Теперь обратимся непосредственно к самой теории Лоренса Колберга. Но, для начала несколько слов о самом ученом. Итак, Лоренс Колберг - американский психолог, специалист в области психологии развития, родился 25 октября 1927 г. Он вырос в семье небогатого, но трудолюбивого бизнесмена, который отдал сына в престижную школу. Однако, вместо того, чтобы проводить каникулы как другие одноклассники с родителями на престижных курортах, путешествовал в товарных вагонах по стране. Юного Колберга притягивали приключения и общение с простыми людьми, и уже тогда, видя как они, да и он тоже, совершают мелкие кражи и попрошайничают, чтобы не умереть с голоду стал задумываться о проблемах справедливости и бесчестья. Окончив школу, Лоренс набирался настоящего жизненного опыта в разных странах, поступив для начала матросом в американский флот, а затем выбираясь из немыслимых жизненных обстоятельств. Вняв просьбам родителей, он поступил в Чикагский университет (бакалавр, 1949; д-р философии, 1958).

Во время обучения он увлекся философией, трудами таких великих мыслителей как Платон, Кант и Дьюи. Однако, именно категорический императив Канта стал логическим продолжением тех вопросов о нравственном совершенствовании, которые родились у Колберга еще в школьные годы, после прочтения романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

В 1958--59 гг. работал в Бостонском детском медицинском центре. В 1959--61 гг.-- адъюнкт-профессор Йельского ун-та, в 1961--62-- заведовал кафедрой психологии Чикагского ун-та, 1968-87 -- профессор Гарвардского университета.

Итак, теперь перейдем непосредственно к самой теории Лоренса Колберга. Он был одним из немногих психологов, занимавшихся этическими вопросами, автор теории морального развития, в основе которой, как мы уже знаем, лежит личный опыт ее создателя. Вдохновленный работами Пиаже, ученый продолжил исследования и вывел свою теорию, состоящую из трех уровней моральных суждений, каждый из которых включает в себя 2 стадии.

На первом уровне предконвенциональной (от лат.conventio-- договор, соглашение) морали суждения ребенка (до трех лет) о том, что верно, а что не верно, основаны на авторитетных источниках, которые ребенок использует для оценки правоты или неправоты, скорее внешние, чем внутренние.

На первой стадии «ориентации на наказание и послушание» ребенок ориентируется на наказание и послушание, т.е. если его наказывают, то поведение неверное, а если не наказывают, то верное.

На второй стадии, по Колбергу «индивидуализма, инструментальной цели и обмена» ребенок от четырех до семи лет начинает осознавать, что за правильные поступки можно получить вознаграждение и, или похвалу (выгоду).

На следующем, втором уровне, уже конвенциональной морали, на третьей стадии, названной Кольбергом «стадией взаимных межличностных ожиданий, отношений и межличностной конформности», которая соответствует возрасту от семи до 10 лет, происходит переход от суждений, основанных на внешних обстоятельствах и личной выгоде, к суждениям, основанных на правилах и нормах группы. Т.е. становится важным мнение других людей относительно наших поступков.

Четвертую стадию конвенциональной морали Кольберг назвал «социальная система и совесть». Суждения людей на этой стадии сосредоточены на их обязанностях, уважении авторитетов, соблюдении правил и законов. Акцент в меньшей степени ставится на удовлетворении интересов конкретных людей и в большей степени на следовании сложному набору правил, а сами правила не обсуждаются.

Переход на третий уровень постконвенциональной морали ознаменован способностью абстрактно мыслить, и способностью предполагать, каким образом наши действия смогут повлиять на общество или даже на человечество. Пятую стадию Колберг назвал «ориентацией на социальный договор», здесь мы наблюдаем следование самостоятельно выбранным принципам и внутреннее разрешение на то, чтобы их менять или игнорировать в случае необходимости.

Шестая стадия называется «ориентацией на универсальные этические принципы» и основана на личной ответственности за свои собственные действия, в фундаменте которых лежат такие принципы как справедливость и изначальное уважение к каждому человеку.

Для оценки уровня развития морального сознания Колберг использовал ситуации, нередко взятые из литературы, в которых сталкивались нормы права и морали, а также различные ценности. Смысл методики не столько в ответах (правильных не предполагается), сколько в объяснении мотивов выбора, т.е. выбора формы суждения, используемой для оправдания выбора.

Смысл дилемм Колберга -- в противопоставлении общественного мнения и закона субъективному чувству справедливости, внешнего -- внутреннему. Это противоречие ведет не только к конфликту с законом, но и к внутриличностному конфликту. Хотя не совсем понятно, почему соблюдение законов связывается с насилием над своей совестью и как можно использовать полученные результаты.


Человек развивается на протяжении всей жизни. В том числе и морально. Лоренц Кольберг, американский психолог, специалист в области , в своей теории морального развития выделил три уровня формирования нравственности и этических принципов, через которые человек проходит на протяжении жизни. На какой стадии находитесь вы?

Доконвенциональный уровень

На доконвенциональном уровне человек судит о моральной допустимости действия по его прямым следствиям. Он фокусируется на внешних последствиях, потому что ещё не научился интериоризировать социальные нормы и общественное понимание хорошего и плохого.

Пример :

Мальчик ехал на велосипеде по дорожке, находящейся на краю обрыва. Он начал терять равновесие и другой мальчик толкнул его и повалил на землю, чтобы тот не свалился в пропасть. Человек с доконвенциональным уровнем морального развития скажет, что это был плохой поступок, ведь первому мальчику стало больно, да и вообще нельзя никого сталкивать с велосипеда.

Этот уровень свойственен детям, но в некоторых случаях он может встречаться и у взрослых. На нем поведение ребёнка обуславливается только на принципе выгоды и оценивается по дальнейшим последствиям.

Две стадии этого уровня:

Первая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы избежать наказания. Он ещё не понимает «некрасиво», «стыдно» или «неприлично», но понимает «нельзя» и «стой». Иными словами, ребёнок не понимает, что хорошо, что плохо, но уже начинает понимать, что ему можно, а что нельзя. Поведение определяется запретами и наказаниями за их нарушение.

Вторая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы получить награду. Он совершает правильные поступки, потому что что-то получает за это. И «правильными» он считает как раз те действия, за выполнения которых его вознаграждают. Нравственных суждений по-прежнему нет, существует только принцип личной выгоды.

Доконвенциональный уровень основан на эгоцентризме ребёнка. Образ действий диктуется родителями, их ограничениями и поощрениями.

Конвенциональный уровень

О нравственности поступка человек судит исходя из мнения общества. Конвенциональный уровень свойственен подросткам и взрослым. Моральные суждения формируются извне.

Человек следует правилам общества, в котором живёт, соблюдает чтимые в нём моральные законы и старается не нарушать заданные нравственные устои. Практически отсутствует . Общественные правила редко подлежат тщательному анализу и сомнению.

Этому уровню сопутствуют , старание соответствовать общественным ожиданиям и жертвование личными интересами в пользу мнения социума.

Первая стадия: Ребёнок научился смотреть на себя со стороны, с позиции окружающих его людей. Он уже осознаёт силу общественного мнения и понимает, что такое стыд. Появляется чувство уважения и благодарности. Поведение определяется стремлением быть хорошим в глазах большинства.

Вторая стадия: Ребёнок начинает не только соблюдать общественные правила, но и отстаивать свои права, опираясь на них. Законы необходимо соблюдать. Понятие о хорошем и плохом диктуется обществом, мораль определяется внешними силами.

Этот уровень, особенно вторая его стадия, характерен для большинства людей.

Постконвенциональный уровень

Автономия в формировании моральных суждений. Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.

На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями.

Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.

Первая стадия: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.

Вторая стадия: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.

Развивайтесь не только и , но и морально. Желаю успехов!

Р ассказывают, что более половины московских школьников, выполнявших тест на осведомленность, на вопрос: «Что такое мораль?» - дали бесхитростный ответ: «Это вывод из басни». Не поручусь за достоверность этого факта, так как почерпнул его не из научной публикации, а из публицистической статьи, автору которой он показался достойным поводом для упрека молодежи в аморализме.
Упрек этот банален и с унылым постоянством повторяется из века в век, из поколения в поколение. На самом деле наивный ответ свидетельствует скорей о бедности лексикона большинства современных подростков, а вовсе не об отсутствии у них моральных норм. Мораль - в той или иной степени - присуща любому человеку, иначе он и не человек вовсе. Но в какой степени? И что это за мораль? Каким образом асоциальный младенец приобщается к человеческой морали?
Кому-то эти вопросы покажутся скорее этическими, нежели психологическими. Философов, поднимавших проблемы морали, любой мало-мальски образованный человек насчитает с десяток, а то и больше (в меру эрудиции). А вот психолога даже самые эрудированные назовут лишь одного - Л. Кольберга, о котором в лучшем случае краем уха услышали в студенческие годы. Ни одна его работа на русский язык не переведена. Оно и понятно - мораль нынче не в моде.
Такое упущение для психолога представляется непростительным. Лоуренс Кольберг - фигура мирового масштаба, и ни один серьезный учебник по детской психологии не обходится без упоминания о его теории морального развития.
Познакомимся же подробнее с драматической историей этого выдающегося психолога и его идей. (В основу данного очерка положены материалы из сборника воспоминаний о Кольберге, который его друзья и близкие выпустили в Атланте через год после его смерти).

МЛАДШИЙ РЕБЕНОК

Лоуренс Кольберг родился 25 октября 1927 г. Он был младшим из четырех детей в семье бизнесмена средней руки. (Еще одно подтверждение оригинальной гипотезы о том, что именно младшие дети становятся новаторами в различных сферах науки и общественной жизни.)
Некоторые его биографы всячески подчеркивают, что детство его было безбедным и беспроблемным и перспективы перед ним открывались блестящие, однако юный бунтарь бросил вызов своему классу и фактически порвал с ним.
Справедливости ради такое суждение следует признать несколько преувеличенным. Семья Кольберга не принадлежала к верхам общества, его родители за счет своего трудолюбия и упорства сумели войти в тот круг, который сегодня называют средним классом, более того - сумели в нем удержаться в пору Великой депрессии. Так что, говоря о безбедном существовании, надо иметь в виду, что речь тут идет не о роскоши, а о скромном стабильном достатке, позволявшем семье Кольбергов в лихие годы не голодать, в отличие от многих своих соотечественников.
Забавный русоволосый малыш с веселым нравом постепенно превратился в любознательного парнишку. Рано проявившаяся неординарность ребенка искала своего выхода. Но родителям, увы, было не до этого - свою задачу они в первую очередь видели в материальном обеспечении семьи. (Времена меняются, а человеческие проблемы, в частности семейные, родительские, - все те же!)
Мальчик был отдан в престижную частную школу, однако своим элитарным положением, похоже, ничуть не дорожил. На каникулах респектабельному отдыху он предпочитал авантюрные путешествия по стране.
Он кочевал в товарных вагонах вместе с разорившимися фермерами, в придорожных ночлежках допоздна слушал песни бродячих музыкантов, ради пропитания удил рыбу в горных речушках.
Уже тогда в окружавших его людях, которых экономический кризис лишил средств к существованию, а порой и крыши над головой, юный Лори сумел разглядеть доброту и человечность, парадоксальным образом уживавшиеся с попрошайничеством и мелким воровством. А как еще не умереть с голоду человеку, когда мир от него отвернулся? Совершает ли преступление вчерашний мастеровой, а сегодняшний бродяга, когда, мучимый голодом, крадет булку? Презрения он достоин или сочувствия? И по каким нравственным критериям его судить?

НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ

Еще в школьные годы Кольберг задумался о проблемах справедливости и бесчестья. Именно тогда и начались его нравственные искания
Один из школьных учителей, озадаченный поведением и нравом юноши, посоветовал ему прочитать роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Потрясенный образом Ивана и его стремлением к нравственному совершенствованию, Кольберг еще более утвердился в необходимости найти свое подлинное Я, причем в настоящем серьезном деле.
Случай не замедлил представиться. По окончании школы юноша избрал неожиданный путь - вместо продолжения образования поступил матросом в американский флот.
Оказавшись в Европе, он нанялся механиком на небольшое частное судно, совершавшее нелегальные перевозки еврейских эмигрантов в Палестину. Занятие это было сопряжено с известной опасностью.
Палестина в 40-е годы находилась под мандатом Великобритании, а английские власти, первоначально поощрявшие переселение евреев на историческую родину, с конца 30-х годов, вопреки насущной необходимости европейских евреев в эмиграции, стали ограничивать, а потом и вовсе запретили их въезд в Палестину.
Такое решение было продиктовано корыстными политическими мотивами и никак не укладывалось в человеческие представления о милосердии и нравственности.
Кольберг решил для себя создавшуюся дилемму. Он сознательно пошел на противозаконные действия, будучи убежденным, что тем самым помогает людям. Моральная дилемма - оправдание нарушения закона во имя блага реальных людей - впоследствии стала предметом почти всех его психологических исследований.
Но пограничные дозоры не дремали. Судно было захвачено британцами, и вся команда и пассажиры были препровождены в концентрационный лагерь на Кипре (по счастью, отличавшийся от немецкого своими целями, однако ж не условиями содержания). Отчаянному матросу чудом удалось оттуда бежать. Добравшись до «земли обетованной», Кольберг нашел пристанище в кибуце - самоуправляемом еврейском поселении наподобие колхоза.
Здесь, по его мнению, воплотились подлинные идеалы социальной справедливости, которые, правда, плохо сочетались с принципами американской демократии.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Обеспокоенные судьбой сына, родители настойчиво призывали его вернуться домой. В конце концов сын решил, что покуролесил достаточно, и внял родительскому совету. Так что о бунтарстве тут следует говорить без особой патетики. Кольберг не изменил традициям своего класса. Напротив, завершив юношеские метания, вернулся в его лоно.
Путь для Нового Света типичный - так, бизнесом и наукой в современной Америке успешно заправляют побрившиеся битники, постригшиеся хиппи, присмиревшие анархисты и т.п., так что иной раз просто диву даешься, когда босс иной корпорации насаждает ежедневное пение гимна, хотя в свое время гоготал в Вудстоке над его опошленной гитарной версией.
Возвратившись домой, Кольберг поступил в Чикагский университет. Здесь он серьезно увлекся философией, принялся штудировать труды великих мыслителей прошлого - начиная с Платона и кончая Кантом и Дьюи.
Особенно привлекал Кольберга категорический императив немецкого философа, призыв относиться к человеку как к высшей ценности. Увлекала юношу и клиническая психология, в которой он усматривал реальное средство помощи людям. Проработав целое лето санитаром в психиатрической больнице, он принял решение: его стезя - психология (в Америке психология и психиатрия слиты настолько, что никого не удивляет психолог, прописывающий транквилизаторы, или психиатр, рассуждающий о самоактуализации.)
В те годы, дабы облегчить ветеранам войны доступ к высшему образованию, в американских университетах широко практиковался экстернат. Воспользовавшейся этим послаблением, Кольберг ухитрился освоить полный университетский курс за один год и в 1949 г. получил степень бакалавра.
Однако настоящие научные исследования начались позже - в 1955 г., когда он приступил к изучению нравственных суждений группы чикагских подростков. Результаты этого исследования легли в основу его докторской диссертации, защищенной три года спустя.

СПОСОБНОСТЬ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ

Так появился и расправил плечи новый Кольберг - солидный ученый, доктор философии, к тому же обремененный семьей. Он даже изменил свое имя - вместо привычного, ласкающего слух Лори (Laurie ) стал Лэрри (Larry ).
Впрочем, остепенился он скорее внешне. Внутренне Кольберг мало изменился - все тот же страстный порыв, то же стремление к высшей справедливости.
Начиная с 60-х годов известность Кольберга как интересного теоретика и блестящего экспериментатора перешагнула границы США, индекс цитирования рос как на дрожжах. Но он не зазнался, не возомнил себя гуру. Полное отсутствие снобизма, простота и доступность - вот что позволяло ему по-прежнему оставаться незаменимым добрым дядюшкой для своих многочисленных племянников, нежным братом и любящим отцом, по-настоящему преданным другом.
Старинный товарищ Кольберга Э. Шоплер вспоминает: «Лэрри всегда был бесстрашным, как физически, так и интеллектуально, и этим нельзя было не восхищаться. Несмотря на постоянную занятость, он неизменно был готов прийти на помощь друзьям. Ни одна проблема не казалась ему банальной, если это имело отношение к его товарищу, и тогда он отдавал решению этой проблемы всю свою удивительную способность к сопереживанию и творческому анализу... Лэрри был живым воплощением модели высочайшего уровня интеллекта, предложенной Фицджеральдом: «Человек, который обладает даром сохранять способность удерживать в сознании две противоположные идеи и при этом сохранять способность к действию».

ВСЛЕД ЗА ПИАЖЕ

В своей работе Кольберг опирался на идеи Жана Пиаже в области изучения нравственных суждений детей. Вопреки распространенному убеждению, будто Пиаже интересовался только генезисом познавательных процессов, ему принадлежат также важные работы (выполненные, кстати, еще в 30-е годы), касающиеся нравственного развития ребенка. Правда, мысли Пиаже по этому поводу тесно связаны с его представлениями о когнитивном развитии.
Согласно Пиаже, нравственные чувства у детей возникают из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом.
Становление морали, по Пиаже, проходит две стадии. Первоначально, примерно до пятилетнего возраста, ребенок не имеет никаких представлений о морали и руководствуется в своем поведении в основном спонтанными побуждениями. На стадии нравственного реализма (5–7 лет) дети думают, что необходимо соблюдать все установленные правила, поскольку они безусловны, неоспоримы и нерушимы. На этой стадии они судят о нравственности того или иного поступка исходя из его последствий и еще не способны принять во внимание намерения. Например, ребенок будет считать девочку, накрывавшую стол и нечаянно разбившую дюжину тарелок, более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую пару тарелок в приступе гнева.
Позднее, примерно к 8-летнему возрасту, дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что правила, нормы, законы создаются людьми на основе взаимного соглашения и что при необходимости их можно изменять. Это приводит к осознанию того, что в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного и что нравственность поступка зависит не столько от его последствий, сколько от намерений человека, его совершающего. (Истоки таких представлений нетрудно отыскать еще в платоновских диалогах.)

МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА

В развитие этих идей Кольберг предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков, а впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. Вернее, дилемма стояла перед героем истории, которая рассказывалась испытуемому.
Специфика экспериментальной ситуации состояла в том, что ни одна дилемма не содержала абсолютно правильного, безупречного решения - любой вариант имел свои минусы. Кольберга интересовало не столько суждение, сколько рассуждение испытуемого по поводу решения героем его дилеммы.
Вот одна из классических задач Кольберга.
В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным фармацевтом. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но фармацевт назначил цену, в 10 раз превосходившую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег, но сумел одолжить только 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он сказал фармацевту, что его жена умирает, и попросил снизить цену или отпустить лекарство в кредит, чтобы заплатить оставшуюся половину денег позже. Но фармацевт ответил: «Нет, я открыл это лекарство и хочу на нем заработать. У меня тоже есть семья, и я должен ее обеспечивать». Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены.
Испытуемому задавались вопросы: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав фармацевт, назначив цену, во много раз превосходившую реальную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже - позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?»

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛИНОЙ В 20 ЛЕТ

То, как представители разных возрастных групп отвечали на подобные вопросы, подтолкнуло Кольберга к предположению, что в развитии моральных суждений можно выделить несколько стадий - больше, чем полагал Пиаже.
По мнению Кольберга, нравственное развитие имеет три последовательных уровня, каждый из которых включает две четко выраженные стадии.
На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние силы - ожидаемое вознаграждение или наказание. На самых последних, высших стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям.
Этот моральный кодекс стоит выше любого закона и общественного соглашения и может иногда, в силу исключительных обстоятельств, вступать с ними в конфликт. (Подробное изложение периодизации Кольберга можно найти во многих источниках по возрастной психологии, в частности: Кайл Р . Детская психология: Тайны психики ребенка. - СПб., 2002. - С. 292–298; Крэйг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - С. 533–537.)
Теория Кольберга нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики (девочки остались за рамками его опытов), по крайней мере в западных странах, обычно проходят стадии морального развития именно так, как это описано Кольбергом.
С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с единственной целью - определить уровень моральных суждений опрашиваемых.
К концу 70-х это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга.

«ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ»
ПО-АМЕРИКАНСКИ

Достигнув впечатляющих результатов, Кольберг мог бы провести оставшуюся жизнь, изучая разные аспекты своей теории. Однако уже в конце 60-х он обратился к проблеме применения своей теории в педагогической практике. К тому же война во Вьетнаме, студенческие волнения, всплеск активности неформальных молодежных движений, проповедовавших весьма противоречивые нравственные ценности, - все это подогревало постоянную озабоченность вопросом: как перенести теоретические представления о ступенях морального развития в практику реального образования?
Отсчет нового витка в исследованиях Кольберга начинается в 1967 г., а отправной точкой стали две идеи Дж. Дьюи: 1) о процессе воспитания как взаимодействии учителей, учащихся и ученых; 2) о демократии как единственном средстве, позволяющем превратить любое воспитательное учреждение в «справедливое сообщество» (термин Кольберга).
Реализация этих идей в практике сначала, как ни странно, Коннектикутской женской тюрьмы, а затем в разных типах школ стала главной целью последних 20 лет жизни ученого.
Этот этап в карьере Кольберга в значительной мере связан с работами его аспиранта М. Блатта. Блатт выдвинул гипотезу: если детей систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственной, они постепенно проникнутся привлекательностью этих суждений, и это послужит стимулом к развитию их следующей ступени (как видим, идеи о «зоне ближайшего развития» буквально носятся в воздухе).
Для проверки этой гипотезы он провел эксперимент с шестиклассниками воскресной школы. Он справедливо рассудил, что наиболее эффективный и в то же время наименее искусственный путь «представления» детям таких рассуждений на ступень выше их собственной состоит во включении их в групповое обсуждение моральных дилемм.
При этом участники группы всегда будут находиться на разных ступенях суждений, неизбежно в ходе обсуждения прислушиваясь к мнениям, которые отражают более высокую ступень. Пытаясь убедить друг друга в правильности собственных суждений, дети тем самым будут обнаруживать присущую им ступень морального развития.

СПРАВЕДЛИВЫЕ СООБЩЕСТВА

Впоследствии Кольберг с коллегами, чтобы создать благоприятные условия для дискуссии и обеспечить непосредственное знакомство учеников с более развитыми моральными суждениями, основали несколько «справедливых сообществ» - особых групп из учеников и учителей в государственных средних школах.
Учителя и ученики каждую неделю встречались и планировали школьную деятельность, а также обсуждали школьную политику. Решения принимались демократическим путем, при этом и учителя и ученики обладали равным правом голоса. Тем не менее во время дискуссии учителя действовали как помощники, поощряя учеников рассматривать нравственные последствия тех или иных действий.
Как показал опыт, школьники из «справедливых сообществ» имели тенденцию к проявлению более развитого морального мышления.
Эти результаты наглядно свидетельствуют: зрелое моральное рассуждение появляется тогда, когда дети свободно выражают свое мнение по нравственным вопросам, выдвигаемым старшими, а старшие, в свою очередь, демонстрируют детям более высокий уровень морального рассуждения.
Более того, высокий уровень морального рассуждения, по всей вероятности, должен побуждать нравственное поведение.
Хотя этот момент представляется довольно спорным. По мнению многих критиков Кольберга, существует большая разница между моральным суждением и нравственным поведением. Как бы ни были высоки наши моральные принципы, мы не всегда оказываемся на их высоте, когда наступает время действовать в соответствии с ними.
И этим критика в адрес Кольберга не исчерпывается. Он и сам сознавал, что выдвинутые им положения не безупречны, и старался вносить в свою теорию возможные коррективы.

«МЫ ВЕЧНЫ...»

Параллельно Кольберг вел эксперименты и замерял уровни нравственного развития подростков из глухих тайваньских деревушек, маленьких турецких поселков, израильских кибуцев.
Эти путешествия, с одной стороны, поставляли ценный эмпирический материал, с другой - катастрофически подрывали здоровье ученого. В 1973 г. во время посещения Центральной Америки он заразился тяжелой тропической болезнью, которая медленно подтачивала его здоровье все последующие годы.
Кольберг продолжал упорно работать, однако подорванное здоровье, постоянное переутомление, невыносимые физические страдания резко состарили его.
А 17 января 1987 г. он... исчез. Спустя несколько дней была найдена его машина на одной из тупиковых улиц неподалеку от Бостонской гавани. И только в начале апреля Гудзон выбросил на берег тело ученого.
Судя по всему, Кольберг покончил с собой.
Почему 59-летний ученый в зените успеха принял такое решение? Близкие - при том что многие до конца не уверены в версии суицида - склонны объяснять это отчаянием изнуренного недугом человека. (Кстати, в похожей ситуации принял решение об уходе из жизни и Зигмунд Фрейд).
Мотивы ученого несколько проясняет запись, сделанная в дневнике незадолго до смерти: «Если мы любим жизнь и природу, мы должны со спокойствием и хладнокровием относиться к собственной смерти, потому что жизнь вообще мы ценим гораздо больше, нежели собственную, имеющую естественный конец жизнь. Если мы знаем и любим вечное, мы в этом смысле сами становимся вечны...»

Сергей СТЕПАНОВ

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Жизненные приоритеты являются одной из самых важных составляющих человеческого существования. Они представляют собой всеобъемлющие ценности. Они сходятся у многих людей, но расставляются по-разному. Поэтому один человек может добиться очень многого, а другой подолгу топчется на месте. Это происходит потому, что они имеют различный взгляд на мир и соответственно этому распределяются их жизненные приоритеты. Очень важно уметь осознать их и правильно систематизировать, чтобы облегчить свое существование и добиться .

Сущность расстановки

Как правило, основные приоритеты в жизни людей сводятся к немногим вещам:

  • семья;
  • любовь;
  • профессиональная деятельность;
  • сохранение здоровья;
  • учеба;
  • увлечения;
  • самоуважение;
  • духовное развитие;
  • общение с друзьями.

Все эти вещи являются вполне достижимыми. Важно лишь выяснить, в какой последовательности их нужно распределить и сколько времени отводить каждой. Обычно люди отдают предпочтение тому, что для них важнее всего и без чего они не могут обходиться. Для одних это – тяга к природе, для других – любовь к искусству, для третьих – зарабатывание денег. Некоторые ставят на первое место свою семью и детей.

Тем не менее, приоритеты могут меняться. Одни выходят на первый план, другие исчезают вовсе. Это зависит уже не желания человека, а от совокупности возможностей к его исполнению.

Иногда устремления приводят к цели и тогда пункты списка меняются. Например, женщина, всецело занятая продвижением по служебной лестнице, может полностью забыть об этом в связи с рождением ребенка или болезнью кого-либо из членов семьи.

Поэтому, необходимо изначально расставить приоритеты так, чтобы они как можно меньше поддавались влиянию извне. От них зависит успешность или провал многих планов.

Нужно четко определить свои устремления, расставить их в порядке неотложности или степени необходимости осуществления, а затем начинать действовать в этом направлении.

Такое простое решение способно помочь сделать существование человека более осмысленным, а успехи многочисленными и надежными.

Последствия неправильной расстановки приоритетов

Если для человека на первом месте находится его семья, друзья или социальное благо, в этом нет ничего плохого или удивительного. Просто необходимо распределить свои стремления так, чтобы забота о ближнем не мешала собственной самореализации и профессиональной деятельности.

Все, что делает человека счастливым, должно находиться в самом начале списка жизненных приоритетов. Ни в коем случае нельзя ни от чего отказываться. Можно просто так их распределить, чтобы чему-то уделять времени и сил больше, а чему-то меньше.

Если женщина целый день будет возиться с детьми и лишит себя возможности полюбоваться закатом или послушать любимую музыку, то она, возможно, испытает чувство выполненного долга, но подлинной радости не ощутит. Зато у нее накопится много и раздражения. Поэтому нужно четко определить не только то, что нужно, но и то, чего хочется.

У кого-то в перечне приоритетов пять-десять пунктов, а кто-то включает в него и тридцать. Вряд ли они сумеют выполнить их все. Это будет вызывать нетерпение и нервозность. По мере того, как человек начнет ощущать, что большое количество вещей остается вне сферы его досягаемости, он сильнее будет ощущать себя неудачником.

Поэтому список приоритетов должен периодически пересматриваться, а сами пункты меняться местами или варьироваться. Те, которые неизменно будут оказываться на первых местах, следует незамедлительно начать выполнять и посвящать им максимум энергии.

Как расставить приоритеты в жизни правильно

Жизнь многое заставляет делать, не дожидаясь возникновения наших желаний. Поэтому пункты списка могут очень сильно и внезапно поменяться.

Человек, который главным своим стремлением считал получение высшего образования, вдруг получает предложение высокооплачиваемой работы за рубежом. Тогда учеба становится одним из пунктов, стоящих в середине списка, а выгодная должность выходит на первое место.

По мере того, как жизнь входит в свое русло и профессиональные обязанности начинают делаться привычными и несложными, обучение в высшем учебном заведении снова может стать приоритетом. Еще более важной оно будет, если получение диплома станет необходимым для повышения в должности или увеличения заработка.

Если же человек теряется, не может решить, что для него важно, отказывается от нужного и кидается к необязательному, он принесет несчастье себе и другим. Поэтому нужна четкость в расстановке приоритетов. От этого зависит слишком многое в жизни и его близких.

Тем, кто еще не составил такой список, желательно приступить к этому. Критерием расстановки пунктов в нем должно быть получения ощущения счастья. Если что-то принесет удовлетворение, но не принесет радости, от этого можно смело отказаться.

Например, увольнение с любимой работы ради высокооплачиваемой, но неприятной и чуждой профессии, вряд ли должно возглавлять список приоритетов. Исполнение этого желания доставит массу выгод, но сделает человека несчастным, возможно, на всю жизнь. Естественно, это не означает прозябания в бедности. Просто одним из основных пунктов в перечне должно стать увеличение заработка. Тогда он будет чувствовать себя успешным и сможет гордиться собой.

Необходимость следования жизненным приоритетам

Научный подход к принципу расстановки последовательностей в списке предложил американский ученый А. Маслоу. Он построил пирамиду, включающую в себя основные потребности человека, без которых невозможно полноценное существование. Если хоть одна из них останется неудовлетворенной, то люди будут чувствовать себя загнанными в ловушку.

Жизненные ценности располагаются следующим образом.

  1. Физиология (пища, утоление жажды, обогрев, инстинкт продолжения рода);
  2. Отсутствие угрозы жизни.
  3. Любовь.
  4. Уважительное отношение окружающих.
  5. Образование и творчество.
  6. Стремление к прекрасному.
  7. Самореализация.

Такая расстановка приоритетов делает возможным построение сбалансированной жизни. Тем не менее, даже проверенная научными методами ранжировка допускает изменение или смещение позиций. Если человек сыт и находится в безопасности, он может задуматься о поиске любви. Если же он состоит в крепком браке и вполне успешен, то уважение окружающих выходит для него на один из первых планов. Тем же, кто находится без работы или вообще лишен крыши над головой не до эстетических предпочтений – они борются за выживание.

Каждый внутренний мир индивидуален. У любого человека свой набор жизненных ценностей, основных приоритетов и принципов. Но они вполне могут идти и вразрез друг с другом, мешая ему выполнить задуманное.

Например, богатый человек, полюбивший бедную женщину, порой не способен перешагнуть через предрассудки или собственную алчность. Поэтому потребность в ответном чувстве становится жертвой более насущных приоритетов, заключающихся в приумножении своего достатка. Кроме того, важно, чтобы рядом с ним была столь же успешная партнерша. Такой мужчина способен сделать несчастным себя, даму, которую он полюбил и свою супругу, на которой он женился ради сохранения статуса.

Тем не менее, если бы он последовал велению сердца и связал бы себя с бедной женщиной, он стал бы несчастным из-за понижения своего положения в обществе и страхов, что любим лишь из выгоды.

Поэтому четкое понимание себя, своих подлинных жизненных ценностей и умение отказываться от того, что не является в действительности нужным и необходимым, является залогом полноценной и счастливой жизни.

Составление собственных приоритетов

Необходимо взять бумагу и написать полный перечень того, что действительно требуется, без чего невозможно существование. Это может быть список своих желаний, долгосрочных планов или индивидуальных ценностей. Кто-то поставит в нем на первое место воспитание детей, кто-то – заботу о престарелых родителях, а кто-то – продвижение по карьерной лестнице. Все остальные пункты станут вторичными, а от чего-то, возможно, придется отказаться, полностью или временно.

Список может выглядеть так:

  1. Работа.
  2. Здоровье.
  3. Забота о семье.
  4. Любовь.
  5. Природа.
  6. Музыка.
  7. Занятия спортом.

Понятно, что он включает хоть и простые, но очень емкие пункты. При этом он учитывает возникновение возможных трудностей. Приоритеты расставлены так, что поддаются смещению, но не исключаются из списка. Для того, чтобы полноценно заботиться о своих близких, нужны средства, поэтому работа выходит на первый план. Но, в случае, если кто-то заболел, то ее можно временно переставить на второе место. Придется сократить профессиональные обязанности до возможных пределов, отдав освободившееся время и силы уходу за родственниками до их полного выздоровления. Затем пункты могут опять занять свои места.

Если человек болен, понятно, что работа перестает быть его главным приоритетом. Сейчас все его устремления направлены на то, чтобы вылечиться, иначе он не сможет полноценно выполнять свои обязанности и может лишиться работы и заработка. По мере выздоровления, пункты списка также меняются местами.

Поэтому, если он составлен верно, то графы могут смещаться, но не исчезнут. Более того, их в нем будет немного и все они поддаются контролю человека.

Хуже, если он плывет по течению или желания путаются и наползают друг на друга. Женщина, которая переживает за своих детей и требует от них высокой успеваемости в школе, при этом на первое место ставит карьерные устремления. В результате на работе она все время тревожится за ребенка, а дома у нее нет времени уделить достаточное внимание школьным успехам.

Больной человек или даже инвалид настолько увлечен спортом, особенно экстремальным, что не способен от него отказаться. В результате в его приоритетах на первое место выходит не забота о сохранении здоровья, а альпинистский поход в горы или зимнее купание. В конце концов, он доводит себя до тяжелого состояния или даже до смерти.

Мужчина, который больше всего на свете любит своих детей увлекся другой женщиной и готовится создать с ней новую семью.

В конце концов, все сводится к тому, что он постоянно упрекает ее в том, что она делает его несчастным, страдает сам при мысли о разлуке с малышами и ставит под сомнение всю их любовь. При этом он мучает своей нерешительностью также супругу, так и не принимая окончательное решение о сохранении или расторжении брака.

Поэтому, еще раз очень важно подчеркнуть. На первое место в приоритетах должно выходить не желательное, а необходимое. Тогда не придется бороться с самим собой, без конца корректировать свои планы и приносить горе другим людям.

Вот и все на сегодня, теперь вы знаете, как расставить приоритеты в жизни. Если статья стала для вас полезной и интересной, делитесь ею со своими друзьями. До новых встреч!

Фриланс часто похож на жонглирование. Вы не только работаете над несколькими проектами в одно и то же время, но у вас также, вероятно, есть проекты, которые находятся на различных стадиях разработки.

Начало новых проектов, завершение других и постоянное углубление в работу может сделать организацию и планирование трудной задачей. Вы постоянно будете сталкиваться с проблемой эффективного управления своим временем, чтобы уравновешивать всех своих клиентов и продолжать выполнять задания.

Если вы похожи на меня, то для вас нет ничего более удовлетворяющего, чем завершить задачу и вычеркнуть ее из списка. Конечно не такое большое удовлетворение, когда получаешь оплату за работу, но все же. Лично мне гораздо проще эффективно функционировать, когда у меня сложный, но реалистичный список задач для каждого дня и каждой недели. Без планирования использования моего времени я, как правило, теряю фокус и трачу свое время менее продуктивно.

В тот момент, когда я создаю список задач на каждый день и распределяю свое время для каждой задачи, мне необходимо расставить приоритеты. Эффективное распределение является необходимостью для фрилансеров, чтобы максимизировать свою эффективность и продуктивность. Однако все мы разные и то, что работает для меня, может не работать для вас. Тут нет правильного или неправильного подхода, но мы все должны найти свой собственный идеальный метод расстановки приоритетов.

Прежде чем вдаваться в детали приоритезации нужно определить разницу между “важно” и “срочно”. Основная разница - чувствительность времени. Срочная задача должна быть сделана в короткие сроки, в то время как важная задача, хотя и является критической по некоторым причинам, не нуждается в немедленном ее выполнении. Стоит понимать, что ваши задачи могут быть срочными и важными одновременно, только срочными или важными, и даже не теми не другими.

Расставляя приоритеты, мы надеемся найти баланс, который позволит выполнять самые срочные и важные задачи. Однако иногда возникает трудность, когда приходится сравнивать одну задачу с другой.

Примером срочной задачи с относительно низкой важностью был бы приближающийся дедлайн маленького проекта для клиента, с которым вы вряд ли будете работать снова. Она должна быть выполнена в срок, поэтому тут явно больше срочности, чем важности.

С другой стороны, примером важной задачи с низкой срочностью будет высокооплачиваемая работа для постоянного клиента, который не очень придирчив ко времени.

Факторы, которые следует учитывать при определении приоритетов:

Дедлайн

Дедлайн – это что-то, с чем все мы имеем дело на регулярной основе, и они часто играют огромную роль при определении срочности задачи. Конечно, чем ближе крайний срок, тем больше срочность. Вы можете или не можете иметь достаточно времени, чтобы работать наперед и избегать срочных задач. Но если вы все-таки в состоянии сделать это, то сумеете устранить большую часть срочности, следовательно, у вас будет больше свободы при планированиеи.

Последствия

Что произойдет, если вы не успеете к сроку? В некоторых случаях это даже не вариант, но у других проектов будет очень свободный дедлайн и клиент, который не будет обеспокоен дополнительным днем или двумя для работы над проектом. Не все дедлайны одинаковы, поэтому если вы вряд ли успеваете сделать все вовремя, попытайтесь оценить последствия невыполнения каждого из сроков и расположите задачи по приоритетности.

Стадии развития

Хотя крайний срок может не маячить на горизонте, крупные проекты должны быть хорошо спланированы и выполняться соответственно. Если вы смотрите только на сроки, вы можете не увидеть актуальность, из-за чего можете находиться довольно далеко от того, чтобы все было исполнено в срок. Один из проверенных способов, который вы можете использовать, чтобы справиться с этим - установить несколько сроков для небольших этапов на протяжении всего проекта, что поможет вам оставаться в том же ритме и даст возможность легко отслеживать прогресс.

Оплата

Давайте признаем, деньги могут быть определяющим фактором как в важности, так ив срочности. Это может быть сумма гонорара, что весьма важно для вас, или же время, когда вам заплатят.

Клиенты

Это постоянный клиент, предоставляющий вам немалое количество работы? Это новый клиент, с которым вы хотели бы укрепить взаимоотношения и наладить сотрудничество? Это клиент-проблема, который всегда имеет задержки при своевременной оплате? Это новый клиент, с которым вы вряд ли будете иметь дело снова? Все эти вещи могут стать важным фактором, который будет влиять на то, как вы расставляете приоритеты.

Ваши слова

Хотя у вас нет строго дедлайна, вы сказали клиенту, что вы могли бы сделать что-то к определенному сроку? Или вы сказали, что хотите сделать что-то конкретное, что еще не закончено? Для создания репутации и повторного сотрудничества ваше слово играет важную роль.

Советы по планированию вашего времени

Разбиение проекта на более мелкие части

Не смотрите на весь проект целиком, посмотрите на то, что вам необходимо сделать в конкретный день или неделю для достижения нужного прогресса.

Подготовьтесь загодя

Это помогает планировать дела на день или на неделю загодя. Как правило, вы тратите небольшое количество времени на выходных, планируя общие приоритеты на предстоящую неделю, и каждый вечер выкладывайте план с тем, что вам нужно сделать на следующий день.

Наличие плана, сделанного загодя, помогает начинать продуктивно каждый день, а не откладывать и взвешивать все варианты, прежде чем решить, над чем работать. Это может или не может работать для вас, но, скорее всего, выиграют все от такого планирования заранее.

Анализ

В конце каждого дня потратьте несколько минут, чтобы посмотреть, что вы сделали, и оценить, как это уложилось в цели, которые вы имели на конкретный день. Это может быть полезно в определении приоритетов на следующий день, потому что теперь вы знаете, какие вещи имеют большую безотлагательность, ведь вы не смогли добраться до них сегодня.

Оценка временных затрат

Расстановка приоритетов и планирование нуждаются в оценке того, какое количество времени потребует каждый пункт.

Это очень помогает держаться темпа, когда работа замедляется и это также способствует оценки того, сколько вы действительно смогли сделать в данный день или неделю.

Также это может быть полезно для оценки будущих проектов. Возможно, вы действительно недооцениваете или переоцениваете, сколько времени требует выполнение той или иной задачи, и это поможет вам определить дедлайны в будущем.

Знайте свои сильные периоды

Все мы имеем несколько периодов в течение дня или недели, когда мы более продуктивны, чем в другое время. Если вы в курсе этих периодов, то сможете регулировать свой график так, чтобы воспользоваться вашими сильными периодами для работы, а менее сложные задачи оставить для непродуктивных периодов.

Очевидно, что ответы на электронные письма или рассылка счетов не потребуют от вас столько же концентрации, как другая работа.

Следите за своим настроением

Иногда вы можете иметь несколько разных проектов с аналогичным уровнем важности и срочности.

Я обнаружила, что я работаю лучше, когда выбираю работу, которая мне импонирует больше в тот или иной момент. Есть некоторые моменты, где я планировала писать статью, но я просто не чувствую, что я могу быть столь продуктивной, как если бы я занималась чем-то другим. Если позволяет ситуация, меняйте планы и воспользуйтесь продуктивностью рабочего времени для чего-то другого.

Это не всегда возможно, но я обнаружила, что это помогает с качеством работы, количеством времени, необходимым для выполнения работы, и это также помогает моему мироощущению в тот момент.

Планируйте свое время и правильно расставляйте приоритеты!