Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Понятие об интонировании

Без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.

Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» - выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Интонация в синтаксисе

Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства. Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства.

Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.

Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…"

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию - понижается: "Когда ты сюда пришел?"

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: "Она пришла!"

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые интонации - паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: "Казнить нельзя помиловать." От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы - это точки, тире, восклицательный и запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль - это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после - идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Общая интонация текста

С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.

Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.

Интонация разных стилей речи

Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.

Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.

Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.

Интонация связана с предложением и с синтагмой, интонация-важнейшее средство членения предложения на синтагмы или фразы. Элементы интонации: мелодика, ударение, пауза, темп речи и длительность отдельных слогов, интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство.

Интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство. Грамматическая функция интонации определяется грамматическим строением предложения. Благодаря интонации определяются однородные члены предложения, вводные слова, вводные предложения, происходит обобщение членов предложения и перечисления. При помощи интонации выделяются разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждый язык характеризуется присущими ему интонационными особенностями, которые связаны со структурными особенностями предложений. Грамматическая функция интонации связана с использованием грамматических функций интонации, связана с использованием звуковых средств всеми носителями данного языка. Экспрессивная функция интонации связана со звуковыми особенностями отдельно говорящего лица. В каждой интонации выделяют 2 аспекта:

Универсальный(проявляется в том, что в разных языках есть определённые сходства в функциях отдельных компонентов интонации и даже имеется сходство интонационных структур)

Национальный(характерен каждому языку, каждый язык имеет свой тип интонации).

Позиционные изменения звуков

Позиционные изменения согласных могут быть или в конце или в начале слова. В конце слова согласный может оглушаться или может происходить отпадение конечного согласного. В начале слова может вставляться протетический согласный (острый - вострый).

Позиционные изменения гласных: положение гласного в ударном слоге называется сильной позицией, а в безударном - слабой. В сильной позиции гласный устойчивый, а в слабой - он подвергается значительным изменениям, которые связаны с ослаблением или редукцией. Редукция гласных бывает количественной или качественной. При количественной гласные теряют часть долготы, они ослабляются, но не меняют своего качества. При качественной редукции происходит не только ослабление звуков, но и изменение его характерных признаков (рус.англ. представлена широко).

Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, аккомодация, диэреза, субституция, диссимиляция)

1. Ассимиляция (уподобление). При ассимиляции некоторые, а иногда все произносительные признаки одного звука уподобляются признакам влияющего звука. Ассимиляция может быть полной и частичной. При частичной изменяются некоторые признаки звука (шубка), а при полной ассимиляции происходит изменение всех признаков звука. Звук становится точно таким же, как звук, вызвавший ассимиляцию.


Ассимиляция может различаться по направлению. Если предыдущий звук влияет на последующий, такая ассимиляция называется прогрессивной. Если последующий звук влияет на предыдущий – регрессивной.

Может быть контактная (2 рядом стоящих звука взаимодействуют) и дистантная (разделены звуками).

Ассимиляция может быть в отношении согласных с согласными, в отношении гласных с гласными (характерно только для тюркских яз. Гласные окончания уподобляются гласному корня– сингармонизм – татарский язык).

Ассимиляция – это уподобление однотипных звуков, т.е. взаимодействовать могут согл. с солг., гласн. с гласн.

2. Если взаимодействуют разнотипные звуки (гласн. с согл.), такое изменение называется аккомодацией.

3. Диссимиляция – расподобление. При диссимиляции один из 2 звуков сходных по артикуляции, утрачивает общие признаки.

На основе ассимиляции или диссимиляции возникает диереза (выкидка звука; солнце, праздник). Иногда может происходить выкидка отдельного слога - гаплология, вставка звука – эпентеза.

4. Метотеза - взаимная перестановка звуков(в просторечиях,при заимствовании).

5. Субституция- замена при заимствовании иностранного языка звука родного языка.

Фонетические и исторические чередования звуков

Фонетические: обусловлены нормами современного языка, не отражаются на письме (напр., стог - стога).

Исторические: нельзя объяснить нормами современной фонетической системы и они всегда отражаются на письме (с-ш, т-ч, носить –ношу)

Понятие о фонемах. Варианты фонем. Основные функции фонем. Позиции фонем. Разработка теории фонем в лингвистике.

1. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМАХ. ВЫРИАНТЫ ФОНЕМ

В процессе речи звуки имеют различные особенности в своем звучании. Одни из этих особенностей не влияют на значение слов или на форму, а другие сказываются на значении или на форме. Звуковая единица, которая используется для различения слов и форм слов, называется фонемой.

Понятия фонемы и звука не совпадают:

Звуки речи – нечто частное, отдельное, а фонема является совокупностью цельного ряда звучаний.

Фонема составляет строгую систему, а один и тот же звука в разных словах может соотноситься с разными фонемами.

Дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему.

Возможны случаи, когда 2 фонемы звучат, как один звук (напр., детский)

Возможны случаи, когда фонема присутствует, а звука нет (напр., солнце)

Следует иметь в виду, что всякое сочетание звуков выступает как единая фонема, т. е. фонему можно считать минимальной единицей звукового строя языка. Она функционирует как целое, даже если состоит из двух звуков. Каждая фонема представляет собой совокупность существенных признаков, которые она отличает от других фонем (напр., звук т – все признаки представляют собой единое содержание фонемы). Признаки, которыми одна фонема отличается от другой, называются дифференциальными.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка.

Такое определение позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие – разновидностями одной и той же фонемы. Самостоятельными фонемами являются звуки, которые употребляются в одинаковой позиции, изменяя значения (ship – sheep). Звуки, которые употребляются в одинаковых фонетических условиях, не меняют значение слова, являются вариантами фонемы. Варианты фонемы сохраняют ее существенные признаки, имеют одинаковое фонологическое содержание.

2. ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

Фонема имеет 2 функции, которые связаны с особенностями процесса речевого общения.

Функция восприятия – перцептивная функция. Благодаря этой функции, фонемы являются своеобразными эталонами, с помощью которых мы узнаем и воспринимаем речь.

Различительная – сигнификативная. В данном случае фонемы являются различителями слов и форм слов (том-дом).

Названные функции обязательны в каждой фонеме, они взаимосвязаны и предполагают наличие друг друга в процессе общения.

3. ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Фонема в живой речи попадает в различные произносительные условия – позиции. Позиции бывают сильными и слабыми. Сильные позиции – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций. В сильной позиции фонема противостоит любой другой фонеме. В сильной позиции фонема меньше всего зависит от фонетических условий, четко проявляется сигнификативная функция. Фонема всегда выступает в сильной позиции изолированно, выступает в своем основном виде. Основной вид фонемы – это то, как она произносится изолированно. Но не во всех позициях фонемы способны выполнять сигнификативную функцию. В некоторых позициях они утрачивают данную способность, и происходит нейтрализация фонемы. Положение, в котором происходит нейтрализация фонем, называется слабой позицией. В английском языке конец слова – сильная позиция (white, wide)

4. СИСТЕМА ФОНЕМ

В данной системе фонемы группируются на основе их качества: система гласных фонем и система согласных фонем. Системный характер звуковой стороны языка проявляется в том, что количество фонем строго ограничено. Составляющие ее единицы тесно связаны между собой. Фонемы группируются потому, как противопоставлены их различные признаки. Такие группы могут охватывать различное количество фонемных пар. Противопоставление фонем называется оппозициями фонем. Члены оппозиции могут быть противопоставлены по одному признаку (п-б), или нескольким (а-б).

Система фонем не остается неизменной на протяжении истории данного языка. Изменения, которые затрагивают систему фонем, называют фонематическими. Наиболее частым явлением возникновения новых фонем и утрата старых фонем, изменение одного из вариантов фонемы в самостоятельную фонему. Системы фонем оказывают воздействие на заимствованные слова. Любое заимствованное слово, перестраиваясь, меняет свою внешнюю сторону под влиянием системы фонем заимствующего языка.

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ФОНЕМ В ЛИНГВИСТИКЕ

Выделяется 2 направления – школа традиционного учения о фонеме (шк.Щербы, Ленинградская и Московская Фонологическая школа)

Ленинградская школа считает, что фонема это звуковой тип, а звуковые типы различают слова и формы слов. Звуковых типов в языке немного, их можно перечислить, обратившись к алфавиту, т.е. буквы выполняют ту же функцию, что и фонема, но отличаются друг от друга своей материальной стороной

Звуков в живой речи больше чем фонем. А звуки объединяются в типы по акустической и артикуляционной близости. Этот звуковой тип и есть фонема

Понятие фонема и звук не разграничивает московская школа

Звуки объединяются в фонемы по функциям общности, если звуки выполняют одну и ту же функцию, они являются одной и той же фонемой, но обе школы едины в подчеркивании значения фонем в общей характеристике понятия фонем.

Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Зарипова Гульбахар Заитовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока :

1. Обучающие :

    дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;

    овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;

2. Развивающие:

    развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

    развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;

    развитие и совершенствование общеучебных умений : речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).

3. Культурологические:

    приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью).

Ожидаемые результаты.

Знать/понимать:

    структурные компоненты интонации;

    функции интонации в речи;

    отличительные особенности русской интонации.

Уметь:

    проводить анализ интонационных конструкций;

    дать интонационный анализ художественных текстов с точки зрения роли интонации в характеристике героев литературного произведения;

    оценивать интонационную интерпретацию лирических произведений разных деятелей искусства;

Аудирование и чтение:

    использовать ознакомительно-изучающее чтение;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

    различать богатство экспрессивных интонационных конструкций русского языка.

Говорение и письмо:

    озвучивание фильма, осознавая типы интонаций по вербальным средствам общения,

    создание сочинения "О чём и как говорят герои картины", используя приобретённые знания об интонации.

Техническое сопровождение урока, наглядность :

    мультимедийная презентация;

    музыкальное сопровождение (в т.ч. фрагмент из балета П.И.Чайковского "Спящая красавица", mp3);

    фрагмент DVD-фильма "Анна Каренина";

    видеофрагмент урока английского языка из серии учебных пособий "OXFORD";

    трейлер мультипликационного фильма "Фантазия на славянскую тему" с CD-приложения к журналу "Enter" (для выполнения творческого задания по озвучиванию ролика).

    электронное учебное пособие "1С. Русский язык".

Технические требования:

    компьютер учителя,

    проектор,

  • динамики,

    компьютеры для учеников (минимум - 5).

Программное обеспечение :

    проигрыватель Windows Media;

    Flash - проигрыватель;

    MS Office: Word, PowerPoint.

План - конспект урока

1. Погружение в тему урока.

- :Начнём с путешествия в хорошо знакомую сказку "Спящая красавица", сюжет которой использовал П.И.Чайковский для одноимённого балета. Для третьего действия спектакля он придумал сцену, которую называют "сказкой сказок": в ней благополучно проснувшуюся после столетнего сна принцессу Аврору и её спасителя принца Дезире приветствуют сказочные герои. Перенесёмся мысленно в сказочный дворец... Вот мы вместе с героями слышим звуки праздничного шествия. Как забавен и одухотворён дирижёр оркестра - гном! Вошли в круг принцесса Аврора и принц, закружились нарядные пары. Все во власти прекрасной музыки. И вдруг...

Попробуйте угадать, кто появился на сцене и что случилось на балу. Почему вы так решили? Чем заняты эти сказочные герои? Какое у них настроение?... (Беседа о ссоре Кота в сапогах и Белой кошечки)

Вы правильно услышали в музыке танца недовольное урчание Кота и гневное мяуканье Кошечки, злое шипение.

Что помогло понять эту сцену?...

Вы назвали основные средства, с помощью которых создаётся интонация... Это тема сегодняшнего урока.

2. Осмысление темы урока

"Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несёт в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаённый смысл и значение?!.."

В.П.Морозов

О чём размышляет учёный - биолог, исследователь физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П.Морозов?...

Но для того чтобы достичь слуха, чтобы были доступными мысли и чувства, нужно, чтобы устная звучащая речь отличалась выразительностью, эмоциональностью, чтобы она воздействовала на слушателя. Для этого есть разнообразные средства... (след. слайд)

Что же это за средства? Выявите их из высказывания другого учёного-лингвиста:

:В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте:"

Давайте выясним сущность составляющих элементов интонации, обратившись к нашему электронному учебнику...(самостоятельное чтение статьи, беседа по опорным вопросам).

3. Речевая практика.

1) Интересный факт. Первая запись русской интонации.

В 1878 г. М.П.Мусоргский работал над оперой "Женитьба".

Мусоргский посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию артистов, чтобы в своей опере добиться воспроизведения "простого человеческого говора". Это была первая запись русской интонации.

2) - А каковы отличительные особенности русской интонации в сравнении с другими языками.

Проверка домашнего задания № 1.

Дома вы читали диалог на английском и русском языках. Повторим. Какие выводы вы сделали:. А вот как произносят те же реплики англичане:. (аудирование - прослушивание диалога на английском языке)

Что вы заметили?...(Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях).

- Послушаем пример:

Исследование по этому вопросу провела:..(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:...

Доклад-исследование на тему: "Сравнительный анализ интонационных особенностей английского и русского языков".

- А как произносятся слова приветствия в русском языке? Обратимся к авторитетным мнениям.

3) И.Л.Андронников:

"Простое слово "здравствуйте" можно сказать

ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов"

Произнесём это слово...

Может быть, мы продолжим список? Нам помогут забавные герои картин немецкого художника Карла Шпицвейга...

Дослушаем конец цитаты Андронникова:

"А написать? Для этого понадобится на одно "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".

Проверка д\з № 2. Произнести фразу "Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным" (Френсис Бэкон) в разных речевых ситуациях, которые подсказывают фразеологизмы.

Как в воду опущенный; прокурорским тоном; учительским тоном; командирским тоном; не своим голосом; что есть мочи.

Сопутствующие задания : объяснить смысл афоризма, найти информацию об авторе высказывания, подобрать синонимы к фразеологизмам.

Роль интонации в жизни человека исследовала:.(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:

Доклад-исследование "Роль интонации в жизни человека"

4. Интересный факт. "Фонограф"

Существуют специальные приборы, с помощью которых лингвисты фиксируют интонационные изменения при произнесении разных фраз.

С помощью акустической техники установлено, например, что выражение грусти сопровождается "узким мелодическим интервалом", "ровным мелодическим контуром", "медленным темпом", "слабой интенсивностью".

А первым человеком, кто изобрёл такой аппарат, был Эдисон:

Любимое изобретение Эдисона, которое считается единственным полностью оригинальным. На мысль о фонографе его навели звуки, похожие на неразборчивую речь, исходившие однажды от телеграфного повторителя. Первые фонографы издавали довольно резкие и грубые звуки, но многочисленным слушателям воспроизведение речи казалось волшебством.

Звук записывался иглой, связанной с мембраной, на цилиндрическом валике, обернутом оловянной фольгой. При возникновении колебаний в мембране игла вычерчивала на поверхности фольги канавку переменной глубины.

Юля в своём докладе обратила внимание на смыслоразличительную функцию интонации. В русском языке эта функция необыкновенно разнообразна.

5. У каждого мастера слова свои интонации, своё звучание.

Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Чувства выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь.

Аргументировать тезис о том, что русская интонация богата смыслами, нам поможет следующий эксперимент...

Сравнительный анализ исполнения стихотворения Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" писателем Ф.Искандером
и артистом М.Казаковым.

6. Осмысление роли интонации в художественной литературе.

Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.

Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Я знаю, что есть те, кто уже летом прочитал этот роман. Вы помните, как он начинается...

Мы обратим внимание на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.

Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?

Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.

Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.

Посмотрите фрагмент из кинофильма "Анна Каренина". Сумели ли артисты передать авторский замысел?

Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса ("сказала быстрым, не своим, грудным голосом"); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).

По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

7. Выявление основных функций интонации.

Выполнение упражнения на смыслоразличительную функцию знаков препинания, как материальных выразителей интонации на письме.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста. Об этом вы прочитаете дома самостоятельно.

(Поскольку любой текст произносится в определённом стиле, принадлежит к какому-нибудь жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно стилю и жанру. Привлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas - "воля") значение, когда выражает волевые действия. Угадайте их по произнесённой фразе::(приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрёк, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.)

Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения её воздействия на слушателя.

В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей:

1) обязывание или побуждение (приказ, требование, просьба);

2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрёк);

3) убеждение (предложение, совет, инструкция).

Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

4. Формулировка выводов:

Творческая работа учащихся. Интерпретация интонации по вербальным средствам общения.

Озвучивание мультфильма "Фантазия на славянскую тему" ученицами 10 класса (фамилии учениц).

5. Заключение.

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

Б.Н.Головин*

6. Домашнее задание.

    Выучить теорию по теме "Интонация".

    Творческий диктант. В качестве диктанта предлагается описание картины голландского художника Яна Стена "Строгий учитель". Творческая часть - озвучивание картины с характеристикой интонационных особенностей речи героев картины.

В этом параграфе мы рассмотрим классификацию элементов интонации, характеристику интенсивных элементов интонации (пауза, логическое ударение, интенсивность), частотных (мелодика, диапазонная высота), темпоральных (темп, эмфатическая долгота), спектральных (интонационный тембр), рассмотрим роль, универсальность и значение каждого элемента интонации в обучении правильному интонированию, раскроем понятие речевого ритма.

Элементы интонации:

Физическая структура интонационной конструкции складывается из элементов интонации. Выделяют следующие группы:

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность;

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота;

3 группа - темпоральные (временные) элементы: темп и эмфатическая долгота;

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность.

Пауза - перерыв в речи. Выступает как средство членения речи, средство выражения характера связи (вместе с мелодикой), средство смыслового и эмоционального выделения (ЛЭС, 1990, с.369) (или: Под паузой понимается два явления: во-первых, больший или меньший перерыв в звучании, являющийся границей между двумя более или менее состоятельными по смыслу отрезками речи; во-вторых, смена тона на границе синтагматического членения).

При правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во всех отношениях, к тому же ее легко сделать. Она облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Сам ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия паузировки. Необходимо чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

К.С. Станиславский описывает три вида пауз: логическую, психологическую, люфтпаузу.

Логическая пауза помогает выяснить мысль текста. Психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе, стараясь передать ее подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза (воздушная пауза, самая короткая остановка, необходимая для того, чтобы взять дыхание). Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой (|), более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами (||), разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами (|||).

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее - степень их завершенности. Степень продолжительности паузы и степень ее ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов.

Г.И. Иванова-Лукьянова выделяет пять типов пауз по месту употребления:

1. Грамматическая, возникающая на месте синтагматического членения и реализуемая сменой тона и перерывом звучания; имеет нормативный характер, так как соответствует синтаксическому строю речи.

2. Грамматическая, создаваемая только сменой тона без реального перерыва в звучании. Эти паузы свойственны двум стилям речи: официально-деловому и публицистическому.

3. Неграмматическая, то есть представляющая собой реальную остановку в местах, не предназначенных для пауз. Причина подобного явления кроется в неподготовленности высказывания, что свойственно разговорной речи.

4. Психологическая, имеющая эмоциональное содержание.

5. Отсутствие пауз в местах, где синтаксический строй текста предусматривает обязательную границу членения. «Пропущенные» паузы распространены в разговорной речи, присутствуют в диалоге, зависят от разного рода штампов, клише.

По акустическому выражению пауза может быть действительной и мнимой (нулевой).

Действительная пауза - это остановка, перерыв в звучании. Таковы паузы, разграничивающие высказывания в устной речи, паузы, обозначенные в письменном тексте (например, пунктуационно) на границах абзацев и предложений, на месте тире, запятой или точки с запятой, а также перед большинством союзов и на границах стихотворных строк.

При мнимых паузах перерыва в звучании нет, но есть изменения тонального контура - «перелом в мелодике» или «прекращение падения тона и начало нового подъема», изменение темпа или стык (соседство) смысловых ударений. На слух такие особенности интонации воспринимаются как пауза между синтагмами.

Графические обозначения пауз:

Соединительная пауза между речевыми тактами - /

Более длительная пауза (чаще между предложениями) - //

Разделительная логическая пауза (границы смысловых, сюжетных отрезков) - ///.

В своем учении об искусстве сценической речи К.С. Станиславский особое

внимание уделяет ударениям, или как он говорит, "акцентуации". Ударение, попавшее не на свое место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно напротив должно помогать творить ее!

Логическое ударение - произвольное выделение одного из элементов высказывания в целях увеличения его семантического веса.

В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи принципиально значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова, через которую осуществляется интонационное движение фразы) и ударение смысловое (синтагматическое, фразовое и логическое).

Физиологическими механизмами, участвующими в реализации логических ударений, является и дыхательная система, и гортань, и периферические артикуляторы. Наблюдающиеся согласованные изменения в их деятельности должны предполагать строгую координацию управляющих сигналов. Так как от постановки логического ударения зависит смысл высказывания, то общие механизмы управления логическим ударением должны быть отнесены к довольно высоким уровням синтеза речевых программ.

Логическое ударение - это опора мысли, как говорил К.С. Станиславский, - это "указательный палец", который выделяет главное слово во фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Ударение (словесное и логическое) имеет три измерения: сила, высота, долгота. Следует учитывать степень каждого из компонентов и какой из них в каждом конкретном случае является доминирующим.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Существуют следующие виды ударений: тактовое, фразовое I, фразовое II. Тактовое ударение - это ударение на слове внутри речевого такта. Фразовое ударение I - это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым ударением II.

Наряду с понятием фразового ударения во многих исследованиях используется также понятие синтагматического ударения, иногда без различий в объеме понятий, а в других случаях - с отчетливым противопоставлением. Последнее можно считать дальнейшим развитием положений Л.В. Щербы, поскольку идея о существовании речевых единиц разной размерности (ритмическая группа - объединение ритмических групп, или синтагма, - объединение синтагм, или фраза) требует и соответствующих терминов для отражения важнейшего средства объединения этих единиц (ритмическое ударение - синтагматическое ударение - фразовое ударение).

Лингвисты считают тактовое и фразовое ударение необходимым элементом изолированного, законченного предложения, подчеркивают их постоянную позицию и стабильный мелодический рисунок.

Логическое ударение не является обязательным в законченном изолированном предложении, оно может отсутствовать или совпадать с фразовым, причем функции его и средства воплощения сугубо ограничены. Речь идет о языковой модели, общих признаках структуры, не выражающей всех существенных для живой речи процессов.

Интонацию, а также фразовое ударение Л.В. Щерба относит к внешним выразителям грамматических категорий, наряду с префиксами, суффиксами, окончаниями, порядком слов, особыми вспомогательными словами, синтаксической связью и т. д.

Согласно правилам языка, ударение в изолированном предложении принимает определенное слово или словосочетание и теоретически может быть выражено усилением ударного слога. "Я возвращался домой ПОЛЯМИ". Ударение это может падать на слово "полями" в процессе речевого действия, и не только потому, что "полями" - фразовое ударение, или потому, что это - дополнение, но прежде всего потому, что "полями" - то "новое", с чем связана перспектива рассказа.

Интенсивность, сила произнесения определяется звуковой энергией. Этот элемент интонации часто отождествляется с громкостью, но интенсивность указывает не только на громкость. Интенсивность выражается и в шепоте. Когда мы произносим шепотом какие-то слова, мы можем вложить в них максимум энергии.

Сила голоса очень важна для говорящего. Если он говорит очень тихо, то его могут услышать только находящиеся рядом люди. Чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительном сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно выступающий расценивает высоту своего голоса.

Интенсивность зависит от напряжения и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности определяют на слух. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняются: увеличиваются или уменьшаются, и это может быть резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

К интенсивным элементам относят и акцентное выделение - активную для восприятия выделенность просодическими средствами какого-либо слова во фразе.

Характерные особенности такого выделения:

1) оно резко выделяет слово по сравнению с его соседями по высказыванию;

2) создает вокруг высказывания, в которое оно входит, коммуникативно-текстовую ауру, выводя содержание высказывания за его рамки.

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота.

Мелодика понимается как модуляция высоты (интонационной) тона при произнесении фразы, осуществляемые разной степенью натяжения голосовых связок (Ахманова О.С.).

Мелодика речи - основной компонент интонации. Акустический коррелят мелодики речи - изменение частоты основного тона, развертывающейся во времени. Она организует фразу, расчленяя ее части; различает коммуникативные типы высказывания; выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.

С помощью интонации мы создаем общий мелодический склад речи, подобный песенному звучанию; только смена высоты звучания происходит быстрее и на более низком уровне. Как только дети начинают разговаривать, они различают многие общепринятые интонации.

Высота голоса управляется не только напряжением голосовых складок, но и частотой импульсов, полученных из головного мозга. Шепотный голос образуется без участия голосовых складок и получается вследствие трения выдыхательной и вдыхательной струй воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа.

Для обучения правильному интонированию, для исправления ошибок интонирования необходимо иметь достаточно точное описание интонации изучаемого типа предложения. Из всех акустических коррелятов интонации наиболее универсальным, значимым и лучше всего осознаваемым средством является мелодика. Осознаваемость мелодики особенно необходима при обучении интонации для исправления фонологических и фонетических (акцентных) ошибок интонирования.

На опознание типа предложения влияет не только мелодический, но и другие компоненты интонации - длительность, интенсивность. Но опыт преподавания русской интонации говорит о том, что обучение правильной мелодике, то есть компоненту, обладающему наибольшей информативностью, приводит одновременно к некоторой нормализации тесно с нею связанных, в известной мере обусловленных ею других компонентов интонации.

Диапазонная высота - высота основного тона высказывания по отношению к диапазону голоса. Отнесение диапазонной высоты к элементам интонации осуществляется потому, что отрезок речи может быть произнесен в той или иной (средней, верхней, нижней) высоте, или, как еще называют, полосе, и это связано с эмоциональным, волевым содержанием высказывания. Данные, имеющиеся в литературе по вопросу о возможностях человеческого уха в дифференциации тонов, свидетельствуют о достаточно хорошей чувствительности нашего слухового аппарата к частотным изменениям. Как правило, изображая что-то речевыми средствами (животное, другого человека и т.п.), мы меняем именно диапазонную высоту своего голоса.

3 группа - темпоральные (временнЫе) элементы: темп и эмфатическая долгота.

В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет быстрая речь в напряженных или связанных с душевным волнением положениях.

Темп - скорость протекания речи. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного, в характеристике звучащих текстов разных стилей, например: темп информационного сообщения убыстренный, а темп сказки размеренный, чаще замедленный. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его интонационной целостности, придавая особую значимость тому, что здесь сообщается, и наоборот, ускорением проговаривания некоторых фраз выражается второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Нормальным считается такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9-ти до 14-ти фонем.

Средний темп речи - это 110-120 слов в минуту. Такой темп оптимален для речи учителя, он позволяет ученикам сосредоточиться и не отвлекаться. Замедленный темп на всех словах в течение даже 2-3-х минут рассеивает внимание. Тот же эффект оказывает и убыстренный темп: ученики не успевают осмыслить сказанное и теряют интерес к материалу.

Темп замедляется, если: выделяется важное, привлекается внимание, изображается что-то медленное; на важных словах, на незнакомых словах, на новых терминах. Замедление темпа имеет разновидность - послоговое проговаривание. Этот прием используется при введении новых терминов, для выделения слов и словосочетаний особой важности.

Темп убыстряется, если: дается информация менее важная, дается информация хорошо знакомая, изображается что-то быстрое; убыстряется на словах - не имеющих основной смысловой нагрузки, воспроизводящих известное.

Эмфатическая долгота (эмфаза) - увеличенная длительность одного или, реже нескольких звуков в слове. Эффект эмфатической долготы создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи при данной средней длительности звуков в сегменте речи (синтагме). Эмфатическая долгота - одно из средств создания эмоционально и экспрессивно насыщенной речи. Эмфатическая долгота может сопровождаться изменением диапазонной высоты произнесения звука (повышением или понижением) - и это служит ярким средством создания образа в речи. (Мою кошку зовут Мурка, но я зову ее Мурочка. - Произнесение растянутого звука в слове «Мурочка» в верхнем диапазоне говорит о добром, теплом отношении к кошке, в нижнем диапазоне - о противоположном отношении.)

Эмфаза - увеличение длительности ударного слога в слове.

В учительской речи эмфатическая долгота обычно используется для подчеркивания и выделения важных в смысловом отношении понятий.

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

Тембр - окраска, или характер звука голоса. В словаре О.С. Ахмановой дается толкование двум терминам: тембр I и тембр II. К компоненту интонации имеет отношение тембр II. "Специфическая суперсегментная окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства" (Ахманова О.С.). Следует различать

индивидуальный тембр и интонационный тембр. У каждого человека данный ему от природы тембр голоса, поэтому мы и различаем голоса людей. Этот тембр не есть элемент интонации. Природный, индивидуальный тембр зависит исключительно от анатомического строения речевого аппарата. Интонационный тембр (как компонент интонации) порождается произвольным изменением формы некоторых резонаторов в этом аппарате и создается взаимодействием диапазонной высоты и интенсивности. Тембр участвует в выражении эмоций, его семантическая функция наблюдается при изображении свойств некоторых предметов и явлений действительности. Тембральная окраска речи может повысить или понизить эффект речи в целом. Тембральная окраска - один из ведущих параметров, который оценивается слушателями при первичном восприятии звучащей речи. Он вызывает у слушателей определенную реакцию: если тембр отражает негативные эмоции, то соответственно - отрицательную реакцию. (Некоторые исследования речи учителей констатирую далеко не радужную картину: в интонации педагогической речи преобладают негативные эмоции, поэтому будущему учителю важно обратить внимание на индивидуальный тембр своего голоса и на умение искусно менять тембральную окраску в зависимости от ситуации общения.)

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой она вибрирует. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел, имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково.

Тембр - это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, её колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора, образуются обертоны, то есть дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще "цветом" голоса.

Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие: зрительное восприятие (светлый, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, звонкий, скрипящий); осязательное (мягкий, холодный, жесткий); ассоциативное (бархатный, медный, металлический); эмоциональное (веселый, радостный, восторженный, нежный).

Тембр и ритм невероятно сложные в просодическом анализе звучащей речи признаки, требующие особого изучения. Пока еще не существует удовлетворительной и достоверной единицы для описания тембра и ритма. Но функцию тембра и ритма необходимо учитывать.

Интонация тесно связана со смыслом, синтаксической структурой и ритмом речи.

Ритм - равномерное, закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых и т.д.).

Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности в силе голоса. Если ритм рассматривать как временную структуру любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п., то ритм речи - это произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающие со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

В физиологии, стиховедении, лингвистике и психолингвистике принято говорить о ритме речи.

Речевой ритм имеет физиологическую и интеллектуальную основы. Как элемент звучания речевой ритм опирается на ритм дыхания. Как элемент формы речи (выполняет коммуникативную функцию), ритм соотносится со смыслом.

В любом языке интонация служит для внешнего оформления предложения. При помощи интонации наш слушатель понимает, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием. Например, предложение "Сегодня тепло" может быть утверждением, вопросом и восклицанием в зависимости от интонации, с которой произносится предложение. Интонация также выражает наши эмоции: удивление, раздражение, радость, недовольство и т.д.

Каждый язык имеет свою особую, характерную для него интонацию, заметно отличающуюся от интонации других языков. В английском языке интонация играет особенно важную роль вследствие сильно выраженного аналитического характера языка. (В аналитических языках отношения между словами выражаются не при помощи окончаний, как в русском языке, а при помощи служебных слов: предлогов, артиклей, вспомогательных глаголов, а также при помощи интонации.)

Составными элементами интонации являются:

  • - мелодика речи, которая осуществляется повышением или понижением голоса во фразе (сравните произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
  • - ритм речи, т.е. чередование ударных и безударных слогов;
  • - темп, т.е. быстрота или медленность речи и паузы между речевыми отрезками (сравните речь замедленную и речь скороговоркой);
  • - тембр, т.е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр "весёлый", "игривый", "мрачный" и т.д.);
  • - фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения отдельных слов в предложении.

Как уже было сказано выше, длинные предложения делятся на отдельные смысловые группы, которые зависят от общего смысла предложения, его грамматической структуры и стиля речи.

Каждая смысловая группа имеет определённую интонацию, которая указывает на завершённость или незавершённость мысли в ней. Обычно только последняя смысловая группа указывает на то, что мысль в данном предложении закончена; в предыдущих смысловых группах употребляется интонация, которая говорит о незавершённости мысли. Например, в предложении: "В июне, июле и августе дети не ходят в школу" в трёх первых смысловых группах: "В июне, июле и августе" мысль предложения не закончена, и, соответственно, употребляется интонация, которая указывает на это.

Количество смысловых отрезков в предложении зависит от темпа речи, т.е. произносим ли мы предложения быстро или медленно. Например, при диктовке предложений темп речи будет значительно более медленным, чем в разговорной речи. Таким образом, и смысловых отрезков при диктовке будет больше, и они будут короче.

Английская интонация значительно отличается от русской, как мелодией, так и фразовым ударением. Понижение или повышение голоса на последнем ударном слове в предложении являются двумя основными тонами английской интонации (впрочем, и русской тоже) - нисходящим тоном и восходящим тоном.