Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором - в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии , управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

По уровню развития способности подразделяют на:


  • Одаренность

  • Талант

  • Гениальность
Одаренность - это совокупность различных способностей индивида , обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков.

Одаренность обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих её на тех же условиях.

Талант - одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.д.). Иван Павлов рассказывал, что «во время учебы в духовной семинарии таланты искали не среди круглых отличников», а среди тех, кто резко выделялся по успеваемости в одном-двух предметах, что свидетельствовало о творческой личности и огромном интересе к данной области.

Гениальность (лат. genius - дух) - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей. Например, М. Ломоносов проявил незаурядные способности в естественных науках, искусстве и литературе.


  • Понятие и типологии характера
Характер – (печать, чеканка, примета) это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющие типичные для неё способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. Характер связан с темпераментом.

В темпераменте личность проявляется со стороны динамических свойств , в характере – со стороны её содержания .

Черты характера приобретаются, т.е. к характеру относятся только те качества, которые сформировались в течение жизни , закрепились и стали постоянной характеристикой личности. И уже от самого человека будет зависеть, если ли у него трудолюбие, честность, аккуратность, скромность, чуткость и т.д.

Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться до конца его дней. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные обстоятельства, в которых протекает жизненный путь человека.

Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, т.е. её материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целей совершенно разными путями и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это различие определяет и специфику характера личности.


  • Свойства характера:

  • Многочисленность черт

  • Иерархичность черт

  • Взаимозависимость черт

  • Социальная детерминированность черт

  • 4 блока черт, характеризующих отношения человека в структуре характера

  • К людям (доброта, высокомерие)

  • К деятельности (инициативность, безответственность)

  • К общественной и личной собственности (аккуратность, бережливость)

  • К себе (самоуверенность, скромность)
В разные периоды истории люди по разному объясняли становление характера человека:

  • Исходя из даты рождения (астрология, гороскопы)

  • Исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика)

  • Анализируя строение черепа и характер (френология)

  • анализируя кожный рельеф ладоней (хиромантия)

  • Анализируя строение тела человека
Классификации черт характера

  • По психическим процессам

  • По направленности личности

Типологии характера :


  • К. Леонгарда (10 типов)

  • Типология черт Р. Кеттела (16 личностных черт)

  • Сенсорная типология характеров (визуалист, аудиал, кинестетик)

  • (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг)

  • (правша, левша, амбидекстр)

  • :

    • Интроверт-экстраверт

    • Интуит-сенсорик


    • Рационал-иррационал.

  • Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда (10 типов)

  • демонстративный (с истерическими чертами характера)

  • застревающий (со склонность к застреванию аффекта)

  • педантичный (с преобладанием черт ригидности и педантизма)

  • возбудимый (склонный к повышенной реактивности, импульсивности, недостаток самоконтроля)

  • гипертимный (склонный к повышенному фону настроения)

  • дистимный (сосредоточенный на мрачных сторонах жизни)

  • тревожный (робкий, покорный, приниженный)

  • экзальтированный (с бурными реакциями на внешние стимулы)

  • эмотивный (чувствительный, тонко восприимчивый)

  • циклотимный (склонный к колебаниям настроения)

  • Типология черт Р. Кеттела
    (16 личностных черт)

  • Шизотимия – аффектотимия

  • Интеллект - высокий интеллект

  • Слабое «я» - сила «я»

  • Покорность – доминантность

  • Дисургензия – сургензия

  • «Сверх-я» - слабость «сверх-я» - сила

  • Трекция – пармия

  • Харрея – премсия

  • Алаксия – претензия

  • Праксерния – аутия

  • Натурал фортриднесс – ревднес

  • Гипертимия – гипотимия

  • Ригидность – гибкость

  • Социабельность – самодостаточность

  • Импульсивность - контроль желаний

  • Нефрустрированность - фрустрированность

  • Сенсорная типология характеров

  • Визуалист осуществляет связь с внешней средой преимущественно через зрительные образы, рисует картину окружающего мира на основе мысленного «видения». Это накладывает отпечаток на манеру повседневного поведения, а также на лексикон. Его обычные (типовые) слова: «с моей точки зрения», «под углом зрения», «ярко», «рассмотрим», «сфокусируем», «если... то увидим», «давайте бросим взгляд на эту проблему». Визуалист держится прямо и в диалоге соблюдает дистанцию. У него несколько громче, чем у визави, речь, более высокий темп разговора, чуть продолжительнее паузы.

  • Аудиалист формирует образы окружающего мира на основе слуховых впечатлений. В общении он предпочитает слова: «давайте прислушаемся к...», «ваша позиция созвучна моей», «громко». Аудиалист обычно избегает прямого контакта глазами (взгляд чаще направлен чуть выше бровей собеседника). В поведении предпочитает опираться на логику и здравый смысл. Мимика и жесты небогаты. Редко употребляет слово «я».

  • Кинестетик воспринимает внешний мир через чувственные ощущения. На его поведение большое влияние оказывает опыт, приобретенный в непосредственном контакте с объектами и явлениями окружающей среды. Этому соответствуют и ключевые слова, обращенные к собеседнику: «давайте покрепче ухватимся за эту сторону вопроса», «острый», «тяжелый», «удобно ли...». При разговоре чуть выдвигает туловище вперед, стремится сократить дистанцию диалога. Часто касается собеседника руками. Склонен к употреблению слова «я».

  • Психогеометрическая типология характеров С. Деллингера

  • Нейропсихологическая типология характеров

  • Для «левополушарного» типа характерны: точность, логика, аргументированность, формулировка выводов, четкий контроль, высокая ответственность, анализ.

  • Для «правополушарных»: интуиция, образное мышление, гибкие правила во всем.

  • Типология характеров К. Г. Юнга

    • Интроверт-экстраверт

    • Интуит-сенсорик

    • Этик (эмоциональный) – логик (мыслительный)

    • Рационал-иррационал.

  • Типы акцентуаций характера
Акцентуация от (лат. accentuo - подчеркиваю) характера (греч. спаrakter - черта, особенность) – гипертрофированная выраженность отдельных черт, что обуславливает повышенную уязвимость человека в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуация - это дисгармоничность развития характера.


  • Психопатия
- это стойкая аномалия характера , которые определяет весь психический облик индивидуума, и мешает его социальной адаптации. Происходит слово «психопатия» от греч. psyche (душа) и pathos (болезнь).

Психопатия - это наследственно обусловленный признак человека, который в течение жизни не имеет динамики.

Ганнушкин Петр Борисович (24 февраля 1875 - 23 февраля 1933) - русский психиатр, ученик С.С.Корсакова и В.П.Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. Изучал психопатии.

Личко Андре́й Евге́ньевич (8 октября 1926)-1994) - советский психиатр .

Опираясь на труды Ганнушкина и Леонгарда, создал собственную типологию акцентуированных личностей.


  • Типы акцентуаций:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг событиях они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Они переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Их поведение во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Они, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые.

Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты , когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Всякая способность – это способность к какой-либо деятельности.

Способности могут быть врожденными, т.е. иметь наследственные предпосылки в виде задатков для дальнейшего развития.

У каждого человека есть множество способностей. Все они являются проявлениями личностных качеств в какой-либо деятельности.

Различают:
— элементарные и сложные способности,
— общие способности и специальные,
— учебные и творческие способности,
— теоретические и практические способности,
— коммуникативные способности и предметно-деятельностные.

Элементарные способности присутствуют в человеке с самого рождения т связаны с органами чувств (различение цветов и звуков, скорость двигательных способностей и др.). В процессе жизни они совершенствуются.

Сложные способности связаны с деятельностью людей и с культурой человечества и реализуются в тех или иных достижениях человеческой культуры (способности к музыке, математике, спорту, техническим наукам и др.). В процессе жизни они развиваются и совершенствуются.

Общие способности есть у всех людей, но у кого-то они развиты лучше, у кого-то хуже. Например, каждый человек имеет способность к бегу, но кто-то бегает быстрее других. Т.е. общие способности – это такие способности, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности (мыслительные способности, точность движений, способности к запоминанию и др.)

Специальные способности есть не у всех людей. Они проявляются как успехи человека в специфических видах деятельности (способность к музыке, способность к рисованию, математические способности, лингвистические способности и др.). Специальные способности подразумевают наличие определенные задатков.

Учебные способности – это академические способности, они определяют успешность обучения и усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Творческие способности определяют возможность открытий, изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.

Теоретические способности проявляются в умении человека абстрактно и логически мыслить, решать теоретические задачи.

Практические способности проявляются в умении к конкретным практическим действиям в жизненных ситуациях, т.е. человек может найти выход из любой сложной жизненной ситуации.

Теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одними или другими способностями.

Коммуникативные способности связаны со сферой человеческого общения. С помощью них человек устанавливает контакты с другими людьми.

Предметно-деятельностные способности включают в себя деятельность человека, связанную прежде всего с техникой. Таким людям не нужны инструкции, чтобы разобраться в работе сложного механизма, наладить его.

Все способности взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга, дополняют друг друга. Благодаря этому человек полноценно и гармонично развивается.

Способности как приобретенное

Приобретенные способности порождены прежде всего принадлежностью человека к обществу, социальной среде. Это интеллектуальные способности, точность и тонкость движения рук, речь, способность к нравственному сопереживанию.

Приобретенные способности, в свою очередь, делятся на ряд подвидов. В соответствии с выделением сфер и видов человеческой деятельности выделяются музыкальные, математические, лингвистические, технические, художественные, научные и другие способности.

Наряду с названной классификаций, способности также делятся по направленности:

1. Репродуктивные (обеспечивают высокое умение усваивать информацию, приобретать навыки и умения) и

2. Креативные (творческие). Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать:

· деятельность опытных, выдающихся педагогов;

· особенности той или иной культуры;

· особенности воспитания.

В тоже время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.

На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей.

Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.

Б.М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности

Понятие о способности. Определение способностей по Б. М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровнен развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.

Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины "врождённый" и "наследственный"; "врождённый" - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, "наследственный" - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что "…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности". Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, "Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека".

Характеристика общих способностей.

Понятие о способности. Определение способностей по Б.М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровнен развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

Следует отметить, что слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Теоретические и практические способности.

Что касается теоретических и практических способностей, то Б.М. Теплов, как известно, считает, что они чаще всего не сочетаются друг с другом. Однако в плане профессиональной деятельности психолога "развести" эти способности практически невозможно. Например, научно-исследовательская деятельность психолога, как правило, предполагает решение задач теоретического и эмпирического исследования. В этом смысле от психолога требуются, с одной стороны, теоретические способности, с другой - практические. По сути, и те и другие выступают как две стороны единого научно-исследовательского процесса. Практическая (консультативная, коррекционная и т.п.) работа психолога требует необходимого уровня теоретической подготовки, выбора теоретического основания, научных теоретических предпочтений, опираясь на которые психолог строит свою практическую работу. Теоретическими способностями психолога могут выступать способности к абстрактно-теоретическим размышлениям, интеллектуальные способности, прогностические, аналитический склад ума, способность перерабатывать, анализировать, обобщать, критически оценивать полученную информацию. Практические способности предполагают склонность к конкретным практическим действиям. Это способности, которые изучены мало и ограниченно. Больше всего исследованы музыкальные способности, но и они в основном связаны с выработкой двигательных навыков и умений. Однако такой подход, когда о практической деятельности говорят как о предполагающей лишь двигательные действия и операции, представляется ограниченным. Если взять деятельность психолога-практика, занимающегося психологическим консультированием, психологической коррекцией, психологической диагностикой, психологическим просвещением и другими видами прикладной деятельности, то оценка способностей, определяющих успешность такой деятельности, вряд ли будет уместной с применением критериев, валидных для массовых рабочих или музыкальных профессий.

К практическим способностям психолога на общем уровне можно отнести способность брать личную ответственность за свои действия и поступки, высокую работоспособность и др. В качестве практических могут выступать и приведенные выше межличностные способности. Практическими для психолога-преподавателя являются и педагогические способности, которые не исключают (но даже требуют) наличия и теоретических способностей, поскольку для преподавателя высшей школы необходимой является и научно-исследовательская деятельность.

Общие способности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще.

Виды способностей классифицируются по различным признакам: источники их происхождения, направленность на деятельность, уровень развития, наличие условий для развития, уровень развития.

По критерию происхождения выделяют природные и социальные способности.

Природные способности биологически обусловлены , формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.

Социальные способности в большей мере обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности. Считается, например, что способности развиваются интенсивнее, если учебный процесс направляется на самостоятельный поиск нужной информации, на гуманизацию, «очеловечивание» школьного процесса через повышение удельного веса предметов художественного цикла, усиление коллективных форм общения, формирование ценностных ориентаций. И наоборот, императивная, «насильственная» система обучения, стремление любыми средствами «насытить» знаниями учеников за счет наращивания объемов учебной информации «маскирует» способности. От таких хронических недугов образования предостерегал еще английский историк XVII в. Г. Бойль, говоря, что истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в их использовании, которое делает его философом. Полезно вспомнить по этому поводу и классика белорусской литературы Я. Коласа, указывавшего на то, что только то знание становится нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его самостоятельно. По направленности на деятельность различают общие и специальные, теоретические, практические, учебные, творческие и коммуникативные способности.

Общие способности обслуживают наиболее важные требования со стороны многих видов деятельности и успешного общения с людьми (например, точность движений, качество речи, высокий интеллект необходимы во многих видах деятельности).

Специальные способности обеспечивают требования отдельных видов деятельности за счет специальных качеств личности, относящихся, например, к музыке, математике, спорту. Так, «чистый» тенор обеспечивает его обладателя возможностью работать солистом хора и держать основную мелодию в многоголосии. Аналогичные примеры можно привести для сфер педагогической и организаторской деятельности.

Однако есть возражения против деления способностей по виду деятельности на общие и специальные. Дело в том, что одни и те же способности могут обслуживать различные виды деятельности. Если, например, индивид с рождения обладает хорошей памятью и наблюдательностью, то он может оказаться способным заниматься теми видами деятельности, которые требуют оперативного сохранения больших объемов исходной информации (экономические и политические аналитики, математики, профессиональные разведчики).

В этой связи оппоненты (например, Б. М. Теплов) предлагают учитывать в способностях общие и специальные аспекты. «Общее» всегда построено на «особенном» (специальном) и не может без него существовать. В противном случае общее превращается н аморфное и лишенное содержания абстрактное «ничто». Если же из «особенного» исключить «общее», то содержание «особенного» сужается, что теряется смысл говорить о способностях («он хорошо моет тарелки после обеда» - вряд ли кто-либо увяжет это качество со способностью).

Те же соображения высказываются оппонентами относительно других видов способностей, ориентированных на виды деятельности.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором - в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

По наличию условий для развития различают следующие виды способностей:
- потенциальные - «отложенные» во времени способности, для проявления которых требуются соответствующие условия (например, в мире есть много «Ло моносовых» и «Циолковских», оставшихся неизвест ИЫМИ из-за различного рода обстоятельств, не полно ливших им проявить свой дар);
- актуальные, потребность в которых проявляется «сейчас и здесь», в конкретной обстановке и деятельности.

Виды способностей по уровню развития подразделяются на одаренность, талант и гениальность.

Одаренность - это совокупность различных способностей индивида , обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Даже наличие практического мышления, коммуникабельности, ориентации на успех еще не дает гарантии человеку стать руководителем высокого ранга при недостаточной профессиональной подготовке в выбранной области и незначительном социальном опыте. Говоря об одаренной личности, обыч но приписывают ей такие характеристики, как инновационность, любознательность, воображение, раскованность мышления, интуиция, уверенность в себе.

Понятие «одаренный» чаще относят к детям, подросткам, юношам. Частичка «дар» в этом понятии подразумевает наследственную природу одаренности, но этот момент может претендовать лишь па статус гипотезы. В противном случае все дети одаренных людей были бы одаренными, что в истории пока не зафиксировано. Например, никто из потомков Нобелевских лауреатов не повторил научные достижения своих знаменитых родственников.

Талант - одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.д.). Иван Павлов рассказывал, что во время учебы в духовной семинарии таланты искали не среди круглых отличников», а среди тех, кто резко выделялся по успеваемости в одном-двух предметах, что свидетельствовало о творческой личности и огромном интересе к данной области.

Гениальность (лат. genius - дух) - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей. Например, М. Ломоносов проявил незаурядные способности в естественных науках, искусстве и литературе.

Четкую границу между талантом и гениальностью провести сложно. Но считается, что гениальность требует предельно развитых качеств личности, таких, Как склонность к самосовершенствованию, целеустремлённость, терпеливость и даже самопожертвование. Ведь гений устремлен в будущее, в перспективу, он «стреляет в цель, которую никто еще не видит». В сиюминутной же жизни, по выражению А. Шопенгауэра, от него проку не больше, чем от телескопа в театре.

Сравнивая понятия таланта и гениальности, можно сказать, что таланту предначертано работать, а гениальности - творить. Человек обладает талантом, а гениальность владеет человеком.

СПОСОБНОСТИ -индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Способности можно классифицировать на :

природные (или естественные) способности , в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения

специфические человеческие способности , имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а. общие , которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, интеллект, обучаемость, креативность, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

б. теоретические , определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические , лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

с. учебные , которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие , связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высший уровень развития способностей - и общих, интеллектуальных, и специальных называется гениальностью. О ее наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности-талантом . О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30.

д. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности , связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Выделяют следующие уровни способностей : репродуктивный , который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий , обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

В качестве задатков способностей принято выделять:

1) типологические свойства системы нервной - определяющие скорость образования временных нервных связей, - их прочность, легкость дифференцировок;

2) анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии: Отечественная теория способностей создавалась трудами многих видных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Э. А. Голубевой. Теплов, определяя содержание понятия «способность», сформулировал три ее признака, которые лежат в основе многих работ по изучению способностей.Во-первых, «под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого».Во-вторых, они «имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей».В-третьих, способности «не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям», но «могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков»

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей . Главный тезис, отражающий существо этого подхода, таков: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов .

Зарубежные психологи связывают способности с достижениями в разных видах деятельности, рассматривают как основу достижений, но не считают способности и достижения тождественными характеристиками человека. «Способность – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека».

Способности предшествуют навыкам, являются условиями их приобретения в процессе обучения, частых упражнений, тренировки . Одно и то же достижение может быть обусловлено у разных людей не одинаковыми, а разными способностями. Достижения в деятельности зависят не только от способностей, но и от личностных особенностей человека, например мотивации, психического состояния и пр. Дж. Стейк, Г. Элисон в своих экспериментальных работах пришли к выводу о том, что результаты обучения лишь частично связаны со способностями учащихся; есть факторы, от способностей не зависящие.

«Экспериментальная психология»

26.Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования.

«Психодиагностика»

27. Психодиагностика: принципы, сфера применения. Виды психодиагностических методик: аппаратурные, компьютерные, личностные опросники, рисуночные, проективные и др. Их преимущества и недостатки. Системная психологическая диагностика.

28. Психометрические показатели диагностической методики: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Стандартизация психодиагностической методики. Структура психодиагностической методики.

29. Комплексный психологический портрет личности. Цели и принципы построения. Уровни и компоненты психологического портрета личности.

30. Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики.

31. Измерения в психологии: виды статистических распределений; шкалы измерений (номинальные, интервальные, и шкала отношений); сущность корреляционного, регрессионного, кластерного, факторного, дисперсионного анализов.

«Социальная психология»

32. Предмет, задачи и методы социальной психологии. История развития социальной психологии. Социально-психологические теории.

33. Психология общения: понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

34)Проблемы личности в соц. псих.:социализация,социальная установка, проблемы личности и группы . Личность- особое качество человека приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Социализация- процесс по средствам которого человек становится членом общества, устанавливая его нормы и игровая роли. В процессе социализации чел-ком усваи-ются основные элементы культуры, символы, смыслы, ценности-это процесс формирования личности . В процессе соц-ции происх. формир-е соц.качеств благодаря которым человек становится дееспособным участником соц. взаимодействия.. Соц-ция это двухсторонний процесс. С одной стороны –это процесс эстериоризации т.е усвоение соц.опыта путем вхождения в соц. среду, систему соц.связей. С др. стороны интериорезация –процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет активной деятельности, активного включения в соц. среду. Чел. непросто усваивает соц. опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки ориентации. Главный смысл соци-ции это осмысления своего- Я. Процесс соц-ции продолжается всю жизнь(чел.находится в соц. отношениях благодаря которым происходит его дальнейшее развитие). Короткое определение по К.К. Платонову «Личность - человек как носитель сознания» Индивидуальное сознание - это самосознание(выделение себя из окружающего мира, осознание своих целей, мотивов, действий. Индивидуальное самосознание бывает 2 видов:частное (что в себе) и общественное(то что демонстрируется другим).Оба типа самосозн. присутствуют в чел. одновременно, но актуализируется в зависимости от ситуации. Нарушение самосоз-я в психиотрии –это деперсонализационные растроства - когда чел. не воспринимает себя объективно и адекватно. Воздействие на личность происходит на 2 уровнях: макроуровен ь («широкая» социальная среда включающая конкретное общество до мировой общественности); микроуровень (ближайщее социальное окружение-семья, друзья, соседи, коллеги). Самооценка опереляет положение чел.в обществе, при высокой самооценке быстрее и точнее достигаются вершины карьеры. Люди группируются по признаку идентичности-это осознание чел-ка своей принадлежности, по какому либо признаку. Персонификация возникает в момент вовлечения в группу. Устойчивое отношение к своим действиям, человек, закрепляет привычку, возникает желание это подкрепить. После успеха персонификация усиливается. Р. Линтон ввел термин в науку: роль-это» динамический аспект статуса». Роль-это нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его соц. позицией. Нормативы предписаны, безличны не ориентированы на особенности характера- этим достигается их универсальность в применении. Бывают: прописанная (гендерная) достигнутая (выполняемая в профессии, директор, тренер); специфическая (четко ограниченная цель, кассир, парикмахер); диффузная (нет специальной напрвленности роли,(роль матери).Для различия соц. роли придумана униформа. Статус- соц. процесс, свойственный только человеческим обществам, в которых признается место человека и строится отношение к ними. Обладая устойчивыми представлениями о себе, чел. находит свое место в обществе. Вступая в отношения, он усиливает чувтсо определенности. Статус бывает: социальный (уважение благодаря месту в системе иерархии), личный (благодаря своим персонифицированным качествам.) Социальная установка - призвана объяснить все социальное поведение человека, то есть, как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом при этом руководствуется, почему одним мотивом, а не другим, по каким основаниям выбирает способ действий и т.д. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд », и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий . Они дали первое и одно из наиболее удачных определение аттитюда , «состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда, а именно социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а также регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае: институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т.д. Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д. Н. Узнадзе) приме р: спортсмен на старте забега в соревнованиях Его социальная установка - добиться какого-то результата, его простая установка - психофизиологическая готовность организма к усилиям и напряжению доступного ему уровня. Именно система социальных установок выполняет функцию регуляции социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Выделяется также перцептивная установка , означающая предрасположенность к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. При восприятии социальных объектов характер перцептивной установки зависит от других аттитюдов личности. В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных компонента: когнитивный - содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный - отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и поведенческий - выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок . Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Причины-недостаток знаний, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития. Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде(расовые и национальные предрассудки). С точки зрения значимости для общества и для личности отдельные социальные установки образуют своего рода иерархию . В. А. Ядов (1975) выделил четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида . 1ур-нь) просто установки (в понимании Д. Н, Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; 2) - социальные установки , которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; 3) общая направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т.п.); 4) высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности . Но для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия социальных установок по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпадает с общественно признанной иерархией. Проблемы личности и группы. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления , т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны - с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства. Влияния малой группы на протекание психических явлений и поведение индивида связаны с изучением феномена конформизма ( открыта Ашем)-это подчинение личности групповому давлению. Если чел. соглашается с группой он конформный ,если отстаивает свое право,или что ему нравится он не конформный .Группа психологически давит на чел., застовляя изменить свое мнение. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида , независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию. Факторы влияющие на конформ : чел. свойственно желание нравиться группе, чем младше возраст тем конформен, избегать неопределенности (зависит от социума), величина группы. Типы конформ : уступчивость (податливость с демонстрацией внешне согласия с группой и сохранения своего мнения), интериализация -принимает мнение группы и действует согласно с ним. Феномен лидерства значим в управлении.Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Признаками лидерства являются : более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств. В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой -связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной- связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы. Выделяют два основных вида лидерства : лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров :-- ориентированных на решение групповых задач,--ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных л идеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер - организатор, лидер - специалист, лидер - мотиватор, лидер - генератор эмоционального настроя и т.д.. Личных качеств эффективных лидеров относятся : интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность

35. Малые социальные группы: понятие, виды, структурные и динамические характеристики. Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Ее элементами выступают люди и возникающие между ними отношения. Именно в малых группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малые группы являлись основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, в общей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое. Выделение малых групп как специфических человеческих общностей предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом(при споре образуется межличностный конфликт). Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных , предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе (деловые отношения). Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви (дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями). Группа распадается, когда общие интересы исчезают. Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных (представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей), малых групп является совместная деятельность. По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (соседи по купе в поезде), и стабильные (постоянные), относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства и отличий своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Основными параметрами малой группы для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура . Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Выбор параметров во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Структура группы понимается совокупность связей складывающихся в ней между индивидами. Принято выделять формальную и неформальную структуру группы . Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния. В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы. Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958). В основе лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей м\д ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети». В экспериментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы.Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д.Групповая динамика включает следующие процессы :--сплочение или разобщение групп ; --процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных (неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп); -- становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.Конформизм - подчинение индивида групповому давлению. Может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой. Противоположная сторона конформизма – негативизм- выраженное постоянное сопротивление группе. Конформизм как явление следует отличать отконформности -(это-устойчивое качество личности, от которого нельзя освободиться по собственному желанию.)как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях (если чел. соглашается с гр. он - конформный, если отстаивает свое право, или ему не нравится он-не конформный). Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления. Динамика : Как любой организм группа рождается (может быть рождена, сформирована кем-то, а может возникнуть благодаря внутренним импульсам участников), проходит стадию роста, взросления с неизбежными конфликтами с целью определения групповых норм, ролевой структуры внутри себя. Далее, после стадии нормализации группа плодотворно действует, а потом постепенно умирает. Стадии: --ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,--требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,--открытый обмен информацией с целью достижения понимания намерений друг друга и поиска альтернатив, --принятие решения и активные совместные действия по его реализации, --ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения, --«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,--«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов, «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

36.Большие соц. общности: понятие, виды, психолг-ие особенности внутригрупповых и межгруппового взаимодействия. Большая группа -это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контекстов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей . В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей. Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Дилигенский , принимая это деление, называет первые объективными макрогруппами ,вторые - субъективно-психологическими . По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, папин) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа). По характеру организованности-неорганизованности - организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации). В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три. Уровни развития больших социальных групп:1) типологический - члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. 2) Идентификации - к одной группе, идентифицируют члены группы осознают свою принадлежность к данной гр., идентифицируют себя с ее членами(причесляют себя к социальной общности).3) уровень интегриованности (готовность к действиям)-члены гр. осознают общность своих интересов (объединяются в союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями, разрабатывают стратегию и тактику своей деятельности). Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. Подобно тому, каковы эти сферы в обшей психологии, можно говорить о когнитивной,потребностно-мотивационной , аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности. К когнитивной относятся- коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, посредством которых складываются, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности. Мотивационно - потребностная сфера -она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Существенным является то, что жизненные ориентации многообразными способами обусловлены закономерностями жизни общества, макрогруппы, микрогруппы, индивидуальной биографией, значимыми ситуациями. В общем виде в ориентации выражается специфика развития общности в определенный общественно-исторический период. Тщательный анализ типологии содержится в работах Г. Г. Дилигенского. Он выделяет 7 типов таких ориентаций: ориентация статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на поверхности); карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха); предпринимательский тип (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния); гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, на развлечения); ориентация на материальное потребление, в более обнаженном виде - это потребительская ориентация; социально-патологическая ориентация, ориентация на творчество (эго уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за определенные социальные идеалы (Дилигенский, 1994). Аффективная сфера – включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших групп являются социальные чувства. --Чувства, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности;--являются объединения людей, социальные общности. «Общественное настроение является наиболее массовидным компонентом групповой психологии не только потому, что оно в отличие от других элементов психики функционирует постоянно, но еще и потому, что оно наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа» (Б. Д. Парыгин). Деятельностная сфера -составляют коллективная деятельность и групповое поведение (цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы). Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). Толпа это скопление людей не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. К ним относятся следующие: стихийные бедствия(наводнение,землятрясение); - Общественный транспорт и транспортные узлы(вокзал,метро и т.д); -Массовые зрелища(матчи, концерты); политические акции(митинги, забостовки); -места массового празднования и отдыха(дискотеки, стадионы). -Массовые зрелища (матчи, концерты); политические акции(митинги, забостовки); -места массового празднования и отдыха(дискотеки, стадионы). Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам: -многочисленность- это большая группа людей; -высокая контактность т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства; -неорганизованность (стихийность ) группы образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность; неустойчивость цели -общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей(целостность-бестелостность). Виды толпы . Окказиональная – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное проишествие. Конвенциональная толпа- собираются по поводу заранее объявленного события(Футбольный матч, бокс). Экспрессивная толпа-(выражение)- ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, возмущение, энтузиазм(поддержка команды, танцующих на карнавале). Экстатическая – (экстаз)-экстримальная форма экспрессивной толпы.(рвут на себе одежду во время рока, секта трясунов). Реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне. В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения. внутренней и внешней активности существенно возрастает(накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева, ярости, злобы). Панические толпа объята ужасом, стремление избежать реальной или воображаемой опасности. Стяжательная- люди вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью(эмоция здесь - жадность к которой иногда примешивается страх, дефицитный товар, брокер - упали акции, электричка - не хватит места). Повстанческая – толпа по признаку сходна с агрессивной, но отличается от нее социально справедливым характером возмущения (стехийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах не выливаются в доаки, погромы). Основные свойства толпы : Превращаемость _ это способность сравнительно легко превращаться в одного вида (подвида) в другой. Превращаемость бывает спонтанное, спровоцируемая. На использовании свойства превращаемости и строится по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями, поведение чел. в толпе опасен для окружающих. Паническая толпа - это подвид действующей толпы (агрессивной, повстанческой, стяжательной). Панической состояние очень часто бывает вызвана невротическими страхами (внутреннее неблагополучие). Паника – это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля (ступор).Факторы возникновения массовой толпы: Социальный -(напряженность в обществе, вызвана бедствиями или происшествиями). Физиологические факторы (усталость, голод, алкоголь, наркотик) Общепсихологические факторы- неожиданность, удивление, испуг, вызванная недостатком информацию возможных опасностях. Приемы управления и манипуляцией толпой - извне и изнутри. Каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми . Общественные отношения заключается в том, что в них непросто "стречаются" индивид с индивидом, а являются как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. В процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.

Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева (1980), А.И. Горячева и М.Г.Макаров (1979), Г. Г. Дилигенский (1971, 1975, 1994); О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова (3983); Е. С. Кузьмин (1967); И.Т.Лсвыкин (1974); А. Р. Лурия (1974); Б. Д. Парыгин (1966, 1967, 1971); Б Ф. Поршнев (1974, 1979}; В В.Шаронов (1975) и др.

Все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой.Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями ) , которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.) .

«Клиническая психология»

Клиническая психология: предмет и объект, дефиниции и базовые категории, характеристики основных разделов клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов. Принципы и подходы к оценке психической нормы и патологии.

Нейропсихология: предмет и задачи науки. Современные концепции нейропсихологии. Мозговая локализация психических функций. Нарушения психических функций при локальных поражениях мозга. Способы восстановления нарушенных высших психических функций.

Нарушения психических процессов, свойств и состояний (нарушения ощущений и восприятия, памяти, двигательно-волевой и эмоциональной сферы; патология мышления, сознания и самосознания) и их характеристика. Психопатология и патопсихология.