ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Реестре инновационной продукции

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.09.2009 N 411-85 "Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Порядок ведения Реестра инновационной продукции (далее - Реестр) согласно приложению N 1.

1.2. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции для целей формирования Реестра инновационной продукции согласно приложению N 2.

2. Установить, что Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по ведению Реестра.

3. Внести изменение в Положение о Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга , утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1043 "О Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга" , дополнив его пунктом 3.21-1 следующего содержания:

"3.21-1. Осуществляет ведение Реестра инновационной продукции".

4. Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга:

4.1. В трехмесячный срок сформировать и утвердить состав Комиссии по рассмотрению заявлений на включение инновационной продукции в Реестр.

4.2. Обеспечивать ведение Реестра.

5. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно до 15 апреля представлять в Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга отчет, содержащий перечень закупленной инновационной продукции, информацию об объеме закупленной инновационной продукции, о цене за единицу инновационной продукции, сфере ее применения. Информация представляется за год, предшествующий году составления отчета.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга

Г.С.Полтавченко

1.2. Настоящий Порядок определяет порядок формирования, ведения Реестра, а также правила обработки и хранения информации о товарах, включенных в Реестр.

1.3. Ведение Реестра осуществляется Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) путем размещения соответствующей информации в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

1.4. Ведение Реестра осуществляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

2. Порядок формирования Реестра

2.1. Для включения сведений об инновационной продукции в Реестр юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные и осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга, претендующие на включение производимой ими продукции в Реестр (далее - заявитель), направляет в Комитет заявление на включение инновационной продукции в Реестр (далее - заявление) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Заявление и документы на включение продукции в Реестр в соответствии с перечнем согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (далее - документы) принимаются Комитетом после размещения информации о начале приема заявлений и документов на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - анонс). Заявление и документы представляются заявителями в Комитет в соответствии с местом и временем приема заявлений и документов, указанными в анонсе.

2.2. Рассмотрение заявлений и документов проводится в два этапа.

На первом этапе Комитет в течение 15 рабочих дней с даты приема и регистрации заявлений и документов осуществляет их рассмотрение и проверку на соответствие следующим требованиям:

соответствие (несоответствие) заявления форме заявления;

соответствие (несоответствие) документов перечню документов, установленному в приложении N 3 к настоящему Порядку.

2.3. В случае принятия решения о соответствии заявления и документов требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка, Комитет в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направляет заявление и документы в Комиссию по рассмотрению заявлений на включение инновационной продукции в Реестр (далее - Комиссия).

2.4. В случае несоответствия заявления и документов требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка, Комитет принимает решение об отказе в приеме заявления и документов.

Решение Комитета об отказе в приеме заявления и документов с указанием причин отказа оформляется письмом Комитета и направляется заявителю в течение десяти рабочих дней по адресу, указанному в заявлении.

Повторное рассмотрение заявления осуществляется по правилам, установленным в пунктах 2.1-2.3 настоящего Порядка.

2.5. На втором этапе Комиссия в течение двух месяцев с даты поступления заявления и документов в Комитет осуществляет рассмотрение и оценку заявлений на соответствие критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции (далее - критерии), являющимся приложением N 2 к настоящему постановлению.

К инновационной продукции относится продукция, соответствующая одному или нескольким показателям по каждому из критериев.

Комиссия осуществляет деятельность в соответствии с Положением о Комиссии согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.

2.6. Комиссия принимает решение:

о включении продукции в Реестр;

об отказе во включении продукции в Реестр.

2.7. Основаниями для принятия решения Комиссией являются:

соответствие (несоответствие) продукции установленным критериям;

наличие (отсутствие) у заявителя инновационной продукции прав на использование результатов научно-технической деятельности при создании и производстве данной продукции;

наличие (отсутствие) в Реестре инновационной продукции, характеристики которой превышают характеристики продукции, указанной в заявлении, при совпадении решаемой задачи, целевой функции.

2.8. Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который не позднее одного рабочего дня с даты его оформления направляется в Комитет.

2.9. Комитет в течение семи рабочих дней с даты принятия Комиссией соответствующего решения направляет в адрес заявителя уведомление о принятом решении.

2.10. Заявитель имеет право повторно подать заявление после устранения причин для отказа во включении продукции в Реестр, указанных в решении Комиссии.

2.11. При включении инновационной продукции в Реестр ей присваивается уникальный идентификационный номер (номер реестровой записи).

2.12. Срок нахождения сведений об инновационной продукции в Реестре составляет три года.

3. Порядок исключения инновационной продукции из Реестра и актуализация сведений об инновационной продукции, содержащейся в Реестре

3.1. Инновационная продукция исключается из Реестра Комитетом в течение 30 календарных дней с даты наступления одного из следующих обстоятельств:

истечение трех лет с даты внесения инновационной продукции в Реестр;

отзыв инновационной продукции, включенной в Реестр, по инициативе заявителя.

3.2. Инновационная продукция исключается из Реестра по решению Комиссии, принятому по итогам рассмотрения информации об инновационной продукции, ставшей известной после ее включения в Реестр, в случаях:

выявления потребителями при практическом применении инновационной продукции несоответствий фактических технико-экономических характеристик инновационной продукции технико-экономическим характеристикам, указанным в заявлении, на основании которых было принято решение о включении инновационной продукции в Реестр, с приведением обоснований указанных несоответствий (подтверждается обращением потребителя в Комитет);

выявления в период нахождения инновационной продукции в Реестре сведений о представлении заявителем недостоверной информации, на основании которой было принято решение о включении инновационной продукции в Реестр;

выявления инновационной продукции, характеристики которой превышают характеристики инновационной продукции, включенной в Реестр, при совпадении решаемой задачи, целевой функции.

принятия правовых актов и технологических регламентов, запрещающих использование соответствующих типов инновационной продукции;

непредставления заявителем в течение 30 календарных дней по запросу Комитета информации в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка.

3.3. В целях актуализации сведений об инновационной продукции, содержащихся в Реестре, в последующие два года после принятия Комиссией решения о включении инновационной продукции в Реестр, Комитет ежегодно до 1 марта направляет запрос заявителям, сведения об инновационной продукции которых содержатся в Реестре.

В соответствии с запросом заявитель заполняет форму Реестра согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

В случае изменения сведений об инновационной продукции, содержащихся в Реестре, Комитет в течении десяти рабочих дней с даты получения на запрос обеспечивает внесение изменений в Реестр.

Приложение N 1. Реестр инновационной продукции

Приложение N 1

к Порядку ведения Реестра

инновационной продукции

Номер реестровой записи

Дата внесения информации о продукции в Реестр инновационной продукции

нование продукции, имеющиеся торговые марки

Область применения продукции

ческие показатели продукции, в том числе краткое описание отличи-

тельных характе-

ристик продукции в сравнении с аналогом

Дата начала производства продукции

мация о наличии отечес-

твенных и зарубежных аналогов

Цена за единицу продукции

мация о разработчиках, произво-

дителях и возможных поставщиках иннова-

ционной продукции

Приложение N 2. Заявление на включение инновационной продукции в Реестр инновационной продукции

Приложение N 2

к Порядку ведения Реестра

инновационной продукции

Заявление на включение инновационной продукции в Реестр инновационной продукции

(Полное наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя в соответствии с учредительными документами)

просит включить инновационную продукцию

(Наименование продукции)

в Реестр инновационной продукции.

Настоящим Заявитель гарантирует достоверность представленной им в заявлении информации. Заявитель сообщает, что ему известно, что в случае установления недостоверности представленной им в заявлении информации оно отклоняется Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга на любом этапе выявления недостоверной информации.

В дополнение заявитель представляет следующую информацию:

1. ИНН/КПП

2. Юридический адрес:

3. Местонахождение:

4. Контактный телефон, факс

5. Контактное лицо

6. Адрес электронной почты

Руководитель организации (Индивидуальный предприниматель)

(Подпись)

(Расшифровка подписи)

Главный бухгалтер организации

(Подпись)

(Расшифровка подписи)

Приложение N 3. Перечень документов, прилагаемых к заявлению на включение инновационной продукции в Реестр инновационной продукции

Приложение N 3

к Порядку ведения Реестра

инновационной продукции

1. Копии учредительных документов, заверенные подписью руководителя организации (индивидуальным предпринимателем) и печатью (при наличии).

2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, лист записи единого государственного реестра юридических лиц или копия такой выписки, заверенная нотариально, выданная не ранее двух месяцев до даты подачи заявления на включение инновационной продукции в Реестр инновационной продукции (далее - заявление).

3. Копия свидетельства юридического лица, индивидуального предпринимателя о постановке на учет в налоговом органе.

4. Отчетность по форме статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" или по форме статистического наблюдения N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (для малых предприятий) за предшествующий подаче заявления последний отчетный период в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.08.2017 N 563 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" , если представление указанной отчетности требовалось в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы государственной статистики.

5. Справки органа Фонда социального страхования о состоянии расчетов юридического лица (индивидуального предпринимателя) по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате страховых взносов, а также задолженности по уплате пеней и штрафов, содержащая сведения по состоянию на 1 число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления (оригинал).

6. В целях подтверждения отсутствия у организации, индивидуального предпринимателя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды организация, индивидуальный предприниматель вправе представить по собственной инициативе справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, выданную налоговым органом не ранее чем за один месяц до даты подачи в Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) заявления, либо ее нотариально заверенную копию.

В случае, если организация, индивидуальный предприниматель не представил по собственной инициативе указанную справку, Комитет запрашивает данные сведения самостоятельно у налоговых органов посредством системы межведомственного взаимодействия.

7. Справка организации об отсутствии проведения в отношении организации процедур реорганизации, ликвидации, банкротства по состоянию не ранее одного месяца до даты подачи заявления, подписанная руководителем организация или уполномоченным на то лицом.

Справка индивидуального предпринимателя о непрекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по состоянию не ранее одного месяца до даты подачи заявления, подписанная индивидуальным предпринимателем или уполномоченным на то лицом.

В случае, если от имени организации, индивидуального предпринимателя действует уполномоченное лицо, также представляется доверенность уполномоченного лица, заверенная подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо иного уполномоченного на то лица, действующего на основании доверенности, выданной руководителем, индивидуальным предпринимателем, с представлением нотариально заверенной копии документа, подтверждающего полномочия иного лица.

8. Информация о продукции, разработчике, производителе и возможных поставщиках инновационной продукции по форме согласно приложению N 1 к Порядку ведения Реестра инновационной продукции, утвержденному настоящим постановлением.

9. Описание продукции, включающее краткие технические характеристики, сферу использования, включая решаемые задачи и целевую функцию, преимущества от внедрения и применения, сравнение с аналогичными продуктами, потребительские свойства, сведения о наличии новизны, уникальности, отличительных особенностях, свойствах и (или) функциях, технических (функциональных) характеристиках предлагаемой к включению в Реестр продукции, наличии значимых конкурентных преимуществ (в произвольной форме).

10. Технико-экономическое обоснование за период не более пяти лет, предшествующих году подачи заявления, включающее сведения о произведенных затратах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке инновационной продукции за предшествующий период, информацию о количественном и качественном изменении состава персонала, в том числе информацию о количестве созданных высокотехнологичных рабочих мест, привлеченного высококвалифицированного и (или) специально подготовленного персонала, и иные сведения и расчеты, подтверждающие экономическую целесообразность создания и реализации (применении, использовании) продукции (в произвольной форме). Объем не более десяти страниц печатного текста формата А4.

11. Документы, подтверждающие наличие продаж (реализации) продукции, в том числе копии договоров, товарных накладных, счет-фактур, платежных документов.

12. Копии патентов, свидетельств, лицензионных договоров, выдержек из договоров с работниками и (или) организациями в части, касающейся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, а также иные документы, подтверждающие права заявителя на результаты интеллектуальной деятельности (использование результатов интеллектуальной деятельности), используемые при разработке и производстве продукции (при наличии).

13. Копии сертификатов соответствия (декларации соответствия) и (или) сертификатов систем менеджмента качества и других сертификатов (при наличии) по продукции.

14. Описание рынка продукции и основных конкурентов на территории Санкт-Петербурга, Российской Федерации и других государств (в произвольной форме). Объем не более двух страниц печатного текста формата А4.

15. Результаты тестов и (или) испытаний, результаты исследований продукции (при наличии).

16. Экспертные заключения по продукции (при наличии).

17. Иные документы, подтверждающие информацию, изложенную в заявлении (при наличии).

18. Документы, установленные в пунктах 1-17 настоящего Перечня, должны быть прошиты в единый комплект документов, пронумерованы сквозной нумерацией, заверены руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным на то лицом и печатью (при наличии).

Приложение N 4. Положение о Комиссии по рассмотрению заявлений на включение инновационной продукции в Реестр инновационной продукции

Приложение N 4

к Порядку ведения Реестра

инновационной продукции

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о Комиссии по рассмотрению заявок на включение инновационной продукции в Реестр инновационной продукции (далее - Реестр) определяет порядок формирования и деятельности Комиссии по рассмотрению заявок на включение инновационной продукции в Реестр (далее - Комиссия).

1.2. Комиссия является коллегиальным совещательным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных организаций по вопросам формирования Реестра.

1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

1.4. Комиссия осуществляет следующие функции:

рассмотрение заявлений на включение инновационной продукции в Реестр (далее - заявление) и прилагаемых к ним документов и материалов, представленных заявителями;

принятие решения о включении (исключении) инновационной продукции в (из) Реестр(а).

1.5. Комиссия рассматривает заявления и прилагающиеся к ним документы, представленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными и осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга, претендующие на включение производимой ими продукции в Реестр (далее - заявители), в соответствии Порядком ведения Реестра инновационной продукции, утвержденным настоящим постановлением (далее - Порядок).

2. Состав и организация деятельности Комиссии

2.1. Состав Комиссии формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений, организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, институтов развития, образовательных организаций высшего образования, общественных организаций, организаций инновационной инфраструктуры.

В целях рассмотрения и оценки заявлений Комиссия вправе дополнительно привлекать экспертов.

2.2. Персональный состав Комиссии утверждается Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

2.3. Комиссия состоит из председателя, заместителя(-ей) председателя, секретаря и членов Комиссии.

Число членов Комиссии должно быть не менее шести человек.

2.4. Председатель Комиссии организует работу и проводит заседания Комиссии.

В случае отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

2.5. Секретарь Комиссии информирует членов Комиссии о дате, месте проведения и повестке очередного заседания не менее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты его проведения, готовит материалы к заседанию.

Секретарь Комиссии в ходе заседания Комиссии ведет протокол заседания Комиссии.

2.6. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе лично.

В случае невозможности присутствия члена Комиссии на заседании он может изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде, которое передается ответственному секретарю Комиссии не позднее одного рабочего дня до даты проведения заседания Комиссии.

На заседании Комиссии вправе присутствовать заявители.

Комиссия может затребовать от заявителей разъяснения по представленным ими документам.

2.7. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

2.8. В случае проведения заседания Комиссии в заочной форме члены Комиссии в обязательном порядке уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить мнение по вопросам, вынесенным на голосование.

При проведении голосования решения принимаются большинством голосов от общего числа лиц, участвующих в голосовании. При этом число лиц, участвующих в голосовании, должно быть не менее половины от числа членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

2.9. Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии и подписывается всеми присутствующими (участвовавшими) на заседании членами Комиссии.

Решение Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня его подписания рассылается для сведения отсутствовавшим членам Комиссии.

2.9.1. В случае, если член Комиссии является аффилированным лицом заявителя, то такой член Комиссии, чьи интересы могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им функций в соответствии с Положением о Комиссии, должен уведомить председателя и членов Комиссии о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

2.9.2. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в пункте 2.9.1 настоящего Положения, осуществляются путем самоотвода. Решение о самоотводе заносится в протокол заседания Комиссии секретарем Комиссии.

2.10. Заседание Комиссии проводится не позднее чем через два месяца после поступления заявлений и прилагаемых к ним документов в Комитет.

2.11. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Приложение N 2. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции для целей формирования Реестра инновационной продукции

Приложение N 2

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 16.08.2018 N 653

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции для целей формирования Реестра инновационной продукции

К инновационной продукции относится продукция, соответствующая одному или нескольким показателям по каждому из следующих критериев:

Критерии оценки

Показатели критериев оценки

Научно-техническая новизна продукции

В отношении товаров:

характеристики товаров (по функциональному назначению, конструктивному выполнению, составу применяемых материалов и компонентов, области применения) являются новыми или отличаются от качественных и технических характеристик ранее произведенного аналогичного товара;

потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами, или в отсутствие аналогов имеются новые функциональные характеристики (потребительские свойства), в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или выявлен новый способ применения товара, позволяющий расширить область использования такого товара;

товар, выпуск которого основан на применении нового или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов или технологий, ранее не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющих улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

В отношении работ, услуг:

выполнение работ, оказание услуг связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий;

работы, услуги являются новыми, ранее не выполнявшимися, не оказывающимися на территории Российской Федерации;

работы, услуги выполняются, оказываются в области, в которой ранее аналогичные работы, услуги не применялись

Наукоемкость продукции

Определяется превышением основных технических характеристик продукции по сравнению с отечественными и мировыми образцами (или отсутствием прямых аналогов) по показателям безопасности, надежности, эксплуатационным показателям, энергоемкости, материалоемкости, долговечности, а также появлением новых потребительских свойств продукции. Новые потребительские свойства продукции проявляются через улучшение эксплуатационных, технических и других потребительских характеристик по сравнению с применяющимися в соответствующих отраслях городского хозяйства решениями. Определяющим является улучшение одного или нескольких из нижеприведенных показателей:

улучшение качества социальной среды и здоровья населения;

улучшение функциональных характеристик;

уменьшение числа отказов и аварий, увеличение гарантийного срока эксплуатации продукта (объекта);

снижение стоимости жизненного цикла продукта (объекта), включающей стоимость приобретения, эксплуатации и утилизации продукта;

увеличение продолжительности жизненного цикла продукта;

улучшение экологических характеристик продукта (объекта), в том числе в части сокращения объема выбросов парниковых газов при производстве, эксплуатации, утилизации продукта (объектов) и отходов производства;

улучшение потребительских свойств продукта по сравнению с применяющимися;

улучшение показателей безопасности;

улучшение условий и возможностей обслуживания;

улучшение условий труда, снижение производственного травматизма;

применение при производстве продукции новых или измененных материалов, оборудования и технологий, включая аддитивные, нано- и другие передовые технологии;

использование впервые (в том числе в организации) внедренных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ при производстве продукции, использование высококвалифицированного охраняемого интеллектуального труда, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности

Внедрение продукции

Продукция носит прикладной характер, имеет практическое применение;

продукция внедрена в одной или нескольких отраслях промышленности

Экономический эффект реализации продукции

Наличие планируемого положительного экономического эффекта реализации продукции (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции.

Снижение совокупных затрат при применении продукции (в сравнении с существующими аналогами). Под совокупными затратами понимаются временные и (или) материальные затраты и (или) создание условий для такой экономии при использовании продукта

Значимость продукции для Санкт-Петербурга

Инновационная продукция уже используется в Санкт-Петербурге, при производстве инновационной продукции созданы новые высокотехнологичные рабочие места и (или) разработка инновационной продукции содействовала развитию взаимодействия с организациями науки и образования, расширению кооперации с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга, решению задач, указанных в программных документах, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга.

Инновационная продукция используется в регионах Российской Федерации и может быть использована в Санкт-Петербурге для решения задач городского хозяйства

Официальный

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

March 6th, 2013

Бурная дискуссия развернулась в Рунете вокруг вопроса «повышать или не повышать скоростной режим на магистралях Москвы» после публикации поста Probok.net , а особенно – после начала опроса на сайте Департамента Транспорта .

Вообще-то такая постановка вопроса не очень корректна. Ощущение, что и некоторые представители власти, и многие граждане ошибочно полагают, будто в нашем городе везде (кроме ТТК и МКАД) разрешено ездить 60 км/ч. Что вся Москва представляет собой сплошную жилую застройку. А скоростной режим регулируется только в одну сторону.

Вопрос стоит шире: почему в Москве необходимо скоростное зонирование и каким оно должно быть?
Коротко о главном:
- Скоростной режим 80 км/ч сейчас действует на 14 магистральных улицах Москвы. Большей частью - светофорных.
- Значит, когда мы говорим о введении скоростного режима 80 км/ч для бессветофорных Звенигородского шоссе и Ленинградского проспекта, речь не о пересмотре текущего подхода к скоростному зонированию. А лишь о его последовательном применении.
- Москва не ограничивается пределами МКАД. Границы жилой застройки в столице не совпадают с административными границами. Об этом надо помнить, определяя скоростной режим для «новой Москвы», а это 2/3 территории города.
- Безопасная скорость на любой проезжей части определяется не идеологией. А технической категорией дороги (улицы).
- Цель скоростного зонирования города – вовсе не «дать погонять». А найти баланс между безопасностью участников движения и комфортом.
- Есть пять причин сделать максимально разрешенную скорость 80 км/ч на магистральных дорогах Москвы
- Многие оправдывают низкий скоростной режим тем, что «у нас все водители едут +20 км/ч, т.к. за меньшее не штрафуют». С этим надо бороться, а не подстраивать скоростной режим под «понятия».
- Многие оправдывают низкий скоростной режим на магистралях тем, что «пострадавших и погибших при повышении скоростного режима будет больше - и среди водителей, и среди пешеходов». Но практика показывает, что низкий скоростной режим не гарантирует безопасность, а большинство пешеходов в городах гибнет на небольших улицах.

Теперь подробнее по каждому пункту.

1. Скоростной режим 80 км/ч сейчас действует на 14 магистральных улицах Москвы.
Ну или на 12, если Рублево-Успенское считать одним целым с Рублевским, а Можайское – с Кутузовским.
Вот карта ныне действующего скоростного режима. А рядом – то, что предлагает Probok.net.

Улицы, где этот режим действует:
- 3-е транспортное кольцо (кроме нескольких участков)
- Кутузовский проспект
- Можайское шоссе
- Ленинградское шоссе
- Волоколамское шоссе (от ул. Врубеля до канала им. Москвы)
- Варшавское шоссе (от Каширского ш. до МКАД)
- Волгоградский проспект (от ул. Талалихина до МКАД)
- Каширское шоссе (от Варшавского ш. до Борисовского пр.)
- Рублевское шоссе
- Рублево-Успенское шоссе
- Киевское шоссе
- Алтуфьевское шоссе
- Ярославское шоссе (от Северянинского п/п до МКАД)
- Щелковское шоссе (от Сиреневого бульв. до 3-й Парковой ул.)

Такой скоростной режим был установлен Постановлением Правительства Москвы от 1 июля 1997 г. N 483 "О повышении скоростного режима автотранспорта на отдельных участках магистралей г. Москвы". По ТТК было также отдельное постановление - № 1094-ПП от 2 декабря 2008 года «Об установлении разрешенной скорости на отдельных участках третьего транспортного кольца города Москвы».

Логика введения режима "80" для упомянутых выше магистралей была простая. Эти дороги представляют собой опорную магистральную сеть, при этом на них были созданы условия для повышения скорости движения, позволяющие ездить быстрее без ущерба для безопасности.

Оба постановления действующие. Их никто никогда не отменял.

2. Значит, когда мы говорим о введении скоростного режима 80 км/ч для Звенигородского шоссе и Ленинградского проспекта, речь идет не о пересмотре текущего подхода к скоростному зонированию. А лишь о его последовательном применении!

Ведь большая часть магистральных улиц с режимом 80, упомянутых выше – светофорные. И на них есть наземные регулируемые пешеходные переходы. По крайней мере, так было на момент введения режима 80! Тем более странно выглядят бессветофорные Ленинградский проспект и Звенигородское шоссе, построенные по технической категории I, с режимом 60.

3. Москва не ограничивается пределами МКАД. И границы жилой застройки в столице не совпадают с административными границами. Об этом надо помнить, определяя скоростной режим для «новой Москвы», а это 2/3 территории города

В прошлом году к городу была присоединена огромная территория «новой Москвы» площадью более 1480 км2 (что в 1,4 раза больше, чем «старая» Москва). При этом проживает на этой территории всего 250 тыс. человек, что в 40 раз меньше, чем в «старой Москве». Нетрудно понять, что на новой территории плотность жилой застройки раз в десятки ниже, чем в прежних границах столицы.

При этом в состав территории Москвы вошла масса загородных магистралей, в одночасье ставших «внутригородскими» - Киевское шоссе, Калужское шоссе, участки Малого и Большого бетонных колец, масса других дорог, проходящих большей вне жилой застройки. Раньше на всех них действовал скоростной режим 90 км/ч вне жилой застройки и 60 км/ч в населенных пунктах.

Теперь, следуя логике «в черте города – только 60 км/ч», на всех них нужно снизить скорость «по умолчанию» до 60 км/ч? Да с какой стати? Что изменилось для безопасности бывших дорог Московской области от включения их в состав Москвы?

Простая логика подсказывает, что «оптом» ничего снижать не надо. А надо провести ревизию новых дорог с оценкой их категории и безопасности. А до такой ревизии – продолжать использовать на новых территориях тот режим, который там был. Жилая застройка – 60. Нет жилой застройки – 90.

На Киевском же шоссе (до Внуково либо до Малого бетонного кольца) можно и повысить до 110 км/ч – эта дорога соответствует технической категории I (магистраль), расчетная скорость при строительстве 120 км/ч. Эта магистраль если и отличается от соседних Симферопольского шоссе и М4 Дон, то лишь в лучшую сторону.


4. Безопасная скорость на любой проезжей части определяется не идеологией. А технической категорией дороги (улицы).

С точки зрения идеологии и теории, возможно, нет разницы между 8-ми полосным бессветофорным магистральным Звенигородским шоссе, 4-х полосной улицей районного значения Москворечье и каким-нибудь 1-полосным запаркованным односторонним Кривоколенным переулком.

А с точки зрения практики и безопасности движения – есть, и колоссальная.

По Звенигородскому шоссе можно безопасно двигаться со скоростью 80 км/ч. Ведь строилась эта магистраль под расчетную скорость 100 км/ч, и здесь обеспечены все нужные радиусы, углы уклона, отсутствие пересечений в одном уровне, отсутствие наземных переходов, переходно-скоростные полосы и прочее:

По улице Москворечье безопасно и комфортно ехать 60:

А по Кривоколенному переулку ехать быстрее чем 30-40 км/ч вред ли разумно. Потому что он узкий, односторонний, запаркованный с двух сторон и здесь полно пешеходов.

Неудивительно, что большинство водителей, да и вообще здравомыслящих людей воспринимает попытки уравнять эти 3 улицы как покушение на здравый смысл (в случае со Звенигородкой) и безопасность (в случае с Кривоколенным). Если между последними двумя и есть что-то общее, так только то, что ограничение 60 км/ч неразумно для обоих! Для Звенигородского скорость надо повышать, для Кривоколенного – наоборот, снижать.

Зачем это надо? Если выразиться научно, чтобы «привести транспортное поведение автомобилистов в соответствие с технической категорией и назначением дороги». Там, где скорость может быть выше и это безопасно – надо повышать до 80. Где нельзя – напротив, сделать ее 50 и даже 30. И все контролировать одинаково жестко. А, например, во дворовых проездах – даже жестоко.

5. Цель скоростного зонирования города – вовсе не «дать погонять». А найти баланс между безопасностью участников движения и комфортом.

Probok.net предлагает применить рациональный подход к вопросу, определяя максимально разрешенную скорость согласно технической категории дороги и фактическим условиям безопасности.

Более того, для борьбы с гонщиками во дворах я бы даже предложил более суровые наказания конкретно за превышение скорости на дворовой территории, оборудованной таким знаком. Например, за превышение скорости на 10 км/ч на дворовой территории – штраф 500 рублей, на 20 км/ч – 1500 рублей, на 30 км/ч – лишение прав на 3 месяца, на 40 км/ч – лишение прав на 6 месяцев, на 60 км/ч – лишение прав на 1 год. Правда, это уже федеральная, а не московская компетенция.

6. Есть пять причин сделать максимально разрешенную скорость 80 км/ч на магистральных дорогах
Причина 1. Одним из ключевых показателей (KPI) эффективности транспортной системы является скорость перемещения в городе. Измеряется в километрах в час. Не нужно быть математиком, чтобы сделать очевидный вывод: повышая разрешенную скорость до 80 км/ч на магистралях, мы этим самым повышаем среднюю скорость перемещения в городе. За счет повышения скорости движения в непиковое время. Снижая ее до 60 км/ч – наоборот, снижаем среднюю скорость, ухудшая этот KPI.
Причина 2. Часто мы слышим: «А вот максимальная пропускная способность достигается при 50-60 км/ч, вот и давайте поборем пробки, снизив разрешенную скорость». Это неверно. Дорожное движение – система саморегулируемая. Вот как это работает:
- Если разрешить 80 км/ч и установить жесткий контроль за соблюдением, поток будет ехать 80 км/ч при свободной трассе со сравнительно низкой пропускной способностью.
- Как только количество машин будет нарастать, динамический габарит начинает снижаться, скорость тоже сама снижается. И максимальная пропускная способность действительно достигается при 40-60 км/ч (зависит от дороги).
- При дальнейшем снижении скорости ниже 40 км/ч пропускная способность сначала постепенно, затем все более резко снижается.
Все это происходит самостоятельно, без ограничений сверху! Таким образом, если мы снизим скорость до 60 км/ч, мы просто создадим резерв избыточной пропускной способности в те часы, когда он не нужен, но никак не изменим пропускную способность в те часы, когда все и сейчас снижают скорость. Значит, ограничение скорости на магистралях до 60 км/ч с точки зрения пропускной способности как минимум бесполезно.
Причина 3. Транзитные (межокружные) потоки должны идти по магистральным улицам, а не на местным. Создавая скоростное зонирование, повышая скорость на широких магистральных улицах и снижая ее в центре, жестче контролируя на дворовых территориях - мы стимулируем транзитный трафик пользоваться именно магистралями. А не узкими районными улицами и не дворовыми проездами. Кто-то наверно скажет "да транзитный трафик должен идти по внеуличным фривеям!" Должен. Но пока их нет. А трафик есть.
Причина 4. Безопасность. Да, как ни странно, и безопасность тоже. На той же Звенигородке наблюдаем торможение под камерами и перестроение перед ними из ряда в ряд. Если сделать там 80 км/ч, число таких маневров снизится. Можно, конечно, сказать "а давайте наставим камер на всех полосах и через каждые 100 метров". Но едва ли это технически и финансово возможно и разумно.
Причина 5. Психологический комфорт. Езда на бессветофорной магистрали типа Звенигородки со скоростью 60 км/ч не стимулирует успокоение трафика и водителей. Напротив, она вызывает раздражение. Комфортная скорость определяется также технической категорией дороги. И езда по Звенигородке со скоростью 60 км/ч психологически воспринимается как издевательство над здравым смыслом.


6. Многие оправдывают низкий скоростной режим тем, что «у нас все водители едут +20 км/ч, т.к. за меньшее не штрафуют». С этим надо бороться, а не подстраивать скоростной режим под «понятия».

Есть 2 подхода к скоростному режиму.

В Европе: устанавливать режим, объективно оптимальный по безопасности. А за превышение, начиная с +10-15 км/ч карать строго и создавать неотвратимость наказания, в том числе повсеместным применением камер, особенно на аварийных участках. Этот подход предполагает работу дорожной полиции. Граждане привыкают уважать ПДД как частный случай закона.

У нас: устанавливать скоростной режим как можно ниже, "все равно будут нарушать". А наказывать избирательно и в основном уже за нарушения от 40 км/ч. Такой подход предполагает избирательное правосудие со стороны дорожной полиции. Что развивает неуважение граждан к ПДД и закону вообще, девальвирует их.

В итоге у нас много где неадекватно низкий скоростной режим, потому что его назначают «с запасом» на нарушения, а массовые нарушения происходят... потому что скоростной режим неадекватно низкий!

Надо как-то этот дурной круг размыкать уже. И переходить на европейский цивилизованный подход, без запасов на менталитет. Возможно, нужно вернуться к вопросу поднятия штрафа за превышение на 10-20 км/ч до 300 рублей, и более плавной градации для 20-40 (например 500 рублей за 20-30, 1000 рублей – за 30-40 км/ч). Чтобы каждый, «притапливая педальку», чувствовал, как нарастает возможный штраф.

Но, разумеется, повышение штрафов разумно только в связке с аудитом скоростного режима и установке реалистичного скоростного режима по безопасности! А не как обычно – штрафы радостно подымут, а скорость на многих дорогах как была неадекватно низкой, так и останется.

7. Многие оправдывают низкий скоростной режим на магистралях тем, что «пострадавших и погибших при повышении скоростного режима будет больше - и среди водителей, и среди пешеходов». Но практика показывает, что низкий скоростной режим не гарантирует безопасность, а большинство пешеходов в городах гибнет на небольших улицах.

Конечно, дорожное движение заведомо является источником повышенной опасности. Как, например, и метро. И исключить смертельные случаи на дороге можно только одним способом - прекратив дорожное движение совсем. Также как исключить гибель людей в метро (до 100 человек в год) можно только закрыв его. Очевидно, ни то, ни другое невозможно. Значит, нужно находить разумный компромисс по безопасности. Который определяется технической категорией дороги.

Как показывает статистика, 1/4 всех ДТП с пешеходами происходит на наземных пешеходных переходах, причем 80% из них - на нерегулируемых. Нерегулируемых на магистральных улицах Москвы не будет совсем, а на многих не будет и наземных. Значит, по этому пункту безопасность повышается.

Далее, 50% ДТП с пешеходами происходит по вине пешеходов из-за перехода в неположенном месте. На магистральных улицах (и слава Богу!) возможность перейти в неположенном месте уменьшается (устанавливаются отбойники, увеличивается плотность потока и т.д.). Значит, и по этому пункту безопасность тоже повышается.

Большинство магистральных улиц будут состоять из центральной транзитной части и боковой коллекторной (для поворотов). Такими, например, являются Каширское и Варшавское шоссе. И на таких магистралях, конечно, разумно 80 км/ч назначать лишь на центральной части. А на боковых – 60 км/ч, т.к. там маневры, парковка и пешеходы. На центральной же части таких магистралей пешеходов или вообще не будет за отсутствием тротуара (например, Ленинградский проспект), или будут только те, что стоят на остановках ОТ.

Более того, полосы общего пользования от тротуаров и остановок на реконструируемых магистралях даже там, где боковых проездов нет, будет отделять выделенная полоса для ОТ. Она, по сути, послужит дополнительным барьером безопасности. Т.е. выполнит ту роль, которую выполняет асфальтированная обочина на загородных дорогах: выезжать нельзя, но если ЧП случилось, дает пространство для маневра.

В конце концов, авто не ездят по тротуарам. Вылет на тротуар – это ЧП. Конечно, теоретически вероятность вылета на тротуар при 80 км/ч больше, чем при 60 км/ч. А практически?

А практически - скоростной режим 60 на Минской улице не помешал пьяному негодяю в прошлом году вылететь на остановку и сбить несколько человек насмерть. И скоростной режим 60 на ул. Подольских курсантов не помешал недавно еще одному (на сей раз не пьяному) вылететь на тротуар и сбить 3-х человек, одного насмерть.

Мне не удалось найти статистику по количеству ДТП с участием пешеходов на тротуарах. Зато удалось найти много чего другого про ДТП с пешеходами. Например, немного статистики ГАИ за 2009 год и исследование по безопасности за 2011-й . Вот еще пара фактов оттуда:
- 3/4 всех ДТП с пешеходами происходит на районных и местных улицах, внутриквартальных проездах, а также на магистральных улицах районного значения.
- Что удивительно, тяжесть ДТП на районных улицах 7,8, на магистральных улицах общегородского значения всего 7,2. Хотя, казалось бы, на магистральных улицах даже с режимом 60 нарушителей скоростного режима больше.

Если посмотреть подборку новостей по резонансным ДТП в Москве с вылетом на тротуар, ДТП с вылетом на тротуар на магистральных улицах (с режимом 80 сейчас) там практически нет. Почему - не знаю. Могу только предположить: видимо, категория дороги и ее ширина обеспечивают большую безопасность движения по 80 на магистралях, чем 60 на местных улицах. Возможно также, на магистральных улицах пешеходов меньше, и они более внимательны.

Навскидку вспомнился лишь случай на пересечении Каширского шоссе и Пролетарского проспекта, где пьяный подонок не вписался в поворот и сбил нескольких студентов. Однако конкретно это место всегда было опасным для пешеходов, и ДТП со смертельным исходом на переходе уже были. Что показательно, реакцией студентов и преподавателей МИФИ было требование построить подземный пешеходный переход . Причем даже не через Пролетарский проспект: злая ирония судьбы в том, что переход, где погибли студенты, доживал последние месяцы перед началом работ по строительству там подземного в рамках реконструкции Каширского шоссе... А через улицу Москворечье, 4 полосы (по 2 в каждую сторону).

(Говоря в скобках, посмотрел бы я на человека, который коллективу МИФИ в живой беседе попробовал бы доказать, что подземный переход под Пролетарским вообще строить нельзя, что нужно сохранить этот наземный… Впрочем, студенты – люди интеллигентные. Может, и обошлось бы без травматизма...)

К чему это все?
К тому, что вопросы скоростного режима должны решаться комплексно.

Сейчас, откровенно говоря, складывается впечатление, что под лозунгом «неповышения» скоростного режима собираются сделать нечто совсем другое - снизить скоростной режим на 14 магистралях до 60 км/ч, отменив указанные выше постановления. В том числе вернуть скорость 60 на ТТК. В общем, пересмотреть подход к скоростному зонированию без дискуссии по всему спектру вопросов, с этим связанных.

Это неправильно. Такие решения нужно принимать после серьезного общественного обсуждения и серьезных исследований, изучения мировой практики.

PS. На этот момент на сайте Департамента транспорта:
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым увеличить скоростной режим передвижения по основным магистралям?» положительно ответили 4659 (62%), отрицательно - лишь 2821 (37%).
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым повышать предельную скорость при движении по Ленинградскому и Звенигородскому шоссе?» до 80 км/ч предложили повысить 4494 (59%), до 65-75 – еще 3%. Отрицательно к идее относятся лишь 2537 (33%).

Если кто-то думает, что по московским дорогам можно ездить исключительно 60 км/ч, то самое время узнать, что на 13-ти (!) столичных магистралях установлена разрешенная скорость 80 км/ч. Проблема только в том, что никто точно не знает, где именно. И если раньше это не было проблемой, то теперь, когда посыпались тысячи писем счастья, хочется четко установленных правил игры со скоростью на дорогах.

До смены мэра Москвы в городе действовало негласное правило, некий "договор" между властью и обществом: водители делают вид, что соблюдают ПДД, правительство делает вид, что следит за этим. Всем было наплевать друг на друга. Однако теперь ситуация кардинально изменилась, в городе развернули чуть ли не самую огромную систему фотофиксации нарушений ПДД в мире! Неожиданно для себя простой московский водитель стал получать по почте приличные штрафы за превышение скорости. Нарушать, конечно, нехорошо и все это знают, но раньше же никто на это внимание не обращал, а сейчас все иначе. Автомобилистам хотелось бы узнать новые порядки, прежде чем сталкиваться их с карательной стороной.

Карта московских магистралей, где разрешено ездить 80 км/ч (открывается в новом окне в большом разрешении).

Скоростной режим на МКАД – отдельная тема, обсудим ее завтра.

Многие будут удивлены, увидев, что на всем протяжении Ленинградки можно ездить 80, хотя знаков, сообщающих об этом, практически нет. Еще абсурднее ситуация на Ярославке: от МКАД до Северянинского путепровода ехать можно 80, хотя отбойников нет, а дальше в центр, где отбойники появляются, можно двигаться не быстрее 60 и камеры рассылают штрафы. Смешно смотреть на "обрубок" Щелковского шоссе длинною всего 1.3 км, где также можно ехать 80. Вы его и заметить не успеете.

История вопроса крайне интересная, с 7 июля 1997 года в соответствии с постановление Правительства Москвы на 12 участках московских шоссе была увеличена скорость до 80 км/ч. Документ начинался такими словами: "В последнее время в г. Москве выполнен большой объем работ по улучшению дорожных условий на основных городских магистралях и их обустройству современными техническими средствами регулирования, что позволяет двигаться автотранспорту с более высокими скоростями." Позднее, в 2008, на большей части Третьего кольца было установлено также 80 км/ч, в 2013 году к этому списку закономерно добавилась еще и Звенигородка.

Однако в связи с отсутствием соответствующих знаков, информационных плакатов, а то и вовсе логики в разрешенных скоростях, добропорядочный московский водитель зачастую не может понять, на каком участке с какой скоростью можно ездить. В результате, автомобилисты получают большое количество штрафов не за умышленное нарушение, а за то, что их должным образом не проинформировали. Раз город решил жестко администрировать скоростной режим, то он (город) должен (!) четко и понятно установить правила, донести их до всех. Путаница огромная. Фактически только на МКАД понятно, что разрешено 100 (но мы его пока специально выделим за сегодняшнее обсуждение).

Отдельная печальная история - Третье транспортное кольцо. Какая разрешенная скорость на Трешке - вообще загадка. Вроде 80, но на выезде из тоннелей под Ленинским и Кутузовским вас ждет сюрприз...

Вы только вдумайтесь, едите вы вдоль Лужников, разрешено 80 км/ч, потом заезжаете в тоннель, а там уже 60. Вроде бы вы сами должны догадаться, что над вами перекресток с Ленинским проспектом, и знак ограничение скорости перестает действовать, но интуитивно же это непонятно. А на выезде из тоннеля вас и встретят радостные гаишники, которые с удовольствием объяснят вам, чем грозит отсутствие развитой интуиции.

Вся эта неразбериха только от того, что ни у кого не доходили руки навести в этом вопросе элементарный порядок. Не надо бояться устанавливать адекватный скоростной режим и сообщать об этом водителям. Ввели же 80 км/ч на Звенигородке и Ленинградке, и ДТП больше не стало, хотя сколько крику было. А знаменитые обвинения: "а вы готовы взять ответственность на себя за трупы?". Аварии никто не отменял, но от того, что водители перестали получать штрафы на Звенигородке за глупый и ничем не обоснованный скоростной режим, ничего плохого не случилось, более того, появился порядок. А еще я помню, когда мы начинали эксперимент с правым поворотом на красный, нам говорили, что передавят пешеходов и перебьются русские водители, мол, не готовы мы к этому. Однако за время эксперимента, не произошло ни одного (!) ДТП, связанного с экспериментом. Критиков больше не слышно, зато когда все затевалось, они всегда лезли под руку.

Гораздо проще соблюдать адекватные правила и двигаться с разрешенной и удобной скоростью, чем пытаться вилять между камерами, нажимая то на газ, то на тормоз, заклеивать номера и т.д. Да, автокатастрофы случаются, например, недавно на Кутузовском проспекте насмерть разбился вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев, который и находился за рулем. Но он "летел" под 150 км/ч . Никакого отношения к разрешенной скорости это вообще не имеет, хоть 40 сделайте, а некоторые люди будут продолжать нестись, как им вздумается.
Не надо думать, что Probok.net хочет, чтобы Москва пошла своим путем, увеличивая скорость, когда в других города мира она уменьшается. Мы выступаем за обоснованную скоростную градацию на дорогах: на обычных улицах - 50 или даже 30 км/ч, а на магистралях 80 и более километров в час. Подробно этот вопрос я разбирал . Весь цивилизованный мир живет по такому принципу. И нам следует поступать также как в Барселоне , Мадриде , Париже , Лондоне , Франкфурте-на-Майне , Вильнюсе и других городах (по клику на город открывается фотография, подтверждающая все выше сказанное). Разрешенная скорость имеет значение даже при московских пробках, ведь основные штрафы приходят в ночное время, когда пробок нет. Да и куда комфортнее ездить со скоростью адекватной обстановке на дороге (наличие разделительных ограждений, большой ширины полосы, отсутствие нерегулируемых переходов).

Пора установить четкие и понятные правила: пересмотреть скоростные ограничения где-то в пользу увеличения, где-то наоборот. Например, после реконструкции, на всей Каширке очевидно можно разрешить 80 км/ч. Нужно повесить на магистралях соответствующие знаки и информационные щиты. Существующая неразбериха приводит к дискредитации транспортной политики города и возрастающему недовольству водителей. Probok.net в ближайшее время подготовит ряд конкретных предложений по каждой из московских магистралей, обсуждение начнем завтра с Московской кольцевой дороги.

UPD: Важное разъяснение. Скоростной режим устанавливается не дорожными знаками (они его только обозначают), а нормативным документом, в нашем случае Постановлением Правительства Москвы. Поэтому даже если с Ленинградки убрали все знаки ограничения скорости, это не отменяет установленного там скоростного режима в 80 км/ч.

Если Вам понравился пост, буду благодарен Вам за то, что вы поделились ссылкой на него в социальных сетях. Добавить мой журнал в друзья можно .

Реконструкция Каширского, Варшавского и Ярославского шоссе не вызывали таких споров и обсуждений, как запланированный ремонт Ленинского проспекта. Проект капитальной перестройки дороги из Внуково в Кремль обсуждали на разных уровнях – одни считали, что Ленинский просто физически не может лишиться заторов, другие утверждали, что реконструкция не сможет усугубить ситуацию. Когда проект уже утвердили, в дело вмешались иностранные специалисты, которые раскритиковали план перестройки. Каким Ленинский проспект станет через несколько лет и почему проект действительно может провалиться – в обзоре сайт.

Кто пошел на компромисс

Проект реконструкции Ленинского проспекта изначально входил в программу ремонта основных вылетных магистралей Москвы. В отличие от Каширского и Варшавского шоссе, где реконструкция уже приближается к завершающей стадии, дорога из Внуково в центр требовало более тщательно проработанного проекта. Причин тому несколько. Так, местные жители настаивали на том, чтобы исторический облик проспекта должен быть сохранен; архитекторы не видели выхода из ситуации без строительства масштабных эстакад и развязок; а мэрия настаивала на том, чтобы проект обошелся городу как можно дешевле. Компромиссное решение озвучил и.о. мэра Москвы Сергей Собянин.

«На сегодня, несмотря на сложные споры, множество предложений жителей выработан максимально щадящий проект реконструкции. Мы пошли на радикальное, серьезное удорожание работ, чтобы сохранить исторический облик проспекта», - сообщил градоначальник на встрече с депутатами Юго-Западного административного округа.

Где построят тоннели

Главным инструментом борьбы с пробками на Ленинском проспекте станут тоннели и эстакады. Первый из трех тоннелей построят в Гагаринском районе на пересечении с Университетским проспектом и ул. Дмитрия Ульянова. Протяженность этого тоннеля составит 556, 5 метров, при этом количество полос на участке расширять не собираются – как и сейчас, в каждом направлении будет по три полосы. С полосы движения общественного транспорта предусмотрены съезды с Ленинского проспекта на боковые проезды и правые повороты на улицы Университетский проспект и Дмитрия Ульянова.


По задумке, проблему ежедневных заторов в районе пересечения с Ломоносовским проспектом также должен решить тоннель. Его длина составит 702 метра, а количество полос – по три в каждую сторону. Повороты направо с Ленинского проспекта предусмотрены с боковых проездов и полос общественного наземного транспорта, а развороты в обратную сторону предусмотрены над тоннелем.

Наконец, третий тоннель длиной в 710 метров хотят соорудить на месте едва ли не главного затора при въезде в Москву - на пересечении с улицей 26-ти Бакинских комиссаров и улицей Миклухо-Маклая. Повороты направо с Ленинского проспекта предусмотрены с выделенных полос общественного наземного транспорта, а развороты на проспекте предусмотрены с полос общественного транспорта над тоннелем.

Две эстакады – минус два светофора

Там, где можно обойтись без сложного строительства тоннелей, постоят эстакады. А именно, движение станет бессветофорным на пересечении с улицей Кравченко - улицей Ак. Пилюгина и улицей Удальцова – улицей Новаторов. Там предусмотрят организацию дополнительных боковых проездов вдоль эстакады, а количество полос в каждом боковом проезде составит от двух до трех. Поворачивать направо с Ленинского проспекта на улицы Ак. Пелигина, Наваторов, Кравченко, Удальцова можно будет с боковых проездов.

Еще одну эстакаду построят на пересечении с улицей Обручева – улицей Лобачевского. Там развороты в обратную сторону будут находиться в подэстакадном пространстве, а повороты направо с Ленинского проспекта на улицу Лобачевского и улицу Обручева организуют с боковых проездов и с полосы общественного наземного транспорта.


Разрешенная скорость

Наболевшим вопросом у москвичей, интересующихся реконструкцией Ленинского, является разрешенная скорость движения. Вопреки ожиданиям, что проспект войдет в список улиц, на которых разрешат ездить со скоростью 80 км/ч, в мэрии решили не поднимать скоростной режим после реконструкции. Как и сейчас, двигаться по Ленинскому проспекту можно будет не быстрее 60 км/ч.

По мнению экспертов, прежний скоростной режим не усугубит экологию и не доставит местным жителям проблем из-за быстро движущегося потока. Как сообщил корреспонденту сайт сотрудник НИиПИ Генплана Денис Власов, невозможность превратить Ленинский проспект в «фривей» сыграет на руку жителям проспекта.

Впрочем, если эксперимент по поднятию скоростного режима до 80 км/ч, который уже начал действовать на ряде улиц, зарекомендует себя с лучшей стороны, то не исключено, что и Ленинский тоже поедет быстрее.

Причина недовольства местных жителей

По мнению жителей домов, расположенных на Ленинском проспекте, проект реконструкции не только лишит его первозданного вида, но и усугубит экологические проблемы. Однако в мэрии уже успели заверить, что после перестройки рядом с проспектом наоборот станет легче дышать. Как сообщил газете «Комсомольская правда» один из авторов проекта, руководитель Научно-проектного объединения транспорта «НИиПИ Генплана Москвы» Игорь Бахирев, на обновленном проспекте появятся участки, где концентрация вредных выбросов снизится в 10 раз. «Больше всего выхлопных газов автомобиль выделяет в моменты разгона и торможения. Если он движется равномерно, со скоростью 45-60 км/ч, газов выделяется на порядок меньше», - сообщил Бахирев.

Кроме того, на Ленинском проспекте обещают высадить 506 деревьев и 1507 кустарников. Там появится более 25 тысяч квадратных метров новых газонов. Если учесть, что уровень шума не изменится, то от реконструкции, по словам автора проекта, жители останутся только в выигрыше.



Критика проекта

Проект по реконструкции Ленинского проспекта породил такие споры, что фонд «Городские проекты» (создан муниципальным депутатом Максимом Кацем и блогером Ильей Варламовым) заказал исследование у иностранных экспертов. Отчет подготовили консультант Транспортного агентства Вашингтона Вукан Вучик, заведующий кафедрой логистики французской Высшей школы искусств и ремесел Жан Клод Зив, а также специальный советник министра транспорта Норвегии Тур Хотвайт.

Они сходятся во мнении, что подобный проект хорошо подошел бы для шоссе в пригородной зоне с неплотной застройкой, где приоритет отдается личному транспорту, однако в мегаполисе от него будут одни проблемы. Прежде всего, пострадают жители окрестных домов, которые внезапно окажутся на обочине оживленного «фривея». Кроме того, реконструкция приведет к тому, что в узких местах (площадь Гагарина, Калужская площадь) возникнут перманентные пробки. При этом общественный транспорт ничуть не выиграет – выделенные полосы слишком часто пересекаются с выездами второстепенных дорог.

«Критики утверждают, что все понаедут в центр, и центр встанет. Но они умалчивают о том, что основной поток рассасывается на Третьем транспортном кольце. Кроме того, доброхоты забывают упомянуть, что реконструируется и движение в область – мы запустим направление, которое сейчас стоит», - прокомментировал экспертное заключение заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.

Когда Ленинский станет другим

Работы на Ленинском проспекте планируют начать уже в этом году. По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, первые результаты реконструкции могут быть заметны уже в 2014 году. Полностью завершить реконструкцию проспекта планируется в 2015 году. Однако строительством указанных объектов в мэрии могут не ограничиться.

Так, на прошлой неделе правительство Москвы утвердило проект планировки развязки на пересечении МКАД с Ленинским проспектом. Проект предусматривает строительство бокового проезда вдоль Киевского шоссе по направлению в центр города для отделения общественного транспорта и поворота с деревни Дудкино от основного хода Киевского шоссе - Ленинского проспекта; строительство бокового проезда и путепровода с внешней стороны МКАД для переноса зоны переплетения транспортных потоков с основного хода МКАД, включая реконструкцию левоповоротного съезда на боковой проезд вдоль Киевского шоссе в центр города.

Таким образом, новая развязка, скорее всего, войдет в единый проект реконструкции. Это значит, что сроки реализации всего проекта могут существенно сдвинуться.

Какая разрешенная скорость в Москве?

Автомобилисты не знают, где именно и с какой скоростью можно ездить

На 13 столичных магистралях разрешено движение со скорость 80 км/ч, однако, многие автомобилисты до сих пор думают, что по всем московским дорогам можно ездить исключительно 60 км/ч. Из-за незнания четких и понятных порядков, водители получают тысячи писем счастья.

До смены мэра Москвы в городе действовало негласное правило, некий "договор" между властью и обществом: водители делают вид, что соблюдают ПДД, правительство делает вид, что следит за этим. Однако теперь ситуация кардинально изменилась, в городе развернули чуть ли не самую огромную систему фотофиксации нарушений ПДД в мире! Неожиданно для себя простой московский водитель стал получать по почте приличные штрафы за превышение скорости. Нарушать, конечно, нехорошо и все это знают, но раньше же никто на это внимания не обращал, а теперь все стало иначе.

Водители хотят знать новые порядки, прежде чем сталкиваться их с карательной стороной.

Многие будут удивлены, увидев, что на всем протяжении Ленинградки можно ездить 80, хотя знаков, сообщающих об этом, практически нет. Еще абсурднее ситуация на Ярославке: от МКАД до Северянинского путепровода ехать можно 80, хотя отбойников нет, а дальше в центр, где отбойники появляются, можно двигаться не быстрее 60 и камеры рассылают штрафы. Смешно смотреть на "обрубок" Щелковского шоссе длинною всего 1.3 км, где также можно ехать 80.

История вопроса крайне интересная, с 7 июля 1997 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы на 12 участках московских шоссе была увеличена скорость до 80 км/ч. Документ начинался такими словами: "В последнее время в г. Москве выполнен большой объем работ по улучшению дорожных условий на основных городских магистралях и их обустройству современными техническими средствами регулирования, что позволяет двигаться автотранспорту с более высокими скоростями". Позднее, в 2008, на большей части Третьего кольца было установлено также 80 км/ч, в 2013 году к этому списку закономерно добавилась еще и Звенигородка.

Из-за отсутствия соответствующих знаков и информационных плакатов, водители не могут понять, с какой скоростью можно ездить.

В результате, автомобилисты получают большое количество штрафов не за умышленное нарушение, а за то, что их должным образом не проинформировали. Раз город решил жестко администрировать скоростной режим, то он должен четко и понятно установить правила, донести их до всех, а иначе получается огромная путаница.

Отдельная печальная история - Третье транспортное кольцо, разрешенная скорость движения на котором - вообще загадка.

Вроде 80, но на выезде из тоннелей под Ленинским и Кутузовским – 60. Например, едет водитель вдоль Лужников, где разрешено 80 км/ч, потом заезжает в тоннель, а там уже 60. Предполагается, что он сам должен догадаться, что над ним перекресток с Ленинским проспектом, и знак ограничение скорости перестает действовать, но интуитивно же это непонятно. А на выезде из тоннеля встречают радостные гаишники, которые с удовольствием объясняют, чем грозит отсутствие развитой интуиции.

Не надо бояться устанавливать адекватный скоростной режим и сообщать об этом водителям.

Когда на Ленинградке и Звенигородке вводили 80 км/ч, многие кричали: «А вы готовы взять на себя ответсвенность за трупы?». Но количество ДТП не увеличилось. Аварии никто не отменял, но от того, что водители перестали получать штрафы на Звенигородке за необоснованный скоростной режим, ничего плохого не случилось, более того, появился порядок.

Гораздо проще соблюдать понятные правила и двигаться с разрешенной и удобной скоростью, чем пытаться вилять между камерами, нажимая то на газ, то на тормоз.

Да, автокатастрофы случаются, например, недавно на Кутузовском проспекте насмерть разбился вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев, который и находился за рулем. Но он "летел" под 150 км/ч . Никакого отношения к разрешенной скорости это вообще не имеет, хоть 40 будет установлено, а некоторые люди продолжат гонять, как им вздумается.

Probok.net выступает за обоснованную скоростную градацию на дорогах: на обычных улицах - 50 или даже 30 км/ч, а на магистралях 80 и более километров в час. Подробно этот вопрос разобран