11 августа по старому стилю (24 по новому) 1904 года в Российской Империи отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников. Это была последняя социальная группа, для которой еще применялись различные виды физического воздействия. Чуть ранее, в июне того же года, телесные наказания отменили на флоте и в армии.

Телесные наказания появились на Руси в глубокой древности вместе с возвышением власти киевских князей. Правда, многие доказывают, что широкие карательные меры уголовного права заимствованы от татар и что до монгольского нашествия телесных наказаний на Руси не было. Например, Карамзин утверждает, что законодательный сборник ХII – ХIII вв. – «Русская Правда» знает только кровную месть и денежную систему выкупа. Единственным наказанием, налагаемым князем вместо штрафа, было « поток или разграбление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. «Русская Правда» прямо запрещает телесные наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен.» Слова «поток или разграбление» означали не только изгнание и др., так назывались и телесные наказания, т. к. в некоторых списках «Русской Правды» « на поток» заменено словами «на бой».

Телесные наказания распределялись на три категории:
1.Членовредительные (изувечивающие) – лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация).
2. Болезненные - причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки).
3. Осрамительные (позорящие) - наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев.

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе. Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы. Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки - за татьбу (воровство) в первый раз. Левую руку по запястье - за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда. Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину. К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли.Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час. Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 удары, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Более легким наказанием считалось битье батогами, т.е. палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. Ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди - подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело. «Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем.При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею. Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги. Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием. Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее - цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков). Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить. Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Эпоха Петра Первого.

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением. В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников - вырезанием ноздрей,для менее важных - клеймением буквой «В». Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом. Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний - шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены.

Немецкие шпицрутены - гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой. Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние и пр.

Кошки и линьки.

Кошки - четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников. Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Эпоха Екатерины Второй.

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» - калеки были обузой для государства. Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних. Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, - тюремному заключению, ссылке и каторге. Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году - священники, затем - лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов. Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены. Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

1) допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;

2) разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка;

3) ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами - соответственно до 100 и 30 ударов;

4) плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;

5) допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением.



До недавнего времени в общественном укладе многих стран считалось, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, а любое телесное наказание подразумевало пользу для самого ребенка. И вплоть до начала ХХ века порка розгами была обыденным делом, а в некоторых странах и до конца столетия это наказание имело место. И что примечательно у каждой народности своя национальная методика порки, выработанная веками: в Китае - бамбук, в Персии – плеть, в России – розги, а в Англии – палка. Шотландцы же предпочитали ремень и угревую кожу.

Один из известных общественных деятелей России говорил: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».


Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях, находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.

Английская "методика" воспитания розгами


Народная английская пословица гласит: "Пожалеешь палку – испортишь дитя". Палок на детей в Англии действительно никогда не жалели. Чтобы оправдать применение телесных наказаний в отношении детей, англичане часто ссылались на Библию, в особенности на притчи Соломона.


Относительно же знаменитых итонских розг ХIХ века, то они вселяли жуткий страх в сердца учеников. Это была метелка из пучка толстых прутьев, прикрепленных к ручке длиною в метр. Заготовку таких розг проводил директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую охапку. Деревьев на это изводилось огромное множество, но как считалось игра - стоила свеч.


За простые провинности, ученику регламентировалось 6 ударов, за серьезные проступки их число увеличивалось. Секли иногда до крови, а следы от ударов не сходили неделями.


Провинившихся же девочек в английских школах ХIХ века секли гораздо реже, чем мальчиков. В основном их били по рукам или плечам, лишь в очень редких случаях с воспитанниц снимали панталоны. В исправительных же школах для "трудных" девочек с большим усердием применяли розги, трость и ремень-тоуз.


И что примечательно: телесные наказания в государственных школах Британии были категорически запрещены Европейским судом в Страсбурге, вы не поверите, лишь в 1987 году. Частные же школы еще 6 лет после этого прибегали к телесным наказаниям учеников.

Традиция суровых наказаний детей на Руси

Много веков в России массово практиковались телесные наказания. Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости, щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность. Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих воспитанников. В некоторых же семьях папаши "воспитывали" своих детишек сами.


Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в «профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.

И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих детей в процессе "воспитания". За это преступление они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их преступление способствовало развитию детоубийства.

"За одного битого - семь небитых дают"

Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения в отношении отпрысков даже в царских семьях.


Так к примеру, будущего императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.


Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и расправы тотчас же начала меня сечь, - и секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»

Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и Николай Некрасов.


О том как был бит до потери сознания маленький Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести «Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и «прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.


Жена Пушкина - Наталья Гончарова, никогда не интересовавшаяся стихами мужа, была строгой матерью. Воспитывая в дочерях чрезвычайную скромность и повиновение, за малейшую провиность безжалостно хлестала их по щекам. Сама же будучи обворожительно красивой и выросшая на детских страхах, так и не смогла блистать в свете.


Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде "Наставление к воспитанию внуков", призывала отказаться от насилия. Но лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как слишком либеральный.


За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и заявил, что "школа бесплатная и розг в ней не будет". А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян.

Эта пытка официально была отменена лишь в 1904 году. В наши дни в России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живет и в наши дни.

О том как школьники Великобритании подняли восстание под лозунгом:
можно узнать

У наших предков не было проблемы с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый проступок полагалось то или иное наказание. Даже за вполне безобидное по сегодняшним меркам поведение стоило ожидать хорошей взбучки.

На горох

Не найти было в старину ребенка, который не постоял бы на горохе. Это наказание было одним из самых распространенных, а получить его можно было, например, за проявление злобы по отношению к родне, невыполнение обязанностей по дому, непослушание.

Несмотря на кажущуюся незатейливость карательной меры, она была очень болезненной и символичной. Многочасовое стояние должно было подтвердить готовность к смирению, а боль от впивающихся в колени твердых зернышек заставляла прочувствовать неправильность собственного поступка особенно глубоко.

Розги

К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».

И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!

Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.

Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».

Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.

Моральное унижение

Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.

Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.

Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.

Ложкой по лбу

Получить деревянной ложкой по лбу от главы семейства любой находящийся за столом мог за нарушение правил поведения за столом. Из стоявшего в центре стола чугунка все черпали согласно старшинству и положению в семье: сначала пробу снимал отец (или дед), а затем остальные. Полез ложкой вперед батьки – проявил неуважение к кормильцу.

Отправлять в рот кашу или похлебку следовало аккуратно, вдумчиво и неспешно. Не подставил под ложку хлеб и капнул на стол? Подставляй лоб! Задал кому-то невинный вопрос! Опять готовься к удару! Семьи были большими, поэтому некоторым отцам приходилось частенько доставать новый столовый прибор.

Детская колония

Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).

Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.

Три дня сухомятки

Умение контролировать собственные эмоцииценнейшее качество, которое обязан был взращивать в себе с малолетства каждый. Конечно, взрослые не запрещали детям веселиться и играть. Сделал дела, бегай с колесом по двору хоть до посинения. Требовалась малость – уметь вовремя остановиться. Например, смейся, но не так, чтоб из глаз слезы брызгали. Прослезился? Три дня на воде и хлебе.

Коленопреклонение

«Что-то сегодня слишком жарко», или «Как же этот дождик надоел», – за подобные фразы ребенок мог поплатиться независимо от возраста. К ежедневной молитве добавлялись 25 земных поклонов. А это совсем не то же самое, что преклонить голову или сделать малый поясной поклон. Медленно опуститься на колени, а затем неспешно встать, – и так 25 раз.

Наказание символизировало падение человека во грехе (опускание на колени) и его прощение Господом (подъем с колен). Оно не только позволяло прочувствовать вину, но и избавляло от лени. Родители строго следили, чтобы епитимья не превращалась в некий комплекс гимнастических упражнений, выполняемый наскоро и бездумно.

Лишение сладкого

Собственно, лишали не только сладкого. Быть готовым выдержать 12-дневный строжайший пост с сотней (!) ежедневных земных поклонов следовало тому, кто во время церковной службы позволил себе хотя бы перешептывание с соседом. Для молодых суставов, может, и не слишком суровое испытание, но на голодный желудок, думается, не слишком простое для выполнения.

Ограничения в еде были и самым популярным видом наказания в императорских семьях. Так, детей Александра II могли лишить сладкого или поставить в угол за съеденный до обеда пирожок или вопросы по поводу меню.

Пощечина

Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.

Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.

Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами. Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.

Что означает "сечь розгами"?

Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами - значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами - это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.

Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.

Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.

У этого способа есть даже свое латинское наименование - "флагелляция". Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и

Как секли розгами в старину

Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, "чтобы неповадно было".

Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.

В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.

При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.

Что такое розги?

Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги - это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину - не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался "бархатным", так как следы на теле исчезали очень быстро - от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.

Подготовка орудия наказания

Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор.

Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся. О таких случаях рассказывает в своих трудах философ и историк Гомер.

Как нужно было правильно сечь розгами?

Оказывается, флагелляция - это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Существовали определенные правила подготовки орудия для нее, а также техника нанесения ударов. Как сечь розгами? Основным правилом являлась необходимость соизмерять свою силу. Человек должен был испытать сильную физическую боль, но при этом не остаться изувеченным. Шрамы не должны были оставаться на теле навсегда. Поэтому человек, который осуществлял флагелляцию, должен был контролировать силу своего удара.

Современность

Конечно, время жестоких наказаний безвозвратно ушло. В современности такой способ, как битье розгами, или флагелляция, практически не используется. Хотя иногда имеют место случаи показательного избиения с целью доказывания своей позиции.

09:11 pm - Наказания на Руси.

Как ни удивительно, но лишение свободы в виде заключения
в тюрьму долгое время было одним из самых малораспространенных мер
наказания на Руси.

Княжеские и все прочие суды совершались скоро, без ненужной
волокиты, поэтому не было нужды долго держать преступника за решеткой.
Его просто связывали, сажали на сутки-другие в какойнибудь погреб,
подклеть или баню и приставляли стражника, чтоб не сбежал, только и всего.
Строить для этого специальные тюрьмы не было никакой необходимости.
Действовали законы простые и понятные, которые в сущности сводились к несложной
формуле: "око за око, зуб за зуб". Более того, пострадавший
мог без всякого суда разобраться с обидчиком на месте преступления,
не обращаясь к властям. К примеру, одна из статей Русской Правды (начало
XI века) звучала так: "Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве,
могут убить как собаку". А многие преступления вообще не
подлежали наказанию, даже убийство, если оно совершено было
при смягчающих вину обстоятельствах - в состоянии опьянения. Некий
Гаркуша, в пьяном виде повздорив с приятелем, ударил обидчика медным
ковшом по голове и зашиб его до смерти, но был совершенно оправдан
на другой же день после этого, поскольку дело это было, как написано,
- "на пиру явлено". Любопытно, что пьянство
стало признаваться отягчающим вину обстоятельством только в начале XVIII
века. Тяжелой обидой на Руси считалось нанесение увечий,
отсечение руки или ноги. Сделавший это, если вина его была доказана, подвергался
точно такой же участи - ему тоже, вместо того чтобы давать
срок и сажать в тюрьму, без всякой жалости отрубали руку
или ногу. Строго наказывалось оскорбление действием,
которое называлось тогда "преступлением против чести", сейчас
бы мы назвали это злостным хулиганством - "удар мечом
в ножнах, или рогом, или жердью, или вырывание усов и
бороды". Преступника тоже никуда не сажали, просто по приговору
суда пострадавший отвечал ему тем же - рвал бороду или же ударял
"рогом или жердью". Если же в результате судебного разбирательства
ни одна из сторон немогла доказать своей правоты, тогда назначалось "поле". Поединок
и его результат считался видом судебного доказательства. Кто
победит, тот и прав. Оцепляли цепями небольшую площадку, вроде
ринга, и противники сходились в честном бою. Обычно дрались в присутствии
друзей и болельщиков с той и с другой стороны, которые криками подбадривали
соперников. Зрелище было увлекательным, поскольку "дерутся в потасовку,
кулаками, батогами и дубинами..." Те, кто сам был
не способен драться (женщины, больные, старики и т.п.),
имели право нанять бойца. Но тут строго следили за тем, чтобы это был не
профессиональный боец, чтобы дрался он без хитростей и без
приемов.

Бывали случаи, когда женщина не могла или не желала найти
бойца, который мог бы постоять за нее, и тогда она сама
выходила на поединок. Так, вдова одного княжеского дружинника
Феодосья победила в поединке на мечах какого-то поляка Гонтковского.
Но для таких случаев, когда на поединок выходила женщина против мужчины,
существовали особые правила - мужчина должен был сражаться
с ней, стоя по пояс в специально вырытой яме.

Главная суть наказаний сводилась к тому, что, вопервых,
возмездие за преступление наступало скоро и неотвратимо, а во-вторых,
само наказание производилось, как правило, публично, при большом
стечении народа, для устрашения и назидания собравшихся, дабы
другим было неповадно. Видов наказания было великое множество
- повешение, сажание на кол, отрубание головы, битье батогами
и кнутами, вырывание ноздрей, утопление, сожжение, закапывание
в яму и т.д., всего не перечислить, но очень долгое время суды на
Руси не выносили такого самого распространенного ныне
приговора, как - лишение свободы. Потому и не было никаких
специальных тюрем и никто не думал их строить вплоть до середины XVII века.
Смертная казнь применялась довольно широко, и виды ее были очень
разнообразны.

Повешение . Этот вид смертной казни существовал с незапамятных
времен и среди всех народов. Всегда считался одним из самых позорных
и унизительных. Вешали за измену и предательство (возможно, это связано
с именем предателя Иуды, который, как известно, выбрал для себя
именно этот вид смерти, удавившись в петле).

Сожжение. Применение этой казни тоже уходит корнями
в глубь веков. Сжигали за преступления против веры, а также
за умышленный поджог. Огню с древних времен приписывалась сила очищающая,
недаром сам Господь поразил огнем погрязших в мерзости Содом и Гоморру.

Утопление. Этот вид казни применялся обычно в тех случаях,
когда наказанию подлежали большие массы народа, бунтовщиков и мятежников,
до нескольких тысяч человек. Тоже напрашивается аналогия с великим
потопом, истребившим в свое время почти все человечество.

Отсечение головы. Это был самый распространенный и обычный
вид наказания. Применялся в тех случаях, когда
преступник заслуживал легкой смерти и его следовало казнить
быстро и особенно не мучая.

Расстрел. Впервые официально этот вид смертной казни
введен Петром Первым, и применялся он исключительно к военным
преступникам. Расстрел производился в торжественной обстановке с
чтением приговора перед всем полком, который специально для
этого выстраивался.

Все перечисленные выше виды смертной казни считались казнями
легкими, не мучительными. Кроме них известны страшные, показательные казни,
которые способны были вызвать у присутствовавшей при этом толпы
настоящий ужас.

Колесование. Человека клали на землю лицом кверху и, растянув
руки и ноги, привязывали в таком положении. Тяжелым колесом с железным
обручем палач бил и раздроблял ему кости на руках и ногах. Затем
осужденного с переломанными костями клали на это же колесо и в таком
виде оставляли на
медленное и крайне мучительное умирание. К слову, Пугачев тоже был
приговорен к колесованию, но ему сперва отрубили голову, а потом уже
переломали кости. Таким образом ему еще, можно сказать, повезло. Бывали
случаи, когда колесованные лежали и мучились по нескольку дней.

Сажание на кол. Смерть крайне мучительная и жуткая, когда
заостренный кол, вставленный в задний проход, постепенно проходя внутренности,
вылезал из спины или из груди. Казнь эта пришла к нам из Литвы. Иногда
к колу прибивалась короткая перекладина, что замедляло проникновение
кола, оттягивало смерть на два-три дня. После перенесенных страданий у
многих покойников глаза вылезали из орбит.

Четвертование. Преступнику рубили по очереди руки и ноги,
а затем отсекали голову. Иногда руки и ноги отрывали щипцами. Казнь назначалась
за государственные преступления. Таким образом казнен был в Москве
Стенька Разин.

Залитие горла. Экзотический способ умерщвления. Применялся
почти исключительно к фальшивомонетчикам, которым в горло заливали
расплавленный металл, из которого они чеканили фальшивые деньги.

Закапывание в землю. Особый вид смертной казни, который
применялся к женам, убившим собственного мужа. Преступницу закапывали
живьем в землю по плечи и приставляли стражу для того, чтобы никто
не мог кормить ее и поить, а так же чтобы собаки не отъели голову.
Мучения обычно длились два-три дня. Были, впрочем, случаи,
когда закопанные жили еще 20 и даже 31 день. Точно так же карались
и соучастницы преступления. В 1682 году в Москве "окопаны были в землю
трое сутки" две Женщины за убийство мужа одной из них.

К слову сказать, за убийство мужем жены подобной статьи
не было. Описан случай, когда "кадашенец Ивашка Долгой за убийство жены
наказан кнутом и отдан на поруки".

Повешение за ребро. Применялась эта казнь очень редко.
Человеку продевался крюк под ребра, и в таком виде его подвешивали.
Очень любил забавляться этим Стенька Разин.

Человека, убившего своих родителей, разрывали клещами.

ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Телесные наказания были двух видов - болезненные и уродующие
(отсечение рук, ног, отрезание языка, вырывание ноздрей, клеймение и т.п.).
Как уже было отмечено, почти все наказания в прежние
времена совершались публично с воспитательной целью, чтобы, глядя
на муки преступников, другим было неповадно совершать преступления. Это
касалось не только смертной казни, но и более легких наказаний, некоторые
из которых стоит перечислить.

Правеж. Способ взыскания долгов, заимствованный когда-то
у татар. Неисправного должника помещали в тюрьму, а затем каждый день
выводили на людное место, обычно на торговую площадь, раскладывали
на земле или на деревянном "козле" и принародно секли по ногам
батогами - длинными тон-

кими палками. Чем больше долг, тем длиннее был срок наказания.
Кнут. Тяжелый кожаный ремень, длиной от метра до двух, плетенный
из лошадиной или лосиной кожи и засушенный. Таким кнутом можно было с
первого удара содрать мясо до костей. Наказание длилось порою до трех дней,

но обычно наносилось тридцать - сорок ударов, и этого было
достаточно, чтобы засечь человека до смерти. Иногда в приговорах так и
указывалось: "забить до смерти". Битье кнутом совершалось медленно, с паузами
и остановками, так что наказание в двадцать ударов длилось не менее часа.

К болезненным наказаниям относились также заковывание
в железо, хождение босиком по острым деревянным кольям, сажание
на долгий срок на очень неудобную деревянную лошадь.

ПАЛАЧИ

С палачами у властей всегда были проблемы, потому
что найти добровольца на эту должность было очень трудно.
В народе палачи пользовались полнейшим презрением
и отвращением.

Осужденные преступники, выбравшие эту профессию в расчете на
облегчение своей участи, освобождались от телесного наказания.
Свое искусство они доводили до совершенства частыми упражнениями. Они могли
по желанию разрезать кнутом как острой бритвой подброшенный
лист бумаги или же так подхватить кнут, пущенный со всего размаха, что
подставленный лист бумаги оставался невредимым. Среди палачей
встречались редкие мастера своего дела, которые умели так протянуть кнут
по спине, что с каждым ударом он вырывал куски мяса. Обыкновенно
в палачи назначались сами преступники, которые после двенадцати лет такой
службы отпускались из тюрьмы на волю. В Уложении ведено в палачи
на Москве набирать (13 вольных людей и платить им жалованье из
казны. Вообще предписывалось, "чтобы во всяком городе без палачей
не были". Но охотников на такую должность из вольных людей было очень
немного. Воеводы то и дело жаловались, что "в палачи охочих людей не находится, а выбранные принуждением
убегают". Заплечные мастера имели большие заработки
и получали крупные заказы. Были случаи, что и "воду секли кнутом,
если дерзала она от ветров затевать возмущение".

Провинившиеся иногда тайно платили палачу до
десяти тысяч рублей, чтобы не изувечил или сделал наказание
менее мучительным. Становился в заплечные мастера какой-нибудь
забулдыга, бесшабашная голова, у которого был один выход - "встать в палачи
за свои вины". Палачам деньги доставались легко. Стоило ему пройтись по базару, всякий старался
сунуть ему грош или пятак, как бы в виде задатка. Но когда палач
уходил на покой и селился гденибудь, соседи гнушались разделить с
ним кусок хлеба, посадить за стол. Прикосновение рук палача считалось осквернением.
Взгляд, брошенный случайно на палача, считался нечистым и требовал особого
очищения и молитвы Ивану Воину. Мальчишки не упускали случая, чтобы на
улицах не потравить палача. Ни купить, ни продать ничего бывшие палачи
не

могли, так что жизнь их была хуже каторжной.

1. Преступления против религии

Сюда относились идолопоклонство и чародейство, которые
до Петра I карались смертью через сожжение, если доказывалось, что подсудимый общался
с дьяволом. При отсутствии таких доказательств применялось тюремное
заключение и телесное наказание.

За богохульство отрезался язык.

Появление в церкви в пьяном виде наказывалось штрафом
или тюрьмой.

За разрытие могилы - смертная казнь.

Наказывалась также штрафом неявка на молитву, несоблюдение
поста, уклонение от исповеди.

Наказаниям подвергались хозяева, которые открывали кабаки
до окончания церковной службы.

2. Государственные преступления

Вооруженное восстание против властей наказывалось четвертованием.
То же самое за подготовку убийства царя.

За устное оскорбление царя отрубалась голова. Бунтовщики
и возмутители государственного порядка приговаривались к повешению.

3. Должностные преступления

За взятку - смертная казнь, телесные наказания, конфискация
имущества.

Чиновникам запрещалось носить слишком дорогие вещи - серебро,
золото, меха. За это налагались крупные штрафы.

Если служилый человек не поймал преступника, которого
можно было поймать, то в таком случае он наказывался так же, как должен был быть
наказан не пойманный им преступник.

4. Преступления против суда

Лжеприсяга и лжесвидетельство наказывались отсечением
двух пальцев и ссылкой на каторгу. Те, кого хоть раз в этом уличили,
не допускались больше ни к должностям, ни в свидетели.

5. Преступления против благочиния

Укрывательство преступников каралось смертью.
Содержание притонов,распевание непристойных песен, матерщина тоже являлись
преступлениями.

Запрещались азартные игры, при этом все деньги конфисковывались, а
игроки вдобавок штрафовались.

Запрещалось нищенство. Нищие отсылались в монастыри, а
подающие милостыню подвергались штрафу.

Строго наказывался обман покупателей, обвес, подделка
гирь.

6. Преступления против личности

За умышленное убийство - отсечение головы, за неосторожное
убийство - тюремное заключение, шпицрутены (толстые прутья, которыми били
преступника, прогоняя его сквозь строй), штрафы. Случайное убийство
прощалось, но врач, который по неосторожности
умертвил больного, подвергался смертной казни.

За заказное убийство - к примеру, отравление отца,
матери, ребенка

или офицера - полагалась одна из самых страшных казней - колесование.
За нанесение увечья отсекали руку преступнику.
Также отсечение руки присуждалось за удар палкой или тростью.

За легкие телесные повреждения, удар ножом виновника ставили
под виселицу, прибивали ему руки к плахе тем ножом, которым он совершил
преступление, и так держали в течение часа, после чего освобождали
и били шпицрутенами.

За явную клевету сажали в тюрьму на полгода. Если
клевета была неустной, а в письменном виде,
то ее автор подвергался наказанию,
предусмотренному за преступление, в котором он обвинял свою жертву.

Оскорбление женщины наказывалось в два раза строже,
чем оскорбление мужчины.

7. Имущественные преступления

Грабеж, поджог, кража, порча имущества. Если человек крал
по крайней нужде и необходимости, он освобождался от наказания.
То же самое по
отношению к сумасшедшим и малолеткам.

Если цена украденного не превышала двадцати рублей,
вора наказывали шпицрутенами, прогоняя шесть раз сквозь строй.

За повторную кражу наказание удваивалось, за третью -
отрезали нос, уши и отправляли на каторгу.

Если ценность краденого превышала двадцать рублей,
то казнили уже после первой же кражи.

Смертная казнь через повешение применялась за кражу в
четвертый раз, за кражу госимущества, за кражу во время стихийного бедствия, наводнения

или пожара.

За похищение людей рубили голову.

8. Преступления против нравственности

За изнасилование, мужеложство - смертная казнь или ссылка
на галеры.

За открытие или посещение публичных домов - плеть и штраф.

Из книги Кучинского А.В. "Тюремная энциклопедия"