У вас есть мечта? Она есть у каждого, даже если он этого не предполагает. Мечта – это то, что на данный момент не осуществимо и не достижимо. Для одного это может быть поездка на море, а для другого – полет в космос. Маленькие мечты переходят в задачи, большие – в цели, а глобальные так и остаются мечтой. Как же добраться до этой вершины – мечта? Планировать! Один из методов планирования – построение дерева целей , давайте разберемся, что это такое и как его построить?

Дерево целей – иерархический принцип построения структуры целей и задач, у него есть вершина и подчиненные уровни. Можно сказать, что это перевернутое дерево, но лучше назвать эту структуру — пирамида. Пирамида вашего успеха – чем больше тратится энергии, тем ближе к вершине. Поэтому выполняя маленькие операции, гораздо легче добраться до мечты.

Построение дерева целей

Итак, вершина пирамиды – мечта . Мечта – труднодостижимая, а иногда вовсе недостижимая, но при этом очень хочется. Чтобы определиться с мечтой и главными жизненными целями, задумайтесь над философскими вопросами: «А зачем я живу? Чего хочу добиться в этой жизни? Что останется от меня, когда я покину этот мир?». Ответы на эти вопрос дать очень сложно, но это важно. Конечно, можно жить сегодняшним днем, но чем старше, тем больше задумываешься над смыслом жизни.

Главные жизненные цели (период достижения от 10 лет) должны быть реалистичными в отличие от мечты. Они должны относиться к основным сферам жизни: семья, финансовое и материальное положение, образование, самовыражение и т.д.

Далее идем по принципу разбиения на более мелкие цели (5-10 лет) и подцели (1-3 года). Цели – это те результаты, которых мы хотим достичь в данной сфере, а подцели – это цели данные в конкретных условиях. Вопросы, которые помогут определить цели : «Что для вас важно в жизни? Чтобы вы хотели иметь, чтобы чувствовать себя счастливым? Чем вы любите заниматься и чего хотели бы достичь в этом? На какие цели зарабатываете деньги, кроме удовлетворения физических потребностей?». Сумма подцелей приводит к цели, вы должны представлять 80% подцелей, чтобы достичь её. .

Подцели формируются из задач , которые вы выполняете каждый месяц, неделю, день. Чтобы определить подцель, ответьте на вопрос: «Что вы хотите получить в дальнейшем от задачи?» То есть в данном случае идем снизу вверх. Проведите анализ того, что вы делаете каждый день, к чему это вас приведет в итоге? Определившись с подцелями, выявите задачи, которые вы делаете или чего вам не хватает, чтобы достичь подцели. Задачи делятся на простые ежедневные операции.

Разберем на примере . Допустим наша цель: отдохнуть за границей в 2011 году . Чтобы поехать, нам необходимы деньги, поэтому наша подцель будет: заработать к маю 2011 года 50 тыс. рублей для отдыха в августе 2011 г. Дальше нужно определиться, куда поехать отдыхать в 2011 – это будет вторая подцель. Теперь разбиваем на задачи. Для денег: откладывать каждый месяц (1 числа) с января по май 10 тысяч на накопительный счет в банке. Чтобы определиться куда ехать: выбрать туристическую компанию; подумать, куда хотели бы поехать, что посмотреть; провести анализ стоимости этого удовольствия. Далее каждую задачу разбиваем на операции(подзадачи), это уже не так сложно. Далее, если будем следовать плану, поедем в августе 2011 г. отдыхать.

Что будет если не планировать? Вы будете постоянно думать: «Эх, как хочется поехать, да все денег нет! А куда поехать, вроде хочется и там и там побывать…» Так и останется все в мечтах! Поэтому их нужно переводить в цели, а цели в задачи и действовать! А в планирование вам поможет метод построения дерева целей — пирамиды успеха.

Рис. 1.

дерево менеджмент прибыль

Смысл существования человека определяется достижением его жизненных целей. То же можно сказать и о существовании любой организации, будь она коммерческая, общественная, благотворительная или государственная. Любое предприятие, ассоциация или предприниматель преследуют собственные цели, которые являются причинами их существования и функционирования. Рассмотрим разные виды целей и построим дерево целей на примере организации.

Миссия и цель

У любого предприятия есть своя миссия - главная задача, которая оправдывает все его существование. Для благотворительной компании это, к примеру, помощь раковым больным. Для коммерческой компании - получение максимальной прибыли. Для социальной - достижение социально значимой задачи, например, адаптация детей-инвалидов в современном обществе.

Достижение миссии разбивается на несколько составляющих - "ступенек", целей, преодоление которых позволяет максимально приблизиться к решению главной задачи.

Виды целей

Каждая организация имеет несколько желаний и стремлений, которые ей бы хотелось выполнить в ближайшем будущем. Такие цели могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Обычно краткосрочные задачи решаются за год, среднесрочные - в течение периода от года до пяти лет, а долгосрочные устанавливаются на срок не менее пятилетия.

Как устанавливаются цели?

Цели перед организацией в целом и перед отдельными ее подразделениями могут устанавливаться центром, а могут - на местах, руководителями отделов (централизованно и децентрализовано). Это зависит от принятой на предприятии системы управления.

Также при децентрализованном способе установки целей события могут развиваться по двум вариантам: сверху вниз и снизу вверх. При первом способе центр устанавливает крупные задачи, а руководители на местах, для их решения, разрабатывают свои, более мелкие цели и ставят их перед персоналом. При втором способе цели изначально ставятся в подразделениях, а на основе их руководство определяет главные задачи компании и путь ее развития.

Все цели устанавливаются на основе анализа воздействия внутренней и внешней среды на предприятие, на базе главной миссии компании. Только потом определяются конкретные и индивидуальные задачи.

Дерево целей на примере организации

Модель целей организации очень удобно представлять в графическом отображении в виде дерева. Это позволяет упорядочить иерархию целей. Существуют определенные принципы построения этого графика.

В вершине дерева ставится общая цель (миссия) компании. Далее она разбивается на отдельные подзадачи, без выполнения которых главная миссия недостижима. При этом, формулируя задачу, нужно описывать желаемый результат, но ни в коем случае не способ его достижения. На одном уровне должны находиться цели, не зависимые друг от друга, и не проистекающие друг из друга.

Разумеется, набор целей каждой организации сугубо индивидуален. Но, все-таки, можно выделить несколько сфер ее деятельности, в которой у каждой компании найдется немаловажный интерес.

  • * Доходы и финансы.
  • * Политика продаж.
  • * Политика в отношении персонала.
  • * Производство.

Число уровней, на которые разбивается главная задача организации, будет зависеть от масштаба компании и сложности миссии, а также от организационной структуры и иерархии в управлении.

Примеры конкретных целей компании

Рассмотрим некоторые примеры целей организации в различных сферах ее деятельности.

Маркетинг

  • * Продвижение на рынке.
  • * Расширение ассортимента продукции.

Производство

  • * Снижение издержек.
  • * Повышение эффективности производства.
  • * Улучшение конкурентоспособности продукции.
  • * Разработка и внедрение новых технологий.

Персонал

  • * Повышение квалификации.
  • * Оптимизация кадров предприятия.
  • * Система стимулирования.
  • * Повышение производительности труда.
  • * Эффективное управление финансами компании.
  • * Улучшение платежеспособности и рентабельности.
  • * Повышение инвестиционной привлекательности.

Таким образом, для организации имеет огромное значение грамотная постановка целей. Это исходная точка для планирования всей ее деятельности, дерево целей лежит в основе построения отношений внутри компании, системы мотивации. Только достигая поставленные задачи, можно контролировать и оценивать результат работы персонала, отдельных подразделений организации и всей ее структуры в целом.

4 Разработка дерева целей

В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации. В узком понимании миссия - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Формирование миссии - обычное явление для высоко развитого бизнеса. Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий организации, с хорошо проработанным текстом миссии. Компоненты (пункты) текста миссии представлены в таблице 3.


Таблица 3

Компонент Содержание
Продукты или услуги, которые производит компания Каковы продукты или услуги, производимые компанией? При этом часто компании достигают стратегических преимуществ не просто продавая материальный продукт, а добиваясь рыночных преимуществ путем синергии за счет интеграции конкурентоспособности самого материального продукта с нематериальными стратегическими преимуществами, такими как обладание большой долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью, положительным потребительским имиджем.
Категории целевых потребителей Кто является целевыми потребителями компании? Деятельность компании может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом.
Целевые рынки Какие географические регионы обслуживает компания? Это может быть местный регион, вся страна, отдельные зарубежные страны или целые глобальные регионы, например, Западная Европа и Юго-Восточная Азия.
Технология Ориентируется ли компания на использование новейших, традиционных технологий?
Приоритеты выживания, роста и прибыльности Нацелена ли компания на выживание/поддержание существующего уровня прибыльности или же на рост, высокую прибыльность и агрессивную конкуренцию?
Философия Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы компании? Философия компании может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих, акционеров или клиентов, или, скажем, в том, где пролегает рубеж ее стратегии в «сером» допустимом пространстве между буквой закона и духом этических требований.
Конкурентные преимущества В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества компании по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении
Публичный имидж В какой мере, наряду с преследованием целей прибыльности и эффективности, компания участвует в решении внеэкономических проблем, таких как охрана природы, программы социального развития
Отношение к работникам, занятым в компании Рассматривает ли компания своих работников как достояние, имеющее свою собственную человеческую ценность, предоставляя возможности для образования, профессионального роста и саморазвития, или же просто относится к ним как заменимому экономическому ресурсу

Миссия образует фундамент для установления цели туристской организации в целом, а также для ее подразделений, функциональных подсистем (маркетинга, производства, финансов, персонала), так как каждая из них ставит свои определенные цели, вытекающие из общей цели организации.

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Деятельность организации объективно очень разнообразна, поэтому она не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определить несколько наиболее значительных ориентиров действий. Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

Прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.д.;

Положение на рынке, описываемое такими показателями как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.д.;

Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;

Мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

Разработка продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта
и т.п.;

Изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;

Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;

Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

Оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.

В качестве инструмента систематизации целей используется графическая модель в виде древовидного графа - дерево целей.

Дерево целей - граф, схема, показывающая членение общих (генеральных) целей на подцели, последних - на подцели следующего уровня и т. д. (дерево - это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели).

При построении дерева целей разработаны определенные приемы:

Сначала, хотя бы словесно, должна быть сформулирована генеральная цель;

Для генеральной цели надо подготовить количественное описание цели;

Развернуть процесс достижения цели во времени;

Сформулировать цели следующих уровней, то есть целей 1-го уровня, 2-го уровня и т.д.;

Для всех разработанных целей определить коэффициенты важности, приоритеты;

Рассмотреть альтернативные варианты целей;

Исключить малозначимые цели, то есть цели, имеющие незначительные коэффициенты важности и приоритета;

Исключить цели, дающие незначительный эффект, приводящие к незначительным результатам;

Исключить конкурирующие цели, иначе говоря, цели, не подкрепленные ресурсом, необходимым для их достижения.

Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна- быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

На рисунке № 2 приведём дерево целей ДОУ № 30


Рис. № 2 Дерево целей

Вывод: Разработка дерева целей позволит более точно скоординировать работу.


Новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Введение. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам Первая инстанция, куда обращаются люди за помощью - это отделение срочной...

И «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива. Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения. Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам...

...) при условии нормативного финансирования бюджетных услуг привлекательно для органично развивающихся ДОУ и весьма выгодно для развития системы дошкольного образования в целом. Кроме того, для совершенствования системы управления дошкольным образованием города Иркутска считается возможным внедрение независимой системы оценки качества. Функции муниципальной системы независимой оценки качества: 1. ...

За счет достижения жизненных целей определяется значение жизнедеятельности человека, то же самое можно сказать и о существовании каждой компании, будь она государственная, благотворительная, общественная или коммерческая, дерево целей организации – простой пример . Любое предприятие, ИП или ассоциация преследует свои цели, являющиеся причиной их функционирования и существования. Рассмотрим различные виды задач и на примере компании построим пример дерева целей.

Цель и миссия

Каждое предприятие в процессе работы разрабатывает свою миссию – основная задача, которой оправдать существование организации. К примеру, для благотворительной компании – это помощь людям с онкологическим заболеваниями. Для коммерческой компании – заработать максимальную прибыль, для социальной организации – достижение значимой социальной задачи, например адаптация в современном мире детей-инвалидов.

Процесс достижения миссии разделятся на цели, «ступеньки», преодолевая которые к решению основной задачи можно максимально приблизиться.

Виды целей

Любая компания на ближайшее будущее устанавливает для себя несколько стремлений и желаний, которые могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. На решение краткосрочной цели обычно требуется не больше 12 месяцев, среднесрочные – от одного года до пяти-шести лет, ну и не менее 5 лет, требуются на решение долгосрочной задачи.

Как устанавливаются цели

В целом цели перед всей организацией или перед каждым ее подразделением устанавливаются центром, или децентрализовано и централизовано перед руководителями отделов. Все зависит от того какая система управления принята на предприятии.

Децентрализованный метод установки целей способен развиваться по двум направлениям. При первом способе – снизу вверх, первоначально цели ставятся в подразделениях, а руководство на основе их определяет главные задачи организации и пути их разрешения. При втором способе – сверху вниз, крупные задачи устанавливает центр, а руководители для их решения, на местах разрабатывает более мелкие свои цели и устанавливают их перед персоналом и рабочими.

Дерево задач на примере компании составляется, беря за основу анализ воздействия внешней и внутренней среды на предприятии, придерживаясь главной цели организации. И только потом устанавливаются индивидуальные и конкретные цели.

Дерево целей на примере организации

Вид примера дерева целей в графическом отображении помогает отобразить наглядно модель задач организации. С его помощью легко упорядочить степень важности задач. Для построения такого графика существуют обусловленные позиции.

Общая миссия (цель) компания ставиться на вершине дерева. Затем она делится на отдельные подзадачи, без которых выполнение главной задачи невозможна. Формулируя задачу необходимо описать желаемый результат, а вот способ его достижения указывать не обязательно. Цели должны находиться на одном уровне, не проистекающие друг за друга и независящие друг от друга.

Для каждой организации набор целей сугубо индивидуален. Однако несколько сфер деятельности можно выделить, любая компания в них найдет свой интерес:

Производство
Политика в отношении персонала
Финансы и политика
Политика продаж

Количество уровней, на которые делиться основная задача организации, зависит от сложности цели, величины компании, иерархии в управлении и организационного построения.

Пример дерева целей организации:


Примеры конкретных задач организации

В разных сферах деятельности организация имеет свои цели, рассмотрим некоторые из них.

Маркетинг

Расширение ассортимента продукции
Продвижение на рынке

Производство

Разработка и внедрение современных технологий
Улучшение конкурентоспособности продукции
Улучшение эффективности производства
Снижение издержек

Персонал

Повышение производительности труда
Система стимулирования
Кадровая оптимизация
Повышение квалификации

Пример дерева целей организации №2:


Финансы

Умножение инвестиционной привлекательности
Улучшение рентабельности и платежеспособности
Эффективное управление финансами организации

Постановка целей для организации имеет большое значение, – это основа построения взаимоотношений внутри организации, и только решая поставленные задачи можно оценивать и держать под контролем ход и результат работы подразделений, персонала и в целом всей структуры.

Введение

Управленческая практика проходила на базе торговой фирмы ООО «Спецторг»

Общество с ограниченной ответственностью «Спецторг» является торговой организацией, осуществляющей торговую деятельность продуктов. На основе Устава, зарегистрированного Администрацией г. Москвы, учредителями ООО «Спецторг» являются физическое лицо.

Торговая-оперативная деятельность магазина складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям, ведение финансовых операций.

Специфика торгово - технологического процесса, осуществляемого в магазине от фирм - производителей, состоит в некоторых смещениях акцентов с одних традиционных операций на другие, присущие только фирменным магазинам. В частности, в соответствии с основными задачами, выполняемыми фирменной торговлей, первостепенная роль принадлежит операциям, связанным с изучением и формированием покупательского спроса, рекламой новых видов товаров, обеспечение высокой культуры торговли.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно - технических, экономических и санитарно - гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово - технологический процесс, эффективнее использовать торгово - технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Дерево целей

Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху.

Организация ООО «Спецторг» имеет следующие цели, которые отображены на Дереве целей рис.1.

Таким образом, обобщая «Дерево целей», можно сделать вывод, что основная цель организации это расширение рынка и получение максимальной прибыли от своей деятельности. Добиться этого, можно с помощью маркетинговой деятельности.

В ООО «Спецторг» отсутствует отдельная структура управления маркетингом. Управлением маркетингом осуществляется директором предприятия. Процесс основан на плане маркетинга. Результаты разработки и реализации плана маркетинга предопределяет получение намеченного дохода. Этот план является эффективным инструментом управления и представляется в целом виде или по частям всем тем, кто непосредственно участвует в процессе планирования деятельности фирмы.


1. Меры по активизации сбыта продукции: поставить для работников систему оплаты труда в зависимость от результатов их деятельности

2. Меры по ориентации предприятия на потребителя:

2.1. по возможности провести анализ неудовлетворенного спроса и причин, по которым он не был удовлетворен

2.2. Создание эффективной технологии обслуживания Потребителей

3. Мероприятия по сбору коммерческой информации

3.1. Произвести оценку потенциальной емкости рынка. Проводить сегментацию по потребительскому уровню

3.2. Сбор информации по потребителям продукции

3.3. Сбор информации по поставщикам

3.4. Сбор информации по конкурентам

4. Мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка

4.1. Проанализировать Потребителей предприятия

5. Предложения по ценообразованию

5.1. Приведение цен предприятия в соответствие с требованиями рынка (в отличие от стандартной ситуации - возможно повышение цен). Для этого необходимо изучение цен конкурентов, изучение желания Потребителей заплатить ту или иную цену

5.2. Фиксация ценовой политики с учетом данных, но не в ущерб финансовому состоянию предприятия в целом

6. Предложения по ассортименту: разработка системы управленческого учета, позволяющей принимать решения по выбору ассортимента

7.1. Разработка концепции фирменного стиля

7.2. Разработка 2-3 вариантов слогана и использование лучшего из них в рекламных акциях.

7.3. Выявление наиболее эффективных средств рекламы и составление медиаплана.

7.5. Разработка плана мероприятий по формированию положительного имиджа организации, как в сознании Потребителей. Непосредственное участие в его осуществлении.