С этого дня я стал частым гостем в избушке на курьих ножках. Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня, я замечал, что она радуется моему приходу. Старуха по-прежнему не переставала бурчать что-то себе под нос, но явного недоброжелательства не выражала благодаря невидимому для меня, но несомненному заступничеству внучки; также немалое влияние в благотворном для меня смысле оказывали приносимые мною кое-когда подарки: то теплый платок, то банка варенья, то бутылка вишневой наливки. У нас с Олесей, точно по безмолвному обоюдному уговору, вошло в обыкновение, что она меня провожала до Ириновского шляха, когда я уходил домой. И всегда у нас в это время завязывался такой живой, интересный разговор, что мы оба старались поневоле продлить дорогу, идя как можно тише безмолвными лесными опушками. Дойдя до Ириновского шляха, я ее провожал обратно с полверсты, и все-таки, прежде чем проститься, мы еще долго разговаривали, стоя под пахучим навесом сосновых ветвей. Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины. Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах... Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным. Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы. Иногда, затрудняясь объяснить ей что-нибудь, слишком, по моему мнению, непонятное для ее полудикарской головы (а иной раз и самому мне не совсем ясное), я возражал на ее жадные вопросы: «Видишь ли... Я не сумею тебе этого рассказать... Ты не поймешь меня». Тогда она принималась меня умолять: — Нет, пожалуйста, пожалуйста, я постараюсь... Вы хоть как-нибудь скажите... хоть и непонятно... Она принуждала меня пускаться в чудовищные сравнения, в самые дерзкие примеры, и если я затруднялся подыскать выражение, она сама помогала мне целым дождем нетерпеливых вопросов, вроде тех, которые мы предлагаем заике, мучительно застрявшему на одном слове. И действительно, в конце концов ее гибкий, подвижной ум и свежее воображение торжествовали над моим педагогическим бессилием. Я поневоле убеждался, что для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она обладала изумительными способностями. Однажды я вскользь упомянул что-то про Петербург. Олеся тотчас же заинтересовалась: — Что такое Петербург? Местечко? — Нет, это не местечко; это самый большой русский город. — Самый большой? Самый, самый, что ни на есть? И больше его нету? — наивно пристала она ко мне. — Ну да... Там все главное начальство живет... господа большие... Дома там все каменные, деревянных нет. — Уж, конечно, гораздо больше нашей Степани? — уверенно спросила Олеся. — О да... немножко побольше... так, раз в пятьсот. Там такие есть дома, в которых в каждом народу живет вдвое больше, чем во всей Степани. — Ах, боже мой! Какие же это дома? — почти в испуге спросила Олеся. Мне пришлось, по обыкновению, прибегнуть к сравнению. — Ужасные дома. В пять, в шесть, а то и в семь этажей. Видишь вот ту сосну? — Самую большую? Вижу. — Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят. — Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город, — сказала Олеся, покачав головой. — Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся... И такая меня тоска возьмет за лесом, — так бы бросила все и без оглядки побежала... Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда. — Ну, а если твой муж будет из города? — спросил я с легкой улыбкой. Ее брови нахмурились, и тонкие ноздри дрогнули. — Вот еще! — сказала она с пренебрежением. — Никакого мне мужа не надо. — Это ты теперь только так говоришь, Олеся. Почти все девушки то же самое говорят и все же замуж выходят. Подожди немного: встретишься с кем-нибудь, полюбишь — тогда не только в город, а на край света с ним пойдешь. — Ах, нет, нет... пожалуйста, не будем об этом, — досадливо отмахивалась она. — Ну к чему этот разговор?.. Прошу вас, не надо. — Какая ты смешная, Олеся. Неужели ты думаешь, что никогда в жизни не полюбишь мужчину? Ты — такая молодая, красивая, сильная. Если в тебе кровь загорится, то уж тут не до зароков будет. — Ну что ж — и полюблю! — сверкнув глазами, с вызовом ответила Олеся. — Спрашиваться ни у кого не буду... — Стало быть, и замуж пойдешь, — поддразнил я. — Это вы, может быть, про церковь говорите? — догадалась она. — Конечно, про церковь... Священник вокруг аналоя будет водить, дьякон запоет «Исайя ликуй», на голову тебе наденут венец... Олеся опустила веки и со слабой улыбкой отрицательно покачала головой. — Нет, голубчик... Может быть, вам и не понравится, что я скажу, а только у нас в роду никто не венчался: и мать и бабка без этого прожили... Нам в церковь и заходить-то нельзя... — Все из-за колдовства вашего? — Да, из-за нашего колдовства, — со спокойной серьезностью ответила Олеся. — Как же я посмею в церковь показаться, если уже от самого рождения моя душа продана ему. — Олеся... Милая... Поверь мне, что ты сама себя обманываешь... Ведь это дико, это смешно, что ты говоришь. На лице Олеси опять показалось уже замеченное мною однажды странное выражение убежденной и мрачной покорности своему таинственному предназначению. — Нет, нет... Вы этого не можете понять, а я это чувствую... Вот здесь, — она крепко притиснула руку к груди, — в душе чувствую. Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от него идет. И каждый раз наш разговор, едва коснувшись этой необычайной темы, кончался подобным образом. Напрасно я истощал все доступные пониманию Олеси доводы, напрасно говорил в простой форме о гипнотизме, о внушении, о докторах-психиатрах и об индийских факирах, напрасно старался объяснить ей физиологическим путем некоторые из ее опытов, хотя бы, например, заговаривание крови, которое так просто достигается искусным нажатием на вену, — Олеся, такая доверчивая ко мне во всем остальном, с упрямой настойчивостью опровергала все мои доказательства и объяснения... «Ну, хорошо, хорошо, про заговор крови я вам, так и быть, подарю, — говорила она, возвышая голос в увлечении спора, — а откуда же другое берется? Разве я одно только и знаю, что кровь заговаривать? Хотите, я вам в один день всех мышей и тараканов выведу из хаты? Хотите, я в два дня вылечу простой водой самую сильную огневицу, хоть бы все ваши доктора от больного отказались? Хотите, я сделаю так, что вы какое-нибудь одно слово совсем позабудете? А сны почему я разгадываю? А будущее почему узнаю?» Кончался этот спор всегда тем, что и я и Олеся умолкали не без внутреннего раздражения друг против друга. Действительно, для многого из ее черного искусства я не умел найти объяснения в своей небольшой науке. Я не знаю и не могу сказать, обладала ли Олеся и половиной тех секретов, о которых говорила с такой наивной верой, но то, чему я сам бывал нередко свидетелем, вселило в меня непоколебимое убеждение, что Олесе были доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь, как величайшая тайна, из поколения в поколение. Несмотря на резкое разногласие в этом единственном пункте, мы все сильнее и крепче привязывались друг к другу. О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у нее на виске... Зато мои отношения с Ярмолой совсем испортились. Для него, очевидно, не были тайной мои посещения избушки на курьих ножках и вечерние прогулки с Олесей: он всегда с удивительной точностью знал все, что происходит в его лесу. С некоторого времени я заметил, что он начинает избегать меня. Его черные глаза следили за мною издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказывал ни одним словом. Наши комически серьезные занятия грамотой прекратились. Если же я иногда вечером звал Ярмолу учиться, он только махал рукой. — Куда там! Пустое это дело, паныч, — говорил он с ленивым презрением. На охоту мы тоже перестали ходить. Всякий раз, когда я подымал об этом разговор, у Ярмолы находился какой-нибудь предлог для отказа: то ружье у него неисправно, то собака больна, то ему самому некогда. «Нема часу, паныч... нужно пашню сегодня орать», — чаще всего отвечал Ярмола на мое приглашение, и я отлично знал, что он вовсе не будет «орать пашню», а проведет целый день около монополии в сомнительной надежде на чье-нибудь угощение. Эта безмолвная, затаенная вражда начинала меня утомлять, и я уже подумывал о том, чтобы отказаться от услуг Ярмолы, воспользовавшись для этого первым подходящим предлогом... Меня останавливало только чувство жалости к его огромной нищей семье, которой четыре рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голода.

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина . однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака». написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака» . которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносит серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гамму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» - вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиком возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной.

Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай».

Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Собака»

Картина, описываемая Иваном Буниным в стихе «Собака», не соответствует тому, что он наблюдал за окном в августе 1909 года. Домик в Ельце, жара, пылает красками окружающая природа, а в душе поэта – самая морозная зима: во дворе бушует метель, сильный снегопад стучится в окно и собирается на раме, глухо и протяжно шумят деревья.

Образ собаки – без клички, поэт отмечает изменения в ее облике: тускнеет взгляд. Пес созерцает зимний пейзаж и, продрогнув от холодных картин, в надежде согреться сворачивается клубочком у ног поэта. Следует отметить, что в действительности у Бунина не было четвероногого друга, а под описание попала сибирская лайка другого литератора – Максима Горького.

Автор наделяет животное человеческой способностью мыслить, «вспоминать»: о покинутых родных землях, где все и радостно, и печально одновременно. Собака скучает по серому небу, «льдам и чумам». Лирический герой – хозяин пса делится и своими мыслями. Глобальнее думы человека, печальнее – «тоска всех времен».

С образом мысли самого бога сравнивает он человеческую скорбь о судьбах мира. Бунин считает, что в отличие от животных, люди – высшие существа на земле, потому то и горестей на их долю выпадает уж куда больше. При этом поэт признает, что неслучайно рождаются образы желанных далеких земель. Сам человек создает у себя подобное настроение: серое, подавленное, ностальгическое. Моменты из прошлого, цепляясь друг за друга, разворачиваются во внезапно всколыхнувшейся памяти и зовут в другое время, обесценивая настоящее и будущее.

Читаются строки стихотворения «Собака», и будто из неоткуда наплывает призрачный туман, навевая философские размышления о человеческой печали. «Мечтай, мечтай», – говорит хозяин псу, давая волю собственным грезам прорваться сквозь молчание души и вылиться в поэтических строках.

Нет яркости в произведении, с помощью большого количества глухих согласных создается атмосфера меланхолии, душевного холода. И будто нет во вселенной такого солнца, способного согреть, растопить нахлынувшую зиму; как внезапный нежеланный гость, как заставляющая замирать смерть, пришла она и поселилась в летней хижине поэта.

Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Собака»

February 1, 2016

В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему. И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.

«Собака» (Бунин)

Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа - человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.

Состояние души

Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества - Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.

И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин. Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.

Бунин: анализ стихотворения «Собака»

Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному лирическому настроению. В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом - рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души - личное и уникальное.

Невидимая связь

Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автору становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.

Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль. Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это.

В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» - одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия - это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.

Предчувствие

Самое главное - Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Росиию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем первой волны русской эмиграции. А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.

«Собака» И.Бунин

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь… Мы сами

Томим себя — тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной . Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак . Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Слушать стихотворение аБунина Собака

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Собака

/ / / Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Во многих творческих работах Ивана Алексеевича Бунина присутствуют философские размышления о человеке, его роли и месте в окружающем мире. Сам автор считал, что именно в стихотворении можно целиком и полностью показать свои эмоции, высказать мысли, дать оценку происходящим событиям. Одной из наиболее частых тем, которые поднимал Бунин в своих произведениях, была тема взаимоотношений человека и животного. Автор пытался донести до нас, что каждое живое существо имеет душу, может любить и ненавидеть, радоваться и грустить.

Одним из наиболее ярких произведений раскрывающих данную тему стало стихотворение «Собака», написанное в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Алексеевич гостил в Ельце, где снял дачный домик, надеясь продуктивно поработать. То лето выдалось очень холодным, с частыми дождями. Бунин пребывал в тоскливом настроении. В один из дней автор решает написать стихотворение «Собака».

Это произведение Иван Алексеевич решил посвятить собаке своего друга Максима Горького. Но вчитываясь в строки стихотворения, кажется, что автор общается с собственной собакой. В глаза бросается тот факт, что повествование ведется совсем не в летний день.

«Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме…»

Это и не удивительно, ведь лето выдалось холодным, и Бунин практически все время вынужден был провести в дачном домике, наблюдая, как капли дождя катятся по оконной раме, навивая на автора печаль и тоску. Что характерно, Иван Алексеевич наделяет героя стихотворения аналогичным тоскливым настроением. Пес, находясь у ног хозяина, мечтает о седом небе, тундре, льдах и чумах. Автор делает вывод о том, что он, как и этот пес, также мечтает совершенно о другом, его мысли находятся далеко от этой глубинки.

Проводя сравнение между человеком и животными, Бунин делает вывод о том, что человек все же выше животного, ведь может понять чувства другого, утешить, протянуть руку помощи. С помощью слов человек может объяснить свои чувства и эмоции, в отличие от пса, который свернулся калачиком у ног хозяина, доживая свой век. Человек является тем творением, которому уготовано «познать тоску всех стран и всех времен».

В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему. И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.

«Собака» (Бунин)

Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа - человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.

Состояние души

Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества - Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.

И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин. Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.

Бунин: анализ стихотворения «Собака»

Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом - рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души - личное и уникальное.

Невидимая связь

Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автору становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.

Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль. Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это.

В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» - одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия - это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.

Предчувствие

Самое главное - Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Росиию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.

Иван Алексеевич Бунин – это великий русский писатель двадцатого века. За время своей деятельности он создал огромное количество произведений – это как рассказы, так и стихотворения. Большой вклад в развитие мировой литературы подтверждается присвоенной ему, первому на то время, Нобелевской премии.

Творчество автора можно разделить на два условных периода. Первый этап - это конец XIX века с 1897 года по двадцатый год следующего столетия. На данном этапе Буниным были созданы рассказы «Деревня», «Легкое Дыхание» и многое другое, а также стихотворение – «Листопад», «Ландыш» и т. д. Следующий этап его развития отмечается до 53-го года прошлого столетия. В это время автор был в постоянной эмиграции и время от времени менял города и страны проживания. Творческая активность в данное время отмечена прозой и поэзией, тематика которых, в основном, связана с родиной, которую он сильно любил.

«Собака» Иван Бунин


Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь… Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

История написания стихотворения «Собака»

Практически во всех произведениях автора отслеживалось философское мышление, независимо от того рассказы это или стихотворения. Бунин старался максимально точно передать читателю свои собственные мысли и ощущения по поводу различных вещей и жизненных направлений.

Стихотворение «Собака» - это одно из произведений, которые автор посвящал именно животным. Бунин старался всегда проводить параллель между человеком и животным. Это своеобразное доказательство как себе, так и окружающим, что у каждого живого существа имеется душа, которая дана ему Богом. Как человек, так и животное – они способны любить, страдать от боли, волноваться и благодарить за сделанные положительные поступки в его сторону. Именно пример таких рассуждений – это стихотворение «Собака», которое создано в августе в 1909 году.

Во время написания данного произведения Иван Алексеевич находится в населенном пункте с неброским названием Ельц. Здесь он снимает на лето небольшой домик, окруженный природой, и рассчитывает на плодотворное творчество, но это у него не получается. Лето в том году выдалось весьма дождливым, что навевает на автора тоску.

В один прекрасный день у писателя возникает мысль создать произведение о домашнем питомце, который часто находился у него на даче. Это была собака породы Сибирская Лайка и принадлежала она его очень хорошему другу – Максиму Горькому. Названо стихотворение не особенно уникально, просто-напросто «Собака».

Анализ стихотворения «Собака»

Изначально необходимо отметить, что произведение написано достаточно своеобразно. Оно представляет собой простой монолог, обращенный к псу. Автор старается передать читателю погоду максимально естественно, чтобы люди смогли ощутить тоску, которая скрывалась в душе лирического героя. Он вносит серьезные коррективы в стихотворение. Несмотря на то, что на улице лето и август месяц, Бунин описывает вьюжный двор, снег и невзгоду.

Такие особенности, указанные в строках, вполне естественны. Ведь автору приходится безвылазно сидеть в арендованном дачном доме и испытывать настоящую тоску, которую со всех сторон навевала плохая погода и дождь.

Ощущения в произведении передавались и на собаку. Иван Алексеевич представил ее перед читателем в виде грустного животного, даже не отмечая в строках его имени, считая это не особенно важным фактом. Ведь самое главное – это образ.

Следует повториться, что автор представляет читателю стихотворение «Собака» в виде монолога, обращённого к животному. Бунин говорит питомцу, чтобы он мечтал. Эта особенность указывает на то, что животному, как и человеку, присуща вся гамма всевозможных чувств и ощущений, связанных с особенностями жизненного пути.

В предписании к своему очередному сборнику автор писал, что он часто общался с собакой Максима Горького. Он отмечал, что у животного желтые глаза, которые переполнены тоской, связанной с воспоминанием о прошлом. По мнению Бунина, именно седое небо, тяжелая тундра, а также лед и чума – все это беспокоит собаку и ее душу.

В стихотворении присутствует аналогия, где приводится сравнение человеческой души и души собаки. Строки приводят к удивительному открытию, якобы лирический герой произведения ничем не лучше домашнего питомца. Как автор, так и животное – все душой находятся далеко в российской глубинке, они одинаково скучают по своим родным местам – полям и пустыням.

Бунин отмечает множество своеобразных сходных черт у человека и животного. Но одновременно выставляет людей немного выше питомцев. Это явление объясняется тем, что животное никак не способно вернуться в свои родные места, оно просто-напросто свернется у ног хозяина калачиком, и будет ожидать своей кончины на чужой земле. Поступки же человека зависят только от него самого, и он сам вправе решать свою дальнейшую судьбу.

Автор показывает образ собаки очеловеченным, но одновременно и отмечает, что животное не способно на самом деле понять, что же твориться у лирического героя на душе, что же на самом деле он чувствует. Одновременно с этим, Иваен Алексеевич признается, что всегда разделяет раздумья вместе с данным существом. Автор также отмечает, что человек – это высшее существо на планете, именно поэтому он обречен. Человек подчинен общим правилам и не всегда может контролировать свою судьбу.

Бунин и его творчество

Творческий путь писателя считается поистине уникальным. Он создавал свои великие произведения на протяжении долгих шестидесяти лет. Каждое творение отслеживало в себе идейные и эстетические позиции самого автора. Он очень сильно отличался от своих соотечественников и, оказавшись за границей, по-прежнему достойно и любя относился к своей родине.

Октябрьская революция, которая нахлынула на Россию в 1917 году, враждебно настроила автора. Именно об этом писатель зачастую указывает в своих произведениях, к примеру, в рассказе «Окаянные дни». Несмотря на это, Бунин не сломался и у него не наступил кризис, произведения продолжали создаваться.

Следует отметить, что большинство как современных, так и критиков прошлых лет, считают, что созданное в эмиграции творчество автора значительно лучше, чем то, которое формировалось в дореволюционный период. У Ивана Алексеевича нет ни одного произведения, которое бы рассказывало о его скитаниях. Автор, как и ранее, описывал лишь особенности России, темы и мотивы были связаны только с ней.

Еще одна особенность произведений Бунина – это одновременное использование как прозаических, так и поэтических линий. Это по-особенному интересно многим критикам, да и читателям.

Произведения Бунина


Первый сборник Бунина опубликовался в 1891 годы в населенном пункте Орел. В нём были представлены стихотворения, рассказывающие о детстве и юности автора, который на тот момент проживал в деревне. Спустя два года, в 1893 году, писатель создаёт свой первый рассказ, который также повествует о деревенской жизни.

Наиболее активно печататься его стихи и рассказы начались во второй половине 90-х годов девятнадцатого века. Им интересовались многие типографические компании того времени. В это время автор уже перебрался в Москву и познакомился со многими известными писателями того времени – это Горький, Чехов, Куприн. Всем им нравились творения Бунина, что отмечено во многих предписаниях к изданиям.

Спустя небольшой промежуток времени, заслуги автора были признаны общественностью и в 1903 году он получил заслуженную Пушкинскую премию за известнейший сборник поэм под названием «Листопад», который был создан тремя годами ранее. На этом его достижения не закончились и в 1909 году его назначили в качестве почетного академика Российской Академии Наук по искусству словесности.

Следует отметить, что в последние годы жизни Иван Алексеевич Бунин писал произведения, которые посвящал различным известным на то время писателям. Именно они были для него духовными наставниками и творческими ориентирами на протяжении всего формирования творчества.