1. Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года и (или) по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев отчетного года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о выплате (объявлении) дивидендов принимается общим собранием акционеров. Указанным решением должны быть определены размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), форма их выплаты, порядок выплаты дивидендов в неденежной форме, дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов. При этом решение в части установления даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Размер дивидендов не может быть больше размера дивидендов, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Дата, на которую в соответствии с решением о выплате (объявлении) дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение, не может быть установлена ранее 10 дней с даты принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов и позднее 20 дней с даты принятия такого решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Срок выплаты дивидендов номинальному держателю и являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг доверительному управляющему, которые зарегистрированы в реестре акционеров, не должен превышать 10 рабочих дней, а другим зарегистрированным в реестре акционеров лицам - 25 рабочих дней с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Дивиденды выплачиваются лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицами, осуществляющими в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую в соответствии с решением о выплате дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение.

8. Выплата дивидендов в денежной форме осуществляется в безналичном порядке обществом или по его поручению регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества, либо кредитной организацией.

Выплата дивидендов в денежной форме физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, осуществляется путем перечисления денежных средств на их банковские счета, реквизиты которых имеются у регистратора общества, либо при отсутствии сведений о банковских счетах путем почтового перевода денежных средств, а иным лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления денежных средств на их банковские счета. Обязанность общества по выплате дивидендов таким лицам считается исполненной с даты приема переводимых денежных средств организацией федеральной почтовой связи или с даты поступления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет лица, имеющего право на получение дивидендов, а в случае, если таким лицом является кредитная организация, - на ее счет.

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, которые имеют право на получение дивидендов и права которых на акции учитываются у номинального держателя акций, получают дивиденды в денежной форме в порядке , установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Номинальный держатель, которому были перечислены дивиденды и который не исполнил обязанность по их передаче, установленную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, по не зависящим от него причинам, обязан возвратить их обществу в течение 10 дней после истечения одного месяца с даты окончания срока выплаты дивидендов.

9. Лицо, не получившее объявленных дивидендов в связи с тем, что у общества или регистратора отсутствуют точные и необходимые адресные данные или банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора, вправе обратиться с требованием о выплате таких дивидендов (невостребованные дивиденды) в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества. В случае установления такого срока в уставе общества такой срок не может превышать пять лет с даты принятия решения о выплате дивидендов. Срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы.

По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.

Когда субъект бизнеса принимает решение осуществлять свою хозяйственную деятельность в качестве юрлица, то его собственники могут получать свой доход от участия в деятельности фирмы через процедуру выплаты дивидендов, которая регулируется законодательно. Как происходит выплата дивидендов учредителям ООО в 2018 году, рассмотрим пошаговую инструкцию.

Дивидендами принято называть часть полученной компанией чистой прибыли, которая по решению участников юрлица, направляется на выплату им пропорционально доли их вклада в уставный капитал или иным способом распределения, установленном в уставе компании.

Чистой прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении компании после осуществления всех обязательных платежей в бюджет.

Выплата дивидендов учредителям ООО возможна при определенных условиях из чистой прибыли, которые определены в соответствующих нормах законодательства.

Поэтому источником осуществления учредителям дивидендов является прибыль. Она исчисляется на основании сведений бухгалтерского учета. Чтобы принять решение о выплате дивидендов ООО, собственники сначала должны утвердить бухгалтерскую отчетность, в которой отражено наличие чистой прибыли.

Законодательством предусматривается возможность выплаты промежуточных дивидендов. Источником их выступает нераспределенная прибыль текущего года. Однако, такая возможность существует, если за выбранный промежуток времени (квартал, полугодие) предприятие ее получило.

Внимание! Так как действующий алгоритм расчета прибыли определяет необходимость ее определения нарастающим итогом за год, окончательный ее размер может быть определен только по результатам прошедшего года. Тогда, если учредители решат производить выплату дивидендов, необходимо будет учесть суммы, полученные ими промежуточно в течение года.

Не считаются дивидендами следующие выплаты, производимые собственниками:

  • Выплаты в ликвидируемой организации, по размеру не превышающие взноса собственника в уставный капитал.
  • Выплаты учредителям в виде выкупа организацией их доли в компании в собственность.
  • Выплаты некоммерческой организации на ведение ею деятельности, предусмотренной ее , если она является одним из собственником фирмы.

Основания для выплаты

Основанием для выплаты дивидендов является либо решение собственника компании или протокол собрания участников его. Поэтому, для принятия этих документов необходимо собрать собственников компании. К самому собранию также нужно подготовить бухгалтерскую отчетность за соответствующий период, в которой будет установлен факт получения хозяйствующим субъектом прибыли.

Нужно помнить, что решение о выплате дивидендов принимается не руководством фирмы, а ее собственниками, которых к тому же может быть более одного человека.

Так как годовая отчетность представляется в контролирующие органы не позднее 31 марта, то собрание проводится в период с 01 марта по 30 апреля следующего после отчетного года.

Решение или протокол, в которых отражается воля собственников по вопросу выплаты таких доходов, должно обязательно содержать:

  • Год, за который будет осуществляться такая выплата.
  • Часть прибыли, которую собственники направили на выплату дивидендов.
  • В какой форме будут осуществляться выплаты, а также их график с указанием окончательного срока осуществления таких выплат.

Внимание! При этом в решении или протоколе достаточно указать только общую сумму дивидендов к выплате. Связано это с тем, что порядок распределения их определяется в уставе компании или пропорционально доли участия каждого собственника.

В каком случае нельзя выплатить дивиденды

Законодательством определены условия, при которых организация имеет право осуществлять своим собственникам выплаты дивидендов:

  1. Сумма чистых активов превышают его собственный капитал и резервный капитал. – Данное условие необходимо соблюдать как до осуществления выплаты, так и после ее осуществления.
  2. Задолженность учредителей по формированию уставного капитала должна быть полностью погашена, то есть он должен быть оплачен в полном объеме.
  3. Прошла выплата полной стоимости доли участия выбывшему участнику.
  4. Если у компании отсутствуют признаки банкротства или в отношении нее не ведется уже данная процедура.

Важно! Выплату дивидендов можно осуществлять, если все условия соблюдены. В противном случае руководство компании должно отказать своим собственникам в выплате дивидендов.

Как часто можно делать выплаты

Компания может производить выплаты своим учредителям при осуществлении деятельности, в результате которой был получен положительный финансовый результат. Он может определяться промежуточно на основании данных промежуточной бухгалтерской отчетности, то есть за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Производить выплаты за более короткий промежуток времени запрещено. Главное, чтобы данный порядок был предусмотрен уставом фирмы. Окончательный же финансовый результат за год может быть определен после его окончания.

Так как к концу года может быть получен убыток, то рекомендуется проводить выплаты учредителям в течение года, только при уверенности, что в итоге за год будет получена прибыль. Чаще всего промежуточные выплаты дивидендов наблюдаются у небольших предприятий.

Внимание! Как только принято решение о произведении выплаты дивидендов, в соответствии с нормами права, их нужно провести в течение 60 дней. Однако, иные сроки выплаты могут быть установлены в уставе организации.

Как распределяются дивиденды

Собственниками компании могут быть как одно лицо так и несколько участников. В первом случае необходимость распределения дивидендов не возникает. Однако, если учредителей несколько, то тогда приходится определять порядок распределения дивидендов.

Протокол собрания участников компании может содержать только общую сумму чистой прибыли, которую учредители направили на выплату дивидендов. Метод распределения дивидендов определяется в уставе.

Чаще всего этим документом предусмотрено осуществление распределения пропорционально доли участия собственника в уставном капитале. То есть у каждого учредителя существует процентное отношение (например, 50%).

Общую сумму дивидендов умножают на данный процент, в результате чего определяется в денежном выражении причитающиеся к выплате суммы собственникам.

Внимание! Уставом может быть предусмотрен и иной порядок распределения дивидендов. Если производить выплаты собственникам без соблюдения процедуры распределения, данные суммы нельзя будет считать дивидендами.

Для компании это может привести к тому, что ей придется осуществлять обложение выплаченных сумм страховыми взносами. Так как в этом случае выплаты будут рассматриваться ни как дивиденды, а доходы, выплаченные физлицу (если собственник физлицо).

Ставка по налогу в 2018 году

Налог при выплате дивидендов взимается как с физических, так и юридических лиц.

Расчет налога с физических лиц зависит от того, считаются ли они резидентами страны либо нет:

  • НДФЛ для резидентов - 13%;
  • НДФЛ для нерезидентов - 15%.

Статус определяется исходя из того, какое число дней за последний год лицо находилось на территории России (не обязательно дни должны идти подряд). Если ней наберется не меньше 183, то лицо считается резидентом.

Кроме этого, получателем дивидендов могут быть и юридические лица. Порядок расчета налога для них устанавливает НК.

Размер налога установлен в следующих размерах:

  • Для российской компании - 13%;
  • Для российской компании, если она не меньше 365 дней до даты принятия решения о выплате дивидендов, владела не меньше 50% количества акций – 0%;
  • Иностранная компания - 15% либо иная ставка, когда она устанавливается иностранным налоговым законодательством в целях избежания двойного обложения.

Для подтверждения российской компанией права на льготу, она обязана один из бланков, входящих в следующий перечень документов:

  • Соглашение о купле-продаже;
  • Решение о разделении, преобразовании и т. д.
  • Решения суда;
  • Учредительный договор;
  • Акт передачи
  • И т. д.

Внимание! Налог на дивиденды должны платить не только лица, находящиеся на ОСНО, но также и использующие спецрежимы (при УСН, ЕНВД, ЕСХН). Это указано в соответствующих главах НК.

Выплата дивидендов учредителям ООО в 2018 году пошаговая инструкция

Шаг 1. Определить сумму чистых активов и дивидендов

Организация может производить выплату дивидендов в случае, если ее чистые активы больше . Размер капитала известен, необходимо выполнить расчет чистых активов.

Производится расчет по формуле:

Чистые активы =(стр. 1600- Задолженность учредителей)-(стр. 1400+стр. 1500-Доходы буд. периодов).

Важно! Если полученный итог окажется меньше, чем размер уставного капитала (а такое может быть, если в балансе отражен убыток прошлых лет), то выплату дивидендов производить нельзя.

Шаг 2. Принятие решения о выплате дивидендов

Если условия для выплаты соблюдаются, то необходимо собрать всех учредителей, и принять решение - выплачивать дивиденды или нет. В последнем случае их можно отправить на развитие фирмы.

Кроме этого собственники должны решить, в качестве дивидендов выплачивать всю чистую прибыль, либо какую-либо ее часть. Еще один вопрос, который необходимо решить на собрании - как распределять прибыль между участниками. Это можно сделать пропорционально имеющимся долям, либо по какому-либо алгоритму (его необходимо зафиксировать в Уставе).

Решение о выплате должно быть принято большинством. Если собственник у фирмы один, то он принимает решение единолично.

По итогам собрания оформляется протокол. Он должен содержать название компании, список собственником общества и размера из долей, повестку дня, принятое решение, сумма, сроки, формат выплаты.

В протоколе можно указать срок выплаты. Если он не обозначен, то это необходимо сделать в течение 60 дней с даты принятия решения.

Шаг 3. Оформить приказ на выплату дивидендов

Делопроизводитель, секретарь либо иное ответственное лицо оформляет приказ на выплату дивидендов. В нем руководитель дает поручение главному бухгалтеру либо иному лицу обеспечить выполнение решения, принятого на собрании и оформленного в виде протокола. Последний идет в качестве приложения к распоряжению.

Шаг 4. Удержат налоги и произвести выплату

Расчет дивидендов производится согласно выбранному алгоритму. Одновременно определяется размер налога, который удерживается с каждой суммы.

Выплата дивидендов может выполняться как из кассы, так и с расчетного счета. После этого не позднее следующего дня хозяйствующий субъект выполняет перечисление налога в бюджет.

Пример расчета дивидендов:

ООО по итогам года имеет чистую прибыль в размере 313440 руб. Уставный капитал сформирован тремя участниками: Ивановым с долей 20%, Петровым с долей 35% и Сидоровым с долей 45%.

Все необходимые условия для выплаты дивидендов выполнены.

Рассчитаем размер дивидендов по каждому участнику пропорционально его доле в капитале:

  • Иванов - сумма дивидендов 313440х20% = 62688 руб.;
  • Петров - сумма дивидендов 313440х35% = 109704 руб.;
  • Сидоров - сумма дивидендов 313440х45% = 141048 руб.

Определим сумму налога, которую необходимо удержать с выплаты:

  • Иванов - налог 62688х13% = 8149 руб.
  • Петров - налог 109704х13%=14262 руб.
  • Сидоров - налог 141048х13%=18336 руб.

Итого к выплате на руки:

  • Иванов - 62688-8149=54539 руб.
  • Петров - 109704-14262=95442 руб.
  • Сидоров - 141048-18336=122712 руб.

Отчетность при выплате дивидендов

Порядок оформления отчетности зависит от того, компания с какой организационной формой выдает дивиденды - ООО либо АО.

В каждой из ситуаций необходимо оформить и подать на каждого получателя дивидендов справки 2-НДФЛ и отчеты 6-НДФЛ. В них проставляются суммы, которые получил каждый из учредителей.

Дебет Кредит Операция
84 75 Произведено начисление дивидендов лицам, которые не работают в организации
84 70 Произведено начисление дивидендов работникам компании
75 68 Произведено удержание налога из дивидендов у лиц, не работающих в компании
70 68 Произведено удержание налога из дивидендов у работников компании
75 50, 51 Произведена выплата дивидендов лицам, которые не работают в организации
70 50, 51 Произведена выплата дивидендов работникам компании
68 51 Выполнена оплата налога НДФЛ с дивидендов
75 84 Списаны на нераспределенную прибыль невыплаченные дивиденды лицам, не являющимся работниками
70 84 Списаны на нераспределенную прибыль невыплаченные дивиденды, начисленные работникам компании

Как распределить и выплатить дивиденды участникам ООО? В каких случаях дивиденды распределять нельзя? Что важно учесть при распределении и выплате дивидендов, чтобы не потерять на налогах?

По итогам 2015 года общества с ограниченной ответственностью должны принять решение о выплате дивидендов в период с 1 марта по 30 апреля 2016 г. (п.3 ст.28, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - Закон №14-ФЗ).

Понятие дивидендов

Несколько слов о самом понятии «дивиденды». Отметим, что четкого определения «дивиденды» гражданское законодательство РФ не содержит. В частности, в Законе №14-ФЗ понятие «дивиденды» отсутствует, вместо него фигурирует понятие «распределение чистой прибыли».

Понятие «дивиденды» используется только в Федеральном законе от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», в котором отмечено, что акционерное общество вправе принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям (п.1 ст.42 Закона №208-ФЗ) и в налоговом законодательстве (п.1 ст.43 НК РФ).

Правда, понятие «дивиденды», применяемое в целях налогообложения, более широкое, чем в гражданском законодательстве.

Сроки принятия решения о распределении прибыли

Законом №14-ФЗ разрешена выплата дивидендов участникам ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества (п.1 ст.28 Закона №14-ФЗ).

Однако при принятии решения о выплате промежуточных дивидендов (чаще, чем раз в год) у организации есть риск признания таких выплат безвозмездным имуществом. В случае если полученная по итогам года прибыль окажется меньше выплаченных дивидендов, такие выплаты классифицируются как безвозмездно переданные денежные средства (письмо ФНС РФ от 19.03.2009 г. №ШС-22-3/210@).

Порядок распределения дивидендов

Как правило, часть прибыли распределяется организацией между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. Однако по решению общего собрания участников общества данный порядок распределения может быть изменен. Так, размер подлежащих уплате дивидендов может распределяться в равных долях между участниками общества (п.2 ст.28 Закона №14-ФЗ).

Например, общий размер распределяемых дивидендов компании между двумя участниками составляет 1 млн рублей. Доля одного из участников составляет 30%. Уставом компании установлено, что размер причитающихся к выплате дивидендов распределяется непропорционально долям участников в уставном капитале. Так, участники распределяют дивиденды в равных долях, т.е. в размере 500 тыс. рублей каждому участнику.

Налоговые риски в случае непропорциональных выплат дивидендов

С точки зрения гражданского законодательства такой порядок распределения допустим, но понятие «дивиденды» в налоговом законодательстве подразумевает пропорциональное распределение долей в уставном капитале. Именно ключевое слово «пропорционально» становится камнем преткновения в квалификации подобных выплат для целей исчисления налога на прибыль и НДФЛ. Несмотря на возможность непропорционального распределения дивидендов, контролирующие органы считают, что распределенная таким образом часть прибыли не признается для целей налогообложения дивидендами.

Так, для признания дивидендов в налоговом учете и возможности применять пониженную ставку налога на прибыль, необходимо одновременное выполнение следующих условий (п.2 ст.43 НК РФ, письма Минфина РФ от 09.09.2013 г. №03-04-06/37090, от 30.07.2012 г. №03-03-10/84):

  • выплаты осуществляются за счет чистой прибыли;
  • решение о выплате дивидендов документально оформлено;
  • выплата дивидендов осуществляется пропорционально долям участников в уставном капитале.

На этом основании контролерами делается вывод, что дивиденды, распределяемые непропорционально, не признаются дивидендами для целей налогообложения, в связи с чем, к таким выплатам необходимо применять «недивидендную» налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 20 %. Имеющаяся арбитражная практика подтверждают данную позицию (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2012 г. №А65-18467/2011, Северо-Западного округа от 28.04.2012 г. №А13-7191/2010 и от 18.04.2012 г. №А13-13347/2010).

Сроки и порядок выплаты дивидендов

По общему правилу, срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания участников общества о распределении прибыли между ними.

Выплатить дивиденды участнику Общества нужно не позднее 60 дней со дня принятия решения о распределении прибыли.

В случае, если срок выплаты дивидендов не определен уставом или решением общего собрания участников общества о распределении прибыли, то указанный срок также приравнивается к 60 дням со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками (п.3 ст.28 Закона №14-ФЗ).

Законом №14-ФЗ предусмотрен предельный срок выплаты дивидендов участнику ООО. Так, если в установленный срок дивиденды не выплачены, то участник вправе обратиться в течение трех лет после истечения указанного срока к обществу с требованием об их выплате.

При этом уставом общества может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с данным требованием, но не более 5 лет со дня истечения общего срока выплаты дивидендов.

По истечении указанного срока распределенная и невостребованная участником часть прибыли восстанавливается в составе нераспределенной прибыли общества (п.4 ст.28 Закона №14-ФЗ).

Перечень ситуаций, когда дивиденды невозможно распределить

Одним из условий выплаты дивидендов является наличие чистой прибыли. В определенных ситуациях ООО не вправе принимать решение о выплате дивидендов.

Так, дивиденды не подлежат распределению в случаях (ст.29 Закона №14-ФЗ):

  • не полной оплаты уставного капитала;
  • до момента выплаты действительной стоимости доли или части доли участника ООО;
  • если на момент принятия решения о выплате дивидендов ООО отвечает признакам банкротства или будет иметь такие признаки после выплаты дивидендов;
  • если стоимость чистых активов ООО меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия решения о выплате дивидендов;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами - символами звуков; количество – цифрами и т.д.1

Графическая аналогия2

Графическая аналогия - это умение обозначить каким–либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки.

Графической аналогией детей подводят к понятию – приему «свертывание» - умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его находить графическую аналогию самостоятельно.

Начинать следует с самого простого – поиграть с детьми в игру «Что в круге?». Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?»

NB – не располагайте фигуры в круге так, чтобы получившееся изображение было похоже на изображение лица (этот образ у детей возникает сразу, и уйти от него трудно).

Не спрашивайте про большой круг сразу: «Что это?», - так как дети тут же проводят аналогию по внешнему виду, отвечая так: «Колбаса, сыр…».

Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «Нет. Это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.



Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее можно «поиграть» линией. Читая детям какое–либо произведение, предложите им быстро нарисовать образ героя, сначала полуреальный, выделив в герое самое главное (Например: девица-красавица – солнышко, Иванушка – только улыбка…). Необходимо на изображение давать определенное время – это может быть небольшая пауза в чтении, можно договориться с детьми так: они рисуют, пока взрослый дочитывает предложение до конца. Это нужно для того, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

Далее подумайте с детьми, как можно нарисовать портрет одной линией? Предложите им попробовать почувствовать некий характер через собственные движения: встал, прямой, как струна, застыл – какой ты сейчас? Твердый, крепкий, сильный, стойкий, ровный… А у Хаврошечки мягкий характер, какая линия будет? (волнистая) и т.д.

Поработав так до тех пор, пока дети не освоят разные начертания линий-характеров, можно предложить им нарисовать ваш «портрет», «портрет» товарища, соседа, мамы…

Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, можно предложить им составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действия последовательно) и один цветной карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).

Читая или рассказывая сказку, предложите детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели готовы, предложите детям рассмотреть рисунки – записи, обратите внимание на то, что сказка одна, а рисунки – записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто другой прочитать не может. Предложите детям «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи», или по «записи» товарища. Сколько детей – столько сказок. Можно сочинять сказку всей группой или дома с родителями.

Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть совершенно на них не похожи (другая ситуация, другие герои, другие взаимоотношения между ними).

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

Дети, умеющие пользоваться моделями, быстрее осваивают азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большее значение.

Задания:

1. Подберите литературных героев с яркими запоминающимися образами. Обозначьте их линией. Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного персонажа и характером линии, которой вы его обозначили.

2. С помощью линии нарисуйте «портрет» вашего друга, коллеги, начальника (тема по выбору студента). Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного вами человека и характером линии, которой вы его обозначили.

3. Составьте модель сказки (сказка по выбору студента). Рассмотрите рисунки – записи и сочините по ним новые сказки-рассказы.

4. Подумайте, в каких видах деятельности дошкольников и как можно использовать графическую аналогию. Проиллюстрируйте свой ответ наглядными примерами.

Словесная символическая аналогия 1

Словесная символическая аналогия позволяет словам–символам кратко передать содержание или смысл.

Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например:

По-жила!

Пришла. Поиграла. Подралась. Поела. Послушала. Почесалась. Порисовала. Помогла. Погуляла. Поела. Помучилась. Проснулась. Поиграла. Почесалась. Попрыгала. Поела. Погуляла. Пошла. Пришла. По… нет, отмучилась!

Можно, передавая содержание произведения, героев и действия обозначать символическими нереальными словами. Например:

Финяфа

Л. Петрушевская

Финяфа фия за фифками в малюсеньком тонике. Рядом тявки масюсенькие ибочки. Кап-кап капусник. Ибочки так тявали, тявали и вытявалися выше темка. Финяфа целый день якалась, что у нее екая – маекая крыша из ибочки. Пусть теперь капает капусник, тоник не прокапает. А под иякими ибочками финяфа поставила солик со суликами и пьет сик с чаеками. А чаеки пьют сик с пикими и финяфу хвалюкают.

При сочинении таких «произведений» надо придерживаться правила: если вначале, каким–либо символом обозначили персонаж или действие, менять его нельзя, иначе дети составят просто набор слов, «потеряв» содержание. На начальном этапе воспитатель предлагает детям слова–символы, потом они находят символы самостоятельно. Кроме того, не гонитесь за «длинными» произведениями – достаточно нескольких предложений. Используйте детские «произведения» в играх драматизациях: детям нравится произносить незнакомые или придуманные самими слова, их всегда можно по ходу поменять, и не надо ничего заучивать и репетировать.

Дети очень любят сочинять «абракадабрские» стихи, заменяя реальные слова собственными, выдуманными. Необходимо только объяснить детям: чтобы стихи что-то описывали, надо согласовывать слова в предложении, не менять имена собственные, а одинаковые действия обозначать одними словами – аналогами. Сочиняя стихи на знакомые рифму и ритм, дети осваивают ритмику стихосложения. Например, на стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет»:

Файна Няфа морко тичет:

Поришара в кушке чичик.

Ша-ши, Няфочка, не тич,

Не каюкнет в кушке чич!

Можно придумывать стихи с максимальным использованием изучаемых букв или слогов. Например, по колыбельной «Баю-баюшки-баю»:

Мау – маушки – мау,

Му матуся на мую.

Ми миусенький мусет,

Мо моукнет и мисет.

Задания:

1. Используя слова - символы составьте краткий текст – рассказ на тему: в библиотеке, поездка на автобусе в час-пик, экзамен, лекция, на работе, разговор с заведующей детского сада (тема по выбору студента).

2. Пользуясь символическими нереальными словами, составьте рассказ.

3. Заменяя реальные слова выдуманными, сочинить «абракадабрские» стихи (стих – основа по выбору студента).

4. Придумайте стихи с максимальным использованием каких-либо букв или слогов (буквы и слоги по выбору студента).

5. Прочитайте громко в слух с выражением

А.Пушкин С.Есенин С.Есенин

17 30 48 14 126 14 170! 16 39

140 10 01 132 17 43 514 700 142

126 138 16 42 511 612 349

140 3 501 704 83 17 114 02

В.Маяковский А.Барто А. Барто

2 46 38 1 2 15 42 35 06 07

116 14 20! 42 15 6 07 17

15 14 21 37 08 5 45 3 26

14 0 17 20, 20, 20. 20, 20, 20.

6. Сочините стихи, используя вместо слов цифры.