Вариант 1

____ ___________

.

Часть I

только номер правильного ответа.

первом слоге.

а) средства б) шарфы в) столяры г) шприцы

1) а, в 2) а, б 3) а, б, г 4) а, б, в, г

причастий .

3. Укажите предложение, в котором вместо слова ВОСПОМИНАНИЕ нужно употребить НАПОМИНАНИЕ.

1) Часто воспоминания сродни выдумке, творчеству.

2) Студенты не стали дожидаться вторичного воспоминания деканата.

3) Осень прошла быстро, как сбывшаяся мечта, оставив прекрасные воспоминания о былых радостях и счастье.

4) Воспоминания окружили меня, и, предавшись воспоминаниям, я медленно поехал по лесу.

сандалию, тапку, кроссовок.

сандалию, тапок, кроссовку.

сандаль, тапок, кроссовок.

сандалию, тапку, кроссовку.

5.Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква е .

1) в_стибюль, п_ссимизм, р_жиссёр, вин_грет 3) атт_стат, прив_легии, сент_ментализм, ст_пендия

2) пр_зидент, хр_стоматия, г_потеза, д_рижёр, 4) опт_мизм, б_седа, кал_йдоскоп, п_скарь

6. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с Ъ .

1) пред_юбилейный, п_еса, кинос_ёмка 3) сверх_естественный, об_явление, четырёх_ярусный

2) пред_явить, в_юга, кур_ёзный 4) необ_яснимый, ин_екция, зав_южить

Во-первых (1) я пишу не повесть (2) а путевые заметки (3) следовательно (4) не могу заставить штабс-капитана рассказать прежде (5) нежели он начал рассказывать в самом деле.

1) 1, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 5 4) 1, 3, 5

все

Над Москвой было ещё светло зеленело к западу чистое и прозрачное небо тонко сквозили пролётами верхи колоколен но внизу в сизой морозной дымке уже темнело и неподвижно и нежно сияли огни только что зажжённых фонарей.

1) было; зеленело; сквозили верхи; темнело; сияли огни

2) было светло; зеленело небо; сквозили верхи; сияли огни

3) было светло; зеленело небо; сквозили верхи колоколен; темнело; сияли огни

4) было светло; зеленело небо; сквозили верхи; темнело; сияли огни

Вот кругом него собрался народ из крепости (1) он никого не замечал (2) постояли (3) потолковали и пошли назад (4) я велел возле него положить деньги за баранов (5) он их не тронул (6) лежал ничком (7) как мёртвый.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 3, 5, 7

Прочитайте тест.

(По Ю.Золотарёву)

10.Укажите вариант ответа с номером предложения, связанного с предыдущим предложением при помощи вводного слова и лексического повтора.

1) 3 2) 4 3) 6 4) 7


Часть II

(1)В ночь с субботы на воскресенье похолодало, высыпали звёзды, как в Диканьке, и до рассвета было ещё далеко, когда мы двинули на экскурсию.

(2)Автобус неторопливо поплыл прочь из Москвы по абсолютно пустым улицам, залитым электрическим светом, я приготовилась спать, но почему-то расхотелось. (3)Так странно было ехать и знать, что автобус увозит меня на целый день, и сейчас я окажусь в незнакомом месте, которое любил человек гениальный и странный, совершенно для меня непонятный.

(4)Очень скоро мы приехали в рассвет – мелькавшая за зимними деревьями глубокая чернота стала сразу наливаться розовым и оранжевым, и там, где розовое и оранжевое касалось чёрного, всё становилось почему-то синим, и оказалось, что нет никакой темноты, а есть голубое утреннее ледяное небо. (5)И ещё целый день впереди!.. (6)И вообще всё ещё впереди.

(7)На заправке, где предполагалась «минутка отдыха», мы с Ариной страшно захотели есть и нацелились на шоколадки и орехи в пакетиках, но бдительная Лена нам не разрешила – как можно?! (8)Лена ведёт по телевизору программу «Здоровье» и точно знает, что нам полезно, а что нет, и мы её слушаемся, так уж повелось.

(9)В наш тёплый корабль-автобус мы тем не менее вернулись в прекрасном настроении – мы едем на экскурсию! (10)Вскоре с центральной широкой дороги мы свернули на узкую деревенскую, где на обочинах высились горой наваленные снегоочистителем сугробы, и на заборах сидели недовольные утренние коты, и бодрые дядьки в ушанках и телогрейках орудовали лопатами, отбрасывали снег от невысоких крылечек. (11)По деревенской дороге мы ехали долго и интересно, а потом автобус остановился: дальше расчищена только узкая дорожка, не проехать, к дому на горушке нужно подниматься пешком. (12)Синие плотные тени лежали на сугробах, и приходилось зажмуриваться, переходя из тени в свет, на ослепительное и яростное солнце. (13)Калитка проскрипела, пуская нас в небольшой серый дом, где жил человек, написавший когда-то, «что радость будет, что в тихой гавани все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

(По Т.Устиновой)

11. Выберите и запишите без пробела словосочетание, которое можно использовать в качестве заголовка к тексту: 1)выходные дни; 2)посещение деревни; 3)необычное утро; 4)загородная экскурсия.

12.Выпишите из предложений 1-8 слово, которое позволяет точно назвать время года описанного события.

Ответ: _________________________________.

13. Выпишите из предложения 2 слова, употреблённые в переносном значении.

Ответ: _________________________________.

14.Среди предложений 8-13 найдите предложение, в котором употребляется разговорная лексика.

Запишите его номер.

Ответ: _________________________________.

15. Назовите основное средство выразительности, употреблённое автором в предложении 12.

Ответ: _________________________________.

ледяное небо (предложение 4) синонимичным прилагательным.

Ответ: _________________________________.

17. Из предложений 8-9 выпишите фразеологизм.

Ответ: _________________________________.

18. Какой из перечисленных примеров является олицетворением? Ответ запишите цифрой.

1) автобус поплыл (предложение 2) 3) автобус остановился (предложение 11)

2) автобус увозит (предложение 3) 4) калитка проскрипела, пуская нас в дом (предложение 13)

19. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: _________________________________.

20. Из предложения 4 выпишите слово с чередованием гласных в корне.

Ответ: _________________________________.

21. Выпишите союзное слово из предложения 3.

Ответ: _________________________________.

22. Укажите часть речи слова только (предложение 11).

Ответ: _________________________________.

23. Из предложений 11-13 выпишите краткое страдательное причастие.

Ответ: _________________________________.

24. Словосочетание по деревенской дороге (предложение 11) с видом связи согласование замените синонимичным словосочетанием с видом связи управление. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: _________________________________.

25.Укажите, каким членом предложения являются слова розовое и оранжевое в предложении 4.

Ответ: _________________________________.

26. Укажите количество простых предложений в составе сложного (предложение 1). Ответ запишите цифрой.

Ответ: _________________________________.

27. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

28. Напишите в порядке очерёдности вопросы ко всем придаточным предложениям в предложении 3.

Ответ: _________________________________.

29. Среди предложений 9-13 найдите сложноподчинённое предложение с однородным присоединением придаточных к главному.

Ответ: _________________________________.

30. Укажите, как называется часть предложения 13, заключённая в кавычки.

Ответ: _________________________________.


Диагностическая работа по русскому языку 10 класс

Вариант 2

____ ___________

(Фамилия, Имя, Отчество) (класс, буква)

Перед Вами задания по русскому языку. На их выполнение отводится 90минут. Внимательно читайте задания .

Часть I

К каждому заданию (№№ 1-10) даны варианты ответов, один из них правильный. В ответе укажите только номер правильного ответа.

1. Укажите, какие из перечисленных слов имеют ударение на втором слоге.

а) давнишний б) сливовый в) мозаичный г) зубчатый

1) а, в 2) а, г 3) а, б, в 4) а, б, в, г

2. Укажите способ(-ы) образования деепричастий .

1) суффиксальный 3) суффиксальный, приставочно-суффиксальный

2) приставочный, суффиксальный 4) суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный

3. Укажите предложение, в котором вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ.

1) Каждое выступление цирковых артистов сопровождалось ЭФФЕКТНЫМ световым оформлением.

2) Неизменное восхищение вызывает здание гостиного двора, опоясанное колоннадой с ЭФФЕКТНЫМ портиком.

3) При ярком солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды создавала картину чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ.

4) Действия медсестры и санитарки должны быть прежде всего аккуратными и ЭФФЕКТНЫМИ, чтобы облегчить страдания больному человеку.

4. Укажите вариант с верным употреблением грамматических форм существительных.

1) В обувном магазине я примерил туфлю, тапочку, кеду.

2) В обувном магазине я примерил туфлю, тапочек, кед.

3) В обувном магазине я примерил туфель, тапочек, кед.

4) В обувном магазине я примерил туфлю, тапочку, кед .

5. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква а .

1) п_лисадник, кат_строфа, к_вычки, об_яние 3) обл_ко, п_раллель, лабор_тория, аф_ризм

2) возр_жение, п_норама, ар_мат, об_няние 4) макул_тура, доск_нально, эксп_нат, л_биринт

6. Укажите, в каком ряду во всех словах после приставки не пишется Ъ.

1) с_экономить, без_апелляционный, с_ориентироваться 3) об_ёмистый, с_язвить, раз_яриться

2) пред_обеденный, ад_ютант, без_ядерный 4) трёх_этажный, суб_ективный, транс_японский

7. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

К её великому удивлению (1) на пороге стоял не почтальон и не подруга (2) а какая-то незнакомая женщина (3) молодая (4) благородно одетая и (5) по всем видимостям (6) из порядочных.

1) 1, 3, 4 2) 1, 5, 6 3) 3, 4, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5

8. Укажите, в каком ряду правильно указаны все грамматические основы предложения (знаки препинания не расставлены).

День был жаркий парило прибрежные травы испещрённые жёлтыми цветочками куриной слепоты были душно нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.

1) день был; травы были; вились мотыльки

2) день был; парило; травы были; душно; низко; вились мотыльки

3) день был жаркий; парило; травы были нагреты; вились мотыльки

4) день был жаркий; парило травы; были нагреты; низко вились

9. Укажите вариант, в котором цифры обозначают бессоюзную связь между простыми предложениями в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

Между тем чай был выпит давно (1) запряжённые кони продрогли на снегу (2) месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи (3) висящие на дальних вершинах (4) как клочки разодранного занавеса (5) мы вышли из сакли.

1) 1, 3, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 5

Прочитайте текст.

1)Достоинство невозможно купить, найти, получить в подарок, выиграть в лотерею. 2)Оно либо есть – либо его нет. 3)Человек, «предрасположенный» к достоинству, предрасположен к нему, видимо, генетически, и никак иначе. 4)Потому что иного и бьёт жизнь, и корежит, но он на всё идёт ради сохранения собственного достоинства. 5)Другому и богатство в руки, и возможности, и воспитание – он всё равно упорно остаётся мразью. 6)Увы, ни богатство, ни признание, ни путешествия, образование, любовь сами по себе не стоят ничего, если в основе человека не лежит его достоинство.7)Только достойным людям живётся непросто, но рядом с ними окружающим, как правило, комфортно, потому что достойный человек никогда не потеснит чужого «я», не станет источником подлости, низости либо предательства.

(По Ю. Золотарёву)

10.Укажите вариант ответа с номером предложения, связанного с предыдущим предложением при помощи частицы и однокоренного слова.

1) 4 2) 5 3) 6 4) 7

Часть II


Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания (№№ 11-30). При перечислении слова или числа отделяйте запятыми.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мы провели в музее несколько часов, слушали экскурсовода, не смея пошевелиться. (2)Смотрели по сторонам и в окна, где располагался сад, спускавшийся с холма к заснеженному лесу. (3)Какие-то ребята катались с длинной ледяной горки – у-ух!.. – уезжали далеко-далеко, голоса отчётливо звучали в морозном и чистом воздухе, мелькали разноцветные помпоны и комбинезоны. (4)Снежная пыль, похожая на бриллиантовую россыпь, переливалась между ветками берёз, и мы смотрели, как она переливается. (5)Потом мчались по узкой расчищенной дорожке к автобусу, а нас всё ждали, а мы опоздали, потому что никак не могли уйти из зимнего сада, от кустов старой сирени, от террасы с широкими и пологими ступенями, всё тянуло побыть ещё немножко.

(6)Наш тёплый корабль поплыл по снеговым волнам и вскоре приплыл к железным воротцам пансионата «Орбита», где нам был обещан обед.

(7)Когда мы вывалились после обеда к автобусу, большая худая собака подошла поздороваться, и мы несколько раз сбегали в столовую за угощением. (8)Собака угощение приняла, а повариха сказала, что собака болела долго, а сейчас только поправляется, оттого и худая.

(9)А день продолжался!.. (10)Мы бродили возле храма, где венчался когда-то тот самый гениальный человек, что писал про девушку, которая пела «в церковном хоре», смотрели с обрыва на замёрзшую речку, и зуб на зуб не попадал от восторга и холода.

(11)Мы возвращались в Москву ночью, притихшие и уставшие от радостных сегодняшних переживаний, когда вдруг один из наших мужчин, попросив у экскурсовода микрофон, сказал на весь автобус:

(12) - Сегодня был один из самых лучших дней в нашей жизни, и я точно знаю, что мы будем вспоминать его всю жизнь.

(13)И все зааплодировали.

(14)Мы договорились, что через две недели опять поедем на экскурсию и возьмём с собой детей, чтобы им тоже потом было что вспомнить.

(По Т.Устиновой)

11. Выберите и запишите без пробелов словосочетание, которое можно использовать в качестве заголовка к тексту: 1) зимний лес; 2) путешествие на автобусе; 3) возвращение в Москву; 4) самый лучший день.

Ответ: _________________________________.

12. Выпишите из предложений 1- 6 слово, которое позволяет точно назвать время года описанного события.

Ответ: _________________________________.

13. Выберите вариант ответа и запишите его цифрой.

В первом абзаце слово у-ух обозначает 1) падение с горы; 2) удивление; 3) испуг; 4) быстрое движение вниз.

Ответ: _________________________________.

14. Укажите номер предложения (из предложений 3-7), в котором одно из слов употреблено как разговорное.

Ответ: _________________________________.

15. Назовите основное средство выразительности (троп), употреблённое автором в предложении 6.

Ответ: _________________________________.

16. Замените эпитет в словосочетании пологими ступенями (предложение 5) антонимичным прилагательным.

Ответ: _________________________________.

17. Из предложений 9-10 выпишите фразеологизм.

Ответ: _________________________________.

18. Найдите в первом абзаце предложение, в котором есть сравнение. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

19. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: _________________________________.

20. Из предложений 2-3 выпишите слово с чередованием гласных в корне.

Ответ: _________________________________.

21. Укажите номер предложения, в котором все придаточные присоединяются союзными
словами (предложения 9-14).

Ответ: _________________________________.

22. Укажите часть речи слова ночью (предложение 11).

Ответ: _________________________________.

23. Из предложений 5-6 выпишите краткое страдательное причастие.

Ответ: _________________________________.

24. Словосочетание с ледяной горки (предложение 3) с видом связи согласование замените синонимичным словосочетанием с видом связи управление. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: _________________________________.

25. Напишите, каким членом предложения является слово поздороваться в предложении 7.

Ответ: _________________________________.

26. Укажите количество простых предложений в составе сложного (предложение 5). Ответ запишите цифрой. Ответ: _________________________________.

27. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

28. Напишите в порядке очерёдности вопросы ко всем придаточным предложениям в предложении 14.

Ответ: _________________________________.

29. Среди предложений 7-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным присоединением придаточных. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

30. Укажите, как называется часть предложения 10, заключённая в кавычки.

Ответ: _________________________________.


Похожая информация.



1 вариант Ф.И._____________________________


1) ь, ъ, ы, й.

2) у, а, э, и.

3) э, д, ж, з.


а о у ю

3.Подчеркни слово, у которого твердый согласный звук в начале. нёс слово


Красивый
1 2 3

5. Отметь значком ( ٧ ) слово, в котором звуков больше, чем букв.


1) Кирилл, Мария, Людмила.

2) Антон, Борис, Владимир.

3) Алексей, Руслан, Денис.

земля

бежит

яркая

8.
Стройная береза растет на поляне.

9. Подбери схему, подходящую к данному предложению. . Отметь значком ( ٧ ) ряд.
На белой тарелке лежат апельсины.
1)

2)

3)


1) моржи, чюлан, щука.

2) чаща, машина, щявель.

3) шило, часто, чудо.


*

Жил – был пёс ___________________. У него был друг кот _______________. Оба они жили у деда ______________________.

*

На дверях висит огромный замок .

На горе стоял замок великана.


*
Огород, конь, яма, трава.

*

,

МАКИ ЛАМА САША РУКИ


*

груши, малыши, сочные, ели

______________________________________________________________

Диагностическая работа по русскому языку 1 класс


2 вариант Ф.И._____________________________

1. Отметь значком() вариант, в котором все буквы обозначают гласные звуки?

1) ь, ъ, й, ы.

2) ю, р, ш, с.

3) и, а, э, у.

2. Отметь значком () букву, указывающую на мягкость согласного звука?
ы я э о

3.Подчеркни слово, у которого мягкий согласный звук в начале. нёс слово

4.Раздели слово на слоги. Определи сколько слогов в слове? Отметь значком () цифру правильного ответа.
Любимый
1 2 3

5. Отметь значком ( ٧ ) слово, в котором звуков больше, чем букв.

1) сайка 2) стол 3) енот

6. Отметь значком () ряд, в котором все слова расположены в алфавитном порядке?

1) Антон, Дмитрий, Владимир.

2) Константин, Наталья, Леонид.

3) Борис, Виктория, Григорий.

7.Соедини линией слово, которое соответствует схеме.

играет
по

цветок

8.Подчеркнуть слова, обозначающие предметы.
По лесу пробежал злой волк.

9. Подбери схему, подходящую к данному предложению. . Отметь значком () ряд.
Красные яблоки висели на дереве.
1)

2)

3)

10. Отметь значком () ряд, в котором нет ошибок.

1) мыши, чюгун, щавель.

2) лыжи, свеча, чудак.

3) щюка, чайник, шина.


* 11.Впиши клички животных и имя.

На лугу паслась корова ___________________. К ней подбежала

собака _______________. Их позвал пастух _________________.

* 12. Поставь ударение в выделенных словах.

Солнце село за гору.

Большое село стояло на берегу реки.


* 13. Выпиши слова, которые нельзя перенести:
Пень, мороз, армия, ежи.
__________________________________________________________________

* 14. Подчеркни слова соответствующие данной звуковой модели.

, ,

КОРА ТИНА РАНА МИЛА

* 15.Из данных слов составь и запиши предложение.

пели, песни, разные, дети

________________________________________________________________

Запиши номер задания, которое считаешь самым:

Лёгким_______ сложным________ интересным_______

План

к диагностической работе по русскому языку

в 1 классе

по УМК «Перспективная начальная школа»


1 вариант

№ задания

Оценка выполнения заданий диагностической работы

2 вариант

№ задания

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по русскому языку

для 11 классов общеобразовательных организаций г. Москвы

Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа по русскому языку проводится в 11-х

классах с целью определения уровня освоения обучающимися курса русского языка и выделения группы предметных умений, требующих коррекции.

2. Документы, определяющие содержание и характеристики диагностической работы Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).

– Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.



Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения диагностической работы На выполнение всей работы отводится 90 минут.

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

© Московский центр качества образования Диагностическая работа охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 10 классах, и концептуально близка к модели экзаменационной работы (часть 1).

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице 1.

Таблица 1 № Содержательные блоки Количество п/п заданий в варианте Лексика и фразеология Выразительность русской речи Нормы пунктуации Нормы орфографии Языковые нормы Текст Всего: 24 Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.

–  –  –

6. Система оценивания За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. 2 балла выставляется за ответ, который совпадает с эталоном.

1 балл ставится, если допущена 1 ошибка. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

© Московский центр качества образования Ответ на задание 7 – это последовательность из 5 цифр. Порядок записи цифр в ответе имеет значение. За каждую правильно указанную в последовательности цифру выставляется 1 балл. При полном совпадении ответа с эталоном за задание выставляется 5 баллов.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов.

Верным считается ответ, в котором последовательность цифр совпадает с эталоном. В этом задании за каждую верно указанную в последовательности цифру, соответствующую номеру термина из списка, учащийся получает по 1 баллу. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Максимальный балл за всю работу – 33 балла.

В Приложении 1 приведен план диагностической работы.

В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант диагностической работы.

–  –  –

© Московский центр качества образования Приложение 2 Демонстрационный вариант диагностической работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 11 классов.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ сначала в указанном месте, в затем в бланк тестирования, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Знатоки классической поэзии, вероятно, скажут, что один из признаков стихотворной речи – рифма. (2)Однако наряду с рифмованными стихами есть стихи, написанные без рифм – белые;

более того, рифма встречается и в прозе. (3)… наличие рифмы нельзя считать признаком, отличающим стихи от прозы.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Только знатоки классической поэзии могут считать рифму признаком стихотворной речи.

2) Белые стихи (стихи, написанные без рифм) сближают стихотворную речь и прозаическую и не могут служить признаком какого-либо определённого вида речи.

3) Рифма не может служить признаком, отличающим стихи от прозы, так как есть стихи без рифмы и в то же время есть рифмованная проза.

4) Рифма в прозе – явление хотя и редкое, но встречающееся в русской литературе, в то время как белый стих – стих без рифмы – часто используется в поэзии.

5) Утверждение, что стихотворная речь отличается от прозаической рифмой, неверно в силу того, что обе формы речи могут быть как рифмованными, так и нерифмованными.

Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Кроме того, Вопреки этому Например, Поэтому

© Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КЛАССИЧЕСКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КЛАССИЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1) Созданный классиком, классиками. Классическая литература.

2) Античный, относящийся к древней греко-римской культуре.

Классические языки.

3) Относящийся к изучению античных языков и литератур. Классическое образование.

4) Следующий методам классицизма. Классическая живопись.

5) Типичный, характерный (разг.). Классический пример эгоизма.

Ответ: ______________.

–  –  –

Ответ: ___________________________.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мы изучаем ОРГАНИЧЕСКУЮ химию.

На стадионе прошли ОТБОРНЫЕ соревнования.

Посоветовавшись с другом, я получил ПРАКТИЧЕСКИЙ совет.

В последнее время в гипермаркете возросла ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ активность.

Несмотря на своё высокое происхождение, он вёл себя ДЕМОКРАТИЧНО по отношению к простым людям.

Ответ: ___________________________.

–  –  –

Ответ: ___________________________.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ёмный, в..юнок раз..грать, сверх..дея пр..ложение (к договору), пр..образить н..грузить, раз..брал..дешний, бе..вкусный Ответ: ___________________________.

© Московский центр качества образования Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сергей шёл вперёд, (НЕ)СЛУШАЯ Петю.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

Орёл (НЕ)ПОДВИЖНО парит в небе.

Щенок (НЕ)СМЕЛО, а робко стал подходить к волчатам.

Ответ: ___________________________.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Она повторяла свою роль, (НА)ХОДУ низко кланялась и несколько раз потом качала головою (НА)ПОДОБИЕ глиняных котов.

(В)ТЕЧЕНИЕ всей дороги Павел сохранял упорное молчание, я ТО(ЖЕ) не разговаривал.

Наш класс пришёл (НА)ВСТРЕЧУ с героем войны, ЧТО(БЫ) узнать о его боевом пути.

Мои спутники ТО(ЖЕ) внимательно осматривали берег, (ПО)ТОМУ что мы опасались засады.

(ПО)ТОМУ берегу посажены деревья, (ПО)ЭТОМУ там много тени.

Ответ: ___________________________.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Местность вокруг озера была пусты(1)а, и само озеро не измере(2)о, не исследова(3)ы особе(4)ости его экосистемы.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) От ласкового дуновения весны растаял снег и встрепенулись берёзки.

2) В экспозиции музея представлены и рыболовные снасти и орудия земледелия древнего человека.

3) Озорной характер Верочки Мамонтовой на картине В.А. Серова читается и в её лукавом взгляде и в растрёпанных волосах и в румянце во всю щёку.

4) В доме было шумно и из окон бил яркий свет.

5) Растут кусты бересклета по буеракам да по оврагам.

Ответ:

© Московский центр качества образования

Рассматривая скульптурные изображения великих людей на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1) замечаешь фигуру (2) высланной Иваном III из города (3) Марфы Посадницы (4) отстаивавшей древние новгородские вольности.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уважаемые (1) телезрители (2) не все из вас (3) видимо (4) знают, что некоторые птицы (5) например (6) колибри, являются опылителями растений, как пчёлы.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Памятник Минину и Пожарскому (1) над созданием (2) которого (3) работал скульптор И.П. Мартос (4) стал воплощением гражданской доблести и патриотизма.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светало (1) и (2) когда развеялись последние разорванные клочья тумана (3) то на противоположном берегу отчётливо стало видно одинокую большую ель (4) которую ночью я принял за башню.

Ответ: ______________.

–  –  –

(1)Когда Николай Николаевич увидел свой дом после многолетней разлуки, сердце у него сильно забилось. (2)Каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него его жизнью, его колыбелью.

(3)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный.

(4)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (5)И ещё, когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, он всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», а ещё и те, которые на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(6)Это были в основном его предки. (7)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. (8)Дамы и господа в причудливых костюмах. (9)Женщины в расшитых золотом платьях.

(10)Мужчины в белых, голубых, зелёных мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.

(11)Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал...

(12)Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художником, а отец отдал многие годы жизни, чтобы собрать его картины.

(13)И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме...

(14)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (15)В доме пахло сыростью и затхлостью... (16)Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17)Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.

(19)Ещё комната! (20)Ещё!.. (21)Картин нигде не было!

(22)И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате.

(23)Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.

(24)Но произошло чудо, и картины были живы. (25)И дом ожил, заговорил, запел... (26)Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича...

(27)Впервые за последние годы он освобождённо и блаженно вздохнул.

(28)Теперь можно было браться за дела.

(По В. Железникову) © Московский центр качества образования Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Николай Николаевич приехал в родной дом после года разлуки.

2) Прадед разместил в доме большую коллекцию своих картин.

3) Для Николая Николаевича обитателями дома были не только живые люди, но и предки, изображённые на картинах.

4) Паркет в доме был натерт до блеска, и Николай Николаевич поскользнулся на этом полу.

5) Последние годы в жизни героя были трудными и напряжёнными.

Ответ: ______________.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6–10 представлено описание.

2) В предложениях 17–21 содержится рассуждение.

3) В предложениях 22-23 представлено повествование.

4) Предложение 25 объясняет содержание предложения 24.

5) В предложении 26 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 25.

Ответ: ______________.

Из предложений 4–13 выпишите слово со значением: «Странный, замысловатый».

Ответ: ___________________________.

Среди предложений 3–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________.

© Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

А) _____ (предложения 24, 25) передаёт волнение Николая Николаевича.

Синтаксические средства: Б) _____ (предложения 4, 23), В) _____ (предложения 16, 19–21), Г) _____ (предложения 7–12) – помогают осмыслить эмоциональное состояние героя и передать его детские впечатления».

Список терминов:

1) антонимы

2) однородные члены

3) фразеологизм

4) лексический повтор

5) сравнение

6) олицетворение

7) назывное предложение

8) книжная лексика

9) восклицательное предложение

–  –  –

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.

  1. прив…дение, ед…ница, з…ря
  2. угн…татель, удл…ненный, подп…рать
  3. д…рижёрский, зан…маться, упр…стить
  4. упл…тнить, пр…сить, выч…слительный
  1. коври…ка, про…ьба, сне…
  2. ука…ка, тро…ть, ни…ко
  3. моло…ьба, деревя…ка, стару…ка
  4. фу…бол, во…зал, пи…жак
  1. непр…ложный, пр…зидент, пр…ключение
  2. и…бежать, во…горание, в…дохнуть, и…давна
  3. раз…грать, под…скать, сверх…зысканный
  4. пр…ехать, пр…родители, пр…должение
  1. ю…ый, развея…ый, карма…ый
  2. развеша…ы, пальто дли…о, гости…ая
  3. асфальтирова…ый, украше…ый, весе…ий
  4. безветре…ый, ветре…ый, труже…ик
  1. (не)навидящий взгляд; (не)громко, а тихо; сказать (не)громко
  2. (не)глядя; (не)смотря по сторонам; (не)смотря на погоду
  3. (не)хорошо, а плохо; мне (не)хорошо; совсем (не)хорошо
  4. ничем (не)обоснованная просьба; это (не)окно; она совсем (не)красавица
  1. прапорщ…к, много удоч…к, подписч…к
  2. дума…щий, увяда…щий, се…щий
  3. отвеча…щий, сжига…щий, пил…щий
  4. очища…щий, кле…щий, ла…щий
  1. ты плач…шь, он ро…т, в рыбачь…м посёлке
  2. они дремл…т, они пил…т, они крич…т
  3. не увяж…шь, в син…м небе, син…м платком
  4. в птичь…м мире, в лаборатори…, не ворот…шь
  1. (сине)зелёный, (юго)западный
  2. (двух)комнатный, (железно)дорожный
  3. (иссиня)черный, (бледно)лицый
  4. (северо)западный, (древне)русский

10. Замените словосочетание « по деревянному полу», управление.

  1. В огромном лесу стоял тонкий пар который наполнил все странными видениями.
  2. Веткой отломленной от дерева охотник очертил след и пробрался к воде.
  3. Воздушный напор усилился и вылился по реям в легкие алые формы.
  4. Я вышел в темнеющий сад и пошел по дорожке.
  1. Засквозили первые проблески рассвета.
  2. Дядя Гриценко затопав босыми ногами по хате поднял штору и пустил в комнату холодную муть начавшегося утра.
  3. Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
  4. У входа в каменоломню часовой проверил пароль и пропустил их.
  1. Высунув язык щенок по-кошачьи выгибал спину, сладко зевал, обнюхивал деревянное корытце и удивленно поднимал одно ухо.
  2. Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворенные сугробы искрились в голубоватом свете луны.
  3. Отойдя подальше, я оглянулся.
  4. Течет речушка быстро, пытаясь унести с собой из леса тени прибрежных кустов и деревьев.
  1. В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.
  2. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан.
  3. Во всём доверься высокой совести своей.
  4. Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне.
  1. Бодро идёшь домой.
  2. Шума волн не слышно было за голосами.
  3. По наружности о человеке не суди.
  4. Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье?
  1. Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди!
  2. Тишина. Кукушка. Травы.
  3. Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова.
  4. На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича.

II вариант

1. В каком слове все согласные звуки твердые?

  1. вечер
  2. север
  3. ворона

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. к…са, к…саться,г…лерея
  2. в…риант, цв…ток, оз…ро
  3. отв…рить рыбу, препод…ватель, насл…ждаться
  4. арт…ллерия, ур…ган, мач…ха

3. В каком ряду пропущенные согласные не проверяются?

  1. доро…ка, набалда…ник, деревя…ка
  2. ко…форка, баске…бол, во…зал
  3. бу…ка (сторожевая) сторо…, изморо…ь
  4. коври…ка, стра… (порядка), ре…ьба

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе…шовный, и…сохнуть, и…пробовать
  2. пр…рвать, пр…ход, пр…морский
  3. ра…дача, бе…характерный, сни…ходить
  4. пр…ём, пр…ступить (закон), пр…града

5. В каком ряду во всех словах пропущена Н?

  1. стекля…ый, глиня…ый, стари…ый
  2. ветре…ый, тума…ый, нечая…о
  3. революцио…ый, оловя…ый, исти…ый
  4. гости…ая, мыши…ый, ю…ый

6. Укажите, в каком ряду НЕ со словом во всех случаях пишется раздельно.

  1. Он (не)трус; (не)обычное явление; (не)добрый взгляд
  2. (не)глядя; (не)был; совсем (не)много
  3. Это (не)роскошь; (не)красивый поступок; (не)мог
  4. (не)справится; (не)хотел; (не)здоровится

7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

  1. мысл…щий, ла…щий, развева…мый
  2. ненавид…мый, обла…нный, намасл…нный
  3. ве…щий, обыд…нный, та…щий (снег)
  4. слуша…щий, внима…щий, чита…щий

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. он пил…т, ты чиха…шь, он пиш…т
  2. внутренн…ю борьбу, дальн…ю дорогу, они рису…т
  3. в помещени…, чита…шь, прошлогодн…ю

9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

  1. (научно)фантастический, (семи)летний
  2. (средне)вековой, (садово)огородный
  3. (тёмно)коричневый, (трёх)палубный
  4. (мясо)молочный, (юго)восточный

10. Замените словосочетание «в солнечных лучах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. В каком предложении есть причастный оборот, который необходимо выделить запятыми (знаки препинания не расставлены)?

  1. Артистов> приехавших с концертом в село провели в местный клуб.
  2. На умытой росой траве блестели прозрачные капельки переливаясь на солнце как драгоценные камни.
  3. Врач подошёл к больному которому вчера была сделана операция.
  4. Вдруг тонкий прерывистый свистящий звук раздался в воздухе.

12. В каком предложении есть деепричастный оборот? (знаки препинания не расставлены)

  1. Водитель заметив запрещающий сигнал светофора нажал на педаль тормоза.
  2. Когда отдыхаешь в лесу помни о пожарной безопасности.
  3. На скамейке у дома сидели три лучшие подружки.
  4. Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Скалы, обступающие путников, наводили ужас.
  2. Обступившие путников скалы, наводили ужас.
  3. На дороге, затерянной в новгородских снегах, он принял решение, которое перевернуло его жизнь.
  4. А рядом с ним весело вышагивал молодой матрос, бережно придерживая круглую плетеную корзинку.

14. Укажите определённо-личное предложение.

  1. Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать.
  2. Брожу тропинкою лесной пять лет без малого.
  3. По аллее проводят лошадок.
  4. В белом небе стая чёрных галок.

15. Укажите назывное предложение.

  1. Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять.
  2. Убежать с тобою мне бы в синее заречье…
  3. От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом.
  4. Тихая, звёздная ночь.

16. Какое предложение не является односоставным безличным?

  1. Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь.
  2. На рассвете с реки и с болот потянуло холодом.
  3. Мне чистой ладожской воды не выпить никогда.
  4. Нет мне здесь прежних утех!

III вариант

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. полесье
  2. лошадь

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. см…родина, пок…затель, д…стоверный
  2. уд…ление, ф…рмацевт, л…скать
  3. т…чилка, с…ринка, ув…жение
  4. локом…тив, укр…шение, к…пуста

3. В каком ряду пропущенные согласные не проверяются?

  1. моло…ьба, сторо…ка, ду…
  2. во…зал, пи…жак, фу…бол
  3. гри…, сторо…, со…нце
  4. лес…ница, сне…, про…ьба

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. без…нтересный, сверх…интересный, под…грать
  2. пр…вратить, пр…миленький, пр…кратить
  3. ра…гадать, …делать, ра…дать
  4. о…делать, о…дать, по…гореть

5. В каком ряду во всех словах пропущено НН?

  1. полти…ик, гости…ая, связа…ый
  2. песча…ая, вяза…ый свитер, кожа…ая
  3. клюкве…ый, особе…ый, вяза…ый вручную
  4. стекля..ый, деревя…ый, варе…ый картофель

6. Укажите, в каком ряду НЕ со словом во всех случаях пишется раздельно.

  1. (не)допишу; (не)громко, а тихо; (не) сказав ни слова
  2. (не)досмотреть фильм; (не)яркий; (не)интересно
  3. (не)глубокая, но широкая река; (не)громко; (не) был
  4. (не)весёлый; (не)смотря по сторонам; (не)пришёл

7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

  1. горош…нка, диванч…к, пальт…цо
  2. убега…щий, заряжа…щий, кле…щий
  3. полос…нька, сверточ…к, чита…щий
  4. бесед…вать, проповед…вать, совет…вать

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. о покупк…, нет книг…, в провод…
  2. нет груст…, в тетрад…, от бол…
  3. в стояч…й воде, человечь…м обликом, в син…м небе
  4. они кол…т и руб…т, они бор…тся

9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

  1. (сельско)хозяйственный, (юго)восточный
  2. (фабрично)заводской, (кисло)солёный
  3. (вопросно)ответный план, (двух)комнатный
  4. (розово)лицый, (старо)русский

10. Замените словосочетание «железная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. В каком предложении есть причастный оборот, который необходимо выделить запятыми (знаки препинания не расставлены)?

  1. Голубое тёплое море ласково омывало цветущие берега.
  2. И принцесса увидела под собой город светившийся миллионами огней.
  3. Яблоки которые сбивал ветер скатывались в самый панский двор.
  4. Философ чувствовал в тайне подступавшую робость по мере того как казаки приближались к освещённой церкви.

12. В каком предложении есть деепричастный оборот? (знаки препинания не расставлены)

  1. Ревёт гроза дымятся тучи над тёмной бездною морской.
  2. Твой слабый луч сражаясь с темнотою несёт мечты душе моей больной.
  3. Бродячая труппа которая вышла из парка спустилась крутой тропинкой к морю.
  4. Рассказы и странные истории слышанные им помогали ещё более действовать его воображению.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. На другом берегу желтело овсяное поле, кое-где поросшее полынью.
  2. Всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороха, золотые чашечки куриной слепоты.
  3. Земля, согреваемая лучами солнца, быстро высыхает.
  4. Настоящая дружба это чистая вода.

14. Укажите определённо-личное предложение.

  1. Ой, не избежать мне его гнева.
  2. Егорушку обогрели, напоили чаем и уложили на отдых.
  3. Без веры жить нельзя.
  4. К птичьему прислушиваюсь крику.

15. Укажите безличное предложение.

  1. Мне стало страшно, стало как-то смутно.
  2. Его душа была согрета приветом друга, лаской дев.
  3. Приснись мне ещё хоть однажды.
  4. Раннее утро.
  1. После драки кулаками на машут.
  2. Лодырю всегда нездоровится.
  3. За эту провинность меня на рыбалку не пустили.
  4. Зима.

IV вариант

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. гармонь
  2. полочка
  3. полёвка

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. фест…валь, в…ршина, обл…скать
  2. м…тив, уд…влять, акв…рель
  3. пр…винциальный, к…нонада, тв…рец
  4. ск…льзить, л…сной, см…рение
  1. лес…ница, со…нце, окрес…ность
  2. зу…, фу…бол, ука…ка
  3. пи…жак, трос…ник, ду…
  4. вес…ник, локомоти…, ни…ко

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. раз…грывать, сверх…скусный, с…митировать
  2. пр…ладить, пр…весёлый, пр…града
  3. и…расходовать, и…лагать, ра…говор
  4. о…дача, по…плыть, на…резать

5. В каком ряду во всех словах пропущено НН?

  1. серебря…ый, звери…ый, сви…ой
  2. деревя…ый, кожа…ый, глиня…ый
  3. дли…ый, нечая…о, стекля…ый
  4. суко…ый, сваре…ый, варе…ый
  1. делал (не)правильно; (не)с кем поговорить; (не)пользуясь льготами
  2. (не)где жить; рассказывал (не)былицы; (не)годуя
  3. (не)чем хвалиться; говорил (не)громко, а тихо; мне (не)здоровится
  4. (не)у кого спросить; (не)заменимый сотрудник; (не)навидящий взгляд

7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

  1. вежл…вый, заносч…вый, покач…вать
  2. бесед…вать, совет…вать, приказ…вать
  3. расцвеч…вать, выл…вать, ситц…вый
  4. скруч…вать, молодц…ватый, подписч…к

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. утренн…м светом, он гон…т, на площад…
  2. в утренн…м свете, около площад…, завис…т
  3. он лов…т, в син…м небе, он пиш…т
  4. в увядающ…м саду, он пиш…т, он глуш…т

9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

  1. (серо)голубой, (юго)восточный
  2. (семи)ведёрная бочка, (кисло)сладкий
  3. (древне)русский, (легко)атлетический
  4. (конно)спортивный, (железо)бетонный

10. Замените словосочетание « школьный вестибюль», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. В каком предложении есть причастный оборот, который необходимо выделить запятыми (знаки препинания не расставлены)?

  1. Месяц тихо плывёт по подёрнутому прозрачными облаками небу.
  2. Человек который владеет собой никогда не позволит себе ответить грубостью на грубость.
  3. Они утомлённые дорогой мечтали об отдыхе.
  4. В это время въехала во двор запряжённая парой лошадей коляска.

12. В каком предложении есть деепричастный оборот? (знаки препинания не расставлены)

  1. Окончив труд дневных работ я часто о тебе мечтаю.
  2. Чёрная туча надвигающаяся с запада заставила путников искать укрытия.
  3. Мальчишка вытащил из кармана листок бумаги в клетку который был вырван из тетради.
  4. Защищённые инеем рощи сияли алмазным блеском.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. В саду стояли каштаны, просвеченные насквозь солнцем.
  2. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
  3. Он осмотрел свои руки, поправил на синей куртке жетон, тихонько вздохнул.
  4. Назначение искусства помогать людям.

14. Укажите определённо-личное предложение.

  1. Хотя бы часик поспать!
  2. Люблю грозу в начале мая!
  3. Там под горой пасут овец.
  4. Голыми руками ежа не ухватишь.

15. Укажите безличное предложение.

  1. Эту новость везде обсуждают.
  2. И слушаешь песни далёких сёл.
  3. Около самой деревни далеко просматривались окрестности.
  4. К сожалению, времени у нас нет.

16. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными.

  1. Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.
  2. Вот старый дом. Теперь он пуст.
  3. Темно. На улице пустынно.
  4. Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом.

V вариант

11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

  1. егоза
  2. бульдог
  3. привокзальный
  4. юность

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. созд…вать, л…кционный, зам…лчать
  2. пров…нциальный, фрагм…нтарный, ц…линдр
  3. сер…ал, д…кумент, изл…жение
  4. р…внина, к…саться, р…скошный

3. В каком ряду пропущенные согласные не произносятся?

  1. гиган…ский, аген…ство, безвес…ный
  2. ло…ка, ука…ка, шала…
  3. сала…ки, но…ка, фу…бол
  4. во…зал, ватру…ка, сне…

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. без…мянный, без…звестный, сверх…звестный
  2. пр…града, пр…хорошенькая, пр…рвать
  3. бе…страшный, и…расходовать, ра…ход
  4. по…сказать, о…кусить, по…резать

5. В каком ряду во всех словах пропущено НН?

  1. наказа…ый, консервирова…ый, сваре…ый
  2. кова…ый, жжё…ый, вываре…ый
  3. купле…ый, кваше…ый, жаре…ый
  4. кваше…ый в бочке, жжё…ый, жаре…ый в масле

6. Укажите, в каком ряду НЕ со словом во всех случаях пишется слитно.

  1. (не)чего говорить; (не)прочитанная книга; (не)весёлый
  2. (не)смотря на погоду; книга (не)прочитана; (не)высокий, а низкий
  3. рукопись (не)отредактирована; совсем (не)хорошо; (не)пришёл
  4. мне (не)хорошо; (не)взлюбил; (не)выучил

7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

  1. песц…вый, ландыш…вый, сверч…к
  2. собач…нка, кусоч…к, плюш…вый
  3. киргиз…кий, черкес…кий, матрос…кий
  4. использ…вать, танц…вать, совет…вать

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. в следующ…м году, не ворот…шь, в смятень…
  2. внутренн…ю борьбу, дальн…ю дорогу, зимн…ю шапку
  3. в помещени…, он пожина…т, в прошлогодн…ю
  4. вышл…те книги, не захоч…шь, племен…

9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

  1. (седо)власый, (северо)западный
  2. (пяти)дверный, (горько)соленый
  3. (англо)русский, (желто)зелёный
  4. (мясо)молочный, (древне)греческий

10. Замените словосочетание « пластиковая рама», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. В каком предложении есть причастный оборот, который необходимо выделить запятыми (знаки препинания не расставлены)?

  1. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром берёзу.
  2. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
  3. По пыльной дороге которая вела к садам тянулись скрипучие арбы.
  4. Выбравшиеся из болота охотники увидели лося.

12. В каком предложении есть деепричастный оборот? (знаки препинания не расставлены)

  1. Ранним утром мы встречали ярко загорающееся над рекой солнце.
  2. Старик посмотрел на меня опуская одну седую бровь и поднимая другую.
  3. Лес уже пожелтел под дыханием осени.
  4. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов осеняющих берег.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Человек тихонько засмеялся, подкручивая усы пальцами обеих рук.
  2. Человек встал на ноги, оглядел горы и потянулся.
  3. Передо мной тянулось море, взволнованное ночной бурей.
  4. Грамота второй язык.

14. Укажите определённо-личное предложение.

  1. Видишь общее смятенье, слышишь шёпот?
  2. В выходные дождь не прекращался ни на минуту.
  3. От этой шутки друзьям стало весело.
  4. А вот и река!

15. Укажите безличное предложение.

  1. Морозило сильнее, чем с утра.
  2. С любимой мечтой сердце не хочет расставаться.
  3. Я знаю весёлые сказки таинственных стран.
  4. Вот моя деревня, вот мой дом родной.

16. Укажите неопределённо-личное предложение.

  1. Кошку к больному не пускали.
  2. Хотите ли знать истины два слова?
  3. А счастье у писателя есть!
  4. Вечер.

Ответы

Номер задания

I вариант

II вариант

III вариант

IV вариант

V вариант

По полу из дерева

В лучах солнца

Дверь из железа

Вестибюль школы

Рама из пластика

Критерии оценивания контрольной работы по русскому языку. 8 класс

За каждый правильный ответ в первой части контрольной работы – 1 балл, всего 16 баллов.

Критерии оценок:

  • «5»- 16 баллов
  • «4»- 12-15 баллов
  • «3»- 8-11 баллов
  • «2»- 0-7 баллов

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман. 2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха. 3) Миражи оптические обманы, возникающие в пустыне, являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом. 4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами. 5) Оптические обманы миражи возникают в результате преломления перегретого воздуха.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Однако Так как Например, Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НИЖНИЙ , -яя, -ее. 1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька. 2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. 3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. 4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый понЯв добелА корЫсть оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ. Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы». По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ ПОЕЗЖАЙ быстрее молодые ОФИЦЕРЫ в ДВЕ тысячи пятом году мало ВРЕМЯ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)

ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2)

Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3)

Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4)

В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5)

Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6)

Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7)

В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя.

8)

Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9)

Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист к..сательная д..ликатес усм..рённый приг..реть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил пр..странно, пр..вык раз..грал, сверх..дея н..грузить, раз..брал под..езд, раз..яснил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать крестонос..ц обид..ться локт..вой зате..ть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подстра..вающийся неуживч..вость забывч..вый попутч..ца увид..ться

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)УТРО дождь стих, но под густыми деревьями (ПО)ПРЕЖНЕМУ сильно капало. Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, ЧТО(БЫ) мы приготовились к встрече с государем. МЕЖДУ(ТЕМ) он ВСЁ(ТАКИ) спешил к Свидригайлову. В поезде Маша (В)ПЕРВЫЕ поняла прелесть мимолётных, (ЗА)ТО глубоко задевающих душу пейзажей привольной России. Я смотрел на воду и видел, как в ней отражались два солнца: одно (С)ВЕРХУ, а другое ОТКУДА(ТО) снизу.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Обращение А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска. 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья. 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры. 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Прочитайте текст и выполните задания 20-26

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: - В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. 2. Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 3. Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4. Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5. В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3 9 представлено повествование. 2. В предложениях 12 13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10 11. 3. В предложениях 31 35 содержится рассуждение. 4. В предложениях 40 42 представлено рассуждение. 5. В предложениях 50 53 представлено описание. Начало формы

22. Из предложений 44 47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 34 42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)__________ (предложения 24, 29 30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём (Б)__________ (предложения 17 18, 28 29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп (Г)__________ (« головокружительной горы» в предложении 28, « коварных воронок» в предложении 29)».

1)

вводное слово

2)

книжная лексика

3)

анафора

4)

олицетворение

5)

противопоставление

6)

разговорная лексика

7)

синонимы

8)

эпитет

9)

сравнительный оборот

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 34 2. например 3. 1 4. запертый 5. эффектные 6. времени 7. 32451 8. усмирённый 9. подъездразъяснил 10. подпрыгивать 11. увидеться 12. нетерпеливого 13. впервыезато 14. 12 15. 25 16. 13 17. 1234 18. 1 19. 2345 20. 12 21. 234 22. плохоехорошее 23. 37 24. 5398