Основные единицы измерения величин в системе СИ таковы:

  1. единица измерения длины - метр (1 м),
  2. времени - секунда (1 с),
  3. массы - килограмм (1 кг),
  4. количества вещества - моль (1 моль),
  5. температуры - кельвин (1 К),
  6. силы электрического тока - ампер (1 А),
  7. Справочно: силы света - кандела (1 кд, фактически не используется при решении школьных задач).

При выполнении расчетов в системе СИ углы измеряются в радианах.

Если в задаче по физике не указано, в каких единицах нужно дать ответ, его нужно дать в единицах системы СИ или в производных от них величинах, соответствующих той физической величине, о которой спрашивается в задаче. Например, если в задаче требуется найти скорость, и не сказано в чем ее нужно выразить, то ответ нужно дать в м/с.

Для удобства в задачах по физике часто приходится использовать дольные (уменьшающие) и кратные (увеличивающие) приставки. их можно применять к любой физической величине. Например, мм – миллиметр, кт – килотонна, нс – наносекунда, Мг – мегаграмм, ммоль – миллимоль, мкА – микроампер. Запомните, что в физике не существует двойных приставок. Например, мкг – это микрограмм, а не милликилограмм. Учтите, что при сложении и вычитании величин Вы можете оперировать только величинами одинаковой размерности. Например, килограммы можно складывать только с килограммами, из миллиметров можно вычитать только миллиметры, и так далее. При переводе величин пользуйтесь следующей таблицей.

Путь и перемещение

Кинематикой называют раздел механики, в котором движение тел рассматривается без выяснения причин этого движения.

Механическим движением тела называют изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Всякое тело имеет определенные размеры. Однако, во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Если размеры тела малы по сравнению с расстояниями до других тел, то данное тело можно считать материальной точкой . Так при движении автомобиля на большие расстояния можно пренебречь его длиной, так как длина автомобиля мала по сравнению с расстояниями, которое он проходит.

Интуитивно понятно, что характеристики движения (скорость, траектория и т.д.) зависят от того, откуда мы на него смотрим. Поэтому для описания движения вводится понятие системы отсчета. Система отсчета (СО) – совокупность тела отсчета (оно считается абсолютно твердым), привязанной к нему системой координат, линейки (прибора, измеряющего расстояния), часов и синхронизатора времени.

Перемещаясь с течением времени из одной точки в другую, тело (материальная точка) описывает в данной СО некоторую линию, которую называют траекторией движения тела .

Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его конечным положением. Перемещение есть векторная величина. Перемещением может в процессе движение увеличиваться, уменьшаться и становиться равным нулю.

Пройденный путь равен длине траектории, пройденной телом за некоторое время. Путь – скалярная величина. Путь не может уменьшаться. Путь только возрастает либо остается постоянным (если тело не движется). При движении тела по криволинейной траектории модуль (длина) вектора перемещения всегда меньше пройденного пути.

При равномерном постоянной скоростью) движении путь L может быть найден по формуле:

где: v – скорость тела, t – время в течении которого оно двигалось. При решении задач по кинематике перемещение обычно находится из геометрических соображений. Часто геометрические соображения для нахождения перемещения требуют знания теоремы Пифагора.

Средняя скорость

Скорость – векторная величина, характеризующая быстроту перемещения тела в пространстве. Скорость бывает средней и мгновенной. Мгновенная скорость описывает движение в данный конкретный момент времени в данной конкретной точке пространства, а средняя скорость характеризует все движение в целом, в общем, не описывая подробности движения на каждом конкретном участке.

Средняя скорость пути – это отношение всего пути ко всему времени движения:

где: L полн – весь путь, который прошло тело, t полн – все время движения.

Средняя скорость перемещения – это отношение всего перемещения ко всему времени движения:

Эта величина направлена так же, как и полное перемещение тела (то есть из начальной точки движения в конечную точку). При этом не забывайте, что полное перемещение не всегда равно алгебраической сумме перемещений на определённых этапах движения. Вектор полного перемещения равен векторной сумме перемещений на отдельных этапах движения.

  • При решении задач по кинематике не совершайте очень распространенную ошибку. Средняя скорость, как правило, не равна среднему арифметическому скоростей тела на каждом этапе движения. Среднее арифметическое получается только в некоторых частных случаях.
  • И уж тем более средняя скорость не равна одной из скоростей, с которыми двигалось тело в процессе движения, даже если эта скорость имела примерно промежуточное значение относительно других скоростей, с которыми двигалось тело.

Равноускоренное прямолинейное движение

Ускорение – векторная физическая величина, определяющая быстроту изменения скорости тела. Ускорением тела называют отношение изменения скорости к промежутку времени, в течение которого происходило изменение скорости:

где: v 0 – начальная скорость тела, v – конечная скорость тела (то есть спустя промежуток времени t ).

Далее, если иное не указано в условии задачи, мы считаем, что если тело движется с ускорением, то это ускорение остается постоянным. Такое движение тела называется равноускоренным (или равнопеременным). При равноускоренном движении скорость тела изменяется на одинаковую величину за любые равные промежутки времени.

Равноускоренное движение бывает собственно ускоренным, когда тело увеличивает скорость движения, и замедленным, когда скорость уменьшается. Для простоты решения задач удобно для замедленного движения брать ускорение со знаком «–».

Из предыдущей формулы, следует другая более распространённая формула, описывающая изменение скорости со временем при равноускоренном движении:

Перемещение (но не путь) при равноускоренном движении рассчитывается по формулам:

В последней формуле использована одна особенность равноускоренного движения. При равноускоренном движении среднюю скорость можно рассчитывать, как среднее арифметическое начальной и конечной скоростей (этим свойством очень удобно пользоваться при решении некоторых задач):

С расчетом пути все сложнее. Если тело не меняло направления движения, то при равноускоренном прямолинейном движении путь численно равен перемещению. А если меняло – надо отдельно считать путь до остановки (момента разворота) и путь после остановки (момента разворота). А просто подстановка времени в формулы для перемещения в этом случае приведет к типичной ошибке.

Координата при равноускоренном движении изменяется по закону:

Проекция скорости при равноускоренном движении изменяется по такому закону:

Аналогичные формулы получаются для остальных координатных осей.

Свободное падение по вертикали

На все тела, находящиеся в поле тяготения Земли, действует сила тяжести. В отсутствие опоры или подвеса эта сила заставляет тела падать к поверхности Земли. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то движение тел только под действием силы тяжести называется свободным падением. Сила тяжести сообщает любым телам, независимо от их формы, массы и размеров, одинаковое ускорение, называемое ускорением свободного падения. Вблизи поверхности Земли ускорение свободного падения составляет:

Это значит, что свободное падение всех тел вблизи поверхности Земли является равноускоренным (но не обязательно прямолинейным) движением. Вначале рассмотрим простейший случай свободного падения, когда тело движется строго по вертикали. Такое движение является равноускоренным прямолинейным движением, поэтому все изученные ранее закономерности и фокусы такого движения подходят и для свободного падения. Только ускорение всегда равно ускорению свободного падения.

Традиционно при свободном падении используют направленную вертикально ось OY. Ничего страшного здесь нет. Просто надо во всех формулах вместо индекса «х » писать «у ». Смысл этого индекса и правило определения знаков сохраняется. Куда направлять ось OY – Ваш выбор, зависящий от удобства решения задачи. Вариантов 2: вверх или вниз.

Приведем несколько формул, которые являются решением некоторых конкретных задач по кинематике на свободное падение по вертикали. Например, скорость, с которой упадет тело падающее с высоты h без начальной скорости:

Время падения тела с высоты h без начальной скорости:

Максимальная высота на которую поднимется тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью v 0 , время подъема этого тела на максимальную высоту, и полное время полета (до возвращения в исходную точку):

Горизонтальный бросок

При горизонтальном броске с начальной скоростью v 0 движение тела удобно рассматривать как два движения: равномерное вдоль оси ОХ (вдоль оси ОХ нет никаких сил препятствующих или помогающих движению) и равноускоренного движения вдоль оси OY.

Скорость в любой момент времени направлена по касательной к траектории. Ее можно разложить на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная составляющая всегда остается неизменной и равна v x = v 0 . А вертикальная возрастает по законам ускоренного движения v y = gt . При этом полная скорость тела может быть найдена по формулам:

При этом важно понять, что время падения тела на землю никоим образом не зависит от того, с какой горизонтальной скоростью его бросили, а определяется только высотой, с которой было брошено тело. Время падения тела на землю находится по формуле:

Пока тело падает, оно одновременно движется вдоль горизонтальной оси. Следовательно, дальность полета тела или расстояние, которое тело сможет пролететь вдоль оси ОХ, будет равно:

Угол между горизонтом и скоростью тела легко найти из соотношения:

Также иногда в задачах могут спросить о моменте времени, при котором полная скорость тела будет наклонена под определенным углом к вертикали . Тогда этот угол будет находиться из соотношения:

Важно понять, какой именно угол фигурирует в задаче (с вертикалью или с горизонталью). Это и поможет вам выбрать правильную формулу. Если же решать эту задачу координатным методом, то общая формула для закона изменения координаты при равноускоренном движении:

Преобразуется в следующий закон движения по оси OY для тела брошенного горизонтально:

При ее помощи мы можем найти высоту на которой будет находится тело в любой момент времени. При этом в момент падения тела на землю координата тела по оси OY будет равна нулю. Очевидно, что вдоль оси OХ тело движется равномерно, поэтому в рамках координатного метода горизонтальная координата изменятся по закону:

Бросок под углом к горизонту (с земли на землю)

Максимальная высота подъема при броске под углом к горизонту (относительно начального уровня):

Время подъема до максимальной высоты при броске под углом к горизонту:

Дальность полета и полное время полета тела брошенного под углом к горизонту (при условии, что полет заканчивается на той же высоте с которой начался, т.е. тело бросали, например, с земли на землю):

Минимальная скорость тела брошенного под углом к горизонту – в наивысшей точке подъёма, и равна:

Максимальная скорость тела брошенного под углом к горизонту – в моменты броска и падения на землю, и равна начальной. Это утверждение верно только для броска с земли на землю. Если тело продолжает лететь ниже того уровня, с которого его бросали, то оно будет там приобретать все большую и большую скорость.

Сложение скоростей

Движение тел можно описывать в различных системах отсчета. С точки зрения кинематики все системы отсчета равноправны. Однако кинематические характеристики движения, такие как траектория, перемещение, скорость, в разных системах оказываются различными. Величины, зависящие от выбора системы отсчета, в которой производится их измерение, называют относительными. Таким образом, покой и движение тела относительны.

Таким образом, абсолютная скорость тела равна векторной сумме его скорости относительно подвижной системы координат и скорости самой подвижной системы отсчета. Или, другими словами, скорость тела в неподвижной системе отсчета равна векторной сумме скорости тела в подвижной системе отсчета и скорости подвижной системы отсчета относительно неподвижной.

Равномерное движение по окружности

Движение тела по окружности является частным случаем криволинейного движения. Такой вид движения также рассматривается в кинематике. При криволинейном движении вектор скорости тела всегда направлен по касательной к траектории. То же самое происходит и при движении по окружности (см. рисунок). Равномерное движение тела по окружности характеризуется рядом величин.

Период – время, за которое тело, двигаясь по окружности, совершает один полный оборот. Единица измерения – 1 с. Период рассчитывается по формуле:

Частота – количество оборотов, которое совершило тело, двигаясь по окружности, в единицу времени. Единица измерения – 1 об/с или 1 Гц. Частота рассчитывается по формуле:

В обеих формулах: N – количество оборотов за время t . Как видно из вышеприведенных формул, период и частота величины взаимообратные:

При равномерном вращении скорость тела будет определяется следующим образом:

где: l – длина окружности или путь, пройденный телом за время равное периоду T . При движении тела по окружности удобно рассматривать угловое перемещение φ (или угол поворота), измеряемое в радианах. Угловой скоростью ω тела в данной точке называют отношение малого углового перемещения Δφ к малому промежутку времени Δt . Очевидно, что за время равное периоду T тело пройдет угол равный 2π , следовательно при равномерном движении по окружности выполняются формулы:

Угловая скорость измеряется в рад/с. Не забывайте переводить углы из градусов в радианы. Длина дуги l связана с углом поворота соотношением:

Связь между модулем линейной скорости v и угловой скоростью ω :

При движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью изменяется только направление вектора скорости, поэтому движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью является движением с ускорением (но не равноускоренным), так как меняется направление скорости. В этом случае ускорение направлено по радиусу к центру окружности. Его называют нормальным, или центростремительным ускорением , так как вектор ускорения в любой точке окружности направлен к ее центру (см. рисунок).

Модуль центростремительного ускорения связан с линейной v и угловой ω скоростями соотношениями:

Обратите внимание, что если тела (точки) находятся на вращающемся диске, шаре, стержне и так далее, одним словом на одном и том же вращающемся объекте, то у всех тел одинаковые период вращения, угловая скорость и частота.

ОЦЕНКА ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Страшно, весело, приятно,
Радостно, смешно, досадно,
Горько, сладко и отрадно,
Беспокойно, беспощадно,
Жалко, жаль, противно, грустно,
Жутко, боязно, печально
Совестно, тревожно, "вкусно" -
Мне душевно…
_
"Вкусно" - не является словом, оценивающим эмоциональное, душевное состояние человека. Блюдо вкусно. "Вкусно" - имя прилагательное. "Вкусно" сделан эстрадный номер. Как сделан? "Вкусно" - наречие. Ой, как мне вкусно! "Вкусно" - оценивает физическое восприятие, отвечает на вопросы как? каково? кому? - значит, в данном примере, это слово категории состояния...

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Больно, плохо, жёстко, душно,
Тесно, тяжело, "не скучно",
Мягко, хорошо, просторно…
Вам физически…
__________________________________________________
"Не скучно" - не является словом, оценивающим физическое состояние. Мне не скучно с вами. "Не скучно" - оценивает интеллектуальное состояние человека.

Дымно, облачно, туманно,
Ветрено, темно, обманно,
Чисто, ясно, и морозно,
Холодно, свежо, и грозно,
Пыльно, жарко, сухо, тихо…
В лесу, на улице…

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ + ИНФИНИТИВ

Надо, нужно, невозможно,
Возможно, можно, и нельзя,
Да необходимо…


Слова категории состояния отвечают на вопросы как?, каково? и обозначают оценку физического и эмоционального состояния человека и животных, оценку интеллектуального состояния человека, оценку состояния природы и окружающей среды, оценку действий по возможности их выполнения, желательности выполнения этих действий, а также эмоционально оценивают действие происходящее в предложении. Слова категории состояния в предложении всегда сказуемые!

__________________________________________________
Далее, для любителей русского языка и тем, кто желает лучше разобраться с этой, новой для языка, частью речи.

СЛОВА СОСТОЯНИЯ

Развитие русского языка предопределяет, что в скором времени слова состояния займут своё законное место среди частей речи, как вполне самостоятельная (знаменательная) часть речи. Ещё в середине прошлого века в школьных учебниках о таковых и не упоминалось. Сейчас в комплексе учебников М. М. Разумовской, С. И. Львова слова состояния выделяются из наречия как группа слов, отличающаяся от наречий по ряду признаков. В комплексе учебников В. В. Бабайцевой слова состояния так же изучаются в главе «Наречие» и даются отличия от наречий. А вот в учебниках М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской категория состояния выделена в самостоятельную часть речи и дан её морфологический разбор. Попытаюсь обобщить известные факты.
У каждой части речи мы можем выделить ОГЗ, МП, СП. ОГЗ – общее грамматическое значение, МП – морфологические признаки, СП – синтаксические признаки. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы.

Что называется Категорией состояния? Как можно это сформулировать?
Категорией состояния называются слова, отвечающие на вопросы:
как? каково? (кому-либо),
как? каково? (где-либо, когда-либо),
как? каково? (что-то делать),
и обозначающие:
1) оценку состояния живых существ (физического, эмоционального, интеллектуального…);
2) оценку состояния природы и окружающей среды;
3) оценку действия по возможности-желательности или эмоционально.
1), 2), 3) – это и есть ОГЗ – общее грамматическое значение слов состояния.
В учебниках пишут: Слова состояния обозначают состояние… Получается некая тавтология. Более грамотно и правильно, что слова категории состояния оценивают состояние.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Оценивать можно физическое состояние, эмоциональное состояние, интеллектуальное состояние и т. д. человека, животных, мифологических, сказочных существ и т.п. Общая "формула" выглядит так:

КАК? КАКОВО? – КОМУ-ТО физически; эмоционально, интеллектуально.
Кому-то – это мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им (личные местоимения в форме дательного падежа). Или кому-то – это имя, кличка, прозвище в форме дательного падежа: Васе, Ире, Мяврику, Муське плохо, хорошо, жарко, холодно…
Мне сейчас плохо (физически или эмоционально).
Вам не жарко? (физически)
Им смешно… (эмоционально).
Да, мне понятно (интеллектуально).
На душе радостно (эмоционально).
Выучите рифмовку и у Вас, как говорится, под рукой всегда будут слова эмоционального состояния человека, животных:

Страшно, весело, приятно,
Радостно, смешно, отвратно,
Горько, сладко и досадно,
Беспокойно, безотрадно…

Жалко, жаль, противно, грустно,
Жутко, боязно, печально,
Совестно, тревожно, вкусно –
МНЕ ДУШЕВНО.

Одно из слов – лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории эмоционального состояния.
В следующей рифмовке примеры слов категории состояния, обозначающих оценку физического состояния человека и животных:

Больно, плохо, жёстко, душно,
Тесно, тяжело, не скучно,
Мягко, хорошо, просторно –
ВАМ ФИЗИЧЕКИ.

Здесь также одно из слов лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории физического состояния.
Примерами интеллектуальной оценки состояния человека могут быть слова:
ясно, понятно, интересно, скучно, невдомёк, неохота, лень …

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Слова, оценивающие окружающую среду и природу отвечают на вопрос:

КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (дома, на улице, в населённом пункте – географическое или родовое название);
КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (место природы - в лесу, на речке, на озере, на море, у водопада, в горах, в атмосфере, являющееся в предложении обстоятельством места…).
КАК? КАКОВО? КОГДА-ТО, слово, отвечающее на вопрос когда-то, является в предложении обстоятельством времени.

У нас ночью очень светло от звёзд (К. Паустовский).
Как? Каково? Когда-то – ночью светло;

В Крыму жарко.
Как? Каково? Где-то – в Крыму жарко;

Завтра будет холодно.
Как? Каково? Когда-то – завтра холодно.

Выучите рифмовку:

Дымно, облачно, туманно,
Ветрено, темно, обманно,
Чисто, ясно и морозно,
Холодно, свежо и грозно,
Пыльно, жарко, сухо, тихо…
В ЛЕСУ, НА УЛИЦЕ…

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ-ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВРЕМЕНИ

По возможности-желательности действия оценивают следующие слова состояния (их легко запомнить): надо, нужно, невозможно, возможно, можно и нельзя. В предложениях от этих слов зависит глагол в форме инфинитива:
Надо обязательно выучить к уроку эту тему. (Надо - что сделать? – выучить).
Невозможно поверить своим глазам… (Невозможно - что сделать? – поверить).
Нельзя допустить их встречи. (Нельзя – что сделать – допустить).
Есть и другие слова Категории оценки действия по возможности-желательности:
Хорошо бы поспать. (Оценка действия по желательности).
Не прочь полакомиться. (Оценка действия по желательности).
Не мудрено ошибиться. (Оценка действия по возможности).

Эмоционально оценивают действие (глагол в форме инфинитива) те же слова оценки эмоционального состояния живых существ:
жаль расставаться;
страшно подумать;
приятно познакомиться;
смешно так говорить;
горько вспоминать;
грустно возвращаться.

Пора вернуться. (Оценка действия по времени).
Время разбрасывать камни и время их собирать. (Оценка действия по времени).

МП – МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

МП - морфологические признаки бывают постоянные и непостоянные.
ПП – постоянные признаки принадлежат слову, так сказать «от рождения» и всегда с ним, то есть не меняются, как бы слово не изменялось. Слова состояния, «выросшие» из наречия, как и наречие – неизменяемая часть речи.
Таким образом, слова состояния – это производная часть речи, в основном из наречия:
страшно, весело, приятно, надо, нужно;
Но бывают СС – слова состояния, пришедшие из существительного:
лень (мне как? каково? – лень); время, пора.

И из постоянных признаков отметим, что, в соответствии с ОГЗ – общим грамматическим значением, СС – слова состояния можно поделить на три разряда:
1) СС, оценивающие состояние живых существ: мне грустно, человеку больно, одинокой собаке тоскливо и голодно;
2) СС, оценивающие состояние природы и окружающей среды: на улице темно, в лесу сыро, на озере прохладно, вчера было ветрено;
3) СС, оценивающие действие: грустно вспоминать, нельзя останавливаться, нужно собраться, поздно возвращаться.

НП – непостоянных признаков у СС – слов состояния нет, так как слова состояния – неизменяемая часть речи. Но СС – слова состояния с суффиксом «о» - имеют формы степеней сравнения, как наречия и прилагательные. Слова категории состояния, прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени (с суффиксами е-ее-ей-ше-же) нужно различать:
Вода в речке холоднее, чем в озере. (Вода холоднее – признак предмета, краткое прилагательное).
Сегодня холоднее, чем вчера. (Сегодня – как? каково? – холоднее – слово состояния, оценивающее состояние окружающей среды).
Так мне больнее – (Мне - как? каково? – больнее – слово состояния).
Так делаешь больнее – (делаешь как? каким образом? – признак действия – наречие).

СП – СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ СОСТОЯНИЯ

Слова Категории состояния употребляются в основном в односоставных безличных предложениях без подлежащего. В предложении слова состояния не зависят ни от каких слов и являются всегда сказуемыми в односоставном безличном предложении:
Что же мне так больно и так трудно? (М.Ю. Лермонтов). (СИС - составное именное сказуемое)
Слова Категории состояния могут сочетаться с глаголами: быть, становиться, делаться:
Мне было так больно. Ему сделалось грустно. (СИС)
От слов Категории состояния могут зависеть глаголы в форме инфинитива в СГС – составном глагольном сказуемом:
Жаль с вами расставаться. Нельзя шуметь! (СГС)

Таким образом, мы рассмотрели, что слова категории состояния имеют все признаки (ОГЗ, МП, СП), присущие самостоятельным частям речи и вправе занять своё место в морфологической таблице.


Слова категории состояния (предикативы, безлично-предикативные слова) - это лексико-грамматический разряд слов, обозначающих состояние живых существ, природы, окружающей среды, иногда с модальной окраской и выражением оценки: Мне грустно потому, что весело тебе (М. Лермонтов); На улице темно (М. Горький); А слезы льются, льются по лицу молодого Карташова: жаль отца, жаль живущих, жаль жизни (Н. Гарин-Михайловский).
Слова категории состояния характеризуются неизменяемостью. Лишь формы на -о образуют сравнительную степень: Стало прохладнее; Скоро будет теплее.
Слова категории состояния употребляются в функции сказуемого в безличном предложении и, как главный член предложения, не вступают в подчинительные связи с другими словами, хотя могут иметь при себе зависимый инфинитив: Смешно слушать ваши рассуждения. Они не допускают подлежащего в именительном падеже, сочетаются только с субъектом в дательном падеже (Мне весело) или с существительным в предложном падеже (В лесу тихо). Употребляясь в качестве сказуемого, они сочетаются со связкой и благодаря этому выступают в предложении в различных временах и наклонениях (изъявительном и сослагательном): Ему хорошо с нами; Ему было (будет) хорошо с нами; Ему было бы хорошо с нами.
Категорию состояния образуют:
  1. Слова на -о, соотносительные с краткими прилагательными в форме среднего рода единственного числа и наречиями (тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно) или не соотносительные с ними (можно, надо, боязно, совестно, стыдно). Слова этой группы обозначают: .
а) состояние природы, среды, обстановки (на улице тихо, в зале светло);
б) физическое состояние живых существ (ему жарко);
в) психическое состояние человека (мне грустно);
г) модальную оценку (надо идти, можно слушать);
д) зрительные и слуховые ощущения (ничего не видно, всё слышно).
  1. Слова, этимологически связанные с именами существительными: пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд, не под силу, невмочь. Они выражают:
а) оценку состояния с морально-этической стороны (грех жаловаться);
б) морально-волевые импульсы (лень вставать);
в) эмоциональную оценку (жаль брата).
При расширенном понимании категории состояния к ее лексическому составу относят не только безлично-предикативные слова, но также особые краткие (предикативные) прилагательные, не употребляющиеся в полной форме или не имеющие соотносительных полных форм, со значением внутреннего состояния, склонности, способности к какому- либо действию: властен, волен, горазд, должен, намерен, обязан, рад, склонен, способен.
В. Виноградов выделяет категорию состояния в особую часть речи, относя к ней и несклоняемо-именные (рад, горазд, весел) и наречные слова на основании их лексического значения и морфолого-синтаксических признаков. Но не все грамматисты признают за категорией состояния права на выделение в особую часть речи (Фр. Травничек, А. Б. Шапиро).

Еще по теме СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ:

  1. Слова категории состояния как часть речи. Полемика о словах категории состояния в отечественной науке. Вопрос о объеме части речи.

1. Категория состояния как часть речи. 2. Грамматические категории слов категории состояния. 3. Синтаксические функции и синтаксические связи слов категории состояния. 4. Происхождение слов категории состояния. 5. Вопрос о категории состояния как особой части речи.

Слова категории состояния - неизменяемые слова, выражающие состояние или его оценку: тепло, морозно (состояние природы); душно, грязно (состояние среды); больно, противно (физическое состояние живых существ); стыдно, досадно (психическое состояние человека); хорошо, легко (оценка какого-либо состояния); нужно, нельзя (модальная оценка состояния).

Слова категории состояния имеют грамматические категории наклонения и времени, выражающиеся аналитически с помощью соответствующих глаголов-связок (быть, становиться и др.). Им присуще изъявительное и сослагательное наклонение: На улице стало тепло (изъяв. накл.); Скорее бы стало тепло (сослаг. накл.). Форма повелительного наклонения отсутствует у слов категории состояния по той причине, что они всегда употребляются в безличных предложениях: Мне что-то стыдно стало болтать, болтать без умолку (И. Тургенев).

Словам категории состояния свойственно настоящее, прошедшее и будущее время. Настоящее время выражается при помощи нулевой связки: В комнате темно . Прошедшее и будущее время выражается при помощи глаголов-связок: Три дня назад было еще холодно (прош.); Завтра станет тепло (буд.).

С и н т а к с и ч е с к и е ф у н к ц и и

и с и н т а к с и ч е с к и е с в я з и с л о в

к а т е г о р и и с о с т о я н и я

В отличие от наречий, главная синтаксическая функция которых в предложении - функция обстоятельства, слова категории состояния всегда являются сказуемыми в безличных предложениях: В комнате было темно ; вторые петухи только что пропели (И. Тургенев).

Слова категории состояния могут сочетаться с род., дат. и предл. п. сущ. или мест. Дат. п. обычно выражает значение субъекта (обозначает лицо или предмет, испытывающий какое-либо состояние): человек радостно; ему скучно. Род. и предл. п., как правило, выражают обстоятельственные значения: обидно до слез; на улице холодно.

Сравнительная таблица отличий слов категории состояния от кратких прилагательных и наречий

По происхождению слова категории состояния делятся на несколько групп:

1) слова кат. сост. с суффиксом –о , восходящие к кратким прилаг. или наречиям на –о: тепло, холодно, весело ;

2) слова кат. сост., восходящие к именам сущ.: грех, мука, позор, стыд и др.;

3) слова кат. сост., не соотносящиеся ни с одной частью речи современного русского языка: можно, нельзя и под.

В о п р о с о с л о в а х к а т е г о р и и с о с т о я н и я

к а к о с о б о й ч а с т и р е ч и

Одним из первых на особенности группы слов, относимых ныне к словам категории состояния, обратил внимание русский лингвист А. Х. Востоков. Он отнес их к глаголам, так как им свойственны «время и безличность». К глаголам отнес их и А. А. Шахматов (впрочем, некоторые из них он оставил в ряду существительных и наречий).

Д. Н. Овсянико-Куликовский, считая подобные слова наречиями, выделил их в особую группу - предикативные наречия.

К. С. Аксаков считал их краткими прилагательными, которые получают значение глаголов.

А. М. Пешковский, выделяя такие слова в особую группу, не относил их ни к одной из существующих частей речи.

Впервые слова этой группы в особую часть речи выделил Л. В. Щерба, он же дал им название категория состояния. Ученый указывал на отличия слов категории состояния от прилагательных и наречий: от прилагательных они отличаются неизменяемостью, от наречий тем, что могут употребляться со связкой.

Термин «категория состояния» был принят и выдающимся русским ученым В. В. Виноградовым, давшим подробную и обстоятельную характеристику этой части речи в монографии «Русский язык». Ученый считает категорию состояния самостоятельной частью речи, активно развивающейся и пополняющейся за счет кратких прилагательных, наречий и отдельных разрядов имен существительных. Он указывает, что, переходя в категорию состояния, эти слова приобретают признак времени, выполняют синтаксическую функцию сказуемого в безличном предложении и обозначают состояние.

Однако не все лингвисты признают категорию состояния самостоятельной частью речи. Так, «Русская грамматика» (1980) слова с суффиксом –о , обозначающие состояние, рассматривает как особую группу наречий и называет их предикативными наречиями. Слова с модальным значением называет предикативами.

В школьных учебниках слова категории состояния как особую часть речи стали рассматривать сравнительно недавно.

Дидактический материал

В приведенных предложениях найдите наречия и слова категории состояния. 1. Определите, к каким разрядам относятся наречия. 2. Укажите, какие значения (состояния) выражают слова категории состояния.

1. Он греб наугад к насыпи, которая черным горбом стала отделяться от черного неба (Л. Андреев). 2. Разлившись нешироко и мелко, так что виднелась струящаяся голубизна камней, ручей пропадал во встречной морской волне (А. Грин). 3. Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (В. Брюсов). 4. Он беспрестанно шевелил у себя в бороде и очень проворно моргал глазами и губами подергивал (И. Тургенев). 5. - Смотрите, ведь уж поздно, холодно (М. Лермонтов). 6. Только поздней осенью бывает так хорошо (И. Тургенев). 7. Солнце поднялось высоко; стало жарко (И. Тургенев). 8. Я приподнимаюсь и сажусь. Это делается трудно, когда обе ноги перебиты (В. Гаршин). 9. - Хорошо-то оно хорошо здесь - слова нет! а все, знаете, как-то неловко барашку без ярочки! да и мундира тоже жалко! (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Вопросы для повторения

2. Перечислите морфологические признаки наречий, их синтаксические связи и синтаксические функции.

3. На какие разряды по значению делятся наречия в современном русском языке? Назовите их.

4. В чем заключаются различия между наречиями и словами категории состояния?

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Категория состояния — это класс знаменательных неизменяемых слов, обозначающих состояние (в широком смысле слова) и в предложении выполняющих функцию главного члена безличных предложений. Например: На Волге так хорошо, сво-бодно, светло (М. Г.); В джунглях было сыро, душно (Из газ.).

Все слова данной части речи по значению можно разделить на группы:

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды (теп-ло, холодно, сыро, жарко, шумно, ветрено и др.). Например: В здании школы было тихо и пустынно (Фад.).

2. Слова, обозначающие физическое состояние живых существ (больно, зябко и др.). Например: Ей душно, жарко, и вся, вскочив, Дрожит она (Л.).

3. Слова, обозначающие психические состояния человека (жутко, стыдно, страшно и др.). Например: А на душе необъятно и чудно, и толпы серебряных видений возникают в ее глубине (Г.).

4. Слова, обозначающие оценку какого-либо состояния (со сто-роны объема, размера, времени, с морально-эстетической стороны и т. д.: красиво, далеко, поздно и др.). Например: Мне далеко до дому, И труден мой путь впереди (Щип.); Над старостью смеять-ся грех (Гр.); Но увидимся мы вскоре, А теперь пора нам в мо-ре (П.).

5. Слова с модальным значением (надо, нужно, можно, нельзя, возможно, невозможно и др.). Например: Надо жизнь сначала переделать, Переделав, можно воспевать (Маяк.).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Слова категории состояния не изменяются, и только слова на -о, соотносительные с прилагательными и ественными наречиями, могут образовывать форму сравнитель-ной степени синтетическим или аналитическим способом (стало тише, более тепло, более опасно). Значение превосходной степе-ни выражается только описательно, сочетанием форм сравнитель-ной степени этих слов со словами всех, всего. Например: У него веселее, чем у всех; Холоднее всего было в открытом поле.

Некоторые слова этой группы имеют формы оценки (холод-новато, жутковато, страшновато и т. д.). Например: В комнате стало холодновато.

Как уже говорилось выше, в предложении слова ка-тегории состояния бывают главными членами односоставных безличных конструкций. Можно указать также некоторые особенности сочетания данных слов с другими словами в связной речи. Так, слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками отвлеченного или полуотвлечен-ного характера (быть, стать, становиться, делаться и др.), при-чем связка может иметь формы всех времен (было, будет, в настоя-щем времени — нулевая) изъявительного наклонения и форму сослагательного наклонения (было бы холоднее).


При словах категории состояния может быть существительное, местоимение в форме Д. падежа со значением логического субъек-та (Мне холодно), Р. или П. падежа (Без тебя скучно; В лесу темно), могут быть наречия места, времени, количества, меры (Здесь темно; Ночью стало холодно; Стало очень тихо). К сло-вам категории состояния может примыкать инфинитив. Например: Необходимо учиться много, серьезно, честно (М. Г.).

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

К служебным частям речи относятся пред-логи, союзы и частиц ы. Они отличаются от знаменатель-ных частей речи прежде всего тем, что не выполняют но-минативной функции, т. е. ничего не называют. Это пер-вая особенность. Их основная роль — выражать отноше-ния между словами или предложениями, передавать различные грамматические значения или уточнять их: Мороз и солнце! (П.) — союз и показывает, что слова мороз, солнце находятся в равноправных отношениях; Ты поступил бы так же — частица бы вместе с формой глагола передает сослагательное наклоне-ние.

Вторая особенность служебных слов в том, что они не могут употребляться самостоятельно и не могут быть членами предло-жения.

Наконец, следует отметить, что служебные части речи, как правило, безударны. Они образуют одно фонетическое слово вместе с тем словом, значение которого уточняют, если это частицы или предлоги. Если же они соединяют две самостоятель-ные синтаксические единицы (имеются в виду союзы), то они (союзы) всегда примыкают (в плане ударения) к последующему слову.

Ударение сохраняют только те служебные части речи, кото-рые образовались сравнительно недавно из знаменательных частей речи: благодаря, хотя, несмотря на, потому что и др.

По своей функции служебные части речи близки к мор-фемам.

Предлоги

Предлог как часть речи. Предлоги — это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим зна-чением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местои-менные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес).

С помощью предлогов могут передаваться различные отношения.

Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по доче-ри) и различные виды обстоятельственных от-ношений:

Временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами);

Пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост);

Причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха);

Целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду);

Уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки пред-сказаниям);

Определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз);

Совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др.

Большинство предлогов употребляется со строго определен-ной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за — с Р.; при — с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за — с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в — с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе).

Редко предлог управляет тремя падежами: с — может употреб-ляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола, взять с собой, вели-чиной с яблоко); по — с Д.; В. и П. падежами (идти по Лесу, ходить по грибы, приехать по весне).

Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью пред-лога можно определить падеж.

Для этого надо особенно хорошо помнить те предлоги, которые упот-ребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до. из. из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. паде-жами.

Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка млад-ших школьников.

Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в. на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими паде-жами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного.

Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом.

Показателем П. падежа является предлог при.

Предлог тесно связан не только с зависимым словом в слово-сочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграни-чиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба).

Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае пред-лог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором — объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых от-ношений некоторые слова требуют определенного предлога в си-лу своих сочетаемостных свойств (предисловие к скучать по зависеть от...). Однако для русского языка характерна также и зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съе-хать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п.

Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение). Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради.

Структура предлогов. В зависимости от структуры все пред-логи делятся на первообразные (непроизвод-ные) и производные (непервообразные).

В группу первообразных входят наиболее древ-ние предлоги, которые с точки зрения современного языка нель-зя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Коли-чество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над(надо), о, об(обо), от(ото), по, под(подо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез).

Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными.

Производные предлоги имеют мотивированные от-ношения с существительными, наречиями и деепричастиями.

По характеру соотнесенности их можно раз-делить на несколько групп:

Отыменные: в течение, в продолжение, по мере, в ходе, в целях и др.;

Наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя.

В ряде случаев в современном языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг — все белым-бело. — Вокруг меня собралась толпа; Он ушел благодаря нас за ночлег. — Благодаря своей дисциплинированости он сумел закончить диссертацию раньше срока.

Методическое примечание. Чтобы отличить знаменатель-ную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне (= только что, недавно — наречие). — Нас пре-дупредили накануне экзамена (= перед экзаменом — предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну — предлог). — В последнее время завод достиг успехов (= в последний период — существитель-ное). — Он вернулся спустя неделю (= через — предлог).

По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествую-щим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляю-щие собой объединение падежной формы имени существитель-ного с предшествующим и последующим простыми первообраз-ными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.— Мы пошли по направ-лению к лесу.

Сложные предлоги характерны для официально-делового, научного и публицистического стилей, хотя в послед-нее время стали проникать и в разговорную речь, создавая неже-лательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей.

Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1-4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падеж-ных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного.

Кроме того, правильное употребление предлогов — неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из боль-ницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.

Союзы

Союзы — это служебная часть речи, которая слу-жит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте.

Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонь-ко заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.).

По происхождению и словообразователь-ной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да митд.

Производ-ные союзы появились позднее. Большинство из них образова-лось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благо-даря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например: и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др.

По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько.

В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократ-но занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.).

От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не то, или... или, и... и, ни... ни и т. д.

По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонен-тами, союзы делятся на сочинительные и под-чинительные.

Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения.

Подчинительные союзы объединяют неравноправ-ные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчи-ненного предложения, где присоединяемый ими компонент (при-даточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложе-нии. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями.

Грамматические значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т. е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, зимой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр) Такие союзы называются сочинительными соеди-нительными.

Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных сою-зов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли. Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная. Злоба ль открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противо-поставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.).

Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют пос-ледний, указывая на его особую важность. Например: Необхо-димо учитывать не только количество ошибок, но и их характер.

Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости:

Временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.;

Причинные: так как, потому что, ибо и др.;

Условные: если, коли, раз;

Целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы;

Уступительные: хотя, несмотря на то что;

Следствия: в результате чего, так что;

Сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.;

Изъяснительные: что, как и др.

Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хоть видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) — союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) — союз когда имеет значение времени.

Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистичес-кую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отно-шении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, невзирая на то что и др.

Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обра-тить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что.

Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное зна-комство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1-4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообща-ется, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие инто-нации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна.

Частицы

Частицы — это часть речи, включающая в се-бя неизменяемые незнаменательные слова, ко-торые служат для выражения смысловых, эмоциональных и мо-дально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Ср.: Я сделал работу.— Я почти сделал работу; Он начал рабо-тать.— Он только начал работать. В этих предложениях частицы показывают степень завершенности действия, т. е. уточняют значе-ние глаголов сделал, начал. Ср. еще: Я приду завтра. — Я вряд ли приду завтра. Частица вряд ли показывает, что достоверность действия подвергнута сомнению. Ср. еще: Разве вы не едете с нами? и Неужели вы не поедете с нами?

Здесь частицы (выде-лены), формируя вместе с интонацией вопросительную модаль-ность предложения, выражают вместе с тем и сомнение, удивле-ние, недоверие говорящего. С помощью частиц могут быть пере-даны различные значения: утверждение (да, так), отрицание (не, ни, нет), сомнение (неужели, разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и другие значения.

По значению и по функции все частицы делятся на следующие разряды:

1. Частицы, выражающие смысловые оттен-ки слов. Сюда относятся: а) определительные частицы: едва (едва говорил), именно, точь-в-точь, почти (почти красный), чуть не (чуть не упал) и т. д.; б) частицы, служащие для выде-ления предмета, признака, действия из ряда других или усили-вающие значение предмета, признака, действия. Эти частицы называются выделительно-ограничительными. Сюда относятся частицы: лишь, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь, лишь только. Например: Не хочу и доброй ночи желать тебе (Г.). Здесь частица и, синонимичная даже, усиливает объект действия. Ср. еще: Именно он так сказал; Он сказал именно так; Он именно сказал, а не написал. В этих предложениях частица именно выделяет то слово, перед которым стоит.

2. Эмоционально-экспрессивные частицы. Эти частицы выражают эмоционально-экспрессивное отношение говорящего к высказываемому: Что за прелесть эти сказки! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сна-чала искупить наше прошлое, покончить с ним... (Ч.); Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) Сюда относятся частицы: ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда как и др.

3. Модальные и модально-волевые частицы. Эта группа частиц выражает отношение высказываемого к действительности, т. е. они передают утверждение или отри-цание, вопрос или побуждение, показывают достоверность вы-сказываемого, сравнение и др.: Ужель та самая Татьяна? (П.); Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак); Не стыдно ль стен тебе? (Кр.) К модально-волевым части-цам относятся частицы: да, нет, действительно, вряд ли, едва ли, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, пожалуй и др. Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

4. Особую группу частиц составляют фор-мообразующие частицы. Они служат для образова-ния форм наклонений глагола, для образования форм степеней сравнения, например: самый интересный, более красивый, сказал бы, пусть скажет. Эти частицы по своему значению и функции близки к формообразующим аффиксам. Что касается словообра-зовательных частиц -го, -либо, -таки, -ка, кое-, выделяемых некоторыми исследователями в разряде частиц, то их (частицы) следует рассматривать как особый вид словообразовательных аффиксов.

Предложенная классификация частиц не может охватить все их значения, поскольку значения некоторых частиц конкрети-зируются в предложении. Кроме того, многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи. В них в разной степени присутствуют элементы значений наречий (буквально, совершенно, прямо), местоимений (всё, всего, оно, это), глаголов (было, смотри), союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб), предлогов (вроде). Нередко наблюдается совмещение значений частицы и союза, частицы и наречия. В этом случае и квалифицировать их надо двояко: союз — частица, частица — наречие и т.п. (Подробнее об этом смотри в разделе «Омониммч частей речи».)

Все частицы, кроме формообразующих, характерны для раз-говорной речи и широко встречаются в художественной литера-туре. Официально-деловому и научному стилям речи они не свойственны.

Методическое примечание. В начальных классах внима-ние к модально-волевым частицам помогает учителю показать специфику вопросительных и восклицательных предложений и дать определенные рекомендации учащимся для выразительного чтения.

Модальные слова

Общая характеристика модальных слов. Модальность — это понятийно-грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной действительности.

Модальность выражается различными средствами: лексическими, морфологически-ми и синтаксическими. Например, модальное значе-ние могут иметь различные знаменательные слова (хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда и т. д.). Это лек-сические средства выражения модальности.

Значения модальности выражаются формами гла-гольных наклонений, т. е. морфологически.

Разные модальные значения присущи различным типам пред-ложений: повествовательным, побудительным (функциональная модальность), вопросительным, утвердительным и отрицательным, т. е. это синтаксическое выражение модаль-ности.

Есть и еще один вид модальности — субъективная модальность, которая выражается специальными модаль-ными словами. Модальные слова — это класс неиз-меняемых слов, при помощи которых выражается субъек-тивное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения его достоверности / недостоверности. Например: Вы, может быть, слышали — мы уезжаем (И. Т.) — сочетание может быть передает значение предположительности; «Реши-тельно — он прелесть»,— промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно (И. Т.) — слово решительно выражает значение уверенности в том, о чем сообщается в предложении.

Модальные слова в предложении граммати-чески не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего они выступают в функции вводных слов, выделяясь в тексте инто-национно (на письме — знаками препинания). Например: Биб-лиотека ваша, конечно, выросла с тех пор? (Сол.) Кроме того, модальные слова могут выступать в функции слова-предложения в ответной реплике диалога. Например: «Нет, вы серьезно?» — спросила она, постепенно осознавая всю несообразность неожи-данного события. — «Конечно» (Ант.).

Модальные слова образуются от знаменательных, часто имеют среди них омонимы. Например: Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно (П.). В этом предложении слово непремен-но является наречием, относится к глаголу-сказуемому и ни инто-национно, ни запятыми не выделяется. Непременно, он вернет-ся. В этом предложении слово непременно — модальное, имеет значение уверенности говорящего. Или: Он точно скопировал рисунок. — Он, точно, копирует рисунок.

Разряды модальных слов по значению. По значению, которое придают модальные слова высказыванию или отдельным его частям, их разделяют на несколько групп. Основные из них сле-дующие.

1. Модальные слова, выражающие уверен-ность, достоверность (конечно, несомненно, естественно, точно, безусловно, правда, действительно и др.); сочетания (в самом деле, само собой разумеется, само собой и др.). На-пример: В самом деле: взять да и бросить! (Кав.)

2. Модальные слова, выражающие значение предположительности, неуверенности (кажет-ся, вероятно, по-видимому, едва ли, может быть и др.); сочета-ния (по всей вероятности, по всей видимости и др.). Например: Может быть, вы были правы (И. Т.); Видно, подошла такая минута (Кав.).

Междометия

Междометие как часть речи. Междометия — это класс неизменяемых слов, служащих для выражения различных чувств и волевых побуждений человека (ой, ах! ну! и др.).

В системе частей речи междометия занимают особое место. От служебных слов междометия отличаются тем, что они не связывают члены предложения или части слож-ного предложения, как союзы; не выражают отношений существительных и местоимений к другим словам в предложении, как предлоги; не придают смысловых, модальных и экспрес-сивных значений словам или предложениям, как частицы.

От знаменательных частей речи междоме тия отличаются тем, что они, выражая чувства и побуж-дения, не называют их. Например: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула (П.). В этом предложении междоме-тие ах выражает чувство сожаления, но не называет его, в отли-чие от слов жаль, сожалею и др. Или: Боже мой, окунь! Ах, ах... скорей! (Ч.) В этом предложении междометное сочетание боже мой и междометие ах выражают чувство восторга. Многие междо-метия могут служить для выражения различных чувств.

Так, например, в произведениях А. С. Пушкина междометие ах упот-ребляется для выражения чувств удивления, догадки, радости, недоверия и др.: Ах!., постойте; какая прекрасная мысль... (вы-ражает чувство радости); Ах, матушка идет... (выражает чувство испуга); Ах, он поручик! ах, злодей! (выражает чувство возму-щения). Междометие а также выражает различные чувства. Например: А! Так-то вы моей послушны воле! (междометие выражает чувство неудовольствия); «А! Петр Андреич!» — сказал он, увидя меня... (выражает чувство радостного удивления).

Некоторые же междометия, несмотря на то что не обладают номинативной функцией, имеют тем не менее закрепленное за ними содержание. Например, междометие увы служит для выра-жения чувства горя, сожаления; междометие караул выражает призыв к оказанию помощи и др.

В предложении междометия синтаксически не связаны с его членами. Они могут выступать в качестве самостоятельного междометного предложения. Напри-мер: «Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства!» (Ч.) Некоторые междометия могут выступать в функции сказуе-мого. Например: Татьяна ах! а он реветь (П.).

В речи междометия произносятся с особой интонацией (по-вышение тона, увеличение силы звука, в некоторых случаях — протяженность гласных).

Разряды междометий. По тому, что выражают меж-дометия, их принято делить на две группы: эмоциональные и побудительные (императивные).

Эмоциональные междометия О! Ах! Ой! Ура! Браво! Батюшки! А! Ух! и др. выражают чувство радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, а также да-ют характеристику, оценку событий, состояний и т. д. Например: Ах! Скалозуб, душа моя... (Гр.) — междометие служит для выражения чувства радости, восторга; Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Гр.) — междометия выра-жают испуг.

Побудительные междометия выражают различ-ные виды побуждения: Вон! Цыц! Ну! С-с-с! Ш-ш! Марш! Айда!

Например: Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... (П.); Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! (Г.) Междометия, призывающие к вниманию: Ау! Эй! Алло! На-пример: «Эй, Дуня! — закричал смотритель,—поставь самовар» (П.); Даша молча глядела, как отец крутит ручку телефона, кричит: «Алло, алло!» (Горб.)

К междометиям относят также речевые формулы вежливости, т. е. слова и сочетания, выражающие приветствие, прощание, благодарность и т. д.: Здравствуйте! Спасибо! До свидания! и др.

По структуре междометия делятся на непроиз-водные и производные. К первым относятся междо-метия типа ай, ой, ах, эх, ну, ого и др. Они состоят из одного глас-ного звука: а! э!\ из двух гласных ау!; из гласного и согласного: ох! эх! ба!; из двух гласных и согласного: ага! ого! увы!; из соглас-ных: брр! Некоторые из перечисленных междометий могут вы-ступать в удвоенной и утроенной форме: у-у! хе-хе-хе! Некоторые из этих междометий могут соединяться с частицами (ну же! ну-ка!) или с глагольным постфиксом (Ну-те!).

Производные междометия соотносятся со словами других час-тей речи: глаголами (Смотри! Здравствуйте! Извините), сущест-вительными (Батюшки! Беда! Ужас!), местоимениями (То-то!), наречиями (Полно!): Производные междометия могут быть составными: Вот тебе и раз! Вот так штука!