Неконтактные народы всегда завораживали представителей западной цивилизации, и этот интерес вполне оправдан – ведь в мире осталось ничтожное количество племен, живущих в полной изоляции, и их образ жизни радикально отличается от привычного нам. В редких случаях любопытство оказывается взаимным, и прежде незнакомые с цивилизацией народы идут на контакт сами. Увы, чаще всего попытки установить с ними связь приводят к настоящей трагедии.

15. Племя Акри

Около десяти лет назад представители власти в Перу наотрез отказывались верить, что неконтактные народы все еще проживают в лесах Амазонки, и даже сам президент назвал это «выдумками защитников природы», препятствующих добыче нефти. Индийскому национальному фонду Бразилии (FUNAI) пришлось отправиться к предполагаемым местам обитания племен, чтобы добыть доказательства их существования и защитить их от вторжения жадных завоевателей. Фотографии, которые сделал FUNAI в 2008 году, оказали огромное влияние на судьбу людей из племени, проживающего в тропических лесах штата Акри. Однако те об этом не подозревали, и встретили вертолет выстрелами из лука.

14. Тагаери

В 1987 году 67-летний епископ Алехандро Лабака и 50-летняя сестра Инес Аранго прибыли в национальный парк Ясуни в Эквадоре, где они надеялись проповедовать христианство изолированному народу тагаери. Несколько дней спустя за ними вернулся вертолет, но пилота ждало ужасающее зрелище: миссионеры были убиты, а их тела выставили напоказ, чтобы отпугнуть чужаков. Миссионеры были прибиты к земле 21 деревянным копьем, а на их телах насчитывалось еще 109 порезов, которые заткнули листьями, чтобы замедлить кровотечение, и тем сам продлить страдания. Считается, что эти убийства стали местью европейским нефтяным компаниям, которые исследовали этот регион. Взрывы, которые устраивали исследовательские группы в поисках нефти, доставляли тагаери огромные неудобства – они распугивали обезьян, которые служат для племени главным источником питания.

13. Биами

Знаменитый телеведущий-натуралист сэр Дэвид Фредерик Аттенборо отправлялся на первую встречу с народом биами с большой опаской – и можно ли его винить? Ведь всего пару десятилетий назад биами все еще практиковали каннибализм. С племенем, которое до этого момента считалось неконтактным, связались в 1997 году для съемок документального фильма «A Blank on the Map». Несмотря на кровожадную историю, члены племени встретили съемочную группу довольно дружелюбно, однако, по понятным причинам, насторожились, когда она попыталась проследовать за ними до дома, и вскоре вновь исчезли в дебрях леса. Недавно с кланом встретился исследователь Пирс Гиббон, и бывшие каннибалы с радостью поделились воспоминаниями о кровавом прошлом.

Самый известный неконтактный народ обитает на Северном Сентинельском острове в Индийском океане. Хотя сентинельцы определенно знают о существовании внешнего мира, они никогда не стремились стать его частью и активно избегают любых контактов. С 1967 по 1997 год люди неоднократно предпринимали попытки связаться с сентинельцами, на что те отвечали градом стрел и копий. Пострадавших от таких контактов немало: например, в 1974 году журналисту National Geographic проткнули копьем ногу, а несколько любопытных туристов были даже убиты. В связи с этим в середине 90-х правительство Индии издало указ, который запрещает приближаться к племени. Но вот подаркам от чужаков аборигены всегда рады, и однажды даже приняли в дар металлическую кухонную утварь.

11. Человек из ямы

В 1996 году среди лесорубов в бразильском штате Рондония начали распространяться слухи об отшельнике, живущем в лесу. После тщательных поисков, властям наконец-то удалось встретиться с дикарем. 30-летний мужчина не носил одежды, но зато был вооружен луком и стрелами. Он наотрез отказывался идти на контакт и стрелял из лука по каждому, кто пытался к нему приблизиться. До сих пор неизвестно, к какому племени принадлежал таинственный отшельник и на каком он говорит языке, но после того, как неподалеку были найдены развалы деревни, исследователи решили, что его племя истребили лесорубы-нелегалы в начале 1996. Отшельник получил свое прозвище за привычку выкапывать глубокие ямы, которые он предположительно использует для укрытия и охоты на животных. В 2007 правительство Бразилии оградило мужчину безопасной зоной площадью в 30 кв. миль, но в 2009 году «последний из своего племени» все равно подвергся атаке фермеров с ружьями. К счастью, дикарю удалось пережить атаку, и он жив до сих пор, хотя и влачит крайне одинокое существование.

10. Таино

12 октября 1492 года Христофор Колумб вместе со своей командой высадился на острове на Багамах и стал первым европейцем, наладившим контакт с народом таино. В своих записях Колумб отзывался о них очень высоко: «Это нежный народ, который не знает зла, они не убивают и не крадут… во всем мире не может быть людей лучше». Столь лестная характеристика не помешала Колумбу ужасно обращаться с таино: он потребовал, чтобы каждый член племени старше 14 лет каждый месяц приносил ему мешок золота, а тем, кто не справлялся, он отрубал руки и оставлял их умирать. До появления Колумба таино были матриархальной общиной, женщины племени были свободными и могущественными, но их ждала печальная судьба – испанцы насиловали их, торговали ими, как кусками мяса, и превращали их в наложниц.

9. Нукак

В 1981 году евангелисты из американской организации New Tribes Mission направились в леса колумбийского национального парка Рио-Пуре и без приглашения нагрянули в гости к племени нукак, что повлекло за собой ужасные последствия. Они подарили племени мачете и топоры, а некоторых членов даже убедили проследовать за ними в их лагерь в джунглях. Нукак из поколения в поколение жили в полной изоляции, и этот контакт вдохновил их на поиски других близлежащих общин – в результате половину племени уничтожили респираторные инфекции, многие погибли в результате конфликтов с захватчиками земель и контрабандистами. Оставшихся в живых срочно перевезли в город Сан-Хосе-дель-Гуавьяре, где им пришлось жить в отвратительных условиях. В 2006 году глава племени покончил с собой, приняв яд – он так и не смог вернуть свой народ домой в безопасности или предоставить им лучшее качество жизни.

8. Бразильское племя

В 2014 году члены прежде неконтактного бразильского племени Амазонки неожиданно наведались в деревню у реки Энрива и попросили у местных помощи – им нужны были союзники и оружие. Они объяснили встретившему их племени ашанинка, что на них напали чужаки, предположительно наркоторговцы. По словам гостей, в их племени погибло так много людей, что их всех даже не удалось похоронить. Но визит принес им еще больше неприятностей – после трех недель в компании членов FUNAI, несколько аборигенов заболели гриппом, а для изолированных племен это практически смертный приговор. Хотя FUNAI утверждает, что визитеров вылечили до полного выздоровления, есть опасение, что они передали вирус другим членам племени.

7. Рук

Война во Вьетнаме была в самом разгаре, когда, после очередной бомбежки американских войск, в одно из поселений, к большому удивлению солдат, пришли дикари из леса. «Лесной народец», как их прозвали солдаты, были очень застенчивыми, носили лишь набедренные повязки и умели лазать по деревьям и скалам не хуже диких животных. Несмотря на многочисленные попытки властей переселить племя, многие из них до сих пор живут в джунглях и используют пещерную систему протяженностью в 60 000 метров. Некоторые входы и лазейки тщательно спрятаны, и только старейшины племени знают их точное местоположение.

6. Пинтупийская девятка

В 1984 году в Западной Австралии была замечена группа аборигенов, и, несмотря на то, что неизвестные сбежали, вскоре их удалось выследить снова. Пинтупийская девятка, как их назвали позже, состояла из двух сестер и их семерых детей, у которых был общий отец. Считается, что они были последним неконтактным народом на территории Австралии. До этого контакта аборигены не знали, что европейцы высадились на континенте, и даже не подозревали о существовании машин и даже одежды. Один из них поделился детским воспоминанием о самолете: «Когда самолет пролетал над нами, мы прятались в деревьях. Мы смотрели на его крылья и страшно боялись. Мы думали, что это дьявол…». Хотя большая часть группы переехала в город, один из них решил остаться в пустыне, где живет до сих пор.

5. Племена Западного Папуа

В 2006 году документальные фильм производства BBC Four пролил свет на сомнительного туроператора, предлагающего посетить Западное Папуа, чтобы «найти» изолированные племена. После этого компания, которой управлял американец Келли Вулфорд, подверглась резкой критике в связи с неэтичностью подобных туров. Также многие эксперты указали на чересчур вычурные наряды аборигенов на фотографиях с экспедиций, и компанию обвинили в подделывании «первых контактов». Тем не менее, желающие встретиться с «неконтактным» народом находятся до сих пор, среди них и исследователь Марк Энстис, который описал «первый контакт» в статье для The Guardian: «Мы улыбнулись друг другу, присели прямо посреи грязи, обменялись табаком и попытались завести разговор. Их непринужденность меня здорово успокоила – это, и тот факт, что на них были пластиковые бусы».

4. Джарава

Народ джарава населяет тропические леса индийских островов Андаман, куда они прибыли из Африки около 50 000 лет назад. Хотя раньше они были настроены враждебно по отношению к чужакам, в 1997 году племя, которое сейчас насчитывает около 400 человек, пошло на контакт с цивилизацией добровольно. Все началось 31 октября, когда небольшая группа в 25 человек покинула лес и вышла на дорогу, которую недавно проложили через их лес. Никто не знает, почему джарава решили связаться с внешним миром, но с тех пор это доставило им немало проблем. Они пережили две эпидемии кори и стали аттракционом для туристов, которых туроператоры направляют к ним на «человеческое сафари». Контакт с внешним миром принес племени еще одну трагедию – в марте 2016 года они убили пятимесячного младенца, который появился на свет светлокожим, предположительно в результате связи женщины джарава и чужака.

3. Мастанахуа

Члены организации Christian Pioneer Mission пытались наладить контакт с коренным населением, населяющим побережье реки Пурус, еще с начала 90-х. Им наконец-то это удалось в 2006 году, когдак ним в деревню вместе с семьей пришел Шури, член племени Мастанахуа. Миссионеры заманили его при помощи подарков, которые они оставляли по следу племени. «Долгое время мы к ним даже не притрагивались», - рассказал Шури. «Когда же мы наконец решились, металлические предметы вроде мачте и ножей показались нам очень заманчивыми». Но остальное племя потребовало разорвать все связи с миссионерами, и конфликт привел к изгнанию Шури и его семьи. Они отказались поселиться в деревне вместе с миссионерами и, после долгих уговоров, те сдались и уехали, а Шури с семьей заняли теперь уже пустую деревню. Увы, история так и не получила счастливый конец – теперь семья превратилась в настоящих отшельников, отвергнутых собственным племенем, и во многом их существование зависит от жителей ближайших поселений, у которых они выпрашивают пищу. Еще один пример того, как вмешательство людей из внешнего мира наносит больше вреда, чем пользы.

2. Иши из Яхи

После массового истребления индейцев в 1860-х годах калифорнийское племя яхи считалось вымершим. И все же, четверым индейцам повезло выжить, и больше сорока лет они скрывались от людей. Но им не удалось скрываться вечно – в 1908 году на их лагерь напали, и последние представители яхи были вынуждены бежать. На место бывшего лагеря вернулся лишь один из них – мужчина средних лет, который вскоре стал известен под именем Иши. Иши провел в лагере еще три года, но недостаток еды заставил его выйти во внешний мир. В августе 1911 года его подобрала полиция, и вскоре Иши перевезли в Калифорнийский университет в Беркли, где он нашел друзей среди изучавших его профессоров. Из-за отсутствия иммунитета к современным инфекциям Иши часто болел, и в 1916 году его окончательно одолел туберкулез. Несмотря на традицию яхи, согласно которой тело покойного должно оставаться нетронутым, врачи провели вскрытие до того, как друзья Иши из университета смогли их остановить.

1. Машко-пиро

В 2014 году мир поразили фотографии прежде невиданного племени из Перу, члены которого прибыли к руслу реки у ближайшего поселения, чтобы пообщаться с местными жителями. Больше ста представителей племени машко-пиро собрались у реки всего за три дня, что всерьез напугало местных – враждебные аборигены неоднократно крали женщин и детей из других племен, и на встречу заявились с копьями, луками и стрелами. Машко-пиро потребовали бананы, веревки и мачете, после чего попытались пересечь реку, но местные рейнджеры остановили их и направили к банановому полю на их собственном берегу реки. Хотя до конца так и неясно, что спровоцировало машко-пиро, власти полагают, что племя могло разгневаться из-за незаконной рубки леса на их земле или пересекающих ее контрабандистов. В Перу действует закон, который запрещает приближаться к неконтактным народам – главным образом, чтобы уберечь их от инфекций.

Любой человек имеет от рождения «свободу воли» и вправе (если хочет) прилагать все возможные усилия для сохранения своего физического и психического здоровья.

Во время бодрствования человек обладает Сознанием и может путем размышлений анализировать всю свою жизнь. Опираясь на свой жизненный опыт и жизненный опыт близких ему людей, он прекрасно понимает, что важнейшим условием, определяющим его долгую и счастливую жизнь, является жизнь в гармонии с окружающим миром.

Если задуматься, то данное утверждение очень емкое.

Жизнь в гармонии с окружающим миром подразумевает, что:

✓ природные и жилищные факторы не опасны для человека;

✓ воздух, вода и продукты питания не вредят здоровью;

✓ мы социальны и всегда находимся в окружении людей, поэтому независимо от того, это близкие родственники или случайные знакомые, они не должны пагубно влиять на наше здоровье;

✓ одежда, обувь, необходимые для жизни вещи, украшения и т.д. должны быть приятны в использовании и не опасны (не вредны) для человека;

✓ лекарственные препараты, если их надо применять, должны помогать выздоровлению и не иметь опасных побочных эффектов;

✓ есть еще домашние растения и питомцы, и много тех предметов и факторов, жизнь в гармонии с которыми очень важна для здо-ровья человека.

– Так как же построить свою жизнь, чтобы, по возможности, минимизировать факторы внешней среды, которые могут пагубно влиять на наше здоровье?

В решении этих и многих других вопросов нам может сильно помочь радиэстезия.

Логика радиэстезической работы в быту

Как мы уже неоднократно говорили, «Вечное Высшее Я» всегда старается сохранить свой «земной дом» – тело человека – в максимально хорошей форме. Поэтому оно всегда, когда действия человека могут навредить его здоровью, сообщает человеку об этом сигналами, которые мы воспринимаем как интуитивные (см. ). Тем не менее, все мы прекрасно знаем, что понять и учесть эти «сигналы» у нас не всегда получается. Кто каким-то «непостижимым» для окружающих способом умеет это делать, тот преуспевает в жизни. Это часто вызывает зависть у окружающих, которая со временем может сильно «подорвать» здоровье «везунчика». Но это другая тема Многомерной медицины.

Вывод!

Мы не всегда «прислушиваемся» к «интуитивным телеграммам» своего ВВЯ и совершаем одно неразумное действие за другим, тем самым постепенно разрушая (теряя) свое здоровье.

– Так как же быть, если вы частично или полностью утратили природную способность расшифровывать «короткие телеграммы» своего ВВЯ в виде незаметно промелькнувших положительных или отрицательных эмоций?

В этом нет ничего удивительного, так как всех нас с детства учили жить, строго следуя сигналам от органов чувств и логически их осмысливая. Это очень даже не плохо. Раз вы можете логически мыслить, то медицинская биолокация именно для вас.

Внимание!

Освоив основы Многомерной медицины, вы сумеете сознательно ориентироваться в окружающем мире, то есть жить в гармонии с ним.

Находясь в состоянии сознания, мы можем спокойно осмысливать все события, происходящие с нами. По существу, вся наша жизнь представляет собой постоянный выбор что-то делать или не делать: «купить эти или вот эти туфли, очки, носки?..» Такие товары мы покупаем не так часто, а вот в продуктовом магазине бываем практически каждый день. От изобилия ярких упаковок можно «сойти с ума», да и повседневная навязчивая реклама часто мешает нам сделать правильный выбор.

Напомним, что все мы разные и с детства знаем: «что для русского хорошо, для немца – смерть!».

Еще мы знаем, что правильный выбор можно сделать, только «сознательно прислушавшись» к своему «подсознанию». Таким образом, наша задача – научиться осмысленно устанавливать связь своего «сознания» с «подсознанием» и получать оттуда ответы на интересующие нас вопросы.

Внимание!

Наше «Вечное Высшее Я» совместно со всеми архивами памяти можно назвать «подсознанием» человека.

Вывод!

Задача по индивидуальному выбору правильных решений в повседневной жизни – установление гармонии с окружающим миром – сводится к налаживанию устойчивого и безопасного для человека контакта его «сознания» («Земного Я») с «подсознанием» («Вечным Высшим Я»).

Сказанное выше наглядно демонстрирует рис. 2.3 . Основополагающее утверждение Л.Г. Пучко о том, что для эффективной работы по ее методике необходимо установление устойчивой связи «сознания» с «подсознанием» , представлено в левой части рисунка. Стрелки показывают, что «вопрос» от «сознания» должен беспрепятственно доходить до «подсознания», а «ответ» – обратно. Это означает, что «прямой» и «обратный» каналы связи должны быть исправны на 100%.

В центральной части рисунка показано, что «сознание» человека можно однозначно связать с его «Земным Я», а «подсознание» – с «Вечным Высшим Я» и душевным телом.

В правой части рисунка представлена схематическая картина взаимодействия «земной» и «духовной» составляющих человека. Показано, что для устойчивой радиэстезической работы важно, чтобы эти «составляющие человека» были надежно связаны с душевным телом.

Надеемся, что теперь у вас есть достаточное понимание того, что представляет собой медицинская радиэстезия, поэтому пришло время приступать к практической работе.

Каждый, кто более или менее серьезно интересуется «внутренними» стилями, должен четко представлять себе так называемые Пять ворот, через которые происходит взаимодействие организма с внешней средой. Хотя мы поистине купаемся в океане всевозможных энергий, как вселенских, так и порожденных другими обитателями «тварного» мира, наша Ци отнюдь не смешивается с ними свободно и хаотично, а выходит на контакт через строго определенные коммутационные пункты, обладающие пропускной способностью в обе стороны, наружу и внутрь. Их всего пять.

Голова

Имеется в виду вся голова, хотя более конкретно следует говорить о точках инь-тан (между бровей) и бай-хуэй (на самой что ни на есть макушке). Через нос и рот к нам поступают пища и воздух, принося «посленебесную» Ци, через глаза и уши идет главный поток информации, обоняние и вкусовой анализатор также вносят свою лепту. Однако не все так замечательно — органы чувств совершенно обоснованно именуют заодно «ворами», расхищающими драгоценную силу.

Глазея на что-нибудь слишком долго и внимательно, занимаясь пустой болтовней и тому подобными приятными вещами, мы неизбежно рассеиваем Ци в пространство. Вероятно, каждому знакома некоторая опустошенность, возникающая после долгого никчемного трепа с одним или несколькими прилипчивыми собеседниками. Чем интенсивнее и эмоциональнее обмен репликами, тем больший ресурс вылетает в никуда, а крики выплескивают энергию просто ведрами. Поистине, молчание — золото! В стародавние времена буддийским монахам рекомендовалось держать глаза опущенными долу, а рот, естественно, на замке, каковому правилу они следуют по сей день.

Ладони

В принципе, достаточно осознавать и мысленно контролировать ладони вообще, но собственно «вратами» считаются точки лао_гун, находящиеся почти в центре, на линии среднего пальца. Они принадлежат каналу перикарда, который начинается в четвертом межреберье и тянется по внутренней стороне рук. Если несильно сжать кулак, кончик среднего пальца упрется в эту точку.

Именно благодаря способности ладоней отдавать и забирать энергию мы наблюдаем такие феномены, как целительство, диагностика, «энергетические» удары в разных школах единоборств, перемещение предметов на расстоянии (телекинез) и прочие чудеса.

Ступни

Как и ладони, каждая ступня имеет четко обозначенный вход—выход энергии. Это точки юн-цюань, которыми начинается довольно длинный меридиан почек. Номинально — это «центр» подошвы, хотя чисто внешне точка слегка сдвинута вперед. Через юн-цюань мы взаимодействуем с земной Ци, «поднимая» ее вверх, и через них же «сбрасываем» всю энергетическую «грязь» и всяческие излишки.

Таким образом, ступни подобны заземлению, без которого любая нежная аппаратура рано или поздно сгорает как из-за собственных пробоев, так и под воздействием грубых внешних токов. Вот почему полезно ходить босиком, давая возможность матушке Земле (именно так — Земле в планетарном смысле) оттянуть на себя то, что успело налипнуть снаружи или скопиться внутри, и вот почему чрезмерное охлаждение ног грозит болезнями почек.

Издревле считается, что ежеутренний массаж юн-цюань или ступней целиком оказывает благотворное влияние на весь организм, способствуя исцелению от «ста болезней». Массировать следует не менее трех-пяти минут круговыми движениями большого пальца либо ладонью, совместив лао-гун и юн-цюань.

Документально отмечена привычка знаменитого поэта древности Су Дун-по заниматься подобным каждое утро и каждый вечер перед сном, что принесло ему завидное долголетие.

УДК 343.84(477)

А. В. Лысодед,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ С ВНЕШНИМ МИРОМ

В статье рассматриваются основные формы отношений и общения осужденных к лишению свободы с внешним миром по действующему уголовно-исполнительному законодательству Украины. Вносятся предложения по их правовому усовершенствованию с учетом международных стандартов обращения с осужденными.

Ключевые слова: переписка осужденных, доступ осужденных к газетам, периодическим изданиям, радио, телевидению, телефонные разговоры осужденных, свидания осужденных, краткосрочные выезды осужденных, отпуска осужденных.

Одним из требований режима в учреждениях исполнения наказаний в виде лишения свободы является физическая изоляция осужденных. Она создает последним ряд существенных правоограничений, которых они не знали, находясь на свободе. Изоляция - это ограничение права человека в свободном выборе места жительства, в свободе передвижения и определения своего образа жизни, в характере и роде занятий, распоряжении своим временем, в том числе и ограничение права свободного общения и связи с внешним миром . Но такая изоляция все же является частичной, поскольку определенные формы общения с институтами гражданского общества осужденных к лишению свободы должны разрешаться государством и, естественно, поддерживаться администрацией этих учреждений. По этому поводу Минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают, что последним нужно давать возможность общаться с внешним миром через регулярные промежутки времени и под должным контролем - с их семьями или друзьями, которые имеют безупречную репутацию, как в порядке переписки, так и непосредственно при посещении (п. 37). До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, давать им возможность читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же предпринимать любые иные средства, которые допускаются и контролируются администрацией учреждения (п. 39). В отношении же осужденных Правила дополнительно добавляют, что особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей осужденных с их семьями, если общение желательно и служит интересам обеих сторон. С самого начала отбывания срока наказания следует думать о будущем, которое ждет осужденного после его освобождения, а потому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами и учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать включению его в жизнь общества после освобождения (п. 79, 80) .

Европейские пенитенциарные правила в редакции 2006 г. также отмечают, что осужденным надо позволять максимально часто общаться по почте, телефону или с помощью других средств общения со своими семьями, иными лицами и представителями внешних организаций, разрешается также посещение их этими лицами (п. 24.1). Осужденным желательно разрешать оставлять пенитенциарные учреждения (с сопровождением или самостоятельно) для посещения больного родственника или по другим гуманным мотивам, присутствовать на похоронах близких (п. 24.7). Они должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях из газет, периодических изданий, иных публикаций, по радио или телевидению (п. 24.10) .

Как видим, международные документы обращения с осужденными к лишению свободы определяют такие формы их связи с внешним миром как переписка, доступ к газетам, другим периодическим изданиям, радио, телевидение, телефонные разговоры, посещение их родственниками, иными лицами, представителями государственных и негосударственных организаций, выезды осужденных за пределы учреждения при наличии та то оснований.

1. Переписка осужденных. В первоначальной редакции ст. 43 ИТК УССР осужденным, отбывавшим наказание в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях всех видов режима, разрешалось получать и отправлять письма без ограничения их количества. В тюрьмах они могли получать их тоже без ограничений количества, а вот отправлять - по следующим нормам: на общем режиме - одно письмо в месяц, на строгом - одно в 2 месяца (это ограничение было снято только в 2001 г. ).

В соответствии с ч. 1 ст. 113 УИК Украины всем осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества. При этом существуют определенные правила: а) получение и отправка этой корреспонденции осуществляется обязательно через администрацию колонии; б) вся корреспонденция подлежит досмотру администрацией; в) переписка между осужденными, находящимися в местах лишения свободы и не являющимися родственниками, допускается только с разрешения последней; г) письма и телеграммы отправляются осужденными за свой счет (как на деньги, заработанные в колонии, так и на полученные по переводам).

По общему правилу, установленному в первоначальной редакции ч. 3 ст. 113 УИК Украины, вся корреспонденция осужденных подлежит досмотру. После принятия Закона Украины от 21 января 2010 г., № 1828-УТ она уже частично не досматривается, но это касается осужденных, отбывающих наказание в колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания . Не подлежит досмотру также корреспонденция осужденных, адресованная прокурору, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Европейскому Суду по правам человека, а также другим соответствующим органам, международным организациям, членом или участником которых является Украина, уполномоченным лицам таких международных организаций, а также защитнику по делу, который осуществляет свои полномочия согласно ст. 44 УПК Украины (части 4 и 5 ст. 113 УПК Украины).

Перечень корреспонденции осужденных, не подлежащей досмотру, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Между тем, учитывая положения международных стандартов по обращению с осужденными, не должна досматриваться корреспонденция осужденных, адресованная в суд, в вышестоящий орган управления учреждениями исполнения наказаний, в институты гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением прав осужденных (в нашем законодательстве в соответствии со ст. 25 УИК Украины). Такие нормы, по нашему мнению, в дальнейшем должны найти отражение и в уголовно-исполнительном законодательстве Украины. В частности, у наших ближайших соседей такие положения в уголовно-исполнительном законодательстве существуют. Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ не досматривается корреспонденция осужденных, (а) адресованная в суд и вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы, а согласно ч. 4 ст. 13 УИК Республики Беларусь, (б) адресованная органам, осуществляющим государственный контроль и надзор за деятельностью учреждений исполнения наказаний.

2. Доступ к газетам, другим периодическим изданиям, радио, телевидению. В соответствии с п. 74 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний осужденным разрешается пользоваться литературой, которая есть в библиотеках учреждений, а также газетами и журналами. Их обеспечивают газетами из расчета одна газета на 50 осужденных, по одной выделяется на камеру, а если в ней содержатся более 20 осужденных, дополнительно выделяется еще одна.

Согласно п. 73 указанных Правил все жилые помещения, клубы, библиотеки, комнаты воспитательной работы в отделениях, помещения камерного типа (одиночные камеры), дисциплинарные изоляторы, карцеры, камеры для осужденных к пожизненному лишению свободы, палаты лечебных учреждений радиофицируются. В жилых помещениях исправительных и воспитательных колоний, помещениях камерного типа исправительных колоний, в камерах для осужденных к пожизненному лишению свободы могут устанавливаться телевизоры. Время радиотрансляции и просмотра телепередач определяется распорядком дня учреждения.

3. Телефонные разговоры осужденных. Возможность осуществлять телефонные разговоры из

учреждений исполнения наказаний появилась у осужденных к лишению свободы впервые в 1994 г. после принятия Закона Украины от 27 июля 1994 г., № 137/94-ВР . Этим Законом ст. 39 ИТК Украины была дополнена положением, согласно которому осужденным один раз в 3 месяца при наличии технических возможностей предоставлялось право на один платный телефонный разговор продолжительностью 15 минут под контролем администрации. Подобное положение было перенесено и в первоначальную редакцию ч. 5 ст. 110 УИК Украины, где было установлено, что осужденным предоставляется право на 4 телефонных разговора в течение года продолжительностью до 15 минут каждый под контролем администрации. Законом Украины от 21 января 2010 г., № 1828-УТ ч. 5 ст. 110 УИК

Украины была изложена в новой редакции, и осужденные к лишению свободы получили право на телефонные разговоры без ограничения их количества. Согласно п. 46 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний телефонные разговоры проводятся за счет осужденного и под контролем представителя администрации согласно графику в нерабочее время. Для этого используется телефон

дежурной части учреждения или устанавливается таксофон, а факт предоставления разговора осужденным регистрируется в специальном журнале.

4. Посещение осужденных родственниками, другими лицами, представителями государственных и негосударственных организаций. Наиболее распространенной формой посещения осужденных в учреждениях исполнения наказаний является свидание. В соответствии с первоначальной редакцией ст. 39 ИТК УССР осужденным предоставлялись 2 вида свиданий: краткосрочные - продолжительностью до 4-х часов, и длительные - до 3-х суток. Краткосрочные разрешались с родственниками или иными лицами в присутствии представителя учреждения, длительные - с правом совместного проживания и только с близкими родственниками. В течение года свидания предоставлялись: в (1) исправительно-трудовых колониях (а) общего режима - 3 краткосрочных и 2 длительных, (б) усиленного режима - 2 краткосрочных и 2 длительных, (в) строгого режима - 2 краткосрочных и одно длительное, (г) особого режима - одно краткосрочное и одно длительное; (2) в воспитательно-трудовых колониях (а) общего режима - 6 краткосрочных, (б) усиленного режима - 4 краткосрочных; (3) в тюрьмах на общем режиме - 2 краткосрочных; (4) в исправительно-трудовых колониях-поселениях - без ограничений.

Указом Президиума Верховного Совета Украины от 28 января 1991 г., № 662-XII количество свиданий было увеличено: (1) в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного, строгого и особого режима и в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима разрешались длительные свидания один раз в 3 месяца, краткосрочные - один раз в месяц; (2) в тюрьмах на общем режиме краткосрочные - один раз в 6 месяцев; (3) в исправительно-трудовых колониях-поселениях - без ограничений . В 2001 г. получили право на краткосрочные свидания также осужденные, которые отбывали наказание в тюрьмах на строгом режиме .

По УИК Украины все без ограничения категории осужденных имеют право получать ежемесячно одно краткосрочное свидание и один раз в 3 месяца - длительное (статьи 138-140, ст. 143 УИК Украины), за исключением осужденных к пожизненному лишению свободы, которые получают только краткосрочные свидания и согласно последним изменениям, внесенным в ч. 5 ст. 151 УИК Украины Законом Украины от 21 января 2010 г., № 1828-VI, теперь уже один раз в 3 месяца (в первоначальной редакции ст. 151 УИК Украины они имели право на получение краткосрочного свидания один раз в 6 месяцев).

Осужденные, содержащиеся в участках социальной реабилитации, имеют право получать краткосрочные свидания без ограничения, а длительные - до 3-х суток один раз в месяц (ч. 2 ст. 99 УИК Украины). Осужденные женщины, проживающие за пределами исправительной колонии, на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста могут иметь свидания с родственниками и иными лицами без ограничения (ч. 2 ст. 142 УИК Украины). За добросовестное поведение и примерное отношение к труду, учебе, за активное участие в работе самодеятельных организаций осужденные могут получать дополнительное краткосрочное или длительное свидание (ч. 1 ст. 130 УИК Украины).

Для получения правовой помощи по письменному заявлению самих осужденных, их близких родственников, общественных организаций осужденным разрешается также свидания с адвокатом или иным специалистом в области права, который по закону имеет право на правовую помощь осужденному лично или по поручению юридического лица (ч. 3 ст. 110 УИК Украины). Свидания предоставляются администрацией колонии при предъявлении адвокатом ордера, другим специалистом в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, - иного соответствующего документа, а также документов, удостоверяющих их личность. Такие свидания должны предоставляться наедине, их количество и продолжительность не ограничивается, но они разрешаются в нерабочее для осужденного время.

Осужденные могут также общаться с лицами, имеющими право посещать учреждения исполнения наказаний в соответствии со статьями 24 и 25 УИК Украины.

5. Выезды осужденных за пределы учреждений исполнения наказаний. Кратковременные выезды за пределы колонии как отдельный институт впервые появился в исправительно-трудовом законодательстве УССР в 1977 г. в связи с дополнением ИТК УССР новой статьей 391, согласно которой такие выезды предоставлялись осужденным, отбывавшим наказание в исправительных колониях, общего режима, колониях-поселениях всех видов и воспитательно-трудовых колониях, при исключительных личных обстоятельств . Этот институт себя зарекомендовал весьма положительно и был сохранен в уголовно-исполнительном законодательстве Украины.

На сегодня в соответствии с ч. 1 ст. 111 УИК Украины кратковременный выезд за пределы учреждения допускается из следующих видов колоний: (1) воспитательных - всем категориям осужденных; (2) минимального уровня безопасности с облегченными и общими условиями содержания - тоже всем категориям осужденных; (3) среднего уровня безопасности - только содержащимся в участках социальной реабилитации. По правилам этой статьи разрешается также кратковременные выезды за пределы учреждений лицам, впервые осужденным к лишению свободы за преступления небольшой или средней

тяжести или тяжкие преступления, которые остались в следственном изоляторе или направлены в исправительную колонию максимального уровня безопасности для работы по хозяйственному обслуживанию (ч. 3 ст. 89 УИК Украины). Часть 1 ст. 111 УИК Украины предусматривает только 2 исключительные и личные основания для таких выездов: (а) смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая его жизни, и (б) стихийное бедствие, повлекшее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Срок такого выезда - не более 7-ми суток без включения времени, необходимого для проезда в оба конца (не более 3 -х суток). Часть 3 ст. 111 УИК Украины дополнительно устанавливает, что женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, помимо вышеуказанных оснований может быть предоставлен кратковременный выезд за пределы колонии еще по одному обстоятельству - для устройства детей у родственников, опекунов или в детский дом. Срок пребывания в таком кратковременном выезде - не более 10-ти суток, за исключением времени, необходимого для проезда, но тоже не более 3 -х суток.

С принятием Закона Украины от 21 января 2010 г., № 1828-VI у осужденных появилось еще одно основание выезда за пределы учреждений. Так, ст. 111 УИК Украины дополнена новой частью, согласно которой осужденные, работающие и находящиеся в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания, имеют право на ежегодный краткосрочный выезд за пределы колонии продолжительностью 14 календарных дней. По этому поводу приказом Министра юстиции Украины от 22 ноября 2011 г., № 3361/5 была утверждена Инструкция о порядке предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы учреждений исполнения наказаний , принятие которой в средствах массовой информации было расценено как предоставление осужденным к лишению свободы права на отпуск [См.: 3; 6; 13].

Отметим, что во многих странах Европы осужденные к лишению свободы уже давно имеют право на отпуск. По этому вопросу Комитет министров Совета Европы еще в 1982 г. принял соответствующую рекомендацию R (82) 16, в которой указал, что отпуск - это одно из средств, которое помогает социальной реинтеграции осужденных, и поэтому следует гарантировать его для мест лишения свободы по возможности на более широких социальных основаниях - медицинских, образовательных, профессиональных, семейных и пр. . В Европейских пенитенциарных правилах в редакции 1987 г. также подчеркивалось, что для содействия общению с внешним миром должна существовать система отпусков из мест лишения свободы, отвечающая целям исправительного воздействия (п. 43.2) , а в комментарии к этим Правилам указывалось, что отпуска играют важную роль в укреплении связей с семьей и в облегчении социальной реинтеграции осужденных, в достижении целей современных пенитенциарных режимов, которые должны быть прогрессивными, направленными на максимальное снижение негативных последствий пребывания в местах лишения свободы и на улучшение перспектив на дальнейшую ресоциализацию . Европейские пенитенциарные правила в редакции 2006 г. также отмечают, что неотъемлемым элементом общего режима для осужденных должна быть система отпусков из этого учреждения (п. 103.6) .

Исправительно-трудовое законодательство времен как Союза ССР, так и независимой Украины предоставление отпусков осужденным к лишению свободы не предусматривало. К сожалению, не содержат их и нормы действующего УИК Украины, хотя первые попытки внедрения института отпусков в уголовноисполнительное законодательство были сделаны еще во время разработки Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР . В дальнейшем в Модельном уголовно-исполнительном кодексе СНГ предлагалось установить 2 вида выездов осужденных за пределы учреждения исполнения наказаний: (а) краткосрочные - по тем же основаниям, что и в советскую эпоху, и для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения, и (б) на время ежегодного трудового отпуска. Упомянутый Кодекс предусматривал, что несовершеннолетние осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, другие - продолжительностью 12 рабочих дней. Такие отпуска могли предоставляться с выездом или без выезда за пределы учреждения исполнения наказаний в зависимости от характеристики личности и ее поведения в период отбывания наказания .

Положение Модельного УИК СНГ относительно отпусков в той или иной степени нашли свое отражение в уголовно-исполнительных кодексах Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстан, в Кодексе исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан, Кодексе Азербайджанской Республики об исполнении наказаний. Подобные отпуска с выездом за пределы учреждения исполнения наказаний предусмотрены также УИК Республики Молдова 1993 г. и Законом Эстонии 2000 г. об исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества .

Например, в РФ право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с ч. 4 ст. 104 УИК имеют все без исключения осужденные к лишению свободы, которые работают: сроком 18 рабочих дней -отбывающие наказание в воспитательных колониях, 12 рабочих дней - отбывающие наказание в других исправительных учреждениях. Согласно ч. 5 ст. 104 УИК РФ при определенных основаниях продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним - даже до 24. Предоставление таких отпусков работающим осужденным является безусловным, а уже разрешение на выезд в это время за пределы исправительных учреждений осужденные

получают с учетом характера и тяжести совершенного ими преступления, отбытого срока наказания и надлежащего поведения в колонии (ч. 5 ст. 97 УИК РФ). Указанные нормы действуют с момента вступления в силу УИК РФ, т. е. с 1 июля 1997 г. При этом, по нашему убеждению, разработчики УИК и парламент РФ руководствовались не только образцовыми положениями Модельного УИК СНГ, но и нормами ст. 37 Конституции РФ 1993 г., где говорится, что каждый имеет право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются (а) установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, (б) выходные и праздничные дни и (в) оплачиваемый ежегодный отпуск.

Подобные положения содержит и Конституция Украины. Так, в ст. 45 Основного Закона страны четко указано, что каждый работающий имеет право на еженедельный отдых, а также на оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для лиц отдельных профессий и производств, сокращенную продолжительность работы в ночное время. И никаких ограничений в отношении осужденных Конституция не устанавливает.

Несомненно, кратковременный выезд осужденных, как видно из юридической конструкции ч. 4 ст. 111 УИК Украины, возможен только при предоставлении им отпуска. Но почему такой выезд не называется отпуском? Почему право на такой, так сказать, «закамуфлированный отпуск» получили лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями? Почему ее не имеют осужденные, которые трудятся в колониях минимального уровня безопасности с обычными условиями или в колониях среднего и максимального уровней безопасности? Почему кратковременный выезд в случае стихийного бедствия из колонии минимального уровня безопасности с обычными условиями возможен, а за добросовестный труд не предусмотрен? Вопросов напрашивается много, а вот ответов (как и логики) относительно указанных норм ст. 111 УИК Украины совсем не хватает. Вот почему в качестве варианта разрешения проблемы предлагается закрепить в отдельной статье УИК право всех работающих осужденных на отпуск, а также взвешенно отнестись к списку категорий осужденных, которым может быть разрешено проведение такого отпуска за пределами учреждений исполнения наказаний. Это все предстоит сделать, как говорится, «еще вчера», тем более что опыт, который можно позаимствовать по этому поводу в законодательстве ближайших стран, уже накоплен.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что международные стандарты обращения с осужденными к лишению свободы применительно к их общению с внешним миром в национальном законодательстве выполняются частично, хотя пути их дальнейшего воплощения существуют. Было бы желательно, чтобы это учла Государственная пенитенциарная служба Украины, которая в своей деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний должна руководствоваться не какими-то надуманными собственными рассуждениями (как это делал не совсем давно Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний), а исключительно законом. Тогда, вероятно, будет и меньше нареканий на деятельность учреждений исполнения наказаний и на нарушение прав и законных интересов осужденных.

Список литературы: 1. Відомості Верховної Ради України. 2. Відомості Верховної Ради УРСР. 3. Графік відпусток для... в’язнів [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://human-rights.unian.net/ukr/detail/197253. - Заголовок з екрана. 4. Європейські пенітенціарні правила: переглянутий текст Європейських мінімальних стандартних правил поводження з ув’язненими // Закон і обов’язок. - 2006. - № 32-33. - С. 5-12. 5. Засоби виправлення і ресоціалізації засуджених до позбавлення волі: моногр. / за ред. А. Х. Степанюка. - Х.: Кроссроуд, 2011. - 323 с. 6. Затверджено порядок надання засудженим короткочасних відпусток [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://jeynews.com.ua/news/d0/65258. - Заголовок з екрана. 7. Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. норм. актов и офиц. документов. - М.: Юриспруденция, 2003. - 480 с. 8. Модельный Уголовно-исполнительный кодекс: рекомендат. законодат. акт для СНГ; принят Межпарламент. Ассамблеей государств - участников СНГ постановлением от 02.11.1996 г. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.iacis.ш/html/?id=22&pag=42&шd= 1. - Заголовок с экрана. 9. Основы уголовноисполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (альтернативный проект). - Рязань: Рязан. ВШ МВД СССР, 1990. - 43 с. 10. Офіційний вісник України. 11. Рекомендация R (82) 16 Комитета Министров государствам-членам относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id= 117. - Заголовок с экрана. 12. Уголовно-исполнительные кодексы. - Донецк: Донец. Мемориал, 2004. - 420 с. 13. Українських ув’язнених відправляють у відпустки [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://fakty.ictv.ua/ua/index/read-news/id/1439524#main. - Заголовок з екрана.

ПРАВОВІ ЗАСАДИ ВІДНОСИН ЗАСУДЖЕНИХ ДО ПОЗБАВЛЕННЯ ВОЛІ ІЗ ЗОВНІШНІМ

Лисодєд О. В.

У статті розглядаються основні форми відносин і спілкування засуджених до позбавлення волі із зовнішнім світом за чинним кримінально-виконавчим законодавством України. Надаються пропозиції щодо їх правового вдосконалення з урахуванням міжнародних стандартів поводження із засудженими.

Ключові слова: листування засуджених, доступ засуджених до газет, періодичних видань, радіо, телебачення, телефонні розмови засуджених, побачення засуджених, короткочасні виїзди засуджених, відпустки засуджених.

LEGAL FUNDAMENTALS OF RELATIONS OF CONVICTED PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF FREEDOM WITH OUTSIDE WORLD

In the article the main forms of relations and communication of convicts with external world sentenced to imprisonment under the current criminal executive legislation of Ukraine are examined, some proposals as to their legal improvement taking into consideration international standards of treatment of convicted persons were put forward.

Key words: correspondence of convicted persons, access of convicts to newspapers, periodicals, radio, television, telephone conversations of convicts, meetings of convicted persons, short-term departures of prisoners, home leaves of convicts.

1) это стремление к постоянному контролю над окружающими ради избегания всех возможных и невозможных опасностей, которым человек бессознательно заранее противостоит, коллекционируя при этом различные страхи и большой заряд бессознательной агрессии;

2) это потребность сделать всё за других, не доверяя им и даже серьезно перегружая себя, чтобы потом горько обижаться за то, что кто-то любит "прокатиться за наш счет";

3) это "кормление и перекармливание" других с целью максимально приблизить их к себе и отбить у них желание "охотиться" самостоятельно, что создает зависимые отношения;

4) это повышенная критичность и раздражительность, хроническое обесценивание окружающих ради ощущения собственной значимости;

5) это нарушение границ и вторжение на чужие личностные территории, в том числе - с "благими намерениями", переходящее, в конце концов, в "топтание чужих посевов". Особенно страдают в этом смысле отношения, предполагающие эмоциональную близость, так как здесь для полноценного взаимодействия вторжения недопустимы - напротив, гармоничные отношения предполагают наличие у каждой из сторон своего собственного, никем не нарушаемого личностного пространства.

6) Вторжения необходимы Дракону гиперМатери для наведения своего безопасного на ее взгляд "порядка" в реальности другого человека и установления там собственной логики по причине невозможности тратить усилия на рассматривание внутреннего мира другого - то есть на установление контакта с другим человеком. Это исходит из неосознаваемого постулата "мир опасен", откуда следует, что опасен любой мир, в том числе и внутренний мир другого человека.

7)ГиперМатери всегда "некогда". Она "в ссоре со временем" - ее внутреннее время замерло, как замирают от страха. Поэтому, убегая от небытия, она всегда очень торопится, невольно избегая состояний покоя и созерцания, как избегают смерти. Этот внутренний "торопыга" не рискует расслабиться и довериться течению жизни, считая, что на решение задач выживания может "не хватить времени".

8) Постоянная тревога гиперМатери по поводу будущего не позволяет человеку находиться в настоящем, что крайне обедняет его контакты с миром.

В отношениях с внутренним миром

1) гипер материнская структура враждебна и агрессивна по отношению к другим частям личности, что проявляется в ее способности вызывать огромное внутреннее напряжение в виде чувства вины, склонности к самоограничениям, самоотвержению и самобичеванию, отчуждению от собственного тела, свойственных нашим западным современникам и современницам;

2) крайнее сгущение аутоагрессивных свойств внутреннего Дракона проявляется в психосоматических расстройствах, которые можно рассматривать как нападения Дракона на "мирные селения" собственной личности. Психосоматические нарушения как головы Дракона усиливают механизм эмоциональной зависимости в отношениях, так как являются неосознаваемым средством контроля и манипулирования окружающими.

Как обладатели гипер материнской структуры мы можем иметь интеллект любого уровня, вплоть до высочайшего, быть одареннейшими и даже гениальными людьми, обладать неподдельным обаянием, быть энергичными, располагать к себе людей, иметь высокий социальный статус.

Ощущения, которые вызывает у окружающих одаренный человек, управляемый Великим Драконом, можно описать в такой последовательности: сначала он распространяет вокруг себя облако комфорта и уюта, некое искушение, внушающее желание передать ему ответственность за решение собственных проблем, что снижает со временем чувство вашего собственного достоинства. Затем вы замечаете, что несвободны в своих проявлениях, и у вас растет непреодолимое желание как можно скорее освободиться от взаимодействия с этим человеком - желание вырваться на свободу.

В отличие от этого феномена, общение со зрелым человеком любого пола, то есть общение с человеком, личность которого опирается на здоровое, защищающее мужское начало , вызывает у окружающих прилив уверенности в собственных силах, вдохновение и творческую активность. Зрелый человек неизбежно инициирует других, содействуя продвижению людей на более высокие уровни мужской и женской духовной зрелости. При взаимодействии с ним у окружающих не толко появляется больше энергии, но и - возникает желание брать ответственность. Рядом с таким человеком легко чувствовать себя самим собой .

Итак, гипер материнская структура сама по себе полезна тем, что способна инициировать процессы отделения от материнского, родительского мира, подталкивая мужское и женское начала к созреванию. Однако, если внутренний Дракон приобретает во внутреннем космосе патологически большие размеры, гораздо большие, чем необходимо для инициирующего эффекта, то он становится альтернативой развития, здоровья и личностной зрелости человека любого пола.

Глава 4. Анима и Анимус в западном мире

Современный Анимус (мужское начало в женщине)

Мы уже определили, что "сильные" женщины при ближайшем рассмотрении вовсе не являются обладательницами сильного Анимуса. Их действительной опорой являются псевдо мужские свойства гипер материнской структуры. Истинное же мужское начало так называемой "сильной" женщины подавленно и ослабленно . Поэтому "сильные" женщины вступают в отношения со "слабыми", то есть - недостаточно зрелыми мужчинами, которыеснеизбежной точностью отражают инфантильное, депривированное состояниеистинного мужского начала "сильной" женщины.

Слово "слабый" при упоминании о мужчине попало в кавычки не случайно. Теун Марез в своей книге "Мужское и женское" открывает одну мужскую тайну: слабых мужчин практически не бывает. По Т. Марезу, многим мужчинам просто выгодно притворяться слабыми, в то же время по-настоящему слабых мужчин очень мало. Дело тут лишь в той степени, с которой мужчина проявляет или не проявляет свою мужскую силу, находится или не находится с этой силой в сознательном контакте.

На наш взгляд, самым точным и естественным индикатором зрелости Внутреннего Мужчины (Анимуса) в личности женщины является его отношение к ее женственности, а не качественные характеристики его мужской силы. Как уже не раз упоминалось, лишь защищая и оберегая женское (и включенное в него детское), мужское в полной мере проявляет свое истинное предназначение. Эта закономерность действует как во внутреннем, так и во внешнем мире. Если реальная семья страдает от дефицита мужской, а следовательно, и женской зрелости, инициации мужского и женского начал личности даже одного представителя этой семьи позволяют сформировать более здоровую структуру личности и у других членов семьи. Они получают так называемую вторичную терапию , или - вторичное инициирование . Обычно на изменения работающего над собой одного из членов семьи вся семья сначала реагирует активным сопротивлением, а затем - вторичными изменениями позитивного характера.

Итак, слабость Анимуса женщины проявляется в дефиците защищающей функции ее Внутреннего Мужчины. Например, недовольство женщины своим телом - это не только следствие доминирования во внутреннем мире женщины аспектов негативной Ведьмы (в сказках это отражается в уродливом и скрюченном облике ведьмы), но в то же время - результат холодного, отчужденного отношения подавленного внутреннего мужского начала (травмированного фрагмента Анимуса) к ее женственности. Холодная, незащищающая позиция Анимуса может быть определена и причинами, описанными ниже.

Пример.

Женщине женщине 42-х лет, имеющей опыт развода с мужем, в инициации "Исцеление мужчины" ее Внутренний Мужчина представился в виде бездыханного тела, которое не только не подавало признаков жизни, но и не имело сознания. Он не видел и не слышал суетившихся над ним сердобольных женщин. По мере развертывания сюжета инициации на помощь несчастному пришли Ведьма, Фея и Богиня. Они долго исцеляли его, наполняя его тело различными энергиями и, наконец, достигли промежуточного результата - мужчина встал, смог ходить, обрел физическую силу. Но у него, по выражению участницы инициации, не было собственного Я , не было Души. Исцеление продолжили мужские персонажи - участнице инициации представилось, что по их инициативе мужчина долго учился в школе рыцарей, пока, наконец, смог отправиться на границы королевства, чтобы служить в пограничном рыцарском полку.

Этот сюжет обнажает глубокую травму в области Анимуса. Отец участницы инициации вырос в семье, где было трое детей, лишенных отца. С подросткового возраста он страдал от алкогольной зависимости, на почве чего отец и мать участницы инициации развелись, когда ей было 10 лет. В 41 год живущий отдельно от семьи отец получил черепномозговую травму, стоившую ему жизни. Дочери в момент его смерти было 13 лет. В результате Анимус женщины получил множественные травмы, подобные недугам ее отца - отсутствие жизненных сил и мужского самоосознания. Такая "мертвенность" в области Анимуса привела к тому, что первое замужество стало возможным в жизни этой женищины только после 35 лет, причем ее муж страдал сниженной мужской ответственностью и отказывался кормить семью.

Сознание участницы инициации предприняло в ходе этого сюжета символическое исцеление травмированного мужского аспекта. Как видим, мужские и женские персонажи, пестовавшие "слабую", безжизненную мужскую фигуру, представлены одновременно и фигурами индивидуального бессознательного (сердобольные женщины, обучающие мужчины), и образами, пришедшими на помощь из архетипического слоя коллективного сознания (Ведьма, Фея и Богиня как архетипические функции личности стали активно действовать в сюжетах участницы инициаций в результате инициационной терапии).

Если в описанном случае мужское начало женщины сформировалось на основе "впитывания" (интроецирования) образа ее отца-алкоголика, "слабого" в плане мужественности и отцовства, то в других случаях слабость и незрелость Анимуса может выражаться в жесткой, подавляющей позиции отца, когда он выступает "злодеем" по отношению к дочери или сыну. В таком случае сюжет инициации разворачивается в противоположном ключе.

Пример.

В сюжете инициации на тему "Освобождение от чар для мужского Я " женщина 34-х лет, переживашая развод, увидела, что в качестве жены прислуживает грубому и жестокому мужчине, который обращается к ней лишь с помощью крика и оскорблений.

В реальной жизни отец этой женщины был груб и жесток с матерью, а дочь старался не замечать. Чтобы купить дочери новую одежду, мать должна была обманывать отца, собирая в тайне от него деньги для дочери. Это говорит о крайне подавленном положении женского в личности отца.

Швейцарский психоаналитик Мария-Луиза фон Франц в своей книге "Психология сказки" (Б. С. К., Санкт-Петербург, 1998 год) отмечает, что "угрожающее воздействие Анимуса и женскую защитную реакцию на него обычно трудно разделить, так тесно они слиты, и это лишний раз напоминает нам о двойственном характере, который носит деятельность Анимуса. Анимус способен либо превращать женщину в парализованное в своих действиях пришибленное существо, либо, наоборот, делать ее очень агрессивной. Женщины становятся или мужеподобными и самоуверенными, или, наоборот, демонстрирующими в своем поведении склонность к рассеянности, как если бы их Душа во время общения была где-то в другом месте, что возможно, и делает их очаровательно женственными, но несколько похожими на сомнамбулу…"

Как мы уже не раз отмечали, агрессивной женщину делает деструктивно-агрессивный компонент гиперматеринской защиты (Дракон). Этот компенсаторный механизм включается в ответ на незащизающую позицию Анимуса. Развивающаяся женственность при этом становится жертвой сразу двух внутренних злодейских фигур - гиперматеринской структуры как "злодейки"-мачехи и "злодея" - незащищающего Анимуса. Дважды подавленная женственность попадает, таким образом, в эволюционную ситуацию "в лесу под елкой", где ее оставил слабый "старик-отец". Из-за отсутствия в области Анимуса защищающих сил, то есть за неимением во внутреннем мире Ивана-царевича, который встретится красавице и станет ее супругом-защитником, женственность может оставаться "в лесу под елкой" бесконечно долго. Там она поневоле становится той самой сомнамбулой - очаровательной, но завороженной, спящей красавицей.

Тем не менее, "слабость" неинициированного, подавленного гипер материнской структурой мужского начала в личности женщины сама по себе не может представлять большой проблемы, так как мужское, в каком бы состоянии оно не было, продолжает содержать в себе неиссякаемый могучий потенциал в непроявленном виде.

Сказки - сокровищница сакрального знания - показывают нам, что "слабость" мужского преодолима, и это преодоление является одним из этапов развития мужественности - доблестный освободитель так или иначе однажды все таки спасает красавицу. Важен здесь лишь параметр времени - насколько рано или поздно это происходит.

Современная проблема западной цивилизации кроется в том, что процесс созревания мужского и женского начал в личности западного человека часто затягивается на более долгий срок, чем предполагается в сказках. Одна из причин этого "застревания" - пресловутые гигантские размеры, которых достигла гипер материнская структура в коллективном бессознательном западной цивилизации, имеющей огненную драконью ментальность. Сказки указывают на молодость соединяющихся в счастливом союзе персонажей. Влюбленные герои в сказках символизируют как духовные начала, так и потентное состояние мужского и женского, их силу и богатейшие ресурсы. В то же время, молодость сказочных героев - указание на то, что достаточно зрелыми мужчина и женщина могут быть и в молодом возрасте. В реальной жизни мы наблюдаем сегодня духовный инфантилизм куда более взрослых, хотя и весьма адаптированных в социуме людей.

Из тех же сказок известно, что истинноемужское пребывает в инфантильном состоянии до тех пор, пока не придет его час отправиться с освободительной миссией в глубины бессознательного и победить там пресловутого Дракона ради освобождения плененной женственности. Заметим, что уже сам момент начала движения в направлении освобождения женского является достаточным, для того, чтобы мужское перестало воспринимать себя как слабое и начало проявляться как истинное . Важно только, чтобы, погрузившись в глубины Я , в "царство теней", в знаменитое "тридевятое царство" - мужское не забыло, зачем туда отправилось, а осознанно продолжало свой освободительный марш вплоть до полной победы над темной стороной Я .

Мы уже отмечали, что истинное мужское может стартовать как в облике Ивана-царевича, так и в виде Иванушки-дурачка. Последний символизирует наиболее глубокие слои развивающейся части Анимуса. В каком облике Анимус отправляется к своей заветной цели, зависит не только от степени его травмированности, но и от объема свободного от подавления потенциала, то есть от объема той части Анимуса, которая содержит идеальный здоровый мужской компонент. Он формируется за счет "вбирания" героических черт отца, а также - реальных людей и персонажей, созданных коллективным сознанием - идеальных мужских фигур эпоса, героев фильмов и литературных произведений.

Что касается огромного потенциала истинного мужского, Иванушка-дурачок (подавленная часть Анимуса) и прекрасный Иван-царевич (здоровая часть Анимуса) обладают им в равной мере. Почему этот потенциал символизируют такие разные мужские персонажи? Вероятно, заложенное в сказках сакральное знание стремится сообщить нам таким образом, что достичь полноты мужской зрелости возможно из любого стартового положения.

Образ Иванушки можно таже рассматривать как подростковое недоразвитие мужского, а образ Ивана-царевича - как отражение гораздо более зрелого, чем Иванушка-дурачок, стартового состояния мужского начала личности. Иван-царевич - это не юноша, а молодой муж, которому следует лишь "проверить" свои силы. Иван-царевич уже способен вступить в контакт с истинным женским началом, потому что уже достаточно инициирован как победитель, он смело идет в бой и способен выиграть освободительную битву за женственность.

Иванушка же в начале сказки обычно лежит на печи и слывет "дурачком" в мужских делах, хотя скрытый зарядего силы не вызывает сомнений- этоистинные мужские энергии! Доказательством тому неизменно становится конец сказки, где Иванушке-дурачку удается преобразиться в добра молодца и вступить на более высокую мужскую ступень зрелости - стать мужем царевны и получить "полцарства в придачу" (символ мужской половины личности), то есть стать Царем - зрелым мужчиной.

Итак, женское в личности женщины способно развиваться гармонично только под защитой целостного (интегрированного), то есть зрелого Анимуса. Вот что говорит об этом Роберт А. Джонсон в своей книге "ОНА. Глубинные аспекты женской психологии": "развитие женщины может продолжаться, если Анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только сможет (курсив наш) ".

Мы рассмотрели, что в идеальном случае здоровый Анимус формируется во взаимоотношениях дочери со зрелыми отцом и матерью. Вполне зрелым может считаться отец, который осознает ответственность не только за благополучие семьи, но и за судьбу своего рода. Здоровая мать свободна от претензий к своему мужу, являющемуся отражением ее зрелого мужского начала. Такая женщина инициирует дочь своим примером, вовремя осуществляя "вынашивание" (восполнение мужских сил) в адрес мужа и таким образом обучая дочь поддерживающей и со творящей мужскому женской роли. Для формирования зрелого Анимуса в личности девочки при отсутствии отца достаточно и внешней фигуры любого заменяющего отца зрелого мужчины, который заботится о ее матери и о самой девочке.

Как ни парадоксально, мы считаем, что если девочку воспитывает одна мать, Внутренний Мужчина которой является достаточно зрелым (инициированным), и следовательно защищающая функция которого достаточно сформирована, а его контакт с женской частью личности - достаточно гармоничен, у дочери формируется здоровый Анимус.

Универсальный путь формирования у женщины зрелого Анимуса - осознанная духовная работа, осуществляемая ею в этом направлении. Гармоничные условия для такой внутренней работы может предоставить инициационная терапия.