Струнные

Скрипка

Балалайка

Электрогитара

Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн или дилэй .

Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например блэк-метале , панк-роке , альтернативном роке . Также очень часто используется в пост-роке , для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.

На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука.

Классическая гитара

Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Так же существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.

Духовые

Духовые губные

Основная статья: Тремоло (губная гармоника)

Тремоло на губной гармонике производится путём смыкания и размыкания ладоней, образующих камеру вокруг гармоники.

Ударные

Малый барабан

Так называемая «барабанная дробь». На малом барабане тремоло играется за счет отскока палочек от поверхности барабана (пластика). Каждая рука совершает подряд по два или по несколько быстрых ударов на отскоке, при этом руки чередуются. Отскок играется путем «вдавливания» палочки в барабан после первого удара, при этом прижимание не должно быть слишком слабым или слишком сильным - отскок должен быть «контролируемый». Для правильного тремоло на малом барабане ударники тренируют упражнения на ритмичность отскока, количество ударов от каждой руки и т. п.

Перкуссия

На звуковысотных идиофонах (ксилофон, колокольчики, и т. п.) тремоло играется чередующимися единичными ударами каждой руки. При этом кисть должна быть максимально расслаблена для достижения большей плавности и «певучести» звука, а также - для легкости исполнителя.

Примечания

См. также

  • Тремоло на губной гармонике

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тремоло" в других словарях:

    В муз. дрожание звуков и сливание их в один протяжный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. тремоло (ит. tremolo букв. дрожащий) муз. многократное быстрое повторение одного звука; также быстрое… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [трэмоло], нескл., ср. (итал. tremolo) (муз.). Очень быстрое повторение, повторное чередование одного или нескольких (не соседних, срн. трель) звуков, производящее впечатление дрожания. Раздалось тремоло скрипок. «В голосе его слышалось глухое… … Толковый словарь Ушакова

    - (итальянское tremolo, буквально дрожащий), прием игры на музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука; быстрое чередование 2 несоседних звуков или 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия … Современная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 дрожание (21) повторение (73) тремоландо (1) … Словарь синонимов

    - (дрожание) быстрое повторение одной и той же ноты илибыстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние болеесекунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких нот… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (дрожание) быстрое повторение одной и той же ноты или быстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние более секунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - [рэ], неизм.; ср. [итал. tremolo] Муз. Очень быстрое повторение одного звука или чередование нескольких не соседних звуков, производящее впечатление дрожания. Т. в высоких регистрах струны. Т. оркестра. * * * тремоло (итал. tremolo, буквально … … Энциклопедический словарь

    - (итал. tremolo, буквально дрожащий) (музыкальное), быстрое повторение одного звука, а также двух звуков, отстоящих друг от друга на интервал не менее терции, или двух аккордов, в каждом из которых хотя бы один звук находится в подобном же … Большая советская энциклопедия

    - (итал. tremolo, букв. дрожащий) многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда, а также чередование двух звуков, расположенных на расстоянии не менее малой терции, или частей разложенного аккорда. Т. исполнимо на фп … Музыкальная энциклопедия

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы - обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.

Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег…).

В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена - значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

(М.И. Цветаева)

Здесь повторяются и гласные (а, е), и согласные (л, н, з, ч); многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок. Чем больше звуков вовлекается в такую «перекличку», чем заметнее их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. К тому же, как подчеркивают современные исследования фоники, «заметное отклонение количества звуков от нормы резко повышает их информативность, соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста».

Звуковые повторы часто использовал при создании художественных образов А.С. Пушкин: Взгляни: под отдельным сводом гуляет полная луна; Взлелеяны в восточной неге, на северном, печальном снеге вы не оставили следов; Рвалась и плакала сначала, с супругом чуть не развелась; Чья благородная рука потреплет лавры старика!; Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.

В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… - Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Мы замечаем повторение не только одинаковых согласных, но и сходных по какому-либо признаку (по месту образования, участию голоса и т.д.). Так, возможна аллитерация на д - т, з - с, и подобные, а также на губные, сонорные и т.д.:


Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

(С.А. Есенин)

верую: вовеки не придет

позорное благоразумие.

(В.В. Маяковский)

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: Држвн, Бтшкв, Нкрсв. Семантическая весомость согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире, чем ассонансов.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у, поскольку качество этого звука не меняется и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а).

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.) - здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.

Известна и другая классификация звуковых повторов, в основе которой лежит распределение повторяющихся звуков в тексте. В зависимости от места повторяющихся звуков в словах и стихотворной строке повторы получили различные наименования.

Повторение начальных согласных в словах называется анафорой (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.).

Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры (Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

Не следует думать, что использование разнообразных звуковых повторов всегда свидетельствует о высоких стилистических достоинствах произведения. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи, например, в стихотворении И. Северянина «Сонмы весенние»:

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны.

Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен.

Очи хохочут песчаных серен.

Лунные плены былинной волны.

Сонные сонмы весенней луны.

Увлечение звуковой стороной речи в таких случаях наносит ущерб содержанию: слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу.

ОПАСНАЯ ЗОНА

На большой перемене все вдруг увидели, что Дима ходит по классу, зажав в кулаках две проволоки, согнутые в виде буквы Г.
— Димка, ты чего?
— Биолокация называется! Исследую местность.
— А зачем?
— Сейчас определю, где у нас в классе благоприятные зоны, а где опасные.
Все заинтересовались и тоже стали наблюдать, как проволочки в руках Димы то вращались, то замирали…
В самый разгар исследований прозвенел звонок, и вошла Наталья Ивановна.
— Дима, в чем дело?
— Наталья Ивановна, ваш стол стоит в очень неблагоприятной зоне! Можно даже сказать, в опасной зоне!
— Ну и что теперь?
— Надо его переставить к окну! Там все в порядке!
— Не говори ерунду! Садись на место!
— Наталья Ивановна! — взмолился Дима. — Ну давайте переставим! Опасно ведь!
— Да?.. Хм… Ну ладно!
Мальчишки перенесли стол к окну. Наталья Ивановна села за него и раскрыла классный журнал…
И вдруг на то место, где только что сидела учительница, упал плафон от светильника и разбился!
— Ой! — сказала Наталья Ивановна. — Ну, Дима, ты меня просто спас!
Дима, очень довольный, развалился на своей последней парте и сказал:
— Я теперь в этом деле профессор! Опасные зоны за версту чую!
И тут произошло совсем неожиданное. Стул под ним сломался, а со шкафа на голову Димы упал глобус!
Да, эти опасные зоны совсем не изучены наукой!

БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ

Гоша и Вова сидели во дворе и от нечего делать разговаривали друг с другом.
— Вовчик, ты в летающие тарелки веришь?
— Не знаю… А ты?
— Я верю! Они тут у нас часто пасутся! И радио наше слушают, и телевизор смотрят…
— Они ж нашего языка не знают!
— Это для них не проблема! Уж если ты научился читать…
— Ты чего — серьезно?
— Вот сейчас висит такая тарелка где-нибудь над нами и нас разглядывает…
— Правда?
— А что? Запросто! — уверенно сказал Гоша.
— Сейчас мы проверим! — сказал Вова. Он достал из кармана мел и написал на асфальте крупными буквами:
ДАРАГИИ ИНАПЛОНИТЯНИ! ПРИШЛИТИ МНЕ ЧТО НЕБУТЬ НА ПАМИТЬ!
И стал смотреть вверх. И вскоре в небе показался парашютик.
— Ура! — закричали мальчишки.
Подарок с небес плавно приземлился рядом с ними, и Вова тут же схватил его.
Сквозь прозрачную упаковку было видно, что это книга — "Орфографический словарь".

БЕРЕГИСЬ, КОМАР И ПРОЧАЯ ЖИВНОСТЬ!

Однажды Дима зашел к Алеше, известному на всю школу изобретателю. Тот мастерил какой-то прибор размером с телевизор.
— Вот, делаю отпугиватель комаров, — пояснил Алеша. — А то совсем одолели! Полночи не спал!
— Как же он будет отпугивать?
— Излучением. Надо только правильную длину волны подобрать — чтобы комар чувствовал беспокойство, а человек ничего не замечал.
— Ага, понятно, — сказал Дима. — Но почему у тебя этот агрегат такой большой?
— Это я для гарантии. Пугать так пугать! Если тараканы у нас завелись, и тараканы убегут! Если мыши есть — то и мыши!
— Ясно… Гулять пойдешь?
— Нет, хочу закончить сегодня. Немного осталось. Я потом.
И Дима вышел во двор. Мальчишки играли в настольный теннис на "вылет", и Дима тоже занял очередь. Дождался, взял в руки ракетку и вдруг почувствовал какую-то тревогу. Другие мальчишки тоже посерьезнели, завертели головами. Что-то не то!
Тут изо всех подъездов их дома стали выбегать жильцы, кошки, собаки. Животные разбежались по соседним дворам, а люди остались во дворе. Они выглядели испуганными и ничего не понимающими.
А потом прибежал и Алеша.
— Леш, твоя работа? — спросил Дима.
— Ага! Переборщил я! Мощность нужна поменьше!
— А сам-то чего прибежал?
— Не знаю… Чего-то боязно стало…

Родился я осенью 1949 г. в подмосковном поселке Клязьма. Отец мой был известным цветоводом, поэтому с детства я жил среди цветов, яблонь, сиреневых дождей и поющих скворечен. Здесь я закончил среднюю школу. Здесь написаны мои первые стихи и книги. Дачное Подмосковье - это особая страна, о которой, кстати, в литературе почти ничего не сказано. Еще не город, но уже давно и не деревня - Подмосковье является границей этих двух жизней, двух миров, а до Москвы - двадцать минут на электричке. В ближнем Подмосковье особенно заметно наступление города на цветы, деревья, травы. Я их художник, я их певец. Это мое с ними детство, моя с ними Родина, защищать которую, кроме меня, - некому. Я никогда не был членом какой-либо партии… Я просто писал и пишу книги для детей. Все, что мне хочется крикнуть или шепнуть миру, - в моих стихах, песнях, сказках. Они у меня разные, как сама жизнь: веселые и грустные, шуточные и лирические. По образованию я педагог. Наверное, поэтому многие мои книги - книги-уроки, книги-игры, книги-азбуки, книги-картины. Это путешествия в ромашковые сны детей, птиц, животных. Моя первая книга "Нарисованная вишня" вышла в издательстве "Малыш" в 1979 году. Мой отец писал "для себя" хорошие стихи, но никогда их не печатал. Он знал наизусть стихи многих русских и зарубежных авторов. Часто цитировал Пушкина и Беранже. Отец, горячий сторонник трудового воспитания, был человеком хорошо образованным, с широким кругозором. На семейных праздниках постоянно звучали его стихи и песни, письма в стихах, и я понимал, что слово должно быть осмысленным, поэтическим, раскрывать в художественных образах душу человека. Свое первое стихотворение я написал в пятом классе. Первая публикация - в "Московском комсомольце" в 1966 году. Я принял участие в конкурсе пишущих стихи школьников (мне было тогда 17 лет), победил, и мое "взрослое" стихотворение опубликовали. Вскоре я поступил в педагогический институт, закончил его и, работая в школе, с детьми, попытался использовать полученные знания в детской поэзии. Мне почему-то казалось, что половина взрослых стихов - надуманное, безграмотное вранье, в котором теряется мысль. Детская поэзия такого не допускала. В детских стихах не наврешь, лозунгом не прикроешься. Это твое обнаженное сердце. Хотелось писать ясно и понятно, внутренне ориентируясь на Лермонтова и Некрасова. Редакция журнала "Мурзилка" рекомендовала меня на 7 Всесоюзное совещание молодых писателей. Семинаром детской литературы здесь руководила Агния Львовна Барто. Там я услышал самый профессиональный разговор о детской поэзии. Незадолго до своей смерти Агния Львовна называла меня на съезде писателей России в числе трех молодых, пишущих для детей авторов, за которыми она видит серьезное будущее в детской литературе. Критерием творческой удачи для меня было присутствие поэзии в стихах - ярких образов, импрессионизма, чего-то необычного. В 90-е годы у меня вышло в разных издательствах около 40 книг. Мы в ответе за то, что будут читать современные дети в стране, находящейся в состоянии развала. Слава Богу, что у нас есть русская классика. Вопрос сегодня стоит очень остро: будут ли читать наши дети или они погрузятся в мир "видиков" и компьютеров. Нынче не до лирических поэм. Сейчас детям, к сожалению, требуется в первую очередь литература учебного плана. Родителям нужны стихи, которые научат детей писать, читать, считать. Книга гораздо чаще становится учителем и воспитателем, чем душевным другом. И здесь ответственность автора очень велика. В учебные "математические" стихи я пытался вложить максимум поэзии. Я хотел, чтобы ребенок, обучаясь, слышал правильную русскую речь. Моей целью было опоэтизировать учебный процесс, подойти к ребенку с выразительным, живым и ярким русским словом.

Владимир Степанов

Один из самых популярных детских писателей, имя которого известно каждому - это Владимир Степанов. И это вполне объективный факт. По данным Государственной книжной палаты, тираж книг Степанова за последние три года превысил 20 млн. экземпляров (по 7 млн. в год), что больше, чем тиражи К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, Э.Успенского и других советских и зарубежных авторов. Стоит добавить, что у В.А.Степанова более 700 названий больших и малых книг за весь период творчества, не считая переизданий. Удивительная работоспособность и изобретательность. Каждое произведение уникально, неповторимо и интересно. Произведения В.А. Степанова наполнены светом и теплом его доброго и щедрого сердца. Веселые, игровые, напевные и познавательные стихи Владимира Степанова - это школа обучения детей грамоте, счету, уважению к старшим, и прежде всего к родителям. Простой, доступный каждому малышу язык произведений делает их легко запоминающимися, читаемыми и любимыми. Стихи Владимира Александровича Степанова знают практически все родители («Куда глядит ворона?», «Муркины сказки») и любят малыши.

Чем отличается поэзия В. Степанова? В чем её примечательность? Наверное, в способности поэта открыть любовь к родным истокам, к детству, к корням предков, к Родине. В. Степанов внес неоценимый вклад в сокровищницу детской литературы. Его творчество - это он сам, ведь даже сквозь детские стихи мы чувствуем его боль за страну, за порушенное прошлое и за неопределенное будущее, и, конечно же, за подрастающее поколение. Поэзия - это словно способ побороть эту боль, изменить действительность, это способ общения с детьми и, соответственно, уникальная возможность сделать их мир светлее, приветливее. Только полюбуйтесь, как поэт описывает снег, ласково сравнивая его с котёнком:

Он заполнил посёлок,
шумно в окна стучась...
А заснул, как котёнок,
наигравшийся всласть.

Можно шёрстку потрогать,
можно лапку пожать,
а под утро с порога
и метёлкой прогнать.

Почему его поэзия так проста, легка и воздушна? Наверное, ответ нужно искать в биографии поэта, в его детстве, что прошло на реке и станции Клязьме. С детских лет поэт был близок к природе, научился понимать и слышать её, и это безграничное уважение и любовь сумел передать в своих стихах, думаю, целым поколениям. Педагогическое образование и работа в школе усилили его тягу к творчеству, к созиданию.

Как, скажи, тебе живется
В конуре, мой рыжий пес?..
...Хочешь - я с тобой полаю?
Хочешь - рядом посижу?
Хочешь - книжку почитаю?
Хочешь - фокус покажу?
Только пес не отвечает
Почему-то ничего.
А уходишь - громко лает,
Знает, я люблю его.

Именно любовь к живой природе стала главной движущей силой его поэзии. Вместе с тем, за кажущейся легкостью пера лежит тяжкий, напряженный труд, труд творца. Классическим можно назвать его солнечное стихотворение «Круглый кот».

Жил на свете
круглый кот,
Круглым был он
круглый год:
Кругло ел
и кругло пил,
Кругло "мяу"
говорил...

Его поэзия, такая музыкальная, дышит легкостью и свежестью беззаботного созерцания солнца или облачка, травинки или цветочка, ветки яблони или березы - всего прекрасного на родной земле. В каждом произведении В. Степанова непременно присутствуют растения, или животные, или явления природы. Вы уже заметили, как прост и доступен язык его поэзии, насколько он правильный. Никакого абсурда, никакой чрезмерной фантастики, только спокойствие, умиротворение, созерцание и познание.

Владимир Степанов разработал целый комплекс учебных занятий, причем в легкой стихотворной форме. Многочисленные азбуки, алфавиты, буквари и другие развивающие книги созданы поэтом. Добрые, с качественными иллюстрациями они расскажут вашему малышу, что осенью можно собирать урожай яблок, какими становятся осы, почему лето «бабье» и кто такой тукан. Они станут верными помощниками родителям почемучек в ненавязчивой, увлекательной форме, так что образовательный процесс непременно будет интересным, совершать вместе с ребенком открытия и познавать этот удивительный мир.

Сам В. Степанов так говорит о детской литературе: «Порой плохие взрослые стихи выдаются за детские. При этом запускается притча: ребёнок всё поймёт. Но ребёнку не нужны ребусы!». Подарите вашему малышу ясную, понятную поэзию В. Степанова, которая научит его добру и любви ко всему живому на этой планете.

Клубок

Ищет, ищет кот-коток,
Ищет бабушкин клубок.
Только нет нигде клубка,
Шерстяного колобка…
А у Кати новые
Варежки лиловые.

Мурочка

Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
- Я теперь - снегурочка.

На кормушке

На кормушке, под окном,
Было тесно зимним днем.
Мимо кошка пробежала -
На кормушке пусто стало…
Где же вы, синички,
Бойкие сестрички?

В гамаке

После вкусного обеда
Спит котенок-непоседа.
Спит - головку на бочок.
Он заснул, и мы молчок...

Тишина

Не шумит трава густая,
Речка плещет, как во сне.
Где ж ты, рыбка золотая?
Покажи хоть хвостик мне.

Няня Ваня

Я щенок по кличке Ваня,
Я - заботливая няня,
Няня у ребенка -
Серого котенка:
Спи, котенок, спи, родной,
Няня рядышком с тобой.

Спать пора

Как найти ко сну дорогу?
Как найти его берлогу?
Может, кубикам известно
Это сказочное место?..

Кот мурлыкает в усы,
Мама смотрит на часы.
Где же прячется она -
Эта сонная страна?

Может быть, об этом Мишке
Разузнать удастся в книжке?
Может быть, в стране зеркальной
Сон живет, покрытой тайной?

Как чужие стали лапы,
Не хотят они идти.
Может быть, спросить у папы,
Где пропавший сон найти?

Тише…Кажется, подушка
Что-то шепчет мне на ушко:
«Мишка, здесь твой сон живет,
Он сейчас к тебе придет».

Пеликанские острова

Пели-пели пеликаны -
Это птицы - великаны.
Я их видел на реке
Рядом, а не вдалеке.
Пели-пели пеликаны,
Пели песню в тростнике.

Мне друзья сказали строго:
- Пеликаны петь не могут!
Я не верю их словам,
Потому что слышал сам:
Пели-пели пеликаны,
Пели песню в тростнике,
Про загадочные страны,
Про далекие лиманы
И про жизнь напели-пели -
Пеликанском островке.

Зарядка для туриста

Мы - туристы. Мы - в дороге,
Веселей шагайте ноги!
Легче выдох, глубже вдох,
Путь не близок, путь далек.

Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.
У речного плеса
Взяли в руки весла,
Пусть крепят уключины,
Мы грести научены!

Тихо к берегу пристанем
И на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка,
Станут ближе облака.

Мы в дремучий лес зашли:
Ветви гнутся до земли.
Ниже, ниже наклонись,
Под ветвями проберись.

На поляне отдохнем
И букет цветов нарвем.
А теперь дрова пора
Приготовить для костра.
Чтобы ярче был костер,
Веселей руби, топор!

У костра в кружок мы сели,
Песню звонкую запели
И под треск веселых дров
Разгоняем комаров.

Новогодний хоровод

Сегодня примерка
Одежды лесной.
Мечтает Катюша
Быть рыжей лисой.

Андрюше понравились
Длинные уши,
Быть зайчиком белым
Охота Андрюше.

А Любочке козочкой
Хочется стать -
Как козочка Любочка
Любит скакать!

Смотрите. Какой
Замечательный нос!
Он к носу Иринке
Как будто прирос!

А ну-ка Иринка,
Запой нам, как птица.
- Тень-тень, - отвечает
Иринка - синица.

На хвост наступили
Красавице-белке.
Мы знаем:
Сережкины это проделки.

А где же Сережка?
Не видно Сережки,
Видны лишь иголки
Да чьи-то сапожки.

Инсценировка «Как живёте?»

Автор. Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
Кони. Хорошо пока живём,
На лугу траву ЖУЁМ.
Автор. Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
Куры. Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы КЛЮЁМ проворно
На тропинке зёрна.
Автор. Козы, козы, как живёте?
Козы, козы, что клюёте?
Козы. Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём,
А ДЕРЁМ мы поутру
С молодых осин кору.
Автор. Как вы, кролики, живёте?
Что вы, кролики, дерёте?
Кролики. Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём.
А ГРЫЗЁМ мы ловко
Свежую морковку.
Автор. Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
Котята. Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
ПЬЁМ мы понемножечку
Молоко из плошки.
Автор. Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
Птицы. Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём.
И ПОЁМ мы песни вам
По утрам и вечерам.

Сценка «Как зимуют звери»

Автор:
По завалам, по оврагам
Шёл Медведь хозяйским шагом.
Медведь:
Отвечайте, звери, мне -
Вы готовы ли к зиме?
Лисицы:
Да. Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заиньки:
А у нас есть валенки.
Что нам вьюга да метель?!
Хочешь, Мишенька, примерь.
Белка (выглядывает из дупла):
Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Крот:
Ну, а я
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей - женой
Будем чай мы пить зимой.
Бобр (крикнул с речки):
Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок,
Из трубы пойдёт дымок.
Ёжик (вылез из листвы):
Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка.
А в избе - грибов кадушка.

Конкурс красоты

Решили конкурс красоты
В лесу устроить птицы.
Щебечут сойки и дрозды,
Кому же быть царицей.
Глаза совы прекрасней звезд
На синем небосклоне.
Как веер глухариный хвост
Кому же быть на троне?
У цапли ноги всех длинней,
Красив журавль в полете.
Попробуй тут решить сумей,
Кому же быть в почете.
Не может строгое жюри:
Медведь, кабан, лисица
Решить до утренней зари,
Кому же быть царицей.
Красив у иволги наряд
И у лесной синицы.
Они поют, они свистят,
Они быть первыми хотят.
Кому же быть царицей?
Ведь всех прекрасней птицы!

Рукавицы для лисицы

Рукавицы для лисицы
По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?
- Да, - ответили лисицы,
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
- А у нас есть валенки,
Отвечали Заиньки.
- Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит Белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо и тепло.
- На, а я, - ответил Крот,
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей-женой
Будем чай мы пить зимой.
Крикнул Бобр Медведю с речки:
- Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок
Из трубы пойдёт дымок.
Вылез Ёжик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.