О правилах поведения в офисе читательницам сайт рассказывает тренер по тайм-менеджменту и руководитель интернет-департамента крупного медиахолдинга Рамис Япаров.

1. Внешний вид на рабочем месте

У каждой компании свои правила. В одной придерживаются строгого дресс-кода, в другой носят форму, а в третьей предоставляют сотрудникам полную свободу выбора.

Но аккуратность и чувство меры должны присутствовать во всем - в одежде, обуви и даже прическе. Вы всегда обязаны выглядеть презентабельно и в то же время демократично. Не стоит перебарщивать с яркими цветами, аксессуарами, косметикой и парфюмом. Кстати, наносить макияж, а уж тем более красить ногти на рабочем месте нельзя. Если вы собираетесь вечером на свидание, то посетите дамскую комнату и там приведите себя в порядок.

2. Приветствие коллег

Заходя в офис, здоровайтесь со всеми, кто находится на рабочем месте. А вечером попрощайтесь и пожелайте коллегам удачи. Не забывайте о приветственном рукопожатии и искренней улыбке. При встрече в коридоре, в зависимости от степени близости ваших отношений, можно слегка обняться, справиться о здоровье и просто поинтересоваться о планах на вечер. Иногда достаточно просто кивнуть или улыбнуться.

3. Фото семьи на рабочем столе

Почему бы и нет, это очень мило и по-домашнему. Стоит украсить собственное рабочее место теми вещами, которые вы любите, которые создают атмосферу уюта. Это могут быть сувениры из отпуска, фотографии с родными и близкими, любимые безделушки, да все что угодно. Главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

4. Про перекусы в офисе

Здесь все дело в корпоративной культуре, вопрос лояльности. Если в вашем коллективе это норма, почему нет? Другое дело, что есть за рабочим столом все же не стоит, для этого в хороших компаниях существуют кухни. А вот выпить чаю или кофе вполне можно и не отрываясь от работы.

5. «Ты» и «Вы»: как правильно обращаться к коллегам и руководству

Обращение на «ты» следует полностью исключить при разговоре с вышестоящими по должности людьми. Сохраняйте субординацию, это важно. А вот как обращаться к коллегам, равными с вам по статусу? Все зависит от среды, в которой вы работаете, от того, как это принято в вашей компании. В любом случае, вы всегда можете спросить, как удобнее обращаться к тому или иному сотруднику.

6. Разговоры по мобильному

Общаться по мобильному телефону на рабочем месте стоит только по делу. Не терпится обсудить новое платье с подругой или обговорить с детьми меню на вечер? Сходите прогуляйтесь до ближайшего магазина или просто выйдите в коридор. А вот могут ли звонки сопровождаться последним хитом Кельвина Харриса или нужно включать на телефоне режим вибрации ? Все зависит от того, как принято в вашем коллективе.

7. Можно ли прихорашиваться в офисе?

Сидеть и вместо рабочего монитора смотреть в зеркальце не стоит, красить губы, ногти и прочие части тела тоже нельзя, ведь это можно сделать дома. Или, если у вас грядет свидание, отправляйтесь в туалет, но никак не светите своим довольным лицом перед несчастными коллегами.

8. Личная жизнь и офис

Есть такая поговорка: «Хороший человек - это не профессия». Не стоит сразу кидаться дружить со всеми коллегами и изо всех сил стараться понравиться и угодить каждому. Не нужно сразу же

Как одеваться, приходя в офис, россияне худо-бедно уяснили. Но правила поведения на работе не ограничиваются дресс-кодом. Нужно ли стучаться, заходя в кабинет, как правильно использовать парфюм, чтобы это не раздражало ваших коллег, кто первым должен положить трубку во время телефонных разговоров. Об этих и других тонкостях АиФ.ru рассказала педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева .

1. Войдя в помещение, следует сразу поприветствовать всех сотрудников . Конечно, не громовым голосом, но таким, чтобы вас услышали. Не совсем правильно употреблять слово «здравствуйте», поскольку это всё же некая отсылка к здоровью. Лучше используйте международный стандарт — «добрый день».

Безусловно, в такой ситуации лучше ответить вошедшему человеку хотя бы кивком (в том случае, если вы очень заняты и не можете оторваться от дел). Но идеальный вариант — поприветствовать коллегу глаза в глаза.

2. Этот пункт больше относится к женщинам: дорогие дамы, приводить себя в порядок нужно в туалетной комнате, а не на рабочем месте . Там же следует пользоваться духами, но делайте это очень аккуратно. Избегайте пряных, «тяжёлых» ароматов, которые больше подходят для вечера. Отдавайте предпочтение лёгким, цветочным запахам и не парфюму, а туалетной воде. От вас не должно пахнуть за пределами 40 сантиметров, аромат может оставаться только в вашей интимной зоне (20-40 сантиметров), которую не принято нарушать в деловой среде.

3. Находясь в офисе, приветствуйте всех, даже если лично с кем-то не знакомы — кивок, улыбка, доброжелательный взгляд. Ничего страшного, если вы несколько раз поприветствуете одного и того же человека, каждый может запутаться, лишним подобное проявление внимания точно не будет.

4. Когда вы заходите в служебное помещение, стучать в дверь не нужно . Таким образом вы даёте человеку понять, что не подозреваете его в том, что он занимается на своём рабочем месте какими-то личными делами. Но это не значит, что мы можем входить вообще без разрешения. Посетитель должен полностью зайти в помещение (не надо изображать говорящую голову, неловко выглядывающую из-за двери) и спросить: «Можно войти?». Если вам отвечают утвердительно — проходите. В ситуации, когда руководитель, например, говорит по телефону, но всё же показывает вам, что вы можете войти, необходимо закрыть дверь, сделать пару шагов вперёд и ожидать, когда начальник повесит трубку. Конечно, когда у руководителя есть секретарь, мы спрашиваем разрешения войти именно у него.

5. В ситуации, когда вам на мобильный телефон звонит кто-то из домашних, не всегда нужно выходить из помещения . Особенно, если беседа занимает буквально пару минут. Выходить следует, когда вам предстоит длинный, серьёзный разговор. При этом надо заранее поставить своим родным определённые рамки, чтобы они не названивали с утра до вечера по каким-то малозначимым вопросам.

6. Очень многие работники любят сушить свои зонты в открытом виде . Позволить себе такую роскошь вы можете только в том случае, если он никому не мешает. Займите какой-нибудь укромный уголок, куда никто не заходит. Не надо расставлять зонт посреди офиса, вынуждая коллег обходить препятствие. Если его нужно просушить, то проще всего повесить данный аксессуар на вешалку, предварительно позаботившись о том, чтобы вы не закапали чью-то обувь или одежду, или убрать его в пакет. Это хороший выход из положения, тем более что зонт лучше сушить не в расправленном виде, а именно в закрытом.

7. Наше рабочее место должно как бы говорить окружающим, что за этим столом сидит профессионал, а не гламурная домохозяйка, неряха и т. д . Конечно, любая женщина имеет право держать полный ящик запасных колготок, косметики и т. д. (у мужчин свой набор). Но всё это лучше скрыть от посторонних глаз.

Не надо никаких кактусов, плюшевых зоопарков и тому подобных вещей, это вредит вашему имиджу. Единственная личная вещь, которая может стоять на столе, — семейное фото в лаконичной рамке, 1-2 максимум, а не 250 штук. Разверните их так, чтобы посетители тоже могли увидеть, что на них изображено. Это делается не для того, чтобы вы могли похвалиться, а чтобы не вызывать у людей рефлекторного желания взглянуть на то, что отвёрнуто от их глаз.

8. Беседовать по громкой связи можно только с согласия собеседника . Конечно, иногда можно закрыться в своём кабинете и спокойно решать рабочие вопросы, но человек на другом конце провода должен быть в курсе того, каким образом вы общаетесь. Кстати, за конфиденциальность данной беседы отвечаете именно вы.

9. Если вы невольно стали свидетелем какого-то неприятного телефонного разговора своего коллеги, вы можете тактично поинтересоваться, всё ли в порядке, можете ли вы помочь, случилось ли что-то и т. д . Дальше посмотрите, захочет человек с вами делиться какими-то переживаниями или нет, и действуйте по ситуации.

10. Приходя на работу, переключайте телефон на виброзвонок и не оставляйте устройство включённым на столе (в сумке) . В то же самое время, если кто-то из коллег всё же оставил свой сотовый и он вдруг начинает звонить, лучше не отключать аппарат. Потерпите и, когда коллега вернётся, попросите его больше так не делать. Если вы принципиально не хотите использовать виброзвонок, тогда максимально убирайте звук телефона и ставьте на звонок какую-то спокойную мелодию, никакого индюшачьего клокотания или визга детей точно быть не должно.

11. Рукопожатие — вещь необязательная, но принятая в деловом сообществе . Это единственный допустимый тактильный контакт. Инициировать его может руководитель, старший по должности человек. Нет никакой разницы, кто это — мужчина или женщина. Когда речь идёт о деловом этике, забудьте, к какому полу вы принадлежите и сколько вам лет. Главное — лишь то, чего вы добились и какую должность занимаете.

Если вы приходите в гости к кому-то в офис, то не имеете права инициировать рукопожатие. Это прерогатива хозяина. Но даже если человек по незнанию совершает эту или другую ошибку, важно, чтобы его рука не повисла в воздухе. Отказ от рукопожатия — наказание, применять его нужно осознанно.

12. Заканчивает переписку тот, кто её начал, т. е. последнее письмо должно исходить от того, кто написал первым . Например, вы просите в письме своего коллегу решить определённый вопрос. Он отвечает, что займётся этим в ближайшее время. Ваша задача — написать ему благодарность (подтверждение получения).

13. В телефонных разговорах действует правило — если вы звоните начальнику, то первым трубку кладёт именно он . Но если разговаривают два равных по статусу человека, то первым кладёт трубку тот, кто позвонил.

14. Не надо есть в офисе еду с резкими запахами, при всей своей любви к селёдке, квашеной капусте, чесноку и котлеткам старайтесь обходиться на работе без них . В обязательном порядке, когда вы едите, нужно перекрыть доступ к вам посторонним (внешним) людям. Между собой вы ещё можете как-то договориться, а клиенты, партнёры и т. д. не должны быть свидетелями того, как вы обедаете или завтракаете. Если уж вы поели на рабочем месте, обязательно сразу же уберите крошки со стола, помойте посуду и проветрите помещение.

15. Если на рабочем месте вы пьёте только чай и кофе, не ставьте чашку на документы , поскольку на бумаге может остаться след, который явно будет говорить не в вашу пользу.

16. Вы, безусловно, имеете право пить различные напитки в течение дня, но кружка при этом должна выглядеть опрятно — никаких многократно заваренных пакетиков чая, следов от губной помады с внешней стороны и подобных вещей быть не должно. Идеальный вариант — выпить напиток и сразу же убрать чашку со стола. Фразу «Я помою это завтра» лучше забыть раз и навсегда. Также не надо приносить в офис кружку со странными надписями, например «Я люблю тёщу». Посуда должна быть простой.

17. На работу мы приходим работать, а не угощать своих коллег чаем . Вы можете предложить напиток посетителю, да и это не обязательно, если только гостю не пришлось вас ждать по какой-то причине. Сейчас во многих местах фраза «Может быть, чай или кофе?» произносится чаще, чем это действительно нужно. Конечно, это проявление законов гостеприимства, но лучше всего такие законы работают дома. Если у вас многочасовая встреча, можно прерваться и предложить собеседнику что-нибудь выпить, но в ситуации, когда гость зашёл к вам ненадолго, это будет лишним. Секретарь должен предлагать чай/кофе только в той ситуации, когда посетитель вынужден ожидать в приёмной.

18. Когда вы обсуждаете какие-то рабочие моменты по телефону, собеседник должен вас слышать . Если вы мешаете своим коллегам, то, конечно, надо постараться, чтобы разговор был короче, но не в ущерб делу. Кроме того, всегда есть возможность созвониться по мобильному телефону и выйти для более обстоятельной беседы в коридор.

19. По рабочему телефону, конечно, лучше обсуждать только дела . Но иногда с кем-то из партнёров у нас складываются более близкие отношения. Это допустимо, но надо чётко понимать, что подобные беседы не должны быть пустой болтовнёй о чём-то своём. Это скорее возможность наладить хорошие человеческие отношения, ведь без них — никуда. Согласитесь, что намного лучше и легче взаимодействовать с людьми, которые приятны нам лично. Если коллега из другой фирмы начнёт рассказывать вам о своём новом бойфренде, подобные вещи лучше всё же обсудить за пределами офиса.

20. Воспитанные люди не проходят в верхней одежде на своё рабочее место, не вешают её на спинку стула и, тем более, не кладут на стол . Для этого есть гардероб. Единственное исключение — когда вы забежали в офис буквально на 5-10 минут и потом опять куда-то уйдёте. Такой вариант позволителен.

Эти правила поведения не прописаны в трудовом договоре, о них не говорят на собеседовании, даже доведённые до белого каления коллеги молчат из вежливости. Так что кто-то должен открыть вам глаза.

  1. Мойте за собой посуду после обеда. Сразу мойте. Лучше вообще выкинуть ланчбокс, чем оставлять его грязным в раковине.
  2. Не снимайте обувь. Переобувайтесь в местах, которые для этого предназначены. Ну или хотя бы достаточно удалены от чужих столов. И ноги на стол можно класть, только если вы уходите последним, а рядом уже никого нет.
  3. Прежде чем бежать в IT-отдел, перезагрузите компьютер.
giphy.com
  1. Не трогайте чужой йогурт. И чужое яблоко. Чтобы взять печенье, тоже нужно разрешение.
  2. По утрам начальству нужно говорить «Здравствуйте», а не «Здорово, чувак!», если, конечно, начальник сам так не говорит.
  3. Если вы с коллегой оказались в соседних кабинках в туалете и вы закончили раньше, не надо дожидаться, когда он закончит, чтобы вместе вернуться в офис.
  4. Когда в коробке с канцтоварами осталось всего три пачки , не забирайте себе всё, лучше положите две на столы коллег. Немного заботы в офисе.
  5. Никакой рыбы в микроволновке. Если вы себе представить не можете, как обойтись без рыбы в обед, лучше разогрейте посильнее соус и полейте им еду, так вы добьётесь нужной температуры. Но рыбы в микроволновке быть не должно!

giphy.com
  1. Рабочий стол должен выглядеть как аккуратный подстриженный газон, а не как непролазная чаща.
  2. Подошли к кулеру, наполнили стакан, отошли от кулера. Не надо стоять перед ним и общаться с коллегами. Если поговорить очень хочется, хотя бы сделайте пару шагов в сторону и освободите для других дорогу к воде.
  3. За столом не рыгать, если только все коллеги не сидят в наушниках.
  4. Ланчбоксы и одноразовые коробки с едой подписывайте. Не обязательно своим именем, можно и ник использовать. Например, «Царь, просто царь». Такое точно не выкинут.
  5. Здоровайтесь со всеми, даже если вы работаете в разных концах офиса и понятия не имеете, как этих сослуживцев зовут.

«Пойду пройдусь», «У меня перерыв», «Засиделся, надо размяться», «Пойду воздухом подышу», «Прогуляемся до соседнего отдела» — всем сотрудникам нужны перерывы в работе. Трудятся ли они в офисе или в цехе, за компьютером или у станка, с людьми или документами — режим труда и отдыха всегда имеет место. Какое количество времени можно и нужно отводить на чаепития, обеды, «прогулки»? Как часто можно устраивать «перекуры»? Как эффективно контролировать время на отдых для работников?

Представляем очередной пост из серии HR о правильной регламентации перерывов для офисных сотрудников.

Что насчет закона?

Правильно — это, прежде всего, в соответствии с действующим законодательством. Трудовой кодекс РФ гласит следующее. По статье 108 «Перерывы для отдыха и питания» главы 18 раздела V, «в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем».

То есть, если в вашей организации, как и в большинстве других, сотрудники офиса работают с 9 до 18 (с 10 до 19), то перерыв на обед у них обычно составляет 1 час. Его можно увеличить до 2 часов (если, например, столовая находится достаточно далеко от офиса или сотрудники предпочитают ездить на обед домой в другой конец города) или сократить до 30 минут. Соответственно, нужно увеличивать или сокращать время пребывания на рабочем месте. Не забываем, что рабочий день — это 8 часов времени. Обычно перерыв для отдыха и питания предоставляется работникам примерно спустя четыре часа после начала работы. Кстати нужно отметить, что этот перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается, а значит, может использоваться работником исключительно по своему усмотрению. Он может пообедать, сходить в магазин или по другим личным делам.

С основным приемом пищи — обедом — все более или менее понятно. Гораздо больше вопросов на практике вызывают «перекуры», «прогулки» по коридорам и чаепития. Давайте разбираться. Работа офисного сотрудника так или иначе связана с использованием компьютера, и именно этим условием обычно обусловлено наличие небольших перерывов, «пятиминуток» в течение рабочего дня. Опять же, по закону, для предупреждения преждевременной утомляемости работников — пользователей ПК — рекомендуется организовывать рабочее время путем чередования работы с использованием компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Если же работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов, просмотр информации, ввод данных) с напряжением внимания и сосредоточенностью, то рекомендуется организовывать перерывы на 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы. Нужно подчеркнуть, что такие перерывы включаются в рабочее время в силу ч. 1 ст. 109 ТК РФ. Они нужны для снижения нервно-эмоционального напряжения и устранения влияния гиподинамии (недостаточной мышечной активности). Кто-то из сотрудников может прогуляться по коридору или выйти на улицу, сделать зарядку или посидеть в кресле в комнате отдыха. Да что говорить, иногда простая возможность встать, подойти к окну или налить чашку чая действует хорошо: и через 5 минут с новыми силами человек возвращается за работу.

Вернемся в реальный мир

Все было бы совсем отлично, если бы все сотрудники работали с одинаковой отдачей и отдыхали ровно столько, сколько нужно их организму для восстановления работоспособности. На деле, любой руководитель сталкивался с ситуациями неконтролируемых перерывов и «перекуров»: по одному или группами, своим отделом или цепляя чужие, работники выходят в «курилку» или офисную кухню: «У нас законный перерыв». В итоге, этот перерыв затягивается на больший срок, чем положено, работа останавливается, а дисциплина стремительно падает. О пользе разговоров между сотрудниками в перерывах, о плюсах неформального общения говорить не приходится, поскольку мы рассматриваем случаи, когда такие затяжные «перекуры» существенно влияют на качество и результаты труда.

По отношению к свободному времени на рабочем месте всех сотрудников можно разделить на два типа. Первые, закончив выполнять свою работу в рамках функционала, решив минимальное количество задач в день, сидят в соцсетях, каждые десять минут выходят пообщаться с коллегами, звонят по личным вопросам. Словом, используют рабочее время непродуктивно — получаются сплошные перерывы.

Второй тип сотрудников, выполнив обычный объем работы в день, начинают активно искать другие занятия самостоятельно (ищут, что можно улучшить в повседневной деятельности, видят проблемы, ставят и решают задачи помимо непосредственных обязанностей) или через обращение к своему руководителю («А что еще мне сделать?», «А давайте я вот этим займусь?», «Есть еще какие-нибудь задачи для меня?»). В случае со вторым типом о нецелесообразном использовании перерывов и речи быть не может. Ведь, как мы помним, это сотрудники категории А; они, как правило, инициативные, организованные трудоголики — в плане дисциплины с ними проще.

Вернемся к перерывам. Общая их продолжительность для всех сотрудников при работе за ПК может составлять от 50 до 90 минут при обычном «офисном» рабочем дне в 8 часов. Эти перерывы необходимо регламентировать с помощью внутренних локальных нормативных актов; обычно режим труда и отдыха описывается в Правилах внутреннего трудового распорядка, также это могут быть приказы и распоряжения руководителя. С такими документами обязательно нужно знакомить под роспись всех новых сотрудников и весь коллектив в случае принятия нового документа. Невыполнение принятых правил является поводом для вынесения дисциплинарного взыскания со всеми вытекающими последствиями (вплоть до увольнения при систематическом нарушении).

Перерывы можно прописывать, строго привязывая их ко времени, например «каждые два часа по 10 минут в начале часа», или делая «плавающими». Как отслеживать время отсутствия сотрудника на рабочем месте? Для этого существуют различные сервисы учета рабочего времени, можно установить специальные программы на ПК, в корпоративных информационных системах часто есть функция такого учета. Совсем простой вариант — сотрудник, уходя на перерыв и возвращаясь с него, оставляет записку руководителю с указанием времени перерыва.

Отдельно нужно сказать о курении во время работы. Относить ли перерывы на курение к основным перерывам или нет — вопрос неоднозначный. Часто курящие сотрудники не меньше остальных ходят по коридорам, пьют чай и общаются по телефону не по рабочим делам. Поэтому их рабочий день сокращается еще больше. Как бороться с частыми «перекурами»? Здесь мы, конечно, говорим не о вреде курения, а о том, как можно регламентировать такое нерабочее времяпрепровождение.

Есть много разных идей. В пример можно привести работодателей, которые в борьбе за здоровье персонала совсем запрещают курение на территории предприятия, однако здесь появляется вероятность того, что сотрудники будут «бегать за угол», опаздывать утром на работу. Снижать зарплату за курение неправомерно, а вот доплачивать некурящим можно, такая практика тоже есть. Неплохо в компаниях работает и такой вариант — курящим сотрудникам попросту увеличивают продолжительность рабочего дня. Скажем, занимают у него «перекуры» 30 минут в день — значит, и рабочий день увеличивается на полчаса.

Вместо заключения

Перечислим несколько простых правил, которые помогут эффективно регламентировать перерывы в работе офисных сотрудников.

  • Режим труда и отдыха должен быть одинаковым для всех работников.
  • Разрабатывая этот режим, нужно учесть характер работы (офис, производство, наличие ПК и прочее), продолжительность рабочего дня, чередование рабочих и выходных дней.
  • Всех сотрудников надо ознакомить под роспись с документами, регламентирующими перерывы.
  • Необходимо разработать и внедрить систему контроля использования перерывов сотрудниками.
  • Эта система должна быть простой и понятной всем сотрудникам.

И еще — не стоит забывать о том, что перерывы действительно нужны. Работник, полностью погруженный в работу в течение 8 часов, «привязанный» к рабочему месту в прямом смысле слова — это не только незаконно, но и не эффективно. Известно, что самые большие достижения и успехи в работе мы часто делаем именно после перерыва (будь то отпуск или чашка чая у окна).

Поэтому важно подобрать для своей компании именно ту индивидуальную схему, которая будет работать, найти баланс между рабочим временем, трудом и отдыхом на каждом рабочем месте.

Высоких вам конверсий!

Дарья Хоромская,
руководитель HR-отдела LPgenerator

Так уж получилось, что у меня на работе все десктопы под Fedora/Ubuntu/Debian и недавно к нам нагрянула проверка. Так что рассказ из первых рук. Ни одного компа с Windows в тот момент в офисе не оказалось. Было забавно и, в целом, очень хорошо.

Дело было после обеда. Постучались и вошли два человека. Спросили директора. Я сказал, что его нет. Спросили кто его замещает. Я сказал, что я зам. директора. Мне показали удостоверение и письмо, спросили чем занимается наша компания. Суть письма была в том, что некая компания, на М. кажется, не запомнил, подозревает нас в использовании нелицензионного софта и просит провести проверку. На письме были печати кажется прокуратуры, много печатей и подписей. Я пригласил парней пройти, раздеться и дать мне откопировать письмо. Копировать не разрешили, сказали, что составят протокол и дадут копию, я не стал настаивать. Вообще надо было хоть записать что за организация на нас письма такие пишет, растерялся немного и забыл название записать.

Дальше попросили дать специалисту осмотреть все компьютеры, ничего на них не трогать пока идет осмотр чтобы не поудалять программы. Ещё попросили показать документы на софт. Я сказал, что документы на некоторый софт где-то есть, надо звонить директору и пригласил специалиста пока смотреть компьютеры.

Первым был десктоп с Fedora 12 под Gnome за которым я в тот момент сидел. Специалист сел за него достаточно уверенно, открыл каталоги документов и закачек и посмотрел что там. Потом попросил помочь открыть список установленных программ. Я открыл в гноме Добавить/Удалить программы и сказал что весь софт из дистрибутива Linux. Потом он стал смотреть список ярлычков в меню, и я обратил внимание на TeamViewer, сказал что эта программа платная и документы у нас есть. Он сказал, что на неё документы им не нужны, так как соглашения или договора с правообладателем у них нет:)

Следом стал смотреть соседний десктоп с Fedora 14 и KDE 4 без локализации. Там только документы и закачки смотрел, сказал что система Linux тупая -- тут даже перевода на русский нет:))))

Потом был ноутбук и еще пару десктопов. Осматривая ноутбук под Fedora, специалист спросил где у нас WinRar, я попытался найти команду unrar и, не обнаружив её, сказал что такое мы не используем, используем zip, как более универсальный формат.

Сервер и шлюз с чёрной консолью CentOS остались без внимания.

Потом подошёл Роман (директор), специалист закончил смотреть и с ним пошла довольно дружелюбная беседа. Он спросил чем пользуемся вместо The Bat. Роман показал ему Gmail. Увидев желтую коробку на полке, спросил про 1С. Мы обяснили что теперь бухгалтерия у нас на аутсорсинге и в офисе не ведётся, а раньше покупали 1С, но теперь не пользуемся. Мы рассказали про нашу работу с сайтами и поддержкой компьютеров и серверов, про то, что в ней Линукс подходит больше, как более приспособленная и безопасная система. Он посетовал на то, что большинство проверяемых покупают софт по 100 рублей (Автокад, серверная 1С) и пользуются. Спросил, если у наших клиентов, которых мы обслуживаем по поддержке компьютеров, обнаружат нелицензионный софт, кто несет ответственность. Роман объяснил, что по договору ответственность несёт клиент. Беря клиента на поддержку, мы делаем аудит софта и предоставляем клиенту список что надо закупить, помогаем подобрать бесплатные аналоги, вроде 7zip вместо WinRAR или Thunderbird вместо The Bat.

В это время второй сотрудник, который показывал удостоверение, попросив копии учредительных документов, оформлял протокол. Спросил у специалиста, что писать, и тот сказал написать, что на всех компьютерах используется бесплатные операционная система линукс и опенофис, документов на них не требуется. Слово Линукс пришлось диктовать по буквам на русском.

Когда мы спросили, много ли организаций используют Linux, они ответили что никто, а потом вспомнили -- один раз было.

Собрав подписи на протоколе с присутствующих сотрудников, ребята ушли. Вся проверка заняла чуть более часа. Никаких маски-шоу, достаточно вежливо, никаких требований документов на Linux, нотариально заверенного перевода GPL и прочих глупостей.

Р. S. В выходные выйдет релиз Debian 6 Squeeze. Все запаслись пивом? :)