Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные -- первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая -- характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация -- выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" -- самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" -- стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться -- это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что" по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение -- это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане -- быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний -- самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель -- приобрести уверенность, для другого -- доказать, что он не хуже других, для третьего -- во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то -- спорт, искусство, наука; для кого-то -- противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны -- они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование -- это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование -- это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае -- приобретение социально значимых свойств и качеств в другом -- овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое -- оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика -- тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) ; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) . В гештальттёрапии -- переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) . В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития -- самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения -- быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели -- быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель -- не конфликтовать с другими -- и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация --это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию -- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии -- В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть -- интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция -- стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге -- отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия -- самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, -- значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться -- обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь -- процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация -- это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии -- умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения -- быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат -- ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие -- это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: "Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя -- прерогатива человеческого существования".

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Краткое содержание

Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная функции пред­ставления.

Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Виды представлений и их характеристика. Ос­нования для классификации представлений. Харак­теристика зрительных, слуховых, двигательных и про­странственных представлений. Произвольные и не­произвольные представления. Представления памя­ти и воображения.

Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие пред­ставлений.

      Общая характеристика, свойства и функции представлений

3.1.1 Сущность представлений

Представление - это психический процесс отра­жения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно­наглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представ­ление вносит существенный вклад в общий познава­тельный процесс. Оно, в частности:

позволяет обходиться без многократного непосред­ственного контакта (встречи) с объектом, когда в оче­редной раз его образ будет востребован для актив­ных с ним действий;

обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;

формирует априорное (доопытное) отношение инди­вида к воспринимаемому объекту (по словам Леонар­до да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представле­ния»).

Представления есть продукт многофакторный, за­висящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Представлениям присущи следующие основные свойства.

Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с поте­рей ряда их опознавательных признаков, с «размыто­стью» очертаний. В этой связи наглядность представ­лений беднее наглядности восприятия, обеспечиваю­щего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различ­ных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте ока­зывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его ча­стей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо бу­дут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история пред­шествующего перцептивного опыта, воспроизведен­ный образ каждый раз включает в себя наиболее ин­формативные (по каким-то критериям) признаки, со­ставляющие сущность объекта. Именно поэтому воз­ник термин обобщенные представления.

Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигна­лов, касающихся тех свойств представляемого объек­та, которые могут быть использованы в реальной дея­тельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовы­ми качествами, возможностью практического исполь­зования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта допол­нительная информация играет роль сигналов, влияю­щих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных реф­лексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность чело­века в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чинов­ник, опаздывающий на деловое совещание, почти ав­томатически ускорит шаг, если представит недоволь­ное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного вы­полнения каких-то действий. Так, если представле­ние «рисует» картину преодоления какого-то препят­ствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек бу­дет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной цен­ности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологи­ческой реакцией пациента, у которого в представле­нии формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать пси­хическую напряженность, болевые ощущения, управ­лять сердечным ритмом. Все это основано на влия­нии представления на органические процессы чело­века. Образы будущего желаемого состояния, возни­кающие в представлении, через подсознание управля­ют самочувствием.

Настроечная функция способствует формирова­нию программы действий, заданной параметрами те­кущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизве­денный двигательный образ подготавливает (настра­ивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-пер­вых, выберет для этого топор или колун, но не моло­ток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «ожи­вил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвер­жены двигательные акты. Например, стоит предста­вить себе, что груз, подвешенный на нитке и удержи­ваемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое вре­мя начнет совершать такие движения. Подобные яв­ления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в транс­формации представления о движении мышц в ре­альное выполнение этого движения. Другими слова­ми, сама мысль о конкретном движении сопровожда­ется едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являют­ся исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых дви­жений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объяс­няют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, посту­пающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн­штейном. В соответствии с этим положением веду­щую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуати­руют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чув­ствительностью к незаметным для внешнего наблю­дателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, ис­пользуются для оценки его эмоционального состоя­ния.

        Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов

Образы представлений следует отличать от «род­ственных» первичных им образов памяти и персе­верирующих образов.

Первичные образы памяти - это образы объек­тов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:

появляются по принципу «только сейчас и здесь»;

кратковременны (их «продолжительность жизни» со­ставляет секунды);

имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;

являются точными копиями воспринимаемого объек­та, не содержащими обобщений;

зависят от степени концентрации внимания на вос­принимаемый объект.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, по­том закрыть глаза и представить его себе, то началь­ная четкость образа быстро угаснет.

Персеверируюгцие образы - это образы, возника­ющие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и со­храняющие яркость и четкость в течение многих ча­сов или даже суток. Например, после посещения кон­церта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зритель­ные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией сво­их объектов без элементов обобщения. Это объясня­ется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в со­знании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.

Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, яв­ляется тот факт, что в них находятся в единстве чув­ственное восприятие объекта и его смысловое содер­жание.

      Виды представлений и их характеристика

В качестве оснований для классификации пред­ставлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенно­сти образов; степень волевых усилий; степень зна­ний индивида воспроизводимого объекта (информи­рованность индивида); продолжительность сохране­ния образов и др. (рис. 3.1).

Зрительные представления воспроизводят пара­метры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к посто­янным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлека­ют больше, чем его спутника, не имеющего непосред­ственного отношения к градостроению.

Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профес­сиональной деятельности.

Двигательные представления всегда сопровожда­ются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает со­кращение соответствующей группы мышц. Экспери­ментально показано, что если каким-то образом ней­трализовать такие мышечные сокращения, то и пред­ставления становятся невозможными. Подобная кар­тина наблюдается и в отношении речи: стоит пред­ставить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в по­лости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощуще­ний и восприятия.

Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автома­шин различных марок, имеющихся в стране, по мате­риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным на­блюдениям.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается пред­ставить будущую ситуацию на основе имеющейся ап­риорной информации о составе участников, их инте­ресах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непро­извольным стимулом для появления образа представ­лений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).

Представления памяти возникают на основе не­посредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковремен­ной или долговременной памяти. Так, образ друга дет­ства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагмен­тов образа, извлекаемого из долговременной зритель­ной памяти.

Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе при­влечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находил­ся в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.

Иногда выделяют представления по тому, к како­му периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответствен­но и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.

      Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений про­являются в преобладании какого-либо вида представ­ления, которым люди обычно пользуются при вос­произведении образов объектов. Как правило, чело­век не задумывается над тем, какой вид представле­ний является у него ведущим. Между тем информи­рованность об этом может оказать существенную по­мощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для вза­имопонимания делового партнера и др. Так, если ве­дущим видом представлений у индивида являются:

слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплы­вает в его сознании преимущественно в виде звуча­ния слов (при подготовке к экзамену по общей пси­хологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представле­ний, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);

зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (го­товясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учеб­ника с текстом прочитанного ранее материала);

двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизве­сти объект, индивид подключает какие-либо двига­

тельные акты: мысленное проговаривание, кинестети­ческие действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоя­щему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске отве­та на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);

к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быст­рое освоение речи;

к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми уси­лиями. Развитию представлений в какой-либо облас­ти должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной при­чине неисправности мотора автомашины, если чело­век никогда не изучал устройство и принцип дей­ствия двигателя.

Проверьте свои знания

Определение представления как психического познаватель­ного процесса.

Основные свойства представлений, их сущность.

В чем сущность сигнальной функции представления?

Роль регулирующей и настроечной функций представле­ний в познавательных процессах.

Первичные образы памяти, чем они отличаются от пред­ставлений.

Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.

Назовите основания для классификации представлений.

Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.

В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?

Что означает понятие «ведущий» вид представления?

Можно ли развивать представления?

Ключевые понятия темы

Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчи­вость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая фун­кция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представле­ния, единичные и общие представления, произвольные и не­произвольные представления, представления памяти, представ­ления воображения, развитие представлений, ведущий вид пред­ставлений.

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологи­ческие сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.

Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.

Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у чело­века: Введение в психологию. М., 1974.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фур­манова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представление памяти , т. е. представления которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представление воображения. Представление воображения формируется на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующие представления.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Они чрезвычайно важны для всех психических процессов обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда были связаны с процессом представления, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Прежде всего, представление характеризуется наглядностью . Представление – это чувственно-наглядные образы действительности, в этом заключается близость к образам восприятия. Но при восприятии отражаются образы которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляешь себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводятся только отдельные его части, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представления является их неустойчивость и непостоянность . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек не старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Обобщенность . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура ) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин , представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.



Новое объединяется со старым . Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление ), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Виды:

Существует несколько оснований классификации представлений как психического процесса.

В основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, поэтому естественным основанием классификации представлений является модальность ощущений и восприятия:

Зрительные,

Слуховые,

Двигательные (кинестетические),

Осязательные,

Обонятельные,

Вкусовые,

Температурные,

Органические.

Б. М. Теплов предложил классифицировать представления по содержанию :

Математические,

Географические,

Технические,

Музыкальные и т. д.

Он же предложил другое основании классификации, по степени обобщённости :

Частные представления,

Общие представления.

Другое основание классификации - по степени проявления волевых усилий :

Спонтанные представления (возникающие без участия воли),

Вызванные представления (с участием воли).

Зрительные представления

Зрительные представления в отдельных случаях бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Но в большинстве случаев в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна, а другие в это время или очень неясны или отсутствуют вовсе.



Зрительные представления обычно лишены объёмности и воспроизводятся в виде двухмерной картины. Эти картины в одном случае могут быть красочными, в другом - бесцветными.

Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. У художников в процессе рисования зрительные образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует с натуры, для перенесения зрительного образа на бумагу необходимо представление. Тут проявляется ещё одна интересная особенность зрительных представлений - они могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Художник рисует с открытыми глазами, воображаемый образ он совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.

Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.

Слуховые представления. Самые характерные слуховые представления - речевые и музыкальные. Речевые представления:

Фонетические,

Темброво-интонационные.

Фонетическое представление - представление какого-то слова без привязки к голосу, интонациям, звуковой окраске. Речь идёт о представлении "слова вообще".

Темброво-интонационные представления - представление именно тембра голоса и характерных особенностей интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актёров и, а также вообще в работе людей над собственным произношением.

Музыкальное представление - представление последовательности звуков, их соотношении между собой по высоте и длительности, по ритму. Музыкальное представление хорошо развито у композиторов и музыкантов, способных представить звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления. Двигательные представления - образы движений разной степени сложности. Интересно, что двигательные представления всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Представляя себе движение какой-нибудь части тела, у человека происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Если представить, что сгибаешь в локте правую руку, то в бицепсах произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологнческими приборами.

Экспериментально доказано, что любое двигательное представление всегда сопровождается сокращениями мышц. Даже при произнесении какого-то слова (про себя) приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани. Таким образом, всё тело человека является как бы моделью самой себя (или самой себе).

Двигательные представления порождают зачаточные движения, которые порождают слабые двигательные ощущения, которые в свою очередь всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Иными словами, эти слабые двигательные ощущения выступают материальной основой двигательных представлений.

Двигательные представления делятся на группы:

Представления о движении всего тела,

Представления о движении отдельных частей,

Речевые двигательные представления.

Представления о движении тела и отдельных частей обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Например, двигательные ощущения, идущие от мышц руки, в сочетании со зрительными образами согнутой руки порождает представление о сгибании руки. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Первые два вида представлений называют ещё зрительно-двигательными. Третий вид - слухо-двигательными.

Представления о движении всего тела более сложны в сравнении с представлениями о движении отдельных частей. К тому же это единое представление состоит из отдельных (парциальных) представлений и тесным образом связано с представлением о текущей деятельности человека.

Пространственно-временные представления. В пространственно-временных представлениях ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения этой формы и размещения во времени. Сами объекты при этом представлении могут представляться очень неопределённо, в самых ключевых своих свойствах. Эти представления настолько схематичны и бесцветны, что использование понятия "зрительный образ" к ним неприменим. Поэтому пространственно-временные представления и были выделены в отдельную группу. Ещё их можно было назвать "схематичные представления".

Пространственно-временные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, то есть основываются на зрительных и на двигательных представлениях. Примеры использования пространственно-временных представлений - шахматисты, просчитывающие разные варианты развития партии; тренеры футбольных команд, представляющие схемы атаки и защиты при игре с командой соперника; водители, оценивающие дорожную ситуацию.

Пространственно-временные представления очень важны в освоении ряда научных дисциплин, особенно физико-технических. Физик-теоретик, решая ту или иную задачу, оперирует именно пространственно-временными представлениями, в которых физические тела рассматриваются как элементарные шары или бруски.

Функции:

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции. Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова , представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.

Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:

  • Зрительные представления;
  • Слуховые представления;
  • Двигательные представления;
  • Осязательные представления;
  • Обонятельные представления;
  • Вкусовые представления;
  • Температурные представления;
  • Органические представления.

Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:

  1. По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
  2. По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
  3. По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.

Зрительные представления

В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.

Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.

Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.

Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.

Слуховые представления

К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».

Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.

Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления

К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.

Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.

Двигательные представления можно разделить на группы:

  • Представления о движении всего тела;
  • Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
  • Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.

Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.

Пространственно-временные представления

В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».

В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.

При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.

По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.

Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.

84. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений. В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

1) люди с преобладанием зрительных представлений;

2) люди с преобладанием слуховых представлений;

3) люди с преобладанием двигательных представлений;

4) люди с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.

У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь – путь развитиятипических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.