На улице лето и вокруг полно насекомых, как весьма безвредных, так и очень опасных. Безусловно, мы — взрослые, способны справиться со страхом перед букашками, но вот маленькому ребенку это не под силу. Сегодня мы поговорим о том, что же делать, если ваш малыш боится насекомых и как справиться с этой фобией.

Осмотрительность по отношению к насекомых была неслучайна, поскольку именно она и помогла нашим предкам продолжить свое существование. Сегодня укусы многих насекомых, а также инфекции, которые они передают при этом, не представляют особой угрозы для человека. Однако всем нам известны случаи, когда укус совсем маленького летающего и ползающего существа мог привести к летальному исходу. Таракан вызывает у нас чувство омерзения, а мух, клопов и блох мы связываем с грязью, различными болезнями и продуктами, у которых закончился срок хранения.

Каковы же причины энтомофобии?

Почему же малыши так боятся насекомых? В чем причина? А может быть в этом виноваты сами родители? Подумайте и постарайтесь вспомнить, не демонстрировали ли вы особой неприязни к насекомых при ребенке. В большинстве случаев карапузы заимствуют свои страхи у взрослых. И если ребенок увидел, как мама громко закричала, увидев небольшую гусеницу, то и он, столкнувшись с этим существом, будет реагировать точно так же. Ведь если мама — такая большая и сильная испытывает страх перед этим странным насекомым, значит есть чего боятся и самому малышу. И не удивляйтесь этому! И чтобы не «заразить» своего малыша такой фобией, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Насекомые-приспособленцы

Общеизвестно, что некоторые насекомые являются приспособленцами, которые живут за счет человека. Бабочка может и сама по себе, а вот тараканы или комары пользуются нами.

«А, таракан, бей его» — вполне естественная реакция любого человека. Безусловно, таракану не рады ни в одном доме. Увидев это «чудовище», хочется взять тапочек или газету и прихлопнуть его. Но при этом не стоит громко кричать. А еще лучше заниматься расправой с этим насекомых без ребенка. Это же ведь убийство живого существа, пусть даже и вредителя. Ребенку не следует это видеть. Сохраняйте спокойствие, не выпускайте наружу свои эмоции и не показывайте свое враждебное отношение малышу.

Как помочь малышу побороть страх перед насекомыми?

1. Разъясните ребенку, что не каждое насекомое опасно. Зачастую малыши до пяти лет с интересом наблюдают за насекомыми и относятся к ним довольно дружелюбно. Он просто изучает их, таким образом пытаясь познать окружающий его мир. Фобия возникает ближе к пятилетнему возрасту и сопровождается другими, схожими с ней страхами. В действительности энтомофобия совсем и не глупый страх. Ведь многие насекомые могут и укусить. В итоге место укуса может чесаться, набухать, краснеть — это в лучшем случае. Все это доставляет дискомфорт ребенку. А некоторые представители фауны могут быть очень опасны. Поэтому не стоит восторгаться тем, что ребенок берет в руки все, что жужжит, ползает или летает. Лучше покажите ребенку, какие насекомых безвредны, а каких необходимо обходить стороной. Приобретите яркую энциклопедию с картинками и расскажите карапузу о каждом насекомом.

2. Сказочные букашки. Дети очень любят сказки, они могут все вечера напролет слушать о путешествиях забавных героев. Чтобы избавить ребенка от страха перед насекомыми, поищите сказки, стишки и мультики о веселых и добрых комариках, бабочках и червячках. Вот увидите, ребенку очень понравится и

скором времени он не будет шарахаться от пролетающей мухи или мотылька.

3. Материализуем фобию. Психологи утверждают, что страх можно победить, материализовав его. Детки, которые боятся монстров, появляющихся у них во сне, специалисты предлагают нарисовать их. На рисунке он получается не такой уж и страшный и фобия исчезает сама собой. Попросите ребенка нарисовать насекомых, при виде которых он испытывает страх. Также можно вылепить их из пластилина. Рисунки и фигурки получатся забавными, особенно если у них будут добрые глаза и большие улыбки. Используйте для этого разноцветные карандаши и пластилин, и творчество превратит ужасных насекомых в милых и безобидных букашек и паучков. Предложите ребенку придумать им имена и веселые истории. А фигурками можно даже поиграть, сделав для них настоящий домик. Поверьте, эти способы позволят вашему ребенка забыть об ужасе, который вселяли в него эти безобидные существа. Желаем вам успехов в борьбе с энтомофобией!

Насекомые непредсказуемы: они быстро двигаются, они летают, они могут больно укусить. Часто их боятся даже взрослые. Сказывается глубинное подсознание людей, что насекомых нужно опасаться, ведь многие из них действительно опасны. Все предпосылки для этого есть.

Способ работы с этими страхами такой: сделать ситуацию максимально предсказуемой, дать ребенку способы защищаться, дать другие способы реагирования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Сделать ситуацию предсказуемой можно, разговаривая с ребенком о волнующей теме. Можно посмотреть фильм о насекомых, можно почитать о них в книге. Обязательно вместе. Фильм и книга дают информацию, которая снижает страх и тревогу. При этом на руках у мамы или в обнимку с папой малыш чувствует себя в безопасности. Можно рассмотреть вместе с ребенком пугающее насекомое. В папиных руках оно потеряет все свои страшные качества. Разглядывая, обязательно обратите внимание ребенка на то, какое насекомое маленькое, а ребенок по сравнению с ним большой.

Научить ребенка способам защиты - значит придумать вместе, как можно победить насекомое. Например, взять с собой водяной пистолет и при. приближении мухи стрелять в нее водой. Или при виде пчелы научить ребенка быстро от нее убегать.

На самом деле любой способ годится, так как дает ребенку ощущение, что он сможет справиться с ситуацией.

Ознакомить с другими способами реагирования, а не только бояться и плакать. Например, можно громко покричать и испугать насекомое. Можно отбежать на безопасное расстояние. Можно сделать насекомое своим другом.
Вот как поступил со страхом своего трехлетнего сына один папа. Его сынишка боялся шмелей. Когда он их видел, то принимался громко кричать, убегал, глаза были полны ужаса. Папа пошел с сыном в лес и, увидев шмеля первым, закричал: «О, это же наш знакомый шмель! Он к нам уже прилетал! Как же мы его назовем?» На что сын ответил: «Миша!» Папа сказал: «Миша, привет». И рассказал сыну, что этот шмель будет показывать теперь дорогу, чтобы они не заблудились. Дальше они продолжали гулять в лесу и, увидев другого шмеля, мальчик радостно закричал: «О, смотри, это Миша! Он к нам опять прилетел!» И улыбнулся.

В примере видно, что папа сделал ситуацию предсказуемой - он первый увидел шмеля и предупредил мальчика об этом, сказал, что это знакомый шмель. Знакомые - это категория безопасная. Второе, что он сделал, - предложил дать имя шмелю. Это сделало насекомое не безликим, а конкретным существом. Еще папа описал его как хорошего, помогающего. Таким образом, страху не осталось места.

Имеется несколько определений волевого усилия. К. К. Платонов определяет его как переживание усилия, являющееся обязательным субъективным компонентом волевого действия, Б.Н. Смирнов поимает волевое усилие как сознательное напряжение психических и физических возможностей, мобилизующих и организующих состояние и деятельность человека ради преодоления препятствий.

Можно выделить ряд признаков, характеризующих волевое усилие:

1) ощущение внутреннего напряжения;

4) вегетативные проявления, в том числе и видимые (вздутие кровеносных сосудов, потовыделение на лбу и на ладонях, покраснение лица или, наоборот, выраженная бледность).

Чтобы понять сущность волевого усилия , необходимо уяснить, для чего оно нужно, каковы его функции. В.А. Иванников считает, что оно нужно для усиления побуждения в случае возникновения препятствий, трудностей на пути достижения цели, т.е. для увеличения энергии. В.И. Селиванов (1975) считает, что волевое усилие мобилизует психическую энергию, чтобы преодолеть противоборствующие тенденции и осуществить преднамеренное действие. По В.К. Калину волевое усилие обеспечивает мобилизацию возможностей человека.

Волевое усилие характеризуется следующими особенностями.

1. Интенсивность и длительность усилия, которые характеризую проявляемую тем или иным человеком "силу воли".

2. Лабильность (подвижность) волевого усилия. Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека, когда нужно - напрячь внимание, а когда можно - ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц.

3. Направленность волевого усилия, проявляющаяся в функциях активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени. В одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом - сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем - тормозит реакции.

Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. К средствам стимуляции волевых усилий относят самоободрение, самоодобрение, самоприказ. Самоободрение способствует повышению эмоционального тонуса посредством прямых призывов и указаний) или косвенно - путем вызывания ободряющих мыслей и представлений, связанных с умалением трудности задачи, с будущим успехом, удовольствием, радостью. При самоубеждении используются логические рассуждения и доказательства достаточности своих возможностей для решения поставленной задачи и отсутствия веских оснований для сомнений относительно собственной готовности. Самоприказ применяется обычно тогда, когда другие виды самовоздействия не могут обеспечить волевого поведения и человек в императивной форме дает указание самому себе о безотлагательном действии.

Виды волевых усилий.

Волевое усилие может быть не только физическим , направленным на мобилизацию физических сил для преодоления препятствий, и интеллектуальным , направленным на мобилизацию интеллектуальных возможностей. Интеллектуальные волевые усилия, например, необходимы человеку для того, чтобы вычитываться в сложный текст, пытаясь понять, заложенную в нем мысль.

П.А. Рудик (1967) в зависимости от природы преодолеваемого препятствия выделяет следующие виды волевых усилий.

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.

Данный список может быть дополнен и другими видами волевых усилий, так как он не исчерпывает все возможные виды препятствий, преодоление которых требует участия воли.

Б.Н. Смирнов выделяет мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.п.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий. Их основное назначение состоит в оптимизации психического состояния, координации движений и действий, экономном расходованим сил. Они реализуются с помощью таких приемов психической саморегуляции, как произвольное направление внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями, противодействие отвлекающим внимание факторам, идеомоторная подготовка, контроль за расслаблением мышц, регуляция дыхания, наблюдение за соперником, решение тактических задач и т.д.

Лекция 17. Волевые свойства личности, структура волевых качеств.

Понятие о волевых качествах личности.

Необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления и волевые качества как свойства личности. Ситуативные проявления воли выступают как характеристики данного волевого поступка, или волевого поведения (ситуативное проявление «силы воли») и (т. е. как устойчивое специфичное проявление «силы воли» в схожих, однотипных ситуациях).

Е.П. Ильин считает, что волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Он рассматривает волевые качества как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента рассматриваются задатки (в частности, типологические особенности свойств нервной системы), а в качестве приобретенного компонента - опыт человека: его знания и умения, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять

Структура волевых качеств.

Каждое волевое качество имеет горизонтальную и вертикальную структуру.

Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру. Например, высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации - и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма (И. П. Петяйкин, 1975). Высокая степень терпеливости имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервной системой (М. Н. Ильина, 1986).

Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру, состоящую из трех слоев. 1. Природные задатки, которыми являются нейродинамические особенности. 2. Волевое усилие . 3. Мотивационная сфера личности , которая инициирует и стимулирует волевое усилие. Указанные слои имеют разное значение в разных волевых качествах. Например, вертикальная структура терпеливости в большей степени определяется природными задатками, а настойчивость - мотивацией, в частности, потребностью достижения.

Степень выраженности каждого волевого качества зависит во многом от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении.

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами - мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо:
Ум, он не только лишь ум,
Но характера свойство,
Сила характера и беспокойство.
Воля не существует сама,
Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения. «Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля - это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли - калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума. Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля - чудовищная, насильственно обрученная чета», - изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум - вечное правило для руководства волей» - эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:
- интернальный (внутренний) локус контроля - склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;
- экстернальный (внешний) локус контроля - склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу» , обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску - характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:
- мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);
- мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь - дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы - силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К. М. Гуревич ; П. А. Рудик ), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации
понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «...Анализ показывает, - писал он, - что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» . Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства. По этому поводу авторы писали: «...если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального
владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» .

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов. Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск [курсив мой. - Е. И.], чтобы добиться успеха» .

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности
в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями. Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления - мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

А. И. Высоцкий, изучая проявление упорства (называемого им «настойчивостью»), выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Причем у разных испытуемых эти причины были различны. И тогда возникают вопросы, на которые автор, к сожалению, не дал ответа. Одинакова ли побудительная сила этих причин? Постоянно ли проявляется действие этих причин при решении трудных задач? Что побуждает испытуемых проявлять силу воли: мотив стремления к успеху (мотив достижения) как постоянная характеристика личности или ситуативный фактор - азарт соревнования с другими испытуемыми? А отсюда возникает главный вопрос - насколько характеристики данного волевого поведения зависели от волевого качества упорства? Для того чтобы это выяснить, требовалось уравнять влияние всех ситуативных факторов, а также измерить проявление упорства у одного и того же испытуемого несколько раз и в разных ситуациях.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности,
содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» - невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» . В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование - волю - пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга... Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» .

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем. Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность - силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить
к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А. Крутецкого , волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности
называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» .

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н. Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях,
обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем , который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду - не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия. С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других - что это способность человека, в третьих - что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества - это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям - и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин ). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности - типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и
от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

  • Розвиток психіки у філогенезі Леонтьев а.Н. Очерк развития психики
  • Розвиток психіки в онтогенезі Костюк г.С. Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики
  • Леонтьев а.Н. Биологическое и социальное в психике человека
  • Гудонис в., Радзявичене л., Йодрайтис а. Психосоциальное развитие воспитанников дома ребенка (о биологических, социальных и психологических факторах)18
  • Содержание эксперимента
  • Распределение исследуемых по фактору риска развития
  • Распределение исследуемых по возрасту зрелости плода
  • Распределение исследуемых по весу новорожденного
  • Социальные факторы риска развития в группе исследуемых
  • Изменение психомоторного развития экспериментальной и контрольной групп
  • Связь социального развития с другими сферами психомоторного развития
  • Крутецкий в.А. Условия и движущие силы психического развития
  • Выготский л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте
  • Выготский л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития
  • Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
  • Розділ 2. Психічні процеси
  • Пізнавальні психічні процеси
  • Відчуття та сприймання
  • Ананьв б.Г.[ощущение. Восприятие]
  • Шеварев п.А. Иссдедования в области восприятия
  • Выготский л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте
  • Костюк г.С. [Розвиток і виховання відчуття та сприймання у дітей]
  • Рубинштейн с.Л. Память
  • Зинченко п.И. Вопросы психологии памяти
  • Линдсей п., Норманн д. [системы памяти. Виды памяти]
  • Выготский л.С. Память и ее развитие в детском возрасте
  • Заика е.В., Баженова е.В, Баженов а.С. Применение методики заучивания 10 слов в клинической психологии
  • Костюк г.С. [розвиток і виховання пам’яті у дітей]
  • Уявлення Рубинштейн с.Л. [представления]
  • Маклаков а.Г. Представления
  • Мислення Глуханюк н.С., Дьяченко е.В., Семенова с.Л. Мышление: основные понятия и положения
  • Тихомиров о.К. Виды мышления
  • Выготский л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте
  • Талызина н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления
  • Костюк г.С. [розвиток мислення у дітей]
  • Хохліна о.П. [розумові якості та іх формування (на матеріалі трудового навчання учнів з вадами інтелекту)]
  • Мова та мовлення Леонтьев а.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года)
  • Леонтьев а.А. Речевая деятельность
  • Рубинштейн с. Л. Речь и общение. Функции речи
  • Ушакова т.Н. Проблема психологии речи в трудах а. Н. Леонтьева
  • Костюк г.С. Розвиток мовлення у дітей
  • Уява Брушлинский а. В. Воображение и познание
  • Дубровина и.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения
  • Выготский л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте
  • Костюк г.С. [розвиток та виховання уяви у дітей]
  • Формування пізнавальної сфери психіки Хохліна о.П. [формування пізнавальної діяльності у дошкільника]
  • Хохліна о.П. [розвиток пізнавальної сфери психіки дитини в процесі підготовки до школи]
  • Глуханюк н.С., Дьяченко е.В., Семенова с.Л. [рекомендации по развитию познавательной сферы]
  • Увага. Воля Добрынин н.Ф. Основные вопросы психологии внимания
  • Платонов к.К. Внимание
  • Страхов и.В. О психологической структуре внимания
  • Пальм г.А. Класичні теорії уваги
  • Пуни а.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте
  • Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния
  • Иванников в. А. Критерии воли
  • Немов р.С. Теории воли
  • Костюк г.С. [розвиток та виховання уваги та волі в дітей]
  • Емоційна сфера психіки Леонтьев а.Н. Эмоциональные процессы
  • Рубинштейн с.Л. Различные виды эмоциональных переживаний
  • Васильев н.А. Место и роль эмоций в психологической системе
  • Немов р.С. Психологические теории эмоций
  • Костюк г.С. [Розвиток і виховання емоцій у дітей]
  • Розділ 3. Особистість суть та детермінанти формування особистості Леонтьев а.Н. Индивид и личность
  • Логинова н.А. [индивид, личность, субъект]
  • Сайко э.В. Индивид, субъект, личность, индивидуальность в дифференцированной представленности и интегральном определении человека
  • Маркин в. Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (Психолого-акмеологический анализ)
  • Платонов к.К. Сущность личности
  • Максименко с.Д. Поняття особистості в психології
  • Фельдштейн д.И. [социализаия и индивидуализация как детерминанты становления личности]
  • Хохліна о.П. [суть та детермінанти становлення особистості]
  • Структура та теорії особистості Платонов к.К. [структура личности]
  • Ковалев а.Г. Психологическая структура личности
  • Максименко с.Д., Мул с.А. Структура особистості: теоретико-методологічний аспект
  • Максименко с.Д., Максименко к.С., Папуча м.В. Теорії особистості37
  • Рибалка в.В. Психологічна структура особистості
  • Психологічна структура особистості (четвертий рівень узагальнення- конкретизації)
  • Самосвідомість Павлова е.Д. [сознание]
  • Хохліна о.П. [до проблеми суті свідомості]
  • Чамата п. Р. Зміст і основні форми прояву самосвідомості
  • Сидоров к.Р. Самооценка в психологии
  • Бех і.Д. [особистісна рефлексія]
  • Спрямованість особистості Рубинштейн с.Л. Направленность личности
  • Ломов б.Ф. Направленность личности
  • Лишин о.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии
  • Платонов к.К. Потребности
  • Иванников в.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности
  • Алексєєва м.І. [поняття про мотиви навчальної діяльності учнів. Види мотивів]
  • Третьякова г.А. О психологической сущности ценностных ориентаций личности
  • Шкіренко о.В. Психологічний зміст особистісних і духовних цінностей студента
  • Костюк г.С. Розвиток мотивів і цілей діяльності у дітей
  • Здібності Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
  • Рубинштейн с.Л. Общая одаренность и специальные способности
  • Теплов б.М. Способности и одаренность
  • Ямницький в.М. Феномен "здібності" у психологічній спадщині г.С.Костюка
  • Хохліна о.П. Мета освіти в контексті теорії формування загальних і спеціальних здібностей
  • Костюк г.С. Здібност1 та IX розвиток у д1тей
  • Характер Гріньова о.М. Проблема характеру в українській та зарубіжній психології (теоретичний аналіз)
  • Глуханюк н.С. Дьяченко е.В., Семенова с.Л. Понятие об акцентуациях характера
  • Леонгард к. Акцентуированные личности
  • Костюк г.С. [формування характеру]
  • Темперамент Небылицын в.Д. Темперамент
  • Хохліна о.П. [індивідуальний спосіб (стиль) діяльності]
  • Хохліна о.П. [Формування індивідуального способу (стилю) діяльності]
  • Становлення особистості Гонтаровська н.Б. Розвиток особистості в психолого-педагогічному контексті
  • Хохліна о.П. [суть та ефекти соціалізації на різних її етапах у контексті особистісного підходу]
  • Добрович а.Б. Что значит «исполнять роли»?
  • Хохліна о.П. [суть особистісних властивостей та їх формування]
  • Розділ 4. Діяльність. Спілкування Суть та структура діяльності. Формування діяльності Леонтьев а.Н. Общее понятие о деятельности
  • Ломов б.Ф. Проблема деятельности в психологии [Суть, структура, формирование]
  • Платонов к.К. [сущность деятельности. Формирование действий ]
  • Костюк г.С. Уміння й навички
  • Хохліна о.П. Загальна психологічна характеристика людської діяльності
  • Хохліна о.П. Формування діяльності
  • Провідний вид діяльності Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребенка [Ведущий вид деятельности]
  • Леонтьев а.Н. Психологические основы дошкольной игры
  • Давыдов в.В. Содержание и строение учебной деятельности
  • Хохліна о.П. [Психологічна характеристика діяльності учіння]
  • Рубинштейн с.Л. Труд
  • Рибалка в.В. Психологічна характеристика трудової діяльності та професії
  • Спілкування Ломов б.Ф. Проблема общения в психологии
  • Характеристика темпераменту
  • Структура діяльності
  • Термінологічний словник
  • Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния

    Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 13 – 21

    Человек способен преднамеренно распоряжаться своими энергетическими ресурсами, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. При встрече с трудностями это происходит с помощью волевых усилий.Волевое усилие проявля­ется каждый раз, когда субъект обнаруживает недостаток энергии, необходимой для достижения цели, сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою ак­тивность в соответствие с встречающимися препятствиями, которые надо преод­олеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты указы­вают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека.

    Наука отвергает примитивное представление о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой «регуляции» неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.

    Развитая воля предполагает экономное расходование нервнопсихической энер­гии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но при необходимости - и на их ослабление или замедление. Именно волевой человек может отключиться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время отдыхать или спать, тогда как слабовольный не умеет бороть­ся со своей пассивностью и со своим психическим перенапряжением.

    Но не всякое усилие человека является волевым. Следует различать предна­меренное и непреднамеренное усилия. Волевое усилие - это лишь преднамерен­ное усилие, когда субъект ясно сознает действия, видит трудности, которые препятствуют достижению этой цели, намеренно борется с ними, сознательно вызывая необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса дея­тельности (усиление - ослабление, ускорение - замедление и т. д.).

    Непреднамеренное усилие может быть первичным (безусловно-рефлекторным) и вторичным (привычным, но малоосознанным, которое формируется у че­ловека при повторении преднамеренного, т. е. волевого, усилия). Когда человек усваивает тот или иной навык, то на первых упражнениях он держит под воле­вым контролем все операции. Волевые усилия при этом находят выражение и во внешних реакциях - в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. По мере автоматизации навыка волевое усилие как бы свертывается и кодируется. И тогда человеку уже достаточно только одного сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, в виде мелькнувших в голове слов «это» или «надо» или даже междометия, чтобы что-то изменить в работе. При ре­шении привычной задачи трудность может оказаться больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения. В этом случае возникает созна­тельная мобилизация активности, т. е. переход малоосознаваемых (вторичных) усилий в осознаваемые, волевые.

    Без мотивации нет ни одного действия. С увеличением значимости и силы мотива возрастает возможность личности в мобилизации волевых усилий. Но эти понятия не следует отождествлять. Сила тех или иных мотивов чаще создает лишь общее напряжение, вызванное неудовлетворением той или иной потребности. Обнаруживается это и вне деятельности в форме, например, смутного беспокойства, тревоги, эмоций страдания и др. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной" регуляции поведения и деятельности, при выборе цели, принятии решения, планировании, самом исполнении. О волевом усилии мы скажем: это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях.

    Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психологи часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.

    Волевое действие, его структура. Основной формой проявления активнос­ти человека является его трудовая деятельность. В структуре трудовой и всякой иной деятельности выделяются отдельные ее «единицы» - действия.

    Действие - это законченная во времени и пространстве совокупность движений и умственных операций, объединенных единой сознательно поставленной целью. Человек изготовляет вещь, сажает дерево, решает алгебраическую задачу - все это действия, в которых наглядно представлена взаимосвязь психического и материального, регуляция сознанием процесса деятельности. Действия могут быть индивидуальные и коллективные, по собственному почину и по заданию других людей. Наряду с термином «действие» в психологии употребляют и термин «поступок».

    Поступком обычно называют действие, в котором выражено осознанное отношение человека к другим людям, обществу, требующее моральной или юридической оценки.

    Как мы видели, не все действия относятся к волевым. Критерием отнесения одних действий к неволевым, а других - к волевым является не отсутствие или наличие сознаваемой цели, а отсутствие или наличие сознательной борьбы человека с трудностями на пути достижения цели. В импульсивных или давно заученных, стереотипных действиях нет этой борьбы с трудностями. Человека, у которого часто наблюдаются импульсивные или аффективные действия, справедливо называют слабовольным. Назовут слабовольным и того, кто «завяз» в рутине привычных действий и уже не способен к инициативе и творчеству.

    Возникновение мотива к действию, осознание его, «борьба» мотивов, поста­новка цели и принятие решения - содержание первой стадии волевого процесса. Вторая стадия - это выбор средств достижения цели, планирование определившихся возможных путей реализации этой цели. Это важное промежуточное звено между постановкой цели и исполнением. Третья стадия - исполнение - включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.

    Все стадии волевого процесса взаимосвязаны. Мотив и цель так или иначе представлены в сознании человека на всем протяжении действия, волевое усилие является необходимым компонентом всех трех стадий волевого действия.

    При выполнении задания формирование собственной цели действия индивида опосредствовано уже готовой целью, привносимой извне в виде требования, указания, рекомендации, приказа и т. д.

    Система заданий приучает человека еще в детстве к волевому регулированию своего поведения. Постановка цели в инициативном действии формируется не самопроизвольно, а под воздействием обучения этому в заданных действиях.

    Инициативное волевое действие всегда является избирательным актом. Это и вносит в первую стадию этих действий - постановку цели - свою специфику. Человек теперь уже должен не только осознавать следствия возможных своих действий, но осознавать и оценивать мотивы: побуждают ли они личность к активности в аспекте ведущих ее потребностей и устремлений или, напротив, подрывают их. Оценочная функция разума при действиях по заданию в какой-то степени еще может быть переложена на руководителя. При инициативном же действии человек должен от начала до конца все решать сам. Постановка цели в таких действиях сопряжена с большими внутренними трудностями, колебаниями и конфликтами между мотивами. В процессе перехода желания в категорическое хотение и намерение «буду делать это» происходит напряженная работа созна­ния по оценке и отбору побуждений.

    Протекает ли процесс постановки цели без противоречий или при наличии борьбы мотивов, заканчивается он принятием решения. При положительном решении волевое действие развивается дальше и человек от постановки цели переходит ко второй стадии - к мысленному планированию исполнения.

    Мысленное планирование всегда является раскрытием цели в конкретной совокупности знаний всех тех условий, которые обеспечивают ее реализацию в самом процессе деятельности. Это в равной мере относится ко всякому действию и поступку человека. Если ситуация хорошо известна, то обычно не возникает и никакого особого плана выполнения. Все привычные действия (умываться, по­завтракать, сходить за покупками) совершаются по одному лишь побуждению, только в силу того, что условия для этих действий всегда налицо, а план их выполнения давно заучен, следовательно, необходимость в новом плане исчезает. Но как только эти условия изменяются, сразу же появляется настоятельная потребность в плане.

    В объективной действительности заложены различные возможности для выполнения одного и того же действия. С ними связаны разнообразные варианты плана выполнения. Эти варианты могут вступать в противоречие между собой. В процессе этой внутренней «борьбы» вырабатывается тот окончательный план, по которому мы и действуем. При планировании коллективного действия творческое, критическое обсуждение происходит гласно. В результате коллективной работы принимается план, который наиболее полно отвечает задаче и возможностям ее решения.

    Планирование в сложных действиях - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Так, для того чтобы: 1) обдумать тот или иной план действия, необходимы волевой импульс и усилие; 2) выбрать из нескольких вариантов плана один, надо обнаружить решительность и применить усилие; 3) предотвратить поспешное принятие плана, следует проявить выдержку (равным образом необходимы волевые усилия, чтобы прекратить бесплодные колебания и медлительность); 4) не отступить от хорошего плана, нужно проявить упорство, настойчивость и т. д.

    Предвидение - это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения поставленной цели.

    Постановка цели и планирование не даются человеку без борьбы с трудностями. Но на этих предварительных стадиях действия борьба с трудностями только начата. Доведение действия до успешного конца зависит от преодоления трудностей исполнения, какими бы они большими ни были. Нередко мы встречаем таких людей, которые ставят перед собой высокие цели, вырабатывают хорошие планы, но как только дело доходит до преодоления трудностей исполнения, то здесь обнаруживается их полная несостоятельность. Таких людей справедливо называют слабовольными. По умению преодолевать трудности, по исполнению намеченной цели судят о степени развития воли. Именно поэтому в характери­стику воли в качестве главного признака входит умение человека преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

    Исполнение может выражаться не только в форме внешних активных поступ­ков человека, но и в форме задержки, торможения ненужных, противоречащих цепи движений. Во многих случаях исполнение в сложном волевом акте может быть выражено в форме внешнего бездействия. Нужно различать поступки ак­тивного действия и поступки воздержания от действия. Нередко торможение, за­держка действий и движений требуют от человека большего напряжения воли, чем опасное активное действие. Следовательно, волевого человека характери­зует не только действие, активно преодолевающее внешнее препятствие, но и выдержка, активно преодолевающая во имя цели внутренние препятствия, за­держивающая ненужные или вредные мысли, чувства и движения. Задача вос­питания воли и заключается в том, чтобы научить человека управлять собой в любых условиях, не терять контроля над своим поведением.

    Волевые процессы. Для того чтобы хорошо выполнять работу, нужно точно воспринимать и оценивать информацию, быть внимательным, мыслить, запоми­нать, припоминать и т. д.

    Все психические процессы делятся на две группы - непроизвольные и произвольные. Когда требуется не просто смотреть или слушать, а всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше понять и запомнить конкретную информацию, то во всех подобных случаях мы вынуждены мобилизовать волевые усилия, ина­че успеха не добиться. Оператор на производстве не может полагаться толь­ко на свои знания и навыки, он должен быть предельно внимательным, чтобы правильно опознавать сигналы контрольных и измерительных приборов, сво­евременно и быстро определять причины повреждений, принимать решения по устранению неисправностей и др. Те психические процессы, которые осущест­вляются не только осознанно, но с достаточно выраженными усилиями личнос­ти, называются волевыми процессами.

    Разумеется, что и сложная работа не выполняется без участия непроизволь­ных, неволевых процессов. Известно, что произвольное внимание является од­ной из наиболее утомляющихся психических функций. Оберегающий режим для внимания создается различными путями, в том числе интересом и внешними раздражителями, переключающими его без ущерба для дела на непроизволь­ное внимание. Но известно и другое: без достаточного развития произвольного, волевого внимания не может быть никакой продуктивной, тем более творческой деятельности.

    Волевые состояния. Это временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникаю­щих трудностей и достижения успеха в деятельности. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересован­ности, решимости и др. В этих состояниях особенно ярко выражена связь воли с эмоциями. Действия и поступки, выполняемые разумно, но с эмоциональным, страстным увлечением, являются наиболее успешными. Но некоторые эмоцио­нальные состояния могут снижать, а то и блокировать волевую активность лично­сти. К ним относятся состояния апатии и чрезмерной психической напряжен­ности (стрессы). Стрессы возникают и в условиях трудовой деятельности (при управлении сложными агрегатами в производстве, преодолении информацион­ных перегрузок в умственной работе и др.). Стимулируют их возникновение такие общие факторы, сопутствующие научно-техническому прогрессу, как ускорение темпа жизни, быстрые перемены в социальных условиях и др.