Особенностях технических текстов на английском языке и о специфике технических переводов с английского на русский и наоборот. Изложенная в той статье информация может помочь широкому кругу людей, но особенно она будет интересна инженерам, изучающим английский язык в вузе. Английский инженерам пригодится и после завершения учёбы.

Некоторые инженеры работают в международных компаниях, где важно сотрудничество и взаимопонимание с иностранными коллегами. Другим рано или поздно придётся столкнуться с документацией на английском языке – например, при заказе оборудования из-за рубежа. В любом случае, знание английского языка значительно расширяет возможности человека, работающего в этой сфере деятельности.

Особенности английского языка для инженеров

Основы английского языка для инженеров мало отличаются от того, что приходится изучать в вузах всем студентам всех остальных специальностей. Тем не менее, есть и особенности:

  1. Специфическая для инженерной сферы деятельности терминология . Этот вопрос уже затрагивался в статье о техническом английском, но в случае инженерной специальности набор терминов будет ещё более узким. Крайне желательно обзавестись словарём, посвящённым вашей специальности – например, «Англо-русским и русско-английским политехническим словарём инженера».
  2. Вам потребуется читать аутентичные материалы на русском и английском языках , чтобы узнать, какие слова и выражения употребляются носителями языка в реальной обстановке. Не помешает изучить тексты по вашей специализации, которые уже существуют в двух вариантах, русском и английском. К таким текстам могут относиться руководства по использованию оборудования или, например, спецификации (технические стандарты) на различные рабочие процессы или характеристики какого-либо продукта, устройства или компонента системы. Очень часто такие спецификации обладают международной значимостью и существуют на языках всех стран, к которым относится технический стандарт.
  3. Не следует забывать о коммуникативных навыках , причём это касается и письменного общения, и устного. Очень высока вероятность, что по долгу службы вам придётся общаться с зарубежными коллегами, работодателями или поставщиками, а это требует умения свободно общаться на английском языке по темам, относящимся к вашей профессии. Поэтому желательно заранее позаботиться о том, чтобы пройти курс инженерного английского с упором на аудирование и говорение (например, “ Cambridge English for Engineering – Student’s Book with Audio CDs” от Марка Ибботсона), и потренироваться писать .

Пособия по английскому языку для инженеров

В российских вузах студенты инженерных специальностей изучают английский по учебникам, составленным с учётом специфики их будущей профессии. Основных таких пособий два: «Английский для технических ВУЗов» Агабекяна и «Английский язык для инженеров» Поляковой. Оба эти учебника дают материал с азов и в первую очередь направлены на изучение английского языка в общем смысле; но их особенностью является то, что на более продвинутых уровнях вам встретятся тексты научной и технической направленности, а в заданиях используется соответствующая лексика.

Пособия Поляковой и Агабекяна построены очень сходным образом. Они дают языковые материалы, позволяющие расширить словарный запас, задания по аудированию и устной речи, тексты для чтения, а также позволяют попрактиковаться в написании эссе и писем за границу, и в составлении и переводе документации.

Из указанных двух пособий учебник Поляковой считается более авторитетным, и там несколько более широкий спектр заданий и упражнений, чем в учебнике Агабекяна. Тем не менее, в целом они взаимозаменяемы.

Если же вы хотите выйти за пределы университетского курса английского для инженеров и уже достаточно свободно владеете языком, на помощь могут прийти англоязычные пособия, курсы и гайдбуки – такие, как уже упомянутый “Cambridge English for Engineering”, “Professional English in Use: Engineering” от этого же автора, “Pocket Book of English Grammar for Engineers and Scientists” или “Technical Writing: A Practical Guide for Engineers and Scientists”.

Учебник написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника - обучение различным видам чтения специальной литературы, владение которыми необходимо будущему инженеру, а также формирование навыков устной речи, аудирования и письма. Эффективное практическое овладение языком обеспечивается системой коммуникативных упражнений и ролевых игр, стимулирующих интерес студентов и их творческую активность.

Примеры.
Найдите в каждом ряду слово, имеющее наиболее общее значение.
1 a) February, b) November, с) March, d) month, е) July
2 a) colour, b) brown, c) white, d) green, e) black
3 a) year, b) time, c) month, d) week, e) day
4 a) man, b) woman, c) boy, d) girl, e) person
5 a) tennis, b) football, c) sport, d) hockey, e) chess
6 a) bus, b) transport, c) plane, d) tram, e) car
7 a) engineer, b) doctor, c) teacher, d) specialist, e) pilot
8 a) winter, b) summer, c) season, d) autumn, e) spring
9 a) body, b) arm, c) leg, d) head, e) hand 10 a) nose, b) mouth, c) eyes, d) head, e) hair

Прочтите предложения, поставив глаголы, данные в скобках, в соответствующем времени.
1 Му friend (to work) at the factory
2 This group (to go) to the theatre next month
3 We (to get) books from the library last week
4 I (to come) home later than usual yesterday
5 This student (to answer) well at the last lesson
6 They (to translate) text two tomorrow
7 He (to read) the book about Robinson Crusoe in his childhood
8 We (to want) to live in peace
9 Schoolchildren (to have) the longest holidays in summer
10 The great Russian poet Pushkin (to be born) in 1799
11 I (to speak) with my teacher tomorrow after classes
12 The farmer (to like) to work in his garden every day
13 The child always (to wash) his hands before dinner
14 The teacher (to ask) the new grammar rule at the next lesson
15 Last Sunday his little sister (to sleep) till ten o’clock.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Английский язык для инженеров, Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Английский язык для инженеров, Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С., 2004 - Учебник (5-е 2000 г.) написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника обучение различным видам … Книги по английскому языку
  • Английский язык для инженеров, Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С., 2007 - Учебник (6-е 2002 г.) написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника обучение различным видам … Книги по английскому языку
  • Английский язык для технических вузов, Синявская Е.В., Улановская Э.С., Тынкова О.И., 1990 - Учебник рассчитан на 150 160 часов учебного времени. Цель его развитие навыков чтения литературы по специальности для получения информации а … Книги по английскому языку
  • Английский язык для диалога с компьютером, Полякова Т.Ю., 2001 - В пособии впервые предпринята попытка помочь пользователям персональных компьютеров овладеть английским языком, на котором осуществляется общение с ним. Обучаемые научатся … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • English for Students of Law, Зайцева С.Е., Тинигина Л.А., 2012 - Предлагаемое учебное пособие составлено на основе учебной программы курса английского языка и рассчитано на 280 аудиторных часов. Цель пособия развитие … Книги по английскому языку
  • Как выучить английский всего за 7 дней, Эффективная методика для очень занятых и ленивых, Кампайо Р., 2012 - Методика, предложенная в книге, позволит быстрее и лучше запоминать новые слова и выражения. Для удобства изучения слова и выражения разбиты … Книги по английскому языку
  • Популярные английские идиомы в упражнениях и комментариях, Хейнонен Е., 2016 - С этой книгой легко научиться уверенно и к месту употреблять английские идиомы. Для практики предлагается множество увлекательных заданий, с помощью … Книги по английскому языку
  • Понятная английская грамматика в правилах и упражнениях, Караванова Н.Б., 2015 - В данном пособии английская грамматика представлена в виде правил, моделей и упражнений, что максимально облегчает восприятие, понимание и усвоение материала. … Книги по английскому языку

Предыдущие статьи:

  • Английский язык, Насонова А.К., 2014 - В справочнике в краткой форме представлено 100 самых важных тем по английскому языку. Все материалы приведены в соответствии со школьной … Книги по английскому языку
  • Краткий самоучитель английской грамматики, Солтовец Е.М., 2015 - В книге представлены все основные сведения о грамматической системе английского языка. Информация дается в доступной и сжатой форме, книга снабжена … Книги по английскому языку
  • Английский для фармацевтов (заочное отделение), Штода Н.Е., 2008 - Пособие состоит из 4 частей, первая из которых включает 5 глав. Главы содержат задания для закрепления пройденного лексического и грамматического … Книги по английскому языку
  • Английский язык, Тренажер, 4 класс - Необходимость представить текст перевода в максимально компактной форме возникает как в синхронном, так и в последовательном переводе. Острота проблемы и … Книги по английскому языку

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Прежде чем приступить к выполнению контрольного задания №1, вам необходимо повторить следующие разделы курса английского языка по рекомендованным учебникам:

1. Имя существительное. Множественное число. Выражение падежных отношений в английском языке с помощью предлогов и окончания –s .

2. Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных.

Числительное.

4. Глагол. Спряжение глаголов to be и to have. Оборот there + to be.

Порядок слов в утвердительных и вопросительных предложениях.

ВАРИАНТ 1

I. Перепишите и переведите предложения, обращая внимание на употребление оборота there + to be .

1. There was something wrong with the engine of my car and I asked the mechanic to examine it. 2. In Metro there are special pumps and fans that suck in the air from the street, purify it and make it warm or cool on its way to the station. 3. There are no traffic-lights at this intersection that is why it is a very dangerous place. 4. Were there any telephone calls while I was out? 5. There is usually a considerable increase in passenger traffic in summer.

II. Перепишите и переведите предложения, обращая внимание на употребление окончания -s.

1. The construction of early bridges without basic knowledge of mathematics resulted in great tragedies because of the bridges’ collapses. 2. Newton’s law of motion was written in Latin, because only this language was used in science at that time. 3. The trains on five routes of Denver’s commuter network carry 1 million passengers a day but demand is at least three times that number. 4. On a large diagram in a dispatcher’s room small lights display the location of each train. 5. Our secretary’s office is equipped with the latest equipment.

III. Перепишите и переведите предложения, обращая внимание употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. Подчеркните прилагательные в английских предложениях и укажите степень сравнения.

1. Broken stone is the most suitable material for ballast. 2. One of the longest continuous underground railway tunnels in the world is the 17,5 mile tunnel on the Northern line of the London Underground. 3. The first rails were made of cast iron but when traffic became heavier it was found that cast iron was too brittle and wore too quickly. 4. In the Grand Prix motor racing just a few seconds sometimes separate the fastest car from the slowest car in a race. 5. Traveling in an open-type coach is cheaper than in a sleeping car because sleeping cars are more convenient.

IV. Перепишите и переведите предложения, употребив прилагательные, данные в скобках, в сравнительной или превосходной степени.

1. The double-track railways are (convenient) than the single-track railways if the traffic on these lines is very heavy. 2. Both roads lead to the city center, but the left-hand one is a bit (short) and (direct) than the right-hand road. 3. At the conference the engineers discussed (recent) developments in the field of electronics. 4. Railways cause (little) air contamination than other modes of transport. 5. The bridge crosses the river at its (narrow) point.

V. Перепишите предложения. Задайте общие вопросы и специальные вопросы к подчеркнутым словам.

1. The last train arrives at midnight. 2. Rails are made of steel . 3. The Japanese company developed the first pocket-size color TV set. 4. The distance from here to the railway station is 5 kilometers. 5. There were several vacant seats in the bus when I got into it. 6. On this dangerous section of track trains usually decrease their speed. 7. Open-top cars are used for thetransportation of loose bulk materials.



VI. Перепишите и переведите текст.

THE TRANS-SIBERIAN MAINLINE

. “The Great Siberian Track ” is a well-known name in the history of the Russian State. It was given to the unique railway that connected the European part of the country with the Pacific Coast.

The history of railway construction in Russia started at the end of the 19 th century. Railway mainlines were laid down from the Western borders of the country to St. Petersburg and Moscow, from the center to the Volga region and from Ural to Central Asia. In 1892 the railway network in Russia had a total length of 32,000 km. That very year Samara – Zlatoust railway was built which later became a liaison between railways in the European part of Russia and the Trans-Siberian Mainline.

On March 15, 1891 Alexander III issued an imperial prescript addressed to future Emperor Nicholas II which stated: “I command to start constructing a railway across all Siberia to connect the Siberian region with the European part of Russia. I also entrust you with ground-breaking* of the Great Siberian Track in Vladivostok.”

Two projects of the future mainline were proposed – “the southern version” and “the northern version”. “The northern version” suggested by the Minister of Railways K.N. Posyet won. According to his project the railway was shorter by 400 km and was passing by the Siberian high road** and populated areas.

The building of the Great Siberian Track began in 1893. Construction rates were very fast despite the fact that the railroad went through swamps, thick taiga, crossed major rivers and huge mountains. In less than 15 years more than 8,600 km of track were laid down. At first 10,000 workers were involved in the construction. Later their number went up to 100,000. Job and living conditions were extremely tough. The main tools were spades, picks, axes, wheelbarrows and horse-drawn carts.

The building of the gigantic mainline was a heroic deed accomplished by Russian construction workers due to their tenacious efforts and courage. Some of Trans-Siberian stations bear their names – Rukhlovo, Vyazemskaya, Baranovsky, Snarsky, Adrinovka , etc. The Minister of Railways Vitte wrote: “The Great Siberian Railway breathed life into boundless Siberian lands.”

Notes : * ground-breaking – начало строительства (дороги)

Английский язык для инженеров. Полякова Т.Ю., Синявская Е.В. и др.

7-е изд.- М.: 2007 - 463с. 6-е изд.- М.: 2004 - 463с.

Учебник написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника - обучение различным видам чтения специальной литературы, владение которыми необходимо будущему инженеру, а также формирование навыков устной речи, аудирования и письма. Эффективное практическое овладение языком обеспечивается системой коммуникативных упражнений и ролевых игр, стимулирующих интерес студентов и их творческую активность. Учебник издается со звуковым приложением (2 аудиокассеты), все материалы которого начитаны носителями языка. Рекомендован для обеспечения базового курса в технических вузах. Может быть использован лицами с техническим образованием, желающими самостоятельно совершенствовать свои навыки владения английским языком.

Формат: pdf (7-е изд.- М.: 2007 - 463с.)

Размер: 14 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (6-е изд.- М.: 2004 - 463с.)

Размер: 48 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Audio:

Формат: mp3 / zip

Размер: 99 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

CONTENTS
Студентам от авторов 3
Преподавателям от авторов 5
Part I. ENGLISH IN PRACTICE
Unit 1. Value of Education 16
Unit 2. Live and Learn 43
Unit 3. City Traffic 68
Unit 4. Scientists 91
Unit 5. Inventors and Their Inventions 117
Unit 6. Modern Cities 142
Unit 7. Architecture 167
Unit 8. Travelling by Car 190
Unit 9. Water Transport 213
Unit 10. Air Transport 238
Unit 11. Construction Materials and Structures 261
Unit 12. PC means a Personal Computer 285
Unit 13. A Few Concepts of Market Economy 309
Part II. ENGLISH IN ACTION
1. TV Competition of Inventors 328
2. Applying for a Job 332
3. Conference 341
Part III. STUDENTS" MATERIAL
Алфавит (Alphabet) 348
Буквы и звуки (Letters and Sounds) 348
Ядро школьной лексики (Basic School Vocabulary) 350
Основные грамматические понятия (Basic Grammar Terminology) 355

Учебник (5-е 2000 г.) написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника обучение различным видам чтения специальной литературы, владение которыми необходимо будущему инженеру, а также формирование навыков устной речи, аудирования и письма. Эффективное практическое овладение языком обеспечивается системой коммуникативных упражнений и ролевых игр, стимулирующих интерес студентов и их творческую активность.
Впервые учебник для технических вузов издается со звуковым приложением (2 аудиокассеты), все материалы которого начитаны носителями языка.
Рекомендован для обеспечения базового курса в технических вузах. Может быть использован лицами с техническим образованием, желающими самостоятельно совершенствовать свои навыки владения английским языком.

THE HISTORY OF EDUCATION.
1. As long as we live we continue to learn, and the education we receive when we are young helps us to continue learning. We are taught to read and write, and are taught many of the essential facts about the world and shown how to sort them out so that later in life, we shall be able to find out things ourselves and not to ask other people

The first teachers were fathers and mothers, but very early in the history of man children began to be taught by people other than their fathers and mothers It is thought that schools first started in Egypt 5,000 to 6,000 years ago, and that it was the invention of writing which made them necessary. Reading and writing were quite different from the skills used in everyday life, and writing made it possible to store up knowledge which grew with each generation. Specially trained people were therefore needed to teach it.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Английский язык для инженеров, Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Английский язык для инженеров, Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С., 2007 - Учебник (6-е 2002 г.) написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника обучение различным видам … Книги по английскому языку
  • Английский язык для инженеров, Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С., 2002 - Учебник написан в соответствии с программой по иностранным языкам для неязыковых вузов. Цель учебника - обучение различным видам чтения специальной … Книги по английскому языку
  • Английский язык для технических вузов, Синявская Е.В., Улановская Э.С., Тынкова О.И., 1990 - Учебник рассчитан на 150 160 часов учебного времени. Цель его развитие навыков чтения литературы по специальности для получения информации а … Книги по английскому языку
  • Английский язык для диалога с компьютером, Полякова Т.Ю., 2001 - В пособии впервые предпринята попытка помочь пользователям персональных компьютеров овладеть английским языком, на котором осуществляется общение с ним. Обучаемые научатся … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • Практический курс английского языка, 2 курс, Аракин В.Д., 2005 - Учебник является второй частью серии комплексных учебников для I-V курсов педагогических: вузов. Основная цель - развитие навыков устной и письменной … Книги по английскому языку
  • Практический курс английского языка, 1 курс, Ключи, Федуленкова Т.Н., 2007 - В пособии представлены ключи ко всем лексико-грамматическим упражнениям учебника Практический курс английского языка. I курс под редакцией В. Д. Аракина. … Книги по английскому языку
  • Практический курс английского языка, 1 курс, Аракин В.Д., Селянина Л.И., Гинтовт К.П., Соколова М.А., 1998 - Серия учебников предназначена для студентов педагогических вузов и предполагает преемственность в изучении английского языка с I по V курс. Цель … Книги по английскому языку
  • - Один из лучших отечественных учебников по грамматике английского языка, написанных за последние 50 лет. Книга состоит из двух частей Морфология … Книги по английскому языку
  • Английский для инженеров, Агабекян И.П., Коваленко П.К., 2002 - Учебное пособие для студентов технических вузов па первом п втором этапах обучения соответствует программе по английскому языку для вузов неязыковых … Книги по английскому языку
  • Английский для технических вузов, Агабекян И.Л., Коваленко П.И. - Гласный звук i При произнесении краткого гласного звука i кончик языка находится у основания нижних зубов: оттенок русского звука и … Книги по английскому языку