Грамотность – не дар и не талант, а приобретенный навык письма. Поэтому не нужно отчаиваться, если Ваш ребенок часто делает грамматические ошибки при написании. Просто стоит с ним потренироваться и закрепить в памяти пройденный материал, а начинать нужно с азов, а именно с правильного произношения звуков, букв и .

Давайте нарисуем картинку, что происходит в мозгу у человека при письме. Сначала мы произносим слово по слогам, затем определенный звук ассоциируем с буквой алфавита. Далее мы вспоминаем как та или иная буква выглядит и изображаем ее на бумаге. Теперь более сложный процесс – нужно соединить все воедино и получить готовое слово.

Но это существительное, которое капитализируется, а именно «лето». Вашему ребенку пришлось изучать одно и то же слово четыре раза. Идея заключается в том, что не требуется много времени на изучение лексики. Чтобы избавить детей от этого, логические правила должны быть изучены вместо этого - на различных этапах обучения. Они просто применяются ко всем словам. Таким образом, после интернализации этих правил все слова могут быть написаны правильно, говорит теория.

На практике это означает, что вы много думаете о своем ребенке. В диктовке или эссе каждое слово должно быть проверено для нового правила. Некоторые из правил сложны. Даже вы, как родитель, сбиты с толку и спрашиваете себя: «Что в настоящее время считается правильным в глазах моего ребенка?».

Но на практике намного все проще и требует от Вашего ребенка всего лишь ежедневных занятий, которые помогут закрепить сформированные знания и включить режим «автомат» при последующем письме.

Учителя – те люди, которые постоянно сталкиваются с такой проблемой, как безграмотность. Поэтому исходя из многолетнего опыта была создана специальная методика с простыми и эффективными упражнениями, которые за считанный срок научат любого ребенка правильно писать без ошибок как под диктовку, так и при списывании текста из учебника.

Потому что, если вы научите детей правильному слову, но это не соответствует текущему уровню обучения, ваш ребенок рассердится. «Ты просто не знаешь, как это сделать», - восклицает она раздраженно и показывает неправильное слово в книге. Учитель сказал, что это правда. Вы всегда должны меня критиковать.

Опасность велика, что дети откажутся со временем и не заметят одного из многих шагов обучения. Один студент сдаётся раньше, другой - позже. Большое количество детей с орфографическими проблемами остаются. От первоначального удовольствия письма становится расстройство. Так что критика этого метода обучения.

  • Упражнение №1 – ловим буквы. Очень часто у деток плохо развито слуховое восприятие, что, соответственно, негативно скажется на диктантах. Поэтому с раннего детства нужно приучать ребенка улавливать звуки и буквы со сказанных слов. И делать это лучше в игровой форме. Например, игра в слова – произносите слово, а ребенок говорит на какую букву оно заканчивается и называет другое слово, которое начинается с данной буквы.
  • Упражнения №2 – делим на слоги. Нередко в словах упускаются некоторые буквы. Для предотвращения ошибок такого типа, выполняем следующее упражнение. Берем листик с карандашом и даем ребенку. Произносим слово, а Ваш малыш делит его по слогам и параллельно рисует нижние подчеркивания на бумаге. Сколько слогов – столько и пунктиров. А теперь повторите слово и пусть он запишет каждый слог на свою линию.
  • Упражнения №3 – проверочное слово. Дети постоянно путают О и А, Б и П и так далее. И тут главное научить ребенка ассоциировать то или иное слово с другим однокоренным. Например, глагол ночевать – часто пишут «нАчевать», но, если ребенок проверит с помощью однокоренного существительного «ночь», то все вопросы сразу отпадут.
  • Упражнение №4 – сканер. Непосредственная практика – залог успеха в любом деле. И лучше здесь начать с простого, а именно с обычного переписывания текста. Так мы закрепим в памяти саму моторику письма. А от ребенка понадобится только концентрация и внимание.
  • Упражнение №5 – диктовка. Записывание слов под диктовку – более сложная наука, так как включаются дополнительные механизмы в головном мозге. И преступать к ней стоит после закрепления предыдущего навыка. Чем больше Вы будете писать диктантов, тем быстрее Ваш ребенок научится грамотно писать.
  • Упражнение №6 – пунктуация. Нету точек и запятых или, наоборот, чересчур много знаков препинания. Единственный метод наладить пунктуационные навыки в письме – осознанное чтение вслух. Да, ребенок должен понимать, о чем он читает и передавать нужную интонацию. Тогда закончить предложение или поставить запятую в нужном месте и по смыслу не составит большого труда.

Помимо вышеописанных упражнений не стоит забывать и о правилах русского языка. Но не заставляйте ребенка их зубрить, пусть лучше почитает художественную литературу. Ведь чтение формирует зрительную память и закладывает основы грамматики на подсознательном уровне.

Дорогие родители, вы считаете, что эти опасения оправданы? Или ваш опыт положительный? Мы были бы очень рады услышать ваше мнение по этому спорному вопросу. Около 5% немецких школьников испытывают особые трудности при изучении орфографии, потому что у них есть дислексия с частичной дислексией. Еще больше детей показывают более светлое выражение одной и той же проблемы, так называемую слабость написания для чтения. Когда слух является причиной трудностей, диктовка особенно затруднительна. Читайте о том, что помогает вашему ребенку.

Когда Финн плачет от разочарования своей плохой записью в диктовке дома, и Леони не хочет сначала показывать свою записную книжку, многие родители не знают, что делать. В основном, они интенсивно тренировались со своими детьми до начала занятий, но усилия не окупились. Правильное написание остается загадкой для многих мальчиков и девочек, даже за пределами начальной школы, потому что они не хотят преуспеть в доступе к слушанию. Это большая проблема, особенно в диктовке, потому что неуверенность студентов в правильном написании слова теперь сопровождается временным давлением и ожиданиями производительности.

Нашла у себя в закромах статью, которая для меня сейчас очень актуальна. Мой младшенький никак не может подружиться с правописанием. Проблема, наверное, знакома многим родителям. Правила ребенок знает, а пишет все равно с ошибками. И хотя дисграфии, о которой говорится в статье, у нас нет, рекомендации, а главное, предложенные упражнения советую взять на вооружение. Мы уже приступили к занятиям.

Дети с трудностями чтения и записи из-за слабости слухового восприятия не глупы и обычно точно знают соответствующие правила. Их трудности лежат в совершенно другой области, потому что они остановились на более ранней стадии приобретения письменного языка. Они не могут назначить каждый звук, который будет слышен безопасно и быстро, к письму или письму. Это займет некоторое время, пока они не примут решение. Вы должны сначала найти связанные слова, чтобы добраться до сути решения.

Типичные ошибки для детей с так называемой слабостью слухового восприятия

Можно представить себе, что в этих условиях правильное письмо вряд ли может быть успешным, особенно под давлением времени, например, во время диктовки.

  • Они пишут Уолт вместо леса.
  • Они пишут узлы вместо взлома.
  • Они пишут, и они пишут Евроба вместо Европы.
Пострадавшие дети не всегда неправильно пишут соответствующие слова. Некоторые изучают шрифт просто наизусть, другие случайно задают его правильно. Поскольку они догадываются, какие буквы принадлежат слову, у них получается около 50% случаев попадания в правые.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?


Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Это делает суждение еще более сложным, потому что иногда орфография преуспевает, очевидно. Но если такие ошибки накапливаются, вашему ребенку нужна помощь. Мой совет: когда вы практикуете с ребенком диктовку, обязательно расскажите о каждой ошибке. Спросите своего ребенка, почему он написал это слово. Если окажется, что он просто пришел из неопределенности, ему не хватает важных знаний о правописании, и ему нужна особая поддержка. Однако, если это может дать разумные основания для его написания, это принесет пользу от вашей коррекции и применит его новые знания в следующей попытке.


Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.


Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

Напишите слова с двойными согласными

Многим детям не удается вначале, двойные согласные в середине слова, которое должно быть написано. Этим детям нужна хорошая стратегия для решения проблемы для себя. Существует несколько подходов к этой проблеме правописания. Вначале важно, чтобы дети могли распознавать слоги как единицы. Вы можете легко размахивать словами со своим ребенком. Как описано в видео, это имеет смысл первоначально качаться только. Если вы чувствуете, что ваш ребенок распознает слоги и говорит четко, вы можете перейти к письму.


При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?


Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?


Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Пожалуйста, не раньше, иначе ребенок снова сделает опыт Фрустер, и мы хотим избежать любой ценой. Назовите слово с двойным согласным, например. Вода, и пусть ребенок качается, как практиковал выше, и говорит вслух. Тогда это должно звучать так: «вода». После этого ребенок записывает слово на доске, блокноте или ноутбуке. После этого ребенок может контролировать себя.

Это еще два этапа обучения. Если ваш ребенок больше не совершает ошибок в диктовке с одним словом или, по крайней мере, признает ошибки, допущенные во время проверки, вы можете идти дальше и дальше. Диктуйте слово в слово и попросите своего ребенка говорить так, как если бы он практиковал, как описано выше.


Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Правильно произнесены - с ошибками?

В конце нарисуйте силлабические дуги и повторите их повторную запись. Иногда бывает, что дети правильно говорят, рисуя слоговые листы, но до сих пор не обнаруживают ошибок. Это звучит просто для нас, но это настоящая проблема для детей, у которых проблемы с письмом.

Более подробную информацию можно найти в моем. Вечнозеленый случай часто является причиной разочарования и досады в семьях. Если вы спросите детей о прописных и строчных правилах, они могут это объяснить очень хорошо. Две минуты спустя, однако, слова, такие как стол, гнев или небо, снова записываются в нижнем регистре.


Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.


Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?


Или он просто плохо знает правила?


Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:


1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").

Знать правило = применить правило?

Это правило известно, но не используется на момент написания. Попросите ребенка сделать изолированное упражнение с учетом регистра. Количество ошибок обычно невелико. Тем не менее, в следующем эссе снова 10 ошибок сущностными существительными. Это показывает нам, что знание в этом случае не связано с письменным актом. Хорошая новость заключается в том, что вы можете помочь своему ребенку изменить это.

Верхний и нижний регистр - это вопрос решения

Ключом к успеху является научить ребенка принимать решение в начале каждого слова. Он должен каждый раз отвечать на вопрос: существительные или не существительные? Конечно, это решение должно быть принято в считанные секунды. Мы с тобой больше не знакомы. Если это не исключение из правила. Так как мы тогда снова подумаем или возьмем лексикон.


2. Пропуск букв.


3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").


4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").


5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").


6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).


7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").

Упражнения для интернализации решения

Вот еще одна хорошая новость: вашему ребенку не нужно много писать для обучения. Вы можете подготовить решение с небольшой письменной форме. Сделайте детей веселее, чем диктовку, и получите отличный учебный эффект. Диктуйте вашему ребенку текст. Ребенку нужно только написать существительные. Пример: Погода была особенно приятной сегодня. Ваш ребенок только пишет погоду в книге. Упражнение для контроля вашего собственного текста. Попросите вашего ребенка перечитать эссе с просьбой подчеркнуть каждое существительное в своем любимом цвете. Внимание: некоторые дети теперь просто подчеркивают все слова, которые капитализируются. Так ясно сформулируйте задачу: Перечитайте текст и подумайте о каждом слове, является ли оно существительным. Если да, подчеркните это и убедитесь, что это главный приоритет. Вариант до трех. Вы снова читаете эссе своему ребенку, и ваш ребенок использует метод большого пальца упражнения. Они подчеркивают каждое слово, где был большой палец. Затем ребенок проверяет, действительно ли все подчеркнутые слова должны быть капитализированы.

Верхний и нижний регистр не являются магии с этими упражнениями

  • Возьмите любой текст и прочитайте его вашему слову в слово.
  • С каждым словом ребенок решает: большой или маленький.
  • Решение может быть объявлено его большим пальцем.
Важно, чтобы ваш ребенок научился принимать решение большим или малым с каждым словом.


И, наконец, "неаккуратность" в тетради:


8. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.


9. "Съезжает" со строчек к концу предложения.


10. Переносит слова неправильно.


11. Часто не делает пробелов между словами.


12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Только если это удастся, правило «существительные, написанные большими», будет преобразовано в применимые знания и применено. Надеюсь, вам понравится практиковать. Дислексии имеют право на так называемую компенсацию недостатка. Это регулируется по-разному во всех федеративных государствах. Часто он по-прежнему настроен по-разному от школьного округа до школьного округа. Особенно защитная защита для дислексики обрабатывается совсем по-другому. Защита ранга - лучший способ эффективно помочь пострадавшему ребенку работать над своими проблемами.


Как можно помочь ребёнку с дисграфией?


Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.


1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".


Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

Оценки вредят детям с дислексией!

Если ребенок получает плохие оценки снова и снова, несмотря на усилия, мотивация во многих случаях теряется. Для этого нам не нужно бросить книгу психологии, мы все это знаем по собственному опыту. Мы хотим изучить инструмент, но, несмотря на регулярную практику, наши навыки на скрипке умеренные. Каждую неделю мы потеем перед уроком скрипки, потому что учитель скрипки снова будет критиковать нас. Очень скоро мы потеряем желание и мотивацию, и в результате повесьте игру полностью.

Дислексическому человеку не нужно судить о его или ее исполнении в соревновании с детьми, у которых нет трудностей в изучении письменного языка. Детям нужна уверенность в том, что их работа будет оценена и их прогресс будет заметен. В градиентной схеме, однако, сказано 20 ошибок, обратите внимание.


2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".


Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

Альтернативные подходы оценки не только для дислексики

Результат: много сделано - нулевое распознавание. Однако, поскольку в обозримом будущем у нас не будет классов без оценок, и не все родители хотят или могут прибегнуть к частным Монтессори, Вальдорф или другим свободным школам, мы должны подумать о других средствах помощи пострадавшим детям. Чтобы выразить это словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Если вы хотите построить корабль, не барабанируйте людей, чтобы получить лес, назначать задания и разделить работу, но научить людей тоске по широким, бесконечное море».


3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".


Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.


После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.


Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).


4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".


Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.


Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.


5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".


Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.


Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.


Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.


Ирина Надрус, логопед