За всю беременность меня ни разу не посетила мысль, что мне страшно рожать. Я ждала родов с нетерпением, с радостью, но никак не со страхом. Мне казалось, что я буду самой счастливой, когда процесс пойдет, что, когда рожу и малыша положат мне на живот, я буду плакать от счастья. Получилось все совсем не так, как я ожидала.

… На 38 неделе я узнала, что роддом, в котором я собралась рожать, закрывают на мойку ровно в мой ПДР. Судорожные поиски другого роддома по всему Краснодару затянулись – я объехала их все, и везде не было варианта рожать – один был переполнен и сказали, что в лучшем случае примут со схватками в 5-7 минут и раскрытием минимум 2 см, в другом сказали, что без патологий плода не примут даже со схватками – вызовут скорую и отправят в другой РД, в третьем рожать было страшно уже мне – об этом РД ходили страшные слухи, что здоровых детей оттуда не выписывают вообще, а врач, с которой я хотела рожать, предупредила, что на мой ПДР и ближайшие от него 2-3 недели там будет обсервация – т.е. рожать будут все – и без сертификатов, и бомжихи, и больные, и даже туберкулезницы. Я тыкнулась даже в сельский роддом в Адыгее, но врач, посмотрев на мои красивые отекшие ноги-ласты, испугалась осложнений в родах и отказалась меня брать к себе рожать. В итоге у меня остался один-единственный роддом, к которому привязанна моя ЖК – роддом в Горячем ключе. Я еще до беременности категорически не хотела там рожать в случае чего – я не встретила еще ни одной роженицы, которая вышла бы оттуда хотя бы с нормальными воспоминаниями, а не с матами на языке. Все, абсолютно все говорили, что лучше родить в парке на лавочке, в стогу сена, дома в конце концов, но не там. Но вариантов у меня не было – пошла 41я неделя, живот был уже угрожающих размеров, никаких предвестников не было вообще, и мне потихоньку начинало надоедать мое вечно беременное состояние. В итоге я со слезами сдалась в роддом Горячего ключа.

Поначалу я даже обрадовалась – во-первых, рядом медики, уже вселяло какую-то надежду на скорые роды и их нормальный исход, во-вторых, бытовые условия были не столь ужасны, как я себе представляла – неплохие палаты на двух человек, нормально кормят. Я расслабилась. А зря.

После первого осмотра в роддоме на кресле у меня отошла пробка, и следующие 2 дня еще выходили остатки по чуть-чуть. Я еще больше обрадовалась – ну все, скоро рожу! Ходила спокойная, радостная, знакомилась с девочками в роддоме, с медсестрами и акушерками. Первый шок у меня был, когда мне сказали, что по УЗИ деточка моя тянет на 4-4,400 кг. Сказать, что я была в шоке – не сказать ничего. За всю беременность мне ни разу не говорили, что у меня крупный плод – наоборот, в 36 недель сын был даже мелковат для своего возраста. я даже радовалась, что рожу маленького своего легко и непринужденно.

14 октября я проснулась в 6 утра, пардон, по естественной нужде. И увидела на туалетной бумаге ярко-алое пятно. Естественно, я сразу подняла весь роддом на уши, нашла акушерку и мы пошли на кресло. Как только я на него залезла, у меня что-то слегка подтекло. Мне сказали, что красное – это не кровотечение, а пробка, и отправили ждать схваток, а то может и поспать. Схватки не заставили себя ждать – пошли сразу и частые, интервалом в 2-3 минуты длинной в полминуты-минуту. Было довольно терпимо и я даже подремала до 10 утра. В 10 пришла заведующая роддома на обход, посмотрела меня на кресле еще раз – у меня снова подтекли воды, раскрытие было 2 см, сказали – все, рожаем, и прокололи пузырь. После чего была клизма – ооооо, клизма это нечто, меня чистило еще часа 2-3 после нее, благо напротив предродовой был туалет. После клизмы (побриться я, слава богу, успела сама) меня определили в предродовую – по сути, ту же палату, только теперь я там лежала одна и с датчиком КТГ на пузе.

Схватки были похожи на сильные-сильные спазмы в пояснице, как при месячных, только сильнее во много раз. Но было вполне терпимо. Я, наивная, ждала раскрытия сантиметров в 5, чтобы попросить эпидуралку и расслабиться, и тут меня ожидала первая подстава – в роддоме не делали эпидуральную анестезию ВООБЩЕ. Максимум – общий наркоз при кесареве. Все. Я была в шоке, как так? Пришлось все роды терпеть без анестезии. Раскрытие шло очень медленно, через пару часов с 2х см раскрылось только на 3, и было решено поставить мне капельницу с окситоцином. Вот тут-то началась жара. Я не выла, не плакала, не кричала, все, что я читала про правильное дыхание – все оказалось ненужной фигней, не помогало НИЧЕГО. Акушерка и врач были с меня в шоке, даже просили потом – ну ты хоть покричи для приличия, а то нам не поверят, что ты рожаешь)) Я сказала, что могу только материться и лучше вам этого не слышать))

Под окситоцином дело пошло веселее, раскрытие пошло так, как нужно, но больно было просто ужас как – и вставать с кровати мне запретили. В итоге почти все время я провела лежа под капельницей на правом боку. Периодически заходил врач, проверял раскрытие, хвалил, что хорошо себя веду. Ближе к вечеру, часов в 5-6, я уже взмолилась о кесареве, на что получила ответ, что с такой жопой, как у меня, грех не родить самой, и вообще, не сцать, прорвемся. Я уже сходила с ума – мне запретили ходить с капельницей, пить, есть, не дали эпидурал, и вообще, все как-то слишком затянулось. Врач, когда смотрел раскрытие, сказал, что голова сына идет немного неправильно, и все остальное время вручную ее поворачивал – ощунения просто непередаваемые. К окончательному раскрытию малыш наконец повернулся как надо. А еще меня начало тужить на раскрытии в 6-7 сантиметров, и продолжало тужить три часа, вплоть до родов.Второй косяк врачей – мне никто, ни одна сволочь не сказала, что тужиться пока нельзя. И я тужилась все эти три часа, не сильно, но так, чтобы облегчить эту разрывающую боль – было ощунеие, что внутри меня надули шар и он сейчас лопнет и меня разорвет на части. Естественно, это в итоге тоже повлияло на процесс родов – к моменту моего перевода в родзал я была уже вымотана.

В 7 часов врач посмотрел раскрытие, констатировал полные 10 см и скомандовал – в родзал! Я уже не верила, что я рожу когда-нибудь. Я каком-то полудреме я шла эти 5 метров до родзала, меня шатало, как пьяную, помню, как в родзале с меня сняли мою ночнушку и выдали одноразовую роддомовскую, помню, как забирлась на кресло – и сразу на нем стало так легко, мне было так удобно на нем. Стали пробовать тужиться – вроде пошел процесс, но мне опять же никто не объяснил, какие мышцы напрягать, куда тужиться, в итоге большую часть потуг у меня ушло в лицо, в глаза – потом я щеголяла с красивыми полопавшимися сосудами в глазах, на щеках, на лбу. Голова на потуге вроде начинала выходить, но как только потуга кончалась, уходила обратно. Плюс за потугу нужно было потужиться три раза без перерыва – у меня получалось только 2, третья потуга была фактически не потуга. Через 15 минут такого дела врач поддавил мне на живот, хотя сам сказал, что не имеет права этого делать – и процесс вроде пошел лучше, голова встала куда надо, но все равно не выходила полностью. Прошло уже полчаса, а я все рожала и рожала, тужилась и тужилась. И тут у меня кончились потуги. Их просто не стало. Я лежу полминуты, минуту, жду, когда тужиться – а их нет… датчик КТГ показывает хорошее сердцебиение малыша, процесс вроде идет, а потуг нет. И сил тоже нет. Решают делать эпизио – и это очередной косяк врача, эпизио мне почему-то сделали в бок, небольшой рарез с сантиметр-полтора, а не вдоль промежности, сделали бы, как надо – малыш вылез бы без проблем. Кое-как без потуг я умудряюсь вытужить голову, врач выдавливает мне малого, и тут все окончательно пропадает – и силы, и потуги, я в каком-то бредовом состоянии, тужусь без перерывов, мне кричат, что я не тужусь, или тужусь не туда, что надо поднажать, что ребенок задохнется, что плечи застряли, я тужусь-тужусь-тужусь, мне растягивают руками промежность… и эти чертовы семь минут малыш был зажат в шейке, именно в тот момент он удушился. Я не знаю, каким чудом, каким образом, но я все-таки вытужила плечи и за секунду он вылез полностью, сразу было огромное облегчение. Пока я приходила в себя, я почти ничего не соображала, лишь в следующую минуту я поняла, что что-то не так. Сын не кричал. Вообще. Ни звука. Я повернула голову и увидела, что его реанимируют, видела какие-то трубки, грушу с воздухом, адреналин в шприце, врач заводил сердце, вокруг все бегали и суетились, а я… а я даже не плакала. Слез не было. Был какой-то безграничный ужас. И вой. Я выла так, что мне сказали, что сейчас засунут кляп в рот. Минут через 5 его просто унесли. Я лежала на родовой кровати и не знала, что сн им, жив он вообще, или нет. Я толком его и не видела – видела какое-то серое тельце с закрытыми глазами, без признаков жизни, без шевелений, без ничего. Через минут 10 медсестра принесла мне телефон, сказала позвонить мужу и сказать, что малыш жив, весит 4,150 кг и 53 сантиметра. Родила я в 20.00. В родзале я провела час.

Потом меня зашивали в месте разреза под ледокаином – он не подействовал вообще и шили меня наживую. Было неприятно, но эта боль ничтожна по сравнению с родами и тем, что творилось в душе и голове. Я не порвалась ни разу, ни единого разрыва или трещинки.

Мне запретили вставать с кровати еще час, этот час я лежала с телефоном в обнимку и плакала, звонила мужу, плакали вместе. Он старался меня утешать, поддерживать, но сам чуть с ума не сошел. Только недавно рассказал, что выл и бился в истерике после моего звонка, хотел приехать и разнести к чертовой матери роддом и врачей, которые до последнего тянули на естественные роды и не сделали кесарево, хотя видели, что процесс идет плохо.

Потом меня перевезли в палату, тело меня не слушалось совершенно. Кое-как меня положили на живот, сказали полежать так еще час. Добрая акушерка сделала мне чаю и принесла печеньки, сказала, что малыш лежит в палате интенсивной терапии, состояние очень тяжелое, но стабильное, что родился он в асфиксии и сейчас на аппарате ИВЛ. Так же она разрешила мне через час встать, сходить в душ, привести себя в порядом и прийти к сыну, если буду в состоянии. Я уже знала, что даже если ноги меня не будут слушаться, я на руках пойду, на голове, зубами взгрызусь, но пойду.

Зрелище, конечно, было ужасное. Денис был весь на трубках, капельницах, катетерах, отекший ужасно. Ужаса от увиденного не передать словами. Это очень страшно, поверьте. Это невыносимо больно – видеть своего ребенка в таком состоянии. Вот так он выглядел на второй день:

Врачи особо ничего не говорили, прогнозов – никаких. Да, состояние тяжелое. Запасайтесь терпением, говорли они. У малыша были сильные судороги, сам он не дышал – только на ИВЛ, на второй-третий день нашли пневмонию – написали потом, что внутриутробная, вранье. Прикрывали свои задницы, не было у него никакой внутриутробной пневмонии и быть не могло. Вообще, врачи вели себя как последние бляди, это я только сейчас начала понимать. В том состоянии, в котором я была, мне было можно внушить что угодно – и они этим воспользовались. Меня начали прессовать, чтобы я не поднимала шум, не обращалась в минздрав, суды и прочее – говорили, что это я виновата, что я плохо рожала, плохо тужилась, что это моя вина, а врач сделал все, что мог, врач молодец, а ты плохая… какой комплекс они во мне взрастили! Как я себя винила! Я реально хотела повеситься или выброситься с окна. Держало только то, что я нужна сыну, что муж останется или один с ребенком, или же вообще один, если сын не выживет.

В физическом плане я от родов отошла очень быстро, уже на второй день я бегала по этажам. У меня ничего не болело, не считая мышц, офигевших от такого напряжения (на родильном кресле я вырвала с мясом ручку-поручень, за которую нужно было держаться во время потуг) и кровавых ранок на ладонях на пальцах – все от тех же поручней. В моральном же… я правда не знаю, откуда я брала силы пережить все это. Я старалась не плакать, но конечно, у меня ничего не выходило – единственное, я могла себя держать рядом с сыном. нельзя было выпускать это при нем, он все чувствовал. Я приходила к нему каждый день по несколько раз, меня уже выгоняли оттуда, а я приходила и приходила, стояла рядом с ним, любовалась. Потихоньку отек начал спадать, сыночек становился похож на нормального ребенка:

Потом он открыл глазки:

На пятый день Дениса перевели из Горячего ключа в Детскую краевую больницу, в перинатальный центр, отделение реанимации новорожденных. Там нам разрешили приезжать в любое время, но раз в день, и на 5-10 минут. Зато мне и мужу дали наконец его хотя бы потрогать!!! Господи, какое это было неописуемое счастье… мы каждый день ездили к нему, гладили, разговаривали с ним, радовались успехам и печалились ухудшениям. Денис то начинал дышать сам – пусть с дикими хрипами в легких, но сам! то отказывался сам дышать и не открывал глаза несколько дней… Судороги то уходили, то возвращались такими ужасными припадками, что я не сдерживаясь плакала прямо в реанимации. Сыну сделали УЗИ и томограмму, слава Богу, в мозгу сильных изменений нет, немного расширены желудочки мозга, но они в пределах нормы. В реанимации нам не дали его сфотографировать ни разу.

Через неделю состояние малыша более-менее стабилизировалось и было принято решение транспортировать его обратно в Горячий ключ, все в ту же палату интенсивной терапии. Я билась до последнего, чтобы его оставили в Краснодаре, мы вышли на главврача и нашли знакомую знакомых, которая работала в департаменте здравоохранения Краснодарского края, чтобы она как-то повлияла, предлагали деньги, просили – но ничего у нас не вышло. Дениса перевели обратно. Я была в отчаянии – вспоминая хамство, черствость, блядское отношение врачей ко мне и моему ребенку, хотелось выть. Никогда не забуду, как меня не хотели выписывать из роддома, а в это время Денис уже лежал в Краснодаре, и мне сказали, что к нему можно будет приехать – заведующая знала, что мне нужно выписаться, мы с ней договорились, что и когда, но она тянула до последнего, специально, издеваясь, убегая о тменя, с ехидцей спрашивала – а что, ты ТААААК хочешь к нему поехать? да тебя ж туда пустят на минуту и все!.. никогда не забуду, как врач детский спросила – а почему ты плачешь?.. с таким недоумением на лице, как будто у меня не ребенок в реанимации лежит, а хомячок убежал. Никогда не забуду, как меня все убеждали – и убедили-таки на какое-то время!-, что это я во всем виновата, что это из-за меня мой ребенок будет таким… были и такие, кто сразу начал рассказывать мне, что мой ребенок будет инвалидом с ДЦП и эпилепсией, поэтому откажись от него и роди себе другого, здорового… сколько всякого гавна я пропустила через себя от врачей – я даже вспомнить все не могу, каждый божий день меня доводили, унижали, уничтожали словом, и только редкие люди из медперсонала сочувствовали и помогали мне.

… Дениса вернули в Горячий ключ. К тому моменту я уже выписалась из роддома – в одиночестве. Я никогда не забуду, как страшно, как грустно выходить из роддома без ребенка. Никому не пожелаю. Только я и муж с цветами. Мне казалось, что я даже цветов этих не заслужила… хотелось тупо закрыться ото всех и от всего, лечь и заснуть. Но надо было что-то делать, бежать, искать, лечить сына, поддерживать его, узнавать, консультироваться, нужно было что-то делать, чтобы с ума не сойти. Сложно было… сложно было лежать одной в детском отделении и бегать к нему каждые три часа – сцеживать молоко, которого на таких нервах и так было немного, а потом с каждым днем становилось все меньше и меньше – в итоге я откормила его молоком месяц, потом оно кончилось окончательно; сложно было смотреть на все эти трубочки-катетеры-капельницы, на зонд для еды, сложно было гладить его втихоря от врачей – мне только через несколько дней уговоров разрешили его трогать и гладить…

Через какое-то время Дениса вытащили из кювеза и перевели в бокс – типа мини-палаты с пеленальным столиком и мини-кроватью для малыша и стулом для мамы. Теперь я могла его его трогать, обнимать, целовать, носить на руках, пеленать, менять подгузник – в общем, делать все!!! Я по прежнему ходила к нему, но теперь уже не по расписанию, а когда захочу и насколько захочу… и я училась быть мамой, училась обращаться с малышом, ухаживать за ним.

Безумно хотелось домой. Пару раз я отпрашивалась домой на ночь, искупаться по человечески да вещи постирать, ну и с мужем хоть увидеться нормально, а не урывками по полчаса. Муж бедный, разрывался между больницей, работой и домом – он мне и готовил, и стирал, и лекарства покупал, в общем. помогал как мог. Если бы не он, я бы вообще с ума сошла...

Как-то нас отправили в поликлинику к неврологу, вначале хотели отправить на скорой, потом подумали и решили, что на обычной нашей машине будет это сделать легче, да и папа наконец ребенка хоть немного увидит – ибо в отделение в Горячем ключе его не пускали. Сколько радости было у нашего папы!..

Потом было детское отделение, где сыночек был все время со мной, в одной палате. Сейчас мы наконец-то дома, я пишу все это третий день, пока он спит. Я очень много не стала рассказывать сознательно – кое-что даже вспоминать нету сил. Сейчас Денис имеет проблемы с неврологией, сильный тонус ножек, и мы еще будем лечиться и обследоваться, но я знаю, что у нас все будет хорошо. Потому что не может не быть. Потому что он со мной. Потому что не зря мы все это прошли и преодолели. Потому что я его люблю до безумия.

Как это было радостно и хочу сказать немного страшно узнать, что я, наконец беременна. Беременность протекала отлично, ощущала я себя нормально, бегала, танцевала и на 36 неделе даже хотела залезть на Пик Чехова, уверенная, что сил у меня достаточно. Начало беременности я все глядела на свой живот и думала, когда ж он вырастет. А на втором месяце купила себе штаны, потому что все остальные вещи, как мне казалось, уже жали.
Токсикоз меня особо не мучил, мутило, свою еду я не могла есть, поэтому ходила к маме кушать жареную чимчу. Но пару раз вырвало на практике, благо спас большой и длинный шарф (ибо в то время я постоянно сопливила и чихала- врач сказала, это аллергия такая), а шарф спас, потому что я не успела добежать до туалета. Живот вырос быстро, и к концу я поражалась, как же кожа и мышцы живота могут хорошо растягиваться (и как же плохо или долго они возвращаются в обратное положение). Так вот… ночью я спала так, словно живота у меня вовсе нет.
И с этим великим пузякой я сдала на права (при чем как и все сидела в очереди с 2 до 5, не надеясь что мне кто-то уступит), с этим великим пузякой писала диплом, сдавала госы, и память от большого арбузика у меня нисколько не ухудшилась, более того, впервые за всю продолжительную учебу в Универе- я впервые выучила все билеты и знала все вопросы, поэтому чувствовала себя спокойно. Хотя на одном гос. экзамене пришлось сделать виноватое лицо и прям перед ответом отпроситься к «Н»-ное место, до которого я бежала так, что потом мое сбитое дыхание преподаватели приняли за волнение, которое якобы обуяло меня…

Но после 36 недели уже все изменилось, было крайне тяжело ходить… Девчушки получайте права и ездите на машине, до конца беременности я ездила на машине, а не в общественном транспорте, где мне одного пассажирского сидения, наверное, было бы маловато =). И уже на 36 неделе Я начала надеяться, что как можно скорей рожу. Ну где-то на 36 неделе была ночь, когда я думала что началось, живот сильно тянуло и в туалет по-маленькому хотелось. Когда я на форуме спросила че- эт такое- почти все отсылали в роддом- мол рожаешь, и че ты в нете сидишь, когда вещи пора собирать. На самом деле, малышка просто опустилась, давила на какой-то там нерв (образование не позволяет мне знать, научное его название) и на мочевой пузырь соответственно.

С таким успехом я доходила до 39 недели, мучаясь вопросом, почему я до сих пор не родила, ведь я свою кроху так уговаривала, ТАК Уговаривала. Пошла на прием, посмотрела моя врач, на мои отеки, сказала, что надо бы в больницу- отеки снимать. Это я сейчас опытная и понимаю, что все это сказки- все беременные отекают, тем более в жару и что она решила просто подстраховаться. Я отекала так, что даже стремные синие китайские резиновые тапки, в которых мне пришлось ходить, были мне малы. Да и вообще в раздетом виде с этими отеками я выглядел как слоненок.

В общем ровно на 39 неделе во вторник, собрала вещи и в областную больницу в патологию беременных. Женщина в приемной смотря на мой срок и живот, сомневалась в том, что бы меня ложить и думала, что наверное мне пора бы в городской роддом. А я думала, радоваться мне или нет. Вместе со мной поступила маленькая невысокая женщина с большущим животом и тоже с отеками и тоже на том же сроке.
Пролежала я целую неделю, лечение проводили никакого, никаких таблеток я старалась много не пить, тем более непонятного цвета настойку. Каждый день мы вставали утром, шли к медсестрам, мерили нам давление, все старались избегать весов, которые стояли в приемной- зачем лишний раз нервничать? Потом как правило в часов 10 приходила врач с практиканткой, которая никогда не могла найти малышкино сердце, чтоб его послушать и мяла живот так, что со стороны это выглядело крайне страшно, а потом смешно, что мы все еле сдерживались смех.. После осмотра врача все в палате, в том числе и я сбегали домой.
Вообще я, конечно, хотела рожать дома, но в больнице было спокойней с той стороны, что я не боялась за наш диван, который отошедшие воды могли изрядно подпортить. Это я потом поняла, что воды не отходят ведром воды как из-под крана…по крайней мере, не увсех так бывает.
Так вот 5 августа ночью, смотрю, соседка по палате сидит на кровати и как то нервно дышит. Встаю, спрашиваю что такое? А она- что-то хватает. Я говорю, о это наверное ты рожать начала. Она такая- рано, мы еще ничего не купили. 35 неделя тока (А она с Южно-Курильска вообще). Тут встает другая соседка по палате. Начинается массовая трясучка. Я то впервые увидела, как при мне человек начинает рожать. Короче отправили мы ее в роддом, она же, прощавшись с нами, сказала «Ну встретимся в роддоме». В этот день, по идее, меня должны были выписать. Но я засомневалась в этом, когда врач, наблюдавшая меня, послала меня к заведующей Инне Ярославовне, ох мать моя женщина- зачем она это сделала?! Легла на кресло, и о ужас, как же это было больно!!! «Ну два пальца я втиснула, а шейка пока не акти»- ответила она. А я – «больно!!». Она- «не переживай, за то схватки не такие болючие». Я успокоилась, думаю, «ну ладно, худшее позади, раз схватки не такие болючие». Жаль, что врачей таких не садят за то, что вводят в заблуждение- теперь то я знаю, насколько болючие схватки. Короче ходила я потом, как подстреленный лось. Жутко больно было идти, доковыляла до палаты- соседки косо поглядели. В общем после этого, начала видимо отходить пробка. Но не думайте, что она чем-то похожа на пробку из бутылки с шампанским, это была какая-то кровяная слизь. Но рожать - я думала, начну не скоро, ведь пробка и месяц может отходить. Короче после этого меня и ту маленькую женщину с большим животом отправили в городской роддом на скорой помощи. Привезли. Мест в роддоме не было. Пару часов сидели на кресле и ждали высвобождения койки.

Нашлось место, разложила вещи, поболтала чуть-чуть с соседками, потосковала по мужу, поужинала. Было около 9-10 часов вечера. Ну вот… кажись началось, подумала я, когда стала чувствовать легкие схватки. В тот момент я подумала «О, ну это не так страшно». С помощью дыхания я облегчала себе боль и все сомневалась идти или не идти к медсестре сообщать новость. Я думала о том, что может быть мне стоит поспать, но все-таки схватки не позволяли мне этого, они повторяясь через каждые 15 минут только бодрили меня. В общем я потащилась к медсестре, которая в это время (примерно 11.30 вечера) уже сладко спала. Она вышла в ночнушке с бигудей на челке (видимо готовилась к сдаче смены ). Она была не совсем довольна. Позвала врача (пока звала врача, я стояла в коридоре и покачивала бедрами- это как-то облегчало боль), врач меня посмотрел (он тоже был сонный). Я его пожалела, сказала, мол не даю ему спать . Очередной просмотр шейки матки, ох мамочки, а кто-то мне говорил, что это не так болезненно. Врач сказал мне, чтобы я подождала еще часа два и если ничего не прекратится, то чтобы я звала их. Лежу на кровати и думаю, так началось или не началось. Покачивая бедрами на кровати и надеясь, что дальнейшие схватки будут не намного болезненнее, и мечтая о том, что через часов 6 я точно рожу (наивная сельская девушка). 3 часа ночи, ничего не прекратилось, пошла опять. Врач осмотрел, поставил КТГ (это прибор который фиксирует схватки и сердцебиение дитятки). Сказал сестре, чтоб сделала мне укол Ношпы и клизму. Укол она мне сделала в процедурном кабинете, где на кушетках, где обычно ставят капельницы мирно спали беременульки, потму что в нормальных палатах мест уже не было. В общем сделали мне клизму … И я пошла собирать свои манатки в палату. Привели меня в родзал. О ужас, и здесь мне рожать?! Родзал намбер 4, две кровати по бокам, которые больше напоминали столы для хранения трупов и посередине большой акушерский стол «для пыток». И два резиновых мяча в углу, один из которых я активно использовала… по-моему желтенький или зелененький?

При чем в коридоре я встретилась с той маленькой женщиной с большим животом, она начала рожать в то же самое время, но я не слышал ни криков, ничего... В общем она через минут наверное 30 родила сынулю, весом более 4 кг, при ее росте 150 см и весе наверное 40 кг.
В общем пролежала я в этом родзале с трех часов, постоянно бегая в туалет. Потом я услышала как в соседнем родзале кричит девушка «Сейчас обкакаюсь!». Она повторяла эту фразу несколько раз, а потом я услышала голос врача, обращенный к медсестре «Убери, пожалуйста. Да, такое происходит». Девушка приехала из дома и раскрытие было уже 9 см, так что родила она быстро. А я, ковыляя до туалета со схватками, подглядывала в палату и завидовала, что у кого-то уже все закончилось. А потом уже около 9 утра встретила в том же коридоре женщину- другую свою соседку по палате (потом она сказала, что зачем наша перворожающая девушка- соседка по палате в Областной Паталогии сказала «встретимся в роддоме»), у которой на тот момент срок был по-моему 36 недель. В шесть пришел дяденька-врач и решил проткнуть мне пузырь, чтоб процесс шел быстрее. Он мне предлагал проткнуть его еще раньше, чтоб схватки пошли быстрее, но я струхнула и отказалась. До этого мне говорили, что это не болезненно. Но видимо в моем случае это не сработало. Было больно, и малышке это тоже не понравилось. Через 3 часа оказалось, что шейка так и не раскрывается, и уже другая бригада врачей решила поставить мне капельницу уже с окситоцином. Ну тут роды уже контролируют эти капли окситоцина, а не мой организм. Хочу сказать, что когда пузырь проткнули схватки начались очень сильные.
Я ходила по палате, покачивала бедрами, дышала, все равно было больно. И я покрикивала, уговаривала врачей позволить придти мужу. Разрешили, приехал муж, непобритый, в штанах, в которых он спит обычно (ничего подходящего не было найдено =)). Когда мне сказали, что шейка не открылась, мне стало очень жаль себя, особенно когда сказали, что схватки будут намного болючей. Короче поставили мне капельницу, с которой я потом почти все схватки болталась по родзалу. И тут начался самый кошмар. Схватки практически сразу, то есть с часов 9-10 начались почти через 2 минуты. Короче через час таких схваток, я висела на шее у мужа или облокачивалась об него, крича- что уже не могу! От такой боли я уже не могла сдерживать крик. Миша все время был рядом, иногда напоминал мне как дышать. Он делал мне массаж, обдувал меня. Целовал и говорил, какая я красивая. Хотя на самом деле, я выглядела ужасно- грязная, голодная, лохматая, в непонятной ночнушке, которую мама видимо купила на швейной фабрике «Вера». Вообще по старым поверьям, рожающая женщина должна снять все, что ее может стеснять- кольца, серьги, резинки на волосах и т.п.

Но пришедшая в палату врач, увидев мужа, лишь недовольно спросила «А что у нас тут партнерские роды?».

И если что-то придет в голову – то обязательно напишу.

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Я часто задавалась вопросом – в чем же состоит польза от совместного чтения с ребенком? В чем состоит его главное преимущество? И ответ лежал на самой поверхности. Он находиться в самом основании нашего существования - все дело в любви. Оказалось, что просто читая вслух своему ребенку, можно приобретать и отдавать любовь в огромных количествах. И все настолько просто! Хотя, не скрою, на первый взгляд думалось, что это невероятный и титанический труд. Вот касаешься ребенка своей кожей, чувствуешь его кожу на своей, впитываешь запах малыша, и он, в ответ, впитывает твой. А ведь это и является главной составляющей особенно на раннем этапе развития ребенка. Ребенок с ранних лет начинает понимать, что значит твое тепло и любовь. Совместное чтение как бы сцепляет нас друг с другом, связывает узами любви. Огромный мир открывается перед ребенком, когда сидишь с ним вот так, обнявшись, держишь его маленькую ручку в своей руке и тихонько читаешь ему вслух книжку.

Часто вспоминаю, насколько детям нравится грызть, есть и баловаться с книгой. Многие мои подруги начинали ругать ребенка, тут же отбирать книгу из рук и грозить больше не давать им красивейшей книги стоимостью в несколько сотен рублей. Какова реакция на такие заявления у ребенка? Да он тут же начинал хныкать, а сверху еще папа прикрикивал за его новую «истерику». И ничего удивительного. Такая реакция вполне предсказуема. Мама забрала самую удивительную и познавательную вещицу – книгу! Откуда же потом у ребенка появиться желание снова взять ее в руки, если только что его ругали за это. И если вдуматься, то ребенок еще не совсем то и понимает, в чем же именно он провинился перед книгой и Вами лично.
Вместо того, чтобы ругать - радуйтесь! Ребенок использует один из лучших и доступных ему инструментов познания книги. Используя губы, пробуя все на вкус, запах. Все это является частью раннего исследования книг (как и окружающего мира). Потерпеть то не так уж и сложно! Вскоре он или она сами начнут переворачивать страницы и отвечать на книги своей искренней радостью, удивлением, смехом и любопытством.

И вот мы перешли к любопытству к книгам, к разглядыванию картинок, содержания. И тут сразу же вырисовается вопрос. А какие же книги следовало бы читать моему ребенку? Вопрос не из самых легких. Захожу я в книжный магазин, а на полке в детском разделе ну просто бесчисленное количество книг. Потеряться можно – и та красивая, и та с веселыми картинками, и другая вся изобилует всевозможным музыкальным и голографическим материалом. И лишь на собственном опыте и прочитав массу литературы по данному вопросу, понимаешь, что малыш любит праздновать музыкальность языка рифмы, стихов. И в этом плане очень полезны и очень увлекательны для самого ребенка русские народные потешки, частушки, сказки Пушкина (к примеру). Мой ребенок сразу же подхватил все происходящее и начал махать ручками, улыбаясь мне в ответ. Не нужно забывать и о русских классиках детской литературы. Попробуйте прочитать Маршака, малыш порадуется вместе с Вами, а Вы вспомните свое детство. Дети любят учиться, любят открывать потаенные двери книги, в которых можно раскрыть что-то новое, то, что дает подсказки. Это и есть первые шаги на пути к правильному восприятию книг во взрослом возрасте.
И не забывайте, малыши очень любят картинки. Иллюстрации одно из самых важных составляющих книг. И здесь нашлись новые нюансы. Знала ли я, что картинки в книге должны быть большими, животные, к примеру, должны выглядеть как можно более естественными (медведь не должен походить на робота или непонятной природы существа). А картинка, не перегруженная деталями, воспринимается гораздо лучше малышом, чем накрученная 3D деталями книга за 1000 рублей. К тому же, лучше всего для малыша воспринимается отдельно иллюстрация, отдельно содержание. К примеру – на одной стороне мишка, а с другой веселый стишок про него. Такие книги есть. И их легко найти.
Однажды я узнала, что дети способны различать огромное количество естественных оттенков, начиная уже с трехмесячного возраста. Я отправилась все в тот же книжный магазин (а иногда можно заказать и через интернет) и приобрела карточки с различными оттенками цветов. И даже если я не разбиралась в их названии, там все было подписано. Занятие это настолько оказалось увлекательным и веселым для ребенка, что уже на второй день она стала, пусть и не в идеале повторять название за мной. Я называю, а она повторяет. Мы вместе от души веселились, когда проводили время таким образом. Много времени этому я не уделяла, да и не стоит, наверное. Главное в совместном чтении это систематичность и не перегруженность. Всего 3-5 минут в день. Но каждый день. С психологической и педагогической точки зрения это очень важно. А у ребенка развивается всестороннее мышление, организованность, появляются новые знания.
Трудно и усадить своего гиперактивного ребенка, а еще и почитать. Он и 5 минут не может посидеть, так как же можно сотворить это чудо? Наверняка у многих из Вас возникала такая проблема. И решение является совсем простым и нисколько не уникальным, по своей сути. В один из моментов я просто поняла – а зачем мне бороться с моим ребенком, если можно сыграть в его же игру. И все пошло как по маслу. Мы начали превращать процесс познания и чтения в игру. Вспомните себя молодыми и поймете, насколько не хотелось сидеть на одном месте, хотелось бегать, ведь энергии хоть отбавляй, а скучное и ничем не увлекающее действие больше отвлекало от процесса, чем приносило пользу. Так чем отличается от меня мой ребенок? Вместе вы отвлечетесь и этот, казалось бы, утомительный момент (но внутри осознаете, что важный) переполнится любовью и заботой. А затем может повернуться все совсем другой стороной.
Сначала просто разглядывали картинки. Потом запоминали что на них нарисовано - кто больше деталей вспомнит. Потом читали отдельные слова и искали их на картинке. Потом предложения, - и так далее... включайте свою фантазию на полную катушку! Иллюстрируйте предложения или абзацы или стихи сами - окружающими предметами. Рисуйте (обязательно вместе). Демонстрируете друг другу движения и звуки...
Моей малышке стало все больше нравиться проводить время с мамой и с книжкой. И она сама, все чаще, начала просить почитать.
Ок. А как же я решила – когда мне начинать читать с ней вместе? Здесь существует масса различных мнений, масса методик, известных всему миру. Допустим, в советское время была очень распространена методика Зайцева. Который считал, что ребенка следует учить читать с двух лет. Но это подходит лишь для детского сада, для группового использования. Я же узнала, что мозг ребенка, начинает воспринимать информацию уже с трех месяцев. И большинство знаний, полученных до 3-х лет, откладываются на всю жизнь и развивают те или иные способности ребенка. И при этом я не начала фанатично скидывать всю нужную и не нужную информацию, миллион книг и т.п. Вспомним о том, что говорила абзацем выше. Ну а если вы не уверены в том, что это работает, что информация действительно воспринимается, что малыш действительно понимает, что ему мама пытается прочитать, рассказать и показать. Это легко понять. На протяжении нескольких месяцев мы читали, играли, познавали. И когда игра заканчивалась, спрашивала ее на улице, в магазине, дома – где мишка или где дерево, а где «овау» (так она называет овал) и ребенок осознано показывал или пытался произносить звуки, слова…а вскоре и отчетливо называть предметы, цвета и т.п.
И напоследок несколько полезных правил:

Во время чтения ребенку вслух старайтесь держать книгу на уровне глаз ребенка
Книга должна быть простой и понятной - не должно быть в ней сложных слов и непонятных оборотов речи
Держите книгу на уровне вытянутой руки ребенка
Не сю-сюкайте, а произносите все звуки четко, следите за дикцией
После чтения или выполненного задания обязательно поддерживайте ребенка (о том как это делать в видео тренинге)
Читайте с чувством, интонируя, весело, забавно, заинтересовывайте ребенка

Вот и все. Попробуйте и Вы порадовать ребенка, открыть для себя и для него невероятно красочный и интересный мир книг! И помните, сколько любви и счастья дарите своему малышу.

Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»


Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель:
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.
2. Рекомендации по приобретению литературы.
3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.


Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.


Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.


2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.


Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.