Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями .

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Тема 5. Праздник школьного вальса.

Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

Тема Приглашение к зеркалу.

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. «Обычай – деспот меж людей»

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Тема 9 – 10. Твой стиль поведения .

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе .

Тема 11. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 12. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 13. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 14. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 15. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 18. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.

Тема 19. Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 20. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 22. Умей быть щедрым.

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 23. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 24. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции

Тема 26. Присмотритесь друг к другу .

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Тема 27. Подарок коллективу .

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 28. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 30. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.

Тема 31. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 32. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом . Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

Тематическое планирование

4 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Этика общения. 7ч.

Оглянись внимательно вокруг

Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

Умение быть самим собой

Познавательная беседа. Игра

Что достойно гражданина

Игра. Познавательная беседа.

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Познавательная беседа.

Работа с пословицами.

Праздник школьного вальса

Путешествие в сказку

6 - 7

Приглашение к зеркалу

Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

Этикет. 8ч.

«Обычай – деспот меж людей»

Беседа. Решение задач

9 - 10

Твой стиль поведения

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

Мальчики. Девочки

Познавательная беседа. Игра

Поиграем и подумаем

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

Когда какое слово молвить

Познавательная беседа. Игра

За общим столом

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

Доброта и доброжелательность

Познавательная беседа.

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» ()

Познавательная беседа. Игра

Родительский дом

Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков.

Любите ваших матерей

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

«Поздравляем наших мам».

Праздник.

О тех, кто сердце отдал людям

Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея.

Умей быть щедрым

Праздник благодарности

Праздник.

Добрыми делами славен человек

Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала.

Этика отношений в коллективе. 8ч.

Расскажи мне обо мне

Познавательная беседа. Игра

Присмотритесь друг к другу

Путешествие в сказку. Игра

Подарок коллективу

Урок - сюрприз.

Я, ты, мы.

Познавательная беседа. Игра

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

Не хуже других

Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

«Скажи себе сам».

Познавательная беседа. Ролевые игры.

Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом










Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях. Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди. Хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность. Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное. Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. Тестирование


Без дела жить, только небо Кто рано встает, тому Бог Без труда не выловишь. Была бы охота, а работа Взялся за гуж, не говори, что Глаза страшатся, а Есть терпенье – будет и Кто не работает, тот Семь раз отмерь, а Что можешь сделать сегодня, Не боги горшки Чтобы рыбку съесть, «Собери пословицу»


Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? Легенда


Люди работают ради… удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". "Закончить предложения"








Счастье – это… когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Классный час в форме этического диалога

«Даже будни может труд сделать праздничными днями». Я. Райнис

Цель: расширить рамки этического кругозора подростков, учить формировать собственное отношение к проблеме.

Здравствуйте, ребята. Слово праздник у каждого человека вызывает определенные чувства, воспоминания, ассоциации. Подумайте и напишите свои ассоциации, связанные с праздником у вас на

Радость

Позитив

Хорошее настроение

Друзья

Подарки

Салют

Счастье

Нет боли, забот

  1. Почему праздники так нравятся людям?
  2. Какие праздники любите вы? Почему?
  3. Что вы любите делать в праздники? Вас кто-нибудь заставляет это делать?
  4. Можно ли праздновать вечно? Почему?
  5. Что является противоположностью праздника?

БУДНИ

  1. Почему в жизни человека неизбежно наступают будни?
  2. Что отличает праздник от будней для вас? Напишите главные слова, связанные с буднями.

Серость

Монотонность

Нудная работа

Усталость

  1. Будни – время, когда мы работаем, заняты повседневными заботами, без которых тоже нельзя. С буднями связано такое понятие как труд.
  2. Почему человеку тяжело трудиться?
  3. Давайте представим ситуацию. Вам необходимо выполнить два дела.
  1. Почистить и сварить картошку
  2. Учить стихотворение

Вам нужно это сделать. Это задание дала вам старшая сестра тоном, не терпящим возражений. А мама поругала вас за то, что вы плохо ее почистили. Стихотворение длинное и трудное, а по телевизору идет любимый фильм. И вы получили за стихотворение 3 с минусом.

  1. Какие чувства вы испытываете? Почему?
  2. Как вы провели время? Этот день для вас будничный или праздничный?
  3. Почему результат вам не принес радости, удовлетворения?
  1. Но многие великие люди считали труд источником многих положительных эмоций:

Вернемся к нашему будничному занятию.

  1. Что нужно поменять в самом процессе, чтобы поменялся результат. Придумайте, как сделать это. Вы вместе с друзьями сами решили сварить картошку, вы вырезаете ее особенным способом, хотите сделать маме сюрприз, особенный салат или другое блюдо. А стихи решила выучить с вами подруга. Ей трудно, и она решила на каждую строчку нарисовать что-нибудь, чтобы запомнить. Вас очень похвалили и поставили 5.
  1. Что изменилось? Предположите, какой будет результат?
  2. Как это изменить? Изменить к нему отношение.
  1. Перечислите, какие условия нужны, чтобы труд приносил радость?
  1. Что принесет творческий труд?
  2. Какие чувства вы испытали?

Радость

Позитив

Хорошее настроение

Друзья

Счастье

  1. Разве это не признаки праздника? Переносим их из праздника в копилку будней. А из будней уберем унылость.

Есть знаменитая притча: Для чего вы работаете? - спросил прохожий каменотесов. Первый ответил: "Чтобы иметь пищу", второй сказал: "Чтобы обтесать камни для той стены". Третий произнес: "Чтобы построить этот замечательный храм".

  1. Прокомментируйте ответы каменотесов? Почему?

Перед нами встают новые вопросы: деятельность не отличается, работа та же самая. Последний каменотес не сделал свою работу легче или веселее, что же изменилось?

  1. нужно его любить
  2. нужно уметь это делать
  3. он должен быть положительно оценен другими
  4. должна быть какая-то прекрасная цель

Темой нашего разговора была строчка из стихотворения Яниса Райниса «Даже будни может труд сделать праздничными днями». Попробуйте продолжить это высказывание «Даже будни может труд сделать праздничными днями, если…

Спасибо за разговор, пусть у вас будут и будни и праздники, а труд будет приносить радость.


«Труд и творчество» - Труд бывает: Токарь. Творчество это… (Оказывает услуги). Труд – основа жизни. А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! Ремесленники и Мастера. Изделия ремесленника и мастера. Маляр. Что такое труд? Сварщик. Непроизводительный труд. Парикмахер. Труд бывает … У кого золотые руки? Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи..

«Детский труд» - Количество уличных детей около 3000 человек. Исследование проблемы детского труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Образование. Занятые опасными видами труда. Специфика детского труда в России. Виды работ, которыми дети занимались в последние 1-2 года, %. Причины детского труда. Реабилитация детей, ранее вовлеченных.

«Труд детей» - На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Время на подготовку уроков. Мы готовим уроки … Цели организации учебной работы дома. Уточни расписание уроков, проверь записи в дневнике. Такой прилежный, такой трудолюбивый …” Понаблюдаем, как Петя учит уроки. Принимайте участие в жизни класса и школы.

«Художественный труд» - Эскиз орнамента для лоскутного коврика. Основные цели программы: Вид творческой работы: Лоскутная мозаика. Вид творческой работы: Всенародный праздник – День Победы. Технология» 1-4 класс и рабочим тетрадям для учащихся «Изобразительное искусство». Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей.

«Труд в Башкортостане» - Отсутствие централизованного фонда бюджетных ассигнований на премирование руководителей. Сохранение разрядов ЕТКС работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессии рабочих. Нормативная правовая база. Количество учреждений, перешедших на новые системы оплаты труда. Повышающий коэффициент молодым специалистам.

«Уроки труда» - Охрана труда на уроках технологии. Запись опорных конспектов. Берегите себя и наших детей!!! Оптимальная освещённость достигается сочетанием искусственного и естественного освещения. Рисунки учителя на доске. Соответствующее освещение. Самостоятельная работа у доски. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках технического и обслуживающего труда.