Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение ………………………………………………………………………...стр.3

Ценность пословиц и поговорок……………………………………………….стр.5

Часть 1.Из истории пословиц. …………………………………………………стр.5

Часть 2. О собирателях пословиц.

    1. Собиратели русских пословиц……………………………………....стр.6

    1. Собиратели чувашских пословиц…………………………………..стр.8

Часть 3. Сравнение русских и чувашских пословиц на примере пословиц

о труде………………………………………………………………………….стр.9

Заключение…………………………………………………………………......стр.21

Список используемой литературы……………………………………...…….стр.22

Приложения

Введение

Пословицы и поговорки - бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Н.В.Гоголь видел в ней результат народных представлений о жизни и ее разных проявлениях. В.И.Даль понимал пословицу как «суждение, приговор, поучение». В литературоведении пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально -исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

К общим обязательным признакам пословиц можно отнести:

1. краткость;

2. устойчивость;

3. связь с речью;

4. принадлежность к искусству слова;

5. широкая употребляемость.

Пословицы и поговорки являются древнейшим и популярным жанром устного народного творчества. В них народ отразил свое отношение к родной природе и ее явлениям, социальному и историческому опыту своих предков, выразил свое мировоззрение, нравственные нормы и эстетические идеалы. Поэтому сравнительное изучение пословично-поговорочных выражений получило большое развитие. Этой проблематике посвящены труды В.Н.Кравцова, В.П.Аникина, В.П.Жукова, Г.Л.Пермякова, В.В.Виноградова идр. В этих трудах пословицы и поговорки изучаются в трех аспектах: лингвистическом, логико-семантическом и художественно-образном.

Оценивая состояние изучения пословиц, особенно в сравнительно-сопоставительном плане, следует отметить, что собственно лингвистических трудов о пословицах создано немного, в некоторых из них пословица определяется так, как это принято в фольклористике, без должного учета ее языковых особенностей.

В данной работе мы ставим цел ь сопоставить пословицы русского и чувашского языков в семантическом и структурном плане.

Актуальность темы состоит в том, что в работе рассматриваются пословичные выражения русского и чувашского языков в плане сопоставления семантической характеристики, что важно для понимания сохранения национальных традиций, о чем подчеркнул Президент РФ В.В.Путин в своих майских указах 2014 г.

Предмет исследования - семантические сходства и различия пословиц о труде русского и чувашского языков.

Цель настоящей работы — сравнительно-сопоставительное изучение пословиц исследуемых языков и выявление на этой основе их общих и национально-специфических особенностей.

    Для реализации этой цели поставлены следующие задачи :

    анализ состояния изученности и разработанности пословиц и связанных с ними теоретических вопросов в в аспекте рассматриваемой темы;

    характеристика и классификация пословиц чувашского и русского языков по тематическим группам;

    сравнительное изучение пословиц и поговорок данных языков в семантическом плане;

Ценность пословиц и поговорок

Люди, создававшие в старину пословицы, не умели писать, так как попросту не умели этого делать, они не были обучены грамоте. Поэтому зачастую пословицы были единственным способом сохранения своего жизненного опыта и наблюдений. Значение пословиц состоит в том, что они помогают отразить мышление народа во всем его многообразии, многогранности и противоречиях. Кроме того, пословицы являются важной частью образа жизни народа, его стандартов и привычек. Пословицы никогда не спорят и ничего не доказывают, они достаточно уверенно выражают мысли народа о том, о чем они нам говорят. Пословицы утверждают или отрицают, но делают это так, что не остается ни капли сомнения в их правоте. При этом важно отметить, что одна пословица - это важная мысль, но тысячи пословиц, живущих в народе, представляют собой многостороннюю и глубоко осмысленную картину жизни. Пословицы также служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувства дружбы, ставят нам в пример высоконравственное поведение. Они учат нас различать добро и зло.

Часть 1.Из истории пословиц.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них - непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа - все это нашло отражение в коротких, но мудрых изречениях. Трудовые люди, создающие богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина. Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе. (Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани). Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, вес трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. (Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича). Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что было накоплено за века нашими предками. (Деньга попа купит и бога обманет - у нас нет никаких условий). Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. В пословицах отражается большой мир, в котором постоянно происходили определенные важные события или общественные отношения. Здесь отражались семейные отношения, домашняя жизнь, и многое другое. Сегодня очень многие литературные выражения, которые были непосредственно взяты из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и пословицами, только настоящей современности. Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

Часть2. О собирателях пословиц.

    1. Собиратели русских пословиц

Собрать пословицы начали еще в XVII веке, когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца XVII века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц занялся русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа» вошло около 30 000 текстов. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным. В конце XIX века со статьями о пословицах выступали люди различных специальностей: этнографы, литераторы, журналисты, педагоги, историки, медики. К числу наиболее значительных исследовательских работ о пословицах относятся: П. Глаголевский, «Синтаксис языка русских пословиц» (СПБ, 1874); А. И. Желобовский, «Семья по воззрениям русского народа, выраженным в пословицах и других произведениях народно-поэтического творчества» (Воронеж, 1892); С. Максимов, «Крылатые слова» (СПБ 1890); Н. Я. Ермаков, «Пословицы русского народа» (СПБ, 1894) и др. Исследователи пословиц считают, что толчком для появления этих работ стал сборник пословиц В. И. Даля, создавший прочную основу для их изучения. Интересную работу написал А. И. Желобовский - учитель гимназии. Вначале он привел пословицы, как ими «сам народ говорит о своей жизни», как в пословицах «выразились внешние условия и внутренний строй жизни семейной и общественной». Затем показал, как пословицы характеризуют главу семьи, жену, детей, мать, мачеху, супружество, отметил неравноправие женщин в дореволюционной России, их забитость, приниженность, ярко и образно рассказал о тяжелой доле русской женщины, которая предстала в пословицах униженной и оскорбленной. Изучение сборников, исследовательских работ и статей о пословицах показывает, что во второй половине XIX века сделан дальнейший шаг вперед по пути изучения и собирания русских пословиц. Именно в этот период, после выхода знаменитого сборника пословиц В. Даля, в стране появилось огромное количество новых сборников, интересных статей и работ о пословицах.

Собиратели чувашских пословиц.

Пословицу башкиры, как и некоторые другие тюркские народы, называют «макал» (термин арабского происхождения, в переводе означает «слово, сказанное к месту»). Наряду с этим термином в народе встречаются определения «слово древних», «слово стариков», «слово предков», «слово народное». У чуваш «ваттисем калани» - «слово стариков». Так народы выражают свое уважение к изречениям, называя их «словами предков». Несмотря на такое разнообразие определений, нравственный смысл произведений данного жанра остается одним: «слово, выражение, пришедшие из глубины веков; мудрость, переданная предыдущими поколениями». Таким образом, признаки тождественности пословиц чувашей и русских можно заметить в определении термина жанра. Оба народа пословицы называют изречениями мудрых людей. Малые жанры чувашского фольклора начали собирать в XIX в. Самый первый словарь чувашского русского языка - «Корневого словаря чувашско- русского языка» (1875г.-) ведет к истокам языка. Его автором является Золотницкий Николай Иванович. Исследованию чувашских пословиц посвятили свои труды С.М.Михайлов, Н.И.Золотницкий, И.Н.Юркин, Н.И.Ашмарин, Петте, Юханкка, К. Пилеш, В.А.Долгов, Н.В.Никольский, И.И.Одюков, Н.Р.Романов, И.С.Тукташ и др. Богатый материал по языку и фольклору приуральских чувашей принадлежит Ашмарину Н.И. Главным трудом Ашмарина является 17-томный «Словарь чувашского языка», который учёный подготавливал в течение более 30 лет. Первые два тома увидели свет в 1910 и 1912 годах. Последний, 17 том, был напечатан в 1950 году в Чебоксарах. Ученый собирал, обрабатывал и публиковал произведения чувашского фольклора. По примеру Н.И.Ашмарина Г.И.Комисаров развернул активную деятельность по сбору историко-этнографических и фольклорных материалов о чувашах Южного Урала, собирая народные придания, пословицы и поговорки. Несмотря на имеющийся задел, чувашский фольклор на территории Республики Башкортостан изучен недостаточно.

Часть 3. Сравнение русских и чувашских пословиц на примере пословиц о труде

У каждой трети нации, заселяемой многонациональную Россию, есть второй родной язык. Для меня это чувашский язык. Для себя я его открыла, к своему стыду, совсем недавно. Язык для меня очень интересен, притягателен, ведь впитан он с молоком матери. Кто не знает родного языка, тот и чужому не научится. Это мудрое изречение пришло с давних времен, но актуально и в наши дни. Мое погружение в родной язык началось с исследования чувашских пословиц.

Удивило и взволновало то, что многие чувашские пословицы очень схожи с русскими и имеют похожие эквиваленты. Была поставлена цель сравнить русские и чувашские пословицы.

Русские и чувашские пословицы помогли мне записать жители чувашской деревни Елбулак-Матвеевка Бижбулякского района Республики Башкортостан и города Уфа.

Были опрошены 200 респондентов- носителей русской и чувашской речи. Удалось записать 386 русских и чувашских пословиц (Приложение 1). Это составляет 74% от числа всех опрошенных. 26% не смогли назвать ни одной пословицы. А у трети опрошенных респондентов возникали затруднения назвать пословицу сразу. (Приложение 2) Среди 84 опрошенных чуваш в первую очередь вспомнили пословицу на русском языке и только потом на родном чувашском языке (видео).

Проанализировав и сгруппировав пословицы, мы поняли, что чаще употребляются в речи пословицы о труде, семье и дружбе.

Значение пословиц

Опрошенные респонденты, шт.

О ценностях человека

Труд - опорная категория народной философии, основа бытия: простому человеку и в голову не приходило, что можно жить, ничего не делая, поэтому вполне естественно, что тема труда в чувашских и русских пословицах занимает центральное место. Об этом мы можем утверждать, опираясь на социологический опрос. Нами было собрано 54 чувашских 61 русских пословиц. (Приложение 3)

Ученые выделяют два уровня восприятия труда. Во-первых, труд воспринимается человеком как необходимость. Во-вторых, на более высоком уровне труд трактуется как внутренняя потребность человека.

Другими словами, в первом случае, человека сначала заставляют трудиться, и он с детства начинает понимать, что труд необходим, но при этом в человеке еще не выработалась привычка трудиться, не сформировалось стремление к труду.

Во втором случае человек уже осознал, что труд стал важной частью его жизни, что благодаря труду он зарабатывает себе на жизнь, а также может реализовать свои стремления и цели, получить новые знания и опыт.

Таким образом, можем сказать, что прежде чем труд будет восприниматься человеком как основной смысл его существования, сам человек должен прожить долгий путь к такому пониманию, систематически выполняя свои трудовые обязанности, даже те, которые ему не совсем нравятся. Но постепенно человек должен осознать ценность труда. В результате анализа собранного материала были выделены пословицы, реализующие понимание ценности труда:

    С ремеслом не пропадешь.

    Без труда ничего не дается.

    Дело учит, мучит и кормит.

На основе собранного материала была проведена классификация пословиц о труде. Самую многочисленную группу составляют пословицы, выражающие положительное или отрицательное отношение к труду. В группе пословиц, выражающих положительную оценку трудовой деятельности, особый акцент сделан на роли работы в жизнедеятельности человека:

Русские пословицы

Чувашские пословицы

Кто не работает, тот не ест.

Терпенье и труд все перетрут.

Суди о человеке по его труду.

Отрицательную оценку труду дают следующие пословицы:

    Всех дел не переделаешь.

    Работа не черт, в воду не уйдет.

    Ĕç вилсен те виç кунлăх юлать. (Работа и после смерти останется на три дня)

В группе отрицательной оценки показано пренебрежительное отношение к труду. Нужно отметить, что пословиц, которые негативно оценивают трудовую деятельность, очень мало.

В целом для пословиц русского и чувашского языков характерно положительное отношение к труду. Труд признается необходимым компонентом жизни человека, благодаря которому можно улучшить благосостояние и материальное положение, добиться успеха в жизни, достичь определенных целей, реализовать свои мечты. Это можно наглядно проследить на следующих пословицах:

    C ремеслом не пропадешь.

    Пуян пурăнас тесен кăмака çинче ларма юрамасть. (Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи)

Русский и чувашский народы отличаются гостеприимством. В следующих пословицах отражается понимание народом того, что от качества труда человека зависит, будет ли семья накормлена, будет ли стол полон яств:

Русские пословицы

Чувашские пословицы

Не потопаешь, не полопаешь.

Ремесло- золотой кормилец.

Ĕçлемесĕр хырăм тăранмасть.(Без труда не прокормишься).

Çиесси çăмăл та, ĕçлесси йывăр.(Есть хорошо, но работать трудно)

Алла хурлăх пулсассăн пыра мăнтăр пулать. (Рукам трудно, горлу жирно)

Йĕре-йĕре ĕçлекен кула-кула çиет.(Кто работает плачучи, тот ест улыбаючи).

Ĕç йывăр пулсан çиме тутлă.(Если работа тяжела, то вкусна еда)

Ĕçле ĕçле çи, ĕçлемесен ан та çи.(Работай, работай, ешь досыта, не будешь работать - и есть не проси)

Хытă ĕçлекеншĕн çăкăр та кулачă пек.(Кто работает старательно, для него и черный хлеб вкуснее калача)

Кам кулач çиес тет, кăмака çинче выртмасть.(Кто хочет есть калачи, тот не станет лежать на печи) .

Ĕç апат ыйтмасть, вăл хăй тăрантать.Работа хлеба не просит, она сама кормит. Çини мĕнле, ĕçлени çавнашкал.Каков у хлеба, таков и у дела. Алă-ура çыпăçсанçын выçă аптрамасть.Если дело в руке клеится, человек не будет голодать.

Урасем утсан алăсем тăрантараççĕ. Если будут ходить ноги, то руки пропитание найдут.

Люди всегда воспринимали труд как источник дохода, богатства:

    Ĕçлемесĕр, пурлăх пулмасть (Без труда не нажить состояния)

    Ремесло- золотой кормилец.

    Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Поэтому мастеровые люди всегда ценились:

Русские пословицы

Чувашские пословицы

Всяк мастер на свой лад.

Всякая работа мастера хвалит.

Пословицы отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц разнообразна.

В чувашском и русском языках имеются довольно многочисленное количество пословиц, в которых осуждается лень, праздность и безделье. Пословицы данной группы выражают негативное отношение к людям, которые не хотят и не любят трудиться:

Русские и чувашские пословицы призывают не бояться работы:

    Страшно дело до зачину.

    Глаза бояться, а руки делают.

По многим русским и чувашским пословицам можно судить о том, что немаловажным является хороший результат работы, который может быть достигнут только посредством высококачественного труда:

Русские пословицы

Чувашские пословицы

Ĕçлемесĕр, пурлăх пулмасть.(Без труда не нажить состояния)

Тарличчен ĕçлесен тăраниччен çиетĕн.(Поработаешь до пота, поешь досыта)

Пуян пурăнас тесен кăмака çинче ларма юрамасть.(Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи)

При этом в группе русских пословиц представлены различные реалии и процессы сельского труда. Русский народ высоко оценивает роль орудий труда в трудовом процессе.

    Без косы сена не накосишь.

Среди услышанных чувашских пословиц мы записали только одну, реализующую данное значение:

    Не спеши языком, спеши делом.

Следующее значение может быть обозначено «Терпение и труд». Какой великий труд был свершен и свершается без терпения? Терпение на грани - на грани и результаты труда. Поэтому пословицы о терпении и труде прижились, став неотъемлемой частью духа и силы нашего народа:

    Капля камень долбит.

Такие человеческие качества, как старание, прилежание в процессе труда нашли положительный отклик в народном творчестве. Это убедительно иллюстрируется в следующих пословицах:

Пословицы русского и чувашского народов призывают людей к труду, так как труд, по их мнению, является источником здоровья, он продлевает жизнь:

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Ĕçлекен çыннăн пичĕнар пек. (У работающего лицо румяное.)

Таким образом, пословицы представляют широкие пласты жизни и носят воспитательный характер.

Анализ показал, что многие пословицы чувашского народа имеют аналогичные в русском языке:

    Ĕçлемесĕр хырăм тăранмасть.(Без труда не прокормишься.) - Не потрудиться - и хлеба не добиться.

    Ĕç йывăр пулсан çиме тутлă.(Если работа тяжела, то вкусна еда.) - Горька работа, да сладок хлеб. Работай до поту, поешь в охоту.

    Кам кулач çиес тет, кăмака çинче выртмасть.(Кто хочет есть калачи, тот не станет лежать на печи.) - Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

    Ĕçлесе пĕтерсен канма лайăх. (По окончании работы хорошо отдохнуть.) - Кончил дело, гуляй смело.

    Калла-малла утмасан кун каçмалла мар иккен.(Трудно, оказывается, провести день, если не походить туда и сюда.) - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    От скуки бери дело в руки. Маленькое дело лучше большого безделья.

Сходство пословиц, на наш взгляд, часто объясняется не заимствованием, а одинаковыми условиями жизни трудовых слоев населения. Но в то же время нельзя отвергать и культурное взаимовлияние и заимствование соседних народов. Сходство чувашских и русских пословиц - это результат общения народов и обогащений культуры и искусства одного народа путем освоения художественных и культурных достижений другого.

Заключение

Изучив большое количество русских и чувашских пословиц о труде, было выявлено следующее:

    признаки тождественности пословиц чувашей и русских можно заметить в определении термина жанра пословица. Оба народа пословицы называют изречениями мудрых людей;

    в русской и чувашской культурах преобладают пословицы, выражающие положительное отношение к труду;

    как для русских, так и для чувашей первостепенное значение имеют качественное, ответственное выполнение трудовой деятельности;

    в обеих лингвокультурах труд расценивается как благо в противоположность лени и безделью, которые отрицательно влияют на человека и мешают ему добиться успеха;

    многие чувашские пословицы эквивалентны русским, что объясняется сходными условиями жизни трудового народа и культурным взаимовлиянием.

Таким образом, пословицы - это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях. Пословицы, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.

Список используемой литературы

1. Пословицы русского народа” В.И. Даль 1984 год

2. “Чувашские пословицы, поговорки и загадки” Н.Р. Романов 2004 год

3. Русско-Чувашский словарь В.Г. Егоров 1972г.

4. “Сборник чувашских пословиц, поговорок и крылатых выражений”. Е.С. Сидорова, В.А. Ендеров 1782 г.

5. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999

6. Золотницкий Н.И. Названия родственных отношений у чуваш. Казань: унив-ой типографии, 1971. - 16 с.

7. Чувашские пословицы, поговорки, загадки- Н.Р.Романов. Чебоксары 2004г.

8. Ляцкий Е. А., Несколько замечаний к вопросу о пословицах и поговорках, «Изв. отд. русск. яз. и слов. Академии наук», 1897, том II, книга III.

9. Потебня А. А., Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка, Харьков, 1894.

10. Собрания П.: Симони П., Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVII—XIX ст., вып. II.

11. Снегирев И., Русские народные пословицы и притчи, М., 1848.

12. Шахнович М., Пословицы и поговорки о попах и религии, М.-Л., 1933.

13. Шейдеман Б., Москва в пословицах и поговорках, М., 1929.

14. Широкова О., Жизнь пословицы, «Русский язык в советской школе», 1931, № 6-7.

15. Волков Г.Н. Педагогические воззрения чувашского народа в поговорках и пословицах /Учен. зап. ЧНИИ. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1954. - Вып. X. - С. 183-208.

16. Пословицы п поговорки /сост. В.Д. Сысоев.-М.:П62 АСТ:Астрель, 2009-с.96

17. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Худож. лит-ра, 1989. - T.I.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Русские пословицы

Чувашские пословицы

    Без дела жить - только небо коптить.

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Кто не работает, тот не ест.

    Терпенье и труд все перетрут.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Суди о человеке по его труду.

    Маленькое дело лучше большого безделья/

    Без работы день годом кажется.

    Рукам работа, душе - праздник.

    С ремеслом не пропадешь.

    Без труда ничего не дается.

    Дело учит, мучит и кормит.

    Всех дел не переделаешь.

    Работа не волк, в лес не убежит.

    Работа не черт, в воду не уйдет

    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    C ремеслом не пропадешь.

    Не потопаешь, не полопаешь.

    Работай до поту, так и поешь в охоту.

    Не потрудишься, так и хлеб не родится.

    Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

    Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

    Ремесло- золотой кормилец.

    Слесарь, плотник - на все руки работник.

    Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.

    Всяк мастер на свой лад.

    Всякая работа мастера хвалит.

    Делать как-нибудь, так ничего не делать.

    Труд кормит, а лень портит.

    С плохими косцами плох и укос.

    Никому не мило, когда дело хило.

    Человек трудится- земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.

    Страшно дело до зачину.

    Глаза бояться, а руки делают.

    Глубже пахать - больше хлеба жевать

    Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Без мук труда не будет достатка никогда.

    Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

    Воля и труд дивные всходы дают.

    Без веретена пряжи не спрядешь.

    Без косы сена не накосишь.

    Без клещей кузнец, что без рук.

    У плохого мастера такова и пила.

    Без топора не плотник, без иглы не портной.

    Не те повара, у кого ножи длинные

    Сказано - не доказано, надо сделать.

    Не спеши языком, спеши делом.

    Терпи, казак, атаманом будешь.

    Будет и на нашей улице праздник.

    Капля камень долбит.

    Делать как-нибудь, так и никак не делать.

    Человек худеет от заботы, а не от работы.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Не потрудиться - и хлеба не добиться.

    Горька работа, да сладок хлеб. Работай до поту, поешь в охоту.

    Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

    Кончил дело, гуляй смело.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    От скуки бери дело в руки.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Ĕçле ĕçле çи, ĕçлемесен ан та çи.(Работай, работай, ешь досыта, не будешь работать - и есть не проси.)

    Пуян пурăнас тесен кăмака çинче ларма юрамасть. (Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи.)

    Ĕçлемесĕр ют çын мулĕпе пурăнаймăн.(Без труда на чужом богатстве долго не проживешь)

    Тарличен ĕçлесен тăраниччен çиетĕн. (Поработаешь до пота, поешь досыта)

    Ĕç апапт ыйтмасть, вăл хăй тăрантать.(Работа хлеба не просит, она сама кормит)

    Йывăр хуйха ĕç çĕклет.(Работа горе рассеет)

    Ĕçлекен çыннăн пичĕ нар пек.(У работающего лицо румяное)

    Ахаль ларсан урасăр-алăсăр çын (Когда сидишь без дела, все одно, что калека)

    Ĕç вăл - пурнăç илемĕ. (Труд красит жизнь)

    Ĕç - пурнăç тыткăчи. (Труд - правило жизни)

    Этем тени ĕçпе паха. (Человек славен своей работой)

    Ĕç çынна мухтава кăларать. (Труд человека прославит)

    Калла-малла утмасан кун каçмалла мар иккен.(Трудно, оказывается, провести день, если не походить туда и сюда.)

    Çĕр çинче этем туман ĕç çук. (На земле нет такого дела, которое не мог бы совершить человек.)

    Ĕçлекен вилмест. (Раборающий не умрет.)

    Мăйĕ пулсан мăйкăчĕ пулать (Была бы шея, ошейник найдется)

    Ĕç вилсен те виç кунлăх юлать. (Работа и после смерти останется на

    Ĕçчен алă вали ĕç тупăнать.(Для умелых рук работа.) найдется.

    Алли ĕçлекене ĕç тупăнать.(У кого руки работают, тому дело найдется)

    Ĕçчен ăлă ĕç тупать.(Умелая рука найдет себе работу.)

    Ĕçрен хăраман ăста пулнă.(Кто не боится работы, станет мастером.)

    Ÿркенмен ăста пулнă. (Работающий без лени стал мастером.)

    Кирек мĕнле ĕçте ăстаран хăрать (Дело мастера боится.)

    Ăсти мĕнле, ĕçĕ çапла.(Каков мастер, таково и дело.)

    Ĕçчен алă вали ĕç тупăнать.(Для умелых рук работа.) найдется.

    Алли ĕçлекене ĕç тупăнать.(У кого руки работают, тому дело найдется)

    Ĕçчен ăлă ĕç тупать.(Умелая рука найдет себе работу.)

    Ĕçрен хăраман ăста пулнă.(Кто не боится работы, станет мастером.)

    Ÿркенмен ăста пулнă. (Работающий без лени стал мастером.)

    Кирек мĕнле ĕçте ăстаран хăрать (Дело мастера боится.)

    Ăсти мĕнле, ĕçĕ çапла.(Каков мастер, таково и дело.)

    Алă-ура пур çинчеахаль ларни килĕшмест. (Неприлично сидеть без дела, когда руки-ноги целы.)

    Ахаль лариччен кĕрĕк арки йăвала.(Чем сидеть без дела, тереби полу шубы.)

    Ахаль выртиччен урлă выртакана тăрăх çавăрса пăрах.(Чем лежать так, переверни вдоль, что лежит поперек.)

    Ахаль ларсан урасăр-алăсăр çын пек. (Когда сидишь без дела, все одно, что калека.

    Ĕçрен куç хăрать та, алă тăвать. (Работа страшна глазам, а не рукам.)

    Куç хăрать те, ал тăвать. (Глаза боятся, а руки делают.)

    Алла шăрпăк кĕресрен хăрасанхăйă та чĕлеймĕн. (Если бояться занозить руки, нельзя и лучину щепать)

    Ĕçрен ан хăра, вăл санран хăраса тăтăр.(Не бойся работы, пусть она сама боится.)

    Ĕçлемесĕр, пурлăх пулмасть.(Без труда не нажить состояния)

    Тарличчен ĕçлесен тăраниччен çиетĕн.(Поработаешь до пота, поешь досыта)

    Пуян пурăнас тесен кăмака çинче ларма юрамасть.(Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи)

    Ĕç йывăр пулсанçиме тутлă.(Не поработав до усталости, не станешь сильным и здоровым)

    Сухал тухиччен сухана тухакан сакăр вунă çула çитнĕ.(Кто с юных лет привык трудиться, тот проживет восемьдесят лет

    Ĕçрен хăраман ăста пулнă. (Кто не боится работы, станет мастером)

    Хуйхă-суйхă хупăрласан хусăк тыт.(Если тебя одолевают горе и печаль, берись за лопату.)

    Ĕçне тумасăр ан мухтан. (Не хвались прежде, чем сделаешь.)

    Ĕçлесе пĕтерсен канма лайăх. (По окончании работы хорошо отдохнуть)

    Тÿсекенĕ тÿс ашĕ, тÿсейменни йытă ашĕ çинĕ.(Выносливый ест мясо дичи, нетерпеливый зарезал свою собаку)

    Тăрăшсан сăрт çинче те тулă пулать.(При старании и на горе можно вырастить пшеницу)

    Вăй-халтан кайиччен ĕçлемесĕр вăй-халлă пулаймăн. (Не поработав до усталости, не станешь сильным и здоровым.

    Сухал тухиччен сухана тухакан сакăр вунă çула çитнĕ (Кто с юных лет привык трудиться, тот проживает восемьдесят лет.)

    Ĕçлемесĕр хырăм тăранмасть.(Без труда не прокормишься.)

    Ĕç йывăр пулсан çиме тутлă.(Если работа тяжела, то вкусна еда.)

    Кам кулач çиес тет, кăмака çинче выртмасть.(Кто хочет есть калачи, тот не станет лежать на печи.)

    Ĕçлесе пĕтерсен канма лайăх. (По окончании работы хорошо отдохнуть.)

    Калла-малла утмасан кун каçмалла мар иккен.(Трудно, оказывается, провести день, если не походить туда и сюда.)

    Ахаль лариччен кĕрĕк арки йăвала.(Чем сидеть без дела, тереби полу шубы.)

Не только дети чрезмерно любопытны, задавая вопросы, почему трава зеленая, а небо голубое!? Дети растут, и начинаются вопросы, которые могут поставить родителей в тупик. Но не только детские вопросы могут поставить в тупик, но и так называемые взрослые.

Кто из нас не пытался осмыслить и дать понятие или определение жизни?! И как ни странно полного и правильного определения нет, все они в той или иной степени становятся уязвимыми, неполными, не отражающими определенные аспекты жизни. Но, не смотря на это, даже ребенок отлично понимает, где живое, где мертвое и с легкостью проведет эту дифференциацию. Определение понятия «живое» и «не живое» заложено на генетическом уровне, но, даже не смотря на это, до сих пор нет точного определения понятия жизни.

Распространенные мнения, что такое жизнь

С точки зрения физики, жизнь опять-таки постоянное движение, обмен с окружающей средой, поглощение энергии и прочее. Понятие подходящее, и с одной стороны практически идеальное, но опять всплывает «НО». Сложно назвать кристаллы живыми, правда? Но по физическому определению, кристаллы оказываются очень живыми, так как они способны поглощать энергию, постоянно подстраиваться под условия окружающей среды, да и обмен веществ также происходит.

Казалось бы, наибольших успехов достигла философия, в понимании и осознании жизни. Но и тут не все так просто. Знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю – значит, существую», получается, пока мы думаем о будущем, о настоящем, решаем возникшие трудности – мы живы, мы живем. Но можно ли сказать что жизнь – умение и желание мыслить? Можно поспорить, для человека, высшего разума, конечно, определение или точнее высказывание может быть правдоподобным, но далеко не полным. Животные, которые живут на инстинктах и заученных шаблонах, можно ли к ним отнести это высказывание? С натяжкой, но они живы, продолжают охотиться для пропитания, обзаводится потомством и прочее.

Не менее распространенное философское мнение о наличии души, которая присуща каждому живому организму. Чаще всего под выражением «живой организм» понимается исключительно человек, и это определение не заслуженно обходит стороной более низшие живые формы. Но, не смотря на эту не справедливость, именно эта точка зрения заслуживает пристального внимания. Возможно, именно эта теория-определение наиболее полно отражает суть жизни как таковой. Причем, с одной стороны определение расплывчатое, слишком объемное, но «жизнь» и заслуживает такого определения, это слишком объемное знание.

Телесно-душевно-духовное становление

Жизнь – это путь, который необходимо пройти всем живым организмам, и именно телесно-душевно-духовное становление отражает этот длинный путь. Под телесным становлением понимается рождение ребенка, полностью стерильного в буквальном понимании. Рожденный ребенок попал в новый мир, полный информации законов жизни, и единственное знание которым обладает ребенок – инстинкты. Природа, заботится о своих подопечных и дает все для выживания. С момента рождения ребенок начинает расти и проходить все возрастные периоды – происходит становление работы внутренних органов и прочее.

С определенного периода времени к телесному становлению присоединяется нравственное становление человека, речь идет о так называемом воспитании. Здесь можно говорить о понимании и соблюдении законов жизни, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Модели поведения и прочее. И главную роль в формировании нравственного становления играют именно родители, которые на собственном примере и при помощи объяснений «лепят» из ребенка формирующегося ребенка как личность. В большинстве случаев слово «нравственность» является синонимом слова «мораль» или же «этика». Способность впитывать правила и основы морали и этики лежит не только на плечах близких окружающих, но и на обществе в целом. Понимание и осознание этих законов лежит на реальных примерах модели поведения людей, и общества в целом. Даже самые не значительные аспекты на первых взгляд, могут породить серьезные последствия как в хорошем так и негативном значение. В воспитании и моральном становлении человека необходимо обращать внимания даже на мелочи.

Третий этап – духовное становление. При рождении духовная сторона ребенка не является совершенной, можно сказать духовная сторона ребенка является стерильной. На этапах земной жизни постепенно меняются идеалы, на которые будут влиять множество жизненных факторов, например состояние здоровья. Так, у людей с ограниченными способностями и у людей без ограничений совершенно иные понятия жизни, ее нормального течения и многое другое. Постепенно ребенок принимает или отказывается от законов высшего разума, которые в той или иной степени также можно назвать и законами морали (этики). На духовное становление влияет и духовное состояние, и совершенство родителей или воспитателей. Ведь невозможно привить духовное воспитание ребенка не обладая собственным, и полностью его отрицая.

Все три этапа становления в обязательном порядке необходимо пройти для понимания и осознания жизни. Мало того что эти этапы являются неотъемлемой частью жизни, так еще и могут быть причислены в понимание и определение жизни как таковой.

Смерть как неотъемлемая часть жизни

Каждый из нас, однажды, сталкивается с понятием «конца», может быть не собственного, а очень близкого человека. Каждый из нас понимает, что этот конец неизбежен, и рано или поздно конец приходит всему, как говорится: «Ни что не вечно под луной». Но всегда этот приход оказывается неожиданным.

Жизнь можно измерить тем, чего добился человек за этот период, что оставил после себя, а смерть – неотъемлемая часть жизни. Религиозное толкование говорит о том, что смерть это способ бытия, но именно в религии, смерть представляется как переход от одной формы жизни, к другой – загробной. Поразмыслив, и сведя концы с концами, практически нет отличий в определении как религиозного, так и научного мира. И в том, и том случае смерть – это конец одной жизни.

Сколько бы не было рассуждений об этих двух понятиях, с одной стороны абсолютно противоположных, и в то же время неразрывно связанных между собой, необходимо жить и наслаждаться каждым прожитым днем. И необходимо помнить, что каждый прожитый день должен быть прожит не зря.

Страх перед смертью заложен практически на генетическом уровне, но в то же время ее не стоит бояться. Стоит помнить о высшей материи, и о наших поступках и делах, которые останутся после нас, и они будут жить вечно. Более того, стоит помнить о душе, которой, с религиозной точки зрения, не страшна смерть. После прекращения жизни физического тела, душа продолжает свое существование. Душа может прожить множество телесных жизней. Получается что смерть это не только конец жизни, но и ее новое начало одновременно.

Что такое "ЖИЗНЬ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, - в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство пра-материи, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перво-двигателя как источника «силы», приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности Ж. и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяци-онно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В систему своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволить открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественнонаучных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ МИР).

ЖИЗНЬ - ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельн... Толковый словарь Даля

ЖИЗНЬ - Ж. в философском смысле - такой способ существования, в котором множественность частей и различие ф...

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

ЖИЗНЬ

англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

ЖИЗНЬ

1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.

ЖИЗНЬ

1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.