ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА

1.Вступление.

Ранняя лирика С. А. Есенина.

2. Основная часть.

2.1 Русь крестьянская и Русь советская в лирике С. А. Есенина.

2.2 «Гой ты, Русь моя родная … » ,

2.3 «Край любимый! Сердцу снятся ».

2.5 «В том краю, где желтая крапива ».

2.6 « Русь советская » .

2.7 «Спит ковыль. Равнина дорогая … ».

3. Заключение.

Русь — любимый и дорогой край.

Я последний поэт деревни …

Сергей Александрович Есенин — поэт самобытный и яркий. Его стихи необычайно гармоничны и певучи. Первый сборник стихов поэта «Радуница», вышедший в 1916 году, сразу привлек внимание общественности. В нём особенно ярко и проникновенно был представлен образ крестьянской России, задумчивой и веселой, грустной и радостной. В начале своего творческого пути С. А. Есенин был близок к так называемым «крестьянским» поэтам, что отражалось даже в его внешнем облике. Он родился и вырос в деревне, поэтому часто в ранних стихах с любовью и теплотой вспоминает свою малую родину.

Стихотворение «Гой ты, русь моя родная … » изображает патриархальную Русь. Это идиллический край крестьянских деревень, сельских церквей, яблоневых садов. Всё вокруг радует глаз лирического героя стихотворения. Произведение

окрашено в синий, золотой цвета. Звуки весёлого пляса, смех девушек услаждают слух поэта. Высокая церковная лексика подчеркивает благостное и умиротворённое настроение: «ризы», «образа», «богомолец», «Спас», «святая», «рай».

Последнее четверостишие звучит как жизненное кредо лирического героя, идеализирующее его Родину:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся … » написано в подобной манере. В нём также нарисован образ далекой, затерявшейся в лесах Руси. Это любимый край лирического героя, самое дорогое место на земле. Однако в данном произведении появляются грустные мотивы. Родина становится для поэта местом, где можно скрыться от реальной жизни.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В конце стихотворения появляется мотив, прощания с дорогой Русью, созвучный с темой быстротечности жизни.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

Деревенская Русь не может надолго удержать лирического героя и оградить его от жестокого внешнего мира. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива … » образ Руси уже не такой праздничный и идеализированный. Вместо яблоневых садов, ароматных лугов и белоствольных берёз появляется жгучая «жёлтая крапива», «песчаная дорога», «сухой плетень». Перед нами нищая, забытая богом, умирающая деревня. Никакого изобилия и радости вокруг. Герои стихотворения не юные жизнерадостные девушки и весёлые крестьяне. Появляются «люди В кандалах», преступники, «убийцы или воры», которых по «песчаной дороге» гонят на каторгу.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочём ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Наблюдая эту мрачную картину, лирический герой предчувствует свою дальнейшую судьбу. Он уже не принадлежит к миру деревни. В его сердце нет покоя, умиротворённости, гармонии. Жестокий реальный мир, окружающий героя, заставляет его жить по своим волчьим законам.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

В названии стихотворения «Русь советская» соединяются, казалось бы, несовместимые понятия: «Русь» — нечто патриархальное, крестьянское и «советская» — настоящее, современное поэту. Лирический герой, «гражданин села», чувствует себя чужим, оказавшись в родной стороне. Его окружают люди, заботы и мечты которых ему непонятны. Крестьяне уже не ходят в церковь, а собираются у волости и там «корявыми немытыми речами» обсуждают жизнь, слушают рассказы о Будённом, «о том, как красные отбили Перекоп».

Лирический герой с его стихами оказывается непонятым и ненужным новым жителям деревни.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако собственная обида и непонимание окружающих не изменяют чувства героя. Любовь к Родине навсегда останется и в его душе, и в его стихах.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая … » словно возвращает нас в ту тихую, затерянную Русь, так любимую Есениным. Прекрасен деревенский пейзаж, заботливо переданный лирическим героем.

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение “Сыплет черемуха снегом” Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как “никнут шелковые травы”, чувствует, как пахнет “смолистой сосной”; слышит пение “птах”.

В более позднем стихотворении “Край любимый, сердцу снятся...” мы чувствуем, что поэт сливается с природой: “я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже “гарь в небесном коромысле”. Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема “братьев наших меньших” всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке (“Корова”), чувствует боль ощенившейся собаки (“Песнь о собаке”), сопереживает раненой лисице (“Лисица”).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 153. Поэтому на клич святой рати - “Кинь ты Русь, живи в раю!” - поэт может ответить только так:

« Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою” »

Сходные мотивы звучат в стихотворении “Запели тесаные дроги”. Чувства “теплой грусти” и “холодной скорби” так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и “молитвословный” ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях “Русь уходящая”, “Письмо к матери”, “Хулиган”, “Я последний поэт деревни”. В произведении “Письмо к женщине” поэт ощущает себя “в развороченном бурей быте”. Он мучается, потому что не поймет, “куда несет нас рок событий”. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая...” поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”, то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное “я” Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г. - С. 118.

« И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы. »

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет “железный гость”. В стихотворениях “Сорокоуст”, “Возвращение на родину”, “Русь советская” поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять “Коммуной вздыбленную Русь”.

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

« Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.»

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения “Письмо к матери”, “Письмо от матери”, “Ответ” написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет “революцией великой”. Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: “она придет, желанная пора!”

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях “Баллада о двадцати шести” и “Анна Снегина”. Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном “великих штатов СССР”. Ведь даже в “Персидских мотивах” Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их “шафрановому краю”.

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

« Я очень люблю родину...

(“Исповедь хулигана”) »

“Гений - всегда народен”, - сказал Александр Блок. Пожалуй, эти слова можно отнести к любому писателю, чьи произведения принято называть мировой классикой. И речь здесь идет не только о “доступности” произведений широчайшему кругу читателей или о темах, касающихся народа буквально. Блок очень точно уловил ту зависимость, которая существует между одаренностью и особым чувством Родины. Каждый в той или иной степени ощущает свою связь с народом, а значит, и с Родиной, потому что эти два понятия неразделимы. Человек же поистине великий, способный “подняться” над современностью и взглянуть “сверху”, должен особенно чувствовать эту связь, ощущать свою принадлежность к плеяде верных сынов своего отечества. При этом не имеет значения конкретный временной период и определенная страна - ведь понятия “народ” и “гений” вечны.

Говоря о теме Родины в русской литературе, нельзя не вспомнить о Сергее Есенине и его роли в поэзии начала XX века. Закончилась эпоха, названная классической, но вечные темы получили развитие в творчестве новых писателей, со временем также ставших классиками.

Самые ранние стихи Есенина (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: “капустные грядки красной водой поливает восход”, “березы стоят, как большие свечки”. Даже “крапива обрядилась ярким перламутром” в стихотворении “С добрым утром”.

Отождествление Родины с родным селом характерно и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” и “Запели тесаные дроги...” подспудно начинает звучать тема святости русской земли:

« И на известку колоколом

Невольно крестится рука.

(“Запели тесаные дроги...”)

Как захожий богомолецЯ смотрю твои поля. »

(“Гой ты, Русь, моя родная...”)

Христианские мотивы не случайны - речь идет о высшей ценности. Однако поэт рисует пейзаж, полный пронзительной звенящей тоски, возникает образ “поминальных крестов”, тема “холодной скорби”. Но вместе с этим Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви “до радости и боли”. Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без “озерной тоски”, без капли горечи... “Не отдам я эти цепи”, - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. “Цепи” привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Эта тема, сквозная для творчества Есенина, свое логическое продолжение находит в цикле “Русь”. Здесь появляется образ народа, который вместе с природой неотделим для поэта от понятия “Русь”. Есенин вводит картины народного быта (“А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров”), а также фольклорные образы: здесь и “нечисть лесная” и колдуны Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. - С. 58.

В третьей части цикла звучат социальные мотивы, но они получают развитие в свете прежнего восприятия темы автором. Есенин описывает “годину невзгод”: собирается ополчение, нарушен мирный ход жизни. Пейзаж приобретает космический размах.

Описанное событие - рекрутский набор в деревне - выходит за рамки обыденности, превращаясь во вселенскую катастрофу:

« Грянул гром, чашка неба расколота...

Закачались лампадки небес. »

Символичны и герои цикла - “Пахари мирные”. Основа жизни русского народа, в понимании Есенина, - мирный крестьянский труд, “грабли, соха и коса”. Недаром это “родина кроткая”, поэтому воинам после битвы снится “над лучами веселый покос”. Есенин стремится исследовать народный характер, понять тайну русской души, осмыслить логику развития этой загадочной страны. Именно ощущение глубокой духовной связи с народом побудило Есенина обратиться к историческому прошлому России. Одними из первых крупных его произведений были поэмы “Марфа Посадница” и “Песнь о Евпатии Коловрате”, а позднее - “Пугачев”. Персонажи этих поэм - герои, чьи имена хранит память народная, эпические, почти былинные богатыри. Главной антитезой всех есенинских произведений исторической тематики является “воля - неволя”. Свобода для русского человека всегда была высшей ценностью, за которую не страшно вступить в бой и с самим антихристом. Новгородская вольность - идеал поэта, который впоследствии приведет его к принятию революционной идеи.

Думая о прошлом Родины, Есенин не мог не попытаться заглянуть в ее будущее. Его мечты, предчувствия, желания нашли отражение в стихах 1917 года. Есенин говорит, что принял Октябрьскую революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. “Светлое будущее” он воспринял как приход к “крестьянскому раю”, то есть к обществу, основанному на мирном труде крестьян, всеобщем равенстве и справедливости. Это утопическое “государство благоденствия” Есенин назвал Инонией. Революцию он видит как переустройство Вселенной, протест против всего старого, изжившего себя:

« Да здравствует революция.

На земле и на небесах!..

Если это солнце,

В заговоре с ними,

Мы его всей ратью

На штанах подымем. »

(“Небесный барабанщик”)

Лирический герой стихотворений революционного цикла встает во главе борцов, прокладывающих путь в светлый рай. Отказавшись от старого Бога, он занимает его место, творя свое собственное мироздание:

«Нового вознесения

Я оставлю на земле следы...

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир. »

(“Ирония”)

Героям “Небесного барабанщика”, творцам нового рая, не страшно посягать на святое. Небеса становятся досягаемыми, и это по ним так бесстрашно и стремительно марширует “рать смуглая, рать дружная”, предводительствуемая небесным барабанщиком. Возникают кощунственные образы: “слюна иконная”, “лай колоколов”.

Есенин понимает, что для создания “крестьянского рая” необходимо пожертвовать прежней Родиной - дорогим его сердцу укладом; должны уйти в прошлое “в ризах образа” и “на лугах веселый пляс”. Но он согласен на эту жертву ради того, чтобы обрести наконец “луговой Иордань”, где верят в нового бога, “без креста и мух”, и где на землю сходят апостол Андрей и Богоматерь.

Но вскоре проходит пыл безоглядного, почти фанатического увлечения революционными идеями. “...Идет совсем не тот социализм, о котором я думал”, - говорит Есенин. Свое новое понимание он выражает в стихотворении “Письмо к женщине”, где сравнивает Россию с кораблем в качке. Эта поэма созвучна более раннему стихотворению “Сорокоуст”, где лирический герой приходит к полному разочарованию и отчаянию: ..

«Трубит, трубит погибельный рог

Как же быть, как же быть теперь нам?..»

Уже без юношеской романтики, с позиций зрелого человека Есенин смотрит на происходящее и рисует реальные картины народной жизни. В поэме “Анна Снегина” он показывает, чем закончилась для русской деревни “борьба за Инонию”. К власти пришли такие, как братья Оглоблины, Прон и Лабутя: “Их нужно б в тюрьму за тюрьмой...” Поход небесного барабанщика завел в тупик:

«Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Пропала Расея, пропала...

Погибла кормилица-Русь...»

Но это - его Родина, и лирический герой не способен от нее отречься, что бы ни случилось. Последний период творчества Есенина (20-е годы) можно назвать “возвращение на Родину”, в созвучии со стихотворением 1924 года Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 198.

Лирический герой этих лет приобретает черты лица трагического. Возвращаясь после долгих лет метаний и поисков себя в родительский дом, он с горечью убеждается, что “в одну реку нельзя войти дважды”. Все изменилось: ушла молодость, а вместе с ней - мечты о подвиге и славе; разрушен старый, привычный уклад жизни... Навсегда ушла прежняя Родина. Жизнь - это бушующее море, но теперь на гребне волны уже другое поколение (“Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”). Лирический герой оказывается чужим в родном краю, как “пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны”. Единственное, что у него осталось - это “Милая лира” и прежняя, неподвластная времени, любовь к Родине. Пусть этот “край осиротелый” уже не тот, что раньше (“Колокольня без креста”, “Капитал” вместо Библии), и в Руси Советской осталось мало от той, ушедшей, “родины кроткой”. Лирический герой по-прежнему неразрывно связан с Родиной, и ни время, ни испытания, ни “гуща бурь и вьюг” не смогли порвать “цепей”, о которых писал Есенин в самом начале своего пути.

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово “Родина”: она “кроткая” и “буйственная” одновременно.

Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

« Жаль, что кто-то нас смог рассеять

И ничья непонятна вина

Поэт лишь молится некоей высшей силе, надеется на чудо:

Защити меня, влага нежная,

Май мой синий, июнь голубой...»

Появляются и уходят временные ориентиры и идеи, но вечное всегда остается вечным. Об этом и сказал Есенин в одном из своих поздних стихотворений “Русь Советская”:

Но тогда,

Когда во всей планете.

Пройдет вражда племен, .

Исчезнет ложь к грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.»

Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Быть поэтом – это значит то же
«Если правды жизни не нарушить
Рубцевать себя по нежной коже
Кровью чувств ласкать чужие души»
Есенин

Горька судьба поэтов всех времён
Тяжелее всех она казнит Россию.
«Я пел тогда, когда мой край был болен»
Есенин

Великий русский поэт XX века, Сергей Александрович Есенин, родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, а погиб в 1925 году. Тридцать лет, что это? Это ничтожно малый отрезок жизни, но что успел сделать Есенин за этот промежуток? То, что дал нам этот человек, это целый мир, это задушевная песнь о великом и вечном – о России. Есенин утверждал: «Нет поэта без родины; Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».
Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе настоящего художника, для которого Родина – это жизнь. Россия! Какое хорошее слово: и «роса», и «сила», и «синее что-то». Время Есенина – время крутых поворотов, и оно отразилось в его поэзии. Вот названия некоторых стихотворений, в которых обозначена тема родины:

«Тебе одной плету венок» (1915)
О Русь, покойный уголок
Тебя люблю, тебе и верую.
«Русь» (1914), «О Русь, взмахни крылами» (1917), «Очарь» (1917) и т.д.
Говоря о России, её судьбе, поэт рассказывает и о своей судьбе. «Вся моя автобиография в моих стихах» - писал Есенин. Вначале, до революции, вся полнота жизни молодого поэта прослеживается в его творчестве. Он любуется своей Русью, и чувство радости присутствует в каждой строчке. «Гой ты, Русь, моя родная» (1914), «Спит ковыль равнина дорогая…», «Радуясь, свирепствуя и мучаясь хорошо живётся на Руси», «Запели тёсаные дроги» (1916) – О Русь - малиновое поле.
Мир народно-поэтических образов окружал Есенина с детских лет. И это способствовало написанию такого рода произведений. В стихах Есенина запечатлён прекрасный облик нашей родины. Родина – это и люди России, и её природа. Русская природа помогает раскрыть душу поэта, а «душа его поле безбрежное. Его душа радуется, плачет вселяет надежду, горюет в зависимости от того, что происходит с его родиной. Трудная судьба у его родины!
«О Русь, взмахни крылами
Поставь иную крепь
С иными именами
Встаёт иная степь».
Своими стихами поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое время он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным. Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта. Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И ранняя поэзия Сергея Есенина помогает нам в этом.
Судьба России и судьба поэта усложняется после революции и гражданской войны. С какой горечью он пишет в стихотворении «Возвращение на родину»:
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест
Теперь и богу негде помолиться
Уж и хожу украдкой нынче в лес.
***
Ах, милый край!
Не тот ты стал, не тот.
Да, уж и я, конечно,
Стал не прежний.
Боль, утрата опоры под ногами, его не устраивают, он хочет быть «певцом и гражданином». Россию вели к «новой» жизни, и Есенин сам хотел в этом разобраться. Ему жаль разрушенной вечной России:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
Побывав в Европе, Есенин осознал, что России нужны перемены, но то что он видел: разрушения, разорение русской земли, деревень. И его душа этого принять не могла. Свое состояние он выражает в стихотворении «Русь уходящая»:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Есенин хотел видеть мощь своей страны, но чувствовал неуверенность в своей судьбе:
Я не знаю, что будет со мною…
Может в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную нищую Русь…
В декабре 1925 года выходит цикл стихов, которые условно называют «зимний». Главное здесь воспоминания о своей жизни.
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил –
Так я ещё никогда не думал.
Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею и не печален.
Мне всё равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
Это последний аккорд есенинской лирики, а затем и роковой спад его творческой деятельности. Из писем – «Тоска смертная…чую себя здесь чужим и ненужным».
В России началась травля крестьянских поэтов. Есенин погиб. Ему, наверное, не было места в надвигающеёся коллективизации… с его любовью ко всему живому и в первую очередь к людям.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
(«Мы теперь уходим понемногу»)