Текст записи:

Агрессивность, замкнутость, тревожность, застенчивость, детские страхи, синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, задержка психического развития – основные проблемы в поведении детей младшего школьного возраста, вынуждающие родителей обращаться за психологической помощью. Настоящие методические рекомендации содержат описание основных признаков указанных выше особенностей личности ребенка, методы диагностики, а также примеры психокоррекционных мероприятий, направленных на устранение их причин и симптомов.

Разработаны на основе имеющихся научных знаний по данной проблематике и личного опыта автора.

В настоящее время существует огромное множество факторов негативно влияющих на общее психоэмоциональное состояние ребенка. Эмоциональный фон детей подвержен влиянию любого аспект окружающей их действительности. Это могут быть как отношения с родителями, учителями, сверстниками, старшими детьми, возрастающие школьные нагрузки, так и социально-экономические, экологические факторы. Зачастую дети не могут «переварить» весь поток, обрушивающейся на них информации. Всё это негативно отражается на их психологическом здоровье. Помимо внешних факторов на поведение ребенка влияет и его врожденные характеристики, такие как темперамент, генетическая предрасположенность к определенным реакциям, особенности внимания, мышления, восприятия, памяти. Не следует забывать и о возможности наличия в некоторых случаях органических нарушений той или иной степени тяжести.

Психокоррекционная работа с такими детьми включает в себя три этапа: диагностику, непосредственно коррекцию и оценку динамики реакций.

Однако прежде чем приступить к коррекционным мероприятиям, необходимо провести беседу с родителями, т.к. основным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, являются внутрисемейные, а также детско-родительские отношения . Сокращение свободного времени родителей из-за необхо­димости поиска дополнительных источников дохода, пси­хологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у ро­дителей раздражительности, агрессивности, синдрома хро­нической усталости. Многие родители, находясь под прес­сом возникающих проблем, считают возможным выплес­нуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, ко­торый не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии с их стороны. Именно таким образом дети становятся полнос­тью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом ска­зывается на здоровье, установках в об­щении и поведении на этапе взросления.

Характерными особенностями патогенного родительского поведения являются следую­щие ситуации:

Когда родители не удовлетворяют потребности ре­бенка в любви и полностью отвергают его;

Когда ребенок является в семье средством разреше­ния конфликтов между супругами;

Когда родители используют в качестве дисципли­нарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

Когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприят­ностей;

Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенно­стям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль вос­питания, помочь родителям адекватно относиться к про­блемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки. С одной стороны, родители, считая поведение своего ребенка проблемным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубля­ют ситуацию. С другой стороны, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрас­том ситуация улучшится сама по себе. От особенностей родителей будет зависеть стратегия рабо­ты с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положитель­ных сдвигов со специальных занятий в реальную повсе­дневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей необходимо делать на просвещении.

При беседе с родителями важно обратить внимание на их общее эмоциональное состояние. Понятно, что ребенок, у которого тревожная или импульсивная мать, и сам будет замкнут, застенчив, тревожен или агрессивен. Здесь также важно выяснить причину подобных родительских неврозов, а в некоторых случаях и предложить соответствующую помощь. Кроме того, часты случаи неосознанного эмоционального шантажа со стороны ребенка, что также является существенным упущением со стороны родителей.

Основными проблемами в поведении ребенка, заставляющими родителей обращаться за психологической помощью являются:

1) агрессивность;

2) страхи;

3) застенчивость, замкнутость и тревожность;

4) синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью (СДВГ);

5) задержка в психическом развитии (ЗПР).

1. Основные методы диагностики

Одним из основных условий эффективности работы с детьми является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики . Саму процедуру обследования можно начинать только после установления контакта психолога с ребенком.

Комплексная диагностическая программа должна включать в себя тестовые методики, направленные на исследование:

I. Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности:

Тест «Лесенка»;

Шкала «Самооценка ребенка» А.И.Баркан;

Интервью «Волшебный мир»;

Тест «Несуществующее животное»;

Тест «Дом. Дерево. Человек»;

Графическая методика «Кактус»;

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);

Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (опросник для родителей).

II. Диагностика внимания:

Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;

Методика «Найди звук» Н.И.Гуткиной;

Методика изучения внимания П.Я. Гальперина и С.Л.Кабылициной;

Методика «Устойчивость внимания»;

Методика «Распределение внимания»;

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел и переключением».

III. Диагностика памяти:

Методика «Диагностика типа памяти (слухового, зрительного, моторно-слухового, зрительно-слухо-моторного)»;

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

Методика «Диагностика объема логической памяти»;

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

IV. Диагностика мышления:

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене;

Методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А.З.Зака;

Методика «Простые аналогии».

V. Диагностика детско-родительских отношений:

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»;

Тест «Кинетический рисунок семьи»;

Методика «Интервью с ребенком» А.И.Захарова;

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений:

1) шкала привязанности ребенка к членам своей семьи;

2) шкала соперничества между детьми;

3) шкала степени отверженности ребенка в семье.

2. Агрессивное поведение

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Прежде всего, необходимо отметить, что психологически грамотным является разделение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызываю­щее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, но важно помнить, что для ребенка агрессивность может выступать, например, как форма протеста против ограничений либо как защитная реакция психики из-за наличия страхов или тревожности.

Факторами, влияющими на ее по­явление, являются:

Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

Повсеместная демонстрация сцен насилия;

Нестабильная социально-экономическая обстановка;

Недостаток двигательной активности;

Дефицит родительского внимания, когда ребенок всеми силами пытается привлечь его к себе, пусть даже в виде негативной родительской реакции. В таких случаях, для ребенка уже становится важным сам факт внимания, пусть даже в виде агрессии, раздражительности, крика и проч. Не рассчитывая уже на положительное внимание, дети всеми доступными для них способами пытаются привлечь хотя бы какое-то.

Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);

Повышенная тревожность, страхи;

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;

Неудовлетворенность ребенка статусом в группе (необладание красивыми игрушками, наличие обидных прозвищ, внешняя привлекательность, позитивная оценка со стороны взрослого);

Социально-культурный статус семьи и т. д.

При проведении психокоррекционных мероприятий важно не только выявить причину агрессивности, но и подобрать соответствующие игры, способствующие выходу скопившейся негативной энергии. Некоторым детям помогает битье подушки, другим необходимо что-то порвать или сломать, либо сделать то, что в обычной жизни им запрещается. Например, источником напряженности и агрессивности у 10-летней девочки являлась няня, которую все вокруг хвалили. При конфликтах с ней, родители становились на сторону няни и угрожали тем, что разлюбят и откажутся от ребенка, если он не будет ее слушать. Положительного терапевтического эффекта удалось добиться, всего лишь, разрешив спародировать ее движения, речь, манеры и проч. и просто выслушав все претензии, которые никто из членов семьи слышать не хотел и запрещал произносить.

3. Детские страхи

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу...

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями.

С детьми нужно разговаривать об этих страхах. Некоторые из таких страхов возникают в результате ошибочных представлений, другие основываются на реальных ситуациях или появляются вследствие неравного положения ребенка в обществе. Он нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались, уважались. Только тогда, когда они рассматриваются открыто, ребенок может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его. Некоторые страхи у детей становятся навязчивыми, превращаются в фобии, возрастают до такой степени, что усилия, предпринимаемые для того, чтобы избежать вещей или ситуаций, вызывающих страх, мешают жить.

Однако необходимо отметить, что наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога. Соприкосновение со скрытыми чувствами, которые связаны со специфическим страхом – необходимый шаг в начале терапевтического процесса.

При психокоррекции очень полезна бывает рисуночная терапия. Используя рисунок, ребенок может «отреагировать» все свои болезненные воспоминания на бумагу. Однако мало просто изобразить страх, а потом порвать рисунок и пытаться убедить ребенка в том, что страх исчез. Необходимо предоставить ребенку возможность пофантазировать. Например, 7-летний ребенок на просьбу изобразить то, чего он боится нарисовал настенные часы, утверждая, что когда он один дома, то он боится их тиканья. Предложив ему составить рассказ по рисунку, выяснилось следующее: «Когда я один дома, то боюсь, что кто-то войдет в дверь или окно». Усвоив необоснованность таких страхов при закрытых дверях и окнах с решетками, он продолжил рассказ, одновременно дорисовывая: «Вот входит кто-то, кого я не вижу (рисует ноги), потом идет и надевает папины брюки, рубашку, шапку» и довольно громко выкрикивает «У него папино лицо – это папа». После некоторой паузы: «Я боюсь папу!» (пишет большими буквами слово «ПАПА» и добавляет несколько восклицательных знаков), потом дорисовывает папину руку и число «10», поясняя при этом, что папа 2 года назад бил по голове 10 раз. Как выяснилось, папа в настоящий момент не применял физические наказания, поэтому сознательно у ребенка не было повода бояться отца. Однако, его недовольство и повышенный тон пугали ребенка, но понимая невозможность физической агрессии, но при этом испытывая беспокойство, ребенок выбрал в качестве объекта боязни настенные часы. Как только вытесненное в бессознательное дошло до сознания – страх исчез.

В другом случае, 10-летняя девочка боялась всего вокруг: спать одной, змей, которые на Кавказе вообще не водятся, что ее ужалит оса, если она будет есть мороженное, заражения крови, смертельных болезней и проч. При проведении рисуночной терапии она взяла карандаш и стала интенсивно водить по нему карандашом, до дыр. Подобным же образом она изрисовала еще 3 листа, после чего стала их рвать на мелкие кусочки, разбрасывать повсюду (к удивлению своей матери). Закончив она облегченно вздохнула. После некоторых бесед выяснилось, что причиной страхов была вытесненная агрессия на членов семьи (маму, папу, сестру). Не имея возможности прямо проявить свой гнев (т.к. это неприлично, некрасиво для девочки, и недопустимо по отношению к родителям), негативная энергия была вытеснена в бессознательное и проявилась в виде устойчивых страхов.

4. Застенчивость, замкнутость и тревожность

Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негатив­ную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Проблема состоит еще и в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности и способствуют выработке у него психологической за­щиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость. Он может разговаривать только в случае необходимости или вообще не разговаривать. Он может говорить очень тихо, почти шепотом. Он может держаться в стороне от всех, бояться присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое. Он часто одинок, у него нет друзей или их слишком мало.

Учитывая стереотипы социального поведения, связанного с полом, мальчики в этих случаях попадают на психокоррекцию в более раннем возрасте. Немногие родители хотят видеть своего сына тихим и робким. Тихое и застенчивое поведение девочек выглядит более привлекательным, ободряемым обществом. Поэтому девочки начинают вести себя таким образом потому, что подобное поведение получает одобрение, и до того времени, когда чрезмерная выраженность такого поведения девочки вызывает обеспокоенность, проходит большой срок. На психокоррекцию их приводят уже в подростковом возрасте.

Замкнутые дети всё таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами (слишком много было кем-то когда-то сказано, и они усвоили этот урок). Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с ребенком, который замолчал? Вы можете говорить, но ребенок не будет принимать в этом участия.

При проведении психокоррекции необходимо деликатно подходить к такому отгороженному ребенку. Этот ребенок черпает силу в своей замкнутости и не склонен возвращаться из своего отдаления. Мать одного из таких детей сказала: «Он никогда ничего не говорит! Это сводит меня с ума!». Не разговаривая, этот ребенок использует свое единственное оружие против требований матери. Он хорошо успевает в школе, выполняет свои домашние обязанности, соблюдает правила, не хнычет и ни на что не жалуется, не плачет, не толкается, не ссорится и не" кричит. Но он разговаривает, только при крайней необходимости.

Такой ребенок не пользуется таким оружием сознательно. В какой-то момент своей жизни он усваивает, что должен делать, и даже если обстоятельства изменились, он все равно делает это. Он может вести себя так и потому, что ощущает опасность, когда ведет себя открыто или вступает в беседу. Важно помочь ему найти другие источники силы, чтобы он мог свободно осуществлять выбор, свободно решать, вступать ли ему в беседу или воздержаться от контакта. Пока ребенок так строго контролирует свои контакты, от него остаются скрытыми многие стороны его жизни и он не может позволить себе свободных чувств, свободного познания, развития, он не может совершенствоваться во многих областях, хотя испытывает такую потребность.

Важно принимать ребенка таким, какой он есть. Во время занятия он выполняет требования беспрекословно. Но общаясь, он пожимает плечами, использует уклончивые фразы и часто говорит: «Я не знаю». При этом важно помнить, что при всем кажущемся равнодушии и молчаливости такого ребенка, он прекрасно вас слышит и понимает. В этом случае, важно выяснить какая сфера деятельности его наиболее привлекает, и проводить коррекцию, апеллируя именно к его интересам. Например, играя в игру «Волшебный мир» удалось выяснить одно из желаний ребенка – научиться читать мысли других людей. Рассказывая в доступной для ребенка форме о языке телодвижений и физиогномике, удалось обратить внимание на то, какое впечатление он производит на окружающих людей своим поведением.

Отгороженность ребенка, состояние изоляции часто возникает потому, что он не может принимать участие в свободном и безопасном межличностном общении. Он испытывает затруднения в выражении своих чувств: восхищения или гнева. Он обычно укрывается в безопасном месте, чтобы не оказаться отверженным или обиженным. У него нет опыта спонтанных проявлений, и они пугают его, хотя он может воспринимать такие проявления у других людей, испытывать желание вести себя более непринужденно и открыто. Люди воспринимают замкнутого ребенка как кроткого, боязливого, застенчивого, подавленного, а иногда как сноба, предпочитающего держаться особняком. Поскольку он необщителен и неразговорчив, он представляется даже скучным, возможно даже невоспитанным, хотя может вполне успешно учиться в школе. На него могут повесить ярлык шизоида. Важно помнить, что чем старше человек, тем труднее с годами пробиться через создавшуюся защитную стену.

5. Синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью

Выделяется комплекс клинических прояв­лений синдрома дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью у детей:

Беспокойные движения в кистях и стопах;

Неумение сидеть на одном месте;

Легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

Нетерпеливость;

Неумение доводить начатое до конца;

Очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;

Болтливость;

Неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

Отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;

Спонтанность и необдуманность действий;

Суетливость;

Несформированность мелкой моторики;

Неразвитость речи;

Малая продолжительность сна и трудности при за­сыпании.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ ста­новятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувстви­тельностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблю­дается вспыльчивость, агрессивность, что часто приво­дит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драч­ливостью и неумением играть.

Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характе­ризуют таких детей как недисциплинированных и неуп­равляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной не­ловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверх­ностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любо­пытны, чем любознательны. Постоянно находясь в дви­жении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хва­тает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стре­мится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неус­певаемость при систематическом обучении в школе. Не­способность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, внимание является одной из важнейших функций и иг­рает первостепенную роль для процесса мышления, абст­ракции и мотивации.

Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характер­ны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низ­кая умственная работоспособность. Свидетельством повы­шенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходи­мого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособно­сти (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ре­бенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной дея­тельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невоз­можность работы в общегрупповом режиме.

Необычность поведения детей с СДВГ не является ре­зультатом дурного характера, упрямства или невоспи­танности, как считают многие взрослые. Можно утверж­дать, что это – специфическая особенность психики, обус­ловленная как физиологическими (нарушения деятель­ности отдельных структур мозга, наследственность, па­тологии беременности и родов, инфекции и интоксика­ции в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.

При коррекционной работе большое значение необходимо придавать методам, обеспечивающим гиперактивным детям возможность сконцентрировать внимание на самих себе. Когда их ощущение самих себя становится острее, увеличивается внутренний контроль, который поначалу казался недоступным. Прогресс обнаруживается при переходе от простых сенсорных и тактильных занятий (работа с песком и водой, глиной, рисование красками с помощью пальцев) к деятельности, включающей больший объем движений. От тренировки движений, связанных с управлением дыханием, и обучения релаксации можно переходить к более широкой гамме движений. Дети нуждаются в возможности сделать свой собственный выбор, создать свои собственные формы самоконтроля.

Однако в работе с детьми нельзя допускать вседозволенности, а в особенности при работе с гиперактивными. Существует ошибочное мнение о том, что в кабинете у психолога можно делать все, что захочется. На самом деле это не так! Ребенок, действительно, может и должен играть с любой игрушкой, свободно перемещаться по кабинету, прыгать, бегать, кричать, но это не означает, что ему можно залезть в шкаф или стол психолога, трогать, ломать или портить чужие вещи. Очень важно установить правила, необходимые для безопасности ребенка и собственного комфорта. Как правило, гиперактивные дети отличаются еще и недостатком воспитания, т.е. родителям таких детей, в силу их особенностей, трудно привить элементарные нормы поведения в социуме, что еще сильнее усугубляет положение таких малышей. Со временем они начинают раздражать даже своих сверстников. Более того, такие дети чаще подвергаются физическим наказаниям со стороны родителей. Как следствие, у гиперактивных детей нарастает раздражительность, агрессивность, тревожность, а это, в свою очередь, ведет к отклонению от принятых в обществе норм поведения. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Обобщенная система психо­логической коррекции может вклю­чать следующие аспекты:

Физическая реабилитация;

Обучение навыкам саморегуляции;

Развитие коммуникативных навыков;

Коррекция негативных эмоций;

Развитие дефицитных функций в системе синдрома.

Физическая реабилитация детей с СДВГ должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхатель­ную мускулатуру. Важно указать на то, что мнение о не­обходимости больших физических нагрузок, якобы сни­мающих возбуждение и гиперактивность с детей с СДВГ, является ошибочным. Нервная система этих детей устро­ена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости. Поэтому детям с СДВГ показаны физические упражнения аэроб­ного характера, способствующие улучшению деятельно­сти сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличе­нию выносливости, в отличие от упражнений анаэробно­го типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, таким детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи. Помимо этого, можно рекомендовать массаж, для снятия гипертонуса мышц.

Обучение навыкам саморегуляции - это одно из са­мых трудных направлений коррекционной работы с гиперактивными детьми. Проблема состоит в том, что если ребенок, не страдающий СДВГ, может отвлечься от по­сторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии, то для ребен­ка с СДВГ раздражителем является буквально все. По­этому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни "одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «переска­кивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное вре­мя. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких де­тей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.

Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у детей с СДВГ умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых – это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что как никому другому ребенку с СДВГ часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спо­койно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение кото­рых требует определенных волевых усилий. А именно с произвольностью и умением прикладывать усилия к до­стижению чего-либо, у детей с СДВГ большие проблемы в силу их особенностей. Задача взрослого на этом этапе - добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

Развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивиду­альных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осоз­навать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух ска­занное. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в кото­рых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Гиперактивных детей часто характеризуют как конф­ликтных, агрессивных. В большинстве случаев причи­ной такого поведения является незнание приемлемых спо­собов выражения своих чувств, одобряемых способов до­стижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Развитие коммуникативных навыков теснейшим обра­зом связано с обучением навыкам саморегуляции и кор­рекции негативных эмоций . По существу, такое деление направлений работы очень условно, так как одно невоз­можно без другого. Работа в каждом из направлений должна вестись параллельно на фоне физической реабилита­ции после медикаментозного лечения в случае необходи­мости. Так, например, невозможно развивать навыки кон­структивного общения без коррекции агрессивности и кон­фликтности. В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С дру­гой стороны, необходимо предоставить детям с СДВГ воз­можность отреагировать накопившиеся переживания, свя­занные с ограничениями и запретами. Это позволит ре­бенку переориентироваться с чувства постоянной неудов­летворенности собой (часто насаждаемой ему окружаю­щими) на позитивное самовосприятие и построение эф­фективного взаимодействия с миром.

В этом направлении можно использовать элементы пескотерапии, позволяющей в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим. Кроме того, можно использовать такие игры, как дет­ский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подуш­ку. Все они помогают снять агрессивность посред­ством ее активного выражения в действии (что запреща­ется ребенку в повседневной жизни).

Развитие дефицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения, основываясь на четкой поэтапности. На­пример, если начинать с развития устойчивости внима­ния, умения произвольно его переключать, то перехо­дить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сра­зу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведе­ния.

В работе со взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка неэффективны. Эмоциональ­ный фон общения с ребенком должен быть ровным, пози­тивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуля­торами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запом­нит их. Лучше давать следующее задание после выполне­ния предыдущего. Предполагается обязательный конт­роль качества выполнения поставленной задачи.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «мож­но бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

6. Задержка психического развития

Задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизичес­ком развитии. Задержка психического развития пред­ставляет собой полиморфное нарушение, так как у од­ной группы детей может страдать работоспособность, у другой – мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глу­биной повреждений и/или различной степенью незрело­сти мозговых структур. Таким образом, это замедление развития психи-си ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в ин­теллектуальной деятельности.

Основными группами при­чин, обусловливающих нарушения психики являются:

Органические нарушения, которые задерживают нормальное функционирова­ние мозга и препятствуют его своевременному развитию;

Дефицит общения, стимулирующий задержку усвоения общественного опыта;

Дефицит соответствую­щей возрасту деятельности, что лишает ребенка возмож­ности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможно­стей психического развития;

Травмирующее воздействие микросреды;

Некомпетентность окружающих ребенка взрослых.

Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздей­ствия как биологических, так и социальных факторов.

Общий запас знаний и представле­ний об окружающем у детей с ЗПР узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети ис­пытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работо­способность. Внимание неустойчивое, присутствуют труд­ности сосредоточения. Гораздо легче выполняются зада­ния, требующие включения наглядно-действенного мыш­ления по сравнению со словесно-логическим. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют ис­пользовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа дей­ствия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип дей­ствия и его перенос.

Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции фор­мируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отно­шений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустой­чивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с ЗПР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т.-д. Основные нарушения касаются мелкой мото­рики, зрительно-моторной координации.

Одной из основных особенностей ЗПР является нерав­номерность нарушения психических функций. Например, мышление может быть сохранено по сравнению со вни­манием, памятью или умственной работоспособностью. Выявленные отклонения у детей с ЗПР отличаются из­менчивостью и неустойчивостью. Мотивация учебной де­ятельности у них формируется трудно, в связи с чем, не­успехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учебе в част­ности и к любой деятельности, требующей определенных усилий, в общем. Дети с ЗПР выраженно склонны к стереотипным действи­ям и способам решения задач. Индифферентное отноше­ние к умственной деятельности проявляется и в некри­тичном отношении к результатам выполнения задания. Такая некритич­ность свойственна и для их поведения в целом.

Коррекционно-развивающая работа с детьми определяется в соответствии с их образовательными по­требностями, обусловленными возрастом, степенью и мно­гообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Преж­де всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми си­туации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуа­ции, так и к межличностному взаимодействию. Наравне с познаватель­ным должно идти эмоциональное развитие детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-уп­ражнения:

Срисовывание с образца;

Работа с трафаретами;

Обведение контура, обведение по внешнему и внут­реннему контуру;

Раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Учитывая взаимосвязь развития движений паль­цев и интеллекта детей необходимо ис­пользовать пальчиковую гимнастику как метод коррек­ции интеллекта детей. Цель занятий - синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенци­альных способностей, памяти, внимания, речи, мышле­ния. Кроме того, можно применять дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направлен­ные на развитие тактильной чувствительности:

В емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка – найти ее и описать, не доставая;

Сортировка смешанных круп по отдельным коро­бочкам;

Выкладывание фигурок из круп;

Игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами кон­структора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Заключение

Выбор коррекционных ме­тодов зависит, прежде всего, от возраста и степени нару­шений, выявленных в ходе диагностического обследова­ния ребенка. Но не менее важным аспектом выбора явля­ются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста. Наибольший эффект достигается при применении рисуночной, игровой и сказкотерапии.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на недопустимость назначения психологом медикаментозного лечения. В случае если психолог подозревает необходимость такого лечения, то максимум, что он может сделать, это рекомендовать родителям обратится за консультацией к соответствующему специалисту: неврологу или психиатру, ортопеду и проч. Психолог, не имеющий соответствующего фармацевтического или медицинского образования, не имеет ни юридического, ни морального права назначать лекарственные средства. Не редки случаи, когда родители сами начинают давать раздражительным, агрессивным, гиперактивным или тревожным детям препараты, обладающие седативным эффектом или активизирующие работу мозгового кровообращения. В таких случаях необходимо обратить внимание родителей на недопустимость таких действий, т.к. это может нанести вред здоровью ребенка.

При работе с детьми с проблемами в поведении главное – сохранять спокойствие и не раздражаться. Необходимо помнить, что в основе отклоняющегося поведения лежат либо органические нарушения, либо недостаток любви, внимания, терпения и понимания со стороны родителей, а в некоторых случаях – и то, и другое. Ребенок в этом не виноват. Более того, ему приходится еще хуже, чем тем, кто его окружает. И об этом важно помнить!

педагог-психолог

Психологическая помощь может понадобится любому лицу, вне зависимости получил ли он душевную травму, у него врожденное заболевание или еще что-либо. Бывает человек испытывает период депрессии и даже в этом случае помощь психолога не бывает лишней. В современном мире нет ничего плохого в том, чтобы пойти к психологу, так как человек получает эмоциональную разгрузку и ему становится гораздо легче. В такой статье мы поговорим о том, что такое психологическая помощь , как производится оказание психологической помощи , случаи оказания помощи , психологической реабилитации пенсионеров и психологии для детей .

Что такое психологическая помощь

Психологическая помощь – профессиональная деятельность специалистов в данной сфере, выражающейся в помощи человеку в разрешении некоторых психологических проблем и внутренних конфликтов, помощи в определении своих целей, раскрытии в коллективе и др. По сути психология может разрешать множество и межличностных конфликтов, так как каждый человек может реагировать друг на друга по-разному.

Прежде всего такая помощь заключается в том, чтобы разрешить сложную психологическую ситуацию. В законе есть отдельное определение данного понятие, под которым понимается ситуация, которая нарушает нормальную психологическую деятельность человека, либо целой группы, которую человек не может разрешить самостоятельно. Любые правоотношения состоят из взаимных прав и обязанностей. Даже в повседневной жизни мы не замечаем, как постоянно участвует в различных правоотношениях. Чаще всего мы начинаем понимать, что состоим в правоотношениях, когда наши права начинают существенно ущемляться.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

В это ситуации мы чувствуем дискомфорт и нам становится интересно, какие права в данной сфере у нас есть. После изучения взаимных прав и обязанностей сторон становится понятно, какие права нарушаются, но не всегда понятно, как это предотвратить. Решений данной проблемы на самом деле множество, начиная от устного замечания нарушителю ваших прав, заканчивая подачей претензии, заявления в государственные органы, искового заявления в суд и др.

Все эти методы защиты своих прав имеют свои плюсы и минусы и в различных правоотношениях они используются по-разному. Когда-то получается разрешить проблемы полюбовно без привлечения государственных органов, но бывает, что участие государственных органов в данной ситуации неизбежно.

Многие люди встречались со сложными психологическими ситуациями, в одном случае это просто внутренние переживания, от которых невозможно отвязаться, в другом какая-либо душевная травма. С некоторыми из этих проблем действительно сложно справиться самостоятельно, так как человек может просто не видеть решение данной ситуации. Поэтому и нет ничего плохого в том, чтобы сходить к психологу, так как он чаще всего может помочь простым советом и жить уже станет намного проще.

Оказание психологической помощи

Оказанием психологической помощи занимается психолог. Бывают различные психологи, например, штатные (работают на постоянной основе в школах, ВУЗах, различных компаниях и т. д.), частные и государственные. Все психологи по сути могут осуществлять прием граждан, но делать это в своей компетенции.

При оказании психологической помощи психологии имеют различные права и обязанности, они, например, могут сами разрабатывать методику оказания помощи человек, опираясь на свои навыки и умения в этой сфере. Например, для ребенка может быть разработана игровая методика, где помощь осуществляется во время игры, но психолог может оценить в это время состояние ребенка и помочь в разрешении его проблемы.

Для персонала компаний часто бывают другие методики, например, по вливанию в коллектив, особенно для новых работников. Если у вас возникли проблемы с юридической составляющей, то самое время обратиться за юридической помощью. Дело в том, что разрешение данной проблемы не всегда проходит как хотелось бы, различные компании перед заключением сделки уверяют нас в том, что никаких проблем не будет, а если и будет, то они будут оперативно разрешены.

На самом деле это далеко не так, потому что ни одна компания не хочет просто так терять свои денежные средства, в случае спорного или проблемного момента, компания может начать отстаивать свои интересы, даже заведомо зная, что у нее это не получится. Поэтому наступает время сложных юридических процедур, которые необходимо оперативно разрешать, попутно собирая и оформляя документы, подавая их в нужные государственные и иные органы, а потом дело может дойти вовсе до суда, где обыватель можно испытывать серьезные трудности.

Если вы уже сейчас знаете, что скоро вас ожидает кропотливая юридическая работа, то лучше заранее обратиться к специалисту, дабы не допустить первоначальных ошибок и разрешить дело в ваших интересах. Частные и государственные психологи занимаются обычным приемом граждан и имеют также самые различные методики и приемы помощи людям в зависимости от ситуации. Например, при разводе с супругом будет один прием действий, для решение шоковой ситуации могут применяться другие приемы и средства решения проблемы.

Психология для детей

Любое образовательное учреждение – это скопление огромного количества людей, которые постоянно взаимодействуют с друг другом и могут проводить вместе большое количество времени. Присутствие психолога, например, в школе уже не так удивляет. Чаще всего ученики редко посещают таких психологов, а основная работа специалистов сводится к проведение различных тестов для учеников, будь то психологических тест или профотбор.

Многие родители сомнительно относятся к таким специалистам, так как боятся их вмешательство в жизнь их ребенка, поэтому на их имя подается множество жалоб, претензий. Такое мнение можно назвать обманчивым, так как в основном такие действия психолога никак не навредят ребенку. Во-первых, при вмешательстве родителей и разведение паники может навредить самому ребенку, так как в школе ребенок уже в начальных классах начинает понимать множество вещей, во-вторых, панические действия рождают непонимание в классе, а так как в школе детей нельзя назвать сугубо толерантными, то это опять же может навредить самому ребенку. При изучении юридического вопроса стоит в нем разбираться со всех сторон. Первоначально, конечно же, можно почитать юридические статьи, включая эту, дабы вопрос был более понятным, так как если сразу открыть закон, то обычный человек не сразу может понять юридическую терминологию.

После прочтения статей стоит изучить нормативно-правовые акты, так как статьи в интернете могут быть неправильными, либо устаревать относительно текущего законодательства.

Для изучения законодательства можно обращаться все к тем же статьям, где обычно указывают источники права, на которые они ссылаются. Далее остается самое сложное, нужно изучить практику по этому вопросу. К сожалению, информацию в интернете не всегда можно найти по конкретной ситуации, а если она есть, она также можно будет устаревшей. Единственное, что можно посмотреть, это решения суда по схожим вопросам.

В этом случае стоит обратиться к профилированному юристу, который работает именно в данный сфере и имеет практику взаимодействия с вашей проблемой. Обычно занятия со штатным психологом сводятся к какой-нибудь игре, либо разговору без «болевых точек», поэтому на психику ребенка это повилять не может. Так как мы говорим о психологах во всех образовательных, то стоит затронуть их специализацию в средне-специальных и высших образовательных учреждениях.

В данных учреждениях люди уже переходят в более сознательных возраст, многие из них не только учатся, но и работают, заводят серьезные отношения, детей и т. д. В общем в этом возрасте человек уже действительно становится взрослым человеком. Говоря об институтах можем отметить, что здесь роль психолога в развитие личности практически нулевая. В школах должны были проводится хотя бы профотборы, которые помогли бы ребенку определится, чего он хочет в жизни. Но на самом деле, переход со школы в ВУЗ действительно показывает ребенку, что все не совсем так, как он представлял. Таким образом, студенты могут быть растеряны в своих предпочтениях, мало понимать свои цели в жизни и т. д.

Важно! По всем вопросам психологии и психологической помощи, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Стандарт должен включать:

2) требования к формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве"

Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса)

Тест К. Томаса позволяет выявить ваш стиль поведения вконфликтной ситуации.

Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации.

При помощи специальной формулы вы можете просчитать исход конфликта.

Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса):

Инструкция:

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Стимульный материал (вопросы).

А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Ключ к тесту Томаса типы поведения в конфликте:

Соперничество

(Конкуренция)

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Обработка и интерпретация результатов теста:

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Пять способов урегулирования конфликтов.

Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:

    Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

    Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

    Компромисс или экономический тип.

    Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

    Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Он полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.

Формулы, для прогнозирования исхода конфликтной ситуации: А) Соревнование + Решение проблемы + 1/2 Компромисса Б) Приспособление + Избегание + 1/2 Компромисса

    если сумма А>суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у вас

    если сумма Б> суммы А, шанс выиграть конфликт есть у вашего оппонента.