Всю свою сознательную жизнь мы сталкиваемся с тем, что нужно что-то изменить, принять какие-то важные решения, но нам мешает страх перед неизвестностью. Мы начинаем сами себя убеждать, что все не совсем плохо, и неизвестно, будет ли там лучше… Мы боимся что-то серьезно менять.

Что такое зона комфорта в психологии?

Есть такие границы внутри нас, в пределах которых нам хорошо, и мы себя чувствуем в безопасности. Вот именно эти внутренние рамки принуждают нас хвататься за те отношения, которые давно себя изжили, за должность и работу, которые нам не только неинтересны, но и не приносят нормального дохода.

Эти внутренние границы создают зону комфорта. Давайте разберемся, что же это такое?

Зона комфорта в психологии – это область нашего жизненного пространства, которая дает нам чувство безопасности. Обычно она определяется привычным поведением, комфортно то, к чему привыкли. Хорошо в том мире, где все стабильно, знакомо и предсказуемо.

По сути, это то состояние, в котором мы себя чувствуем удобно. Казалось бы, ну что же в этом плохого? Конечно же, ничего. Кроме того, что это сильно тормозит развитие чего-то нового, неизведанного.

Чтобы чего-то достигнуть и что-то сделать, нужно выйти из зоны комфорта. Обучение всегда сопряжено с выходом за ее границы.

За зоной комфорта начинается зона риска. Обязательным условием развития личности является выход за границы комфортности.

Обычно молодые люди более охотно расширяют свою зону комфортабельности. Если обычный человек слишком долго задержался в ней и не делает никаких поступков, чтобы ее расширить, то личностное развитие на этом прекращается, начинается деградация.

Такое определение дает четкое понимание того, что, если мы заинтересованы в развитии, то нам неизбежно придется преодолевать эти границы.

Как определить ситуацию слишком долгого нахождения в зоне комфортности?

Для начала давайте разберемся, как нам понять, что мы чрезмерно застряли в комфортной зоне. Вы это поймете по собственной реакции на какую-то новую ситуацию или обстоятельства. Возможно, вы еще только подумали о ней, а она у вас уже вызывает страх. Хочется отметить, что первая реакция может быть очень разной: беспокойство, стресс, страх, любопытство, интерес. Однако именно страх является показателем того, что зона комфорта удобна для вас - вы не хотите ее покидать.

Однако, чтобы расширить свою зону, необходимо принять все новое и адаптироваться к этому.

Осознание

Психологи утверждают, что жизнь начинается именно там, где оканчивается зона комфорта. Чтобы из нее выйти, нужно понять, что вы там слишком долго находитесь, как бы подвисли в этом состоянии. Пока мы сами не признаем этого факта, то не сможем никуда сдвинуться. Важным моментом является само принятие этой мысли. Должно присутствовать и желание, понимание того, что вам просто необходимо вырваться из этой ситуации.

Зона комфорта в психологии охватывает абсолютно все сферы жизни. Это могут быть не устраивающие нас отношения, бизнес, ненужная и нелюбимая работа, дом, город. Все это находится в нашей привычной зоне, но оно давно нас не устраивает, однако, боясь перемен, мы сидим и ничего не делаем для того, чтобы изменить что-то в своей жизни.

Что такое зона комфорта и как из нее выйти, чтобы себе не навредить?

Осознав, что мы застряли на одном месте, нужно действовать. Перечень шагов, которые нужно предпринять, условно можно назвать программой действий. Она нужна прежде всего для того, чтобы мягко перейти из одного состояния в другое.

Первый шаг - задача

Первоочередным действием по преодолению внутренних рубежей будет сам процесс постановки задачи. Мы должны определиться, чего хотим достичь, какой результат нам необходим.

Предположим, мы осознали, что нам страшно и неудобно знакомиться с новым окружением людей. А значит, нам нужно будет как можно чаще общаться с чужими людьми. Это и будет нашей задачей. Процесс должен стать более привычным, а значит, и более комфортным.

Второй шаг – объем запланированного результата

На этом этапе нужно сформулировать объем планируемого результата. Это должны быть вполне конкретные цифры: чего и сколько я хочу получить, к какому сроку. Как правило, это экспертная оценка самого себя. Если вы сформулируете ОЗР, это поможет более результативно справиться с работой.

А как узнать, расширилась ли наша зона комфорта? Естественно, критерием успеха будет ваше спокойствие при завязывании новых знакомств. В этом случае объем можно сформулировать как количество новых людей в окружении. И в тоже время обозначим число знакомств в день. Вообще логично постепенно наращивать объемы в разумных пределах. Даже если все это не приведет сразу к комфортному состоянию, все равно будет иметь место позитивный эффект.

Самая большая хитрость в этом случае состоит в том, что ваше внимание переключается на выполнение определенной работы, вы не фокусируетесь на самом процессе выхода из устоявшегося состояния. Зона комфорта - это то, над чем нужно работать, она не придет сама по себе.

Третий шаг - работа

Работа - это не что иное, как постепенное прохождение всех намеченных шагов. Прежде всего мы запланировали программу деятельности на каждый день, наша задача - следовать намеченному пути. Хорошо будет, если вы будете писать отчеты о своей каждодневной деятельности, анализируя при этом результат и сам процесс.

Четвертый шаг - и снова работа

Да-да. Мы не ошиблись… Снова работа.

Хотелось бы подметить два нюанса. Во-первых, чтобы расширилась зона комфорта, нужно непременно работать.

Во-вторых, она должна выполняться последовательно с постепенным увеличением объемов. Об этом не стоит забывать.

Зная, что такое зона комфорта и как из нее выйти, люди зачастую делают попытки перескочить сразу ту ступень, которой они желают достичь. И у кого-то это даже может получиться, но для большей массы это закончится тем, что они вообще не покинут комфортное состояние, боясь ошибок. Именно поэтому важно постепенно адаптироваться к новой расширенной зоне.

Новая привычка, как правило, закрепляется ровно двадцать один день. Освоить что-то новое – это тоже своего рода расширение зоны.

Мы должны убедиться в том, что комфортно себя чувствуем во все более увеличивающемся объеме, тогда мы не подвергнемся риску уничтожить абсолютно все результаты наших трудов. Каждый шажок должен стать комфортным.

Пятый шаг - освоение новой территории

На данном этапе зона комфорта – это уже освоенная новая территория. Можно отдохнуть и порадоваться жизни. Не забывая о том, что впереди ждут новые территории и победы.

Упражнения и тренинги

Если человек чего-то боится, то он непременно должен это сделать, таково мнение многих психологов. Определив, что такое зона комфорта, и однажды расширив ее, мы должны выработать в себе привычку и умение правильно выходить из нее при любых ситуациях. А для этого следует перебороть страх перед чем-то новым.

Есть специальные упражнения для этих целей:

  1. Начать нужно с изменения привычных мелочей. Например, поменять график дня, поехать другим маршрутом, сделать покупки в новом магазине, приобрести необычные продукты.
  2. Познакомиться с новым человеком – это прекрасный вариант выхода из комфортного состояния.
  3. Далее можно научиться чему-то такому, чего ранее вы не умели. Вышивать, вязать, готовить новое блюдо, играть на гитаре.
  4. Посмотреть фильм или прочесть книгу в нехарактерном для вас жанре.
  5. Поезжайте в незапланированную поездку, все должно быть экспромтом, без каких-либо предварительных подготовок. Вы получите много новых впечатлений, да и зону комфорта расширите.
  6. Посетите новое место. Например, новый ресторан с непривычной для вас кухней.
  7. Оденьте новые вещи, те, что ранее не рискнули бы носить. Это могут быть неординарные фасоны, цвета.
  8. Потом можно заняться и перестановкой мебели. Освежите вашу комнату новым интерьером.
  9. Проедьтесь в маршрутке по незнакомому ранее пути.
  10. И наконец, придумайте свои тренажеры – ситуации.

Брайан Трейси

В психологии широко известно имя Брайана Трейси. Он считается мировым экспертом в области успеха. Он разработал свою систему по его достижению, причем сделал это в возрасте двадцати пяти лет. С тех пор оТрейси написал много книг по психологии. Он продолжает работать и в настоящее время, проводя тренинги и консультации.

Чем еще знаменит Брайан Трейси? Зона комфорта - одна из тем, над которыми он работал. Его книга «Выйди из зоны комфорта» полностью посвящена этой теме. В ней он говорит о двадцать одном способе повышения личной эффективности. Безусловно, его труды заслуживают внимания.

Вместо послесловия

Говоря о зоне комфорта, подразумевают не те внешние обстоятельства, которые удобны для человека, а имеют в виду внутренние жизненные границы, существуя в которых, люди ощущают себя безопасно. Диван, массаж, кофе дают чувство комфорта для одного человека, а другого, который не привык к этому, способны вывести из зоны спокойствия. Все эти предметы для него чужды.

Состояние комфортности не всегда полезно. Людям свойственно увязать в ненужных обстоятельствах и отношениях, но они, по привычке, чувствуют себя вполне удобно и не рискуют что-то менять в своей жизни, боясь, что эти перемены ни к чему хорошему не приведут.

За границами комфортной зоны находится зона риска, возможных испытаний и опасностей. Не каждый сознательно готов бросить привычный уют и попасть в неприятные условия. Однако только таким способом человек может развиваться. Ему непременно периодически нужно покидать зону комфорта, только нужно научиться делать это правильно, не навредив себе. Постепенно расширив для себя зону, он непременно будет находиться в ней. Нельзя все время пребывать в дискомфортном состоянии. Научившись приспосабливаться, человек проще осваивает новые области деятельности. Выход из зоны комфорта полезен, он является своего рода встряской и стимулом для дальнейших действий и развития.

Мы научились создавать себе хорошее настроение, Теперь нужно научиться сделать его привычным для своего организма. Для этого Кацудзо Ниши предлагает следующие упражнения, которые желательно выполнять утром и вечером. Благодаря этим упражнениям ощущение внутреннего комфорта и хорошее настроение станут подвластны нашей воле.

Упражнение "Внутренний комфорт"

Выполняется это упражнение, лежа на спине. На поверхность, на которой вы будете лежать, обязательно положите одеяло или коврик, чтобы ваше тело в течение всего упражнения чувствовало ощущение комфорта. Выполнять упражнение можно на полу, на земле или на кровати, если она ровная и жесткая. Вытяните руки вдоль тела, ноги выпрямите, пятки соедините вместе, а носки чуть разведите в стороны. Расслабьтесь и отбросьте все посторонние мысли. Плавно, медленно и бесшумно делаем вдох через нос - улыбнитесь себе во время вдоха. Закончив вдыхать - задержите дыхание. Задержку дыхания делаем максимально длительную, но не теряем при этом чувство комфортности: никаких чрезмерных усилий! Выдох также делаем через нос медленно и плавно, как и вдох. Это упражнение нужно делать по 12 раз утром и вечером. Вы почувствуете, как расслабляется ваше тело. Не только тело получит отдых – но и ваш ум, ваше сознание смогут отдохнуть и отвлечься. После выполнения упражнения вы получите ощущение внутреннего комфорта и легкости.

Для чего выполняется это упражнение? Оно дает тренировку нашему организму не только достигать ощущения внутреннего комфорта, но и способность поддерживать это состояние на длительное время. Научившись это делать сознательно, мы уже получаем доступ к контролю своего настроения.

Следующее упражнение поможет не только достичь состоянии внутреннего комфорта, но и научит регулировать свое настроение, как нам необходимо, по собственной воле

Упражнение «Хорошее настроение»

Для выполнения этого упражнения лягте в удобную для вас позу.

Закройте глаза. Дышите полным дыханием. А теперь вспомните моменты вашей жизни, когда вы были в хорошем настроении - в том настроении, в котором хотели бы быть и сейчас. Эти моменты запоминаются очень хорошо и вспомнить их несложно.

Теперь задание посложнее: вспомните, каким вы были в тот момент - как вы выглядели, кто или что вас окружало. Может быть, вас окружали звуки красивой музыки, или щебетанье птиц, или детский смех – а может быть что-то еще? Вспомните, какие цвета, краски были вокруг вас тогда? Как можно более ярко представьте себя, свой собственный образ в самом приятном настроении, окруженный самыми приятными звуками и красками. Не забывайте при этом дышать полным дыханием. Постарайтесь сформировать свой образ в этом хорошем настроении, увидеть его перед вашим внутренним взором. Представьте, что вы дышите через этот образ. Выдыхая, мысленно пошлите струю воздуха прямо в этот образ. С потоком воздуха, который вы выдыхаете, ваш образ наполняется энергией. А теперь делайте вдох и начинайте втягивать воздух и энергию через образ обратно в себя. Всего через 10–12 таких вдохов и выдохов вы заметите, что ваше настроение изменилось коренным образом. Вы смогли вернуться в то давнее состояние хорошего настроения.

Если выполнять оба упражнения «Внутренний комфорт» и «Хорошее настроение» ежедневно утром и вечером, а также, если вы сделаете полное дыхание своей привычкой, то увидите, что жизненный настрой стал положительным, ровным и комфортным и с одной пагубной энергией вы уже справились – уныние без вашего позволения к вам не подступится. А значит и от болезней, связанных с этой пагубной энергией, вы себя уже начали избавлять. В теле стало больше свободного места для притока свежей здоровой жизненной силы, а значит вы стали намного сильнее.

Если вам была интересна информация или вы хотите высказать свое мнение - оставьте комментарий и поделитесь с друзьями. Буду благодарна за твит.

Как справиться с пагубными энергиями, которые несут нам гнев и злость - описано .

Некоторые люди являются мастерами взращивания и постоянной подпитки собственного эго. Если вы когда-либо были вынуждены общаться с разными типами сложных людей (особенно в профессиональной сфере), то вы наверняка знаете, какими мучительными для вас могут быть подобные коммуникации. Разговор с ними зачастую превращается в своеобразную пытку, и если это человек посторонний, то вы можете просто отказаться от общения, но если вам «повезло» с таким коллегой, родственником или соседом, то определённый дискомфорт вам обеспечен.

Итак, шесть типов людей, с которыми трудно и неприятно общаться в любом коллективе, компании и обществе:

1. Хвастун

Вступать с хвастуном в диалог – это сплошное мучение. Он всегда навязчиво и настойчиво подчеркивает свой статус, благосостояние и сногсшибательный уровень доходов, а весь разговор с ним постоянно вращается вокруг его новейшей, дорогой машины, дома или квартиры. Кстати, нередко речи хвастуна звучат достаточно непринуждённо. Как бы невзначай он расскажет вам, что стоимость страховки на его яхту резко выросла или что его жена тратит слишком много денег на дорогие шубы. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с хвастуном, сразу положительно отзывайтесь обо всех его достижениях и приобретениях и резко меняйте тему разговора.

2. Распространитель слухов

Этот человек всегда в центре сплетен и драматических историй. Он прямо или косвенно участвует во всех перипетиях личной жизни окружающих людей, а распространение новостей (точнее «сочных» слухов) является его основным занятием в жизни. Вам приходится общаться со сплетником? Говорите на отвлечённые темы и никогда, ни при каких условиях, не делитесь с ним конфиденциальной информацией. В противном случае ваши личные дела моментально станут достоянием всех и каждого.

3. Суперэксперт

Он всегда сразу же даст вам знать, что он лучше разбирается во всём, что его опыт богаче, а познания глубже. «О, вы только что вернулись из туристического похода на гору Килиманджаро? Для начинающего – это то, что надо. Лично я уже бродил по Эвересту, и это было одним из самых значимых событий в моей жизни». Суперэксперт обожает демонстрировать свою важность и значимость во всех сферах. Общение с ним вряд ли приносит удовольствие, но постарайтесь быть терпеливым и задавайте ему встречные вопросы: «Как приятно встретить единомышленника, туриста и альпиниста. Что было самым сложным в вашем походе на Эверест? “

4. Беспардонный

Этот человек не имеет «фильтра». Он говорит всё, что у него на уме, не особо заботясь о чувствах остальных. Как правило, беспардонный тип совершенно не хочет кого-либо обидеть, у него просто отсутствует банальное чувство такта, а потому его стиль общения зачастую воспринимается как грубый и язвительный. «Боже, какая ты болезненно тощая. Немедленно съешь кусочек шоколадного тортика. Набрать пяток килограммов тебе точно не помешает».

Избегайте соблазна ответить грубо в ответ. Лучший способ справиться с этой ситуацией – это «убить» бестактного человека милой репликой, приправленной хорошей порцией юмора (или завуалированного сарказма). «Спасибо за вашу заботу. Вообще-то я напротив пытаюсь сбросить несколько килограммов, чтобы выглядеть так же хорошо, как и вы!»

5. Потребитель

Этот человек только берёт и никогда не отдаёт. Потребители задают бесконечные вопросы, пытаясь получить бесплатный совет или консультацию. В просторечии их нередко именуют халявщиками. «Вы дерматолог? А взгляните-ка вот на это пятнышко на моей руке? Стоит ли мне из-за него беспокоиться?» Не потакайте потребителю-халявщику, лучше ответьте ему примерно такой фразой: «Позвоните в понедельник в клинику, где я принимаю, секретарь назначит вам время приёма».

6. Болтун

Все мы попадали в «заложники» к болтуну, особенно часто такое встречается на каких-либо мероприятиях или вечеринках. Этот человек говорит не умолкая, перескакивает с темы на тему и не даёт вам возможности вставить хотя бы одно слово. Болтун считает себя очень общительной личностью, но на самом деле он попросту монополизирует любой разговор. Попробуйте избавиться от болтуна, познакомив его с кем-нибудь другим, или удалитесь по неотложным делам, предварительно извинившись.

Наверное, нет такого человека, который ещё не слышал этот баян популярной психологии – Зона Комфорта.

Вкратце, он сводится к следующей демагогии: «Вы хотите добиться хоть чего-то? Или чего-то большего? Но знайте: то, к чему вы стремитесь, всегда лежит – ЗА пределами вашей «зоны комфорта». Чтобы получить шанс, возможности, обстоятельства и инструменты - нужно выйти из своей зоны комфорта, покинуть её и сделать решительный шаг навстречу неизвестному».

Проще говоря, нужно начать испытывать дискомфорт и поломать весь свой график, включая пищеварение. Или нет? По-моему - да. Именно это и имеется в виду.

Ну а теперь давайте посмотрим на эту демагогию сквозь волшебный кристалл хорошо огранённой пирамидки Маслоу.

Старик Маслоу и его пирамида

Я вам скажу по секрету, что в среде психологов не любят Маслоу. Честно говоря, он зануден. И над его пирамидой принято посмеиваться. Так, чтобы не слышали студенты-первокурсники.

Но... Смеющиеся над Маслоу образуют два различных лагеря, и в этом - стоит разобраться. Потому что у одних смеющихся причина к смеху - одна, а у других - совсем другая. С первыми я соглашусь, пожалуй, кое в чём. А вот вторых я принципиально не люблю, считаю, что они наносят человечеству вред и поэтому хочу вывести их на чистую воду.

Миф о «Зоне Комфорта» как Дракон, не пускающий нас на вершину пирамиды Маслоу

Вот вы, наверное, все помните в чём суть идеи Маслоу.

«Человек не может ни удовлетворять, ни даже самоё – помысливать, испытывать – потребности более высокого уровня (верхушка пирамиды), пока он нуждается в более примитивных вещах (лежащих в основании пирамиды)».

Что такое «основание пирамиды Маслоу», давайте себе напомним.

Это – витальные потребности, связанные не только со здоровьем тела, но и с базовым здоровьем психики.

Это, собственно, условия для того, чтобы человека просто можно было назвать живым, а не полумёртвым.

Вот эти потребности:

  • удовлетворённый голод,
  • удовлетворённая жажда,
  • удовлетворённая потребность в безопасности,
  • чувство уверенности, отсутствие страхов,
  • здоровое либидо.

Предположим, что всё это у нас с вами в какой-то степени есть, удовлетворено. (Совершенство в этом послегрехопадном мире - сами понимаете...)

Но нам – неплохо и впору подумать о высших ступеньках пирамиды Маслоу. Например, выучить древнеисландский, чтобы почитать саги в подлиннике. Или научиться снимать кино и снять кино. Или стать поваром-веганом.

И тут начинается самое интересное.

Встреча с Драконом в плохом костюме Тренера

Влекомые высокими целями, мы порой приходим на страницу психологического сайта или на семинар, покупаем книжку, скачиваем популярную лекцию... и что же мы слышим? Мы слышим ложь.

Мы слышим следующее: «Вы хотите поменять что-то в своей жизни? Вы хотите добиться чего-то? Чего-то большего?

Но вам нужно выйти из своей зоны комфорта! Всё хорошее лежит вне вашей привычной зоны комфорта» .

Да-а? А если найду? А если найду в моей зоне комфорта что-то хорошее, вы будете приседать сто пятьдесят раз, вы извинитесь?

Иммануил Кант и его современники – жители Кенигсберга, поспорили бы с этой модной фразой тренеров-выскочек, сильно искажающей реальность.

И русский писатель Василий Белов тоже бы поспорил. 80 лет прожил он в своей деревне Тимонихе, в своей «зоне комфорта». И так преуспел, что не он, а к нему приезжали в Тимониху – аж из самой Японии. Но мы начали о Канте.

Боян «Часы Канта»

Кант прожил размеренной жизнью, как и Белов, 80 лет. Каждый день Кант совершал моцион по улицам родного города - пешие прогулки. Жители Кенигсберга и звонарь кафедрального собора сверяли по гуляющему Канту свои и общественные часы.

Два раза в жизни Кант вышел на прогулку не вовремя (но всё-таки вышел). Когда читал новую книжку истеричного мальчика Руссо. И когда узнал о штурме Бастилии. Понять можно.

Выйдя из зоны комфорта мы начинаем наивно ждать - когда же придут эти обещанные тренером желанные шансы, возможности, обстоятельства и инструменты, для того, чтобы мы получили в жизни «Что-то Большее».

Однако, если мы с вами -люди глупые и наивные, мы поверим тренеру в плохом костюме. А это значит, что мы сами, своими руками возьмём в руки молоток и расколотим на мелкие черепки – уже имеющийся у нас – личный прочный фундамент масловской пирамиды.

Уже один тот факт, что нам «захотелось» верхушки пирамиды:

  • возникла потребность в успехе, одобрении и признании,
  • что у нас возникла потребность в Любви,
  • потребность в уважении окружающих,
  • потребность в реализации своих способностей,
  • потребность в том, чтобы делать мир красивее, гармоничнее, лучше,
  • потребность в формулировании и постановке Своих целей,
  • и наконец, появилась потребность в комплексных поисках и уточнении своей Личности

всё это говорит о том, что своим нежным задом мы крепко сидим на хорошей, годной – тёплой (нагретой солнышком) нижней части пирамиды. И у нас всё в порядке с:

  • питанием,
  • пищеварением,
  • ощущением «дома и стены помогают»,
  • нас не мучают кошмары по ночам,
  • за нами не гоняются кредиторы из банка и бандиты,
  • у нас не крадут ноутбуки соседи по съёмной комнате,
  • и (по выражению Паниковского) «нас любят девушки». То есть, при особых условиях освещения мы в принципе нравимся себе в зеркале.

Но глупость, затеянная тренерами, продолжается.

Выйдя из зоны комфорта (то есть, развалив все эти имеющиеся у нас блага, подаренные нам, между прочим, Всевышним) мы начинаем наивно ждать -когда же придут эти обещанные тренером желанные шансы, возможности, обстоятельства и инструменты, для того, чтобы мы получили в жизни «Что-то Большее».

Полноте, одумайтесь. Вспомните беднягу Маслоу. «Человек не может ни удовлетворять, ни даже самоё – помысливать, испытывать – потребности более высокого уровня, пока он нуждается в более примитивных вещах».

Вот так умный и хитрый Дракон играючи разит тех, кто вознамерился формулировать и ставить Свои Цели. Делать мир гармоничнее и лучше. Реализовывать свои способности. Искать свою Личность. Но при этом забыл, что человеку нужно спать, кушать и пить много воды.

Как только мы выходим из зоны своего комфорта, мы разрушаем какой-то ценный ресурс, питавший наше тело и психику.

И для того, чтобы остаться в живых, нам нужно начинать выращивать новую зону комфорта -с нуля.

Вы не можете реализовывать свои способности, когда ваше психическое здоровье подтачивают – хронический, вытесняемый в бессознательное стресс, повышенный уровень тревожности, социальные страхи.

Когда ваше физическое здоровье и самооценку подтачивают: недоедание, обезвоживание, недосып, стеснённые условия жилья и крах либидо - вы не сможете делать мир гармоничнее и лучше.

Выход из зоны комфорта: типичная панорама

Я не знаю, что конкретно имеют в виду популярные тренеры, когда они настаивают на абстрактном «выходе из зоны комфорта». Но я знаю, как это реализуется на практике у многих людей.

Во-первых, человек перестаёт есть нормальную домашнюю пищу. Зато он начинает питаться кофе или кока-колой на работе или отвратительной и опасной дрянью в общепите. Даже руки перестаёт мыть перед едой. Знакомо?

Во-вторых, человек пытается успеть больше -за счёт сна.

В третьих, человек покидает родной обжитой город (страну). Он ютится на съёмных квартирах, где зависит от капризов арендодателя и порядочности соседей.

В четвёртых, человек берёт кредит... ну тут уж – всё. Прощай, сон, потенция, здравствуй – тревожность, страхи, стресс.

Состояние человека, «вышедшего из зоны комфорта», напоминает мне описание нелицеприятной изнанки войны у Паустовского. Вчитайтесь. Когда вы покинете свою зону комфорта, с вами произойдёт примерно то же самое:

«Я пробыл на войне три месяца, перенес все ее тягости,- обстрел, и холеру, и голод, и отступление. И уехал оттуда, с фронта, с очень грустным сознанием, что счастлив тот, кто не видел войны и поэтому даже не может представить себе весь ее ужас и безобразие. Война - это голод, когда по два-три дня люди грызут черствые хлебные корки, это - бесконечные утомительные переходы по непролазной грязи, под дождем, переходы, которые всегда происходят ночью, все колодцы, деревни, избы заражены. Везде холера, сыпной тиф, дизентерия, черная оспа. Все озлоблены. На войне ты не услышишь ни разу простой человеческой речи. Всюду - злая брань и очень часто вместо слов употребляют нагайки. Война - это десятки тысяч беженцев, умирающих от голода и холеры, бесконечные военные обозы. Все дороги, как кладбища. Везде убийства, разбой, поджоги.

И как наивно, по-детски думают некоторые, что в войне есть особая геройская, величавая красота. Я видел бой, был часто под обстрелом...

Умирает все молодое и хорошее, человек тупеет и по своим склонностям и поступкам больше становится похож на зверя, чем на человека. Человеческая жизнь, личность - то, что мы привыкли так глубоко ценить, человек, который действительно носит в себе целый мир, много прекрасных возможностей,- на войне теряет свою цену. Думают, что обидеть, ударить, убить - это пустяки. И этот дикий взгляд заражает даже сравнительно умных, хороших людей...»

Из письма К.Г.Паустовского С.Н. Высочанскому. 1915г.

Вот почему я никогда не смеюсь над «пирамидой Маслоу» и считаю, что Маслоу был по сути – прав.

«Человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока он нуждается в более примитивных вещах».

Второй лагерь смеющихся над Маслоу

Когда над Маслоу смеются тренеры-драконы, они смеются вот почему. На практике попытки штурмовать верхушку пирамиды почти всегда идут через разрушение, отрицание её низа.

«Тренеры» учат людей именно этой схеме действия и послушные люди действительно перестают спать, влезают в кредиты, штурмуют чужие неприютные города и страны, переходят с домашнего борща на кока-колу 24/7.

Но есть и другие смеющиеся над пирамидой Маслоу.

Они вспоминают наших великих, которые в блокаду, с опухшими от голода ногами брели по морозному Ленинграду – читать лекцию. И таких примеров у культурного человека – всегда тысячи. Вот поэтому культурные люди тоже смеются над Маслоу, но по-своему.

Да, Маслоу не совсем прав. Можно будучи голодным и под угрозой ночного ареста, писать стихи, делать переводы, реставрировать фрески и продолжать открывать по утрам своё заведение. Это смотря для чего вам это всё нужно. Во имя чего?

Здесь важно уточнить один тонкий нюанс: «А к чему вы, собственно, стремитесь?»

Ради чего вам выходить из зоны комфорта?

Стремление к признанию, Любви, уважению, реализации способностей, потребность в том, чтобы делать мир красивее, гармоничнее, лучше... Стоп не пустые ли это слова в вашем случае? Не модный ли мажорный тон, за которым ничего не стоит?

Готовы ли вы быть расстрелянными за верхушку пирамиды (как Гумилёв) ?

Готовы ли вы умереть за неё от чахотки в 26 лет (Как Китс)?

А просидеть всю жизнь в тюрьме или в глухой ссылке за верхушку пирамиды готовы?

Вы готовы к тому, что половину ваших работ потеряют, а остальные забудут на сто лет?

Или ваши творения присвоит себе кто-то другой?

Готовы к непризнанию современниками при жизни?

Подумайте, ради чего вы собираетесь выходить из зоны комфорта, которая сейчас даёт вам всё, что у вас есть. И не спешите покидать зону комфорта без особой нужды.

Что имеем не храним, потерявши – плачем

А сейчас мы предлагаем проверить ваш замысел, вашу мечту на "экологичность" с помощью простого упражнения для психологических карт . А также понять, стоит ли ваша мечта тех или иных "жертв" в принципе?

Любой грамотный психолог, слушая мечты и цели клиента, сразу скажет расхожую и правильную фразу: «Проверьте свою мечту сначала на экологичность». Что значит – «экологичность планов стремления вперёд и вверх»?

«Экологичная мечта и цель» – это значит, что ваш поход к этой мечте не будет сопряжён с неминуемым ущербом, который вы непременно нанесёте кому-то или чему-то вам дорогому, включая и себя самоё, конечно.

Ну, например, если выход на клёвую работу (приглашение на съёмки в сериале) требует от вас бросить кормить грудью вашего малыша, то это неэкологично. Пошёл вон этот сериал.

Если стройка нового помещения на вашем дворике требует срубить папино дерево, то не надо строить этот идиотский сарай, даже если его можно будет сдавать в аренду и получать прибыль. Какие деньги сравнятся с памятью об отце? Вы – Человек или где?..

Если спорт требует отрезать девчушке её длинные волосы (например, бассейн с хлоркой каждый день), то не отрезайте вы косу, ещё сама повылезет, лет через 20.

Разумеется, если вам всё это НЕ дорого (бэби, папина вишня и русая коса), то идите к цели смело, вы – молодчина.

Но, в основном, люди-то у нас – хорошие... И им всё это дорого. Поэтому тут возникает два варианта:

    человек бессознательно ставит палки в колёса, сопротивляется своей неэкологичной цели и потом удивляется, «почему же у него ничего не получается?!»,

    либо человек под давлением «общества успеха» жертвует своим драгоценным, и его успех к нему приходит, но приобретает горький привкус – постоянные самообвинения, скорбь от ощущения утраты чего-то самого главного и прекрасного, ощущение, что тебя обманули... И человек удивляется, почему он имеет довольно много, но счастливым себя при этом вовсе не ощущает? Может, антидепрессантиков покушать? Али на тренинг какой сходить?

Упражнение №1 "А экологичен ли мой «успешный» замысел?"

Работаем со спонтанными картами "1000 Дорог " при наличии Запроса (Есть у меня некий план, хочу проверить).

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ «ЧТО ИМЕЕМ...»

    Без чего не может жить ваше бренное тело? Что ему противопоказано совсем? Дорога в метрополитене? Отсутствие удобств (типа вода – в колонке, туалет – везде).

    Без чего не может жить ваша живая душа и к чему призывают вас особенности вашего темперамента?

    Какие такие условия – вашей личности просто противопоказаны? Может быть, вечно орущий базар? Или, напротив – полное одиночество?



Делайте выводы – стоит ли игра свеч..

Хотите научиться решать свои проблемы без помощи психолога? Тогда вам точно понравится работа с психологическими картами. Узнайте больше об этом удивительном инструменте .

Елена Назаренко

Сегодня уже общепризнанно, что продуманный и удобный офис является не только инструментом достижения успеха, но и важной составляющей имиджа любой компании, вне зависимости от сферы ее деятельности. Ведь первое впечатление клиента или делового партнера о фирме формирует зрительная информация, образ интерьера, визуальные знаки. То, что клиент увидит при первом посещении, запомнится надолго и, возможно, повлияет на степень его доверия к деятельности компании.

Имидж имеет социально-психологические характеристики, поскольку формируется в сознании человека. Огромную роль в создании образа играют неосознаваемые установки людей, которые в обход сознания формируют положительные или отрицательные впечатления воспринимающего человека. Поэтому в дизайне интерьера офиса необходимо учитывать законы воздействия внешних факторов, особенностей эмоционального восприятия человеком формы, цвета, пространственных характеристик, символов, знаковых сигналов, способных запускать стереотипное поведение человека. Интерьер офисных помещений, внешний вид сотрудников, используемые ими вещи взаимодействуют в восприятии посетителей со стереотипными представлениями о профессиональной принадлежности, социальном статусе и материальном положении компании.

Привлекательный имидж фирмы можно создать, если перевести на визуальный язык такие характеристики, как профессиональная компетентность, успешность, фирменная идентичность, финансовое благополучие, стабильность, высокое качество деятельности, направленность на потребителя, клиента, забота о нем и т.д. Основными характеристиками современных решений оформления офиса становятся компактность, эргономичность, многофункциональность, визуальная легкость.

Традиционно офис делится на три зоны: место работы сотрудников, представительская зона и рекреационная. Офисные помещения должны вызывать чувство эстетического удовлетворения и функционального комфорта, который достигается при соответствии условий и средств деятельности возможностям работающего.

Дизайн интерьера офиса в его рабочей части должен положительно влиять на работоспособность сотрудников, создавать продуктивную психическую напряженность, стимулирующую активность и позитивно действующую на работоспособность. Рекреационная зона должна создавать условия для короткого отдыха или неформального общения, а представительская – способствовать коммуникативной эффективности. В офисе следует предусмотреть и специальные места для приема пищи во время обеденного перерыва. Все офисные помещения должны быть красивыми и функционально-комфортными.

В эргономике разработаны концепции и методические основы достижения функционального комфорта, которые могут помочь в проектировании имиджа организации. Например, разработаны специальные цветовые гаммы, компенсирующие возникающие негативные психические состояния (стрессы, утомление), позитивно влияющие на отношения (бесконфликтное цветосочетание), повышающие активность. Именно опора на функциональный комфорт должна стать основой для проектирования рабочих мест, функциональных связей, рабочих зон.

Особую роль в создании имиджа фирмы играет кабинет руководителя. Современный стиль и этикет делового общения предполагает выполнение определенных требований в оформлении и оснащении этого помещения. Кабинет должен быть средоточием стиля учреждения или фирмы, а не личного вкуса его обладателя, так как образ фирмы у деловых партнеров часто формируется именно здесь.

Кабинет руководителя часто называют зеркалом, отражающим состоятельность фирмы. Его интерьер одновременно должен располагать к взаимному пониманию и сотрудничеству и внушать всем, в него входящим, уверенность в том, что предприятие или фирма будет только процветать. Кабинет руководителя должен быть уникальным и оригинальным, заметно отличаться от рабочих офисных помещений. Главные требования к его интерьеру – солидность и функциональность. В нем необходимо выделить зоны для отдыха, для работы, для переговоров. Мебель должна создавать ощущение комфорта в работе и усиливать имидж респектабельности руководителя. Следует иметь в виду, что вещи, находящиеся в кабинете руководителя, должны поддерживать его статус, здесь не должно быть случайных предметов. Лаконичность обстановки кабинета и строгий порядок в нем воспринимаются как свидетельство управленческой компетентности, стабильности успеха и надежного партнерства.

Главным элементом в кабинете является письменный стол. Не стоит забывать, что именно за столом руководителя решается судьба важных деловых контрактов. Поэтому он должен выглядеть представительнее и массивнее, чем столы в остальных кабинетах. Его лучше располагать ближе к середине комнаты. Это позволит сделать зрительный акцент на главной персоне. К тому же таков важный психологический прием: свободное пространство сзади и спереди символизирует опыт и стремление к новым высотам. Тумбы для мелких вещей могут находиться как сбоку стола, так и под ним. Компьютер и другие устройства в кабинете должны иметь свое место, к примеру, располагаться на столе.

Следующий базовый элемент кабинета успешного руководителя – удобное кресло. В нем хозяин должен ощущать себя комфортно и соответствовать статусу руководителя. Мягкая мебель – важный элемент кабинета, она должна быть практичной. Это могут быть и диван для кофе-брейка, и кресла или удобный уголок для посетителей.

Массивные шкафы лучше поставить за спиной руководителя: при необходимости он сможет повернуться и взять с полки нужную книгу или документ, а в остальное время шкаф не будет мешать и загромождать его рабочее пространство.

Оформление стен кабинета сообщает дополнительную информацию о руководителе и его фирме. Это могут быть картины, фотографии, свидетельства личных профессиональных и общественных достижений, дипломы фирмы и др. Обязательное условие: символический смысл изображений, использованных в оформлении кабинета, должен соответствовать контексту имиджа успеха организации.

Есть еще некоторые мелочи, о которых не нужно забывать при оформлении кабинета. Это аксессуары и мелкие детали письменного стола, которые подчеркивают солидность и элегантность компании.

В настоящее время дизайнеры в разработке офисных интерьеров предлагают большой выбор изобразительных решений, отличающихся элегантностью и безупречным вкусом. Нередко они опираются на опыт зарубежных коллег. В то же время в практическом исполнении дизайнерская фантазия часто управляется пожеланиями заказчика, что негативно сказывается на результатах работы дизайнеров. К числу недостатков дизайнерских решений следует отнести стремление к роскоши, отсутствие функционального комфорта, стилевую эклектику. Перегрузка деталями и подробностями в дизайне интерьера снижает эффективность имиджа и отражается на отношении к организации.

К примеру, богатство в оформлении офиса многими справедливо воспринимается как нерациональная трата финансовых средств, особенно если стоимость услуг или товаров весьма высока и постоянно увеличивается по «объективным причинам». Это создает настороженное отношение к организации и снижает уровень доверия к ней. В офисных помещениях должна поддерживаться чистота в широком смысле слова. Любое отсутствие порядка и чистоты в организации посетителями воспринимается как проявление безответственности и слабости управления. Интерьер офиса, безусловно, должен вызывать эстетические чувства, но при этом он не должен быть роскошным. Надо «жить по cpeдствам», это воспринимается и оценивается лучше.

Л. И. Крашкина,

канд. филос. наук,

консультант по имиджу и этикету