1. В чём выражалось влияние Античности на историю и культуру Византийской империи?

Наследие Античности сказалось на её государственном устройстве и культуре Византии. Константинополь украшали статуи античных богов и героев, любимыми зрелищами ромеев являлись конные состязания на ипподромах и театральные представления. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Учёные изучали и переписывали эти произведения, многие из которых благодаря этому сохранились до наших дней.

2. Какую роль играла власть императора и православная церковь в жизни ромеев?

Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть, но и на светскую власть. На востоке же Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

3. В чём отличие восточного и западного христианских миров?

Отличиями между восточным и западным христианскими мирами было: в Византии власть императора не была ограничена, отсутствовала феодальная раздробленность и не стоял вопрос централизации государства, медленнее шел процесс закрепощения крестьян, не сложилось городского самоуправления, городское население так и не сумело добиться признания государством своих прав и отстоять привилегии подобно горожанам Западной Европы. В Византии не было сильной церковной власти, которая могла претендовать на светскую власть, как это было с Папой Римским.

4. Каким внешним угрозам противостояла Византийская империя? Как изменилось её международное положение в середине XIII в. по сравнению с VI в.?

Византийская империя испытывала угрозу со стороны Ирана, Арабского Халифата, варваров (готы, славяне). Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить их натиск и отвоевать некоторые территории В XIII в. Константинополь был захвачен в результате 4 крестового похода. На месте Византии они создали Латинскую империю, просуществовавшую недолго – уже в 1261 г. греки вернули себе Константинополь. Однако восстановленная Византийская империя уже никогда не смогла достичь прежнего величия

5. Как складывались отношения между Византией и славянами?

Отношения Византии и славян складывались в результате вторжения славянских племен на Балканы и образование славянских государств. Но отношения между двумя государствами не ограничивались только войнами. Византийцы рассчитывали, что принятие славянами христианства примирит их с империей, у которой появятся рычаги давления на своих беспокойных соседей. После принятия христианства славянские государства включались в зону влияния Византии

6. В чём заключается важность культурного наследия Византии для современности?

Византийское наследие сыграло ключевую роль в складывании государственности и культуры славянских государств, прежде всего русского государства. Из Византии пришли политическая организация, церковные обряды и служба, книжная культура и письменность, архитектурные традиции и прочее.

7. В произведении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатты так говорится о значении человеческого разума: «Следует человеку украшаться не только тем, что дано хорошего ему от природы, но и тем, что он сам нашёл и придумал для себя в своей жизни. Он обладает разумом – свойством в некотором отношении божественным и удивительным. Благодаря ему он научился бояться и чтить Бога, как в зеркале видеть проявления собственной своей природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни. Благодаря разуму люди обращают свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений направляют на себя свои наблюдения и тем раскрывают тайны своего сотворения. Много хорошего, как я считаю, дал разум людям, и он является лучшим помощником их природы. Что ею было не закончено или не сделано, то в совершенстве творил и заканчивал разум: для зрения он давал украшение, для вкуса – удовольствие, одно он натягивал, делая твёрдым, иное он устраивал мягким; песнями обращался к слуху, чарами звуков околдовывая душу и невольно заставляя слушать их. А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремёслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копьё и щит, охраняющие в опасностях битвы?»

Почему он называет разум божественным и удивительным?

Как взаимодействуют, по Феофилакту, природа и человеческий разум?

Подумайте, что общего и в чём различие взглядов западного и восточного христианства на роль человеческого разума.

Во взглядах западного и восточного христианства на роль человеческого разума общим является признание разума кВ качестве важной особенности человеческой природы, различным является стремление западных философов через разум (логику) доказать Бога.

Западный и восточный христианские миры

Восточный (православный) мир

Западный (католический) мир

Общее

Господство христианской

культуры и идеологии

Различия:

1. Влияние

Античность и древневосточное общество

Античность и варварские (германские) народы

    Абсолютная власть императора.

    Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.

    Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.

 Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом .

Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).

 Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).

3. Собственность

    Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.

 Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.

    Частная собственность на земельные владения (феод).

4. Церковь

    Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).

    Византийские императоры подчинили себе православную церковь.

 Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.

 Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.

5. Духовные ценности

    Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства .

«Углубясь в себя, в себе же

Обретают свет искомый.

В самом средоточье сердца

Вижу светоч, как бы солнца

Круговидное подобье.

(Симон Новый Богослов)

 Стремление постичь божественные истины разумом .

В период становления христианской догматики появилось большое количество ересей (значение термина можно вспомнить, обратившись к словарю терминов), с которыми православной церкви в союзе с императорской властью удалось справиться в Византийской империи. В Западной Европе волна еретических движений привела к разработке католической церковью богословских идей на основе логики (разума) античного философа Аристотеля. Отсюда различие в восприятии мира католиками и православными, которое имеет очень относительный характер.

Особенности католицизма и православия

Католицизм

Православие

Догмат «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

Догмат «Дух Святой от Отца исходит»

Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры

Не признается

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Не признается

Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо

Не признается

Догмат о чистилище

Не признается

Крещение осуществляется путем обливания из купели

Крещение осуществляется погружением в купель

Причащение осуществляется опресноками

Причащение осуществляется хлебом

Единая церковная организация во главе с папой римским

Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами

Обет безбрачия всего духовенства

Духовенство делиться на белое и черное. Обет безбрачия приносит черное духовенство

Целесообразно на уроке заслушать заранее подготовленные сообщения о Юстиниане I и обязательно о просветителях славянского мира братьях Св. Кирилле и Мефодии. Закрепление исторического материала темы урока проводится по вопросам и заданиям параграфа.

Урок №6. Исламский мир.

    познакомить с возникновением мировой религии исламом и процессом образования государства у арабов в VII веке;

    проанализировать взаимосвязь основных положений мусульманского вероучения и особенностей арабского государства;

    раскрыть причины успешных завоевательных походов арабов;

    сравнить процесс распада Арабского халифата и Империи Карла Великого, отметив общий процесс политической раздробленности в этот период;

    охарактеризовать основные особенности исламской культуры средневековой эпохи и влияние ее на другие страны.

План урока:

    Возникновение ислама в Аравии.

    Образование государства и начало арабских завоеваний.

    Арабский халифат во второй половине VII – X века.

    Средневековая мусульманская культура.

Средства обучения: учебник §5, историческая карта №2 «Завоевания арабов. Арабский халифат», дидактический материал.

Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой.

Основные понятия: ислам, Коран, джихад, теократическое государство, халифат, шииты, сунниты, исламский мир.

Персоналии: Мухаммед, Омар.

Основные даты: VII век – возникновение исламской цивилизации.

Повторение пройденного материала предыдущего урока и проверку знаний учащихся и осмысление ими основных положений §4 целесообразно провести в начале урока по вопросам в конце этого параграфа. Они отражают основные процессы развития Византийской империи в раннем Средневековье. Ответы на эти вопросы учащихся должны опираться на содержание сравнительной таблицы «Западный и восточный христианские миры». Если учитель сочтет необходимым построить изучение новой темы «Исламский мир» на основе сравнительной характеристики ее с процессами и явлениями предыдущих тем (что является предпочтительным), то урок следует начать с изучения новой темы. В этом случае работу по проверке домашнего задания можно провести в процессе изучения темы урока.

Урок №6. Исламский мир. Содержание параграфа (§5) не представляет серьезных трудностей для усвоения его содержания учащимися. Тем более, что анализ процессов и событий, связанных с возникновением исламской средневековой цивилизации базируется на аналогичных процессах известных десятиклассникам к этому уроку по уже рассмотренным темам: западноевропейский (католический) мир и восточно-христианский (православный) мир.

Основной круг понятий параграфа концентрируется на работе по разбору сущности ислама , теократического государства , джихад и халифат . Из них такие понятия как ислам , джихад и халифат должны быть знакомы школьникам по курсу зарубежной средневековой истории. Поэтому их следует повторить в процессе изучения темы. Первостепенное значение имеет понятие теократическое государство , которое раскрывает политическую сущность и особенности исламской цивилизации.

Так как содержание и подача исторического материала параграфа не является сложным для восприятия учащимися, то следует его задать на дом для предварительного ознакомления с содержанием. Основой для домашней работы с текстом учебника станет поиск ответов на вопросы в конце параграфа в такой последовательности: вопрос №3 об основных положениях мусульманского вероучения, вопрос №1 о причинах успешных завоеваний арабов и вопрос №2 о причинах распада халифата Аббасидов. На уроке после коллективного обсуждения ответов на эти вопросы учитель переходит к рассмотрению и характеристики основных проблем темы.

Исторический материал параграфа логически разбивается на три части: образование государства у арабов и завоевательные походы, создание Арабского халифата и его распад, мусульманская культура. Образование государства у арабов в параграфе дается до слов: «Так в Аравии возникло государство» (с.38). Основой анализа этого процесса послужат знания учащихся о возникновении варварских королевств в Европе (§3, стр. 22). Задание классу «Найдите в тексте учебника (стр. 36-38) предпосылки, которые привели к образованию государства у арабов. Сравните этот процесс с образованием варварских королевств в V веке в Западной Европе» поможет школьникам понять, что возникновение ислама являлось не причиной, а следствием государственного образования, что религия арабов стала идеологической формой государственности.

Вопрос и задание «В чем заключается особенность теократического исламского государства?» и «Сравните исламское теократическое государство арабов средневековья и восточно-христианское государство византийцев» позволит обратить внимание на общую основу – восточная деспотическая форма государства Византийской империи и Арабского халифата. При этом существенное отличие заключалось в том, что в отличие от христианского мира ислам не имел церковную организацию духовной власти. Необходимо более четко, чем дается в материале учебника, охарактеризовать существенные особенности средневекового мира ислама. Не шариат , ведь правовые нормы, в том числе и христианской цивилизации в эпоху Средневековья, строились на Библии, а важно показать школьникам ценностные ориентиры исламской цивилизации по сравнению с христианской.

Вопрос о причинах успешных завоевательных походов арабов раскрывается в учебнике на основе двух положений: ослабление Византии и Ирана в результате постоянных войн между собой и джихада , свойственный религиозным представлениям арабов. Вопрос «как вы думаете, какая из этих причин является главной?» и задание по сопоставлению исторического материала карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №5 «Завоевания арабов. Арабский халифат» поможет понять учащимся, что не столько джихад стал главной причиной побед, сколько внутренняя слабость противников является главной причиной успешных завоеваний. Ведь у племен варваров, которые захватили почти все территории Западной Римской империи (Европа, Африка) также как и у арабов не было военных, технических и психологических преимуществ. Кроме того, это задание поможет организовать работу с картой и проследить направления завоевательных походов арабов и территории, которые вошли в Арабский халифат. Война была нормальным явлением того времени и приписывать арабам и исламу особую воинственнось в тот период времени (джихад) не следует.

Обратите внимание! Л.Н. Гумилев заметил: «Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва».

    Все правильно. У одних джихад, у других мухоморы и берсерки!.

Проблему распада Арабского халифата (п. 3 плана урока) целесообразно разобрать на основе задания «Сравните предпосылки распада Арабского халифата и империи Карла Великого в это же время». Школьники в результате сравнения отметят на общие причины феодальной раздробленности в этих регионах.

В процессе обсуждения последнего пункта плана урока самым важным является выделение непосредственно особенностей присущих именно мусульманской культуре.

Подумайте! Арабский полководец Амру после взятия Александрии в 640 году спросил у халифа Омара, что делать с Александрийской библиотекой. Омар ответил: «Если греческие книги согласны с Кораном, в таком случае они бесполезны и нет нужды сохранять их; а если они не согласны с Кораном, то они опасны и должны быть уничтожены». Солдаты Амру исполнили приговор: папирусами, пергаментами, хартиями и кодексами библиотеки топились в течение четырех месяцев бани Александрии.

    Если ислам претендует на полноту познания истины, то какова судьба светских знаний в исламской цивилизации?

    Почему впоследствии отношение завоевателей к науке и культуре изменилось?

Обратите внимание! Во время халифов прилежно изучались многие светские науки, география, история, медицина, физика, математика, астрономия, философия, однако, как отметил один исследователь, в этом «было нечто похожее на жатву, собранную с науки, после вспахивания завоеваниями сарацин и вследствие неизбежного смешения востока с западом … Прогресс науки у сарацин поддерживался скорее педантичной охотой знать чужестранную литературу, чем духом свободного практического и независимого исследования».

    Что имел в виду ученый, говоря о «жатве» с науки, завоеванных арабами стран?

    Примерами из учебника подтвердите или опровергните точку зрения автора.

    Докажите, что исламская культура стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы (текст учебника стр. 42).

    Если достижения исламской средневековой цивилизации были связаны с богатейшей культурой завоеванных стран и народов, то что внесли в культуру самостоятельно, если учесть, что Коран запрещает изображение живых существ?

Обратите внимание! Главными святынями в исламе стали не иконы и статуи, а рукописные Кораны.

 Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. В наследии мусульманских стран главенствовали искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, художественные ремесла, миниатюра.

Ответы школьников на вопрос «Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?» в учебнике подведут итог уроку и помогут обобщить рассмотренный материал и проблемы.

Урок №7. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 1 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 43). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы (см. Тематическое планирование).

Одним из вариантов проведения итогового повторения может быть работа по выполнению задания «Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI веках». Выполнение задания поможет учащимся не только повторить основные события по пройденным темам, но в процессе коллективного обсуждения результатов работы обобщить и систематизировать знания. В ниже приведенной таблице использован весь материал по заданию.

Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках

Европа

Ближний Восток

Рим был взят и разграблен вандалами

Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.

Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.

Образование Франкского королевства. Хлодвиг.

Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.

Первые упоминания о славянах в византийских источниках

Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.

Образование Болгарского государства

Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.

Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.

Период наивысшего могущества Арабского халифата.

Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.

Византия остановила натиск арабов.

Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.

Распад Арабского халифата.

Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.

Профильное обучение Методические рекомендации профильного обучения профильного обучения

  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

  • Реферат на тему:

    Византийская империя и

    восточно-христианский мир.

    Выполнил: Куштуков А.А.

    Проверила: Цыбжитова А.Б.

    2007 г.

    Введение 3

    История Византии 4

    Разделение на Восточную и Западную Римские империи 4

    Становление самостоятельной Византии 4

    Династия Юстиниана 5

    Начало новой династии и укрепление империи 7

    Исаврийская династия 7

    IX – XI века 8

    XII – XIIIвека 10

    Нашествие турков. Падение Византии 11

    Культура Византии 14

    Формирование христианства

    какфилософско-религиозной системы 14

    Время наивысшего могущества и

    наивысшейточки развития культуры. 18

    Заключение 24

    Литература 25

    Введение.

    В своем реферате я хотел бы рассказать о Византии. Византийская империя (Ромейская империя, 476-1453)-Восточная Римская империя. Название «Византийская империя» (по городуВизантий, на месте которого римский император Константин Великий в начале IVвека заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейскихисториков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески «ромеями», а свою державу - «Ромейской». Западные источники такженазывают Византийскую империю «Романия» (Romania). В течение большой части ееистории многие из западных современников называли её «империя греков» из-загосподства в ней греческого населения и культуры. В древней Руси ее такжеобычно называли «Греческим царством».Византия внесла большой вклад в развитие культуры в ЕвропеСредних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокойодухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегдаоставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.

    ИсторияВизантии.Разделениена Восточную и Западную Римские империи

    Разделение наВосточную и Западную Римские империи. 330 года римский император КонстантинВеликий объявил своей столицей город Византиум, переименовав его в Константинополь.Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостьюРима от напряжённых восточных исеверо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можнобыло гораздо более быстро и эффективно, чем из Рима. Окончательное разделениеРимской империи на Восточную и Западную произошло после смерти в 395 ФеодосияВеликого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи былопреобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и втечение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальныйоблик.

    Становлениесамостоятельной Византии

    СтановлениеВизантии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330-518. Вэтот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникалимногочисленные варварские, преимущественно германские племена. Однипредставляли собой небольшие группы переселенцев, привлечённых безопасностью ипроцветанием империи, другие же предпринимали против Византии военные походы, ивскоре их напор стал неудержим. Воспользовавшись слабостью Рима, германцыперешли от набегов к захвату земель, и в 476 году был свергнут последнийимператор Западной Римской империи. Положение на востоке было не менее тяжёлым,и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготыодержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит икороль Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад -в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с ихстороны для Византии миновала. В 441 году на смену готам пришли гунны. Аттила несколько раз начинал войну, илишь уплатой большой дани удавалось предотвратить его дальнейшие нападения. Вбитве народов 451 года Аттила потерпел поражение, а его государство вскорераспалось. Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов -Теодорих разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад,завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство. Сильно дестабилизировалиситуацию в стране и многочисленные христианские ереси - арианство,несторианство, монофизитство. В то время как на Западе папы, начиная с ЛьваВеликого (440-461), утверждали папскую монархию, на Востоке патриархиАлександрии, в особенности Кирилл (422-444) и Диоскор (444-451), пыталисьустановить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смутвсплывали на поверхность старые национальные распри и всё ещё живучиесепаратистские тенденции; таким образом, с религиозным конфликтом тесносплетались политические интересы и цели. С502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и авары началинабеги к югу от Дуная. Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столицевелась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам командколесниц). Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль онеобходимости единства римского мира, беспрестанно обращала умы на Запад. Чтобывыйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политикас точными и определёнными планами. К 550 году такую политику проводил ЮстинианI.

    Династия Юстиниана.

    В 518 г ., после смертиАнастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина.Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поискахсчастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевшийникакого опыта в государственных делах солдат. Вот почему этот выскочка,ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднендоверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице егоплемянника Юстиниана. С самого начала правления Юстина фактически у властистоял Юстиниан - также уроженец Македонии, но получивший прекрасное образованиеи обладавший великолепными способностями. В 527 году, получив всю полнотувласти, Юстиниан приступил к исполнению своих замыслов по восстановлениюИмперии и упрочению власти единого императора. Он добился союза сгосподствующей церковью. При Юстиниане еретиков заставляли переходить в официальноеисповедание под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. До 532года он был занят подавлением выступлений в столице и отражением натискаперсов, но вскоре основное направление политики переместилось на запад.Варварские королевства ослабли за прошедшие полстолетия, жители призывали квосстановлению империи, наконец, даже сами короли германцев признавализаконность претензий Византии. В 533 году армия под предводительством Велизариянанесла удар по государствам вандалов в Северной Африке. Следующей целью сталаИталия - тяжёлая война с Остготским королевством продолжалась 20 лет изакончилась победой.Вторгшись в королевство Вестготов в 554, Юстиниан завоевали южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое.Но эти успехи потребовали слишком большого расхода сил, чем не замедлиливоспользоваться персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевализначительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востокеимперии. Византийская дипломатия такжестремилась обеспечить во всём внешнем мире престиж и влияние империи. Благодаряловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры средиврагов империи, она приводила под византийское владычество варварские народы,бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их всферу влияния Византии путём проповеди христианства. Деятельность миссионеров,распространявших христианство от берегов Чёрного моря до плоскогорий Абиссиниии оазисов Сахары, была одной из главных черт византийской политики в средниевека. Помимо военной экспансии, другой важнейшей задачей Юстиниана былаадминистративная и финансовая реформы. Экономика империи была в состояниитяжёлого кризиса, управление поражено коррупцией. С целью реорганизацииуправления Юстинианом была проведена кодификация законодательства и ряд реформ,которые, хотя и не решили проблему кардинально, но, несомненно, имелиположительные последствия. По всей империи было развёрнуто строительство -крупнейшее по масштабам со времён «золотого века» Антонинов. Однаковеличие было куплено дорогой ценой - экономика была подорвана войнами,население обнищало, и преемники Юстиниана (Юстин II (565-578), Тиверий II(578-582), Маврикий (582-602)) были вынуждены основное внимание уделять ужеобороне и перенести направление политики на восток. Завоевания Юстинианаоказались непрочными - в конце VI-VII вв. Византия потеряла все завоёванныеобласти на Западе (за исключением Южной Италии). В то время как вторжениелангобардов отняло у Византии половину Италии, в 591 году в ходе войны сПерсией была завоёвана Армения, на севере продолжалось противостояние сославянами. Но уже в начале следующего, VII века персы возобновили боевыедействия и добились значительных успехов вследствие многочисленных смут вимперии.

    Начало новой династии и укрепление империи.

    В 610 году сын карфагенского экзарха Ираклийсверг императора Фоку и основал новую династию, которая оказалась способнойпротивостоять опасностям, угрожающим государству. Это был один из самых тяжёлыхпериодов в истории Византии - персы завоевали Египет и угрожалиКонстантинополю, авары, славяне и лангобарды атаковали границы со всех сторон.Ираклий одержал ряд побед над персами, перенёс войну на их территорию, послечего смерть шаха Хосрова II и ряд восстаний заставили их отказаться от всехзавоеваний и заключить мир. Но сильнейшее истощение обеих сторон в этой войнеподготовило благоприятную почву для арабских завоеваний. В 634 году халиф Омарвторгся в Сирию, в течение следующих 40 лет были потеряны Египет, СевернаяАфрика, Сирия, Палестина, Верхняя Месопотамия, причём зачастую население этихобластей, измученное войнами, считало арабов, которые в первое времясущественно снижали налоги, своими освободителями. Арабы создали флот и дажеосаждали Константинополь. Но новый император, Константин IV Погонат (668-685),отразил их натиск. Несмотря на пятилетнюю осаду Константинополя (673-678) ссуши и с моря, арабы не смогли его захватить. Греческий флот, которому недавнееизобретение «греческого огня» обеспечило превосходство, вынудил мусульманскиеэскадры к отступлению и нанёс им в водах Силлеума поражение. На суше войскахалифата были разбиты в Азии. Изэтого кризиса империя вышла более сплочённой и монолитной, национальный составеё стал более однородным, религиозные различия главным образом ушли в прошлое,так как монофизитство и арианство получили основное распространение вутраченных ныне Египте и Северной Африке. К концу VII века территория Византиисоставляла уже не более трети державы Юстиниана. Ядро её составляли земли,населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческомязыке. В VII веке были проведены существенные реформы в управлении - вместоэпархий и экзархатов империя была разделена на фемы, подчинённые стратегам.Новый национальный состав государства привёл к тому, что греческий язык сталофициальным. В администрации старинные латинские титулы или исчезают, илиэллинизируются, а их место занимают новые названия - логофеты, стратеги,эпархи, друнгарии. В армии, где преобладают азиатские и армянские элементы,греческий язык становится языком, на котором отдаётся приказ. И хотяВизантийская империя до последнего дня продолжала называться Римской империей,тем не менее, латинский язык вышел из употребления.

    Исаврийская династия

    В начале VIII векавременная стабилизация вновь сменилась чередой кризисов - войны с болгарами,арабами, непрерывные восстания… Наконец Лев Исавр, взошедший на престол подименем императора Льва III, сумелостановить распад государства и нанёс решающее поражение арабам. Послеполувекового правления два первых Исавра сделали империю богатой и цветущей,несмотря на чуму, опустошившую её в 747 году, и, несмотря на волнения,вызванные иконоборчеством. Поддержка иконоборчества императорами Исаврийскойдинастии была обусловлена как религиозными, так и политическими факторами.Многие византийцы в начале VIII века были недовольны избытком суеверия и вособенности поклонением иконам, верой в их чудотворные свойства, соединением сними человеческих поступков и интересов. Одновременно императоры стремилисьограничить растущее могущество церкви. Кроме того, отказываясь от почитанияикон, исаврийские императоры рассчитывали сблизиться с арабами, не признающимиизображений. Политика иконоборчества привела к раздорам и смутам, одновременноусилив раскол в отношениях с Римской церковью. Восстановление иконопочитанияпроизошло только в конце VIII века благодаря императрице Ирине - первойженщине-императрице, но уже в начале IX века политика иконоборчества былапродолжена.

    В 800 году КарлВеликий объявил о восстановлении Западной Римской империи, что для Византиистало чувствительным унижением. Одновременно Багдадский халифат усилил свойнатиск на востоке. Императором Львом V Армянином (813-820) и двумя императорамиФригийской династии - Михаилом II (820-829) и Феофилом (829-842) - былавозобновлена политика иконоборчества. Снова на целых тридцать лет империяоказалась во власти смут. Договор 812 года, признававший за Карлом Великим титулимператора, означал серьёзные территориальные потери в Италии, где Византиясохранила только Венецию и земли на юге полуострова. Война с арабами,возобновлённая в 804 году, привела к двум серьёзным поражениям:: к захватуострова Крит мусульманскими пиратами (826), которые начали отсюда почтибезнаказанно опустошать восточное Средиземноморье, и к завоеванию Сицилиисевероафриканскими арабами (827), которые в 831 году овладели городом Палермо.Особенно грозной была опасность со стороны болгар, с тех пор как хан Крумрасширил пределы своей империи от Гема до Карпат. Никифор попытался разбитьего, вторгшись в Болгарию, но на обратном пути потерпел поражение и погиб(811), а болгары, вновь захватив Адрианополь, появились у стен Константинополя(813). Лишь победа Льва V при Месемврии (813) спасла империю. Периодсмут закончился в 867 году приходом к власти македонской династии. Василий IМакедонянин (867-886), Роман Лакапин (919-944), Никифор Фока (963-969), ИоаннЦимисхий (969-976), Василий II (976-1025) - императоры и узурпаторы -обеспечили Византии 150 лет процветания и могущества. Была завоёвана Болгария,Крит, Южная Италия, совершались успешные военные походы против арабов глубоко вСирию. Границы империи расширились до Евфрата и Тигра, Армения и Иберия вошли всферу византийского влияния, Иоанн Цимисхий доходил до Иерусалима. В IX-XI вв.большое значение для Византии приобрели взаимоотношения с Киевской Русью. Послеосады Константинополя киевским князем Олегом (907) Византия была вынужденазаключить с Русью торговый договор, способствовавший развитию торговли повеликому пути из «варяг в греки». В конце X века Византия воевала с Русью(киевский князь Святослав Игоревич) за Болгарию и одержала победу. При киевскомкнязе Владимире Святославиче между Византией и Киевской Русью был заключёнсоюз. Василий II отдал свою сестру Анну замуж за киевского князя Владимира. Вконце X века на Руси было принято из Византии христианство по восточномуобряду. В 1019 году, завоевав Болгарию, Армению и Иберию, Василий IIотпраздновал великим триумфом наибольшее усиление империи со времён,предшествующих арабским завоеваниям. Завершали картину блестящее состояниефинансов и расцвет культуры. Однакоодновременно начали появляться первые признаки слабости, что выражалось вусилении феодальной раздробленности. Знать, контролировавшая огромныетерритории и ресурсы, часто успешно противопоставляла себя центральной власти.Упадок начался после смерти Василия II, при его брате Константине VIII(1025-1028) и при дочерях последнего - сначала при Зое и её трёхпоследовательно сменивших друг друга мужьях - Романе III (1028-1034), МихаилеIV (1034-1041), Константине Мономахе (1042-1054), с которым она разделяла трон(Зоя умерла в 1050), и затем при Феодоре (1054-1056). Ослабление проявилось ещёболее резко после прекращения Македонской династии. К середине XI века основная опасность надвигаласьс востока - турки-сельджуки. Врезультате военного переворота на престол взошёл Исаак Комнин (1057-1059);после его отречения императором стал Константин X Дука (1059-1067). Затем квласти пришёл Роман IV Диоген (1067-1071), которого сверг Михаил VII Дука(1071-1078); в результате нового восстания корона досталась Никифору Вотаниату(1078-1081). В течение этих кратких правлений анархия всё возрастала,внутренний и внешний кризис, от которого страдала империя, становился всё болеетяжёлым. Италия была потеряна к середине XI века под натиском норманнов, ноосновная опасность надвигалась с востока - в 1071 году Роман IV Диоген потерпелпоражение от турок-сельджуков под Маназкертом (Армения), и от этого пораженияВизантия так и не смогла оправиться. За следующие двадесятилетия, Турки заняли всю Анатолию; Империя не могла создать достаточнобольшую армию, чтобы остановить их. В отчаянии, Император Алексей I Комнин(1081-1118) попросил Папу Римского в 1095, чтобы он помог получить ему армию отЗападного Христианского мира. Отношения с Западом и предопределило события 1204года (захват крестоносцами Константинополя и распад страны), а восстанияфеодалов подрывали последние силы страны. В 1081 году на престол вступиладинастия Комнинов (1081-1204) - представители феодальной аристократии. Туркиоставались в Иконии (Конийский султанат); на Балканах при помощи разраставшейсяВенгрии славянские народы создали почти независимые государства; наконец, Западтакже представлял собой серьёзную опасность в свете захватнических устремленийВизантии, честолюбивых политических планов, порождённых первым крестовымпоходом, и экономических претензий Венеции.

    XII-XIII века.

    При Комнинахглавную роль в византийской армии стали играть тяжеловооружённая конница(катафракты) и наёмные войска из иноземцев. Укрепление государства и армиипозволило Комнинам отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуковзначительную часть Малой Азии, установить суверенитет над Антиохией. Мануил Iпринудил Венгрию признать суверенитет Византии (1164) и утвердил свою власть вСербии. Но в целом положение продолжало оставаться тяжёлым. Особенно опаснымбыло поведение Венеции - бывший чисто греческий город стал соперником и врагомимперии, создавал сильную конкуренцию её торговле. В 1176 византийская армиябыла разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах Византия былавынуждена перейти к обороне. Политика Византии в отношении крестоносцевзаключалась в связывании их предводителей вассальными узами и возврате с ихпомощью территорий на востоке, но особого успеха это не принесло. Отношения скрестоносцами постоянно ухудшались. Второй крестовый поход, возглавляемыйфранцузским королем Людовиком VII и немецким королем Конрадом III, былорганизован после завоевания Эдессы сельджуками в 1144. Комнины мечталивосстановить свою власть над Римом, будь то посредством силы или путём союза спапством, и разрушить Западную империю, факт существования которой всегдапредставлялся им узурпацией их прав. Особенно старался осуществить эти мечтыМануил I. Казалось,что Мануил стяжал империи несравненную славу во всём мире и сделалКонстантинополь центром европейской политики; но когда он умер в 1180, Византияоказалась разорённой и ненавидимой латинянами, готовыми в любой момент напастьна неё. В то же время в стране назревал серьёзный внутренний кризис. Послесмерти Мануила I вспыхнуло народное восстание в Константинополе (1181),вызванное недовольством политикой правительства, покровительствовавшегоитальянским купцам, а также западноевропейским рыцарям, поступавшим на службу кимператорам. Страна переживала глубокий экономический кризис: усилилисьфеодальная раздробленность, фактическая независимость правителей провинций отцентральной власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Началсяраспад империи. В 1187 отпала Болгария; в 1190 Византия была вынуждена признатьнезависимость Сербии.

    Когда же в 1192дожем Венеции стал Энрико Дандоло, возникла мысль, что наилучшим средством какдля разрешения кризиса и удовлетворения накопившейся ненависти латинян, так идля обеспечения интересов Венеции на Востоке было бы завоевание Византийскойимперии. Враждебность папы, домогательства Венеции, озлобление всего латинскогомира - все это вместе взятое предопределило тот факт, что четвёртый крестовыйпоход (1202-1204) обратился вместо Палестины уже против Константинополя.Истощённая, ослабленная натиском славянских государств, Византия оказаласьнеспособной сопротивляться крестоносцам. В 1204 году армия крестоносцевзахватила Константинополь. Византия распалась на ряд государств - Латинскуюимперию и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченныхкрестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи - оставшиеся подконтролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засильеитальянских торговцев мешало возрождению византийских городов. ПоложениеЛатинской империи было очень шатким - ненависть греков и нападения болгарсильно ослабили её, так что в 1261 году император Никейской империи МихаилПалеолог, при поддержке греческого населения Латинской империи отвоевавКонстантинополь и разгромив Латинскую империю, объявил о восстановленииВизантийской империи. В 1337 к ней присоединился Эпир. Но Ахейское княжество -единственное жизнеспособное образование крестоносцев в Греции - просуществовалодо завоеваний османских турок, так же как и Трапезундская империя. ВосстановитьВизантийскую империю в её целости было уже невозможно. Михаил VIII Палеолог(1261-1282) попытался это осуществить, и хотя ему не удалось полностьювоплотить в жизнь свои устремления, тем не менее его усилия, практическиедарования и гибкий ум делают его последним значительным императором Византии.

    Нашествие турков. Падение Византии.

    Завоеваниятурок-османов начали угрожать самому существованию страны. Мурад I (1359-1389)завоевал Фракию (1361), которую Иоанн V Палеолог вынужден был за ним признать(1363); затем он захватил Филиппополь, а вскоре и Адрианополь, куда перенёссвою столицу (1365). Константинополь, изолированный, окружённый, отрезанный отостальных областей, ожидал за своими стенами смертельного удара, казавшегосянеизбежным. Тем временем османы завершили завоевание Балканского полуострова. УМарицы они разбили южных сербов и болгар (1371); они основали свои колонии вМакедонии и стали угрожать Фессалоникам (1374); они вторглись в Албанию (1386),разбили Сербскую империю и после битвы на Косовом поле превратили Болгарию в турецкийпашалык (1393). Иоанн V Палеолог был вынужден признать себя вассалом султана,платить ему дань и поставлять ему контингенты войск для захвата Филадельфии(1391) - последнего оплота, которым ещё владела Византия в Малой Азии.

    Баязид I(1389-1402) действовал в отношении Византийской империи ещё более энергично. Онблокировал со всех сторон столицу (1391-1395), а когда попытка Запада спастиВизантию в битве при Никополе (1396) потерпела неудачу, он попытался штурмомвзять Константинополь (1397) и одновременно вторгся в Морею. Нашествие монголови сокрушительное поражение, нанесённое Тимуром туркам при Ангоре (Анкаре)(1402), дали империи ещё двадцать лет отсрочки. Но в 1421 г. Мурад II (1421-1451)возобновил наступление. Он атаковал, хотя и безуспешно, Константинополь,который энергично сопротивлялся (1422); он захватил Фессалоники (1430),купленные в 1423 венецианцами у византийцев; один из его полководцев проник вМорею (1423); сам он успешно действовал в Боснии и Албании и заставил государяВалахии платить дань. Византийская империя, доведённая до крайности, владелатеперь, помимо Константинополя и соседней области до Деркона и Селимврии, лишьнесколькими отдельными областями, рассеянными по побережью: Анхиалом,Месемврией, Афоном и Пелопоннесом, который, будучи почти полностью отвоёван улатинян, стал как бы центром греческой нации. Несмотря на героические усилияЯноша Хуньяди, который в 1443 разбил турок при Яловаце, несмотря насопротивление Скандербега в Албании, турки упорно преследовали свои цели. В1444 в сражении при Варне обернулась поражением последняя серьёзная попыткавосточных христиан противостоять туркам. Афинское герцогство подчинилось им,княжество Морея, завоёванное турками в 1446, вынуждено было признать себяданником; во второй битве на Косовом поле (1448) Янош Хуньяди потерпелпоражение. Оставался лишь Константинополь - неприступная цитадель, котораявоплощала в себе всю империю. Но и для него близился конец. Мехмед II, вступаяна трон (1451), твёрдо намеревался овладеть им. 5апреля 1453 г.турки начали осаду Константинополя, известной неприступной крепости. Eще раньшесултан построил на Босфоре Румельскую крепость (Румелихисар), котораяперерезала коммуникации между Константинополем и Чёрным морем, и одновременнопослал экспедицию в Морею, чтобы помешать греческим деспотам Мистры оказатьпомощь столице. Против колоссальной турецкойармии, состоявшей из примерно 160 тыс. человек, император Константин XI Драгашсмог выставить едва лишь 9 тыс. солдат, из которых по крайней мере половинусоставляли иностранцы; византийцы, враждебно относившиеся к церковной унии,заключённой их императором, не испытывали желания воевать. Тем не менее,несмотря на мощь турецкой артиллерии, первый приступ был отбит (18 апреля).Мехмеду II удалось провести свой флот в бухту Золотой Рог и таким образомпоставить под угрозу другой участок укреплений. Однако штурм 7 мая опять неудался. Но в городском валу на подступах к воротам св. Романа была пробитабрешь. В ночь с 28 мая на 29 мая 1453 началась последняя атака. Дважды туркибыли отбиты; тогда Мехмед бросил на штурм янычар. В то же время генуэзецДжустиниани Лонго, бывший вместе с императором душой обороны, получил серьёзноеранение и оказался вынужден покинуть свой пост. Это дезорганизовало защиту.Император продолжал доблестно сражаться, но часть вражеского войска, овладевподземным ходом из крепости - так называемым Ксилопорта, напала на защитников стыла. Это был конец. Константин Драгаш погиб в бою. Турки овладели городом. Взахваченном Константинополе начались грабежи и убийства; более 60 тыс. человекбыло взято в плен.

    КультураВизантии.

    Формирование христианства как философско-религиознойсистемы.

    Первые столетия существования Византийского государства можно

    рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения

    византийского общества, опиравшегося натрадиции языческого эллинизма

    и принципы христианства.

    Формирование христианства какфилософско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения тоговремени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточныхрелигиозных учений, иудаизма, манихейства. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть,объясняет в некоторой степени и то, чтохристианство не только боролось сантичной философией, но и использовалаее в своих целях. На сменунепримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромиссмежду христианским и античным миросозерцанием.

    Наиболееобразованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах ИоаннаЗлатоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства снеоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение

    риторических идей с новым идейным содержанием.Такие мыслители, как

    Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,

    закладывают собственно фундамент византийской философии. Их

    философские построения уходят глубокимикорнями в историю эллинского

    мышления

    В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и

    становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех

    сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

    система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая

    складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

    Патриотическая литература, библейская космография, литургическая

    поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийскогообщества и приходят на смену античной культуре.

    Западный и восточный христианские миры

    Восточный (православный) мир

    Западный (католический) мир

    Общее

    Господство христианской

    культуры и идеологии

    Различия:

    1. Влияние

    Античность и древневосточное общество

    Античность и варварские (германские) народы

      Абсолютная власть императора.

      Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.

      Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.

     Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом .

     Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).

     Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).

    3. Собственность

      Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.

     Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.

      Частная собственность на земельные владения (феод).

    4. Церковь

      Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).

      Византийские императоры подчинили себе православную церковь.

     Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.

     Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.

    5. Духовные ценности

      Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства .

    «Углубясь в себя, в себе же

    Обретают свет искомый.

    В самом средоточье сердца

    Вижу светоч, как бы солнца

    Круговидное подобье.

    (Симон Новый Богослов)

     Стремление постичь божественные истины разумом .

    В период становления христианской догматики появилось большое количество ересей (значение термина можно вспомнить, обратившись к словарю терминов), с которыми православной церкви в союзе с императорской властью удалось справиться в Византийской империи. В Западной Европе волна еретических движений привела к разработке католической церковью богословских идей на основе логики (разума) античного философа Аристотеля. Отсюда различие в восприятии мира католиками и православными, которое имеет очень относительный характер.

    Особенности католицизма и православия

    Католицизм

    Православие

    Догмат «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

    Догмат «Дух Святой от Отца исходит»

    Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры

    Не признается

    Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

    Не признается

    Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо

    Не признается

    Догмат о чистилище

    Не признается

    Крещение осуществляется путем обливания из купели

    Крещение осуществляется погружением в купель

    Причащение осуществляется опресноками

    Причащение осуществляется хлебом

    Единая церковная организация во главе с папой римским

    Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами

    Обет безбрачия всего духовенства

    Духовенство делиться на белое и черное. Обет безбрачия приносит черное духовенство

    Целесообразно на уроке заслушать заранее подготовленные сообщения о Юстиниане I и обязательно о просветителях славянского мира братьях Св. Кирилле и Мефодии. Закрепление исторического материала темы урока проводится по вопросам и заданиям параграфа.

    Урок №6. Исламский мир.

      познакомить с возникновением мировой религии исламом и процессом образования государства у арабов в VII веке;

      проанализировать взаимосвязь основных положений мусульманского вероучения и особенностей арабского государства;

      раскрыть причины успешных завоевательных походов арабов;

      сравнить процесс распада Арабского халифата и Империи Карла Великого, отметив общий процесс политической раздробленности в этот период;

      охарактеризовать основные особенности исламской культуры средневековой эпохи и влияние ее на другие страны.

    План урока:

      Возникновение ислама в Аравии.

      Образование государства и начало арабских завоеваний.

      Арабский халифат во второй половине VII – X века.

      Средневековая мусульманская культура.

    Средства обучения: учебник §5, историческая карта №2 «Завоевания арабов. Арабский халифат», дидактический материал.

    Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой.

    Основные понятия: ислам, Коран, джихад, теократическое государство, халифат, шииты, сунниты, исламский мир.

    Персоналии: Мухаммед, Омар.

    Основные даты: VII век – возникновение исламской цивилизации.

    Повторение пройденного материала предыдущего урока и проверку знаний учащихся и осмысление ими основных положений §4 целесообразно провести в начале урока по вопросам в конце этого параграфа. Они отражают основные процессы развития Византийской империи в раннем Средневековье. Ответы на эти вопросы учащихся должны опираться на содержание сравнительной таблицы «Западный и восточный христианские миры». Если учитель сочтет необходимым построить изучение новой темы «Исламский мир» на основе сравнительной характеристики ее с процессами и явлениями предыдущих тем (что является предпочтительным), то урок следует начать с изучения новой темы. В этом случае работу по проверке домашнего задания можно провести в процессе изучения темы урока.

    Урок №6. Исламский мир. Содержание параграфа (§5) не представляет серьезных трудностей для усвоения его содержания учащимися. Тем более, что анализ процессов и событий, связанных с возникновением исламской средневековой цивилизации базируется на аналогичных процессах известных десятиклассникам к этому уроку по уже рассмотренным темам: западноевропейский (католический) мир и восточно-христианский (православный) мир.

    Основной круг понятий параграфа концентрируется на работе по разбору сущности ислама , теократического государства , джихад и халифат . Из них такие понятия как ислам , джихад и халифат должны быть знакомы школьникам по курсу зарубежной средневековой истории. Поэтому их следует повторить в процессе изучения темы. Первостепенное значение имеет понятие теократическое государство , которое раскрывает политическую сущность и особенности исламской цивилизации.

    Так как содержание и подача исторического материала параграфа не является сложным для восприятия учащимися, то следует его задать на дом для предварительного ознакомления с содержанием. Основой для домашней работы с текстом учебника станет поиск ответов на вопросы в конце параграфа в такой последовательности: вопрос №3 об основных положениях мусульманского вероучения, вопрос №1 о причинах успешных завоеваний арабов и вопрос №2 о причинах распада халифата Аббасидов. На уроке после коллективного обсуждения ответов на эти вопросы учитель переходит к рассмотрению и характеристики основных проблем темы.

    Исторический материал параграфа логически разбивается на три части: образование государства у арабов и завоевательные походы, создание Арабского халифата и его распад, мусульманская культура. Образование государства у арабов в параграфе дается до слов: «Так в Аравии возникло государство» (с.38). Основой анализа этого процесса послужат знания учащихся о возникновении варварских королевств в Европе (§3, стр. 22). Задание классу «Найдите в тексте учебника (стр. 36-38) предпосылки, которые привели к образованию государства у арабов. Сравните этот процесс с образованием варварских королевств в V веке в Западной Европе» поможет школьникам понять, что возникновение ислама являлось не причиной, а следствием государственного образования, что религия арабов стала идеологической формой государственности.

    Вопрос и задание «В чем заключается особенность теократического исламского государства?» и «Сравните исламское теократическое государство арабов средневековья и восточно-христианское государство византийцев» позволит обратить внимание на общую основу – восточная деспотическая форма государства Византийской империи и Арабского халифата. При этом существенное отличие заключалось в том, что в отличие от христианского мира ислам не имел церковную организацию духовной власти. Необходимо более четко, чем дается в материале учебника, охарактеризовать существенные особенности средневекового мира ислама. Не шариат , ведь правовые нормы, в том числе и христианской цивилизации в эпоху Средневековья, строились на Библии, а важно показать школьникам ценностные ориентиры исламской цивилизации по сравнению с христианской.

    Вопрос о причинах успешных завоевательных походов арабов раскрывается в учебнике на основе двух положений: ослабление Византии и Ирана в результате постоянных войн между собой и джихада , свойственный религиозным представлениям арабов. Вопрос «как вы думаете, какая из этих причин является главной?» и задание по сопоставлению исторического материала карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №5 «Завоевания арабов. Арабский халифат» поможет понять учащимся, что не столько джихад стал главной причиной побед, сколько внутренняя слабость противников является главной причиной успешных завоеваний. Ведь у племен варваров, которые захватили почти все территории Западной Римской империи (Европа, Африка) также как и у арабов не было военных, технических и психологических преимуществ. Кроме того, это задание поможет организовать работу с картой и проследить направления завоевательных походов арабов и территории, которые вошли в Арабский халифат. Война была нормальным явлением того времени и приписывать арабам и исламу особую воинственнось в тот период времени (джихад) не следует.

    Обратите внимание! Л.Н. Гумилев заметил: «Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва».

      Все правильно. У одних джихад, у других мухоморы и берсерки!.

    Проблему распада Арабского халифата (п. 3 плана урока) целесообразно разобрать на основе задания «Сравните предпосылки распада Арабского халифата и империи Карла Великого в это же время». Школьники в результате сравнения отметят на общие причины феодальной раздробленности в этих регионах.

    В процессе обсуждения последнего пункта плана урока самым важным является выделение непосредственно особенностей присущих именно мусульманской культуре.

    Подумайте! Арабский полководец Амру после взятия Александрии в 640 году спросил у халифа Омара, что делать с Александрийской библиотекой. Омар ответил: «Если греческие книги согласны с Кораном, в таком случае они бесполезны и нет нужды сохранять их; а если они не согласны с Кораном, то они опасны и должны быть уничтожены». Солдаты Амру исполнили приговор: папирусами, пергаментами, хартиями и кодексами библиотеки топились в течение четырех месяцев бани Александрии.

      Если ислам претендует на полноту познания истины, то какова судьба светских знаний в исламской цивилизации?

      Почему впоследствии отношение завоевателей к науке и культуре изменилось?

    Обратите внимание! Во время халифов прилежно изучались многие светские науки, география, история, медицина, физика, математика, астрономия, философия, однако, как отметил один исследователь, в этом «было нечто похожее на жатву, собранную с науки, после вспахивания завоеваниями сарацин и вследствие неизбежного смешения востока с западом … Прогресс науки у сарацин поддерживался скорее педантичной охотой знать чужестранную литературу, чем духом свободного практического и независимого исследования».

      Что имел в виду ученый, говоря о «жатве» с науки, завоеванных арабами стран?

      Примерами из учебника подтвердите или опровергните точку зрения автора.

      Докажите, что исламская культура стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы (текст учебника стр. 42).

      Если достижения исламской средневековой цивилизации были связаны с богатейшей культурой завоеванных стран и народов, то что внесли в культуру самостоятельно, если учесть, что Коран запрещает изображение живых существ?

    Обратите внимание! Главными святынями в исламе стали не иконы и статуи, а рукописные Кораны.

     Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. В наследии мусульманских стран главенствовали искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, художественные ремесла, миниатюра.

    Ответы школьников на вопрос «Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?» в учебнике подведут итог уроку и помогут обобщить рассмотренный материал и проблемы.

    Урок №7. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 1 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 43). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы (см. Тематическое планирование).

    Одним из вариантов проведения итогового повторения может быть работа по выполнению задания «Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI веках». Выполнение задания поможет учащимся не только повторить основные события по пройденным темам, но в процессе коллективного обсуждения результатов работы обобщить и систематизировать знания. В ниже приведенной таблице использован весь материал по заданию.

    Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках

    Европа

    Ближний Восток

    Рим был взят и разграблен вандалами

    Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.

    Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.

    Образование Франкского королевства. Хлодвиг.

    Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.

    Первые упоминания о славянах в византийских источниках

    Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.

    Образование Болгарского государства

    Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.

    Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.

    Период наивысшего могущества Арабского халифата.

    Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.

    Византия остановила натиск арабов.

    Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.

    Распад Арабского халифата.

    Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.

    Профильное обучение Методические рекомендации профильного обучения профильного обучения

  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

  • Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

    Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью. Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

    Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда «предвечны» и равны по достоинству, «равночестны».

    Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства», особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование. Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V-VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Анлии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.

    Православие одно из трех основных направлений христианства исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения. Важное место в православии занимают обряды таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещение -таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога, Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни. Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа. Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

    Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.

    Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово «католицизм» означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III -V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того, папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

    Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. Единство церквей это прежде всего осознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что они все Его ученики и, наконец, что все люди дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. «Почему узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, потому как вы будите иметь любовь между собою».

    Христианство - наиболее распространённая и одна из самых развитых религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.

    Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.

    Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.

    В целом христианство в лице различных церквей и сект является, едва ли не наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство распространено слабее всего.