Кутузова мы видим глазами Толстого и уже не можем видеть иначе.

Наполеон двоится в наших глазах: невозможно забыть коротенького человека с толстыми ногами, пахнущего одеколоном, - таким предстает Наполеон в начале третьего тома ʼʼВойны и мираʼʼ. Но невозможно забыть и другого Наполеона: пушкинского, лермонтовского - могучего, трагически величественного.

По теории Толстого, Наполеон был бессилен в русской войне: он ʼʼбыл подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правитʼʼ.

Толстой был необъективен в отношении Наполеона: данный гениальный человек многое определил в истории Европы и всœего мира, и в войне с Россией он не был бессилен, а оказался слабее своего противника - ʼʼсильнейшего духомʼʼ, как сказал сам же Толстой.

И вот теперь та психологическая победа, которую еще на совете в Филях понимал и чувствовал Кутузов, стала видна всœем. Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы и диспозиции, но множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что ʼʼмужики Карп и Влас, и всœе бесчисленное множество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли егоʼʼ; то, что ʼʼпартизаны уничтожали Великую армию по частямʼʼ, что партизанских отрядов ʼʼразличных величин и характеров были сотни... Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французовʼʼ.

Толстой совершенно точно понял значение того чувства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создало партизанскую войну, заставило людей поджигать свои дома. Выросшая из этого чувства, ʼʼдубина народной войны поднялась со всœей своей грозной и величественной силой, и... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всœе нашествиеʼʼ.

Несколько раз мельком Толстой показывает французских пленных: дрожащий от холода босой барабанщик, которого пожалел Петя; обмороженные, больные французы, жалкой толпой бредущие за русской армией; и, наконец, Рамбаль - тот самый офицер, который был так весел в первый день, когда французы вошли в Москву.

Тогда Рамбаль чувствовал себя великодушным победителœем, рыцарем. Вот как он входил в русский дом: ʼʼвысокий, бравый и красивый мужчина... молодецким жестом... расправил усы и дотронулся рукой до шляпыʼʼ. Он снисходительно и добродушно обращался с побежденными русскими: ʼʼпочтение всœей компанииʼʼ, ʼʼфранцузы добрые ребята...ʼʼ Когда Пьер спас ему жизнь, ʼʼкрасивое лицо его приняло трагически-нежное выражениеʼʼ, и он заявил, что Пьер - француз. ʼʼСовершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его... было, без сомнения, самым великим деломʼʼ. Пьер не хотел разделять с ним ужин, но Рамбаль был так искренне добродушен, что Пьер поневоле остался. Весь вечер он слушал самодовольную, веселую и пустую болтовню Рамбаля, привыкшего входить победителœем в чужие города. И вот через несколько месяцев мы снова встречаем Рамбаля - вернее, сначала слышим о нем:

ʼʼТо-то смеху... Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсœе, а другой такой куражный, бяда! Песни играетʼʼ.

Это рассказывает один солдат другому. Вместе с ними мы приближаемся к костру и видим две ʼʼстранно одетые фигурыʼʼ.

Денщик Рамбаля Морель, ʼʼобвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенкуʼʼ. Сам Рамбаль ʼʼхотел сесть, но упал на землюʼʼ. Когда солдаты подняли его и понесли, Рамбаль ʼʼжалобно заговорил: О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!.. - и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдатуʼʼ.

Именно в судьбе Рамбаля, умевшего так молодцевато расправлять усы и так снисходительно разговаривать с побежденными, Толстой показывает, в каком жалком положении оказалась великая французская армия. Ведь эти двое даже не попали в плен, - поняв безвыходность своего положения, они сами вышли из леса, где прятались.

Русские солдаты, встретившие французов, могли бы убить их - это было бы бесчеловечно, но понятно после жестокой войны, которую они выиграли. Но жестокости уже нет в душе народа, ʼʼчувство оскорбления и местиʼʼ уже заменилось в ней ʼʼпрезрением и жалостьюʼʼ.

Французов накормили, дали им водки, Рамбаля отнесли в избу... Молодые солдаты хохотали до упаду, слушая песни Мореля, а старые, улыбаясь, поглядывали на него.

ʼʼ- Тоже люди, - сказал один из них, уворачиваясь в шинœель, - и полынь на своем кореню растетʼʼ.

Это ʼʼтоже людиʼʼ было сказано Кутузовым, который всœегда чувствует одно с солдатами. Помните: ʼʼМы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно...ʼʼ (Разрядка моя. - Н. Д.)

Для Толстого всœегда главное, лучшее качество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он ценит в людях - человечность. Бесчеловечен Наполеон, одним взмахом руки посылающий на гибель сотни людей. Всегда человечен Кутузов, стремящийся и в жестокости войны сохранить жизнь людей.

Это же естественное - по мысли Толстого - чувство человечности живет теперь, когда враг изгнан, в душах простых солдат; в нем и заключено то высшее благородство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может проявить победитель.


"Война и Мир": Непобедимая французская армия.

Кутузов представляется читателю таким, каким его видел Толстой и никак иначе. А вот Наполеон, наоборот, двоится: в начале третьего тома Бонапарт виден читателю коротеньким, с толстыми ногами и надушенного одеколоном, тогда как Пушкин и Лермонтов описывал полководца могучим, величественным и трагичным …

Толстой писал о полководце, как о бессильном человеке перед армией России, он …

«был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Наполеон был гениальным человеком. Он, в истории Европы, многое определил, да и в истории всего мира. А вот в войне с русским войском оказался бессильным. Французы оказались слабыми, против сильного русского духа.

И вот читатель, словно видит наяву, ту психологическую победу, которую Кутузов одержал в Филях на совете. Как эта победа была достигнута!? Авто явно даёт понять, что победе вовсе не способствовали план и командование, диспозиция и распоряжения, а множество поступков, совершённых простыми «мужиками» …

«мужики Карп и Влас … и всё бесчисленное множество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его»; «партизаны уничтожали великую армию по частям»; «партизанских отрядов различных величин и характеров были сотни … Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных.

Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

«Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой, и … не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Несколько раз в течение не одной главы, автор описывает пленных французов. Это и босой, дрожащий от холода, барабанщик. Его пожалел Петька. Это и больные, обмороженные пленные, которые жалкой толпой плелись за русской армией. Это и Рамбаль, которые был невероятно счастлив и весел, когда военные дошли до Москвы и проникли в столицу.

Рамбаль - рыцарь, победитель, как полагал тогда он. Толстой описывал его так …

«высоки, бравый и красивый мужчина … молодецким жестом...расправил густые усы и дотронулся рукой до шляпы».

Это француз общался с побеждёнными снисходительно, весело, добродушно …

«почтение всей компании», «французы, добрые ребята...»

Или же, как Толстой писал о сюжете, когда Пьер спас Рамбалю жизнь:

«красивое лицо его приняло трагически - нежное выражение» и вот тогда-то он заявил, что Пьер - тоже француз!

«Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его … было, без сомнения, самым великим делом».

Не хотел Пьер делить ужин с Рамбалем, но тот был вежлив, добродушен … Не в силах было ему отказать! Весь вечер француз рассказывал самодовольно и весело истории о том, как он - победителем, входил в каждый город. Болтовня была пустой … И вот, спустя какое-то время о нём вновь проносится слух, один солдат рассказывает другому …

«То-то смеху … Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет».

Это были, денщик Рамбаля - Морель … «обвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубёнку»

и сам Рамбаль … «хотел сесть, но упал на землю», а когда его русские пожалели и подняли, понесли, он … «жалобно заговорил: О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!.. - и, как ребёнок, головой склонился на плечо одному солдату».

В лице Рамбаля, умевшего молодцевато расправлять свои усы и снисходительно беседовать с побеждёнными, Толстой показывает жалкое положение французской армии. Ведь и Рамбаль, и денщик Морель - в плен не попали, потому как, поняв в каком положении они оказались, сами же из лесу, где прятались, и вышли к русским.

Русские, когда встретили французов, могли бы сразу их убить. Бесчеловечно … Вот только Толстой показывает читателю, что у солдат уже не осталось той жестокости и нет той лютой ненависти к французам … «чувство оскорбления и мести» уже давно заменилось в душе народа «презрением и жалостью».

Покормили двух французов, дали выпить водки. В избу унесли Рамбаля, а Морель пел песни русским, те, в свою очередь, хохотали до упаду, старые солдаты, поглядывая на денщика - улыбались.

« - Тоже люди, - сказал один из них, уворачиваясь в шинель, - и полынь на своём кореню растёт». Это было сказано Кутузовым, который всегда чувствовал в каждом солдате … душу, даже во французском. Достаточно читателю вспомнить его слова: «Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно...»

Лично для автора романа, самым лучшим качеством в человеке было - человечность. В лице Наполеона, он показал, наоборот, бесчеловечность. Ведь, взмахом руки, он посылал вооружённых солдат, убивать беззащитных женщин, детей, колхозников-стариков. Кутузов - это «человечный» полководец, даже в войне, старавшийся сохранить жизни людей, пусть даже и врагов.

Свою мысль человечности, Толстой показал в этом сюжете, на примере двух французов и русских солдат. Враги изгнаны, но в душе солдат - есть чувство сожаления, а в нём-то и кроется высшая степень благородства! Которое воин должен проявлять став победителем!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Из цикла "Битва гигантов-Бородино 1812 г."

В 1812 г. Россия выдержала суровое военное испытание, разгромив более чем полумиллионную «Великую армию» Наполеона. В военную летопись нашего Отечества этот великий год вписан одной из её наиболее блистательных страниц.

Борьба с врагом получила всенародный, национально-освободительный характер и, по определению современников, стала Отечественной войной в защиту независимости Российского государства.

Русские 1-я (главнокомандующий - генерал от инфантерии М.Б. Барклай де Толли) и 2-я (главнокомандующий - генерал от инфантерии П.И. Багратион) Западные армии сорвали расчет Наполеона на быстрое завершение войны за счет разгрома разобщенных сил противника в приграничных сражениях. В условиях значительного превосходства французских войск они осуществили отход и соединение двух армий под Смоленском, не позволяя противнику навязать им крупные сражения.

В середине августа главное командование над русской армией принял генерал от инфантерии (с 19 (31) августа - генерал-фельдмаршал) М.И. Кутузов.

Центральным событием Отечественной войны 1812 г. стало Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г., в котором, по определению Наполеона, «французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Ожесточенное кровопролитное сражение не дало победы ни одной из сторон: Наполеон не сумел разгромить русскую армию, М.И. Кутузов – преградить путь наполеоновским войскам к Москве.

После занятия Москвы французы, ждавшие от русского командования предложений о мире, фактически прекратили активные боевые действия. Русские, напротив, использовали установившуюся паузу для организации партизанской борьбы в тылу противника.

После неудачных попыток договориться с Александром I о мире Наполеон стал готовиться к отступлению. Основной причиной этого решения стало стремление французского императора спасти «Великую армию» от неминуемого уничтожения.

После сражения за Малоярославец (12 (24) октября) в войне наступил коренной перелом. Наполеон окончательно утратил стратегическую инициативу. Основной его задачей стало спасение остатков «Великой армии» от полного уничтожения.

15 (27) ноября остатки французской армии переправились через р. Березину. Дальнейшее отступление, вплоть до самой русской границы, для французов превратилось в беспорядочное бегство. С сохранившимися войсками Наполеон бежал из России. В дальнейшем остатки армии противника были почти полностью уничтожены.

Война дорого обошлась русскому народу. Многие города лежали в развалинах, в том числе и такие крупные, как Москва и Смоленск. Потери русских войск составили около 300 тыс. человек. Но эти жертвы оказались не напрасными. Завоеватели получили очередной урок, который сегодня в исторической ретроспективе служит извечным предостережением: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит Русская земля!».

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV. Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.



2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.