Их брак был очень счастливым, но недолгим. Через несколько месяцев Александра Грибоедова, великого русского писателя и посла России в Персии, убили мятежники. Его преданная и любящая жена - Нина Чавчавадзе, так больше и не вышла замуж, храня верность возлюбленному до конца своих дней. М.Ю. Лермонтов знал об этой удивительной истории любви и преданности, над которой не властно время, и, будучи в Грузии, не раз приходил к могиле писателя и бывал в доме его вдовы. Он любил беседовать с ней. Эта прекрасная женщина, её красота, мужество, стойкость вызывали в нем благоговейный трепет, граничащий с почтительной влюбленностью. Однажды перед самым отъездом Михаил Юрьевич зашел попрощаться. Прекрасная Нина не могла отпустить дорогого гостя и друга без подарка. Она передала ему кинжал, который некогда принадлежал её мужу, создателю бессмертной комедии “Горе от ума”. Об этой истории можно узнать, если читать текст стихотворения Лермонтова “Кинжал”, написанный в 1838 году.

Читать стих «Кинжал» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте. Главным персонажем произведения является лирический герой, который неустанно обращается к своему верному, но безмолвному спутнику - кинжалу. Что такое кинжал? Это беспощадное орудие возмездия символизирует смелость, отвагу, крепость духа - верных товарищей в честной битве. Но не только. Его прочность - это ещё и верность любви и долгу. Недаром герой получает подарок «светлый и холодный» из «рук лилейных», и понимает, что вдоль холодной стали может течь не только кровь врага, но и светлая слеза возлюбленной, которая помнит всё и ждет.

Учить стихотворение Лермонтова «Кинжал» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза – жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

“Как она мила!” – воскликнул Пушкин, впервые увидев сестру своего лицейского товарища, Екатерину Бакунину. Девушка, поразившая пылкое воображение юного поэта, долгое время была его музой. Невозможно читать стих “Осеннее утро” Пушкина Александра Сергеевича и не восхищаться силой описания первой романтической любви. Стихотворение было написано в 1816 году. К этому времени характер лирики поэта серьезно изменяется, он обращается к жанру элегии. С Е.П. Бакуниной, сестрой А.Бакунина, Пушкин впервые встретился на одном из лицейских балов. По воспоминаниям товарища поэта, С.Д. Комовского, его увлечение было платоническим. Екатерина Бакунина с высоты своих двадцати лет, смотрела на семнадцатилетнего юношу, как на ребенка.

Текст стихотворения Пушкина “Осеннее утро” включает в себя литературные штампы того времени. Юный поэт, пытаясь отыскать следы своей музы в царскосельских лесах и рощах, сетует не только о том, что его чувства не находят отклика в душе любимой. Он прощается с молодостью, ощущает, как созвучно засыпающей природе угасает его душа, познавшая горечь и боль. В этом произведении, которое проходят на уроке литературы в 5 классе, четко слышны философские нотки. В опустелых дубравах “день и ночь кружится мертвый лист”, на “нивах пожелтелых” стоит густой туман. Но если осень ассоциируется у молодого Пушкина со смертью, то “сладостная” весна – символ воскресения. Лирический герой живет ожиданием новой встречи с любимой.

Скачать стихотворение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день -
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее - и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)

Утро. Прекрасное осеннее утро. Ты , открываешь глаза и улыбаешься, радуясь тому, что ты жив. Ты счастлив. И первое, что ты делаешь - смотришь в окно. Вдыхаешь свежий, чуть горьковатый воздух . Сейчас он постепенно обретает осеннее спокойствие, становится более насыщенным, чем летом. Воздух осени: утончённый. И если представить, можно увидеть, как еле заметная прозрачная вуаль накрывает всё в округ. Ты видишь лучи восходящего солнца. Они весело мелькают по стенам домов, стараясь, как можно быстрее добраться до последних этажей и взмыть вверх. Именно сейчас, раним осенним утром, тебе нравиться выйти на улицу, пройтись. Машин очень мало, город только начинает просыпаться. Ты идёшь, мимо тебя проносятся редкие в этот час машины. С одной стороны от тебя – горы, подёрнутые утренним туманом. С другой – сосновый лес. Воздух, ещё не до конца прогретый солнцем, имеет ту свежесть, которая есть лишь утром. сосны, перемешанный с туманом, необыкновенное и незабываемое сочетание ароматов. Ты смотришь на изредка проносящиеся машины и радуешься тому, что у тебя сейчас есть время. Без спешки, без гонки насладиться всем тем, что может подарить тебе только Природа.

Ты благодаришь Вселенную за самый прекрасный и бесценный подарок на земле – ! Люди грустят и тоскуют осенью. Они не знают, что осенью можно Радоваться. А ты учишься радоваться всему и всегда. Быть благодарным за всё, что у тебя есть сейчас. По сути, люди всегда и всем недовольны. Когда человек умеет радоваться и принимать малое, он обязательно получит большее. Но если же он недоволен тем, что имеет, какую же радость и благодарность он может испытать при получении большего?! Будьте благодарны каждую минуту своей жизни, и ваша жизнь превратится в чудо!!!

Прекрасной вам осени дорогие мои!

Александр Сергеевич Пушкин

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…

Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её — и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Элегические мотивы, возникающие в пушкинском творчестве последних лицейских лет, обусловлены автобиографическими причинами. Юный автор был неравнодушен к Екатерине Бакуниной, сестре одного из товарищей по учебе, семья которого недолгое время проживала в Царском Селе. Произведение, датированное 1816 г., отражает чувства влюбленного юноши, пережившего отъезд Бакуниных в столицу, пришедшийся на осень того же года. Это событие вдохновило поэта и на создание «Разлуки» («Когда пробил последний счастью час…»), герой которой не может избавиться от уныния и «губительной скуки».

Соколов. Екатерина Бакунина

Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер — природная зарисовка оставляет печальное впечатление.

Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья.

Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность — с целительным воздействием сна-мечты.

Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.

Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.