Дарина Катаева

Во время разговора вы часто сглатываете слова, говорите невнятно, тихо, и окружающие не могут понять вашу речь? Тогда вам пора начать работу по улучшению дикции. Каким бы интересным и важным не было ваше сообщение, оно окажется бесполезным, если ваши слова можно разобрать с большим трудом. Как же улучшить дикцию и сделать свою речь внятной и понятной?

Дикция: что это?

Дикция – это общее понятие, которое означает отчетливость и качество произношения, уровень ясности. Дикция по отношению к орфоэпии сравнима с почерком по отношению к орфографии. Как написанное письмо не воспринимается, так и невнятная речь расценивается слушателями как иностранные слова. Некоторые люди с нарушенной дикцией даже становятся предметом насмешек и язвительных высказываний. В словообразовании участвуют все органы речевого аппарата, одни отвечают за тембр голоса, другие – за артикуляцию, высоту, темп или звучность. Но все они вместе отвечают за дикцию человека.

Дикция требует:

Знания постановки звуков и словообразования.
Правильного использования органов речи.

Почему речь бывает невнятная?

Некоторые люди настолько хорошо владеют речью, что создается впечатление, будто они прирожденные ораторы. Почему же другие говорят так невнятно и непонятно?

Не спешите.

Сохраняйте уравновешенность. Говорить слишком медленно тоже не стоит, говорите в ровном темпе, будто вы никуда не спешите. Со временем вы увеличите скорость произношения. Особенно следите за темпом во время . Желание скорее закончить свою речь способствует нарушению дикции. Делайте паузы, это даже привлечет внимание слушателей и окрасит вашу речь.

Правильно дышите.

При произношении слов мы даже не задумываемся, что происходит в нашем речевом аппарате. Красота речи базируется на автоматизации и закреплении постановки звуков. Обратите внимание на певцов и актеров, они тщательно следят за дыханием. Есть даже специальные упражнения, посвященные правильности дыхания. С целью повышения ясности речи учитесь дышать диафрагмой. Для этого поставьте себе одну руку на живот, другую – на грудь. Когда делаете вдох, поднимается рука на животе, другая остается неподвижной. Делаете выдох, руки меняются. Поначалу придется контролировать дыхание, затем это у вас войдет в привычку.

Изучите правила постановки и образования звуков.

Чтобы правильно говорить, вам стоит понять, как образуются звуки речи. Зная участие и роль органов артикуляции в звукообразовании, вы поймете, на что стоит делать акцент и в чем у вас недостатки. Думайте, что вы планируете сказать, такие паузы помогут вам сосредоточиться и сделать необходимых вдох для дальнейшей ясности речи.

Практикуйтесь.

Лучший способ научиться красиво и ясно говорить – регулярно выступать перед аудиторией. Поначалу вам будет сложно контролировать речь, вас постоянно будет беспокоить сильное волнение и переживания. Однако со временем вы привыкнете к таким выступлениям и даже сможете варьировать голосом для оказания психологического влияния на слушающих вас людей. Анализируйте свою речь и постоянно тренируйтесь. Выступление не будет впечатляющим, если к нему недостаточно подготовиться.

Учите скороговорки и повторяйте периодически сложные слова.

Скороговорки – прекрасный способ научиться четко и ясно высказывать мысли даже сложными и запутанными словами. Большинство актеров разогревает голосовые связки и артикуляционный аппарат перед выступлением именно скороговорками. Начинайте их произносить медленно, пока не заучите, затем тренируйтесь говорить быстрее. Однако важно говорить скороговорки и сложные слова правильно, поэтому не увеличивайте темп, если вы делаете ошибки.

Если какое-то слово для вас представляет особую трудность, обязательно проговаривайте его дома перед зеркалом несколько раз. Делайте это до тех пор, пока правильное произношение сложного слова не дойдет у вас до автоматизма.

Не забывайте об интонации.

Даже если вы будете говорить четко, но монотонно, слушатели не воспримут слова в серьез, они постоянно будут отвлекаться и думать не о том, что вы говорите, а как вы это делаете. Ваша интонация покажет, на чем вы хотите сделать акцент и что донести до слушателей. Говорите уверенно, твердо, чтобы не создавалось впечатление, будто вы сомневаетесь в своих словах.

Тренируйте мышцы лица.

Четкость речи напрямую зависит от работы мышц челюсти. Чтобы их натренировать, проводите регулярно комплекс упражнений. Растягивайте мышцы, широко открывайте рот, делайте жевательные движения. Эти упражнения помогут вам расслабиться и в обычной речи не стискивать зубы, а говорить расслабленно и с широко открытым ртом.

Упражнения для развития дикции

Говорите с пробкой в зубах. Когда в речевом аппарате будет что-то, что мешает произносить слова в прежнем режиме, челюсть начнет усиленно напрягаться и работать.
Проводите обычную артикуляционную гимнастику. Активные упражнения языком, ртом, зубами и всей челюстью помогут в развитии и самостоятельном улучшении дикции.
Читайте прозу или стихи под музыку без слов. Это позволит вам говорить плавно, мелодично и без лишних запинок.
Заучивайте не просто скороговорки, а целые стихи со сложными и запутанными выражениями.
Проговаривайте сложные сочетания: лря-чра-лру-брю-прэ и другие слоги, которые тяжело сказать. Их использование и регулярное произношение станет для вас отличной подготовкой.

31 марта 2014

6 6 730 0

Некоторые люди думают, что у них с дикцией нет никаких проблем и это действительно так. Однако, когда они приходят, например, устроиться на работу на телевидение или же ведущим на радио, то им сразу могут ответить, что для этого необходимо улучшить дикцию. Какими методами легко и быстро можно улучшить уровень дикции? Есть несколько способов, которые помогут решить эту проблему за короткий срок.

Вам понадобятся:

Первые шаги к убедительной речи

Чтобы разговаривать уверенно, красиво и благозвучно необходимо выполнить ряд некоторых упражнений. Первым делом требуется научиться хорошо и чётко произносить взрывные звуки. Конечно, если глухих согласных букв будет неслышно, то уже уровень дикции существенно опустится. За счёт того, что глухие звуки сами по себе, по своей структуре достаточно тихие и непонятные, их необходимо выговаривать намного лучше других гласных.

Например: пь, ть, кь.

Проговорите глухие звуки без голоса, но с очень большой активностью, как бы взрывая эти звуки. После проделанного упражнения произнесите те же звуки, но уже с голосом. Это можно сделать при помощи согласных букв, которые следуют за глухими.

Например, по, то, ко и т. д.

После проделанных упражнений подключайте звонкие гласные и шипящие.

Книга и чтение вслух - отличный помощник в усовершенствовании дикции

Второй и очень сильной ошибкой многих является неправильное произношение буквы «Г».

Кукушка кукушонку купила капюшон

Шепелявая речь – непростительная ошибка. Конечно, если у человека неправильно развит прикус или же имеется пирсинг в языке, то – это простительно. Однако, часто бывает так, что ни того, ни другого не наблюдается, соответственно виновником является слабый язык.

Чтобы решить данную проблему необходимо делать упражнения не только на шипящие звуки. Например, необходимо научиться точно и чётко произносить звук «С».

Также необходимо научиться расслаблять мышцы рта и напрягать язык. Сделать это можно так:

  1. улыбнуться так, чтобы было видно зубы;
  2. немного вытащить язык;
  3. ртом выдуть немного воздуха на кончик языка, чтобы услышать небольшой свист (такой свист похож на произношение буквы «С»).

Необходимо видеть свои ошибки напрямую

Хорошим упражнением является чтение и разговор перед зеркалом.

Необходимо это для того, чтобы вы сами видели свои ошибки и сами видели, как у вас работают мышцы рта. Если произносить звуки и слова, фразы перед зеркалом с усердной силой, то есть делать движения более пластичными и сильными, больше открывать рот и т.д, то со временем вы услышите, что уровень вашей дикции существенно вырос. А после подобных упражнений вам будет намного легче произносить те или иные звуки.

Используйте сторонние предметы

Делайте упражнения с посторонними предметами.

  • Например, можно набрать в рот небольших орехов и с орехами во рту говорить скороговорки, при этом хорошо произнося каждый звук.
  • Также можно воспользоваться, например, ручкой. Зажмите ручку губами или зубами, а после этого также само начинайте читать скороговорки.

Стоит учесть то, что с первого раз вряд ли получится, но не нужно опускать руки раньше времени. При длительных тренировках всё получится. К тому же первые разы не стоит сильно спешить.

Лучше произносить каждое слово в медленном темпе, но чётко и ясно.

Внятная, четкая, грамотная речь помогает говорящему привлечь внимание любых слушателей. Овладеть основами ораторского искусства можно и дома, выполняя простые упражнения.

Хорошая дикция, внятное произношение звуков и приятный тембр являются залогом успеха в мире, где информация — главный источник знаний. Очень редко хорошими речевыми данными человек награжден с самого рождения. Эту сферу нужно развивать, выполняя разнообразные упражнения и усердно тренируясь. Делать это можно в любом возрасте. Правильно поставленная речь позволит избавиться от боязни публики, страха сцены и выступлений перед большим количеством людей. Вы будете чувствовать себя более уверенно и покорять залы с первых фраз.

Хорошая дикция и речь позволяют:

  • привлечь внимание. Человеку с плохими навыками говорения очень сложно обратить на себя внимание, особенно если говорить на большую публику. Такого человека скучно и неинтересно слушать. Внятную и грамотную речь же воспринимать гораздо легче, поэтому уже с первых слов вас будут слушать внимательно;
  • произвести приятное впечатление. Как говорится, встречают человека по одежке, а провожают по уму. В данную фразу хочется внести некоторые изменения. Первое впечатление о человеке складывается от его умения правильно и красиво говорить;
  • достигнуть понимания. Любая история, которую рассказывает человек с четкой речью, лучше усваивается. Если имеются некие дефекты речи, то они больше притягивают внимание слушателя, чем то, о чем вы хотите сказать. Приятный голос запоминается надолго, его хочется слушать снова и снова.

В этой статье мы расскажем об упражнениях, которые эффективно помогут:

  • развить речь и дикцию;
  • избавиться от картавости;
  • построить четкость в произношении;
  • не бояться публики;
  • добавить харизму мужчине и женщине.

Улучшение дикции у взрослых

Все знают, что выполнение физических упражнений положительно влияет на организм. Но мало кто знает, что речевой аппарат тоже нуждается в регулярных тренировках. Взрослому человеку изменить свою речь несколько сложнее, так как он привык к тому или иному произношению. Но сделать это возможно в любом возрасте, главное, поставить себе цель. Чтобы вас слушали и понимали, выполняйте следующие простые упражнения:

  1. Разминка. Перед началом любой тренировки должна быть разминка, даже если дело касается речевого аппарата. Чтобы разогреться, воспользуйтесь обычным карандашом или деревянной палочкой. Зажмите предмет в зубах и произнесите длинное предложение. Делать это нужно максимально четко. Потом вытяните его и повторите то же самое, только без карандаша. Сделайте несколько кругов.
  2. Упражнение «Грецкий орех». Положите по одному ореху с каждой стороны за щеки. Произносите сложные предложения либо скороговорки в течение 5 минут. Извлеките орехи и повторите все то же, только без них
  3. Записывайте на диктофон свою речь. Выберите небольшой текст любого содержания и попробуйте прочитать его и записать на диктофон. Потом прослушайте полученный файл, обращая внимание на звуки и слова, которые получается плохо выговаривать. Поработайте с этими звуками, проговорите вслух слова, а после этого снова запишите на диктофон тот же текст и сравните результаты. Работайте до тех пор, пока речь не станет идеальной
  4. Займитесь тренировкой диафрагмальных мышц. Очень часто человеку не хватает воздуха на произношение длинных предложений. В таком случае слова часто проглатываются и текст становится смазанным. Чтобы подобных ситуаций не возникало, необходимо тренировать мышцы диафрагмы. Самый простой способ — надувание воздушных шариков.
  5. Произносите скороговорки. Это самый известный способ улучшения дикции.

Улучшение дикции у подростка

Развить хорошую дикцию у детей намного проще, чем у взрослых, так как они являются более гибкими в этом плане, и у них еще не успели закрепиться разговорные привычки. В целом, разницы в тренировках артикуляционного аппарата нет. Пусть это будет взрослый человек, ребенок 9 лет или подросток. Главное, придерживайтесь следующих советов:

  • перед выступлением на публике прополощите горло водой с добавлением щепотки соли. Процедура необходима для активации «подвижности» и гибкости голосовых связок;
  • проводите разогрев. Перед важным мероприятием рекомендуем разогреть голосовые связки при помощи обычного пения;
  • говорите с ровной спиной. Как ни странно, осанка играет большую роль в произношении. С ровной спиной и расправленными плечами проще четко произносить слова. Чтобы спинка была прямой, выполняйте наклоны, повороты, планки;
  • следите за челюстью. Часто во время стресса у нас спазмируются мышцы челюсти, из-за чего произношение слов усложняется. Обратите на это внимание и постарайтесь расслабить мускулатуру челюстей. Для этого выдвиньте нижнюю челюсть вперед, затем назад, широко открывайте рот, а затем сворачивайте губы трубочкой.

Как улучшить дикцию дома

Многие посещают специальные школы, курсы по ораторскому искусству, тратят на это много времени и денег. Как за короткий срок развить правильную речь дома? На самом деле, самостоятельно улучшить дикцию просто. Выполняйте зарядку для рта, читайте вслух, разговаривайте перед зеркалом. Хороший способ быстро научится произносить длинные предложения — дыхательная гимнастика. Достаточно уделять этому всего час в день, и уже после первых недель тренировок вы заметите прогресс.

Скороговорки как способ улучшить дикцию у взрослых

Скороговорки — самый эффективный и распространенный метод улучшить речь. Всего десять минут в день, и результат не заставит себя ждать. Для усиления эффекта проговаривайте стихи и поговорки с орехами во рту. Примеры скороговорок для улучшения дикции:

  1. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
  2. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  3. Шакал шагал, шакал скакал.
  4. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Читайте этот текст из скороговорок вслух ежедневно, и вы непременно добьетесь успеха!

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно — аналогия с ударом кулака

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар , все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей :

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

Например:

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

Например:

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно . Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык !

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 — 4 минуты.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем .

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

Произноси эти звуки в том самом порядке , в каком они указаны:

При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

Пройдись по этим звукам 2 раза . Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

Это расслабляет и открывает твое горло.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

5. Мычание

Мычать — это значит тянуть звук «М». Это известное упражнение в постановке голоса для пения, и его необходимо выполнять правильно.

При правильном мычании должны чесаться губы.

Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

Ошибки:

  1. Не набирайте слишком много воздуха.
  2. Не нужно мычать как корова. Это нисколько не эффективно и никак не поможет развитию.
  3. Во время мычания и постановки голоса у мужчин или женщин могут появиться болевые ощущения в горле. Сразу же прекращайте, если начались такие симптомы.
  4. Во время этого упражнения не пытайтесь брать высокие запредельные ноты. То есть мычите на нейтральной громкости, которая вас никак не напрягает.
  5. Не надо напрягать мышцы лица или челюсть. Все в спокойном расслабленном положении, так же как и при произнесении короткого звука «М».

6. Сними напряжение с горла и рта

Порядок выполнения:

Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

  • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
  • Открывается голос и горло.
  • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
  • Глубже начинаешь дышать.
  • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре.

Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

7. Хорошая растяжка шеи

Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

Как выполнять :

  1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
  2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
  3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

8. Повторение слова «Глап»

Суть упражнения в том, что:

  • Голос становится громче, чище.
  • Становится легче контролировать и проецировать его.

Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

Смысл этого в том, что:

  1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
  2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
  3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

10. Упражнение для дикции

Произносим любой текст закрытым ртом

Как выполнять в деталях :

  1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
  2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
  3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и .

Какие плюсы можно выделить :

  • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
  • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше , если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

  • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
  • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Выбери себе 2 — 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально.

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Не забываем про уверенность

Уверенность — это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.