Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми, т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса?м д?э?л?ь], вместо <о> между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е. звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается и в словах простор и восход; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет, корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход, так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

Как мы могли убедиться, слоги действительно строятся по закону восходящей звучности, а так как наибольшей звучностью обладают гласные, то чаще всего слоги оканчиваются гласным, т.е. является открытыми. Это касается прежде всего неконечных слогов; конечные слоги могут быть открытыми и закрытыми, т.е. оканчиваться на согласный: привет [пр?и|в?э?т], обед , медведь [м? иэ|дв?э?т?].

Однако и неконечные слоги могут быть закрытыми. Это относится к словам, в которых после гласного стоит сонорный, а дальше шумный согласный: полка [по?л|къ], бурка [бу?р|къ], марка [ма?р|къ], лента [л?э?н|тъ], колба [ко?л|бъ], кирпич [к?ир|п?и?ч?], шарманка [ш/|рма?н|къ], [а?р|кт?и|къ]. Несмотря на то что в приведенных словах первый слог не является открытым, тем не менее, и в них слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности: в словах полка, бурка, марка, лента слогораздел прошел не между гласным, имеющим звучность 4, и сонорным, имеющим звучность 3, а между сонорным (звучность 3) и глухим согласным (звучность 1); в слове колба слогораздел проходит между сонорным (звучность 3) и звонким согласным (звучность 2).

То же касается и сочетаний [j] (этот звук является звучнее сонорных) и шумного согласного: мойка [мо?й|къ], лайка [ла?й|къ], шайба [ша?й|бъ].

В русском языке имеются неконечные слоги, оканчивающиеся на шумные согласные [ж] и [ш]. Это возможно, когда после [ж], [ш] стоит шумный, а указанные шипящие находятся после сонорного [р], с которым имеют близкую артикуляцию ([р], [ж], [ш] являются переднеязычными небно-зубными), а потому при произношении присоединяются к нему: [г/рш|к?и?], но [г/р|шо?к].

Характеристика слогов учитывает не только конечный звук слога, но и начальный. Слог может быть прикрытым, если начинается с согласного: в словах [кн?и?|гъ], [пр?и|вы?|ч?къ], [л/|зу?|рный]; неприкрытым может быть начальный слог: , [и?|въ], . Заметим, что слог, начинающийся с начального йотированного гласного, является прикрытым: яблоко , если , ёлки .

Слоги бывают ударные и безударные.

Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком: [ст"иэ-на?], [вU-да?], [мъ-лU-ко?]. Закрытый слог заканчивается неслоговым звуком: [бUм-б"и?т"], [цэ?л"], [сто?л- б"ик].

По тому, с какого звука начинается слог, различают прикрытые и неприкрытые слоги. Прикрытый слог начинается с согласного ([пр"и-ка?с]), неприкрытый - с гласного (, [а?-ист]).

Фонетическая природа ударения

Ударение -- это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов односложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Способы выделения ударного слога в разных языках разные. В русском языке ударный слог хар большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков. Сила произнесения звука - громкость. Ударный гласный хар особым тембром.Ударность - свойство не только гласного, но и всего слога.

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

    Понятие слога.

    Виды слогов.

    Различные теории слога.

    О соотношении слога и морфемы в разных языках.

    Словесное ударение.

    Функции словесного ударения.

    Интонация.

1. Понятие слога

Во всех языках мира проявляется членение речевого потока на слоги. Слог везде выступает как минимальная естественная единица произнесения звуков речи. Произнося слова, говорящий делит их не на отдельные звуки, а на слоги.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных. Таков, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например: vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

2. Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.

Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в русском языке во-ро-та, ре-ка , в немецком Du , Ra - be , Leh - re . Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.

Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg . Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust .

Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды , кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le . Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входящих в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.

Существуют также прикрыто-закрытые слоги – мать, дать.

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.

Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.

Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.

3. Различные теории слога.

Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.

1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным) (первый – ядро, второй – периферия). Звуки имеют разную степень звучности, а значит и разную способность к слогообразованию. Назовем по мере убывания: гласные, сонорные, звонкие, глухие. (Отто Есперсен).

2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).

3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата и представляет собой единство подъема, напряжения и усиления звучности в начале слога и падению их в конце слога. (Щерба)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу Вам про типы слогов в английском языке. Некоторые читатели сейчас закроют статью и скажут, что не хотят так углубляться в изучение языка. Не нужно торопиться. Только на первый взгляд кажется, что англичане читают совершенно не так, как пишут. На самом деле везде есть логика. Зная её, вы сможете научиться уверенно читать. Поэтому давайте разберемся.

Зачем нужна транскрипция?

Многие ее уже не учат в школе и Вам вовсе не обязательно запоминать эти непонятные символы, но есть один секрет. Важно научиться делению на слоги.

Правило такое:

Если за ударной гласной стоит согласная (кроме r), то отдаем ее следующему, безударному.Как в слове stu/dent. При произношении Вы выделяете u четче. На неё и падает ударение. Поэтому d переходит во вторую часть. Если после ударной стоит две или больше согласных, первую забирает часть слова под ударением, а вторую – безударная (pat/tern).

Засомневались? Откройте словарь. Верхняя запятая в транскрипции указывает на ударение.

Open и shut

Теперь нужно знать, как определить тип слога. Многие из Вас учили в школе, но немногие уверено скажут, что значит открытый слог. Это тот, который заканчивается на гласную.

Почему буква r особенная?

Потому что она не подчиняется общим правилам, а диктует свои. В третьем типе она стоит после буквы под ударением и делает её долгой. Обратите внимание на fur (фёёё), fork (фоок), serve (сёёв). Тип слога 4 похож на 3 тип, но после r еще стоит буква e. Как в care, mere, more.

Поместим всю информацию в таблицу:

Поэтому рекомендую подписаться на мой блог и познакомиться с другими статьями. Так же вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.