Организация, задачи и направления деятельности ПМПк образовательных организаций для учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ Педагог-психолог сектора коррекционной работы с детьми с ОВЗ КГБОУ КЦПМСС Данченко Ирина Анатольевна 2015 год

Слайд 2

В условиях введения и реализации ФГОС общего образования

Одним из важнейших звеньев системы сопровождения процессов развития ребенка в образовательных организациях является психолого-медико-педагогический консилиум

Слайд 3

Консилиум

Постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий стратегию сопровождения; Одна из организационных форм сопровождения в образовательной организации; Совещание лиц, осуществляющих постановку психолого-педагогического диагноза и выработку коллективного решения о мерах воздействия на детей.

Слайд 4

Слайд 5

Школьный консилиум в образовательном учреждении, не являющемся коррекционным, - это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью этой деятельности. Его цель – создание системы психолого-медико-педагогического (ПМП) сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Нормативно-правовой и методической основой деятельности ПМПк образовательного учреждения является Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Слайд 6

Цель консилиума:

Организация комплексного сопровождения обучающихся, обучающихся с ОВЗ, исходя из реальных возможностей О.О., через определение и обеспечение адекватных условий их развития, обучения и воспитания в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Слайд 7

ПМП сопровождение в общеобразовательной организации предполагает следующие виды работ:

Профилактика дезадаптивных состояний обучающихся, их школьной неуспешности; Диагностика (индивидуальная и групповая); Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, родителей (зак. предст.); Психолого-педагогическое просвещение, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации О.О., педагогов, родителей; Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Слайд 8

Задачи консилиума (5)

Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии или других состояний; Выявление резервных возможностей ребенка, разработка индивидуальной программы развития и рекомендаций педагогу для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения (коррекционного обучения) и воспитания; Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

Слайд 9

Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния; 5. Направление ребенка на территориальную (центральную) ПМПК при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк или индивидуальной программы развития, с подготовленным заключением о состоянии психосоматического здоровья и развитии ребенка (для внесения изменений в заключение ПМПК о программе дальнейшего развития).

Слайд 10

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения любого типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией. Школьный (ПМПк) - этоосновное звенов деятельности психолого-медико-педагогической службы образовательной организации. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.

Слайд 11

Состав консилиума:

Председатель консилиума - заместитель руководителя образовательной организации по УВР. Опытные педагоги, учителя специальных (коррекционных) классов. Педагог-психолог. Педагог -дефектолог. Учитель-логопед. Социальный педагог. Врач-педиатр (медсестра), при необходимости приглашаются другие специалисты из поликлиник (ЦРБ): невропатолог, психиатр, окулист, ортопед и др.

Слайд 12

просветительская реабилитирующая консультативная функция сопровождения организационная Прогностическая экспертно - диагностическая Основные функции ПМПк

Слайд 13

Специалисты консилиума должны руководствоваться в работе следующими принципами ПМП сопровождения:

Непрерывности. Комплексности. Индивидуального подхода. Системного сопровождения. Семейной центрированности. Партнерства. Междисциплинарного взаимодействия. Добровольности. Открытости. Конфиденциальности. Уважения к личности ребенка. Уважения к личности родителя. Профессиональной ответственности. Информированного согласия.

Слайд 14

Этапы работы консилиума

1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, воспитателя, администрации О.О. с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в виде подписи одного из родителей в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в О.О. 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий (СИПР); выбрать индивидуальный образовательный маршрут.

Слайд 15

Этапы работы консилиума (продолжение)

3. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Эффективное распределение и согласование воздействия специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и др.) на ребенка. Чаще всего координацией деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка занимается психолог. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии для создания благоприятных условий обучения и развития обучающихся школы. 4. Реализации рекомендаций членов консилиума. В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.

Слайд 16

Модель взаимодействия специалистов социально- психологической службы образовательного учреждения

Слайд 17

Школьный психолого – медико – педагогический консилиум как основа комплексного сопровождения обучающихся.

Шк. П М П (к) Разработка стратегии сопровождения Определение статуса ученика Д И А Г Н О С Т И К А Кор. работа консультации метод. работа групповая подгрупповая индивидуальная педагоги родители Участие: ШМО педсоветы самообразование первичная углублённая динамическая итоговая

Слайд 18

Модель коррекционно– развивающего сопровождения образовательного процесса.

Школьный ПМП(к) Основные цели и задачи сопровождения Структура коррекционно - развивающего сопровождения Локальные акты Психологическое сопровождение Логопедическое сопровождение Дефектологическое сопровождение Медико - социальное сопровождение Диагностика Коррекционно - развивающая работа Консультации Методическая работа Результативность коррекционно - развивающего сопровождения: Заполнение индивидуальных карт психолого - медико - педагогического сопровождения Годовой отчёт узких специалистов по результатам сопровождения Диагностический пакет материалов по классам и на каждого ребёнка

Слайд 19

Родительские собрания Лекции для родителей Тематические беседы Индивидуальные консультации Разработка рекомендаций Памятки для родителей Взаимопосещение уроков Лекции для педагогов Тематические беседы Совместные мероприятия (урочные, внеурочные) Индивидуальные консультации Разработка рекомендаций Памятки для педагогов Формы Формы взаимодействия взаимодействия с родителями с педагогами Дефектологическое, логопедическое, психологическое консультирование и просвещение родителей и педагогов (IV раздел, п 28 ФГОС НОО).

Слайд 20

педагог ДО социолог врач ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитатель учитель психолог дефектолог логопед ученик Индивидуальные занятия по коррекции: когнитивной сферы; эмоционально - волевой сферы; - поведенческих проблем. Диагностика и коррекция речевого развития. Учёт особенностей усвоения материала. Дозировка материала. Наблюдение и оформление запросов. Коррекция детско - родительских отношений. Профилактика асоциального поведения. Профориентация. Занятия в кружках. Внеклассная деятельность. Педагогическое сопровождение всех этапов УД. Классные часы. Часы подготовки домашнего задания. Индивидуальная работа во второй половине дня. - Психиатрическое изучение ребёнка в процессе обучения и воспитания в различных видах деятельности. Профилактический осмотр. Контроль за здоровьем учащихся. Выявление структуры и степени выраженности нарушений. Контроль за полученными знаниями на уроках.

Слайд 21

Деятельность и ожидаемые результаты ПМП консилиума:

Составление индивидуального образовательного маршрута, СИПР; Разработка стратегии и тактики сопровождения развития ребенка в условиях школы; Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по отношению к каждому обучающемуся с ОВЗ; Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; Снижение числа дезадаптивных состояний обучающихся.

Слайд 22

Регламент работы консилиума:

Место проведения: консилиум может проходить в любом помещении школы. Периодичность созыва консилиума: созывается по итогам проведенных плановых обследований, но не реже, чем 1 раз в четверть. Основная форма работы консилиума - обмен заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за которую он отвечает. Заседание консилиума стенографируется любым доступным способом. Итоги работы консилиума оформляются в виде общего заключения по каждому случаю.

Слайд 23

Общее заключение

Включает в себя констатирующую и программную части. Констатирующая часть. Состоит из характеристики ребенка: феномен состояния, наличие отклонений или нарушений в развитии. Программная часть. Включает стратегию сопровождения и помощи и рекомендации конкретному обучающемуся.

Слайд 24

Стратегия сопровождения и помощи

Ориентирована на возможности соответственно школьного психолога, логопеда, медика, возможности индивидуализации педагогической деятельности педагогом-участником консилиума. То есть она опирается на функционал всех перечисленных субъектов деятельности как абсолютно самостоятельный так и совместный. На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям, составляется индивидуальный образовательный (коррекционно-образовательный) маршрут, СИПР. В случае обнаружения у ребенка выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательной школе, он направляется на ПМПК. В этом случае деятельность консилиума является диспетчерской: информирование родителей и направление ребенка на ПМПК.

Слайд 25

Форма заключения консилиума:

Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития). Стратегия сопровождения и помощи педагога, психолога, логопеда, медика, соц.педагога в рамках функциональных обязанностей. Рекомендации. Взаимодействие всех субъектов консилиума осуществляется по поводу конкретной проблемы (прием детей в школу, формирование классов, конфликтной ситуации в классе, школьная неуспешность и т.д.). Во всех случаях выделяются два крупных блока: 1. обмен сведениями по поводу проблемы; 2. взаимодействие субъектов (обоюдная помощь в выполнении профессиональных обязанностей) при решении проблемы.

Слайд 26

Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума

Медиком Уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа; Биологический возраст; Состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы; Кривая заболеваемости за последний год; Факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации).

Слайд 27

Педагогом-психологом Школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; Система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе; Психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эго-контроль и др.); Социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых; Сформированность познавательных процессов и их произвольность; Наличие выраженных признаков психологической дезадаптации.

Слайд 28

Педагогом Познавательная деятельность ребенка в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения); Развитие личности обучающегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения); Педагогический прогноз учебных возможностей; Потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума.

Слайд 29

Учителем-логопедом Устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь); Письменная речь (состояние чтения и письма); Речевое окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.); Занятия с логопедом в дошкольном возрасте.

Слайд 30

Социальным педагогом Характеристика форм семейного воспитания; Психологический климат в семье.

Слайд 31

1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. Издательство «Генезис». 2. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Технологии успеха на старте школьного обучения. М., 2012. 3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008. 4. Еремина А.А. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной организации. Методическое пособие. М.: ЛОГОМАГ, 2013. 5. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб., 2005. 7. Кисова В.В., Корнева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2006.

Слайд 32

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003. 10. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Ростов-на Дону, 2009. 11. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова, Н.Е. Граш и др. М., 2003. 12. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /Под ред. М.М. Семаго. М., 1999. 13. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006. 14. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. М., 2006.

Слайд 33

15. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. /Составители: Э.М. Александровская, И.В. , Коновалова - М.:МГППУ, 2006. 16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000. 17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб., 2006. 18. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005.


19%




Формы учета деятельности специалистов ПМПк Журнал записи детей на ПМПк. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. п/пДата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) ПолИнициатор обращения Повод обращения График консультирования специалистами


Основные блоки 1. «Вкладыши»: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке врач ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): заключение специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; мер, предпринятых для обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


Задачи ПМПк: выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и (или) состоянии декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.


ПМПк Родители разъяснительная и консультативная работа; разработка конкретных рекомендаций. Обучающиеся наблюдение; диагностика; коррекция; определение образовательной траектории. Учитель диагностика педагогических затруднений; планирование самообразовательной деятельности; направление на курсы; планирование коррекционно- развивающей работы; разработка конкретных рекомендаций. Администрация создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; создание благоприятной воспитывающей среды; организация 100% занятости во внеурочное время.


Учебный план для классов выравнивания Общеобразовательные областиОбразовательные компоненты 2 «В»3 «В»4 «В» Филология Русский язык444 Литературное чтение444 Математика 555 Естествознание Природоведение-22 Искусство Музыка111 ИЗО111 Физическая культура 222 Трудовая подготовка Технология222 Коррекционная подготовка: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 1 11 Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 12 Обязательные занятия по выбору: Русский язык 111 Литература 111 Математика 111 ИТОГО:

Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей.

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует создать психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.

Прежде всего, необходимо развести функции, направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленными особенностями развития сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:

« Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом окружного управления образования и служит для комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений окружного подчинения».

Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия в отличие от консилиума имеет официальное юридическое полномочие выставлять медицинский диагноз. На основании данного диагноза она осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития и на основании установленного психолого-педагогического и медицинского статуса ребенка определяет для него особый образовательный маршрут или дает направление в специализированное образовательное учреждение.

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
  • подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
  • выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
  • анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
  • формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
  • отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
  • определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления «группы риска»;
  • решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);
  • при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии - определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
  • организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

Психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

Более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,

Выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

Объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

Определение программы индивидуального развития ребенка;

Распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

Координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику. ПМПк выполняет следующие функции :

Нормативная функция

Деятельность ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФи основывается на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:

  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
  • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.
  • Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
  • Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
  • При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
  • Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
  • Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
  • При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Прогностическая функция

Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.

Организационная функция

Данная функция предполагает следующее:

  • ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
  • Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
  • Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
  • Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
  • Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
  • Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
  • На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
  • На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

Экспертно-диагностическая функция

Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

При осуществлении экспертно-диагностической функции необходимо обратить внимание на следующие составляющие достоверности диагностики, обеспечиваемые многоаспектностью диагностической картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями:

  • своевременность диагностики (ранняя диагностика) (как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о наличии отклонений в развитии ребенка с последующей адекватной процедурой диагностики);
  • комплексность диагностики (учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей);
  • всесторонняя диагностика (осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции). Под всесторонностью любого вида обследования (медицинского, психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета исследования. Например, психолог, предполагающий отклонения в состоянии мышления ребенка, обязательно оценивает роль и место этих отклонений в структуре его психического развития. В частности, речь идет о соотношении первичного и вторичных отклонений в развитии.
    (Например, мышление может страдать из-за нарушений собственно мыслительных операций, а может и вследствие нарушений мотивации, эмоционально-волевой и личностной сферы, умственной работоспособности, конкретных психических функций и т.п.)
  • динамические аспекты диагностики (анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах. Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения как общих онтогенетических закономерностей, так и индивидуальных особенностей развития);
  • целостный подход (реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития и заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития, в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме).

Таким образом, диагностика должна рассматриваться в развитии. В центре внимания любого специалиста находится развивающийся ребенок, а не диагноз. Специалист ПМПк должен понимать, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных или резервных возможностей.

Функция сопровождения

На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

Реабилитирующая функция

Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть:

  • семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи;
  • школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.

Подготовка и проведение ПМПк

Как уже отмечалось, заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

Деятельность плановых консилиумов направлена на:

  • анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);
  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
  • профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь - учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

  • решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка;
  • внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.

Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в квартал проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической, диагностико-коррекционной помощи.

Деятельность ПМПк можно разделить на следующие этапы:

I. Подготовительный этап.

ПМПк представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в образовательном учреждении.

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится: - по результатам обследования всех специалистов;

По запросу учителя (воспитателя);

По запросу психолога;

По запросу учителя-логопеда;

По запросу родителей;

По запросу социального работника;

По запросу медицинского работника;

По запросу ученика.

При подготовке заседания ПМПк необходимо проведение обследования ребенка всеми специалистами консилиума:

  • Медицинское обследование.

Медицинский работник образовательного учреждения дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума :

Соответствие физического развития возрастным нормам;

Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития :

Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;

Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.

Кроме этого на заседание по решению ПМПк могут быть представлены данные:

  • педиатрического обследования (выявление особенностей развития, отклонений в состоянии соматического здоровья, планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для каждого конкретного ребенка; разработка соответствующих рекомендаций);
  • психопатологического обследования, проведенного врачом-психиатром или психоневрологом (выявление, анализ и систематизация отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов, распознавание психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома; формулировка нозологического диагноза, установление клинической формы и типа течения заболевания, рекомендации и составление плана коррекционных мероприятий)

При необходимости предоставляются данные:

Обследования отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха;

Обследования офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.

Учитывая, что в образовательных учреждениях не предусмотрены такие специалисты как невропатолог, психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и др., возникает проблема обеспечения ПМПк данными исследований перечисленных специалистов. Анализируя опыт разных окружных управлений образования, можно предложить следующее:

Образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с районной поликлиникой на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк;

Образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с окружным ПМС-центром (если данные специалисты там присутствуют) на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк.

1 слайд

Заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума Курган, 2012 Ковалёва С.В., зам. директора по УВР НШ Департамент социальной политики города Кургана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

2 слайд

Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

3 слайд

ПМПконсилиум составляет единый комплекс клинического, психологического, логопедического и педагогического разделов. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде поставить диагноз и определить важнейшие индивидуально - психологические особенности ребенка.

4 слайд

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

5 слайд

Основные задачи деятельности ПМПконсилиума – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.

6 слайд

Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и, в то же время, одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения.

7 слайд

Принципы работы школьного ПМПК: комплексность изучения ребенка (тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопеда, психолога и врача); стереогаозис - оценка состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами); индивидуально - коллегиальное проведение обследования (индивидуальное обследование ребенка специалистами и коллегиальное решение о структуре отклоняющегося развития и вытекающих отсюда особенностях коррекционно-развивающих мероприятий).

8 слайд

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.

9 слайд

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя. В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

10 слайд

Консилиум имеет несколько этапов: Подготовительный этап; Основной этап; Заключительный этап. Подготовительный этап включает в себя: психолого-педагогическое изучение педагогически запущенного, проблемного ребенка; беседу с учителем (учителями); подготовку предварительной характеристиками и рекомендаций психолога, педагога, медика, социального педагога.