Субъективные причины социальных конфликтов заключаются в определенных чертах мировоззрения, ментальности, характера (психология), уровня интеллекта социальных субъектов (рис. 8.1). Более конкретно эти субъективные характеристики субъектов проявляются в определенных чувствах, убеждениях, интересах, идеях, под влиянием которых действуют субъекты и начинается социальный конфликт.

Чувства, убеждения, интересы, идеи как причины социальных конфликтов
Психические побуждения субъектов к деятельности представляют собой чувства, убеждения, интересы, идеи, в которых в единстве сопряжены эмоции и цели. Цель – это представление о предполагаемом результате действия, указывающее, ради чего оно совершается. Цель всегда предполагает план (программу) ее реализации. Эмоция – это душевная (психическая) и физическая энергия, с помощью которой субъект осуществляет действия.

Чувства представляют собой психологические состояния субъекта, в которых целеполагающая и эмоциональная составляющие социального действия слиты воедино. Субъект осуществляет действия под влиянием эмоций зависти, страха, агрессивности, мести в какой-то степени нерационально, нерасчетливо, непродуманно. Чувственный порыв к социальному действию, вызванный обидой, страхом, завистью, местью, ненавистью, часто становится причиной социальной напряженности и социального конфликта. Южные народы в силу своей эмоциональности более конфликтогенны, чем северные народы. Субъективными причинами социальных конфликтов могут быть чувство страха, любовь, негодование, ненависть, гордость и т.п.

Убеждения представляют собой идейно-психологическое состояние субъекта, включающее: 1) знание о чем-то, которое субъект считает истинным (правильным); 2) знание, которое субъект может аргументировать себе и другим; 3) знание, вызывающее положительные эмоции (и тем самым превращающееся в форму веры), которым субъект руководствуется в своей деятельности.

Социальный конфликт часто возникает из-за столкновения разных убеждений субъектов, разных взглядов (знаний) по одной и той же проблеме: производственной, экономической, политической, территориальной, религиозной и т.п. Например, до сих пор существует конфликт между католической и православной церковью по проблеме бога, обрядов и т.п., конфликт между коммунистами и либералами по вопросу справедливости, демократии, политического устройства.

Интерес – это интеллектуально-психическое стремление (влечение) субъекта к предметам, являющимся для него ценностями (благами). В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и т.п.), экономические (деньги, драгоценности, акции и т.п.), политические (власть, статус, служебное положение и т.п.), религиозные (бог, коммунистическая идея и т.п.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и т.п.), эстетические (красота, комическое, трагическое и т.п.).

Интересы включают: 1) цель деятельности, т.е. представление о необходимом субъекту благе (материальном, экономическом, политическом и т.п.) в сознании субъекта; 2) план (программа) действий и операций, направленных на ее достижение (реализация цели); 3) эмоционально-волевое стремление (влечение) субъекта к предмету интереса. В целом интерес представляет собой функциональную, динамическую, организационную, психологическую систему регуляции деятельности субъекта, но не саму эту деятельность.

Очевидно, что материальные, эстетические и другие интересы различаются характером целей, программ деятельности, эмоционально-волевых стремлений. Но в то же время между интересами по своей психологической, организационной, динамической форме много общего, что и позволяет их выделять как специфические регулятивные механизмы деятельности субъектов (индивидов, организаций, общностей).

Общие для многих индивидов интересы, характеризующие социальные организации (партии, государства, союзы и т.п.), социальные институты (семейные, образовательные, хозяйственные и т.п.) и социальные общности (профессиональные, политические, территориальные), исторические общности (этносы, нации, цивилизации), выступают в форме идей: национального самоопределения, мирового господства, коммунистического равенства, бога и т.п. Эти идеи связываются с интересами индивидов, а через них – с эмоциями людей и становятся регуляторами (мотивами) их деятельности. Поэтому Маркс подчеркивал, что идея всегда теряет свою побудительную силу, когда она отделяется от интереса индивидов.

Субъективные причины социальных конфликтов могут заключаться в:
1) противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе, на что обратил внимание Парсонс.
Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Это всегда вызывает социальный конфликт как внутри субъекта, так и между субъектами;
2) противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, нефть, территорию, суверенитет и т.п.);
3) противоположные интересы разных субъектов (например, чеченские экстремисты стремятся к суверенитету, а Россия – к территориальной целостности);
4) непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе. К таковым можно отнести и экономические трудности, и национальное самоопределение, и национальную гордость, и стремление к лидерству и т.п.

Потребность как причина социального конфликта
Глубинной основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов. Именно они образуют сущность эмоций, убеждений, интересов, идей и других субъективных побуждений социальных конфликтов. Социальные конфликты в конечном счете являются результатом неудовлетворения или ущемления (частичного удовлетворения) некоторых основных потребностей социальных субъектов в безопасности, благосостоянии, самоутверждении, идентичности.

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования социального субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием «тела» субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства («Я голоден», «Я бесправен» и т.п.). Удовлетворение –это единство необходимого и фактического состояния «тела» субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждения удовлетворения («Я сыт», «Я полноправен» и т.п.). Это пассивные состояния субъекта под влиянием взаимодействия внутренней (тело) и внешней среды.

Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно – психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется.

Потребность включает: 1) представление – цель о социальном благе, необходимом ему для удовлетворения; 2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели; 3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага; 4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения и «тело» социального субъекта.

Все потребности людей можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье и т.п.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и т.п.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте, в боге и т.п.). Они различаются своими предметами и сознательно-психологическими механизмами реализации. Потребность, реализуясь, не всегда приводит к состоянию удовлетворения субъекта. Тогда потребность либо усиливается, либо заменяется, либо исчезает. Последнее приводит к трансформации субъекта, так как потребности образуют его сущность.

Интеллект и социальный идеал как причины социальных конфликтов
Важнейшая субъективная причина социальных конфликтов – уровень интеллекта. Недостаток интеллекта часто становится субъективной причиной социальных конфликтов, когда организующая и агрессивная сторона не может «просчитать» соотношение своих и чужих сил, цену победы и поражения и ввязывается в конфликт в расчете на легкую победу, когда есть соответствующие потребности, интересы, убеждения и т.п. Так случилось с российским руководством во главе с Ельциным во время первой Чеченской войны. Одними из главных субъективных причин распада СССР и краха пролетарско-социалистической формации были отсутствие достаточного интеллекта и догматизм тогдашнего политического руководства страны.

Разумная деятельность социального субъекта представляет единство социального идеала и интеллекта. Только по отношению к имеющемуся у нас социальному идеалу мы можем оценить наши действия как правильные или неправильные. Социальный идеал различен у разных социальных субъектов, поэтому образует важнейшую субъективную причину социальных конфликтов. Большевики ради идеала социального равенства развязали кошмарный в России социальный конфликт, завершившийся гражданской войной, коллективизацией, индустриализацией, ликвидацией религии, изгнанием российской интеллигенции и единомыслием. Наличие либерального или социалистического идеала – важнейшее субъективное условие социального конфликта в современном обществе.

Объективные причины социальных конфликтов
Субъективные причины социальных конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами. Объективными же являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций. Множество объективных причин социальных конфликтов можно сгруппировать в несколько общих рядов (рис. 8.2).

Дезорганизация общества как причина социального конфликта
Прежде всего, такой объективной причиной социальных конфликтов является, по мнению известного польского социолога Я. Щепаньского, дезорганизация общества, т.е. выход производственных (остановка производства и безработица), экономических (инфляция, невыплата заработной платы и т.п.), социальных (неравенство между разными социальными группами), политических (распад СССР, война в Чечне и т.п.), идеологических (борьба либерализма и коммунизма в постсоветской России) процессов за пределы существующих в обществе норм и Угрожающих интересам индивидов, социальных групп, организаций.

Так, например, произошло после развала СССР, когда вместо государственного распределения благ и денег было введено рыночное, вместо социального равенства людей возникло ярко выраженное деление на нищих и богатых, когда исчезла руководящая роль партии, а судебная и правовая системы еще не возникли, когда коммунистическая идеология была признана утопической, а другая, кроме идеологии обогащения, не предложена.

Дезорганизация общества связана с дезинтеграцией государственных и общественных (семья, школа, профсоюз и т.п.) институтов (организаций), не способных удержать экологические, производственные, экономические, политические, идеологические процессы в нормальных для данного (в нашем случае постсоветского) общества пределах. Сюда же можно отнести природные (землетрясения, наводнения, цунами), техногенные (Чернобыль), экономические (обесценение вкладов, приватизация, финансовые катаклизмы и т.п.), политические (расстрел здания российского парламента в октябре 1993 г., реформа вертикали власти, начатая президентом В. Путиным и т.п.), военные (Чеченская война) катастрофы и события.

Состояние дезорганизации и дезинтеграции общества вызывает множество социальных конфликтов, которые внешне проявляются в распространении алкоголизма, сексуальной распущенности, росте преступности, увеличении психических заболеваний, распространении самоубийств и т.п.

Неравенство возможностей социальных субъектов
В качестве объективных причин социальных конфликтов часто называют неравенство возможностей социальных субъектов в бытовой, экономической, политический, национальной, образовательной, религиозной сферах. Это неравенство относится к ресурсам, статусам, ценностям субъектов. Есть субъекты с одинаковыми интересами, которым не хватает ресурсов. Например, не хватает (дефицит) жилья, работы, обеспеченности, власти и т.п. Так, сейчас значительной части людей не хватает денег на проживание, оплату жилья, покупку медикаментов, сохранение безопасности и т.п. Важнейшей объективной причиной социальных конфликтов является столкновение разных интересов. Например, либералы ориентированы на рыночную экономику за счет интересов простого народа. А простой народ не хочет жертвовать своей жизнью, привычками, убеждениями ради либеральных идей, планов, преобразований. Очевидно, что с развитием человечества дефицит многих благ будет углубляться, становясь объективной причиной социальных конфликтов, так же, как и противоположность интересов разных социальных субъектов.

Стремление устранить эти причины и тем самым социальные конфликты, особенно классовые (между буржуазией и пролетариатом), вызвало к жизни социалистические прожекты устранения того или иного вида неравенства вообще, особенно классового. И это было сделано в СССР и других странах пролетарского социализма. Основы многих социальных конфликтов по сути не были ликвидированы, а загнаны вглубь, как это произошло с конфликтами между интеллигенцией и пролетариатом и межнациональными. В результате обнаружились негативные последствия: достижение социального равенства в политических, социальных, экономических сферах и привело СССР к тоталитаризму, стагнации в экономике и уровне жизни населения, потере стимулов к труду и саморазвитию, обострению межнациональных отношений. В результате СССР утратил мотивы самодвижения и оказался в брежневский период в состоянии стагнации, что и привело, в конечном итоге, страну к развалу.

Это еще раз свидетельствует о том, что каждое неравенство является стимулом к саморазвитию людей и общества. Неравенство нельзя полностью устранять, его нужно только смягчать до определенного предела. Социальное неравенство существует и в странах либерального (США и др.) и демократического (Германия и др.) капитализма; например, в США большей степени, а в Германии – в меньшей.

Ученые давно обнаружили связь между социальным неравенством (равенством) и эффективностью общественного производства: чем выше социальное неравенство, тем больше эффективность общественного производств, темпы общественного развития и социальная нестабильность. В рыночных странах существует универсальный механизм нахождения баланса (единства) этих двух сторон. Это механизм политической демократии, наличия в политической надстройке общества правых, центристских и левых партий. Когда у власти стоят правые партии, общество ориентировано преимущественно на эффективность производства. Постепенно нарушается справедливое распределение произведенных благ, возникают возмущение трудящихся и политическая нестабильность. В результате к власти приходят левые партии, ориентированные на более справедливое перераспределение произведенных благ. Происходит снижение эффективности общественного производства. Постсоветской России предстоит еще очень длительный путь в этом направлении.

Объективные факторы побудители субъективных причин
Объективные причины – субъективные причины – социальный конфликт – такова причинно-следственная цепочка, связывающая конфликт с его причинами.

А могут ли субъективные факторы без объективных предпосылок, т.е. сами по себе, вызвать социальный конфликт? Да. В этом случае внутриличностные или межличностные конфликты, которые, по нашему определению, социальными не являются, станут причинами социального конфликта, как это, возможно, имело место в отношениях Ельцина и Дудаева перед началом первой Чеченской войны.

Если считать, что именно ущемление (неудовлетворение или частичное удовлетворение) потребностей социального субъекта является конечной причиной социального конфликта, то меняется и подход к его урегулированию. Для этого нужно, прежде всего, устранить объективные причины ущемления потребностей социальных субъектов, смягчить социальное неравенство, навести демократический порядок в обществе, не ущемлять одному социальному субъекту другого в его потребностях.

Разрешение социального противоречия из-за социального блага всегда должно ориентироваться на потребности субъектов. Разделить справедливо предмет конфликта можно только тогда, когда потребности потенциальных или актуальных противоборцев будут справедливыми. Поэтому подлинное разрешение социального конфликта возможно только при глубоком анализе противоборствующими субъектами своих потребностей, интересов, притязаний. Не случайно Дж. Бартон, руководитель коллектива исследователей, занимающихся проблемой разрешения социального конфликта, считает:

Только организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта, т.е. такое его разрешение, которое во всем объеме затрагивает предмет спора и устанавливает новые, самодостаточные отношения между противниками.

Источником и основанием социально-политического конфликта являются преимущественно социально-экономические противоречия, объективно присущие любому обществу. В кризисные и переходные от одной исторической формы к другой периоды они приобретают конфликтный характер движения и разрешения, вызванный несовместимостью коренных интересов субъектов политики и обусловленной этим установкой на вытеснение оппонентов конфликтного взаимодействия из общего политического пространства.

Политическому конфликту предшествуют социальная напряженность, формирование предубеждений, скрытой враждебности и подозрения между субъектами будущего конфликта, устанавливающееся осознание расхождения их интересов, стремление к доминированию или реваншу. Если противоречие, выступающее основанием социально-политического конфликта, может не осознаваться участниками политических отношений, то конфликт всегда осознан и предполагает определенные действия сторон друг против друга.

Социально-политический конфликт обусловлен противоположностью или существенным различием интересов, целей, тенденций развития социальных общностей. Образуется своеобразная иерархия, состоящая из политических, идеологических, экономических, национальных и других потребностей и интересов. В этой иерархии идеологические потребности (борьба за какие-то идеи) выступают в качестве формы, а другие - содержания. Причем в контексте социально-политического конфликта трудно разобраться, какие побуждения являются главными.

  • первоначальной направленности на кардинальные демократические преобразования социально-политических отношений в интересах всего общества с реальным стремлением провести реформы лишь в интересах несколько обновленных политических элит;
  • выдвижения лозунга «свободного рынка» с искусственным созданием неравных стартовых и иных возможностей для эффективного участия субъектов общества в рыночных отношениях;
  • необходимости более прогрессивного устройства внутригосударственных и межгосударственных этносоциальных отношений с использованием этнического диктата для реализации узкокорпоративных целей .

Политические элиты, группы, партии играют доминирующую роль в развертывании противоборств. Они разрабатывают идеологию социальной общности, программу ее реализации, находят финансовые и технические средства, организуют своих сторонников на участие во власти демократическим (выборным) или насильственным (вооруженным) путем. Политическая элита возглавляет социальнополитический конфликт и стремится к власти не только потому, что хочет реализовать свои идеи, но и потому, что последняя всегда связана с привилегиями, почестями и богатством, особенно в России.

В политике идет борьба за монополию не только на применение объективированных инструментов власти, ее ресурсов, но и на разработку и распространение принципа легитимного разделения социального мира и связанную с этим мобилизацию групп. Основная же масса населения, выбирающая политических лидеров, надеется, что избранные в законодательных актах и посредством своей организационной деятельности сумеют выразить интересы народа.

Нередко социально-политический конфликт является результатом недальновидности или безответственности влиятельных политиков. Как правило, это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные с достижением власти или ее перераспределением, с изменением политического статуса в обществе.

Политические, а тем более социальные силы, реализующие свои политические притязания, в противоборстве с другими силами отстаивают свою легитимность, используют ресурсы для достижения своих политических и тактических целей. Общество при этом будет дестабилизироваться не столько конфликтами, генерируемыми социальными «низами», сколько антагонизмами, раздорами политических «верхов».

Создавая в верхних эшелонах власти структуры, параллельные или альтернативные существующим властным институтам и имеющие иной источник или иную природу легитимности, можно искусственно, преднамеренно вызвать политический конфликт, перерастающий в более широкий - социальный.

В политическом конфликте, как подчеркивает А. В. Глухова, имеют место монополия на производство политической продукции (программ, заявлений, платформ), предоставляемая профессионалам, и отсутствие компетентности в политических проблемах у рядовых граждан, что делает рынок политики одним из наименее свободных. Отсюда - жесткость межпартийной конкуренции за голоса избирателей, инициируемая прежде всего сверху - ее институционализированными субъектами. Главная цель политической элиты, любой политической партии - подавить других, чтобы получить власть или остаться у власти.

Борьба за реальные властные полномочия, за определенные позиции в политических структурах, за возможность принятия решений или влияния на процесс их выработки представляет собой, по мнению А.Г. Здравомыслова, сердцевину политического конфликта. На этом, как правило, сосредоточены ближайшие интересы конкурирующих между собой групп.

  • Чумиков Л.Н. Указ. соч. С. 122-123.

Социология определяет конфликт социальный как наивысшую форму противоречий в обществе. В обыденном сознании конфликт - это явление, которого следует избегать. Однако ученые обнаруживают в нем немало позитивных функций. Специфика и социальная роль конфликта являются предметом глубоких исследований и размышлений ученых.

Понятие

Конфликтология определяет конфликт социальный как наивысшую точку столкновения интересов между членами и группами общества. История социальных конфликтов корнями уходит в века. Уже первые общности людей отстаивали свои интересы в противостояниях друг с другом. Определяя сущность этого явления, мыслители по-разному подходят к его определению. Так, по мнению К. Маркса, социальным конфликтом является антагонизм классов, который неизбежно завершается революцией.

Льюис Козер, американский социолог, считает, что социальный конфликт - это взаимодействие оппонентов, которое протекает в форме борьбы за ценности, власть, ресурсы с помощью различных методов нанесения различного ущерба своему сопернику.

Немецкий социолог Ральф Дерендорф говорит, что социальный конфликт - это различные по степени интенсивности и проявленности столкновения между социальными группами, и классовая борьба - лишь один из его видов. Таким образом, понимание социального конфликта всегда включает представления о противоборстве за что-либо. Степень выраженности может быть различной, но в нем всегда есть противостояние.

Причины конфликтов

Конфликт социальный - явление частое, и связан он может быть со многими причинами. Социум - это сфера перманентного столкновения интересов разных сторон, а многообразие этих интересов становится источником такого множества причин противостояний. Можно представить наиболее частые причины социальных конфликтов следующим образом:

Интересы и убеждения. Мировоззрения, доминирующие ценности, людские предпочтения - все это может стать причиной социальных конфликтов. Столкновение взглядов, религиозных убеждений, производственных интересов способны спровоцировать противостояния разной силы. Мы видим, как сегодня межнациональная и религиозная разницы могут приводить к вооруженным отстаиваниям своих взглядов. Противоречия в нормах и ценностях способны вызывать у людей очень сильные эмоции. Психологические установки, стереотипы, укоренившееся мировоззрение - все это воспринимается человеком как часть его личности, поэтому посягательство на них вызывает агрессию и негатив. Конфликты интересов экономических, культурных, политических также могут стать причиной возникновения противостояния.

Потребности. Способы удовлетворения потребностей групп одних людей могут вызывать сопротивление у других. Например, удовлетворение нужды в пище, крове и безопасности может угрожать потребности окружающих в том же самом. Так, миграция групп населения из разоренных войной территорий в благополучные страны рискует пошатнуть благополучие жителей этих мест. Все вышеуказанное ведет к возникновению социальных конфликтов.

Дезорганизация общества. Социальное и экономическое неравенство, борьба идеологий, наличие безработицы, сиротства, острота политической борьбы, неравенство возможностей - все это очень часто становится источником социального напряжения, которое выливается в конфликты.

Теории социального конфликта

Суть и причины социальных конфликтов исследуются социологами, психологами, философами. В результате появляется несколько основных подходов к пониманию природы данного явления.

Социально-биологическая теория социального конфликта основывается на постулатах Ч. Дарвина об эволюции и понимает под конфликтом естественный механизм борьбы за выживание. Этой точки зрения придерживались Г. Спенсер, У. Самнер. Они считали, что конфликт неизбежен до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между интересами и потребностями всех людей, что, в принципе, утопично.

Психологический подход считает, что конфликтность - в природе человеческого поведения. Современное общество нарушает личные интересы индивидуума, и это приводит к конфликтности. Конфликт является инструментом отстаивания личностью прав на свои ожидания и на удовлетворение потребностей.

Марксистская теория исходит из материалистических воззрений и считает, что конфликт - это результат классового неравенства, и он обусловлен классовой борьбой. Когда будет найден баланс интересов между всеми членами общества, противостояния исчезнут. Причиной конфликта, по мнению К. Маркса, Г. Маркузе, Р. Михельса, является неравенство условий жизни и труда, а также наследственная передача привилегий и неравные стартовые возможности.

Диалектические теории, на сегодняшний день признаваемые самыми реалистичными и прогрессивными, исходят из того, что социальная система нестабильна, и эта изменчивость приводит к возникновению конфликтов. Исследователи Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг признают, что конфликт не только несет деструктивные последствия, но и является продуктивным механизмом развития общества. Они считают, что социальный конфликт вездесущ, он является результатом конкуренции, но его можно преодолевать. Вся история человечества, по мнению Р. Дарендорфа, это череда противостояний, из которых общество всегда выходит другим.

На сегодняшний день в социологии сосуществуют два основных подхода в изучении конфликта: первый исследует его структуру и виды, второй сосредоточен на поиске путей избегания противостояний и изучает сферу мира и согласия.

Виды

Многообразие причин возникновения конфликтов приводит к появлению большого количества классификаций этого явления. Традиционно исследователи выделяют такие основания для типологизации и типы социальных конфликтов:

  • По сферам протекания. Определение области развития описываемого явления позволяет выделить социально-психологический конфликт, социально-политический, социально-экономический и национально-этнический.
  • По длительности. В этом случае выделяются краткосрочные и длительные конфликты.
  • По периодичности: разовые и повторяющиеся.
  • По влиянию на развитие общества: прогрессивные и регрессивные.
  • По типу отношений. Выделяют конфликты между социальными группами - межгрупповой и внутригрупповой, между народами - межэтнический, между государствами - межгосударственный, между государственными коалициями - глобальный.
  • По интенсивности протекания. Выделяют острые, затяжные, скрытые или латентные конфликты.

Наибольший интерес для исследователей представляет изучение конфликтов, протекающих в различных сферах, так как каждая из них порождает особый тип противостояния.

Общественность и социально-политические конфликты

Политическая сфера нередко провоцирует социальные конфликты в обществе. Традиционно данные разновидности противостояний связаны с тем, что власть часто вмешивается в другие сферы жизни людей, властные структуры могут выступать в роли посредника между различными группировками с целью нивелирования конфликта.

Выделяют такие разновидности противостояний в политической сфере:

  • Между ветвями власти. Между противоборствующими группировками порой возникают конфликтные ситуации из-за борьбы за обладание властью.
  • Между институтами власти. Правительство, парламенты, сенат нередко вступают в противоречия между собой, это порой приводит к отставке высших лиц в правительстве или роспуску парламента, но чаще конфликты сглаживаются, чтобы потом возникнуть вновь.
  • Между партиями и политическими движениями. Борьба за избирателей, за возможность сформировать правительство всегда приводит к острой конкуренции между партиями.
  • Между звеньями исполнительной власти. Нередко возникает конфликт интересов между отдельными структурными подразделениями власти, что также провоцирует противостояние.

Общественность не всегда является участником таких конфликтов, чаще ей отводится лишь роль наблюдателя. Но в правовых государствах люди имеют возможность влиять на разрешение спорной ситуации.

Экономические конфликты

Сфера производства, предпринимательства и финансов - одна из самых конфликтных. Здесь конкуренция не только не скрывается, но даже культивируется, а это всегда прямой путь к противостояниям. Социально-экономические конфликты нередко протекают в области столкновения систем благосостояния и труда.

Неравномерное распределение доходов - всегда источник социального напряжения и в потенциале конфликта. Также экономические конфликты могут существовать по линии трудовых коллективов, профсоюзов и правительства. Представители трудящихся могут вступать в противостояние с правительством при несправедливом законодательстве. Так, в начале 20 века такие конфликты привели к повсеместному установлению 8-часового рабочего дня. Но чаще всего споры возникают между различными экономическими субъектами. Они могут защищать свое имущество, права на ведение бизнеса, на охват новых сегментов рынка. Столкновение имущественных и коммерческих интересов может вызывать конфликты, которые разрешаются в законном порядке или переводятся на межличностный уровень.

Функции

По своим последствиям конфликт социальный может быть деструктивным или конструктивным. Он способен принести пользу обществу или оказать на него разрушительное воздействие. К конструктивным функциям социального конфликта относят:

  • Функцию развития. Еще К. Маркс писал, что в результате конфликтов общество осуществляет эволюционное развитие.
  • Функцию разрядки. Конфликтная ситуация позволяет сторонам высказать свои претензии и сбросить напряжение, это помогает позже найти рациональные конструктивные решения проблемы.
  • Функцию установления равновесия. Конфликты способствуют достижению баланса между различными группами.
  • Аксиологическую функцию. Конфликты способствуют переоценке существующих и установлению новых норм и ценностей.
  • Интегративную функцию. В ходе конфликта группы людей могут выразить свои мнения, найти единомышленников и объединиться с ними.

К деструктивным функциям относят:

  • снижение сотрудничества между социальными общностями;
  • усиление враждебности в обществе;
  • неудовлетворенность населения жизнью;
  • эскалация враждебности, которая может приводить к открытым столкновениям.

Структура социального конфликта

Любой конфликт обязательно имеет две противоборствующие стороны, которые представляют разные интересы. Конфликты социальных групп традиционно имеют следующую структуру:

  • Участники. Это две и более социальные группы, каждая из которых имеет свои взгляды и интересы. Они могут быть прямыми и косвенными, в разной степени заинтересованными в исходе противостояния.
  • Предмет. Основной вопрос, который и вызывает спор.
  • Объект. У любого конфликта есть объект, которым может быть собственность, власть, ресурсы, духовные завоевания: нормы, идеи, ценности.
  • Среда. Обычно выделяют макро- и микросреду социального конфликта. Это весь контекст, в котором формируется и протекает противостояние, сюда относятся окружающие участников социальные группы и институты, стратегии и тактики их поведения, интересы и ожидания.

Стадии протекания

В любом противостоянии обычно выделяют три стадии, не составляет исключение и развитие социальных конфликтов. Первая ступень - предконфликтная. Напряжение и накопление противоречий нарастают постепенно, обычно сначала возникают незначительные трения и разногласия, которые постепенно нагнетаются и обостряются. На этом этапе стороны взвешивают свои ресурсы, оценивают возможные последствия открытой конфронтации. Происходит аккумуляция сил, консолидация сторонников, выработка стратегии поведения. Данная стадия может длиться очень долго и протекать в приглушенном виде.

Вторая ступень - собственно конфликт. Обычно спусковым механизмом этого этапа является какое-то действие, после чего стороны переходят к открытому наступлению. Выделяют эмоциональное и рациональное ведение конфликта.

Третья ступень - разрешение конфликта. На этом этапе происходят события, которые должны закончиться завершением противостояния. Решение возможно лишь при изменении проблемной ситуации, иначе спор переходит в затяжную форму и погасить его становится все сложнее.

Методы разрешения конфликтов

Существует несколько методов, которые приводят к завершению противостояния и решению проблемы. Среди основных выделяют компромисс. В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение решения, которое устраивает всех. При этом каждый идет на определенные уступки и находится некое третье положение, с которым соглашаются конфликтующие.

Консенсус - еще один метод разрешения конфликта, который заключается в ведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены достигнутым.

Реставрация - метод решения, который предполагает возвращение на позиции, имевшиеся у сторон до вступления в конфликт.

· Субъективные причины социальных конфликтов могут заключаться в:

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  • 1)Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  • 2) Различные ценностные ориентиры. Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель - удовлетворение собственных потребностей - у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  • 3) Социальные и экономические причины. Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  • 4) Прочие причины: различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями задает противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами; 2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях); 3) в борьбе между этническими группами в обществе; 4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин; 5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:

  • 1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
  • 2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе хорошо - плохо и заслуживает доверия - не заслуживает доверия);
  • 3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.);
  • 4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
  • 5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
  • 6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).
  • 7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон)

Типология конфликтов

Факторы межэтнических региональных конфликтов

Условия и факторы социального конфликта

Условия и факторы конфликтов

Источники конфликтов

Причины социального конфликта

Причины и источники социального конфликта

Детерминанты и типология социальных конфликтов

Вопросы для обсуждения

1. Что такое конфликт и какова его структура?

2. Какие элементы структуры конфликта являются объективными, какие субъективными?

3. Каковы основные подходы к пониманию динамики конфликта?

4. В чем сущность латентного периода в динамике конфликта?

5. Докажите, что конфликт - это многомерное динамическое явление.

6. Изобразите графически структуру конфликта, динамику конфликта.

В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

Причины конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие группы причин:

1) социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

2) социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

3) социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;



4) индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, мотивы и др.

Среди наиболее общих причин социальных конфликтов можно выделить:

Разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

Неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

Разлад между ожиданиями и поступками людей;

Недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

Недостаток и некачественность информации;

Несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п.

Остановимся на причинах конфликтов, детерминированных трудовым процессом. Ведь для многих трудовых коллективов они являются ведущим источником возникновения конфликтогенных ситуаций.

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта . Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «общение». На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также совокупность групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с ними, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, вероятность подвергнуться критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие «опасения», возможно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.