Внешняя политика СССР во время правления Н.С. Хрущёва во многом определялась, во-первых, холодной войной, во-вторых, личностью первого секретаря ЦК КПСС, который был очень вспыльчивым и горячим человеком. На отношения Советского Союза и стран Восточной Европы, а также Китая очень сильно повлияли внутренние события в СССР, в частности XX съезд КПСС и доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина. Это не понравилось многим социалистическим странам, что привело к некоторым конфликтам во взаимоотношениях СССР и этих стран. Ещё одним аспектом внешней политики Советского Союза была его помощь странам третьего мира. Обо всём этом подробнее вы узнаете из данного урока. На этом уроке не рассматривается западная внешняя политика СССР.

Рис. 2. А.А. Громыко - министр иностранных дел большую часть времени при Н.С. Хрущёве ()

После того как Н.С. Хрущёв пришёл к власти, отношение советских дипломатов к странам Восточной Европы изменилось.

Политика СССР в отношении Восточной Европы была следующей:

1. Восстановление отношений с Югославией в 1954 г. Некоторые разногласия между двумя странами существовали и после восстановления отношений, но больших конфликтов после этого больше между двумя странами не возникало.

2. Увеличение влияния Совета Экономической Взаимопомощи. Страны Восточной Европы получали разнообразную экономическую, социальную поддержку, а также поддержку людскими ресурсами. Кроме того, эти страны стали более свободными, в частности, было ликвидировано Информбюро, из-за которого была ограничена свобода социалистических стран.

3. Получение большей независимости странами Восточной Европы. XX съезд КПСС в отношении внешней политики СССР сделал вывод о том, что возможно избежать мировой войны, а также о том, что возможно мирное сосуществование различных политических систем; признавалось, что к коммунизму можно прийти разным путём.

Тем не менее XX съезд КПСС оказал негативное влияние на отношения Советского Союза и стран Восточной Европы. Так, с одной стороны, доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина помог КПСС в том, что показал, что коммунизм может изменяться и быть более демократичным; с другой стороны, доклад Хрущёва накалил международную атмосферу.

Во-первых, осложнилась международная обстановка. Доклад Хрущёва о разоблачении культа личности И.В. Сталина поставил многих лидеров коммунистических партий Восточной Европы, руководивших по сталинскому принципу, в неловкое положение.

Во-вторых, многие иностранные коммунисты не согласились с резкой критикой Сталина Н.С. Хрущёвым. Например, югославские и китайские коммунисты недолюбливали Сталина, но говорили, что нельзя забывать свою историю. Данный аспект сыграл отрицательную роль во внешнеполитических отношениях СССР со странами Восточной Европы и Китаем.

В-третьих, доклад Хрущёва вызвал подрыв идей коммунизма в странах Восточной Европы. Отрицательные последствия построения коммунизма в Советском Союзе, а именно: культ личности, репрессии, подавление свободы и инакомыслия и т. д. заставили усомниться восточноевропейских коммунистов в правоте своего дела.

Все эти действия привели к кризису в отношениях СССР и других социалистических стран. Ещё в 1953 г., до XX съезда КПСС, в ГДР начались антисоветские выступления немецких рабочих (рис. 3), которые в результате привели к общегерманской забастовке. Эта забастовка была подавлена с помощью советской армии и местной полиции.

Рис. 3. Антисоветское восстание рабочих в ГДР в 1953 г. ()

В 1956 г. в Польше были также серьёзные антисоветские выступления. Н.С. Хрущёв хотел ввести советские войска в Польшу, но польские руководители предупредили его, что в этом случае раздадут оружие народу, и он не решился. Данные волнения были успокоены политическими уступками польского партийного руководства. Дело в том, что польские выступления и внутрипартийную борьбу за власть во многом спровоцировал XX съезд КПСС. В итоге лидером польской коммунистической партии стал В.С. Гомулка (рис. 4). Усмирять волнения в Польшу ездил Н.С. Хрущёв лично, что помогло на определённый период.

Рис. 4. В.С. Гомулка - лидер Польши после внутрипартийной борьбы в 1956 г. ()

Наконец, самые серьёзные события произошли в Венгрии осенью 1956 г. (рис. 5). На смену старому коммунистическому лидеру пришёл новый, И. Надь (рис. 6). После этого в Венгрии начались демократические реформы по советскому образцу. Но очень скоро в Будапеште начались студенческие выступления, а также выступления рабочих. Граждане Венгрии требовали материальных благ и свободы. В итоге венгерское восстание закончилось плохо для СССР. Во-первых, Венгрия пыталась выйти из ОВД. Венгерское правительство заявило о выходе из Организации Варшавского Договора после начала вероломного советского наступления на Будапешт, но уже через несколько дней - после взятия Будапешта - все эти решения были аннулированы. То есть Венгрия вышла из ОВД, но ее сразу же вернули обратно. Во-вторых, коммунистическая партия Венгрии была переименована в социал-демократическую партию. В-третьих, в Венгрии фактически началась Гражданская война. В-четвёртых, советские войска были введены в Будапешт.

Рис. 5. Антисоветское восстание в Венгрии 1956 г. ()

Рис. 6. И. Надь - венгерский лидер, пришедший к власти в ходе восстания 1956 г. ()

Что касается Организации Варшавского Договора, который был заключён в 1955 г., то суть его сводилась к следующему:

1. Проведение совместных военных учений.

2. Расширение экономического сотрудничества.

3. Отказ от диктата и полной централизации власти Советского Союза над странами Восточной Европы.

4. Сохранение индивидуальных особенностей государств (культурная свобода, особенности трудовой деятельности, социальных установок и т. д.).

Первая страна, которую посетил Н.С. Хрущёв, когда пришёл к власти, был Китай. В ходе переговоров советского лидера и китайского лидера М. Цзэдуна (рис. 7) было подписано много разных договоров, в частности, СССР вернул Порт-Артур Китаю. Но проблемы, как оказалось, были впереди.

Рис. 7. Переговоры Н.С. Хрущёва и М. Цзэдуна ()

Китайцы не приняли и были недовольны развенчанием культа личности Сталина и его жёсткой критикой. Кроме того, Китай критиковал Советский Союз за излишнюю бюрократизацию государства. С другой стороны, СССР во время политики «большого скачка» в Китае тоже критиковал его. Более того, М. Цзэдун призывал СССР развязать ядерную войну за мировое господство коммунизма. Во многом это были риторические высказывания китайского лидера, но советскому руководству они не нравились. Ещё одним аспектом взаимоотношений СССР и Китая были их территориальные споры на Дальнем Востоке и в Приамурье.

Советский Союз в 1953-1964 гг. начал развивать активные внешнеполитические отношения со странами третьего мира, вышедшими из-под колониальной зависимости: это были страны Африки, Азии и Латинской Америки. Сначала СССР поддерживал в этих странах антиколониальные движения, потом - социалистические режимы. Также советское руководство старалось сделать так, чтобы лидеры стран третьего мира ориентировались на СССР в своём развитии.

Что касается советской внешней политики в отношении стран третьего мира, то для нее были характерны следующие аспекты:

1. Поддержка революционных сил в Индии. Во время правления Н.С. Хрущёва в Советский Союз приезжал президент свободной Индии Д. Неру (рис. 8). Его дочь, И. Ганди (рис. 9), также поддерживала отношения с СССР.

Рис. 8. Д. Неру - первый президент освобождённой Индии ()

Рис. 9. И. Ганди - дочь индийского президента Д. Неру, премьер-министр Индии ()

2. Налаживание взаимоотношений с Египтом. Египет освободился от колониального гнёта Великобритании и пользовался поддержкой СССР. В 1956 г. после национализации Суэцкого канала, когда на Египет напали Англия, Франция и Израиль, СССР поддержал Египет во главе с Г. Насером (рис. 10) в этой борьбе.

Рис. 10. Г. Насер - второй президент Египта ()

3. Поддержка Кубинской революции. Когда в 1959 г. Ф. Кастро (рис. 11) и Э. Че Гевара (рис. 12) захватили власть на Кубе, это вызвало радость в Советском Союзе. После этого на Кубе начались различные демократические реформы.

Рис. 11. Ф. Кастро - кубинский революционер ()

Рис. 12. Э. Че Гевара - кубинский революционер ()

В отношении Кубы советская внешняя политика была смелой и продуманной, так как это государство США считало сферой своих интересов.

4. Разрыв отношений с Албанией. Н.С. Хрущёв фактически оскорбил албанского лидера, чем вызвал ссору с ним и разрыв отношений между государствами.

Итоги внешней политики СССР в 1953-1964 гг.:

1. Просчёты советского руководства по некоторым направлениям внешней политики.

2. Укрепление основных позиций и расширение сфер влияния СССР в мире.

Список литературы

1. Барсуков Н.А. XX съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. 1996. № 6.

2. Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. - М: Госполитиздат, 1955.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начала XXI в. 9 класс. - М.: «Просвещение», 2012.

4. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2012.

5. Лавренов С.Я., Попов И.М. «Вихрь» в Будапеште, год 1956 // Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М.: Астрель, 2003.

6. Платошкин Н.Н. Жаркое лето 1953 года в Германии. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004.

1. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

2. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

3. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

4. Интернет портал «Raal1100.narod.ru» ()

Домашнее задание

1. Какими были отношения СССР и стран Восточной Европы в 1953-1964 гг. и чем они характеризовались? К каким итогам привела внешняя политика Н.С. Хрущёва в этом направлении?

2. Какие положительные и отрицательные моменты в отношениях СССР и Китая во время правления Н.С. Хрущёва можно проследить?

3. Каким образом СССР поддерживал страны третьего мира? Почему эти отношения были так важны для Советского Союза?

Внешняя политика СССР в 1945-1964 гг.

Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности.
Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) - с другой, было практически неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.)
США и Великобритания публично расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»).
В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна).
Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны». В 1946-1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран.
Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам.
В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950-1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре - ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.
«Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику. XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР.



Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

После смерти Сталина серьезные изменения произошли в области внешней политики. Стали меняться сами ее основы. Выявились и разные точки зрения среди высших руководителей страны.

Берия считал, что следует взять курс на мирное сосуществование с Западом. Он был согласен на объединение Германии при условии, что она станет нейтральным демократическим государством. Предлагал восстановить отношение с Югославией.

Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его союзников. Он понимал, что при случае ядерной войны погибнет вся мировая цивилизация. Поэтому он был сторонником проведения мирного сосуществования. К этим же взглядам со времен пришел и Хрущев.

В отличие от них, Молотов отрицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно выгодно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем.

Все они, однако, были едины в том, что мирное будущее советского народа зависит от развития отношений с Западом.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового президента США. В 1953 г. Эйзенхауэр обратился с призывом к советскому руководству изменить саму атмосферу международных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов он предложил добиваться установления мира в Корее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия.

Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия и Армения объявили, что не имеют территориальных претензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны в Индокитае.

В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состоянии войны с Германией, а в 1956 г. – с Японией.

После того как СССР удалось во второй половине 50-ых гг. добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия, характер отношений с Западом заметно ужесточился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрессию западных стран против Египта, их вмешательство в венгерские события.

Самым опасным для судеб мира стал карибский кризис 1962 г., когда в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благодаря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР согласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обязались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции.

С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток-Запад. В ее основе лежало взаимное доверие между лидерами двух стран.

Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Ситуация в странах социализма стала быстро меняться после провозглашенного на XX съезде КПСС отказа от сталинизма и объявленного многообразия форм перехода различных стран к социализму.

Осенью 1956 г. Произошла смена руководства в Польше, где еще вслед за этим начались массовые забастовки рабочих. Вслед за этим население Венгрии подвергла резкой критике руководство правящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей.

События в Венгрии и в Польше подтолкнули Хрущева не только к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри самого СССР.

50-е – 60-е гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. Было образовано Движение неприсоединения, объединившие страны «третьего мира».

Советское государство рассматривало освободившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализмом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами-лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. СССР оказывал странам огромную военную и экономическую помощь.

Важным итогом развития внешней политики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние с Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Это позволило начать процесс разрядки в отношениях между Востоком и Западом.

Начался кризис мировой социалистической системы, проявившийся с началом формирования второго центра мирового социализма и международного коммунистического движения в лице Китая.

Опасность прямого военного столкновения СССР и США привела к их региональному противостоянию в самых разных точках планеты.

Таким образом, важнейшим итогом развития отношения между двумя общественными системами в эти годы стало начало перехода от жесткой конфронтации к мирному сосуществованию.

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

Внешняя политика СССР в 1945-1953гᴦ.

Международная обстановка в послевоенный период определялась началом холодной войны. Сосредоточив за годы войны гигантские финансовые ресурсы, США осуществили прорыв в военной, экономической, научной сферах. Уже в 1945 ᴦ. президент Трумэн в послании к конгрессу, говорил о крайне важно сти править миром.

В марте 1946 ᴦ. У. Черчилль в присутствии Г. Трумэна произнес знаменитую речь в американском колледже в Фултоне. Он призвал к объединœению стран Запада, прежде всœего в военной области, против ʼʼкоммунистической угрозыʼʼ, исходившей от СССР и подконтрольных ему коммунистических партий Европы. Прозвучал призыв сохранить монополию на владение и использование атомного оружия. При этом уже в 1949 ᴦ. в СССР было испытано ядерное оружие.

Для усиления экономического взаимодействия в социалистическом лагере в 1949 ᴦ. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), поначалу в него вошли СССР, Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. Победа в 1949 ᴦ. революции в Китае усилила позиции СССР в Азии и на Дальнем Востоке.

В 1948-1949 гᴦ. разгорелся берлинский кризис. СССР предпринял попытку заблокировать странам Запада доступ в Западный Берлин, поставив условием отказа от блокады отказ от создания западногерманского государства. При этом разделœение Германии на два государства - ФРГ и ГДР - не удалось предотвратить. Нагнетанию обстановки способствовало создание в 1949 ᴦ. военно-политического блока НАТО, включавшего ведущие западные державы.

Пик обострения взаимоотношений между СССР и США пришелся на Корейскую войну (1950-1953 гᴦ.). СССР и Китай поддержали просоветскую Северную Корею, США - Южную. Военные специалисты СССР и войска США, направленные для помощи южнокорейскому правительству, вступали в прямые боевые столкновения. Все же широкомасштабной войны удалось избежать. 27 июля 1953 ᴦ. было заключено перемирие, положившее конец военному конфликту.

После смерти Сталина произошел поворот в советской внешней политике, выразившейся в признании возможности мирного сосуществования двух систем, предоставлении большей самостоятельности социалистическим странам, установлении широких контактов с государствами третьего мира. В 1954 ᴦ. Состоялся визит Хрущева, Булганина и Микояна в Китай, в ходе которого стороны договорились о расширении экономического сотрудничества. В 1955 ᴦ. произошло советско-югославское примирение. Смягчение напряженности между Востоком и Западом послужило подписание СССР, США, Великобританией и Францией договора с Австрией. СССР выводил из Австрии свои войска. Австрия дала обязательство соблюдать нейтралитет. В июне 1955 ᴦ. в Женеве состоялась первая после Потсдама встреча лидеров СССР, США, Великобритании и Франции, которая, однако, не привела к заключению какого-либо соглашения. В сентябре 1955 ᴦ. в ходе визита СССР канцлера ФРГ Аденауэра были установлены дипломатические отношения между двумя странами.

В 1955 ᴦ. СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и ГДР заключили между собой оборонительный Варшавский договор.
Размещено на реф.рф
Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединœенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет. Выступая на ХХ съезде партии, Хрущев подчеркнул важность международной разрядки и признал многообразие путей построения социализма. Десталинизация в СССР оказала противоречивое воздействие на социалистические страны. В октябре 1956 ᴦ. в Венгрии вспыхнуло восстание, направленное на установление в стране демократического режима. Эта попытка была подавлена вооруженными силами СССР и других стран Варшавского договора. Начиная с 1956 ᴦ., возник раскол советско-китайских отношений. Коммунистическое руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном было недовольно критикой Сталина и советской политикой мирного сосуществования. Мнение Мао Цзэдуна разделялось руководством Албании.

В отношениях с Западом СССР исходил из принципа мирного сосуществования и одновременного экономического соревнования двух систем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в перспективе, по мнению советского руководства, должно было привести к победе социализма во всœем мире. В 1959 ᴦ. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 ᴦ. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 ᴦ. провел успешные испытания первой в мире межконтинœентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 ᴦ. в данном смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гᴦ. оказалось особенно напряженным.

Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Визит укрепил международный престиж СССР. В это же время острой проблемой в отношениях Востока и Запада оставался Западный Берлин. В августе 1961 года правительство ГДР воздвигло в Берлинœе стену, нарушив Потсдамские соглашения. напряженная обстановка в Берлинœе сохранялась еще несколько лет. Наиболее глубокий после 1945 ᴦ. кризис в отношениях великих держав возник осœенью 1962 ᴦ. он был вызван размещением советских ракет способных нести атомное оружие, на Кубе. После переговоров Карибский кризис был улажен. Смягчение напряженности в мире привело к заключению ряда международных договоров, в т.ч. соглашение 1963 ᴦ. в Москве о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосœе и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всœего ядерный).

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х годов, стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Обновлённое советское руководство (с февраля 1957 ᴦ. в течение 28 лет министром иностранных дел СССР являлся А.А.Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистическую, негибкую и даже опасную.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.
Размещено на реф.рф
Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

В 1964 ᴦ. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принœесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 ᴦ. Н.С. Хрущев был освобожден от всœех занимаемых постов и отправлен в отставку.

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешняя политика СССР в 1953-1964гг." 2017, 2018.