Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой...

— Смотри, Бум... — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон...

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Это... это... Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за

ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай...

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

— Если ты... нечаянно... — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

— Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала.

— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом... Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь... Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной... и если

б сам папа был жив... Ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное... И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше...

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума...

— Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума...

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.

Рассказ для детей

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.
- Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
- Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила:
- Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
- Это... это... Бум!
- Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом.
Мама смотрела то на меня, то на него.
- Как же он разбил?
Уши мои горели. Я развёл руками:
- Он немножечко подпрыгнул... и лапами...
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
- Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась.
Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
- Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила:
- Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
- Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.
- Если ты... нечаянно, - медленно начала она.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
- Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
- Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа...
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома.
На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно.
Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное.
И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с "Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас.
Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал: - Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
- Будет дождь.
Я попросил:
- Пусти Бума...
- Нет.
- Хоть в кухню... мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
- Иди спать, - со вздохом сказала мама.
Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно.
Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума.
Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал.
Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся.
Но папа не вернулся...
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света.
Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
- Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
- Мама!
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
- Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.
Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу.
Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал:
"Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?"
Мама долго не спала. Она тоже думала:
"Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?"
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: "Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?" В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело.

Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой…

Смотри, Бум… - шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон…

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. - Папина чашка… папина чашка… - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: - Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

Это… это… Бум!

Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: - Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай…

Ты очень испугался? - повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

Если ты… нечаянно, - медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала:

Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом… Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной… и если б сам папа был жив… Ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное… И я боялся не наказания - я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше…

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

Будет дождь.

Я попросил:

Пусти Бума…

Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Иди спать, - со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».

Валентина Осеева

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.


Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина чашка… - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: - Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

Это… это… Бум!


Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: - Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

Если ты… нечаянно, - медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

* * *

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.


Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

Будет дождь.

Я попросил:

Пусти Бума…

Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Иди спать, - со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.


Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»


Мама долго не спала. Она тоже думала:

«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Для учащихся: учебник “Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 класса.Ч.1” (О.В.Кубасова) Смоленск, “Ассоциация XXI век”, “Моя шкатулка” , Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010., рабочие листы к уроку, 4 палитры для групповой работы.

Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.

Используемые сокращения: (л) – личностные, (р) – регулятивные, (к) – коммникативные, (п) – познавательные.

Ход урока

Этап урока Ход урока Формируемые УУД Изображение
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

– Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.

Формирование личностной заинтересованности (л).

Саморегуляция (р).

1. Формулирование темы и цели урока. Учитель: Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения.

– Выполним 1-е задание на рабочих листах. (Приложение 1 ) Прочитайте его.

(р). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности (р).

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

Слайд 2 (Приложение 2)
Ученики:

1. Рассмотри обложки. Используя фамилии авторов и иллюстрации, вспомни названия произведений. Подумай, как определить фамилию нового автора.

Ученики: По прочитанным словам я вспомнил названия произведений Н. Носов “Фантазеры” и А. Дорофеев “Укушенные”. Из выделенных букв я составил фамилию нового автора – В.А. Осеева.

Учитель: Назовите первую часть темы урока.

Ученики: В.А Осеева.

Учитель: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Назовите тему урока полностью.

Ученики: Тема урока “Валентина Александровна Осеева и ее произведение “Почему?””.

Учитель: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

  • расширить сведения о Ж и Т … …;
  • познакомиться с произведением… … “ … ”;
  • учиться??? … “ … ”.
  • расширить сведения о жизни и творчестве В.А. Осеевой;
  • познакомиться с произведением В.Осеевой “Почему?”;
  • учиться анализировать произведение “Почему?”.
Слайд 3
Подготовительная работа. Учитель открывает на доске портрет писательницы.

Учитель: Начнем работу над первой частью цели урока.

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства.

Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными.

Учитель: Дополним мой рассказ о В.А. Осеевой, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора ” на рабочих листах.

Учитель: Ребята, что вы узнали о В.А. Осеевой из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора ”?

Формирование уважительного отношения к иному мнению (л).

Умение излагать свое мнение (л).

Активное использование речевых средств (п).

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к) .

Слайд 4

Слайд 5

Учитель: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали. Слайд 6
Словарная работа. Учитель: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. Выполним задание №4.

Учитель: Рассмотрите внимательно запись. Какие слова вы составили?

Ученики: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬ. (Учитель открывает карточки со словами на доске: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬСЯ)

Учитель: Как вы их прочитали?

Учитель: Объясните значение слова ЧЕРЕПКИ. (Заслушиваются версии детей.)

Учитель: Уточним значение слова в словаре. Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

Учитель: Каково значение слова БРАНИТЬ? Выслушиваются версии детей. (Бранить – резко порицать, ругать)

Развитие этических чувств, доброжелательности (л).

Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).

Слайд 7
Антиципация Учитель: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по иллюстрации к произведению на обложке книги, предположите, о чем пойдет речь.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками (л).

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

Первичное чтение учителем. Учитель: Проверим наши предположения. Послушайте произведение В.А.Осеевой “Почему?”.

(Учебники открыты.)

Проверка первичного восприятия. Учитель: – О чем это произведение?

– Подтвердились ли ваши предположения?

– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 2.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (л).

Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к).

Анализ произведения. У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
– Можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 6.

Ученики: Мы познакомились с рассказом.

  • Признаки рассказа
  • Повествование о реальных событиях.
  • Небольшой объём.
  • Немного действующих лиц.

4. Описание одного эпизода.

Слайды 8-9
Вторичное чтение. – Определите тему рассказа.

Ученики: Этот рассказ о людях и о животных.

Учитель: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке в рамочке. Использование знаково-символических средств представления информации (п). Слайд 10
– Мы реализовали 2-ю часть цели урока, познакомились с произведением В.А.Осеевой “Почему?”

Учитель: Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

Учитель: – Объясните значение выражения “отдавали её увеличивать”.

Ученики: Увеличить -сделать большего размера.

– Объясните значение выражения “мурашки пробегали по спине”.

Ученики: МУРАШКИ – пупырышки, появляющиеся на коже от холода, озноба.

Учитель: Прочитаем третью часть цели урока. (Будем учиться анализировать произведение “Почему?”)

Учитель: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

Ученики: Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.

Учитель: чтобы ответить на вопросы, прочитаем первую часть рассказа.

Перечитывание 1 части. Ответы на вопросы.

1)Что однажды случилось с мальчиком?

Мальчик случайно разбил за обедом папину чашку. Маме в этом не сознался, свалил вину на собаку. Из-за этого мама выгнала собаку во двор и запретила ей заходить в дом. После долгих терзаний мальчик сознался в проступке. Бума вернули в дом.

2)Почему мальчик признался маме сразу?

Учитель: Есть ли ошибка в этом вопросе?

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (п). Использование разных видов чтения (п).
Ученики: Да, есть ошибка. Надо задать вопрос так: Почему мальчик не признался маме сразу?

Ученики: Мальчик сильно испугался. Чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка очень была дорога маме и сыну.

3)Как ты думаешь, он обманывал раньше?

Ученики: я думаю, что мальчик раньше никогда не обманывал. Он не встал из-за стола, а “Тихонько сполз”, он понимает, что натворил и встает неуверенно и боязливо.

Учитель добавляет на доску карточку со словами “ТИХОНЬКО СПОЛЗ”

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). Слайд 11
Учитель: Как выглядел в этот момент мальчик? Зачитайте этот отрывок.

Читают со слов: “Послышался звон……” до слов “Он немножко подпрыгнул и …лапами…”

Учитель добавляет карточки: “Колени у меня дрожали, язык заплетался”, “Уши мои горели”

Ответы детей.

Учитель: Валентина Осеева жалеет мальчика. Если бы она хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, то она не стала бы подробно рассказывать, как выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент.

Активное использование речевых средств (п).

Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л).

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).

5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил блюдце?

Ученики: В этом вопросе есть ошибка. Мальчик разбил чашку, поэтому вопрос будет таким:

Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил чашку?

Ответы детей.

Учитель: Взрослые всегда могут догадываться, что их обманывают. Она знает, что чашку разбил сын. Это понятно по ее внешнему виду.

Ученики читают отрывок со слов “Лицо у мамы потемнело….. до слов “Я молчал”.

Учитель добавляет карточки на доску “лицо потемнело”, “глаза смотрели поверх стола в одну точку”, “присев к столу она о чем-то задумалась”, “лицо стало розовым, даже шея и уши её порозовели”.

Учитель: Почему мама не показала, что догадалась, кто разбил чашку?

Ответы детей.

6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
Ученики: Мама пыталась помочь сыну сказать правду. Дважды она спросила его: “Ты очень испугался?”, а потом: “Если ты … нечаянно”…

7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке?

Учитель: Кто нашел ошибку в этом вопросе?

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Слайд 12
Ученики: Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?

Ученики: Маме тяжело принять такое решение, Этим решением мама ставит сына перед выбором. Маме нелегко, она очень любит собаку, Бума тоже любил отец, которого пес так и не дождался.

9) Какие краски В. Осеева использует для этого?

Ученики: Валентина Осеева использует темные тона: серые, черные, темно-синие.

(к).
10) Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?

Учитель: При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на стр. 2.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (л).
Ученики: Мальчик испытывает тревогу, страх, переживание, мучение совести и т.д.

Учитель добавляет на доску слова:

  • “на сердце тяжело”,
  • “мурашки пробегали по спине”,
  • “вина становилась больше”,
  • “кусал ногти”,
  • “не мог ни на что решиться”,
  • “утыкался лицом в подушку”

11) Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?

Учитель: При ответе можете пользоваться цветовыми схемами справочника “Моя шкатулка” на стр. 3.

Ученики: Я бы взяла черную краску (страх), серую (печаль, грусть, тоска), красную (тревога, опасность)

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (р)

12) Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?

Учитель: Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л). Слайд 13
Творческая работа. Учитель: Прочитаем задание №6.

Учитель: выполнять задание вы будете в группах. Каждая группа получает 2 палитры. (Приложение 3 ) На одной вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности.

Обобщающее слово учителя. Учитель: Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.
Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (р). Слайд 14
Самооценка Учитель: Ребята, вернемся к цели урока, поставленной нами в начале урока. Все ли удалось нам реализовать?
Домашнее задание. У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните задание на выбор.

Прочитаем задание №7* на листочках.

7 . Выполни задание на выбор:

а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2;

б) дай совет главному герою, используя пословицы;

в) изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

Слайд 15
Рефлексия. Учитель: Прочитайте пословицы.
  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку (Приложение 4 ).

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

Слайд 16

Используемая литература:

  1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д.
Читая-думаю. 1 кл.: тетрадь по литературному чтению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010. – 76 с.: илл. Читая-думаю. 2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2009.
  • Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В.
  • Читая-думаю. 2 кл., ч.2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ “МИАЦ”, 2009. – 80 с.: илл.
  • Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д.
  • “Моя шкатулка” Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010.
  • Рисунок для обложки книги В. Осеевой “Почему?” http://festival.1september.ru/articles/519248/ (Штейникова Елена Сергеевна)