По статистике две трети браков в нашей стране распадаются в первые годы совместной жизни. И дети, рожденные в таких семьях, как правило, остаются с матерью. Нет ничего странного в том, что женщина стремится обустроить свою личную жизнь и рано или поздно в доме появляется другой мужчина. Это большая редкость, когда отношения детей и отчимов перетекают в настоящую дружбу. В большинстве случаев, с появлением «второго папы» возникает масса сложностей. Но любые трудности преодолимы, при правильном подходе и большом желании всех сторон.

В тот момент, когда на жизненном горизонте матери появляется мужчина, готовый жить с ней под одной крышей и воспитывать ее ребенка, женщина сталкивается с серьезным вопросом: как адаптировать малыша (или детей) к новому члену семьи? Многие женщины склонны преувеличивать проблемы и их тревожность возрастает гораздо сильнее, чем того требует ситуация. Некоторые жертвуют семейным счастьем ради благополучия ребенка, другие наоборот, уделяют недостаточное внимание этой теме. В любом случае, и те и другие (хотя вторые - не в пример чаще) сталкиваются с огромным количеством проблем и конфликтов. Универсальных рецептов семейного счастья в такой ситуации нет, но есть масса вопросов, которые возникают у всех и большинство их решается достаточно просто.

Мама, кто этот дядя?

Как только новый мужчина переступает порог вашего дома, вполне закономерен вопрос, который задаст вам ваш ребенок: мама, а кто этот дядя? Однозначного ответа на него быть не может - все зависит от каждой конкретной ситуации, но одно нужно знать точно: не стоит представлять своего избранника ребенку, как «нового папу». Хотя бы до той поры, пока вы не будете уверены, что ваши отношения достаточно окрепли и имеют все шансы просуществовать достаточно долго.

Вместе с тем, если мама склонна часто менять кавалеров, не стоит всех их знакомить с ребенком. Хотя бы потому, что этим вы нарушите представления ребенка о семье. Девочки, чьи мамы часто меняли мужчин, не скрывая этого факта, часто вырастают женщинами, склонными к промискуитету. Мальчики таких мам, сами становясь отцами, проявляют меньше ответственности к своим детям, чем следовало бы. Это не всегда так, конечно, бывают и исключения. Но стоит ли рисковать? Ведь частая смена матерью половых партнеров отразится не только на ее детях, но и, скорее всего, на ее внуках.

Папа или дядя?

Папа или дядя - как должен называть ребенок своего отчима? Правила диктуют нам - «папа». Так удобнее, не вызывает вопросов у малознакомых людей и иногда даже льстит новоиспеченному отцу. Матери объясняют свои позицию «за» «папу» тем, что так семья будет крепче или «так принято», а еще - «меньше вопросов у ребенка» или «так проще». Впрочем, вариантов объяснений очень много, но все они неправильные с точки зрения психологии.

Часто женщины утверждают, что их дети сами начинают называть отчима папой, вроде как сознательный выбор. Однако в большинстве случаев это не так. Дети впитывают информацию, как губка, особенно ту, что получают от взрослых. И если матери важно, чтобы ее сын иди дочь именно так обращалась к ее нынешнему мужу, то она неосознанно может вселить в голову ребенку обязательность такого обращения. Дети моментально считывают все: наши интонации, позы, мимику, жесты и даже настроение, поэтому если в разговоре с ребенком называть мужа папой, то уж будьте уверены, через некоторое время ребенок тоже начнет звать отчима папой. Неосознанно!

Как это ни странно звучит, но этот вопрос весьма принципиален. Замена одного папы другим - это настоящая подмена понятий, нарушение внутрисемейных ролей, что в результате приводит к неправильному пониманию ребенком семейных ценностей. В дальнейшем это может негативно сказаться на его личной жизни и будущей семье.
Попробуем разобраться, что происходит в голове у ребенка, которому навязали (осознанно или нет) обращение «папа» к отчиму.

В голове у малыша образуется страшная путаница: почему нужно называть этого дядю папой? И кто тогда тот дядя, которого раньше звали папой? Папу нужно любить так же, как и маму, получается, что «старого» папу уже можно не любить, если он больше не папа? А за что нужно любить «нового» папу? А, может быть, пап бывает больше, чем один? Тогда почему один папа с нами живет, а другой - нет? Такие и еще множество других вопросов маленькие дети озвучивают, когда с ними начинают работать психологи. Представляете, что творится в маленькой головке? Психика человека, в особенности ребенка, не терпит никакой неопределенности. Для восстановления цельной картины мира малыш нуждается в ответах на все эти вопросы. Если он их не получает, то додумывает сам, и если получает нелогичную картину, обрисованную матерью, то «недоделки» в ее ответах он тоже додумывает сам. Дальше начинается снежный ком, одна неправильная картинка наслаивается на другую и как результат - снижение доверия к матери и к окружающему миру, различные комплексы, неосознанное чувство вины, страхи и неврозы.

В тоже время женщине придется думать и о муже. Придя в новую семью, он может быть другом, учителем вашему ребенку, но не любящим, что называется «от пуза», родителем! И это важно понимать. Это для вас ваш ребенок - это ваш ребенок, а для него - просто маленький человечек, задающий не всегда приятные вопросы и порой сильно осложняющий жизнь. Звание отца возлагает непосильную ношу на плечи мужчины, а именно - требования, которые он не в силах будет исполнить. К примеру, любить ребенка, как своего. Не каждому мужчине это удается, да и будем откровенны, мало кому вообще по силам не разделять своих детей и чужих.

Вследствие всего сказанного возникает закономерный вопрос: как же ребенку называть отчима? Ответ прост: по имени. Это не приведет к печальным последствиям и одновременно добавит нотку доверия в отношения между отчимом и ребенком.

Сначала отношения, потом совместное проживание

Это правило нужно соблюдать. Не стоит торопиться съезжаться и строить семью, если между потенциальным отчимом и ребенком еще не сложились устойчивые теплые отношения. Формировать их нужно задолго до того, как мужчина и ребенок вынуждены будут жить под одной крышей. Подготовительный этап - это гости. Стоит чаще приглашать мужчину в гости (пока без ночевки), чтобы дать возможность ему и ребенку привыкнуть друг к другу, почувствовать себя в безопасности. Это важно для всех членов будущей семьи. Предупреждать ребенка о визите нужно заранее, также как и мужчину о том, что ребенок будет дома и не будет спать. Все это подскажет им обоим, что их мнения важны, их уважают и уделяют необходимое внимание. На первых порах не стоит проявлять излишнюю активность, подталкивая будущего отчима и ребенка к совместному времяпрепровождению. Дайте им обоим время освоиться. Приглашая мужчину в гости, под благовидным предлогом оставляйте их наедине с малышом. Это большой шаг, который покажет, что вы им доверяете и одновременно даст двоим пока еще чужим людям пообщаться без посредника в лице матери. Если все идет хорошо, то через некоторое время можно перевести отношения на новый уровень - совместные поездки на целый день, пикники и даже ночевки. К примеру, утренний завтрак втроем поможет создать атмосферу семейности и сблизит всех будущих членов потенциальной семьи. Но только никаких правил - мужчина пока просто гостит в вашем доме, не более того. Заранее объясните своему избраннику, что ему самому тоже не стоит проявлять излишнее рвение в домашнем законодательстве - это самый короткий путь к поражению.

Готовимся к переезду

Не важно, поедете ли вы с ребенком жить к вашему избраннику или он переедет жить к вам, это новый этап в становлении отношений и его нужно подготовить заранее. Утвердившись в своем желании жить вместе, дайте время ребенку принять этот факт. За месяц-два до переезда вдвоем с мужчиной расскажите ребенку о своих планах. По сути это будет ваш первый опыт серьезного совместного разговора. В дальнейшем такого рода разговоры должны стать традицией. За то время, что вы будете готовиться начать новую жизнь, ребенок будет задавать вам вопросы и не всегда они будут простыми. Отвечайте искренне, будьте внимательней к малышу, если заметите какие-либо отклонения в его поведении, постарайтесь прояснить, в чем дело. Дети бывают скрытными и боятся задавать ту уйму вопросов, что возникает у них в голове на каждом этапе становления отношений.

Родительская позиция

Подготовительный этап важен не только для ребенка, но и для мужчины и женщины. Чтобы не возникло проблем в будущем, им нужно наедине друг с другом обсудить свою родительскую позицию. Она должна быть единой, иначе все пойдет кувырком. То же самое обсуждают настоящие родители на этапе планирования беременности. Очень важно, чтобы новые порядки не особенно отличались от прежних, ребенку сложно будет подстроиться, усложнение и ужесточение правил может вызвать бурный протест со стороны маленького человечка.

И еще один очень важный момент: если ребенок находится в переходном периоде (подростковый или кризис 2-3 летнего возраста), то не стоит в это время вносить кардинальных перемен. Лучше переждать, пока кризис минует, ребенок успокоится и войдет в норму.

Мама-дипломат

В первые месяцы совместной жизни труднее всего приходится маме. Нужно уделять внимание ребенку и мужу, принимать решения, реагировать на все спокойно и вообще выступать в роли дипломата. Важно сформировать единство взглядов внутри семьи, поддерживать ее целостность и быстро решать возникающие конфликты. Нельзя ничего оставлять на потом, снежный ком проблем нарастает так быстро, что очень велик шанс опоздать.

Мужчине важно чувствовать себя любимым, важна поддержка со стороны жены и ее высокая оценка. Придется на деле доказать мужу, что для вас важно его мнение и что вы благодарны ему за участие в воспитании вашего ребенка.

Ребенку важно знать, что его любят и уважают. Не оставляйте малыша без внимания, если он в нем нуждается, помогайте ему с учебой, чаще разговаривайте обо всем на свете, обсуждайте последние новости.

Дети до 3 лет легко привыкают к новой обстановке и новому человеку в семье, а вот с ребенком постарше придется потрудиться. Отчиму придется пройти индивидуальную проверку на прочность и авторитетность у ребенка. Сложно придется семьям с мальчиками 3-7 лет - это возраст, когда возникает эдипов комплекс, малыш начинает борьбу за самую дорогую для него женщину - маму. В этом случае поможет только понятная ребенку единая позиция в отношении новых семейных правил. Важно также, чтобы мнения мамы и отчима не расходились и подкреплялись действием. Не менее важно местоимение «мы», особенно, когда речь идет о принятии каких-либо решений.

Важные правила

Чтобы ни происходило в жизни вашей новой семьи, есть некоторые правила, которые нужно соблюдать:
. нельзя позволять ребенку и мужу устанавливать свои требования ни, если они нелогичны и не могут быть приняты остальными членами семьи;
. нельзя препятствовать встречам с настоящим отцом;
. нельзя сравнивать отца и отчима, особенно в присутствии ребенка;
. нельзя потакать капризам ребенка;
. нельзя наказывать ребенка за одну и ту же провинность два раза (и вообще постарайтесь наказательную функцию взять на себя, если это необходимо, при этом важно, чтобы позиция отчима не отличалась от вашей, но он не должен выступать в роли наказывающего, по крайней мере, на первых порах);
. нельзя уделять больше внимания только ребенку или только мужу - второй, оставшись без вашей ласки, будет чувствовать себя обделенным;
. нельзя оставлять без внимания возникающие конфликты, каждая проблема требует немедленного решения;
. не позволяйте настоящему отцу негативно отзываться о вашем муже при ребенке.

Безусловно, самая трудная роль всегда достается маме, но в тоже время помните о том, что и ребенку, и вашему мужу непросто строить новую семью с учетом ВАШИХ старых ошибок.

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?

Мини-исследование

Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины, по которым уроки нравятся:


  • «Мне интересно»
  • «Хочу быть умным, грамотным»
  • «Хочу много знать»
  • «Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
  • «Когда что-то получается на этом уроке - появляется радость»

Причины, по которым уроки не нравятся:


  • «Скучно»
  • «Ставят плохие оценки»
  • «Устаю»
  • «Ничего не получается»
  • «Не нравится учительница, которая ведет этот урок»

Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.

Об успехах

В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?

Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка - это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание - гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату - ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».

Об интересе

Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали - он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора «по душам» с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: «Надо поступать в математический класс», и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь «взрослыми» вопросами: «Кем я буду работать? Сколько буду получать?» Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на «правильное образование» вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени - универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому - мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать?

Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению - получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.

Об отношениях

Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать?

Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.

Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Что мешает ребёнку стать успешным учеником? О возможных причинах рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова .

Юлия Борта, АиФ.ru: Многие дети теряют интерес к школе уже буквально после 1 сентября. Праздник закончился, надо учиться, а желания нет. Выполнение домашних задания превращается в мучения для всей семьи. Что делать?

Анастасия Кузнецова : Вы когда-нибудь задавались вопросом: в чем задача начальной школы и первого класса, в частности, если родители и педагоги-дошкольники научили ребенка всему, чему можно, еще в детском саду? Опираясь на собственный профессиональный и материнский опыт, скажу так: стратегическая задача — общими усилиями сделать все возможное, чтобы в новой роли ученика ребенок почувствовал себя успешным. Именно от этого личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет. Продолжит ли он образование после школы, как он сдаст ЕГЭ, что станет основой его жизни — мотивация достижений или движение по течению? Ответы на все эти вопросы начинают вырисовываться буквально с первых школьных шагов вашего чада. Мотивация — это внутреннее побуждение к действию, «ответ» на потребность. Создайте в учебной деятельности ситуацию удовлетворения потребности ребенка в деятельности, развитии, признании — и мотивация к учебе возникнет естественным образом.

— Но как ребенку поверить в себя, если однажды он уже потерпел неудачу?

— Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке, как к «точке роста». И это очень важно дать ребёнку понять в возрасте между 4 и 13 годами. Именно в этот период формируется поведение, направленное на успех. Ребенок постоянно находится в ситуации преодоления трудностей и решения задач. Очень важно, чтобы именно в это время у него сформировалась и закрепилась «отправная точка отсчета» — твердая вера в себя и собственные силы.

Бывает, что, стараясь избежать неудачи, ребёнок анализирует все возможные препятствия, ищет пути обхода, сначала отклоняется от курса, а потом и вовсе забывает, куда и зачем шел. Получается парадоксальная ситуация — я постоянно ошибаюсь именно потому, что очень стараюсь не ошибиться...

— Каждый ли ребёнок способен достичь успеха?

— Независимо от того, чем родители занимаются с будущим первоклашкой, им следует всегда ставить перед собой цель — формирование у ребенка поведения, направленного на успех. Есть несколько правил.

  1. Занимайтесь вместе с ребёнком тем, что интересно и вам, и ему . Стремитесь добиться успеха. Тогда ребёнок будет видеть, как ведёт себя взрослый и пытаться поступить так же.
  2. Открыто показывайте, что вы переживаете приятные эмоции от успеха в результате приложенных усилий . Тогда и ребёнок, подражая вам, будет радоваться. Не забывайте при этом хвалить и поощрять его. Именно положительные эмоции, которые испытывает малыш, лежат в основе формирующейся мотивации достижения успеха! Чем чаще и больше ребенок испытывает их, тем скорее и прочнее формируется направленное на успех поведение.
  3. Подбирайте такие задания, чтобы ребёнок мог не только использовать свои интеллектуальные возможности и уже имеющиеся навыки, но также учился творческому поиску, находил неочевидные ответы . Например, альтернативой математическим упражнениям и чтению может стать разгадывание и придумывание загадок, участие в семейных конкурсах (например, кто больше знает названий сладостей), различного вида игры, в которые вы будете играть вместе.
  4. Не стоит всё время поддаваться ребенку, чтобы доставить ему удовольствие и радость и избежать слёз . Его победа должна быть настоящей, только тогда он ощутит ее неповторимый «вкус». А фальшь дети всё равно чувствуют.
  5. Учите ребёнка достойно проигрывать . Если в игре победили вы, а не ребенок, покажите ему пример благородного отношения к проигравшему. Объясните ребенку смысл изречения: не ошибается тот, кто ничего не делает! Пусть оно станет вашим общим кредо.

(На примере обучения чтению)

Каждый ребенок с рождения наделен жаждой познания. Он хочет делать открытия, он хочет узнавать новое, хочет познавать окружающий мир во всего его красе и многообразии. В школу он приходит с желанием учиться и сотрудничать с учителями.

Каков результат этого процесса, помимо практического получения знаний Одна из важных сторон – это радость познания, радость открытий. Такая радость движет ребенком бесконечно, он стремится познавать новое и новое.

Но часто в современных школах радость от познания нового у детей угасает, желания учиться становится все меньше и меньше. Почему так происходит

Рассмотрим на примере чтения. В 4-5 лет дети часто уже хотят идти в школу. Они видят, как туда ходят старшие братья и сестры или знакомые со двора. Они слышат это магическое слово «школа», им говорят, что там они узнают много нового. Весь мир вокруг него так или иначе намекает на школу. А дети, как мы знаем, умеют очень хорошо выделять нужное из окружающего контекста. Поэтому ребенок ждет школу, ждет, что он научится читать и писать – ведь это навыки взрослых, а повзрослеть в детстве хочется практически всем. Конечно, свои желания ребенок может выражать в разной форме и говорить о них по разному. Но неосознанное желание к развитию есть у всех детей.

Что же происходит в школе В школе навыки чтения и практическое чтение отделены друг от друга. Обучение чтению построено так, что ребенок должен СНАЧАЛА натренировать навыки чтения, и уже ПОТОМ – переходить к содержательному чтению, читать интересные тексты, черпать из них полезные сведения.

То есть, в школе это называется обучением чтению и письму, хотя на самом деле, это лишь обучение НАВЫКАМ чтения и письма. При этом чтение – это целостный акт, в который входят не только навыки, но и другие важные умения (понимание, осведомление, анализ, синтез и т.д.). Мало того, эти умения не должны быть разрозненными. Должен произойти синтез в единое целое – и тогда можно говорить об умении ЧИТАТЬ в полном смысле этого слова.

Обучение навыкам письма в отрыве от других умений – это как раз тот процесс, который происходит во многих школах.

Давайте рассмотрим пример:

Мы хотим научить ребенка кататься на велосипеде. Мы можем посадить его на стул, дать ему в руки руль (отдельно от велосипеда) и начать учить его рулить, поворачивать и управлять велосипедом. Согласитесь – это глупо и не даст ему навыков езды и управления велосипеда. Поэтому мы садим его на настоящий велосипед, объясняем как тормозить, говорим «жми педали!» и дальше направляем и поддерживаем. А конкретные навыки управления велосипедом он получает уже в процессе самой езды, когда пробует ехать. Все его тело и разум выхватывают нужные умения из окружающего контекста. Все умения САМИ автоматически синтезируются в единое умение управлять велосипедом. Это приносит радость познания, и такое умение понятно на уровне тела и эмоций – зачем оно нужно. «Я еду, я могу, я научился!!».

Нам не нужно объяснять ребенку, зачем мы посадили его на стул и дали в руки ненастоящий руль. Нам вообще ничего не нужно объяснять из того, где он потом применит этот навык. Когда ребенок едет на настоящем велосипеде – и так все ясно и понятно.

Что же происходит в школе Тоже самое, что и со стулом и рулем. Такой ожидаемый, захватывающий и волшебный процесс обучения чтению вдруг превращается в тот самый руль на стуле. Он становится сложным и непонятным.

Малыш трудится, старается, изучает буквы и вот, наконец, еле-еле читает свое первое предложение. «Маша мыла раму». Кто такая Маша Какую раму Зачем она ее мыла

Как процесс чтения, удававшийся ему с таким безмотивным трудом, может сделать его усердным и отвлечь от более увлекательных дел, зрелищ, игр, общений

Ну, а сам процесс усвоения навыка Может быть, он задает стимул его развивающимся функциям К сожалению, процесс тоже не располагает ребенка к себе. Это есть однообразное повторение одного и того же бессмысленного действия. «Дома прочтите этот текст десять раз, пока не выучитесь читать бегло!» - задаст учитель задание. А дома мама контролирует выполнение задания. Она сидит рядом, поправляет, помогает, но и возмущается, злится, теряет самообладание, видя, как ребенок не понимает такую «простую» вещь, как он не может понять, какое получается слово

Ожидания ребенка не оправдываются. Появляется чувство обманутости и разочарования. Появляется скука, противление обучению. И это происходит не только с чтением, но и со всеми другими предметами. Ребенку необходимо усвоить громадное количество информации, совершенно не видя ее практического применения в жизни.

Я бы еще добавила, что на сегодняшний день это проблема не только школ, но центров раннего развития, которые с 3-4 лет готовят детей к школе. Учат читать также, как описано выше, учат писать в прописях палочки и закорючки ряд за рядом, мотивируя это постановкой руки - при этом эти знания совершенно оторваны от их практического применения.

Подготовлено по материалам Ш.А. Амонашвили и Я.С. Гогебашвили, классика педагогики, который в 1865 году выпустил свой первый «Грузинский алфавит и первоначальная книга для чтения».