Россия во второй половине XIX - начале XX в.

Басмачи - участники вооруженных бандформирований, которые активно действовали на территории Средней Азии в первой трети XX в.
Вплоть до 1917 г. басмачи представляли собой простых разбойников, сбивавшихся в крупные банды для совершения налетов (что подтверждается языковыми корнями слова «басмач», которое в переводе с тюркского означает «налетать» или «налетчик»), но со временем они стали позиционироваться как борцы с колониальной политикой царизма в Средней Азии и защитники бедных дехкан, т. е. среднеазиатских крестьян. Антирусская направленность басмачества была связан с тем, что по сути единственным препятствием для их преступного беспредела и была русская администрация вместе с полицией и армией.
Отсюда и идут корни националистического характера формирований разбойников пустыни, который имел больше корыстное происхождение и вряд ли был сильно связан с возросшим национальным самосознанием разбойников пустыни. События февраля и октября 1917 г. существенно изменили ситуацию в Среднеазиатском регионе: на фоне общей дестабилизации беки и баи (местные феодалы) вместе с мусульманским духовенством развернули борьбу с властью большевиков, которая сразу приняла вооруженные формы, в качестве своей главной силы беки и муллы использовали именно банды басмачей.
Стоит отметить, что число членов басмаческих банд в послереволюционное время существенно возросло, во главе встали среднеазиатские феодалы, а мусульманское духовенство активно оказывало моральную поддержку их формирований, призывая к борьбе с гяурами, т. е. неверными. Сложные социально-экономические условия жизни простого народа Средней Азии толкали дехкан в басмачи. Крупнейшие басмаческие банды могли насчитывать свыше 5 тыс. всадников, многим из них оказывалась как финансовая, так и консультационная помощь со стороны британской армии и разведки. Имели место и крупные операции объединившихся банд басмачей, проводившиеся силами десятков тысяч сабель при пулеметах и артиллерии.
Широкомасштабное привлечение регулярных красноармейских частей проведение активной разъяснительной работы с местным населением позволило советской власти ликвидировать большую часть басмаческих банд, а их остатки вытеснить за границы Советского Союза. При этом еще до середины 1930-х гг. недобитые басмачи будут объединяться в малочисленные банды и, подзадориваемые британцами, устраивать провокации на советско-афганской границе.

Большевизм - название политического учения и движения, которое появилось в 1903 г. в результате приложения марксистских идей на российские реалии общественно-политического и экономическую характера.
Происхождение термина связано со 2-м съездом Российской социал-демократической рабочей партии, состоявшимся в 1903 г. На этом съезде социал-демократическая партия раскололась на две части в ходе спора о характере членства в партии, основах ее внутренней организации и выборе революции или эволюции в качестве средства достижения поставленной политической цели.
Одна группа, сформировавшая вокруг В. И. Ленина (Ульянова), выступала за создание политической партии, которая должна быть построена на принципе демократического централизма, с активным и фиксированным членством, а также за революционное переустройство российского общества на началах социализма. Вторую сформировавшуюся группу возглавляли Ю. О. Мартов (Цедербаум) и некоторые другие крупные партийные деятели, ее представители отстаивали идею трансформации социал-демократической партии с менее строгим форматом членства и внутренней организации и считали допустимым только эволюционный путь прихода от капиталистического к социалистическому обществу.
На последовавших на этом же съезде выборах в состав руководящих органов партии представители группы Ю. О. Мартова взяли меньше мест, чем единомышленники В. И. Ленина, последних в связи с этими результатами и стали называть большевиками. Идейно-теоретическую основу большевизма составили марксизм и впоследствии ленинизм, т. е. идеи, выдвинутые В. И. Лениным.
Положения учения К. Маркса и Ф. Энгельса, которые разрабатывались для реалий Западной Европы с ее развитой промышленной индустрией и многочисленным пролетариатом, в политико- экономической концепции большевизма были трансформированы Лениным и некоторыми другими теоретиками партии в соответствии с отечественной политико-экономической реальностью, для которой было характерно наличие многочисленных феодальных пережитков и преимущественно агарный характер экономики и общества. Большевизм как течение русской политической мысли развивался неразрывно с политической практикой партии большевиков и с учетом богатого опыта мирового революционного движения и ранее существовавших в Российской империи народнических организаций.
Важная особенность большевизма заключалась в том, что если марксизм создавался в период развитого капитализма, то ему приходилось бороться уже с империализмом, скачкообразно установившемся в России. Именно большевики создали так называемую партию нового типа, отличную от политических партий рабочего класса II Интернационала.
Партия большевистского типа с момента своего формирования учитывает тот факт, что создается для организации и руководства социальной революции,которая завершится обязательным установлением диктатуры пролетариата в качестве неотъемлемого этапа на пути к построению социалистического общества. По мнению лидеров большевиков, их партия должна была взять на себя роль передового отряда рабочего класса в России и направить всю мощь отечественного пролетариата против царизма, на свершение социалистической революции. В связи с этим Ленин, внимательно проанализировав цель и задачи партии, комплекс возможных методов и условия деятельности, настойчиво предлагал выстроить внутрипартийное управление на основе принципа демократического централизма, при жесткой регламентации вопросов членства в партии, неотъемлемым условием которого, по мнению Ленина, является активное участие в деятельности партийных организа- циях различного уровня. Таким образом, большевикам, которые своей главной целью видели свершение социалистической революции и приход к власти в стране, удалось сформировать партию профессиональных революционеров, доказавшую свою политическую эффективность в ходе событий 1917 г.
Большевики ни в коем случае не желали идти на искренний компромисс с какими-либо другими политическими движениями и течениями. Для них было характерно отрицание идей либеральных народников, неприятие положений «легального марксизма» и «экономизма», идеологии меньшевиков, представлявших правое крыло российской социал-демократии, анархистов, эсеров, а тем более капиталистически ориентированных октябристов, кадетов и различных политических партий буржуазно-националистического характера.

Большевики всегда стояли на позициях ярко выраженного интернационализм в сфере взаимоотношений с пролетариатом зарубежных стран, что было неразрывно связано с присущей большевизму в начальный период его развития идеей мировой революции, ликвидации капитализма и социалистического переустройства всего мира.
Для победы социалистической революции представители партии большевиков готовы были на многое, например, в ходе Первой мировой войны 1914-1918 гг. их партия стала единственной в стране политической силой, выдвинувшей лозунг поражения своего правительства и последующего перерастания империалистической войны в революцию и гражданскую войну на территории России.

Большевики были активными участниками Первой русской буржуазно демократической революции 1905-1907 гг., буржуазно-демократической революции февраля 1917 г. и стали ведущей политической силой Октябрьской социалистической революции 1917 г., которую и инициировали. С целью завоевания власти в стране, установления диктатуры пролетариата партия большевиков аккумулировала против Временного правительства негативную энергию многих слоев российского общества, а имен- но: рабочего класса, крестьянства, требовавшего земли, и этнических общностей, которые требовали свободы национального самоопределения.
Октябрь 1917 г. ознаменовался победой социалистической революции и установлением диктатуры пролетариата на части территории страны, с этого момента в России начали строить социалистическое общество. Таким образом, первую программу партии большевиков, принятую в 1903 г., можно было считать выполненной.
Впоследствии большевистские взгляды на социалистическое переустройство общества были реализованы в рамках политики военного коммунизма, осуществлявшейся советским государством в 1919-1921 гг., и после своего провала замененной новой экономической политикой (НЭП).
Партия большевиков стала признанным лидером революционной организации рабочего класса по всему миру, что обуславливалось ее желанием совершить мировую революцию. Со временем лидеры партии большевиков откажутся от идеи мировой революции, заменив ее утверждением о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране, многочисленные предпосылки этого описал Ленин в своих последних работах.
С конца 1920-х гг. и по 1956 г. в теоретическую основу большевизма наряду с трудами Маркса, Энгельса и Ленина включали и работы И.В. Сталина. Свою организационную форму большевизм обрел в 1903 г., после 2-го съезда РСДРП, когда была фактически создана РСДРП (б) - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), хотя официально это было закреплено только в ходе работы 7-й партийной конференции, которая проходила в апреле 1917 г. Март 1918 г. ознаменовался для РСДРП (б) переименованием в Российскую коммунистическую партию (большевиков), - РКП (б).
В декабре 1925 г. партия снова сменила название, став Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), или ВКП (б). На XIX съезд в 1952 г. на смену ВКП (б) пришла Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), в идейно-теоретическом плане основанная на коммунистической идеологии, впоследствии дополненной идеологией развитого социализма и ставшая правопреемницей большевистской партии.

Бунд - название политической партии мелкобуржуазно-националистической ориентации, созданной представителями еврейского населения западной территорий Российской империи.
Стоит отметить, что в переводе с идиша бунд означает «союз», полное название рассматриваемой политической организации - Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России. Социальный состав - преимущественно ремесленники еврейского происхождения.
Учредительный съезд Бунда проходил в сентябре 1897 г. в Вильно, куда съехались представители большинства еврейских социал-демократических групп. В период с 1897 по 1901 г. Бунд придерживался социал-демократических идей и даже имел статус автономной организации в составе Российской социал- демократической партии, который приобрел на ее первом съезде в марте 1898 г.
Впоследствии, став довольно рьяно бороться против государственной дискриминации еврейского населения, бундовцы стали все больше выражали националистические идеи, что отдалило их от РСДРП.
К числу центральных печатных органов Бунда можно отнести газету «Идишер Арбертер» («Еврейский рабочий»), котоую в Женеве издавал заграничный комитет Бунда, и «Арбертер Штиме» («Голос рабочего»), нелегально издававшуюся на территории Российской империи. Из-за идеологических и организационных разногласий бундовцы покинули РСДРП, но в 1906 г. на 4-ом съезде партии снова оказались в рядах социал-демократов.
В период Первой Мировой Войны 1914-1918 гг. для бундовцев были характерны социал-шовинистические идеи, а когда произошла Февральская революция 1917 г., они встали на позиции лояльного отношения к политике Временного правительства и осуждения стремления совершить социалистическую революцию.
Когда свершилась Октябрьская революция 1917 г., бундовцы сначала требовали создания правительства коалиционного характера, а затем, после своего 8-го съезда, встали на откровенно антисоветские позиции. Многие деятели Бунда в годы Гражданской войны в России покинули страну, в эмиграции большая часть бундовцев переосмыслила свое отношение к Советской власти (из-за безвыходности своего положения) и на 13-й кон- ференции Бунда, проходившей в Минске в марте 1921 г., заяви- ли о своем вхождении в Российскую коммунистическую партию большевиков на общих основания. Таким образом, Бунд в 1921 г. как самостоятельная политическая организация прекратил свое существование.

Государственная дума - название высшего законодательного органа сначала Российской империи, а затем Российской Федерации, действующего в период с 1906 по 1917 г. и с 1994 г. по настоящее время. Созданию Государственной думы с законодательными полномочиями предшествовало появление так называемой Булыгинской думы (названа по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина, разработавшего проект по ее созданию) с законосовещательными полномочиями.
Оба вышеуказанные органа были плодом Первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Император и его окружение в целях успокоения ситуации в стране пошли на создание Булыгинской думы, но под давлением революционного движения, достигшего апогея в период Всероссийской политической стачки октября 1905 г., вынуждены были издать известный Манифест 17 октября 1905 г., где не только даровались основные гражданские права и свободы, но и содержалось обещание учредить Государственную думу именно с законодательными полномочиями.
Стоит отметить, что для названия высшего законодательного органа страны решено было использовать именно слово «дума», что подчеркивало связь с прошлым Россией, преемственность политической системы (вспомните законосовещательную Боярскую думу при русских царях). В целях реализации данного народу обещания царь Николай II подписал закон о выборах в Государственную думу, изданный 11 декабря 1905 г. Данный нормативноправовой акт закрепил куриальную систему выборов, которая была характерна и для Булыгинской думы, с некоторыми, но довольно существенными, изменениями.
В частности был расширен состав городской курии избирателей, а к ранее существовавшим городской, землевладельческой и крестьянской куриям добавлена рабочая курия. Установленные этим законом выборы можно характеризовать как невсеобщие, неравные и непрямые.
Они не были всеобщими, так как к участию в выборах не допускались люди, не достигшие возраста 25 лет, лица женского пола, представители некоторых национальных меньшинств, а также лица, находящиеся на действительной воинской службе. Выборы не были прямыми, ибо действовала куриальная система выборщиков: каждая курия от определенного числа избирателей выдвигала выборщиков.
По одному выборщику шло от 2 тыс. землевладельцев, от 4 тыс. горожан, от 30 тыс. крестьян и от 90 тыс. рабочих.

В этом распределении выборщиков проявился и неравный характер выборов в Государственную думу Российской империи.
Срок полномочий избираемых в Государственную думу парламентариев составлял 5 лет. Первые выборы в Государственную думу состоялись в феврале-марте 1906 г., по их итогам была созвана I Госдума в составе 478 депутатов (179 кадетов, 63 автономиста, 16 октябристов, 97 трудовиков, 18 социал-демократов и 105 беспартийных), первым председателем российского парламента (спикером) стал представитель партии конституционных демократов С. А. Муромцев.

Стоит отметить, что полномочия Госдумы были существенно ограничены преобразованием Государственного Совета в верхнюю палату парламента с наделением его права наложения вето на решения, принятые нижней палатой.
Также дума не могла изменить основные государственные законы (редакция 23 апреля 1906 г.). До революции 1917 г. в Российской империи последовательно действовали четыре Государственные думы, из них только 3-я отработала весь положенный ей пятилетний срок.
После роспуска Государственной думы 25 февраля 1917 г. на ее основе был создан Временный комитет Государственной думы, впоследствии преобразованный во Временное правительство. Вновь Госдума была возрождена только в 1993 г., когда на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. была принятая ныне действующая Конституция Российской Федерации, по которой нижней палатой российского парламента является Государственная Дума РФ в составе 450 депутатов, избираемых на всенародных, равных, прямых выборах при тайном голосовании сроком на
4 года. Выборы в нее проходили в этот же день, Госдума 1-го созыва (или V Государственная дума) работала в 1994-1995 гг. В дальнейшем думы работали по 4 года, последние выборы в нижнюю палату отечественного парламента (5-й созыв) состоялись в декабре 2007 г.

Зубатовщина - распространенное в отечественной историографии название тактики борьбы с революционным движением в рабочей среде, которую разработал и активно внедрял С. В. Зубатов, возглавлявший сначала Московское охранное отделение (1896-1902 гг.), а затем Особый отдел департамента полиции (1902-1903 гг.).
Суть «зубатовщины» заключалась в создании легальных рабочих организаций, которые посредством внедренных агентов полностью контролировались полицией. Наиболее известным агентом «зубатовщины» является петербургский священник Гапон, подло выведший народ на демонстрацию в день Кровавого воскресенью 9 января 1905 г.

Казачество - название военного сословия полупривилеги- рованного характера, существовавшего в Российской империи XVIII - начала ХХ в. и постепенно возрождающегося в современной России в качестве уникальной этнокультурной общности. Казаки ведут свою историю от так называемых вольных людей, которые были свободны от тягла и работали по найму на всевозможных промыслах или же стояли на страже русских границ.
Основу казачества в то время составляли служилые казаки, подразделявшиеся в зависимости от места постоянной дислокации на городовых или полковых и станичных или сторожевых. Защищая города и сторожевые посты на окраинах российского государства они получали от власти как жалованье, так и землю на условиях поместного владения. По социальному положению они были близки к таким группам, как стрельцы и пушкари. В XVIII в. часть казаков стала однодворцами, т. е. была переведена в состав податного сословия, а вторая часть составила многочисленные казачьи войска (Оренбургское, Сибирское и ряд других).
Стоит отметить, что если до XVIII в. основной формой организации жизни казаков была казачья община, то уже при Петре I эти общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска и переданы под контроль военного ведомства. Автономия казачества в сфере управления (знаменитая казачья вольница) постепенно уходила в прошлое, но казачество все равно находилось в более благоприятном положении, чем крепостные, да и черносошные крестьяне, чем и объясняется его высокий уровень лояльности к царской власти.
В начале XX в. общая численность казачьего сословия в Росси составляла свыше 4,4 млн человек, на военной службе состояло свыше 285 тыс. казаков, объединенных в 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское, а также в созданные в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк. Казаки в качестве иррегулярной конницы принимали участие почти во всех войнах России, в ходе которых зарекомендовали себя как храбрые и умелые воины, надежно прикрывали рубежи страны, активно участвовали в освоении новых территорий, стояли на страже общественного порядка в стране вместе с полицией и жандармерией.
Когда в России развернулась гражданская война, казачье сословие в большинстве своем подержало контрреволюционные силы, наряду с офицерами и юнкерами составив основу многих белогвардейских формирований, а многие казачьи атаманы и генералы стали довольно известными деятелями белого движения (Дутов, Семенов и многие другие). После победы большевиков в Гражданской войне на казачество обрушились репрессии, многие из которых были связаны не с их активным участием в этой войне, а с тем сопротивлением, которое они оказывали новым порядкам, вводимым большевиками на их землях.
В советское время культурное своеобразие казачества проявлялось только в пределах его непротиворечия социалистическим ценностям. В современной России идет процесс постепенного возрождения казачества как уникальной социальной общности, являющейся неотъемлемой частью отечественной истории и культуры

Черносотенцы - название участников политических организаций крайне правого толка, сложившихся и активно действовавших в Российской империи в период с 1905 по 1917 г. Этимология слова восходит к словосочетанию «черная сотня», которым на Руси обозначали тягловое посадское население, таким образом праворадикальные организации подчеркивали свою близость к простому русскому народы. Для черносотенных партий, среди которых особенно выделяется «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела», были характерны монархические идеи, православный радикализм, антисемитизм и великодержавный русский шовинизм.
Черносотенцы прославились своей верностью царскому режиму, контрреволюционным настроем и многочисленными еврейскими погромами, которые часто проходили при молчаливом согласии государства.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.

Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников. Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг. В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое. Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах. Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества (“После дождя. Плес.” (1889 г.), “Свежий ветер. Волга.” (1895 г.). В последней работе заметно влияние французских импрессионистов.

Скульптура

В 1860-е - 90-е гг. русская скульптура, особенно монументальная, не могла сравниться по уровню художественных достижений с периодом “золотого века”.

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный” в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд).

“Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Музыка

Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 1862 г. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М.И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали “Могучей кучкой”. Ее организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев. В 1866 г., после кропотливой работы он издал “Сборник русских народных песен”. В состав “Могучей кучки” входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П Бородин.

В 1873 г была поставлена “Псковитянка” - первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908 гг.). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма “Псковитянка” превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка “Псковитянки”, с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка “Снегурочки”, грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу “Борис Годунов” (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.

Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму “Хованщина” (из эпохи стрелецких бунтов), Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

“Князь Игорь”, единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали “Богатырской”). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность “Могучей кучки” - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о “музыкальной революции” 60 - 70-х годов. С блескомсправившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в “Могучую кучку”. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера “Евгений Онегин”, написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Наука

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русск науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование). Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры, оживились контакты русских ученых с их зарубежными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) в1895 г. на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использованни электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, “грозоотметчик”, был по существу первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634-1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846 - 1903) положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография “Русский чернозем”. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1915). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научньх ентров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

ПА Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали «необычайным успеха умственного движения» (К.А. Тимирязев).

Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической».

В стране возникли новые научные центры: «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863), «Общество русских врачей», «Русское техническое общество» (1866). Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.) .

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, - писал К.А. Тимирязев в середине 90-х годов, - и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство».

А.М. Ляпунов (1857-1918) создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.

Также стоит упомянуть первую женщину-профессора математики С.В. Ковалевскую (1850-1891), открывшую классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). (Приложение 2.) Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.

Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.

В 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа И.М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга», заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И.П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.

И.П. Павлов (1894-1936) - учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы внес огромный вклад в развитие мировой науки.

Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н. Бекетов (1825-1902). Развитие эволюционного учения в России связано с именем И.И. Мечникова (1845-1916) и А.О. Ковалевского (1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма Работы Мечникова имели мировую известность Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.

В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К.А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии.

В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.

Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Ч.Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования.

В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А.С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П.В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался. (Приложение 3.)

Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием «История России с древнейших времен» работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Социализм и политическая борьба».

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей». Таким образом, в области науки XIX век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Т. Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт.

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, «народный дух», пронизывающий все стороны коллективной жизни.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов) .

Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания.

Судьбу страны и ее экономической системы решила победа северян в Гражданской войне США (1861-1865 гг.). Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне промышленность Севера бурно росла. Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Большое количество открытий и изобретений привело ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе Пенсильвании была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, телефон, фонограф и электрический свет. Стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны. И наконец, к началу XX века автомобиль пришел на смену карете, а люди начали летать на самолетах.

в конце XIX - начале XX веков эта страна представляла

период перехода капитализма в империализм. В данный период монополистический капитал, охватив основные отрасли хозяйственной жизни, определил внутреннюю и внешнюю политику США.

Создается тяжелая промышленность, способная удовлетворить потребности индустриального развития страны. Строится сеть железных дорог. Бурный экономический рост сопровождался ускоренным процессом концентрации и централизации капитала. Появляются гигантские монополистические объединения.

Исчезают фермеры, наемники, рабочие и служащие вытесняют мелких собственников.

Первые американские монополии возникли еще 70-80-х годах XIXв. Историю монополистического капитала можно начать с железнодорожных компаний. Но интенсивная монополизация на базе концентрации производства шла и в промышленности. Была создана рокфеллеровская нефтяная компания “Стандарт Ойл”, которая контролировала почти 95% очистки нефти. В процессе монополизации тресты все больше сращивались с банковскими монополиями – так создавался банковский финансовый капитал.

В последней трети XIX в. американский капитализм в основном опирался на внутренний рынок. Что касается внешней торговли, то сальдо торгового баланса было положительным.

Главными отличительными чертами хозяйственного развития США

после окончания Гражданской войны были комплексность развития и глубокие изменения в технико-производственной и организаторской структуре экономики.

Итак бурный экономический рост в США сопровождался ускоренным процессом концентрации и централизации капитала. И что самое важное: появляются гигантские монополистические объединения. Но именно монополистический капитализм вывел США на первое



место в мире по уровню развития экономики.

Основные тенденции экономического развития России в конце 19 – начале 20 вв.

Сельское хозяйство

· реформы Столыпина (подробнее 39 билет)

· реформы Витте

· развитие сельского кооперативного движения

· с/х образование: общеобразовательная начальная школа, сельскохозяйственные училища, высшие агрономические учебные заведения

· рост товарности с/х

· аграрная специализация районов

· крестьянское хозяйство

Промышленность и торговля

· увеличение удельного веса городского населения

· появление новых видов производства (нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение)

· неравномерность размещения промышленности по территории

· нач. 1890-х гг. новый этап промышленного развития

· появление первых монополий, картелей, трестов

· кустарное производство

Финансы

· первые частные банки

· три финансовых группы банков

· учреждения мелкого кредита

· акционерные коммерческие банки

· образование банковских и финансово-промышленных групп

· государственные банки (3 банка)

· импорт капитала в ссудной форме

· кризис финансовой системы (из-за расходов на войну)

Экономика

· Рейтерн (принцип смешанной экономики)

· Бунге (нормализация денежного обращения)

· Вышнеградский (расширение гос-ого вмешательства)

· Витте (достижение полной экономической независимости)

· Коковцев (промышленность, развитие с/х)

· Повышение уровня жизни

· Аграрно-индустриальная страна

· Модернизация промышленности

· Реквизиция продовольствия у производителей

· Распад внутреннего рынка

· Расстройство транспорта

Особенности развития капитализма:

1. Неравномерность размещения промышленности на территории



2. высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства

3. использование технологий и опыта западных стран

4. роль государства в экономической жизни

5. возможность развиваться «вширь»

6. приоритетные отрасли: ж/д, кредитно-финансовая, тяжелая

7. интенсивность капиталистического развития

8. противоречивость, многоукладность

В царствование Александра III промышленная политика правительства, основанная ранее на принципах свободной конкуренции, либеральной таможенной политики, «свободы» отношений между предпринимателями и рабочими, сменяется политикой государственного регулирования экономических и социальных отношений. Протекционизм, высокие таможенные пошлины на ввозимую из-за границы промышленную продукцию, помощь одним отраслям и некоторое сдерживание других, введение регламентации условий фабрично-заводского труда - основные направления этого регулирования.

В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь 5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.

Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Была проведена реформа по отмене крепостного права.

Далее последовали другие реформы: Земская и городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России.

В первые годы после реформ начался экономический подъем, развивался рынок, стал формироваться новый класс – рабочие. Сельское население началось дробиться на сельскую буржуазию, бедняков и середняков.

Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, стал формироваться пролетариат, стал расширяться внутренний рынок и росли связи с мировым. Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей.

Сохранилось многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством.

Еще одна особенность – это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия.

Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая промышленность. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, в основном железных дорог.

После реформ Александра II значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, который получил право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Вите 1897 г. Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные. Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото. Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур.

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословия, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариата.

Таким образом экономико-социальный подъем России в конце 19 века был очень высок. За несколько десятков лет Россия прошла тот путь, который Европа прошла за сотни лет. Отмена крепостного права – самый важный толчок в развитии России. Отмена крепостного права толкнуло Россию на новую ступень развития капитализма – империализм.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.