Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

Перед вами отличное сочинение, в которой автор анализирует душевное состояние Катерины — главной героини пьесы «Гроза» Островского. Надеюсь, данное сочинение поможет вам подготовиться к уроку по русской литературе.

Текст сочинения «Душевная драма Катерины» для 10 класса.

Пьеса »Гроза» написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко показывает социально- бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с «самодурной силой» окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой, главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую совестли­вость, религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочувствием. Живя в тяжелой атмосфере Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины — это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви. Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к этому миру и всецело противопоставлена ему.

В доме Кабанихи, где давно уже уклад жизни строится по принципу: «делай, что хочешь, лишь бы все шито- крыто было «, героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов — человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить. Тихон всегда занят поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из- под вездесущего ока матери. Катерине же остается «терпеть, пока терпится «.

Катрина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха.

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков.

Но такой выбор дается ей нелегко, ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки «, для народной героини – нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви оказывается сильнее – и выбор сделан, и она признается Борису в своем запретном чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспрестанно плача, боится она каждого звука, шороха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет покаяния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе, и в тревожном приближений грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: «В омут лучше с красотой… Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!» . Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления внешних обстоятельств и малодушия. Борис — заурядный обыватель города Калинова с мелочной и меркантильной душонкой, не достоин

жертвенной любви Катерины. Струсив в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о «могилушке » под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться.

Надеюсь, сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза» вам понравилось и помогла в написании собственного сочинения.

Драма А.Н. Островского «Гроза» - самое значительное произведение драматурга - появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза.

В основе произведения - конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, лишь заглянув в душу Катерины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не знала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

При всей своей набожности Катерина наделена от природы сильным характером и свободолюбием. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности - вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: ее муж хоть и подчинен матери, но жену не обижает и даже по-своему защищает. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжело от самой необходимости жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

После постоянного общения с природой, которым было наполнено ее детство, для Катерины невыносимо затворническое существование, полное обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, ей душно и скучно в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может по-прежнему молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях. Тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой. Изменились и ее сны. Вместо райских кущ видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Ей тяжело дома, ей хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это».

Так Катерина остается одна. Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ -побеждает первое желание «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавила даже перед самой собой, она знала, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та обязательно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Ее собственный суд над собой для нее невыносим. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы. Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и оттого жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше».

Душевная драма Катерины заканчивается трагедией. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура. И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности. В самой невозможности для человека примирить эти противоречащие начала я и вижу причину драмы Катерины.

1. Катерина - луч света в тёмном царстве.
2. Беззаботное детство и лёгкая юность Катерины
3. Замужество за Тихоном, или личный Ад Катерины
4. Борис как спаситель для Катерины
5. Смерть Катерины как освобождение от земных мук и унижений
____________________
Характер Катерины веет на нас

Новой жизнью, которая

Открывается нам в самой

Ее гибели.

Н. А. Добролюбов.

Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве», и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Она должна была делать все напоказ, соблюдая старые обряды.

Катерина- «русский сильный характер», для которого, правда и чувство долга превыше всего.

Детство и юность Катерины прошли беззаботно. Как она сама говорит: …"жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле". Маменька в ней души не чаяла, наряжала ее, как куклу, работать не принуждала. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую- нибудь работу, так проходил весь день.

С детства Катя была очень смелой, решительной, горячей девушкой. Если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, она становилась упрямой и непокорной. Это подтверждает случай с лодкой. Когда Катерине было шесть лет, она обиделась на родителей, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. И нашли ее только утром верст за десять.

Отданная замуж за Тихона, она очутилась в злой среде бессердечности и глупого рабского преклонения перед могуществом старых. Кабанова пытается внушить Катерине свои законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз. Так воспитан ее сын. Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо.

Но Катя пытается отстаивать свое право на уважения, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Тихон не дает ей этой любви, а потребность в этом влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он нее похож на других жителей города Калинова, и воображает, что он единственный человек, который решится увезти ее из «темного царства» в сказочный мир. Героиня ищет объяснения своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания.

Самая главная черта ее характера - это честность. Честность перед собой, мужем и другими людьми. Она не может врать, таиться.

Самая большая ценность - свобода души. Живя в родительском доме, она ни о чем не тужила, точно птичка на воле, но, попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере назойливой опеки, унижения, подозрительности и лжи. Не желание принять мораль «темного царства», способность сохранить чистоту своей души - свидетельство силы характера героини. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

С таким характером не могла Катя после измены Тихону оставаться в его доме. Ей трудно находится там, где ее не понимают. Перед смертью говорит: «Что домой, что в могилу - все равно… В могиле лучше…"Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. Грустно такое освобождение, но чего, же делать, когда другого выхода нет.

Героиня погибает, отстаивая свою независимость. Умирая, она спасает свою душу и приобретает желанную свободу.

Гроза" - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)- Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу центральной героини пьесы Катерины Кабановой.

С самых первых сцен героиня привлекает внимание зрителей. Чистосердечие звучит в рассказе о ее вольной жизни в родном доме, проведенной среди цветов, икон, молитв. Религия для Катерины - это любовь к красоте. Бог для нее везде, но ее простосердечная вера наполнена также искренними побуждениями жить по совести, по Божьим заветам: "Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - произносит Катя в беседе с Варварой.

В первых сценах в разговорах с Кабанихой Катерина кротко старается смириться со сварливыми замечаниями свекрови. А ведь Кабаниха олицетворяет весь уклад и законы окружающего мира. И сразу становится ясно, что героиня со своей мечтательной и романтической душой чужая в доме Кабановых.

Катерина - это вольная душа, Поэтическая натура. Автор запечатлел в ней красоту народной души. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь", - говорит она Варваре и признается, что теперь ее будто подменили и "лезет в голову мечта какая-то". Так намечается тема разлада героини с миром и с собой, связанного с неясными потребностями души, желанием любви.

Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Катя скромна, но вовсе не безропотна: "А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".

Почему же такая глубокая и цельная личность оказалась сломленной? Почему сбылись ее пророческие предчувствия ("Я умру скоро")?

В пьесе развиваются одновременно как бы два конфликта. Один из них - вызванный социальными причинами - конфликт вольной души с "самодурной силой" играет, по мнению Добролюбова, главную роль в драме. Другой - внутренний, затрагивающий нравственные стороны, - развивается в душе героини. Он-то и определяет трагедийность пьесы Островского.

Прав Добролюбов: "В характере героини выразилось требование права и простора жизни, он сосредоточен, решителен и самоотвержен", а ее натура "наполнена инстинктивным чувством свободы". По мнению критика, Катерина встает на путь свободной любви, которая выше предрассудков. Но вскоре героиня убеждается, что ее чувство несовместимо с жизнью общества, потому что внешние обстоятельства давят на нее. Трагический финал Добролюбов трактует как высшую форму протеста, как торжество света над тьмой.

Нельзя мотивировать драму Катеринььлишь социальными причинами. Для драматурга очень важно разрешение нравственных проблем: душевная борьба Катерины - центральная тема "Грозы".

Итак, в первом действии, в разговоре с Варварой, героиня признается, что любит кого-то - это завязка сюжета. Уже тогда ее душа наполняется смятением и ужасом. Главная тема сопровождается образом грозы. Душа Катерины созвучна окружающему миру - природа исполнена красоты, но и угрозы, которая усиливает тревогу героини.