Рано или поздно, но даже отличник приносит плохую отметку. И вот тут начинается: одни родители причитают, другие снимают ремень или ставят в угол, третьи – заставляют чуть ли не переписывать тетрадь с самого начала, четвёртые – равнодушно машут рукой. А как правильно?

Помните, что ваша задача - не разобраться с конкретной «двойкой», а понять её причину и обеспечить профилактику на будущее.

Рациональный подход

В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха - страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:

  1. Не ругаем.
  2. Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
  3. Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
  4. Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.

Объективность

К каждой оценке нужно подойти объективно. Не стоит поднимать крик или устраивать трагедию, если в дневнике «двойка». Сначала разберитесь, почему. Бывает, что происходит это не по вине самого ученика: например, учебник оказался более старым, и на указанной странице ребёнок решил другие примеры. Или же учитель дал материал, который плохо отработал с классом. Бывают и совсем неприятные моменты - к примеру, сам педагог невзлюбил воспитанника и оценил необъективно.

Десяток учителей обучает вашего ребёнка, и не со всеми могут быть идеальные отношения. Если у вас что-то не складывается с начальством, вы можете просто сменить работу. Детям сложнее, им приходиться приспосабливаться. Не торопитесь ругать в оценках учителей, особенно при ребёнке. Если даже вы что-то заметили такое, то организуйте разговор с педагогом наедине. И постарайтесь подойти к ситуации разносторонне.

Прицел на будущее

Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?

А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», - конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка - это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю - 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.


Поощрение

Многие родители считают правильным платить за хорошие оценки, и наоборот, лишать денег - за плохие. Психологи не рекомендуют этого делать. Во-первых, ребёнок будет учиться ради денег. Во-вторых, совсем лишать карманных денег из-за полученной «тройки» — не правильно. В то же время поощрять - дело нужное. Только поощрять правильно. Неправильно шантажировать ученика общением с друзьями, с родственниками, приобретением животного. Лучше использовать другие мотиваторы, к примеру.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Иногда родители могут казаться вам врагами, но на самом деле они ваши лучшие друзья. Если вы боитесь рассказать им о плохой оценке, то помните, что они расстроятся или разозлятся только на короткое время и только потому, что они заботятся о вас и хотят, чтобы у вас была хорошая успеваемость. Честно расскажите родителям о плохой оценке – так вы смягчите последствия такого разговора.

Шаги

Часть 1

Подготовка к разговору с родителями

    Рассмотрите свой табель успеваемости. Посмотрев в табель, можно определить, по каким предметам у вас отличная успеваемость. Кроме того, вы можете увидеть, какие предметы необходимо подтянуть. Если вам что-то не понятно или вы с чем-то не согласны, поговорите с учителем. Вам необходимо будет поговорить с родителями о своих оценках, поэтому вы должны сами понимать, что к чему.

    Подумайте о том, почему вы получаете плохие оценки. Запишите все возможные причины, по которым вы получали плохие оценки последнее время. Первое, что захотят узнать ваши родители, это причины, по которым вы получили плохие оценки. Будьте готовы объяснить им эти причины. Не обманывайте. Ниже вы найдете возможные причины плохой успеваемости:

    Поговорите с учителем. Если вы знаете, что в четверти или семестре у вас будет низкий балл, поговорите с учителем о том, как можно исправить оценку. Честно расскажите учителю причины вашей неуспеваемости.

    • Спросите, можно ли получить дополнительную оценку, выполнив какое-то задание.
    • Узнайте мнение учителя о вашей успеваемости. У учителей большой опыт работы с отстающими учениками, и они могут подсказать вам причины вашей неуспеваемости, о которых вы даже не догадывались.
    • Попросите совета о том, как лучше изучать и усваивать материал предмета.
  1. Составьте план повышения успеваемости. Используйте всю информацию, которую вы получили, просматривая свой табель самостоятельно, а также советы учителя. Благодаря этому ваша успеваемость значительно улучшится уже в следующем семестре. Когда будете разговаривать с родителями, покажите им составленный план. Этим вы покажете, что признаете допущенные ошибки и готовы предпринять действия по их исправлению. Родители увидят, что вы ведете себя как взрослый человек, который видит свои ошибки и готов сделать все возможное, чтобы исправить их. Благодаря этому родители с большей готовностью поверят вашему обещанию улучшить свою успеваемость. Ниже перечислены способы, которые помогают улучшить оценки:

    Составьте свой режим дня. Все люди разные, поэтому очень важно составить график, следовать которому будет вам удобно. Напишите расписание, в котором отведите место выполнению домашнего задания и отдыху. Вы можете сразу приступить к выполнению домашнего задания после школы или же отдохнуть пару часов, после чего сделать уроки. Выберите то, что подходит вам.

    • Приступайте к выполнению домашнего задания в одно и то же время каждый день. Если вы научитесь следовать установленному графику, ваша успеваемость значительно улучшится.
  2. Ставьте перед собой реалистичные цели. Подумайте о том, почему хорошие оценки важны для вас. Чем вы хотите заниматься в будущем? Многие ученики хотят получить дополнительное образование и устроиться на хорошую работу. Вы уже решили, где будете учиться после окончания школы? Если вы уже знаете, кем вы хотите стать, вы сможете сосредоточиться на изучении предметов, знания которых вам понадобятся в будущем. Узнайте, какие требования предъявляются к поступающему в учебное заведение. Кроме того, узнайте, какой средний балл аттестата считается наиболее предпочтительным для поступления.

    Часть 2

    Разговор с родителями
    1. Не пытайтесь скрыть свой табель от родителей. Хотя у вас может возникнуть такое желание, не поддавайтесь искушению. Если вы будете пытаться утаивать оценки от родителей, вы покажете свою незрелость. Однако если вы будете готовы честно рассказать им о своих достижениях и промахах, вы проявите себя как ответственная личность. Кроме того, если родители узнают о том, что вы пытались утаить от них правду, они могут очень разозлиться, что вас вряд ли порадует.

      Поговорите одновременно с обоими родителями. Даже если у вас доверительные отношения с одним из родителей, стоит поговорить сразу и с папой и с мамой. Этим вы покажете, что готовы признавать свои ошибки и обсуждать их с родителями. Благодаря этому вы сможете завоевать уважение своих родителей.

      • Скажите родителям, что у вас есть плохие оценки, прежде чем показать дневник или табель. Лучше услышать плохую новость, чем увидеть ее на бумаге. Реакция родителей будет не такой резкой.
    2. Объясните причины вашей плохой успеваемости. Родители должны знать, почему на ваш взгляд вы получили плохие оценки. Этим вы покажете, что вы открыты к диалогу с родителями. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах. Покажите составленный вами список причин и обсудите его с родителями. Будьте честны с родителями.

      Покажите родителям составленный вами план действий по исправлению плохих оценок. Расскажите родителям, что вы планируете предпринять, чтобы улучшить успеваемость. Объясните им каждое свое действие и почему оно должно принести результат. Покажите свой план в письменной форме, чтобы родители могли увидеть, что вы готовы сделать для того, чтобы ваши оценки стали лучше. Попросите родителей дать вам совет о том, какие еще действия можно внести в этот список.

      Узнайте, какие оценки ваши родители считают плохими. Вы должны четко понимать, какие оценки для родителей являются плохими, а какие – хорошими. Благодаря этому вы будете знать, чего они ожидают от вас.

      Сосредоточивайтесь на положительном. Беседуя с родителями, упомяните о положительных сторонах табеля. Даже если у вас в табеле не только хорошие оценки, обратите внимание родителей на положительную сторону вашей успеваемости. Иногда это сложно сделать, однако постарайтесь сосредоточиться на своих достижениях. Вы можете обратить их внимание на хорошее поведение или безупречную посещаемость школы.

      • Обратите внимание родителей даже на незначительные улучшения. Вам удалось улучшить оценку по какому-то предмету? Вы уже длительное время сохраняете удовлетворительный уровень по точным наукам?
      • Не позволяйте плохим оценкам затмить вашу усердную работу. Безусловно, в вашем табеле есть хорошие оценки, на которые родители должны обратить пристальное внимание. Также подумайте о плохих оценках. Родителям не нравится ваша оценка по истории? Какая оценка по этому предмету у вас была в прошлом году? Возможно, в этом году вам удалось улучшить оценки. Если это так, скажите родителям об этом. Кроме того, пообещайте им, что вы будете делать все возможное, чтобы повысить успеваемость!
    3. Не думайте, что ваши родители очень рассердятся на вас. Ваши родители тоже были детьми, поэтому вряд ли они будут слишком суровы. Родители, скорее всего, помнят, что и они получали плохие оценки, поэтому, если это ваш первый раз, попросите их проявить понимание. Помните, если вы будете говорить с ними спокойно, вы вызовете меньше негодования и проявите себя с лучшей стороны.

      • Будьте вежливы и проявляйте уважение, даже когда вы расстроены. Скорее всего, узнав о вашей плохой оценке, ваши родители рассердятся, но не позволяйте себе сердиться в ответ.
      • Будьте готовы принять наказание от родителей.
    4. Будьте оптимистом. Плохие оценки – это вовсе не конец света. Тем более вы можете улучшить свои оценки. Кроме того, у вас уже есть план решения этой проблемы! Пообещайте родителям и самому себе, что вы будете делать все возможное, чтобы следовать своему плану. Ваша успеваемость должна быть очень важна для вас.

      • Не сдавайтесь! Даже если вы очень расстроены, не стоит опускать руки. Не говорите родителям:«Я не смогу улучшить оценки! Я неудачник! Я глупый! Это невозможно!» Вряд ли с таким мышлением вам удастся сохранять положительный настрой. Если поставленная цель кажется недостижимой, попробуйте разбить ее на более мелкие. Скажите себе: «Я постараюсь хорошо написать контрольную работу и улучшить оценку хотя бы на один балл». Достижение таких небольших целей поможет вам улучшить успеваемость.
    5. Попросите родителей поговорить с другими родителями или с вашим учителем. Возможно, вы думаете, что причиной вашей неуспеваемости является преподаватель. Будьте честны. Не обвиняйте учителя без веских оснований. Это только ухудшит ситуацию. Тем не менее, если вы знаете, что и другие ученики также плохо понимают этот предмет или учитель не готовит вас к самостоятельным и контрольным работам по этому предмету, сообщите об этом родителям.

    6. Попросите родителей помочь вам улучшить оценки. Скажите им честно, что вам сложно придерживаться ежедневного графика. Попросите родителей контролировать вас. Пообещайте родителям, что вы не начнете возмущаться, если они будут контролировать выполнение составленного вами плана. Кроме того, родители могут помочь вам следующим образом:

      • Родители могут объяснить вам сложный материал доступными словами. Иногда учителя и учебники излагают предмет так, что его трудно понять. Родители знают вас лучше, поэтому они могут понятнее объяснить вам материал.
      • Родители могут помочь вам делать карточки для запоминания материала.
      • Родители могут задавать вам вопросы по изученному материалу.
      • Родители могут проверять ваше домашнее задание и исправлять ошибки.
      • Родители могут давать вам дополнительные задания (вне школы), чтобы вы больше практиковались и могли лучше уяснить материал.
      • Вы должны понимать, что ваши родители – занятые люди, и они не могут уделять вашему домашнему заданию много времени. Поэтому будьте благодарны вашим родителям за любую помощь, которую они оказывают вам.
    7. Попросите родителей нанять репетитора. Репетитор поможет вам улучшить успеваемость. Однако помните о том, что услуги репетитора, как правило, дорогие. Не расстраивайтесь, если родители не смогут выполнить вашу просьбу.

      • В качестве репетитора может выступить ваш одноклассник, прекрасно знающий предмет, по которому у вас плохие оценки. В этом случае вы получите необходимую вам помощь, а вашим родителям не придется тратить много денег на репетитора.
    8. Рассказывайте родителям о текущих оценках. Если вы честно будете сообщать родителям информацию о полученных оценках, для них не будут удивлением низкие баллы в табеле. Показывайте им ваши самостоятельные и контрольные работы. Просите родителей на выходных просматривать ваше домашнее задание. Это позволит им следить за вашей успеваемостью.

      • Выполняя все домашние задания вовремя, вам будет легче определить, что вам непонятно. Если вы получили плохую оценку по контрольной работе, обсудите с родителями, в чем корень проблемы, а также как можно исправить отрицательную оценку. Это поможет вам справиться с любыми трудностями, с которыми вы сталкиваетесь в школе.
    • Если вас лучше понимает один из родителей, сначала поговорите с ним. Затем поговорите одновременно с обоими родителями.
    • Если родители расстроились, сохраняйте спокойствие. Не затевайте ссору. Этим вы только ухудшите ситуацию.
    • Поговорите с родителями в разумном тоне и выслушайте их. Они просто хотят, чтобы у вас все было хорошо.
    • Выпустите пар. Побейте подушку, прокатитесь на велосипеде, поиграйте в компьютерную игру или послушайте музыку. Избегайте ссор с родителями.
    • Будьте готовы принять разумное наказание. Этим вы покажете, что серьезно относитесь к сложившийся ситуации, и, что подобное больше не повторится.
    • Помните, что родители всегда будут любить вас таким, какой вы есть, даже если вы получите плохую оценку!
    • Скажите родителям, что учиться в школе трудно, и что их поддержка и помощь может помочь вам повысить успеваемость.
    • Обращайте их внимание на положительные моменты. Пообещайте исправить плохие оценки.
    • Показывайте табель своим родителям. Ваши родители будут злиться еще больше, если вы попытаетесь скрыть истинные оценки. Поэтому не стоит подделывать оценки. Сообщите родителям о том, что вы собираетесь сделать, чтобы улучшить оценки.
    • Не стоит говорить: «Мои одноклассники постоянно разговаривают и отвлекают меня». Этим вы покажете, что пытаетесь уйти от ответственности. Будьте честны и готовы отвечать за свои неправильные действия.
    • Подготовьтесь к худшему развитию событий, но в то же время, сохраняйте положительный настрой.
    • Некоторые родители ожидают многого от своих детей. Обратитесь к родителям за помощью, если вам что-то непонятно. Скорее всего, они с готовностью помогут вам.

    Предупреждения

    • Покажите плохую оценку родителям, когда у них будет хорошее настроение. В противном случае они могут выместить свою агрессию на вас.
    • Не подделывайте подписи родителей. Учитель может рассказать об этом вашим родителям.
    • Не прячьте свой дневник или табель. Рано или поздно ваши родители все узнают, и это может их разозлить.
    • В некоторых культурах, особенно в азиатских странах, вы не сможете или даже не захотите следовать описанным выше шагам. В этих странах родители ждут от своих детей результатов. Дети делают все возможное со своей стороны, чтобы соответствовать требованиям родителей. Даже если вы сделаете все от вас зависящее, родителям будет сложно понять вас, если вы не получите положительный результат.
    • Ваше представление о том, какой должна быть хорошая успеваемость может отличаться от представления ваших родителей. Даже если вам удалось улучшить оценки до среднего уровня, родители могут требовать от вас, чтобы вы стали отличником.
    • Не бойтесь разговаривать с родителями по поводу плохих оценок. Родители наверняка все забудут и простят. Не переживайте, если на это понадобится много времени. Ваши родители желают вам самого лучшего.
    • Никогда не обманывайте родителей. Это только усугубит ситуацию!

Да о чём угодно - о том, что ребёнок уже знает программу, что этот предмет ему неинтересен, что он плохо преподаётся…

Да о чём угодно - о том, что ребёнок уже знает программу, что этот предмет ему неинтересен, что он плохо преподаётся… Но точно не о реальном уровне знаний.

Бытует школьный стереотип: чтобы состояться в жизни, нужно быть отличником, или, по крайней мере, учиться хорошо. С другой стороны, на слуху имена известных личностей, которые были круглыми двоечниками: Уинстон Черчилль, Билл Гейтс, Александр Пушкин, наконец.

Сегодня мы расскажем о первой встрече «Разрушителей мифов» с экспертами и психологами, родителями и школьниками, которую провел профориентационный сервис «Профилум» , чтобы понять: что школе и родителям делать с троечниками?

Отношение родителей к оценкам, которые дети получают в школе, неоднозначно. Кто-то считает, что тройки - это плохо, другие уверены, что именно троечники составят будущий креативный класс. Школьникам часто говорят, что плохие оценки, в том числе «тройки» станут препятствием в жизни: ты плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в хороший вуз и непонятно, как будешь жить дальше. Так ли это на самом деле?

Истории двух Дим

Дима, закончил школу несколько лет назад:

В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?

Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».

Мама второклассника Димы:

Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.

Роль школы меняется

Это лишь два примера того, почему дети могут получить плохие оценки, в том числе компромиссные «тройки». Школьные отметки - это лишь косвенный показатель знаний. Настоящая проблема - в отсутствии мотивации усваивать материал. В этом случае родители ищут возможность дать ребенку лучшее образование, подойти к этому вопросу нестандартно.

Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа должна отвечать на запросы родителей. Есть ли сегодня у нас выбор, в какую школу отдавать ребенка? Фактически нет! Поэтому родителям приходится доделывать то, что не смогли учителя. Но сам факт, что родители задаются вопросом «что делать?», если у ребенка «плохие оценки», говорит о том, что проблему можно решить.

Роль школы в жизни людей за прошедшие годы изменилась. Раньше те, кто не справлялся, отправлялись «на камчатку», а потом исключались из школы. Сегодня же ребенка нельзя даже оставить на второй год, хотя некоторые родители даже просят об этом в воспитательных целях.

Людмила Петрановская,

Шансы людей, умеющих только сидеть на месте и выполнять простые алгоритмические операции, оказываются нулевыми, так как машины уже сегодня во многих аспектах оказываются эффективнее людей. Школьникам нужен новый подход, новые знания. При этом проблема отсроченного педагогического результата, когда школьник не понимает, зачем ему дают те или иные знания, компенсируется оценками, которые заменяют мотивацию. Но поколению цифровых аборигенов, которые учатся пользоваться сенсорным экраном раньше, чем говорить, увлекаются киберспортом и видеоблогами, нужен совершенно иной подход. В отличие от прошлых поколений, они могут задаваться вопросами: «Зачем мне это надо?», и стараться заставить их учиться плохими оценками практически бесполезно.

Нина Добрынченко-Матусевич, лидер Родительской лиги, активная мама троих детей

Сегодня образование уже не является социальным лифтом и само по себе не может никого никуда вытащить. Люди осознают эту ситуацию, но реагируют по старинке. Они предлагают вернуть ту систему образования, которая помогала нам и нашим родителям, только сделать её сильнее и лучше. Вместо этого нужно создавать новые форматы обучения и оценки полученных знаний.

Статистика показывает, что российские оценки сильно оторваны от реальности. Если в США каждый балл в школе даёт прирост к зарплате на 7%, то в России наблюдается снижение зарплаты на 7% с увеличением среднего балла - из-за уклона карьеры в академическую среду, где уровень оплаты труда ниже. В нашей стран большее значение имеет наличие опыта работы. Как показали исследования ВШЭ, если человек где-то работал во время учебы, его зарплата оказывается выше на 33%. При этом работа во время учебы, как правило, не влияет на успеваемость.

Оценка развращает и школу, и систему образования

В целом, как отмечают психологи, оценки часто превращаются в лейтмотив: в большинстве случаев никого не интересует, что действительно знает ребенок - важно, какие оценки он приносит.

Мария Волошина, практикующий психолог в системе образования

Выбрать учителя для ребенка - это практически недоступная опция. Важно понять, как в настоящей реальности поддержать родителя и ребенка. Помощь школьного психолога для родителя заключается в том, чтобы помочь ему «отлепить» оценку от ребенка. Помочь родителю понять, какой вообще его ребенок, чем он хорош? - такие вопросы вводят родителей в ступор. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком садится и начинает разбираться, видит прогресс, работает над ошибками

Чтобы оценки были объективными, должны быть чёткие критерии, чтобы результат можно было понять и оспорить. Например, в западных странах колледжи ранжированы по средним зарплатам выпускников, абитуриентам хорошо известно, какой балл нужно набрать по итогам обучения в школе, и это позволяет говорить о взвешенной роли оценок в жизни человека.

Людмила Петрановская, психолог, блогер, автор нескольких книг, создатель Института развития семейного устройства

В психологическом контексте мы должны понимать, что при использовании оценки для выражения субъективного отношения неизбежно формируется страх плохой оценки ребенка. Нужно отделить зёрна от плевел, ставить оценку действиям, знаниям, поступков человека от оценки самого человека. Педагоги должны оценивать конкретные действия детей в рамках образовательного процесса. Нужно оценивать, как ребенок познаёт, как он коммуницирует с внешним миром.

Какой должна быть оценка?

Чтобы оценка не была сдерживающим фактором в развитии ребенка, родителям, учителям и самим детям нужно изменить отношение к ошибкам, так как они являются элементом естественного этапа обучения. По мнению психологов, существует три уровня мотивации: увлечённость, преодоление, избегание. И если сегодня «тройка» может сформировать в человеке именно паттерн избегания, нужно всячески работать над тем, чтобы подобная отметка стимулировала к преодолению, а ещё лучше - к увлеченному изучению предмета.

Виталий Алтухов, руководитель отдела разработки и исследований «Профилум»

Школьная оценка слишком обобщена и относительна. Она не позволяет судить о реальном потенциале ребенка. Чтобы раскрыть его, нужно использовать дополнительные метрики - оценить реальные интересы и способности ребенка, а также выявить таланты, которые могут и не проявиться в школе. Наша технология позволяет всесторонне оценить потенциал ребенка, выявить его истинные таланты, и подбирает под них конкретные варианты профессий, оптимальных внешкольных курсов и карьерных траекторий. опубликовано

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника : избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.