Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического таланта Сергея Есенина;
  • показать на примерах цветовую палитру поэта по периодам;
  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.

ХОД УРОКА

Урок начинается с просмотра фрагмента из к/ф «Сергей Есенин»по одноименному роману Виталия Безрукова.

1. Вступительное слово учителя (Приложение 1 . Слайд 1)

С. А. Есенин – это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым. (Приложение 1 . Слайд 2)

Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни: (Приложение 1 . Слайд 3)

Рождение – весна
Расцвет – лето
Увядание – осень
Смерть – зима.

Причем эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в соответствующие временам года тона:

Голубой
Красно-розовый
Желтый
Черно-белый

2. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о весеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 4)

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»… (А.Марченко).

3. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о летнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 5)

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый).

В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «, она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным… Я думаю, что Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов.

В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму есенинского четного, но неназойливого оксюморона. И Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Мне кажется, что цвет очень точен. Знакомясь с критическими статьями о Есенине, я столкнулась с размышлениями К. Ваншенкина. Вот, что он сказал по этому поводу:

«Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

4. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) об осеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 6)

Но есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись/ Эти помыслы розовых дней». И в поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания(желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир: и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Мне кажется, что поэт тонко чувствует цвета. Он использует разнообразные оттенки. Вот, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным…

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» – желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

5. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о зимнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 7)

Со второй половины 1925 года в художественно-философском мире Есенина наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством…

Я могу сказать, что лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о «роковом», о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Всё чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», « серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», « черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивает крышу белыми гвоздями…», « черная гибель…».

Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях Есенина.

Как тяжело и одиноко было порой Есенину. Он остро чувствовал « черные силы», все неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это страшный облик «черного», «серого встает перед поэтом в конце его творческой деятельности.

Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.

Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

6. Заключение (Приложение 1 . Слайд 8)

Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)

Цветная лирика С. Есенина




Введение

Глава 1. Становление С. Есенина как поэта-лирика «бревенчатой избы»

1Есенинская поэтическая одухотворенность мира, его правдивость

2Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина

1Цветная лирика юности

2Цвет революции в стихах поэта

3Расцвет поэтического творчества С. Есенина

4Цвета любви

5Краски уходящей юности, безысходности, драматичности

Заключение


ВВЕДЕНИЕ


Творчество Сергея Есенина почитаемо и любимо народом. Оно отразило красоту родной земли. Его стихи зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение к себе, правдивость и искренность. Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но и фактором большой нравственной силы, потому что в их основе лежит высокая человечность.

Целостный подход к наследию Есенина предполагает трезвую, критическую оценку тех его произведений, которые связаны с трудными моментами его биографии, которые отразили противоречивое восприятие им сложных социальных процессов. Мы глубоко чтим и восхищаемся всем тем, что навеки породнило Есенина с Русью, с её историческими эпохами и с великими гуманистическими традициями русской поэзии.

Много ученых и искусствоведов изучали творчество С. Есенина, его жизненный путь. В реферате использованы труды доктора филологических наук И. С. Эвентова, который воссоздал весь жизненный путь С. Есенина. Описал его детство, учение, жизнь в Москве, Петрограде, участие в войне, в революции 1917г., его путешествие в Европу и Америку, любовь к Айседоре Дункан, его жизненную драму, роковые дни.

Приводятся выдержки из критико-биографического очерка о С. Есенине Корнелия Зелинского с дореволюционными стихами, размышления Захарова А.Н. о поэтике Есенина. Подробно описано творчество поэта Прокушевым Ю. « Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Приводятся стихи послереволюционного периода в жизни С. Есенина, опубликованные в книге Т. С. Аверкиной.

Целью данного реферата является изучение символики цвета в лирике С. Есенина. Этот стилистический приём связан у него с романтизацией деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования. Образы людей, животных, природы носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайшие краски чистых и сильных тонов.

Для изучения символике цвета в лирике С. Есенина положен принцип поэтапного жизненного пути, становления характера, влияние политических событий на его творчество, незащищенность поэта перед трудностями жизни и быта, которые встретились на его пути.

Может быть, под влиянием внезапных разочарований, душевной усталости, Есенин и оборвал свою жизнь.


Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


С. А. Есенин

«Спит ковыль. равнина дорогая…»

Глава 1. Становление С. Есенина как поэта - лирика «бревёнчатой избы»


1 Есенинская поэтическая одухотворённость мира, его правдивость


С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. Все детство его прошло в деревне. Бабка водила Сергея с 8 лет по разным монастырям. В доме ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, обладавший прекрасной памятью, зная великое множество народных песен, а старуха приживальщица, ухаживая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы: холмистый берег Оки, избы с соломенными крышами, церковь в центре села, стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнезд, огромные луга, усеянные цветами. Любимыми воспоминаниями поэта были выезды в ночное, сенокосы. Он был озорником, с ребятами делали набеги на сады и огороды, лазил по деревьям, играл в лапту. С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. В девять лет он поступает в Константиновское земское четырёхгодичное училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Первые стихи Сергей написал в 9 лет, но сознательное творчество он сам относит к 16-17 годам, когда заканчивал церковно-учительскую школу. В лирических стихах Есенина обращает на себя внимание одухотворённость мира. Предмет, который он рисует, и прежде всего природа, всегда движется. Месяц, который сравнивается с кудрявым ягненочком, «гуляет» в голубой траве. Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на озеро «с тропы далекой», то покажется, что «вода качает берега». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «пышет, как пенный пожар» и т.д.


Тучи - как озера,

Месяц - рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.


Дрогнул лес зеленый,

Закипел родник.

Здравствуй, обновленный

Отчарь мой, мужик!

На корточках ползали слухи,

Судили, решали шепча.

И я от моей старухи

Достаточно их получал


Однажды вернувшись с тяги,

Я лег подремать на диван.

Разносчик болотной влаги,

Меня прознобил туман.


В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей. Он осознавал загубленность молодости. Это был период декаденства в творчестве Есенина. «У собратьев моих, - писал он, - нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».

Все это пагубно отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы, скандалиста:


Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне бог.


Есенин быстро разобрался в своих лжедрузьях, ушел от декаденства. Но старые связи, назойливые домогания непрошенных гостей портили ему жизнь до конца его дней.


И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет!»


В декабре 1923 году он печатает стихотворение «Пускай ты выпита другим…», в котором говорит:


Я сердцем никогда не лгу,

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

1.2 Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина

есенин поэт цвет лирика

Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти. В пятнадцать лет он написал стихи о прекрасной девушке, которая поила коня «из горстей в поводу». Заканчивает свое стихотворение сценой, как эту девушку несут мимо его окон хоронить. Такова правда жизни у Есенина: красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.


…Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по иному…


…Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть…


…Мы теперь уходим понемногу

В ту сторону, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Или в стихотворении «Стансы»:


…Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном -

В великих штатах СССР.


Даже поездка в Европу и Америку с любимой женщиной Айседорой Дункан тяготила Есенина. Ему хотелось домой, в обновленную Россию, в ширь степей, глубину озер, где все знакомо до боли и радует душу. Возвращение на Родину было праздником для поэта: родились стихи «Мой путь».


…Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.


Много красоты и богатства таится в глубоко человечной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую он умеет вложить решительно во все, что изображает: и в березку, и в поле, и в сноп соломы.

Социальная сторона жизни деревни, революция, классовые противоречия, не питало его чисто лирических впечатлений. Общедемократические и гражданские мотивы звучат в стихах «Капли», «У могилы», «Кузнец», «Русь», поэме «Марфа Посадница». Однако главным, что будило поэтическое восхищение у Есенина, откуда он брал краски, образы, - была «древляя», патриархальная Русь, с ее кротостью и буйством, смирением и широтой, с ее прелестью естественных отношений.

…Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок - ветер по самые плечи

Заголил на березке подол…

…Да сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.


Восхищаться уже я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


И уже в 1925 году, за несколько месяцев до смерти, С. Есенин пишет стихи о полевой России. Он, наконец - то понял, что прогресс не повернуть назад, что «тележная», «соломенная» Россия должны уйти в прошлое. А он будет любить Россию обновленную, потому что она - его Родина.


…Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.


Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь…


Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина


1 Цветная лирика юности


Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие.


Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.


Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная.

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.


В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек».

В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета.

…Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались из груди,

Что чешуя скорузлых рыб.


2.2 Цвет революции и войны в стихах поэта


Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…».


Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещут радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за черной тучей,

За порогом хмурых дней.

Реет солнца блеск могучий

Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливо

Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,

Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.


В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди.

«Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….»

Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона.


Понакаркали черные вороны:

грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.


Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.


В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет.


Девушка в светлице, вышивает ткани,

На канве в узорах конья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные цветы.


…В трепетном мерцанье, в белом покрывале

Девушка, как призрак, плачет у окна.

2.3 Расцвет поэтического творчества С. Есенина


Москва тяготит Есенина. Он переезжает в Петербург. Встречается с редакторами, поэтами. Познакомился со многими писателями, ходил на творческие вечера. Со временем он стал более разборчив в своей дружбе, связях. Он явственнее приближался к демократическому лагерю литературы. Он познакомился с Блоком, а позднее с М. Горьким, В. Маяковским, В. Шишковым, П. Орешиным. Его стихи начинают печатать в журналах. В 1916 году вышла его книга «Радуница». Это был великий праздник для поэта. Ему было всего 21 год.

Простота языка, реализм, близость к фольклору, задушевность авторского голоса, непосредственность чувства - все это отличало Есенина от других поэтов. О нем заговорили как о самобытном поэте - лирике, творце «дивных красок», художнике с будущим.


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«Береза».


Поэзия Есенина связана с романтизацией деревенского бытия и стремлениям выразить красоту сильного лирического чувствования. Это чувства восхищения природой, влюбленностью в женщину, любви к человеку, к жизни, к красоте бытия вообще. Эти образы чаще всего носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайший спектр самых чистых и сильных тонов. Если Есенин говорит о том, что и его коснулся новый свет, то «все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Вообще «золотой» и «синий» - самые любимые цвета поэта. Золотой блеск переливается в его стихах, переходя от солнца к соломе, волосам, молодости, жизни, женщине и т.д.: «сердце станет глыбой золотою», «Эх ты, молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова!». «Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль». Синее струится во всем: «синий май», «несказанное, синее, нежное…», «Предрассветное. Синее. Раннее…», «воздух прозрачный и синий…» и т.д. Золотое становится «желтым», синее - голубым, на листьях крапивы - «яркий перламутр». Цвета характеризуют предмет, смешиваются, играют.


О Русь - малиновое поле

О синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Запели тесаные дроги…»

Революция 1917 года открыла Есенину путь к массовому читателю. Он выступает в концертных залах, в Академии художеств, на литературных вечерах. Революцию он принял с восторгом. Поэт внутренне был уже подготовлен к ней, весь его человеческий темперамент гармонировал с Октябрем. Рождаются стихи «Небесный барабанщик».


Смыкайтесь же тесной стеною!

Кому ненавистен туман,

Тот солнце корявой рукою

Сорвет на златой барабан.


Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.


Осенью 1918 года Есенин написал стихи по случаю открытия мемориальной доски на Кремлевской стене у могил героев Октябрьской революции. В стихах цвет красных зарниц, золотого солнца, утренней зари, ассоциирующие с переменами в стране.


Спите, любимые братья!

Снова родная земля

Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.


Новые в мире зачатья,

Зарево красных зарниц…

Спите, любимые братья,

В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот…

Спите, любимые братья,

Мимо вас движутся ратью

К зорям вселенским народ.

«Кантата».


В этот период жизни он встречается с Дзержинским, Свердловым, Луначарским, Калининым.


2.4 Цвета любви


Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги.


Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато - карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.


…Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Что желать по житейскую ношею,

Проклиная удел свой и дом?

И хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.


Чтоб с глазами она васильковыми

Только мне -

Не кому - нибудь -

И словами и чувствами новыми

Успокоила сердце и грудь.


Любовь представала его взору как убежище от метели и бед, как подарок судьбы:


Ах, метель такая, просто, черт возьми,

Забивает крышу белыми гвоздями.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутевым сердцем я прибит к тебе.

«Ах, метель такая…»


2.5 Краски уходящей юности, безысходности, драматичности


Повзрослевший поэт грустит о быстротечности времени, в стихах проглядывает грусть. Ему жаль своей жизни прожитой в гульбе и кутежах, загубленной молодости. В стихах появляются краски осени, увяданья, «свинцовой свежести полынь», он как бы прощается с юностью.


Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? не ты ль приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.


Молодая Россия строится, развивается промышленность. Он вроде бы хочет перемен, как истинный патриот, но с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма.


Спи ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на Родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Заключение


Приведенные наблюдения приводят к выводу: Есенин вырос в традиции народного, классического русского стиха. Он был деревенским мальчиком с мягким характером и лиричной душой. Он умел подмечать красоту природы, человеческую жизнь, политические и экономические изменения в стране. Свои чувства он выражал в стихах. Они были одухотворенными. Предметы, которые он рисует, и прежде всего природа, всегда движутся. Он очень много пишет стихов о природе, красоте полей, убогости деревни, подмечает жизненные эпизоды, одушевляет животных.

Жизнь в городе его тяготила. Он жил там только потому, что ему хотелось напечатать свои стихи, учиться литературе, ему нужно было встретиться с писателями и поэтами, с аудиторией слушателей.

В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей, дружеские попойки. Он осознавал загубленность молодости и все это описывал в своих стихах. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.

Очень велика была любовь Есенина к Родине. Он принимал ее и любил разную: бедную, убогую, с классовыми противоречиями, революционную, обновленную. Даже заграница его не прельстила. Можно сказать, что все стихи Есенина автобиографичны.

Его поэзия многоцветна и очень сливается с его внутренним миром. В его стихах преобладают голубые, синие, зеленые, золотые, желтые тона. Его ранняя поэзия спокойная и безмятежная.

В осенний период в жизни страны он окрашивает в алые и красные, черные тона, цвета крови и печали.

Революцию он воспринял как блеск солнца в голубом сиянье дня, разогнавшего черные тучи. Есенин понимал, что начавшийся прогресс в стране изменил Россию, его убогую деревню. Назад уже ничего не вернешь. И он любит Родину обновленную. В его стихах появляется «цвет стали», «золото барабанов». Но как сказал сам Есенин, он так и остался поэтом «золотой бревенчатой избы».

Список используемой литературы


Аверкина, Т.С. Стихотворения и поэмы Есенина, С.А. - М., 1993.

Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. - М. 1995.

Зелинский, К. Сергей Есенин. - М., 1988.

Марченко, А. Поэтический мир Есенина. - М. - 2-е изд., 1989.

Прокушев, Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.-5-е изд.-М., 1989.

Эвентов, И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. - М., 1987.


Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

1. Теплота золотисто-желтой осени.
2. Цветовые образы бабочек и березы.
3. Ароматная оставляющая картины.

Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
И. В. Гете

Когда входишь в картинную галерею, то твоему взору предстает множество различных полотен, на которых художник выразил свое видение мира. Это могут быть пестрые и яркие картины природы или тихие и спокойные лица людей, обремененных какими-то неведомыми нам заботами. Но всех их объединяет одно — цветовая палитра. Каждый художник, прежде чем написать образ, который запал ему в душу, сначала берет в руки краски и кисть и лишь потом начинает творить. Так перед нами рождаются полотна чувств и эмоций, тревог и печалей, радостей и побед. Но подобные картины может создавать не только художник, но и поэт. Его лирические произведения с помощью словесной кисти передают все оттенки размышлений творческого человека о мире, в котором он живет. Таким даром обладал С. А. Есенин, постаравшийся в своей лирической книге выразить цветовую гамму чувств и эмоций. А за помощью он обращается к природе, которая дарит множество оттенков цветов для передачи внутреннего мира самого поэта.

Так при чтении стихотворений С. А. Есенина о природе складывается впечатление, что мы попадает в картинную галерею. И хочется при чтении музыкальных стихотворных строк закрыть глаза, чтобы воображение нам рисовало мгновенные и прекрасные природные пейзажи, которые с помощью слов мог донести до нас С. А. Есенин.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...

Так начинается стихотворение «Закружилась листва золотая...». И наше воображение рисует прекрасную осень, желтую, золотую, еще не тронутую проливными дождями. Хоть и в природе наступает увядание, она приносит не тревогу или печаль. Наоборот, кажется, что уходящее лето в память о себе украсило все деревья новым убором, чтобы запечатлеть в нашей памяти то тепло, которое оно дарило нам всего несколько месяцев. И эта золотая листва делиться с прудом своим теплом. Она словно отдает частичку себя и своей энергии воде. Так пруд становится не зеленым, темным и заросшим, каким он и должен быть осенью. Он приобретает другие краски и оттенки — розовый. Этот цвет весьма загадочный. Возможно, он „бледный оттенок красного, алого. То есть если такие пестрые цвета разбавлены, то значит, нет никакой угрозы: все тихо и спокойно не только в этом пруду, но и во всем мире. В тоже время розовый цвет получается тогда, когда мы только касаемся кистью бумаги. То есть он символизирует нежное прикосновение к чему-либо, без нажима и всякого давления. Так лирический герой всего в двух строчках нарисовал красочную и спокойную картину осеннего вечера. В следующих строках в стихотворении появляются образы бабочек. Именно с ними лирический герой сравнивает золотые листья. Но тем самым он подчеркивает не только их легкость. Герой также хочет нам показать, что по своей окраске они очень разные, как сами насекомые.

Свой оттенок имеет и пруд. Возможно, что розоватость — это не только отблески уходящего солнца, но и та красная листва, которая начала отдавать часть своего пламенного цвета воде.

Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И лирический герой не может молчать в такой прекрасный вечер. Он не хочет просто остаться сторонним наблюдателем. Поэтому сам вторгается в повествование, чтобы еще раз выразить свою любовь к такой прекрасной картине природы. Он говорит о том, что ему близок этот желтеющий дол.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Он использует в своем признании другие цвета палитры. Осеннюю красоту герой не называет золотой. Он дает другое определение — желтая. И этот оттенок намного нам ближе и роднее. Золотистый цвет красивый, но он в какой-то степени холодный, так как больше ассоциируется с металлом — золотом. Но вот желтый непременно соотносится с цветом солнца, то есть тепла и добра.

Однако лирический герой использует не только прямое обозначение того или иного цвета. Он берет в качестве образов такие, которые в нашем сознании ассоциируются с определенной цветовой гаммой. Например, береза. Она всегда была символом искренности и простоты русского народа и воспевалась во многих народных песнях. Поэтому, произнося слово «береза», мы подразумеваем белое, прекрасное и непорочное.

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И ветер словно нам помогает. Он старается внести в картину природы, описываемую лирическим героем, как можно больше белого цвета.

Тогда в такое теплое и светлое полотно художник добавляет новые краски — оттенки синего. Лирический герой показывает, что в его душе царит та же прохлада, что и в самой долине. Следовательно, они являются настолько родственными, что могут существовать лишь в нераздельном единстве. При этом переход от белоснежной березы к синему сумраку достаточно плавный. У нас не складывается ощущение, что из тепла мы попали в какую-то мрачную долину. Поэтому ключевым образом является слово «прохлада». Это легкая дымка, появляющаяся вечером над прудом, который весь день дышал оставшимся теплом осеннего дня. И именно через нее и показан переход от белоснежной березы к синему сумраку. Белое полотно словно тает и приоткрывает нам оттенки нового образа — сумрака.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

В последних двух строчках этой строфы лирический герой не добавляет новых красок. Наверное, он считает, что их уже достаточно. Поэтому оставляет нас наедине с той цветовой палитрой, которую уже составил на своем словесном полотне. Единственное, что он решил добавить, так это звуковое оформление, чтобы сделать свою природную картину более законченной.

Но сам лирические герой снова не желает оставаться в стороне от этого великолепия. Его душа, наполненная красками осеннего вечера, сама хочет стать частью этой великолепной картины. И подчиняясь своему внутреннему голосу, герой хочет тоже, как ива, прикоснуться к живительной розовой воде на пруду. Так через цвет в стихотворение входят и запахи. Подобное впечатление создается потому, что розовость ассоциируется с розовой водой, то есть не столько с цветом, сколько с жидкостью, с ароматом розы. Так получается, что лирический герой хочет прикоснуться не только к живительной воде, но и прекрасному неуловимому запаху, который хочет запечатлеть в своей памяти.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Таким образом в поэтическом полотне происходит взаимозаменяемость образов. Через образ березы в стихотворение входил белый цвет, а через розовую воду в нем постепенно чувствуется легкий аромат прекрасной розы.

И снова в стихотворении появляются образы, а не краски. Кажется, что лирический герой постепенно уходит от своей первоначальной картины и хочет не только оставить там различные цветовые мазки, но и запечатлеть на картине определенные жизненные облики. С другой стороны, вместе с ними входят вновь узнаваемые очертания — стог сена, месяц. Таким образом картина в своей цветовой гамме словно замыкается. Ведь и стог сена, и месяц в нашем сознании связан именно с желтой гаммой, то есть цветом осени.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя ничего не желать?

Стихотворение заканчивается знаком вопроса. Лирический герой потерял дорогого для него человека. И мы понимаем, что само стихотворение является описанием любовного чувства. Так, в одной поэтической картине происходит двойное наслоение. Внутренний душевный трепет лирического героя воплощается через краски, оттенки и образы. Они помогают создать наиболее гармоничную картину, воплощенную в поэтических красках на большом полотне. И каждый цветовой оттенок передает нам один из аккордов душевного волнения. И мы не через слова или образы, а с помощью красочных сочетаний в картине принимаем оттенки чувств лирического героя в золотистый теплый осенний вечер.

Цветовая палитра в творчестве С. А. Есенина является не только выразителем внутреннего состояния лирического героя. Она позволяет через особенности цветового перехода вводить в произведение новые посторонние характеристики, такие как запахи. Также поэт используется знакомые нам образы, которые ассоциируются с определенным цветом (береза, сумрак), для того чтобы добавить в свое полотно новые необычные краски. Таким своеобразным отношением к природному пейзажу можно только любоваться и все пристальнее вглядываться в особую цветовую гамму, чтобы понять, что мы не упустили из нее какой-нибудь очень важный элемент, добавляющий в прекрасную картину иной оттенок, а значит, и новое толкование образов.


Что открыла нам лирика С.А.Есенина.

За тёмную гряду городского пейзажа садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча серые дома, пушистые облака, заглянуло нам в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышали ли мы что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.

Солнце, остановись на мгновенье! Мы расскажем вам о Сергее Есенине, расскажем о его лирике, расскажем, почему мы полюбили его стихи. Стихи Есенина стали нам дороги сразу, как только мы вошли в его волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают нас удивлять.

Всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, мы полюбили его всей душой и хотим быть певцами его поэзии. Почему? Мы часто задавали себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к природе, её красоте, из-за того, что они учат меня понимать всё прекрасное. Его поэзия ласкает душу, захватывает драматизмом, впечатляет недосказанной, неизречённой тайной и яркой образностью. Его поэзия - луч истинного света, света духовности.

«Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть…»

Да, Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновенье, жизнь. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство - свои стихи. В его стихах вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлётами. Он оступался, ошибался, впадал в народничество,- это вполне естественные «издержки» молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поиске, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к Родине.

Лирика Есенина открыла для нас простую истину: самое дорогое в жизни - Родина. И разве не счастье воспевать её красоту! Какая безграничная любовь к природе!

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле.Есенин пленил нас тем, что повёл по забытой прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывая её запахи.

Цветовая гамма лирики С.А.Есенина.

В 1905 г. А.Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что «современные взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. «И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, умений смотреть?» «Действие света и цвета освободительно.» Статья эта, с призывом к свету и цвету, к общению с живой природой, освобождённой от академического «асфальта исторических аналогий», кажется навеянной раздумьями о новой французской живописи. Но это не так: импрессионистов А.Блок не заметил. Тоска по простоте и ясности «красного, зелёного, белого» была реакцией на русский литературный символизм, который год от году становился всё глубокомысленнее. Блок искал выход, со свойственным ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» — «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».

И такой поэт появился. Сергей Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятии и «неподдельной, наивной яркоцветностью». Как справедливо заметил И Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».

Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать: «Какова палитра красок в лирике Есенина?» Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.

Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты синий, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенность рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенина создаёт настойчиво и последовательно:

«В прозрачном холоде заголубели долы…»,

«Летний вечер голубой»,

«Голубизна презримой гущи»,

«Синяя вьюга».

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза».

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. О начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывается в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 года начинается: «Несказанное, синее, нежное…». То есть, синее - это что-то нежное, несказанное.

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желто-золотому:

«Мне снились реки златых долин»,

«Где золотятся рогожи в ряд»,

«Лижут сумерки золото солнца»,

«Хвойная позолота», «Зелень золотистая».

Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - «золотит холмы». Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет:

Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

«Жёлтая дорога» — дорога в никуда. В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи».

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

«О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

«Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым у малиновых сёл».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

« На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец».

« Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань.

Там, где капустные грядки,

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосет».

«Выткали на озере алый свет зари».

С «алым» сливается женский облик:

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла».

Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото - серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина - кони на фоне зелёных холмов - вставленная в золотую; синяя - те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

«В холмах зелёных табун коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней,

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихой водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2-х цветов-белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного — для показа злых сил. Такая символизация цветов была обычно в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отражения можно получить необходимый цвет. В стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива» опрокидывает в озеро жёлтую крапиву и синюю «гущу леса» и получает «зелень озёр». Краски в стихотворении ложатся то густо, то чуть приглушенно:

«Топи да болота, синий плат небес»

или

« Ярче розовой рубахи Зори вешние горят» .

В своём творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ «крашения». В стихотворении «Дымом половодье» первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила, жёлтые поводья месяца, рыжие, побуревшие за зиму стога. Общий план тона - желтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: желтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие черного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа - ярко - жёлтая,

2 строфа - рыжая,

3 строфа - черная,

4 строфа - мрачно - синяя.

Дымовое половодье

Зализало ил.

Желтые поводья

Месяц уронил.

Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

Рыжие стога.

Заунылым карком

В тишину болт

Черная глухарка

К всенощной зовет.

Роща синим мраком

Кроет голытьбу…

Помолюсь украдкой

За твою судьбу.

Так после двух первых попадает в (3-ю и 4-ю) темноту весенней ночи, где пугает птица.

В есенинской цветовой азбуке много земляных, натуральных, естественных красок.

Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца «яблочного» цвета.

Читая есенинские строки, мы невольно провели параллель с живописным творчеством К. Петрова - Водкина. Художник вёл борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности, к классическому трёхцветному «красный - синий — жёлтый». К цвету он подходил как мастер-философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»:

«Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» -деталь, прекрасно дополняющая «алый наряд».

Основной тон поэмы «Пугачёв» — медно- грязно-жёлтый:

«Луна, как жёлтый медведь»,

«Жёлтые кошки казацких голов»,

«Зари жёлтый горб»,

«Красношерстная верблюдица ».

Подобный фон (водно-голубой) вводится и в другие стихотворения:

«О, Азия, Азия!

Голубая страна,

Обсыпанная солью,

песком и извёсткой».

Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же как и природа нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина врождённая точность художественного зрения. Как и Петров-Водкин использует классическое трёхцветие:

«Под красным вязом крыльцо и двор»,

«Луна под крышей, как злат бугор»,

«На синих окнах накапал лик».

Но может создавать один цвет из множества оттенков:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех;

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: «багряные кусты»

«розовый закат»

« алый, как ягоды»

Стремясь получить нужный оттенок, не пренебрегать даже «краской тараканьей». В поэзии Есенина много образов- символов. Например: лебеди — символ красоты . Есть символическое значение и у цветных эпитетов, так, например:

«Красный конь»- символ революции;

»Розовый конь»- образ молодости;

«Чёрный конь» — предвестник смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Значение цвета для раскрытия «движения души».

Нам кажется, что дело не только в ярокоцветности лирики как таковой. Есенин как большой художник, оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.

Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Вот такая цветовая палитра Есенина.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам — свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.

Заключение.

На траву упала роса. Растаяли в небе звёзды- насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, оно полетит через всю землю. Мы посмотрели на родные, знакомые до боли места и замерли. Теперь мы твёрдо знаем: в какие бы края ни забросила нас судьба, мы никогда не расстанемся с этой землёй.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою».

Этому научил нас Сергей Есенин.