, мудрость. Использование же красного цвета с годами уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально.

Наименее употребимым цветом в общей палитре оказывается чёрный .

В послереволюционных стихах объём использования цветов увеличивается. Главенствующим становится жёлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности. Но одновременно с этим возрастает и употребление синего и голубого , они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Постепенно его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [«Товарищ»], «вечер сине-хмурый» [«Тихий вечер»].

Заключение.

Проведя исследование использования цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии – значимое средство выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций. По палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.

Но дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах.

В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.

Анализ цветовой гаммы в различные периоды жизни поэта показал, что наша гипотеза не нашла полного подтверждения, так как цвета, которые «должны были бы по логике» доминировать в творчестве С.Есенина после революции (чёрный, красный как символы смерти войны) преобладают лишь незначительно. Причины этого несоответствия мы и попытались объяснить в основной части нашей работы, цель которой была достигнута, несмотря на неполное подтверждение гипотезы. Таким образом, задача исследования выполнена в полной мере.

Перспективу нашей дальнейшей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческими событиями, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.

На нашем сайте, помимо текущего раздела , есть также три других раздела, также посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары , посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы Исследовательские работы и Публикации . Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы ", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ . Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы ,
  • экологические образовательные экспедиции ,
  • экологические лагеря ,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты) ,
  • экологические тропы ,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Выполняя в художественной ли-тературе эстетическую роль, слово является средством создания обра-за, наряду с композицией, ритми-кой, мелодией. Но не всякое слово само является образом. Известно, что поэтический образ может быть создан как с помощью прямого значения слова, так и метафори-чески. Сергей Есенин в своей ли-рике великолепно использует оба способа. Однако главное, благодаря чему стихи Есенина эмоционально воздействуют на читателя, это искреннее воодушевление поэта: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внима-ние на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выду-мал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил ос-новным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства», - писал Есенин в 1924 году.

Основная образная тема лиричес-ких произведений Есенина - пере-дача внутреннего состояния лири-ческого героя через восприятие ок-ружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской при-роды, и она научила его любить «всё, что душу облекает в плоть». И «зеленокосая» берёзка, и старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, склонив-шие к поэту свои головки, - всё это любимые образы Есенина. В его стихах мы встречаем названия множества растений. Среди них - названия цветов: роза, мак, лан-дыш, маргаритки, ромашки, резе-да, кашка, левкой, василёк, колокольчик ; названия кустарников и деревьев: сирень, черёмуха, липа, рябина, яблоня и др. Вот лишь несколько примеров:

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз .

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак .

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны.

Иду я разросшимся садом.

Лицо задевает сирень .

Чтобы создать выразительную картину мира, поэт использует названия цветов и деревьев в прямом значении. Но очень часто он при-бегает к переносному, метафори-ческому употреблению. Таким спо-собом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего лири-ческого героя: безответную любовь (Маком влюблённое сердце цве-тёт, Только не мне она песни поёт ); восторг (Васильками серд-це светится, Горит в нём бирю-за ); раздумье (Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспых-нувших сил ); грусть (И в глазах завяли маргаритки, Как болот-ный гаснет огонёк ).

Рисуя картины природы, Есенин основывается на богатом опыте на-родной поэзии. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, рас-тут, умирают, поют, шепчут, грустят, страдают :

Милая, ты ли? Та ли?

Розы ль мне то нашептали ?

Цветы мне говорят - прощай,

Головками склоняясь ниже.

Свет вечерний шафранного края.

Тихо розы бегут по полям.

Многоцветная, многокрасочная палитра поэта переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпи-тетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженый песок .

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые ,

Что кудри, завила.

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак .

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далёких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет .

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы ».

Здесь белые цветы - снежинки. А в двустишии

Я милой голову мою

Отдам, как розу золотую .

цвет волос ассоциируется с цветом золота; кроме того, голова поэта (лирического героя) для милой - это очень дорогой подарок, то же, что и золотая роза, т. е. цветок из драгоценного металла.

Человек - дитя природы. Есе-нин не мыслит себя, своего лири-ческого героя вне природы. Он живёт в природе, а природа живёт в нём. Вероятно, поэтому в стихах Есенина так часто встречается сравнение человека с цветком, цве-тами деревьев:

Только нам бы, только б нашей

Не скосили, как ромашке, головы.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать.

В последнем примере другая па-раллель: душа - цветущая яблоня .

В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и деревьев (прямыми и метафоричес-кими), но и с прилагательными-определениями, образованными от «цветовых» названий и сохраняю-щими как прямое, так и перенос-ное значения:

А степь под пологом зелёным

Кадит черёмуховый дым .

Яблоневым цветом брызжет

Душа моя белая .

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Ты - моё васильковое слово ,

Я навеки люблю тебя.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь .

Прилагательное сиреневый до-вольно широко распространено в текстах. Оно несёт двойную на-грузку: во-первых, указывает на цвет; во-вторых, передаёт значе-ние, ассоциирующееся со словом сирень - «растение с нежными соцветиями». Значит, можно ска-зать, что сочетание души сирене-вую цветь говорит о душевной нежности (или нежности души). Так же часто встречается и василь-ковый . Это прилагательное, кроме обозначения цвета, имеет ещё зна-чение «неброский, скромный», а также и дополнительные оттенки: «исконно русский», «родной», «близкий».

Эпитеты, сравнения, метафоры для Есенина - не формальные показатели «владения словом». С их помощью поэт глубже выража-ет своё отношение к жизни: «Ис-кусство для меня - не затейли-вость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».

Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная.

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек».

В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета.

…Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались из груди,

Что чешуя скорузлых рыб.

Цвет революции и войны в стихах поэта

Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…».

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещут радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за черной тучей,

За порогом хмурых дней.

Реет солнца блеск могучий

Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливо

Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,

Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.

В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди.

«Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….»

Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона.

Понакаркали черные вороны:

грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет.

Девушка в светлице, вышивает ткани,

На канве в узорах конья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные цветы.

…В трепетном мерцанье, в белом покрывале

Девушка, как призрак, плачет у окна.

Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Введение

Основная часть

Сергей Есенин – певец русской природы

Практическая часть

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Сергея Есенина?

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего наименований цветов?

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихах С. Есенина?

Введение

Цель данной работы – развитие творческих способностей учащихся; развивать внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через цвет.

Объектом исследования является творчество Сергея Есенина.

Предметом исследования выбраны стихи Сергея Есенина о русской природе.

Актуальность : для того чтобы понимать поэзию, необходимо изучать языковые художественно - изобразительные средства

Задачи исследования: Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе. Ответить на вопрос: «Почему С. Есенина называют певцом природы?» Какие цвета преобладают в стихах Есенина? С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях поэта?

Основные этапы исследования:

Собрать необходимые источники для выполнения этой работы.

Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе.

Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы.

Иллюстрировать стихи С. Есенина.

Теоретической основой исследования является сборник стихотворений и поэм

Исследовательская работа включает в себя : введение, основную часть: «Сергей Есенин – певец русской земли», исследования, выводы.

Сергей Есенин – певец русской природы

Сергей Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию.

Есенин очень любил свою деревню, свой дом, свою семью. Особенно близок был ему его дед – Фёдор Андреевич Титов, который много вложил в него. Многие черты характера были унаследованы от деда. Очень любила Сергея бабушка – Наталья Евтеевна, которая баловала его и заботилась о нём. Бабушка рассказывала внуку сказки, духовные стихи, пела песни. Всё то доброе, хорошее, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и что разбужено в душе поэта – это всё влияние дедушки и бабушки.

Детство Есенина прошло среди полей и степей. Он любил лес, озёра, луга и цветы, любил деревенскую жизнь с её заботами и забавами. Особенно любил сенокос:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Поэзия Есенина проникнута любовью к своей Родине, к своей родной земле. Потому каждому из нас так близки и понятны стихи поэта. Есенин – истинный поэт России, который стал великим, поднявшись из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...

Есенина часто называют певцом русской природы. Любовь Есенина к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Читая стихи поэта, невольно наполняешься его стремлением сказать всем о своей любви к России, ее красоте и чистоте, выразить свою любовь к ней стихами.

В стихах Есенина природа в вечном движении, в развитии и изменении. Она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт использует опыт народной поэзии. Часто прибегает к приему олицетворения. Черёмуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и берёзы в белом плачут по лесам», «улыбнулась солнцу сонная земля».

Природа у Есенина цветная, красочная. Любимые цвета – синий, белый, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Эти цвета символизируют широкие просторы России: «вечером синим, вечером лунным», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»; выражают чувство любви и нежности: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».

Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки: звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины, порывы ветра, пение птиц, плеск речной волны.

Вывод:

1. Природа - душа есенинских стихов. Ни одно стихотворение поэта не обходится без картин природы.

2. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:

- Живописная природа Рязанской области.

Богатый запас детских впечатлений.

Окружала атмосфера народной поэзии.

3. Природа у Есенина красочная, цветная. Наполнена необыкновенными звуками

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Белый цвет

«Белая береза под моим окном…» («Береза»)

«Словно белою косынкой

Подвязалася сосна». («Пороша»)

«Как снежинка белая, в просини я таю…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)

«В роще по березкам белый перезвон». («Троицыно утро, утренний канон…»)

«Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной». («Я снова здесь, в семье родной…»)

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Нежная девушка в белом…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Хороша ты, о белая гладь!» («Я по первому снегу бреду…»)

«Все пройдет, как с белых яблонь дым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад». («Письмо матери»)

«Заметает пурга

Белый путь… » («Заметает пурга»)

Синий…

«Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса» («Русь»)

«Я смотрел из окошка на синий платок…» («Подражанье песне»)

«Там в полях, за синей гущей лога…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«Пусть порой мне шепчет синий вечер…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…» («Вот оно, глупое счастье…»)
«Только синь сосет глаза…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось». («Нивы сжаты, рощи голы…»)

«… И синь упавшая в реку…» («Запели тесаные дроги…»)

«Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил». («Я по первому снегу бреду…»)

«Синий сумрак как стадо овец…» («Закружилась листва золотая…»)

«И тебе в вечернем синем мраке…» («Письмо матери»)

Золотой…

«Золотыми звездами в снег». («Песнь о собаке»)

«Звени, звени, златая Русь…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«Здравствуй, златое затишье…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу». («Разбуди меня завтра рано…»)

«Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов». («О Русь, взмахни крылами…»)

«Закружилась листва золотая…» («Закружилась листва золотая…»)

«Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча…» («Я последний поэт деревни…»)

«Увяданья золотом охвачены

Я не буду больше молодым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…» («Отговорила роща золотая»)

«Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде» («Я покинул родимый дом…»)

И горят снежинки
В золотом огне. («Береза»)

Красный, алый

«Выткался на озере алый свет зари». («Выткался на озере алый свет зари»)

«Я молюсь на алы зори…» («Я пастух, мои палаты…»)

«С алым соком ягоды на коже…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Заря молитвенником красным…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«По пруду лебедем красным…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом». («Разбуди меня завтра рано…»)

Желтый

«Вяжут кружево над лесом

в желтой пене облака». («Я пастух, мои палаты…»)

«В том краю, где желтая крапива…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«… И не от солнца желт песок». («Весна на радость не похожа…»)

«Желтый хвост упал в метель пожаром….» («Лисица»)

«…Близок сердцу желтеющий дол». («Закружилась листва золотая…»)

Голубой цвет…

«У голубого водопоя…» («Весна на радость не похожа…»)

«По голубой долине,

Меж телок и коров…» («О Русь, взмахи крылами…»)

«На тропу голубого поля…» («Я последний поэт деревни…»)

«О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом» («Отговорила роща золотая»)

«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…» («Я покинул родимый дом…»)

Розовый

«На закат ты розовый похожа…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«В розоватой воде на пруду…» («Закружилась листва золотая…»)

«Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь». «Мы теперь уходим понемногу…»

Черный…

«Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей». («Русь»)

«Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор». («Русь»)

«Кудри черные змейно трепал ветерок». («Подражанье песне»)

«Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть». («Я последний поэт деревни…»)

Зеленый…

«На приволь зеленых лех…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«По горам зеленым – скаты…» («Я пастух, мои палаты…»)

«Светят зелено в сутемы

Под росою тополя». («Я пастух, мои палаты…»)

«Зеленая прическа…» («Зеленая прическа…»)

Малиновое…

«О Русь – малиновое поле…» («Запели тесаные дроги…»)

Серебристый…

«Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?» («Серебристая дорога…»)

Серый…

«Только серые вороны

Расшумелись на лугу». («Пороша»)

Вывод:

  1. Были проанализированы 46 стихотворений, 34 стихотворения из сборника «Все мне чудится тихий раскованный звон…»
  2. В стихах Есенина преобладают белый, золотой, синий, красный цвета.

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего цвета?

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело.

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Вывод:

В этом стихотворении 5 цветов: белый, синий, золотой, красный, розовый. Белый цвет символизирует чистоту, нежность. Розовый символизирует молодость, наивность. Золотое в этом стихотворении затишье. Синий холодок. Красный закат

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях Есенина?

В стихотворении «Русь» деревня видится синей.

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Также в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Русь ассоциируется с синим цветом.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Синий цвет символизирует широкие просторы Родины.

Русь – золотая в стихотворении «О верю, верю, счастье есть!».

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Голубая Русь в стихотворении «Я покинул родимый дом…». Голубой цвет выражает нежность, теплоту к родному краю.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» Русь – малиновое поле и синь.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Вывод: Русь в стихотворениях Есенина символизируется с синим, голубым, золотым цветами. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах поэта.

Из этого можно сделать следующий вывод о том, что любимыми цветами поэта являются синий, белый, голубой, золотой цвета. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах и с этими цветами ассоциируется Русь.

Список использованной литературы

  1. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007
  2. Есенин С. Стихотворения и поэмы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
  3. Есенин С. Лирика: Стихи. – Л.: Дет. лит., 1982
  4. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979
  5. Эвентов И. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1978