(1770-1846)

Адмирал Иван Федорович Крузенштерн – выдающийся мореплаватель и организатор первого русского кругосветного плавания, осуществленного под его командованием, был а также крупным ученым-гидрографом и педагогом. Он родился в Эстляндии, вблизи Таллина (Ревеля), 19 ноября 1770 г. Первоначальное образование он получил дома, а с двенадцати лет учился в ревельской соборной школе. В пятнадцатилетием возрасте, в 1785 г., И. Ф. Крузенштерн был отдан в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Ввиду сравнительно позднего по возрасту поступления в Морской корпус ему пришлось в продолжение короткого двухлетнего срока закончить общий, так называемый «кадетский» курс. После этого И. Ф. Крузенштерн был произведен в гардемарины и приступил к прохождению уже преимущественно специальных военно-морских предметов. Еще будучи в корпусе, И. Ф. Крузенштерн сблизился со своим товарищем по выпуску Юрием Федоровичем Лисянским, будущим спутником в кругосветном

В это время Россия вела одновременно две войны на море: со Швецией на Балтийском и с Турцией на Черном, ввиду чего потребовалось срочное назначение большого числа офицеров на корабли. Вместе со своими товарищами И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский были раньше положенного срока выпущены весной 1788 г. из корпуса, но без производства в офицеры, а с обозначением «за мичмана». И. Ф. Крузенштерн был назначен на линейный корабль «Мстислав», которым командовал капитан бригадирского ранга Г. И. Муловский, блестящий, боевой, опытный моряк и весьма культурный и образованный офицер.

Все первые годы службы молодого Крузенштерна прошли в боевой обстановке и были ознаменованы военными подвигами: в период 1788-1790 гг. на корабле «Мстислав» он участвовал в четырех сражениях с шведским флотом – Гогландском, Эландском, Ревельском и Выборгском, причем все время его корабль находился в первых рядах. В этих сражениях И. Ф. Крузенштерн показал большую храбрость и распорядительность и был в награду произведен сначала в мичманы (1789 г.), а затем за отличие при взятии шведского контр-адмиральского корабля – в лейтенанты (1790 г.). В Эландском сражении был убит Г. И. Муловский, командир «Мстислава», предназначавшийся в начальники уже подготовленной кругосветной экспедиции, не отправленной из-за войны. Он оказал большое влияние на И. Ф. Крузенштерна и заронил в его душу стремление добиться в будущем организации первого русского кругосветного плавания. После заключения мира И. Ф. Крузенштерн провел два года на берегу в Таллине (Ревеле), причем сравнительно малая служебная занятость позволила ему совершенствовать свои морские теоретические знания.

В то время русский военно-морской флот, занятый обороной своих морских рубежей, не мог выделять военных кораблей для длительных учебных заокеанских плаваний. Поэтому практиковалось командирование молодых офицеров в качестве волонтеров на суда английского военно-морского флота, уходившие в дальние плавания. В числе двенадцати отличившихся молодых офицеров, командированных на 6 лет (с 1793 по 1799 г.) в Англию, оказался и И. Ф. Крузенштерн, а также его друг Ю. Ф. Лисянский.

И. Ф. Крузенштерн плавал на различных английских судах у берегов Северной Америки, посетил приморские города Нью-Йорк, Филадельфию, Бостон, Норфолк и др., побывал в Вест-Индии и на островах Бермудских и Барбадосе, и в Нидерландской Гвиане, Африке, Индии и Китае, после чего вернулся в Англию. За время этих плаваний он неоднократно участвовал в боях с французами. Задумав в будущем организовать кругосветную экспедицию и проложить для русской морской торговли путь в Индию и Китай, И. Ф. Крузенштеон решил сам побывать в тех водах и изучить на месте ход торговли. На английском военном корабле он добрался сначала до мыса Доброй Надежды, а затем и далее, до индийских портов Мадраса и Калькутты, откуда направился в Малакку и Кантон. Здесь он лично убедился в возможности осуществить торговые связи между русскими владениями в Северной Америке и Китаем. Обратный путь в Англию он совершил на торговом корабле английской Ост-Индской компании, причем побывал вторично на мысе Доброй Надежды и посетил остров Св. Елены. На родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся после шестилетнего отсутствия опытным и знающим мореплавателем.

Вернувшись в Россию, И. Ф. Крузенштерн, за время своего отсутствия произведенный в капитан-лейтенанты, в 1800 г. получил назначение на должность командира брига «Нептун», на котором он плавал в Финском заливе. Вскоре он решил предпринять меры к осуществлению своей давнишней мечты – организации первого русского кругосветного путешествия, проект которого он составил еще во время возвращения на корабле из Китая в Европу. Идея об установлении кругосветных сообщений с восточными окраинами России была не нова. Существовало несколько разработанных планов таких экспедиций в 1732, 1761, 1781 и 1786 гг., однако по разным причинам эти планы не были осуществлены. Наиболее близкой к реализации была кругосветная экспедиция, организованная в составе четырех военных кораблей в 1786 г. под начальством капитана 1-го ранга Г. И. Муловского. Для этой экспедиции уже были выделены корабли, укомплектованные личным составом, причем официальной целью экспедиции была поддержка намеченного правительственного заявления о присоединении к России открытых русскими людьми в Северной Америке территорий, доставка грузов в Охотск, установление торговых связей с Китаем и Японией и открытие по пути новых земель.

Русское правительство, однако, принуждено было тогда отказаться от посылки экспедиции ввиду начавшихся русско-шведской и русско-турецкой войн и осложнения общей политической обстановки в Европе.

В начале XIX в. политико-экономические условия были более благоприятны для организации кругосветной экспедиции. Уже с конца XVIII в. в царской России начинают развиваться капиталистические отношения, разрушающие замкнутое натуральное хозяйство, увеличивается число мануфактур, растет товарность сельского хозяйства, расширяется торговля. Для доставки грузов и вывоза пушнины из русских владений в Аляске и на Алеутских островах требовались более удобные пути сообщения. Перевозки грузов по суше поперек всего азиатского материка в условиях почти полного бездорожья были длительными и трудными. Русские кругосветные плавания явились также закономерным этапом прогресса интенсивно развивавшейся русской науки. По проекту И. Ф. Крузенштерна предполагалось после окончания первого кругосветного плавания организовать на русских судах правильное морское сообщение между русскими европейскими портами и русскими владениями в Америке. Одновременно намеченные плавания должны были иметь научный характер, способствовать новым географическим открытиям и исследованию малоизвестных морей и океанов.

Однако первоначально проект И. Ф. Крузенштерна, несмотря на то, что он был основан на тщательных расчетах, не встретил сочувствия среди деятелей морского министерства. Но после дворцового переворота 1801 г. руководство морским ведомством перешло к более просвещенному, культурному моряку адмиралу Н. С. Мордвинову, который совместно с новым министром коммерции Н. П. Румянцевым заинтересовался проектом И. Ф. Крузенштерна. По инициативе Румянцева в реализации экспедиции приняла участие и Российско-Американская компания. По решению правительства экспедиция должна была включать два корабля, причем все расходы по содержанию одного из них принимались на казенный счет, а по второму – на счет Российско-Американской компании. Начальником экспедиции и командиром одного из кораблей был назначен И. Ф. Крузенштерн, причем обоим кораблям разрешалось идти под военными флагами. Мечты И. Ф. Крузенштерна постепенно осуществлялись. Естественно, что он подумал о своем товарище Ю. Ф. Лисянском, с которым в молодости он привык делиться этими мечтами. Ю. Ф. Лисянский охотно согласился на это предложение.

И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский настаивали на постройке судов для экспедиции на русских верфях, но представители Российско-Американской компании решили приобрести их за границей. Для этой цели Ю. Ф. Лисянский в сентябре 1802 г. был командирован в Англию, где и купил два небольших корабля, нуждавшихся в ремонте. Корабли эти, получившие новые наименования «Надежда» (водоизмещением 450 тонн) и «Нева» (водоизмещением 370 тонн), пришли в Кронштадт в начале июня 1803 г., где началась их тщательная подготовка для предстоящего ответственного плавания. И. Ф. Крузенштерн принял в командование корабль «Надежда», а Ю. Ф. Лисянский – корабль «Нева». Подготовка экспедиции была проведена исключительно продуманно, и составленные для нее инструкции и подбор мореходных инструментов и предметов снабжения надолго еще служили образцом для последующих экспедиций.

На кораблях имелись полные коллекции морских карт и хорошо подобранная библиотека. Экспедиция имела среди своих запасов много противоцинготных средств. Корабельная провизия была приобретена наилучшего качества. В снаряжении экспедиции деятельное участие принимала Академия наук, взяв на себя проверку некоторых инструментов, составление инструкций (по минералогии, ботанике, зоологии); 8 мая 1803 г. начальник экспедиции И. Ф. Крузенштерн был избран членом-корреспондентом Академии наук. Личный состав экспедиции подбирался особенно тщательно командиром каждого из кораблей, причем все матросы и унтер-офицеры пошли в качестве добровольцев. Экипаж корабля «Надежда» состоял из восьми офицеров, двух врачей и 52 унтер-офицеров и матросов; кроме того, на нем находились трое ученых (астроном и два естествоиспытателя) и три волонтера. На корабле «Надежда» следовал в Японию русский посол Н. П. Резанов со свитой, так что общая численность личного состава на нем достигала 76 человек. Среди офицеров был опытный старший офицер лейтенант М. Ратманов и будущий знаменитый мореплаватель Ф. Ф. Беллинсгаузен, а среди волонтеров – также впоследствии известный своими научными кругосветными экспедициями О. Е. Коцебу. На корабле «Нева» состояло шесть офицеров, один врач, два человека из свиты посла и 44 унтер-офицеров и матросов, а всего 53 человека. О подборе личного состава И. Ф. Крузенштерн впоследствии писал: «Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства Российских, коих даже и Английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было».

Маршрут экспедиции был предварительно намечен в следующем виде: оба корабля следуют совместно из Кронштадта вокруг мыса Горна в Тихий океан и у Гавайских (Сэндвичевых) островов разделяются: «Надежда» направляется далее в Японию с послом Резановым и, по выполнении дипломатического поручения, – для зимовки к о. Кадьяк; «Нева» следует от Гавайских островов прямо к берегам Северной Америки и зимует также у о. Кадьяк; следующим летом оба корабля везут товары в Кантон, откуда совместно возвращаются в Россию, вокруг мыса Доброй Надежды.

26 июня 1803 г. корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта и после кратковременных заходов в Копенгаген, Фальмут и на Канарские острова направились к берегам Бразилии, где на рейде о. Святой Екатерины задержались более месяца для необходимого ремонта. Это был первый случай перехода русских кораблей в южное полушарие. Во время похода личный состав экспедиции и ученые специалисты непрерывно производили различные океанографические, метеорологические и зоологические наблюдения, которые впоследствии были опубликованы и составили ценный вклад в географическую науку. Во время стоянок кораблей в тропических портах ученые занимались сбором этнографических, зоологических и ботанических коллекций, по возвращении экспедиции на Родину переданных в различные музеи, в которых хранятся до настоящего времени. 20 февраля 1804 г. оба корабля совместно обогнули мыс Горн, но после шторма разлучились: И. Ф. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Ю. Ф. Лисянский – на о. Пасхи, после чего оба корабля вновь соединились у о. Нукагива, принадлежащего к группе Маркизских островов.

Уже на этом первом этапе плавания по Тихому океану русские мореплаватели выполнили (кроме систематически производившихся метеорологических и океанографических наблюдений) ряд научных географических работ: Крузенштерн и Лисянский составили подробные географические описания как о. Нукагива, так и всей группы Маркизских островов, а Лисянский составил словарь местного наречия; Лисянский, кроме того, находясь в непосредственной близости к о. Пасхи, исправил ошибку в определении его географических координат, допущенную Куком.

Следуя ранее установленному маршруту, оба корабля затем направились к Гавайским островам, в виду которых 7 июня 1804 г. они разделились: И. Ф. Крузенштерн проследовал без остановки непосредственно на Камчатку, а Ю. Ф. Лисянский перед отправлением к Алеутским островам зашел для пополнения провизии на один из Гавайских островов. «Надежда» прибыла 14 июля 1804 г. в Петропавловскую гавань, где были сданы грузы Российско-Американской компании и произведен очередной ремонт. После шестинедельной стоянки, 27 августа И. Ф. Крузенштерн вышел из Петропавловска в Нагасаки для доставки русского посла в Японию. Корабль «Надежда» шел вдоль восточных берегов островов Хоккайдо и Хонсю и обогнул с юга о. Кюсю. По пути И. Ф. Крузенштерн вместе с офицерами и учеными занимался проверкой существующих карт и описал южный берег о. Кюсю. На последнем этапе перехода «Надежда» выдержала тайфун исключительной силы и едва не потеряла мачт. Во время этого перехода И. Ф. Крузенштерн исправил положение пролива Ван-Димена, неверно нанесенного на английских и французских картах.

Целых шесть месяцев, с 8 октября по 17 апреля 1805 г., корабль «Надежда» простоял в Нагасаки, ожидая окончания дипломатических переговоров, закончившихся, в конце концов, неудачей: японское правительство отказалось принять посольство. Теперь И. Ф. Крузенштерну надлежало переправить Резанова в Петропавловск и далее следовать в Кантон на соединение с Ю. Ф. Лисянским для последующего возвращения на Родину. На этот период своего плавания Крузенштерн наметил себе целую программу географических исследований и решил: 1) прежде всего изучить Японское море, в ту эпоху почти незнакомое мореплавателям, и описать его побережья, 2) описать южное и восточное побережья Сахалина, 3) выяснить, существует ля пролив между этим островом и материком, и 4) пройти каким-либо новым проливом между Курильскими островами, расположенными севернее пролива Буссоль. Почти всю эту программу он и выполнил, частично на переходе в Петропавловск, частично несколько позднее.

В Японское море И. Ф. Крузенштерн вышел восточным проходом Цусимсксго пролива, названным впоследствии его именем. Далее он обследовал отдельные участки западного побережья о. Хонсю и всю западную и северо-западную части берегов о. Хоккайдо с выходом на них. Ряду береговых пунктов и бухт он дал русские наименования. Далее И. Ф. Крузенштерн вышел из Японского моря проливом Лаперуза и подробно описал и изучил (с выходом на берег) берега залива Анива и часть восточного берега Сахалина, причем сделал важное по тому времени географическое открытие, установив тождество наименований «Сахалин» и «Карафуто».

Вдоль восточного побережья были описаны и положены на карту берега залива Терпения (также с посещением берега). По выходе из залива Терпения «Надежда» встретила льды, ввиду чего И. Ф. Крузенштерн принял решение немедленно следовать в Петропавловск и вернуться к мысу Терпения в более благоприятное время. На южном и восточном берегах Сахалина ряду географических объектов, мысов, бухт, рек и гор были присвоены русские наименования.

После этого И. Ф. Крузенштерн направился к Курильским островам для их описания, но туман, плохая видимость и штормовая погода помешали ему. Все же к северу от пролива, ныне носящего его имя, И. Ф. Крузенштерн открыл группу опасных низких островов, которые он назвал «Каменными ловушками». Из Охотского моря в Тихий океан «Надежда» прошла проливом между островами Онекотан и Харимхотан, ныне носящими имя Креницына. Наконец, 5 июня 1805 г. «Надежда» пришла в Петропавловск.

После отбытия Резанова со свитой, с которой отправился и естествоиспытатель Лангсдорф, выгрузки японских грузов и необходимого пемонта «Надежда» 5 июня вновь вышла в море и направилась непосредственно к мысу Терпения, войдя в Охотское море проливом, названным по имени корабля Крузенштерна – проливом «Надежда». Придя к мысу Терпения и определив точное его местоположение, И. Ф. Крузенштерн пошел на север вдоль восточного берега Сахалина, описывая его (местами с посылкой на берег офицеров), нанося на карту, определяя местоположение мысов, многие из которых были им названы в Честь своих офицеров (мысы Ратманова, Беллинсгаузена). Достигнув самой северной оконечности Сахалина и назвав ее мысом Елизаветы, Крузенштерн обогнул этот мыс с севера, так же как и соседний к западу мыс Марии, и направился в Сахалинский залив. Здесь он подошел лишь к северному входу в Амурский лиман, где его корабль лег в дрейф, а на юг был послан один из офицеров на гребной шлюпке для определения глубины и ширины «канала», ведущего к устью Амура. Крупной ошибкой И. Ф. Крузенштерна явилось поверхностное исследование весьма важного вопроса о том, является Сахалин островом или полуостровом. На основании весьма неопределенных данных, сообщенных его офицером, о сильном течении с юга, о наличии малых глубин и, наконец, о пресном характере воды он сделал вывод, что сквозного прохода между островом и материком не существует. Возможно, что на выводы Крузенштерна повлияло мнение таких авторитетов, как Лаперуз и Браутон. Эта ошибка могла бы стать роковой и остановить дальнейшие поиски выхода к Тихому океану, если бы не смелость и настойчивость другого русского мореплавателя Г. И. Невельского, который в 1850 г. опроверг мнение своего предшественника открытием пролива (названного его именем), соединяющего Амурский лиман с Татарским проливом, нашедшего глубоководный вход в устье Амура и установившего, что Сахалин – остров.

Северо-западное побережье Сахалина было подробно обследовано с выходом на берег. Не смея «отважиться», как пишет И. Ф. Крузенштерн в описании своего путешествии, следовать на своем сравнительно глубоко сидящем корабле далее на юг и стремясь в назначенный срок соединиться в Кантоне с Ю. Ф. Лисянским, он решил повернуть на север и следовать в Петропавловск по Охотскому морю. Несмотря на неудачу И. Ф. Крузенштерна с обследованием входа в Амур, его биограф, известный русский морской историк Ф. Ф. Веселаго, правильно оценил заслуги мореплавателя, указав, что уже того, что было сделано Крузенштерном, достаточно, чтобы дать имени Крузенштерна одно из почетнейших мест в истории гидрографии. «Все это сделано, за исключением месяца, проведенного в Петропавловском порте, всего в 87 дней, и это в местах, впервые посещенных, в морях, где целое лето господствует туман. Достаточно сказать, что в эти 87 дней одних астрономических определений пунктов набирается более 100, а исследовано и большею частью пройдено съемкою протяжение берега не менее 1500 верст». В Охотском море «Надежда» прошла поблизости о. Ионы и уточнила его географическое положение. Из Охотского моря «Надежда» вышла Четвертым Курильским проливом и 30 августа стала на якорь в Петропавловском порту. В начале октября 1805 г. И. Ф. Крузенштерн вышел из Петропавловска и по пути в Китай намеревался уточнить местоположение ряда островов, нанесенных на иностранные карты, существование которых казалось ему сомнительным. Безуспешно отыскивая эти острова, оказавшиеся несуществующими, И. Ф. Крузенштерн обогнул с востока Японию, острова Рюкю и Тайвань и 20 ноября пришел в порт Макао.

1 декабря 1805 г. туда же прибыла «Нева», руководимая Ю. Ф. Лисянским. В Кантоне (вернее, на рейде Вампу) корабли экспедиции приняли на большую сумму китайских товаров и 9 февраля 1806 г. совместно вышли в обратный путь на Родину. В Индийском океане во время тумана оба корабля разлучились и следовали далее самостоятельно. И. Ф. Крузенштерн, после 79-дневного перехода зашел на о. Св. Елены, где получил известие о войне России с Францией. Опасаясь встречи с неприятелем, он направился на Родину кружным путем вокруг Шетландских островов и, сделав 86-дневный переход, пришел в Копенгаген, где простоял четыре дня. 19 августа 1805 г. он стал на якорь на Кронштадтском рейде. Так закончилось первое русское кругосветное плавание, продолжавшееся три года и двенадцать дней.

Трехлетнее кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского составило целую эпоху в истории русской географической науки, русского военно-морского флота.

Научные результаты экспедиции, кроме уже упомянутых географических открытий и нанесения обследованных побережий и портов на карты, заключаются еще в новой методике океанографических исследований. И. Ф. Крузенштерн на «Надежде» наблюдал глубинные температуры, пользуясь незадолго до того изобретенным термометром Сикса для наибольших и наименьших температур. Он и его спутник астроном Горнер произвели в семи местах вертикальные ряды наблюдений температуры, а всего глубоководные наблюдения велись в девяти местах. Знаменитый советский океанограф и географ Ю. М. Шокальский считал, что по времени это вообще были первые наблюдения вертикальных рядов температуры на глубинах в океане. И. Ф. Крузенштерн уделял большое внимание изучению приливо-отливных явлений и лично занимался наблюдениями над приливами и отливами во время длительной стоянки его корабля в Нагасаки. За все время своего плавания русские моряки и ученые определяли направление и скорость течений, величину склонения компаса, производили метеорологические наблюдения. И. Ф. Крузенштерну лично принадлежит сводка всех наблюдений над элементами течений, которые выводились из сопоставления счислимых мест корабля с определенными по астрономическим наблюдениям. Астроном Горнер обобщил гидрологические и метеорологические наблюдения и исследовал удельный вес воды в различных районах. Интересно отметить, что экспедиция впервые установила, что «морская вода светится не от движения и трения частиц оной, но что действительною виною того суть органические вещества».

Можно с полным правом утверждать, что первое русское кругосветное плавание положило начало и создало базу новой отрасли географической науки – океанографии.

Необходимо отметить, что русские мореплаватели определяли свои координаты с точностью, вдвое большей, чем их непосредственные предшественники – иностранные мореплаватели (например, Ванкувер). Плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского явилось не только первым русским кругосветным плаванием, но и первым русским плаванием вообще, в котором долготы определялись не менее часто, чем широты и с достаточно высокой, даже по нашим современным понятиям, точностью. Широту на «Надежде» и «Неве» определяли по полуденным высотам Солнца всегда, когда позволяли условия погоды, в среднем 20-23 раз в месяц пребывания под парусами в море, а долготу – по высотам Солнца, измеренным у первого вертикала и по хронометрам, 19-20 раз. Таким образом, долготы определялись на основе совместного использования данных высот Солнца, учета ходов хронометров и измерения лунных расстояний (по ним выводились поправки хронометров 2-3 раза в месяц).

Следовательно, крупные научные результаты экспедиции объясняются не только искусством и отвагой русских моряков но и умелым использованием ими самых передовых методов и техники кораблевождения и новейших точных приборов.

Участники экспедиции составили подробные географические и статистические описания Камчатки, Маркизских островов, прибрежных районов юго-восточного Китая и русских владений в Северной Америке, краткие словари на нескольких языках, собрали материалы о религиозных верованиях, нравах и других чертах различных народностей.

Благодаря прекрасной организации экспедиции, хорошему снабжению и заботе о личном составе со стороны командования за все три года на обоих кораблях не было не только ни одного смертного случая, но даже ни одного серьезного заболевания; не было также никаких потерь в материальной части.

Экспедиция была встречена на Родине с большим триумфом. И. Ф. Крузенштерн был избран членом Академии наук и членом Адмиралтейского департамента и произведен в капитаны 2-го ранга.

С 1807 по 1809 г. он состоял при Петербургском порте на берегу и занимался обработкой материалов своей экспедиции. Трехтомное сочинение И. Ф. Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах» с приложением прекрасного гравированного атласа карт и рисунков вышло в свет в 1809-1812 гг. и было переведено на большинство европейских языков. Первые два тома его содержат подробное описание плавания, а в третьем томе собраны научные статьи И. Ф. Крузенштерна и ученых специалистов экспедиции по вопросам океанографии, метеорологии, этнографии и пр.

В 1809 г. И. Ф. Крузенштерн был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром линейного корабля «Благодать». Это было его последнее строевое назначение и плавание на боевом корабле (впоследствии он неоднократно в летнее время командовал учебной эскадрой Морского корпуса). В 1811 г. он получил назначение инспектором классов Морского корпуса, но выполнял эту должность очень недолго и был уволен по болезни глаз в долговременный отпуск. Этот отпуск, который он проводил в своем имении близ города Раквере (бывший Везенберг) в Эстонии, был целиком посвящен научным занятиям, плодом которых явился выпуск капитального издания «Атлас Южного моря» с приложением двух томов гидрографических объяснений. Из своего отпуска он несколько раз вызывался для выполнения различных поручении. Так, в 1814 г. он занимался организацией кругосветной экспедиции О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик», для которой он, будучи в Англии заказал астрономические и мореходные инструменты, а в 1918 г. составил особую записку по поводу организации первой русской антарктической экспедиции. В 1818 г. он был назначен присутствовать в заготовке корабельных лесов. В 1819 г. И. Ф. Крузенштерн был произведен в капитан-командиры.

Замечательный труд И. Ф. Крузенштерна «Атлас Южного моря» с двумя томами объяснений на русском и французском языках был издан в 1824-1826 гг. В этом труде он использовал результаты всех русских и иностранных плаваний и свой личный опыт и составил наиболее подробные и авторитетные карты Тихого океана, заслужившие признание во всем мире. Работа над картами Тихого океана не закончилась выходом в свет «Атласа»: до конца своей жизни И. Ф. Крузенштерн продолжал следить за всеми новыми плаваниями на Тихом океане и вносил исправления на свои карты (в 1835 г. он издал дополнения к своим «Объяснениям»). Не было ни одного начальника русской или иностранной экспедиции, который не счел бы своим нравственным долгом сообщить автору «Атласа» те или иные замечания и дополнения к его картам. «Атлас Южного моря» был удостоен полной Демидовской премии Академии наук.

В 1826 г. закончился длительный отпуск И. Ф. Крузенштерна. После производства в контр-адмиралы он был назначен инспектором классов и помощником директора Морского корпуса, а уже в следующем. 1827 г. – директором этого корпуса и членом Адмиралтейств-коллегии. С этого времени начинается его пятнадцатилетняя педагогическая и воспитательная работа в должности директора Морского корпуса. В ней он проявил свои прогрессивные идеи в деле воспитания молодого поколения моряков, значительно улучшил педагогический процесс, организовал лаборатории и кабинеты, астрономическую обсерваторию и музей, подобрал квалифицированные кадры преподавателей, обращал большое внимание на преподавание иностранных языков. Он был ярым поборником необходимости для моряков высшего специального образования и организовал при Морском корпусе так называемые Офицерские классы с трехлетним курсом обучения, которые впоследствии были переименованы в Морскую академию. По приглашению директора, в этих классах лекции читали такие выдающиеся ученые, как академики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, Э. X. Ленц и А. Я. Купфер. Прогрессивные реформы И. Ф. Крузенштерна встретили оппозицию среди реакционного офицерства, и одной из причин его отставки нужно считать противоречие этих реформ духу и нравам николаевского режима. В 1829 г. Крузенштерн был произведен в вице-адмиралы, в 1841 г. – в адмиралы и в том же году был отчислен от должности директора Морского корпуса, но до самой смерти числился на действительной военно-морской службе.

И. Ф. Крузенштерн весь период своей жизни после возвращения из кругосветного плавания интенсивно занимался научной деятельностью и поддерживал научные связи с наиболее выдающимися русскими и иностранными учеными. Он был прекрасным лингвистом и вел переписку с Гумбольдтом, Мурчисоном, знаменитым испанским картографом Эспиноза и другими крупными научными авторитетами в области картографии и гидрографии. Его научные заслуги получили высокую оценку: он был почетным членом Академии наук, почетным доктором философии Дерптского университета и членом-корреспондентом многих иностранных научных обществ и учреждений. И. Ф. Крузенштерн был одним из членов-учредителей Русского географического общества.

Юбилей И. Ф. Крузенштерна, отпразднованный с большой торжественностью в начале 1839 г., превратился в его подлинный триумф, но юбиляру особенно ценно было присутствие на празднике двух стариков-матросов, бывших участников его кругосветного плавания, добравшихся в Петербург из самых отдаленных окраин России.

Скончался И. Ф. Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асс, близ Раквере (Везенберга), и похоронен в Таллине (Ревеле) в Вышгородской церкви. На набережной Васильевского острова напротив Морского корпуса в Санкт-Петербурге ему поставлен памятник на средства, собранные среди его учеников и учителей.

Имя Ивана Федоровича Крузенштерна вошло в историю отечественной науки как имя отважного мореплавателя, организатора первой русской кругосветной экспедиции, как пламенного патриота, как крупного ученого-гидрографа и как обаятельного, гуманного, прогрессивного деятеля.

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Иван Федорович Крузенштерн / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 382-393.

Первая российская кругосветка 1803-1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Цель экспедиции

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Состав экспедиции

Корабли:

Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания.

Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев. Какой корабль кто взял – не уточняется.

Личный состав

Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.

Возраст на момент старта – 32 года.

Он же капитан флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».

На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна.

Общая численность команды 65 человек.

Шлюп «Нева»:

Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Возраст на момент старта – 30 лет.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

В трюмах обоих судов находилось железные изделия, спирт, оружие, порох, и много других вещей для поставки в Русскую Америку и на Камчатку.

Старт первой русской кругосветной экспедиции

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По дороге зашли в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где еще раз проконопатили корабли.

Канарские острова

Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября 1803 года. В гавани Санта-Крус простояли неделю и 26 октября взяли курс на юг.

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Южная Америка

Берега Бразилии показались 18 декабря 1803. Остановились в гавани города Дестеро, где простояли полтора месяца для ремонта грот-мачты «Невы». Только 4 февраля 1804 г. оба судна двинулись дальше к югу вдоль южноамериканских берегов.

Мыс Горн

Перед тем, как обогнуть мыс Горн, Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко разметает непогода. Первый вариант встречи был остров Пасхи, запасной – остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан.

Нукагива

Остров Пасхи проскочили при сильных ветрах, поэтому Крузенштерн пошел прямо к запасному месту встречи острову Нукагива, куда прибыл 7 мая 1804 года. По дороге были нанесены на карту острова Фетуга и Уагуга из группы Маркизских. 10 мая к Нукагиве подошла и «Нева». Через неделю оба корабля отчалили в направлении Гавайских островов.

Экватор

Гавайские острова

К ним корабли приблизились 7 июня 1804 года. Здесь им предстояло расстаться. «Нева» с грузом товаров для Российско-Американской компании пошла в сторону Аляски, к острову Кодьяк. «Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда нужно было сходить с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин. Встреча обоих кораблей предстояла теперь только в Макао в сентябре 1805 года, куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» - с грузом мехов из Русской Америки.

Путешествие «Надежды»

Камчатка

В Авачинскую бухту «Надежда» вошла 14 июля 1804 г. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек. Сюда из Нижнекамчатска (тогдашней столица полуострова) прибыл губернатор генерал Кошелев, который всячески содействовал починке корабля и подготовке к визиту в Японию. Экспедицию оставили врач и художник, и принудительно «списали на берег» скандалиста Толстого. 30 августа 1804 г. «Надежда» взяла курс на Японию.

Япония

Из истории Японии известно, что любым иностранным кораблям был запрещен вход в японские порты. А жителям островов восходящего солнца было строжайше запрещено контактировать с иностранцами. Такая принудительная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии со стороны европейцев, а также способствовала сохранению ее самобытности. Только купцам голландской Ост-Индской компании было позволено вести торговлю в порту Нагасаки – самой южной точке страны. Голландцы монопольно вели торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, скрывали морские карты с координатами и тп.. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» до Нагасаки почти наугад, попутно ведя съемку японских берегов.

В Нагасаки

В гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. На борту у русских было несколько японцев, когда-то попавших к русским в результате крушения, и которых экспедиция везла с собой в качестве переводчиков.

На корабль зашел японский представитель, расспросил ху-ис-ху , мол откуда и зачем прибыли. Потом японский лоцман помог «Надежде» войти в гавань, где и бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.

Переговоры с японцами

Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем только, что японцы «промурыжили» русскую «дипмиссию» в порту Нагасаки до 18 апреля 1805 года – пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым пришлось уйти восвояси несолоно хлебавши.

Японский император долго «выдерживал паузу», потом ответил через своих чиновников, что никаких договоров с русскими не будет, и подарки русского императора – несколько огромных зеркал в дорогой оправе - он принять не может. Дескать, Япония не в состоянии равноценно отблагодарить императора русских в силу своей бедности. Смех, да и только! Либо тут хорошо поработали голландцы, либо японцы сами не хотели никаких контактов с Россией.

Правда, японская администрация все время нахождения корабля в порту снабжала его продовольствием. И нагрузила на дорогу едой, водой и большим количеством соли совершенно бесплатно. При этом Крузенштерну категорически запретили возвращаться вдоль западного берега Японии.

Возвращение «Надежды» на Камчатку

Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет японцев и пошел именно вдоль западного берега, нанося его на карту. В море он был сам себе хозяин и никого не боялся – прошлый боевой опыт давал ему на это все основания. Он несколько раз приставал к берегу и сколько мог ближе знакомился с этой загадочной страной. Удалось установить контакты с айнами – жителями северного японского острова Хоккайдо.

Сахалин

В залив Аниву на юге Сахалина «Надежда» вошла 14 мая 1805 г. Здесь тоже жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был настроен исследовать Сахалин подробнее, но Резанов настаивал на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».

Камчатка

5-го июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил отчет в столицу, а сам на купеческом судне отбыл в Русскую Америку на Аляску. 5-го июля 1805 г. «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на Сахалин. Но Крузенштерну не удалось обойти Сахалин «кругом» и определить, остров это или полуостров. 30-го августа команда «Надежды» в третий раз вошла в Авачинскую бухту Петропавловска. Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.

Макао

Это название португальской колонии-крепости-порта на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г. «Надежда» 20 ноября была в Макао. «Невы» не было видно нигде.

Путешествия «Невы»

Русская Америка

Шлюп «Нева» под руководством капитан-лейтенанта Лисянского 10-го июля 1804 года подошел к острову Кадьяк на южном берегу Аляски. Остров бал одним из первых мест капитального обоснования русских в Америке. Лисянский завел корабль в гавань Святого Павла – своего рода административный центр этой русской провинции. Здесь он узнал о том, что на второй центр русских - Архангельскую крепость в заливе Ситка, значительно южнее и восточнее Кодьяка, было совершено вооруженное нападение тамошних индейцев. Крепость сожгли, жителей перебили. Конфликт разгорелся не без помощи и подстрекательства американцев, к тому времени начали активно проникать в эти места.

Александр Андреевич Баранов – легендарный правитель Русской Америки отбыл «на войну» отбивать Архангельскую крепость с помощью дружественных русским индейцев и алеутов. Баранов оставил Лисянскому послание, в котором просил срочно прибыть в Ситку для оказания вооруженной помощи. Однако почти месяц ушел у команды «Невы» на разгрузку трюмов корабля и ремонт оснастки. 15 августа «Нева» направилась в сторону Ситки.

Новоархангельск – Ситка

20 августа Лисянский уже был в Ситкинском заливе. Здесь он познакомился с Александром Барановым, который произвел на него сильное впечатление. Вместе они выработали план военной операции. Пушки и матросы «Невы» сыграли решающую роль в восстановлении «статус-кво» в отношениях с индейцами-тинклитами. Недалеко от сожженной старой крепости было заложено новое поселение Новоархангельск. 10 ноября «Нева» покинула Ситку и взяла курс на Кадьяк.

Снова в Кадьяке

«Нева» оказалась уже через пять дней. Так как приближалась зима, то решено было перезимовать именно здесь, подремонтироваться, отдохнуть и забить трюмы драгоценной рухлядью – мехами Российско-Американской компании. В начале следующего лета, 13 июня 1805 года, корабль Лисянского вышел из гавани Святого Павла и взял курс на Ситку, чтобы забрать заготовленные Барановым меха, и уже после пойти в Макао.

Снова в Ситке - Новоархангельске

«Нева» оказалась 22 июня 1805 года. За зиму Баранову удалось отстроить поселение заново, восстановить мир с местными индейцами, заготовить большое количество мехов. Загрузив мягкое золото в трюмы, Лисянский 2-го сентября 1805 года взял курс на Макао.

В Макао

Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 г. Лисянский достиг китайских берегов только 3-го декабря. Здесь пришлось задержаться на два с лишним месяца, «вживаясь» в местные условия, экономическую и политическую обстановку, маневрировать, торговаться. В этом оба военных моряка Крузенштерн и Лисянский проявили недюжие способности. И вышли победителями в торговой войне с местными купцами. Вместо мехов трюмы кораблей оказались забиты чаем, фарфором и прочими ликвидным в Европе товаром. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину.

Через два океана

Корабли разметало на подходе к мысу Доброй Надежды. Капитаны предварительно договаривались встретиться у острова Святой Елены. Крузенштерн прибыл на Св. Елену 3 мая 1806 г. Здесь он узнал, что Россия находится в состоянии войны с Наполеоном и Францией. Не дождавшись «Невы», «Надежда» пошла на север в родные края, для безопасности решив обогнуть Англию с севера, чтобы не столкнуться в Ла-Манше с французами.

Тем временем Лисянский решил установить своеобразный рекорд – пройти от Китая до Европы без заходов в промежуточные порты. Корабль уже не имел тяжелых грузов, взял достаточно запасов еды и воды, и шел на всех парусах. Поэтому Лисянский и не появился на острове Святой Елены и, соответственно, не знал о войне с Францией. Он спокойно вошел в пролив Ла-Манш, а там решил зайти в британский порт Портсмут. Отдохнув в Портсмуте пару недель, 13 июля 1806 года «Нева» снова вышла в море и 5-го августа 1806 года была уже дома. А 19 августа 1806 года паруса «Надежды» появились ввиду родных берегов.

Так закончилось первое кругосветное плавание русских моряков, беспримерный поход, наполненный опасностями и приключениями, интересными и значимыми для истории событиями.

Следует сказать, что с точки зрения выгоды экспедиция полностью оправдала себя, привезя немалую прибыль купцам, славу Отечеству и навечно вписав имена русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского историю мореплавания.

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции.

    все офицеры получили следующие чины,

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

«Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин. Так назывался труд, написанный лично Крузенштерном и изданный за счет императорского кабинета., СПб., 1809 г. Впоследствии его перевели на многие европейские языки.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Труды Крузенштерна

Литература

Интересные факты

(при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн , нем. Adam Johann von Krusenstern ; 8 (19) ноября 1770 — 12 (24) августа 1846) — российский мореплаватель, адмирал.

Происходит из остзейских немецких дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Биография

Отпрыск российского дворянского рода Крузенштернов, праправнук основоположника рода в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724—1791).

Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте.

В мае 1788 года в связи с войной со Швецией досрочно выпущен из корпуса, произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Сразу после этого отличился в Гогландском сражении (1788), в 1789 году участвовал в Эландском, а в 1790 — в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте, после чего был произведён в лейтенанты. В 1793 году послан для изучения морского искусства в Англию; с английским флотом отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами; посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова; ходил в Бенгальском заливе, с целью исследовать ост-индские воды и открыть русской торговле маршрут в Ост-индию. Кавалер ордена Святого Георгия IV класса Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн пришёл к мысли о том, что она более выгодно могла идти прямо, морем; он имел также в виду установить прямые сношения метрополии с русскими владениями в Америке. В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. Однако в 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление РАК, император Александр I утвердил проект для исполнения которого решено снарядить первую русскую кругосветную экспедицию. Тогда и вспомнили об Иване Федоровиче.

Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командой Крузенштерна, с помощником, капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта. Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 года.

В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 — 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

В 1811 году Крузенштерн определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

Крузенштерн был очень хорошо развит физически. По словам современников, он сильно выделялся среди окружающих, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Доподлинно известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение — швунг жимовой.

Крузенштерн был большим любителем домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами в ужасе разбегались.

Крузенштерн похоронен в Домском соборе Таллина.

Память

  • В 1874 году в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну, сооружённый по проекту скульптора И.Н. Шредера и архитектора И.А. Монигетти. Монумент устанавливался на частные средства, но небольшое пособие удалось получить и от государства.
  • Барк «Крузенштерн»
  • Пролив Крузенштерна
  • Риф Крузенштерна
  • В 1993 году, Банком России, выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

Труды Крузенштерна

  • «Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika» (СПб.,1813);
  • «Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia» (СПб., 1813);
  • «Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane» (Лпц., 1819);
  • статьи в «Bulletin» акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 — 27), «Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun» и др. изданиях.
  • Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» издавался на русском языке трижды:
    • Первое издание . Первая часть вышла впервые в 1809 г., вторая и третья — в 1810 и 1812 гг. В 1813 г. опубликован «Атлас» большого формата, содержащий карты и иллюстративный материал. Третья часть книги была научной, содержа результаты наблюдений, таблицы долгот и температур и прочее.
    • Второе издание вышло в 1950 г. в современной орфографии и со значительными сокращениями. Были убраны узкоспециализированные места: детальные описания бухт и якорных стоянок, и проч., что ныне помещается в лоциях. Крузенштерн очень подробно писал о местных ценах, что требовало бы большого экономического комментария, поэтому данные места также были выпущены. Почти целиком была выпущена третья часть труда, оставлены только нотные записи камчадальской и маркизской музыки, а также письмо министра коммерции графа Н. П. Румянцева.
    • Третье издание (М.: Изд. дом «Дрофа», 2007) полностью повторяло издание 1950 г., было лишь добавлено новое предисловие и иллюстрации из других источников.

Литература

Научная биография

  • Пасецкий В. М. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770—1846) / Отв. ред. академик А. П. Окладников; Академия наук СССР. — Москва.: Наука, 1974. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — 29 000 экз.
  • Лупач. В. С, И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский, Государственное издательство географической литературы, Москва, 1953, 46 ст.
  • Геннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. М., 1876—1908. Т. 1—36.
  • «ВоенноЭнциклопедический Лексикон» (т. VII, ст. А. И. Зелёного)
  • «St. Petersburger Zeitung» (1839 г., № 23—37, и отд.; ст. академика Бера)
  • Литке, «Записки» гидрограф. общ. (1847, кн. II)
  • Соколов «Записки» гидрогр. департамента (VIII, 1850)
  • «Морской Сборн.» (1869,. No 6)
  • А. Н. Пыпин, «История русской этнографии» (т. IV)
  • Венюков, «Apercu hisi des decouvertes geographiques etc.»
  • Ивашинцев Н. А., «Обозрение русск. кругосветных путешествий» (СПб., 1850)
  • «Memoir of the celebrated admiral A. J. K. etc.» (1856, Лондон)
  • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого, А.В. фон Шварца, В. А. Апушкина, Г. К. фон Шульца. — Петербург: Т-во И. Д. Сытина, 1911. — Т. 13. — С. 318-319.
  • Вокруг света с Крузенштерном. — СПб.: Издательство «Крига», 2005. — С. 288. — ISBN 5-901805-16-X
  • Иван Фёдорович Крузенштерн пользуется особым уважением у кота Матроскина — литературного и мультипликационного персонажа из «Трое из Простоквашино», — поскольку на корабле «Иван Фёдорович Крузенштерн» «служила» его бабушка.
  • В плавании Крузенштерна принимал участие Федор Толстой («Американец»).

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

В данном обзоре речь пойдет о человеке, который за свою жизнь добился очень многого — об Иване Федоровиче Крузенштерне (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн). Он был мореплавателем, сумел совершить кругосветную экспедицию, первую в российской истории. В 1842 году ему присвоили звание адмирала. Ко всему прочему он был доктором философии и почетным членом Петербургской академии. И это далеко не все звания и должности этого великого человека. В данной статье будет описана краткая биография Крузенштерна Ивана Федоровича.

Юные годы

Иван Федорович — первый из русских мореплавателей, сумевший совершить кругосветное путешествие. Он смог оказать большое влияние на историю географических открытий. Родился Иван Федорович в 1770 году, 19 ноября. Произошло это в Эстляндской (Эстонской) губернии рядом с современным Таллином.

Отец Ивана Федоровича Крузенштерна — Иоганн Фридрих. Мать — Христина Фредерика. Родители хоть и дворяне, но богатыми они не были. В момент исполнения 15 лет Иван Федорович поступил в Морской корпус, который находился в Кронштадте. Назвать легкой кадетскую жизнь нельзя. Будущий великий мореплаватель практически голодал, здания корпуса отапливались очень плохо, а в спальнях вообще не было окон. Дрова таскать приходилось с соседних складов.

Через несколько лет уже в звании адмирала русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн мог отдать своих сыновей в Морской корпус. Но он этого не сделал, хоть и надеялся, что они пойдут по его стопам. Вместо этого он отправил их обучаться в Царскосельский лицей.

Период военной службы

Из-за того что началась русско-шведская война, обучение было решено закончить раньше срока. В 1788 году Ивана Федоровича Крузенштерна отправили служить на судно “Мстислав”. Но чин мичмана, который был положен всем выпускникам корпуса, он так и не получил.

Первое сражение произошло в Финском заливе в 1788 году. Встреча русской и шведской эскадры произошло в нескольких десятках километров от острова Гогланд. Эскадры, выстроившись друг напротив друга, просто расстреливали вражеские корабли. Маневрировать было практически невозможно в связи с отсутствием ветра. После нескольких часов ведения огня шведская эскадра была повержена.

Потери составили около 300 человек. При этом раненых было в два раза больше. Пострадал сильнее всего корабль, на котором проходил службу Крузенштерн — “Мстислав”. Из строя практически вышла система управления, корпус очень сильно повредили вражеские ядра. На воде корабль держался только чудом. Однако это не помешало ему дождаться конца сражения и даже отправиться в погоню за отступающей шведской эскадрой.

Укрылись вражеские корабли в Свеаборге. Русский флот начал держать осаду, в которой принял участие и будущий адмирал. Т. к. практически все офицеры были убиты или ранены, Ивана Федоровича повысили до помощника капитана, что уже является немалым достижением.

Через год великий мореплаватель участвовал в Эландском сражении. Также он принимал участие в боях в Выборгской бухте, при Красной Горке и Ревеле. За проявленную доблесть его повысили, и уже в 19 лет он стал лейтенантом.

Командировка в Англию

Иван Федорович всегда проявлял смелость, энергичность и решительность. После сражения жизнь начала казаться ему пресной. Но долго скучать не пришлось. Его заслуги были замечены, и будущего адмирала отправляют в Англию на обучение. Он сумел побывать в Америке, плавал на английских кораблях в Африку и на Бермудские острова, посетил Индию и Китай. Именно в это время и зажегся идеей о кругосветном путешествии. Связано это в первую очередь с тем, что он увидел перспективу торгового морского сообщения с другими странами.

В 1800 году путешественник Иван Федорович Крузенштерн возвращается в Россию. Практически сразу же его повысили до звания капитан-лейтенанта. После этого он внес предложения об усовершенствовании российского флота и о развитии торговли с другими странами посредством морских путей.

Его предложения оставались незамеченными вплоть до переворота. Экспедиция в Китай и Японию для организации морской торговли была разрешена, когда во главе ведомства поставили Мордвинова. Начальником будущего путешествия был назначен Иван Федорович.

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Морские исследования

Что открыл Иван Федорович Крузенштерн на обратном пути? За время путешествия были исследованы западные побережья Хондо, а также острова Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, были обнаружены никому не известные острова, которые таили в себе опасность для мореплавателей. Их назвали Каменными Ловушками.

Затем были проведены исследования восточного и северного побережья Сахалина, откуда мореплаватель отправился в Макао, где произошла встреча с Лисянским. С китайскими товарами экспедиция направилась на родину.

Значимость путешествия

Экспедиция была очень полезной не только с научной, но и с практической точки зрения. Об этом говорили во всем мире. Русскими моряками были исправлены английские карты, которые в те времена считались самыми точными, открыты острова. Кроме того, с карты убраны те земли, которых и вовсе не существовало. Ученые изучали температуру глубинных слоев, морские течения.

Все проведенные в те времена метеорологические исследования являются важными и на современном этапе. Проводились не только географические изыскания. Ученые также пополнили зоологические, этнографические и ботанические коллекции. Удалось не только с Японией познакомиться, но и совершить огромный рывок в науке. Мореплаватели за достижения были удостоены награды.

Великий человек Иван Федорович Крузенштерн после путешествия стал членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная деятельность

Когда кругосветное путешествие завершилось, Иван Федорович очень долго разбирался в теоретических вопросах, связанных с морским делом. В сферу его интересов вошли и гидрографические промеры. Мореплаватель старался отыскать роль географии, ее место в науке. Он изучал, как она связана с физикой и химией, стремился выявить ее влияние на экономику.

С Иваном Федоровичем также консультировался английский ученый Джон Барроу. Его интересовал северо-западный проход. Мореплаватель делился своим мнением с Гумбольдтом, который был картографом.

С началом войны в 1812 года Крузенштерн выполнял роль дипломата. Треть своего состояния он потратил на формирование народного ополчения. Также следует отметить, что именно мореплаватель вошел в состав миссии в Лондоне. Однако и в эти тяжелые времена он интересовался судостроением и достижениями флота Англии.

Когда закончилась война с Наполеоном, Крузенштерн стал задумываться о новом кругосветном путешествии, разрабатывать инструкции для него. Его идея была реализована уже через несколько лет. Кругосветное плавание прошло с 1815 по 1818 годы. Капитаном был назначен Отто Коцебу — младший офицер первого путешествия. Следует отметить, что Крузенштерн не только инструкции разрабатывал. Он также посетил Англию, где сам и приобрел все необходимые инструменты.

В период с 1827 года по 1842-й Иван Федорович постепенно повышался в званиях, пока не стал адмиралом. Позже он организовывал экспедиции других известных мореплавателей. Например, путешествие Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которого была открыта Антарктида.

Издательская деятельность

Биография Ивана Федоровича Крузенштерна очень интересна. Научную деятельность он не бросил, даже когда его отправили в бессрочный отпуск. Официальной причиной послужило здоровье. Однако на самом деле этому поспособствовал маркиз Траверсе, который не особо жаловал Румянцева и препятствовал всем его предложениям относительно реорганизации флота.

В имении Иван Федорович продолжил работать над книгой о своем путешествии. Он заявил о необходимости создания морского атласа, но и эта идея была оставлена без внимания. Дело сдвинулось, когда вместо Траверсе пришел адмирал Моллер. И именно он принял проект атласа.

После этого все начали считать мореплавателя Крузенштерна первым гидрографом Тихого океана. В самом же атласе были предоставлены материалы о кругосветной экспедиции. И это в дальнейшем поспособствовало развитию наук. За свои многочисленные достижения адмирал Иван Федорович Крузенштерн получил полную Демидовскую премию.

Руководство Морским корпусом

В 1927 году Иван Федорович был назначен директором Морского корпуса. Чуть позже вошел в состав адмиралтейского совета. На протяжении шестнадцати лет в качестве руководителя он занимался преобразованием учебного заведения. И ему это удалось.

Были введены новые предметы, библиотека пополнилась книгами, в музеях появились разнообразные экспонаты и пособия. Мореплаватель постоянно что-то изменял в образовательной сфере. Ко всему прочему им был учрежден офицерский класс, кабинет физики и обсерватория. Со временем корпус превратился в полноценную Морскую Академию. И все это произошло благодаря Ивану Федоровичу Крузенштерну.

Семья великого мореплавателя

Женился Иван Федорович в 1801 году. Его избранницей стала Юлианна Шарлотта фон Таубе дер Иссен. У него было много детей - четыре сына (Николай, Александр, Павел, Платон) и две дочки (Шарлотта, Юлия).

Наследие Ивана Федоровича

24 августа 1846 года великий мореплаватель, адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер. Произошло это в имении Асс. Похороны состоялись в Ревеле (Таллине). Дело своего предка продолжали сын Павел Иванович и внук Павел Павлович. Со временем они смогли стать известными мореплавателями, занимаясь исследованиями северо-восточных берегов Азии, а также Каролинского острова.

После Ивана Федоровича помимо Атласа с объяснительным текстом осталось несколько научных работ. Свое путешествие он описал в сочинении. Впоследствии книга была переиздана в 1950 году, но уже в сокращенном варианте

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Заключение

Выше была описана биография Ивана Федоровича Крузенштерна. Краткая, т. к. на описание всех его достижений в подробностях не хватит и книги. Одно только кругосветное путешествие, которое стало первым в российской истории, может уместиться в нескольких томах.

В память об этом великом человеке в 1874 году в Санкт-Петербурге был установлен монумент. Проект разработан архитектором Монигетти и скульптором Шредером. Находится памятник напротив Морской Академии. Возведение производилось на частные средства, однако и от государства удалось получить небольшое пособие.